— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.51.81.004 УДК 371.2(470.620)"17/20"
КАЗАЧЬИ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Емельянов Ю.Н.
филиал Кубанского государственного университета, г. Славянск-на-Кубани
Аннотация. Изучение и анализ деятельности казачьих кадетских корпусов является актуальным. В настоящее время в Краснодарском крае, как и в других казачьих регионах России, продолжается процесс развития реестровых войсковых казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной службы. Автор статьи объясняет необходимость вести образовательную и воспитательную работу с казачьей молодёжью, способной в будущем руководить казачьими структурами по выполнению государственных задач любой сложности. Раскрыта роль кадетских традиций, согласно которым подростки в кругу своих сверстников, под руководством опытных педагогов-офицеров и казаков-наставников, проникаются чувством патриотизма, закаляются духовно и физически, привыкают к порядку и дисциплине, вырабатывают ответственность и служебное рвение. Показано значение современных казачьих кадетских корпусов - учебных учреждений интернатного типа - они создают кадетам особую специфическую среду для прохождения казачьей социализации, развития высоких человеческих качеств полезных Отечеству.
Ключевые слова: история, Кубанское казачье войско, казачий кадетский корпус, интернат, кадеты, образование, воспитание, традиции, казаки-наставники, православие.
COSSACK CADET CORPS IN THE KRASNODAR TERRITORY: HISTORY AND MODERN SIGNIFICANCE
Yuri N. Emelyanov
branch of the Kuban State University, Slavyansk-on-Kuban
Abstract. The study and analysis of the activities of the Cossack cadet corps is relevant. Currently, in the Krasnodar Territory, as in other Cossack regions of Russia, the process of development of registered military Cossack societies that have assumed obligations to perform public service continues. The author of the article explains the need to conduct educational and educational work with the Cossack youth, who in the future will be able to lead Cossack structures to fulfill state tasks of any complexity. The role of cadet traditions is revealed, according to which teenagers in the circle of their peers, under the guidance of experienced teachers-officers and Cossack mentors, imbued with a sense of patriotism, hardened spiritually and physically, get used to order and discipline, develop responsibility and service zeal. The importance of modern Cossack cadet corps - boarding - type educational institutions is shown - they create a special specific environment for cadets to undergo Cossack socialization, the development of high human qualities useful to the Fatherland.
Keywords: history, Kuban Cossack army, Cossack cadet corps, boarding school, cadets, education, upbringing, traditions, Cossack mentors, Orthodoxy.
Введение. В 1990-е гг., в Краснодарском крае, как и в других, исторически казачьих регионах Российской Федерации, стало развиваться общественное движение за возрождение казачества. В программных документах всех казачьих организаций, учрежденных в районах края, обязательно имелся пункт, который касался образования и воспитания кубанской молодёжи. Члены казачьих обществ - потомки казаков и их сторонники прекрасно осознавали необходимость воспроизводства казачьего социума, сохранения и передачи последующим поколениям историко-культурных традиций казачества и его поведенческих соционормативов. Выполнить эту задачу в рамках самих казачьих общественных объеди-
нений не представлялось возможным, так как с первых дней возрождения казачества стало очевидным, что молодёжь в казачьем движении представляла значительное меньшинство - возраст казаков основного состава превышал 40-летний рубеж. Весьма редким было явление, когда возрождать казачество подключались все поколения семей из казачьих родов. В этих условиях атаманы казачьих структур, для охвата казачьей идеей широких масс молодёжи, стали говорить о необходимости создания казачьих классов и клубов для кубанских школьников. Предполагалось включить в существующую систему образования и воспитания казачий компонент, приобщить учащихся к казачьему возрож-
— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —
дению и, таким образом, через несколько лет значительно расширить казачьи ряды.
Идея количественного и качественного усиления современного казачества за счёт молодёжи, задействованной в системе государственных образовательных структур, быстро распространилась в муниципальных образованиях Краснодарского края. Интерес был вызван тем, что, помимо казачьего аспекта, решались и вопросы улучшения духовно-нравственного воспитания детей с применением ярких и привлекательных элементов традиционной казачьей культуры [1, с. 46-52].
Не менее перспективным стал проект об учреждении для казачат образовательных учреждений интернатного типа, наподобие ранее существовавших в Российской империи кадетских корпусов. Суть замысла сводилась к тому, чтобы новые казачьи кадетские корпуса готовили будущую казачью элиту. Для успешного осуществления задуманного надлежало создать соответствующие материально-технические условия, правила приёма и методики обучения.
Формирование казачьего кадетского образования в Краснодарском крае началось с города Краснодара. Здесь, в 1994 г., открылся первый казачий кадетский корпус - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча». Корпус был учрежден по инициативе Кубанского казачьего войска при взаимодействии управления образования администрации Краснодарского края и вошёл в структуру краевого управления образования. Долгое время он оставался единственным на Кубани государственным общеобразовательным учреждением интернатного типа военизированного характера обучения и казачьего воспитания молодежи. С момента открытия корпус приобрёл широчайшую популярность в казачьих обществах Краснодарского края. Желание поступить в него на обучение стало неотступным для многих детей Кубани, причём, не только из семей потомственных казаков. В скором времени кандидатам на поступление стало необходимо проходить весьма строгий конкурсный отбор, что создавало условия для формирования элитного состава обучающихся на начальном этапе. В первую очередь, кандидату надлежало заручиться поддержкой казачьего общества по месту постоянного проживания и получить от него рекомендацию, заверенную атаманом. В образовательное учреждение для будущей казачьей элиты не допускались кандидаты, состоящие на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.
Таким образом, исключались намерения избавиться на местах от «трудных» подростков и перенаправить их на воспитание коллективу корпуса.
Поступление в казачий кадетский корпус сопряжено с тщательным отбором кандидатов. При приёме в корпус особо учитывается состояние здоровья и физическое развитие поступающих.
Приёмная комиссия действует по принципу: «Главное здоровье кадетов, а любить Родину и служить ей их научат!». Кроме того, кандидату надлежит в теории и на практике подтвердить знания казачьих историко-культурных традиций. Например, во время собеседования испытуемому необходимо, в первую очередь, обратиться к святому образу на иконе в той аудитории, где работает приёмная комиссия, а затем представиться экзаменаторам и ответить на вопросы по истории кубанского казачества.
Впоследствии, порядок приёма в Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Ба-быча распространился на все образовательные учреждения подобного типа, которые стали открываться в Краснодарском крае уже в начале XXI в. Один за другим были созданы: Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева, Бриньковский казачий кадетский корпус имени М.Я. Чайки, Курганинский казачий кадетский корпус, Новороссийский казачий кадетский корпус, Ейский казачий кадетский корпус. В 2015 г. возникла потребность открыть филиал старейшего казачьего кадетского корпуса - ГБОУ КШИ КККК имени атамана М.П. Бабыча в г. Крымске. С сентября 2017 г. начал работу самый молодой, на сегодняшний день, казачий корпус - кадетская школа-интернат «Тимашевский казачий кадетский корпус» [2].
Особое значение возымел жизненный этап, который был определен для кандидатов в корпус -выпускники 6-х классов (13-14 лет) - начало переходного возраста, когда мальчикам необходимы новые формы воспитательного воздействия. Этот момент полностью соответствует традиционной системе социализации казачьей молодёжи - в казачьих общинах имперского периода мальчики 13-14 переводились в статус «подказачники», что сопровождалось военными тренировками с настоящим оружием и участием, наряду с взрослыми казаками, в ежегодных военно-полевых сборах в казачьих лагерях [3].
Обсуждение. Исследовательский интерес отечественных историков к деятельности современных кадетских корпусов стал проявляться с момента их создания. Уже в 2002 г. В.Н. Мироновым была подготовлена кандидатская диссертация на тему «Кадетские образовательные учреждения в России», где кадетское образование оценивается весьма высоко. Приводятся веские аргументы потребности в кадетских корпусах интернатного типа, и представляется высокая значимость кадетского воспитания в современном российском обществе. Кадетские корпуса рассматриваются как центры духовно-нравственного, патриотического и военного воспитания, способные подготовить профессиональных и преданных защитников Отечества. Однако, по мнению специалиста, оправдать ожидаемые надежды кадетские корпуса смогут при условии наличия единой государственной политики в отношении создания корпусов, фи-
— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —
нансирования их деятельности, унифицированной учебно-методической базы и центрального органа управления всей системой кадетского образования. Подготовка педагогических кадров для столь специфических учебно-воспитательных учреждений тоже требует самого пристального внимания [4].
В 2003 г. Т.И. Буковская в своей диссертационной работе о кадетском образовании в России отводит большую роль использованию опыта кадетских корпусов и суворовских училищ в современной системе обучения и воспитания [5].
Г.О. Мациевский, исследуя проблемы современной системы казачьего образования на Кубани, акцентирует внимание на неподдельном интересе и заботливом отношении органов власти, казачьих объединений и кубанской общественности к совершенствованию качества системы казачьего образования. Обозначив большое значение казачьего воспитательного и образовательного компонента для духовно-нравственного обогащения молодёжи, снижения преступности и межнациональной консолидации в регионе, исследователь указывает на учебно-методические аспекты, требующие значительной доработки: дополнить обязательные казачьи дисциплины, активизировать работу казаков-наставников, обеспечить обучающихся и преподавателей учебным материалом [6].
В.А. Вазлеев, рассуждая о причинах возросшего интереса к кадетскому образованию в современной России, приводит объяснение этому явлению - стремление восполнить недостаток потенциальных абитуриентов в высшие военные учебные заведения, который возник в конце прошлого века, когда падал престиж воинской службы [7].
Е.Е. Седова и С.В. Пономарева в работе «Преемственность воспитательных традиций в кадетских корпусах» показывают роль традиций как важнейшую скрепу системы кадетского воспитания. Авторы выявляют факторы, формирующие специфические традиции в кадетских корпусах, которые, в свою очередь, становятся инструментом сотворения в воспитанниках особого кадетского духа и шарма. Выдержки из воспоминаний бывших кадет повествуют об особом воспитательном воздействии на юношей традиций ношения военной формы, товарищеской взаимовыручки, почитания старших младшими. В качестве примера осуществления преемственности полезных кадетских традиций здесь приводится метод проведения уроков мужества, экскурсий по местам боевой славы, участия в торжественных парадах. Особая миссия современных кадетских корпусов в данном исследовании отводится заботе офицеров-преподавателей о воспитании мужского характера у мальчиков из неполных семей или сирот [8].
Из приведённых примеров обсуждения проблемы следует, что практически все исследователи
находят полезным использовать опыт работы российских кадетских корпусов имперского периода, а также их советских аналогов - суворовских и нахимовских училищ. Выпускники этих учебных заведений всегда выделялись высоким уровнем духовности, образования, глубоким чувством патриотизма и бескорыстным служением Отечеству.
Результаты. Современные казачьи кадетские корпуса Краснодарского края постепенно приобретают значение как в деле возрождения историко-культурных традиций кубанского казачества, так и во всём образовательном пространстве региона.
Находясь на обучении в казачьих кадетских корпусах интернатного типа, погружаясь в обособленную среду социализации, молодые люди получают не только знания по общеобразовательным дисциплинам, но также осваивают историю и традиции кубанского казачества, проникаются жизнью и делами современного Кубанского казачьего войска. Находясь вдали от родного дома, в условиях, где исключена чрезмерная родительская опека, под руководством суровых педагогов -профессиональных офицеров и казаков-наставников казаки-кадеты быстрее и в большей степени приобретают самостоятельность и выносливость. С другой стороны, в кадетских корпусах находят приют и возможность получить путёвку в жизнь дети-сироты, дети из малоимущих и неполных семей. Например, в 2012 г. только в Кубанском казачьем кадетском корпусе имени атамана М.П. Бабыча обучалось более 70 % воспитанников из социально необеспеченных категорий населения. В условиях совместного проживания подростки на практике осваивают традиции воинского братства, взаимопомощи и взаимовыручки.
Духовно-нравственный аспект является неотъемлемой частью казачьего воспитательного процесса. За каждым кадетским корпусом прикреплён духовник - священник Русской православной церкви, который приобщает кадет к православной культуре: беседует на религиозные темы, приводит их на богослужения в храм в воскресные дни и на православные праздники. В жилых помещениях обустроены молельные комнаты с православной библиотекой [9]. Всё это необходимо для формирования основной составляющей казачьей ментальности - готовности в любой момент пожертвовать жизнь за Веру и Отечество [10, с. 96].
Приоритетной задачей всех кадетских корпусов является военно-патриотическая подготовка. Сюда входит освоение начальных навыков воинского дела, развитие физической силы, выносливости и дисциплинированности, формирование патриотического сознания, ответственности и служебного рвения.
Достижение высокого эстетического уровня кадет невозможно без развития их творческих способностей, освоения правил этикета, гигиены и
— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —
манер поведения. Современным кадетам созданы для этого необходимые условия - в казачьих кадетских корпусах по программам дополнительного образования работают разнообразные кружки: технические, интеллектуальные, художественные, музыкальные [11].
По большому счёту, надежды, возлагаемые в конце ХХ в., получили оправдание - кадетское образование стало давать результаты: к концу 2020 г. семь казачьих кадетских корпусов Краснодарского края обучали до 1300 человек. 90 % выпускников пополняют Кубанское казачье войско и вливаются в ряды первичных казачьих обществ по месту жительства либо по месту учёбы (половина кадет-выпускников поступает для получения высшего образования в военные и гражданские вузы крупных городов региона) [12].
Для дальнейшего совершенствования системы казачьего кадетского образования на Кубани необходимо:
- координировать работу руководителей учебных учреждений данного типа;
- расширить взаимодействие Управления по делам казачества, Министерства образования и Министерства обороны по подготовке унифицированных учебно-воспитательных планов и программ преподаваемых дисциплин.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
При достаточном количестве кадровых офицеров, перешедших на гражданскую службу в кадетские корпуса, остаётся актуальной проблема профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, которые на достойном уровне будут сами разбираться в казачьей специфике и смогут привить «казачий дух» своим воспитанникам.
Заключение. Таким образом, при рассмотрении проблемы истории создания и значения современных казачьих кадетских корпусов в Краснодарском крае, следует вывод о том, что идея возрождения кадетского образования в конце ХХ в. дала определенные результаты. Кадетские корпуса в регионе стали образцовыми учебными заведениями, где формируется будущая элита кубанского общества. Кадеты, воспитанные на воинских и казачьих традициях служения вере и отечеству, представляют собой отличный кадровый потенциал для всех сфер жизни, прежде всего, армии, силовых ведомств и реестрового казачества. Интернатный тип воспитания и обучения приобретает большую социальную значимость ещё и тем, что даёт возможность детям из неблагополучных семей и сиротам пройти полезную социализацию. Молодёжь, воспитанная на историко-культурных и духовных традициях кубанских казаков, станет оплотом возрождённого казачества и движущей силой его адаптации к современным условиям службы во благо государственных интересов.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Александров С.Г. Военно-физическая подготовка казачьей молодёжи в районах Краснодарского края. Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры / С.Г. Александров // Материалы научно-практической конференции (посёлок Тульский, 13 мая 1998 г.). Майкоп : Адыгейское республиканское книжное издательство, 1998. 84 с.
2. Кадетские корпуса - современная площадка подготовки будущих атаманов и защитников нашей Родины // Союз казачьей молодёжи Кубани. URL : ИйрвУ/скмк.рф/касЫБкю-когрива (дата обращения 14.10.2023).
3. Емельянов Ю.Н. Специфика военно-сословных представлений и социальной организации кубанского казачества в XIX - начале XX века : монография / Ю.Н. Емельянов; Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. Славянск-на-Кубани : ООО фирма «АЛЕВ», 2017. 160 с.
4. Миронов В.Н. Кадетские образовательные учреждения в России: История и современность: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук / Миронов Владимир Николаевич; Красноярский государственный педагогический университет. Красноярск, 2002. 238 с. URL : https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002339710 (дата обращения 22.10.2023). Режим доступа: по подписке. С. 194-206.
5. Буковская Т.И. Кадетские корпуса: История, этапы становления и развития военного образования в России: специальность 07.00.02 «Отечественная история» : дис. ... на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Буковская Татьяна Ивановна; СПбГУ. СПб., 2003. 162 с. URL : https:// rusneb.ru/catalog/000199_000009_003296085 (дата обращения 22.10.2023). Режим доступа: по подписке. С.150-162.
_— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
6. Мациевский Г.О. Современная система казачьего образования на Кубани: этапы развития и особенности / Г.О. Мациевский // Педагогика и просвещение. 2017. № 3. С. 20-33. URL : https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=23475 (дата обращения 15.10.2023).
7. Вазлеев, В. А. Кадетские корпуса современной России / В.А. Вазлеев // Молодой учёный. 2018. № 3 (189). С. 175-178. URL : https://moluch.ru/archive/189/47828 (дата обращения 22.10.2023).
8. Седова Е.Е. Преемственность воспитательных традиций в кадетских корпусах (на примере Воронежского Михайловского кадетского корпуса) / Е.Е. Седова, С.В Пономарева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 1(294). С. 20-24. URL : http://izvestia.vspu.ac.ru/ content/izvestia_2022_v294_N1/20-24.pdf (дата обращения 22.10.2023).
9. Лопатин Ю.В. Опыт организации обучения и воспитания учащихся казачьих кадетских корпусов / Ю.В. Лопатин, В.А. Худик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. Т. 3. № 4. С. 79-86. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=20463126 (дата обращения 15.10.2023).
10. Емельянов Ю.Н. Генезис и особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII -начало XX вв.) : монография. Славянск-на-Кубани : Издательский центр СГПИ, 2007. 139 с.
11. Жукова Е.Ю. Генезис системы кадетского образования в России / Е.Ю. Жукова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1(6). С. 72-78. URL : https://elibrary.ru/item.asp? id=21967274 (дата обращения 21.10.2023).
12. Казачьи кадетские корпуса: кузница будущего Кубани и Кубанского казачьего войска» // Кубанские новости: сетевое издание: сайт. URL : https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/10/22/kazachi-kadetskie-korpusa-kuznitsa-budushchego-kubani-i-kubanskogo-kazachego-voyska (дата обращения 14.11.2023).
References:
1. Alexandrov S.G. Military-physical training of Cossack youth in the districts of the Krasnodar Territory. Problems of studying and promoting Cossack culture / S.G. Alexandrov // Materials of the scientific and practical conference (Tulsky settlement, May 13, 1998). Maykop : Adygea Republican Book Publishing House, 1998. 84 p.
2. Cadet corps - a modern training ground for future atamans and defenders of our Motherland // Union of Cossack youth of Kuban : website. URL : https://скмк .Russian Federation/kadetskie-korpusa (date of the application 14.10.2023).
3. Emelyanov Yu.N. Specifics of military-class representations and social organization of the Kuban Cossacks in the XIX - early XX century : monograph / Yu.N. Emelyanov; Branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban. Slavyansk-on-Kuban : LLC firm «ALEV», 2017. 160 p.
4. Mironov, V. N. Cadet educational institutions in Russia : History and modernity : specialty 07.00.02 «National History» : dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences / Mironov Vladimir Nikolaevich; Krasnoyarsk State Pedagogical University. Krasnoyarsk, 2002. 238 p. URL : https://rusneb.ru/catalog/000199_ 000009_002339710 (date of the application 10/22/2023). Access mode: by subscription. Bibliogr. P. 194-206.
5. Bukovskaya T.I. Cadet corps: History, stages of formation and development of military education in Russia: specialty 07.00.02 «Domestic history» : dis. ... for the degree of Candidate of Historical Sciences / Bukovskaya Tatiana Ivanovna; St. Petersburg State University. SPb., 2003. 162 p. URL : https://rusneb.ru/cata log/000199_000009_003296085 (date of the application 10/22/2023). Access mode: by subscription. Bibliogr. P. 150-162.
6. Matsievsky G.O. Modern system of Cossack education in the Kuban: stages of development and features / G.O. Matsievsky // Pedagogy and education. 2017. № 3. P. 20-33. URL : https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=23475 (date of the application 10/15/2023).
7. Vazleev V.A. Cadet corps of modern Russia / V.A. Vazleev // Young Scientist. 2018. № 3(189). P. 175-178. URL : https://moluch.ru/archive/189/47828 (date of the application 10/22/2023).
8. Sedova E.E. Continuity of educational traditions in cadet corps (on the example of the Voronezh Mikhailovsky Cadet Corps) / E.E. Sedova, S.V. Ponomareva // Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University. 2022. № 1(294). P. 20-24. URL : http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2022_v294_N1/20-24.pdf (date of the application 10/22/2023).
9. Lopatin Yu.V. Experience in the organization of training and education of students of Cossack cadet corps / Yu.V. Lopatin, V.A. Khudik // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2012. Vol. 3. № 4. P. 79-86. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=20463126 (date of the application 10/15/2023).
10. Emelyanov Yu.N. Genesis and features of the class mentality of the Kuban Cossacks (late XVIII - early XX centuries) : monograph. Slavyansk-on-Kuban : Publishing Center SSPI, 2007. 139 p.
11. Zhukova E.Yu. The genesis of the cadet education system in Russia / E.Yu. Zhukova // Scientific support of the personnel training system. 2011. № 1(6). P. 72-78. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21967274 (date of the application 10/21/2023).
12. Cossack cadet corps: the forge of the future Kuban and the Kuban Cossack army» // Kuban news : online edition : website. URL : https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/10/22/kazachi-kadetskie-korpusa-kuznitsa-bu dushchego-kubani-i-kubanskogo-kazachego-voyska (date of the application 14.11.2023).
— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Емельянов Юрий Николаевич
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории, обществознания
и педагогических технологий филиала
Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
Кубанский государственный университет,
г. Славянск-на-Кубани
I об авторе
Yuri N. Emelyanov
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor of the Department of History,
Social Studies and Pedagogical Technologies
of the branch of the Federal State Budgetary
Educational Institution of Higher Education
Kuban State University,
Slavyansk-on-Kuban