Научная статья на тему 'МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА'

МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТЫ В МУЗЕЕ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / МУЗЕЙ КАЗАЧЬЕГО БЫТА / МУЗЕЙ ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА / МУЗЕЙ - МАШИНА ВРЕМЕНИ / КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немцева Лиана Якуповна, Лобанова Елена Геннадьевна

Музейная деятельность давно заняла достойное место в воспитании подрастающего поколения, формировании личности гражданина и патриота. Историческое пространство, представленное в различных артефактах, воздействует на сознание человека через чувственное восприятие и рациональное представление, переходящее в знание. Музейная педагогика обладает своими специфическими средствами и методами воспитания и обучения. В статье представлена роль музея как модели многомерного мира, в которой переплетается опыт рационального и чувственного познания, и это обусловливает необходимость существования музейной педагогики. Описывается участие казачьей общественности в осуществлении воспитательной работы в профессиональной образовательной организации; использование разных методов включения студентов в проектную деятельность; актуализация поисковой краеведческой деятельности; роль музейной педагогики в воспитании патриотизма у студентов казачьего кадетского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немцева Лиана Якуповна, Лобанова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COSSACK CADET CORPS

Museum activity has taken its rightful place in the upbringing of the younger generation, the formation of the personality of a citizen and a patriot. The historical space, presented in various artifacts, affects the human consciousness through sensory perception and rational representation, which turns into knowledge. Museum pedagogy has its own specific means and methods of education and training. The article presents the role of the museum as a model of a multidimensional world, in which the experience of rational and sensory cognition is intertwined, and this necessitates the existence of museum pedagogy. The participation of the Cossack community in the implementation of educational work in a professional educational organization is described. The using different methods of involving students in project activities are shown. The actualization of the local history search activity and the role of museum pedagogy in the education of patriotism among students of the Cossack cadet corps are described in this article.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА»

professional'nogo obrazovanija : posob. dlja kuratorov akad. grupp vuzov [Methods for selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-YUD-VPO) in an educational institution of higher professional education: manual. for curators acad. groups of universities]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2013, 64 p. (In Russian)

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор кафедры теории, методики и менеджмента в дошкольном образовании ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Molchanov Sergey Grigorievich, Professor of the Department of Theory, Methodology and Management in Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Сведения для цитирования: Немцева, Л. Я. Музей в образовательном процессе казачьего кадетского корпуса / Л. Я. Немцева, Е. Г. Лобанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — №2 1 (29). — С. 128-132.

УДК 377+069 ББК 79.1

МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Л. Я. Немцева, Е. Г. Лобанова

Музейная деятельность давно заняла достойное место в воспитании подрастающего поколения, формировании личности гражданина и патриота. Историческое пространство, представленное в различных артефактах, воздействует на сознание человека через чувственное восприятие и рациональное представление, переходящее в знание. Музейная педагогика обладает своими специфическими средствами и методами воспитания и обучения. В статье представлена роль музея как модели многомерного мира, в которой переплетается опыт рационального и чувственного познания, и это обусловливает необходимость существования музейной педагогики. Описывается участие казачьей общественности в осуществлении воспитательной работы в профессиональной образовательной организации; использование разных методов включения студентов в проектную деятельность; актуализация поисковой краеведческой деятельности; роль музейной педагогики в воспитании патриотизма у студентов казачьего кадетского корпуса.

Ключевые слова: музейная педагогика, проектный подход, проекты в музее, воспитание патриотизма, музей казачьего быта, музей истории казачества, музей — машина времени, казачий кадетский корпус.

ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус» имеет богатую историю и является одним из старейших в Челябинской области, из его стен получили путевку в жизнь много дипломированных специалистов. В октябре 2019 года техникуму исполнилось 85 лет. С 1 сентября 2012 года на базе Верхнеуральского агротехно-логического техникума открыт казачий кадетский корпус.

Одним из основных направлений воспитательной работы казачьего кадетского корпуса является создание условий для формирования личности гражданина и патриота. Система дополнительного образования казачьего кадетского корпуса используется для мотивации кадетов к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется изучению истории казачества, казачьих ценностей, основанных на богатой

культуре, традициях и обычаях казачества. Реализация многих краеведческих и музейных проектов включала работы: полевые, архивные, коммуникативные, интерактивные и др. [1; 2].

Процесс познания мира, его цельности и со-подчиненности явлений и процессов происходит в жизни человека постоянно по причине перманентности мира и трансформации коммуникативных процессов. Сейчас как никогда ранее с большой определенностью ощущается многомерная структура коммуникаций, в которой человек с раннего возраста включен в процесс познания мира.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой переплетается опыт рационального и чувственного познания, вызывает необходимость обращения к музейной педагогике. Музей как институт социальной памяти, социального взаимодействия и социального проектирования имеет сегодня много возможностей выхода в социум — и на уровень индивидуума, и на уровень групп, и в свободный коммуникационный доступ [3].

Внедрение проектной технологии в музейную педагогику является одним из наиболее мощных современных средств, обеспечивающих значительную коммуникационную эффективность. Проектная деятельность, в которую вовлекаются молодые люди, активно занимающиеся музейным делом, учит самостоятельно мыслить, рефлексировать при решении проблем, получать новые знания, добиваться результатов на пути познания мира [4; 5].

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею с его служителями, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры [6].

Роль педагогов, организующих такое культурно-историческое пространство на местах, очень благородна и важна.

В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере данное утверждение относится к казачеству. Истории казаков посвящено огромное количество книг. Казачья слава всегда находила свое отражение не только в сказаниях и легендах, но и в различных материальных вещах, таких как именное

оружие, награды, знамена. Многие потомственные казачьи семьи хранят реликвии былой славы своих боевых предков. Казаки всегда хотели эти вещи сохранить для потомков — так и рождались музеи, которые впоследствии становились центрами культуры казачества.

Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус также решил оставить след в истории казачества. Верхнеуральский край с давних времен гордится своей боевой славой. Здесь проходили очень важные для нашей истории боевые события, связанные с великими именами, оставшимися в истории Отечества. Хорошо знать прошлое родного края, города стало для молодых верх-неуральцев делом чести, поэтому так ответственно и с любовью собирают они по крупицам исторические артефакты в свои музеи. Кроме того, город Верхнеуральск Челябинской области носит гордый статус «Музей под открытым небом».

Накануне Международного дня музеев Снежненский филиал техникума открыл обновленный вариант существовавшего ранее музея истории казачьего быта. В создании музея участвовали студенты, родители, педагоги, местное казачество. На торжественном открытии обновленного музея присутствовало много гостей, в том числе из Магнитогорска, Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Кизильско-го, Уйского районов Челябинской области, Фер-шампенуазского сельского поселения. От Кар-талинского района были представители пяти поселений: Карталов, Неплюевского, Новокаолинового, Полтавского, Снежного.

Открытие музея началось с его освящения. Далее была проведена экскурсия по музею, знакомство с экспонатами, собранными студентами, активистами музейного движения.

Во время полевых работ студенты Верхнеуральского агротехнологического техникума, участвующие в проекте «Сохраним славу», посетили много поселений, где ранее селились казаки Второго отдела Оренбургского казачьего войска и где продолжают жить их потомки, свято хранящие семейные реликвии героического прошлого своих предков. Люди с благодарностью делились воспоминаниями, песнями и материальными свидетельствами казачьей славы своих предков, понимая, что эта слава уже не канет в вечность с их уходом.

Музей «История казачества» уникален тем, что полностью посвящен жизни казаков. Богатая экспозиция позволит взглянуть на быт казачества другими глазами. Музей казачества знакомит

с историей оренбургских казаков, а также с промыслами и ремеслами уральской земли. Здесь можно увидеть мебель, иконы, фотографии, оружие, люльку, ковры и одежду позапрошлого столетия, а также живопись начала XX века и картины современных художников-казаков. В музее изучают казачью технику владения коротким оружием и историю казачьей кулинарии — здесь восстанавливают рецепты традиционной казачьей кухни начала прошлого века. В музее воссоздан интерьер казацкой комнаты, здесь располагаются раритетные утюжки и вилы — орудия труда казачек, а также шашка и плетка — традиционное оружие казаков. Экспозиция рассказывает о военной службе оренбургских казаков и знакомит с традиционной одеждой: черкеской, сапогами, папахой-кубанкой и рубахой-бешметом.

Некоторым экспонатам музея более ста лет, один из самых старинных среди них — самовар объемом 20 литров. В общей сложности основной фонд насчитывает более 500 предметов.

В музее «История казачества» хутора Снежный собран богатейший исторический и этнографический материал по истории и культуре казачества района. Разнообразие и подлинность музейных предметов, общение с работниками музея дают возможность максимально реализовать потребности обучающихся в наглядных формах обучения и удовлетворить их интерес к организации жизни и быта оренбургских казаков. Обучение будущих казаков осуществляется в форме очных и виртуальных экскурсий, занятий, музейных уроков, викторин, встреч, лекций, презентаций.

Девятого июля 2019 года музей «История казачества» принимал у себя фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Гости внимательно изучали экспонаты музея. Некоторые предметы вызвали особый интерес, например, ковер из войлока, расписанный маслом, полотенца с редким орнаментом. Часть экспонатов были отсканированы, для того чтобы разместить их изображения в этнографическом сборнике.

Сама атмосфера располагала к творчеству, и гости с удовольствием исполнили несколько казачьих песен. Они сделали и еще один подарок

музею — это книга «Песни казаков Южного Урала», диски с аудио- и видеозаписями (составитель К. А. Крылов).

Как наследники профессионального воинства России кадеты казачьего корпуса Верхнеуральского агротехнологического техникума считают своим долгом изучать и продолжать дело отцов, дедов и прадедов. Большую роль в этом играет музей истории и традиционной культуры южноуральского казачества при Верхнеуральском агротехнологическом техникуме, в котором собраны и бережно хранятся материалы по истории оренбургского казачества, редкие этнографические предметы быта. Музей — это машина времени, помогающая перенестись в историческое прошлое, которое есть у каждой казачьей семьи.

Один из проектов музейной педагогики Верхнеуральского агротехнологического техникума — «Виртуальный музей казачьей славы Южного Урала». Для чего нужна музейная педагогика в сетевом пространстве? В провинциальной образовательной организации есть ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов. В этих условиях очень трудно включить обучающихся в сферу культуры. Виртуальный музей, доступный сегодня для каждого пользователя компьютера, должен помочь обучающемуся, географически оторванному от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него систему ценностей.

Педагогический коллектив казачьего кадетского корпуса, состоящий из педагогов головного техникума (Верхнеуральский) и четырех филиалов (Уйский, Фершампенуазский, Кизильский и хутора Снежный) — это коллектив творческий, активно внедряющий в практику работы профессиональной образовательной организации передовые педагогические технологии, учебные пособия и средства нового поколения; реализующий основные положения концепции личностно ориентированного образования, системно-дея-тельностного подхода и программы, использующие этнокультурный казачий компонент [7; 8].

Музей выступает в роли общественного научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы воспитания молодого поколения современными средствами музейной педагогики.

Библиографический список

1. Докшин, А. Я. Система патриотического воспитания в Верхнеуральском агротехноло-гическом техникуме — казачьем кадетском корпусе / А. Я. Докшин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2. — С. 95-101.

2. Суйкова, О. А. Музейная педагогика в воспитании патриотизма у студентов СПО / О. А. Суйкова // Управление качеством среднего профессионального образования: модели

и механизмы : материалы Регион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24 сентября 2020 г.). — Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. — С. 82-86.

3. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. — Москва : Высшая школа, 2004. — 216 с. — ISBN 5-06-005235-4.

4. Юрьева, Г. Ф. Описание технологии «Музейная педагогика» / Г. Ф. Юрьева // Персональный сайт Г. Ф. Юрьевой. — URL: https://yuryeva-ds27-schel.edumsko.ru/folders/post/1605524 (дата обращения 18.09.2020).

5. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности : учеб. пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск : Ассоциация «Научная книга», 2007. — 131 с.

6. Галкина, Т. В. Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодежной аудиторией / Т. В. Галкина // Вестник ТГПУ. — 2009. — Вып. 8 (86). — С. 5-8.

7. Кудряшова, Е. В. Студенческое самоуправление как фактор повышения уровня патриотизма студентов профессиональных образовательных организаций / Е. В. Кудряшова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3. — С. 97-104.

8. Берсенева, Е. В. Проект как технология образования в процессе воспитания и социализации личности / Е. В. Берсенева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3. — С. 87-98.

For citation: Nemtseva, L. Ya. Museum in the educational process of the Cossack cadet corps / L. Ya. Nemtseva, E. G. Lo-banova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 128-132.

MUSEUM IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COSSACK CADET CORPS

L. Ya. Nemtseva, E. G. Lobanova

Museum activity has taken its rightful place in the upbringing of the younger generation, the formation of the personality of a citizen and a patriot. The historical space, presented in various artifacts, affects the human consciousness through sensory perception and rational representation, which turns into knowledge. Museum pedagogy has its own specific means and methods of education and training. The article presents the role of the museum as a model of a multidimensional world, in which the experience of rational and sensory cognition is intertwined, and this necessitates the existence of museum pedagogy. The participation of the Cossack community in the implementation of educational work in a professional educational organization is described. The using different methods of involving students in project activities are shown. The actualization of the local history search activity and the role of museum pedagogy in the education of patriotism among students of the Cossack cadet corps are described in this article.

Key words: museum pedagogy, project approach, projects in the museum, education of patriotism, museum of Cossack life, museum of history of the Cossacks, museum — time machine, Cossack cadet corps.

References

1. Dokshin A. Ya. Sistema patrioticheskogo vospitanija v Verhneural'skom agrotehnologicheskom tehnikume — kazach'em kadetskom korpuse [The system of patriotic education in the Verkhneuralsk agro-technological technical school — the Cossack cadet corps], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 2, pp. 95-101. (In Russian)

2. Suikova O. A. Muzejnaja pedagogika v vospitanii patriotizma u studentov SPO [Museum pedagogy in the education of patriotism among students of secondary vocational education], Materialy Region. nauch.-prakt. konf. "Upravlenie kachestvom srednego professional'nogo obrazovanija: modeli i meha-nizmy" (g. Ekaterinburg, 24 sentjabrja 2020 g.). [Materials Region. scientific-practical conf. "Quality management of secondary vocational education: models and mechanisms" (Yekaterinburg, September 24, 2020)]. Yekaterinburg, GAOU DPO SO "IRO", 2020, pp. 82-86. (In Russian)

3. Stolyarov B. A. Muzejnaja pedagogika. Istorija, teorija, praktika [Museum pedagogy. History, theory, practice]. Moscow, Higher school, 2004, 216 p. ISBN 5-06-005235-4. (In Russian)

4. Yurieva G. F. Opisanie tehnologii "Muzejnaja pedagogika" [Description of the technology "Museum pedagogy"]. Personal site of G. F. Yurieva, available at: https://yuryeva-ds27-schel.edumsko. ru/folders/post/1605524 (accessed: 18.09.2020). (In Russian)

5. Troyanskaya S. L. Muzejnaja pedagogika i ee obrazovatel'nye vozmozhnosti v razvitii obshhekul'turnoj kompetentnosti: ucheb. posobie [Museum pedagogy and its educational opportunities in the development of general cultural competence: textbook. allowance]. Izhevsk, Association "Scientific book", 2007, 131 p. (In Russian)

6. Galkina T. V. Muzejnaja pedagogika XXI veka: social'nye i obrazovatel'nye proekty kak novaja forma raboty s detskoj i molodezhnoj auditoriej [Museum pedagogy of the XXI century: social and educational projects as a new form of work with children and youth audience], Vestnik TGPU[Bulletin of TSPU], 2009, Issue. 8 (86), pp. 5-8. (In Russian)

7. Kudryashova E. V. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor povyshenija urovnja patriotizma studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Student self-government as a factor in increasing the level of patriotism of students of professional educational organizations], Innovacion-noe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3, pp. 97-104. (In Russian)

8. Berseneva E. V. Proekt kak tehnologija obrazovanija v processe vospitanija i socializacii lich-nosti [Project as a technology of education in the process of upbringing and socialization of the individual], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3, pp. 87-98. (In Russian)

Немцева Лиана Якуповна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: liana.nemtseva.84@mail.ru

Лобанова Елена Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: elena_lobanova_65@mail.ru

Nemtseva Liana Yakupovna, teacher of the Verkhneuralsk agrotechnological technical school — Cossack cadet corps, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: liana.nemtseva.84@mail.ru

Lobanova Elena Gennadievna, teacher of the Verkhneuralsk agrotechnological technical school — Cossack cadet corps, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: elena_lobanova_65@mail.ru

Сведения для цитирования: Николаева, И. С. Формирование готовности студентов профессиональных образовательных организаций к научно-исследовательской деятельности / И. С. Николаева, И. В. Хоменко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 132-141.

УДК 377.131.11 ББК 74.57

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. С. Николаева, И. В. Хоменко

В статье обсуждается проблема повышения уровня готовности студентов профессиональных образовательных организаций к научно-исследовательской деятельности. На основе анализа научной литературы готовность студентов к научно-исследовательской деятельности рассматривается авторами как целостная характеристика личности, включающая в себя мотиваци-онные, когнитивные и операционно-поведенческие компоненты, обеспечивающие успешное функционирование студентов в новых условиях. Эта готовность предполагает наличие сформированных общих компетенций (ОК 01, ОК 02, ОК 03), предусмотренных ФГОС СПО. В статье обсуждается авторская структурно-функциональная модель готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, согласно которой показателем наилучшей готовности студентов является третий уровень — инициативный (высокий). Представлены результаты психолого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.