Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННЫЕ НАВЫКИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моргайлик Марианна Александровна

В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодежи как залога безопасности России в будущем. Внимание акцентируется на народные педагогические традиции кубанского казачества, основополагающими ценностями которого выступают нравственность, духовность, патриотизм, готовность к военной службе, составной частью которого выступают военно-физическое воспитание, военно-прикладные навыки и умения молодого человека. Сохранению самобытности кубанского казачества способствуют войсковые казачьи школы, корпуса, православные лицеи, кадетское движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF THE KUBAN COSSACKS AS MORAL PERSONALITY BASES OF EDUCATION

The article explains the importance of the patriotic education of youth as a guarantee of the security of Russia in the future. The attention is accented on the importance of the pedagogical traditions of the Kuban Cossacks, whose core values are morality, spirituality, patriotism, commitment to military service, the main part of which are the military and physical training, military-applied skills and abilities of the young person. The reservation of the identity of the Kuban Cossacks is assisted by the army Cossack schools, corps, Orthodox lyceums, military Movement.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

Они нередко выступали организаторами и руководителями крестьянских восстаний. В августе 1906 г. крестьяне села Бунина Болховского уезда Орловской губернии вывезли из имения помещика 1700 копен хлеба. Одним из руководителей этих действий был учитель Отдельнов [5, с. 129]. Сельские учителя стояли во главе выступлений крестьян против помещиков в Царевском уезде Астраханской губернии. Учитель Шестопалов руководил захватом крестьянами помещичьей земли и созданием боевых дружин из крестьянской молодежи в Чембарском уезде Пензенской губернии [5, с. 131]. Медицинские работники также продолжали отстаивать революционно-демократические принципы. Они продолжали участвовать, как и в стачечных движениях, так и профессионально помогать революционерам.

Список литературы 1. Антонов В.В. Очерки истории Московской организации Профсоюза работников образования и

науки. Тетрадь первая: конец XIX - начало ХХ века. - М.: Престиж, 2005.

2. Кузьмина Г.С. Из истории участия медицинской интеллигенции в первой русской революции. - М.: ИТМИО РАО, 1992.

3. Повадин, С.П. Медицинские служащие Москвы в 1905 г. - М.: МГЗПИ, 1984.

4. Самарцева Е. И. Российская интеллигенция до октября 1917 года. - Тула, 1998.

5. Семенова Н.С. Учительская интеллигенция и партия социалистов-революционеров (1902-1907 гг.). - Кострома, 1997.

6. Слонимская И.А. Медицинские работники в революции 1905-1907 гг. - М.: Медгиз, 1955.

7. Ушаков А.В. Демократическая интеллигенция периода трёх революций в России. - М.: Просвещение, 1985.

8. Ушаков А.В. Революция 1905-1907года. Документы и материалы. - М.: Политиздат, 1975.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК ОСНОВА

ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Моргайлик Марианна Александровна

Кандидат пол. наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Филиал в г.Анапе

ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF THE KUBAN COSSACKS AS MORAL PERSONALITY BASES OF EDUCATION

Morgailik Marianna Aleksandrovna, Ph. D. in Political Sciences, Associate Professor, Russian State Social University (Branch) in

Anapa of Krasnodar Region

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодежи как залога безопасности России в будущем. Внимание акцентируется на народные педагогические традиции кубанского казачества, основополагающими ценностями которого выступают нравственность, духовность, патриотизм, готовность к военной службе, составной частью которого выступают военно-физическое воспитание, военно-прикладные навыки и умения молодого человека. Сохранению самобытности кубанского казачества способствуют войсковые казачьи школы, корпуса, православные лицеи, кадетское движение.

ANNOTATION

The article explains the importance of the patriotic education of youth as a guarantee of the security of Russia in the future. The attention is accented on the importance of the pedagogical traditions of the Kuban Cossacks, whose core values are morality, spirituality, patriotism, commitment to military service, the main part of which are the military and physical training, military-applied skills and abilities of the young person. The reservation of the identity of the Kuban Cossacks is assisted by the army Cossack schools, corps, Orthodox lyceums, military Movement.

Ключевые слова: казачество, традиции, общинность, военно-патриотическое воспитание, военные навыки, преемственность.

Keywords: ^ssacks, traditions, communities, military -patriotic education, military skills, succession.

«Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его - это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории». Д. С. Лихачев

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества и роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых

организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России.

Вместе с тем, даже в вузе, в котором достаточно успешно ведется военно-патриотическая работа со студентами, каковым, по мнению автора статьи, является филиал Российского государственного социального университета в

г. Анапе, ответы юношей 1-2-х курсах (106 чел.) на вопросы анкеты «Ваше отношение к службе в армии», показали, что более 55% готовы уклониться от воинской службы, если бы у них «появилась такая возможность».

Трудно комментировать подобные ответы студентов, с которыми проводится масса интересных мероприятий патриотической направленности, используется целый комплекс их интересных форм: научные кружки, круглые столы, научно-практические конференции, ведение поисковой работы, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими. Но, вместе с тем, ответы студентов свидетельствуют, что проведения мероприятий военно-патриотической направленности недостаточно для кардинального изменения сложившейся ситуации [6, с. 80].

Поэтому так остро стоит вопрос о военно-патриотическом воспитании наших подростков и молодежи.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятая в 2002 году, Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг. определяют патриотизм как одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите» [5]. В Вооруженных Силах России ежедневно для выполнения боевой задачи заступает более 130 тыс. военнослужащих - караулы, дежурства, вахты и т.д., а также десятки тысяч человек в дежурных силах МВД России, МЧС России, ФСБ России и других силовых структур. Тысячи наших солдат и офицеров участвуют в выполнении миротворческих заданий за пределами России. Мы знаем, какой техникой, в том числе и доступом к ядерным кнопкам, они обладают. Во многом от общества зависит то, с какими убеждениями, с каким настроением они сядут за штурвалы самолетов, танков, возьмутся за оружие, с каким внутренним потенциалом они к этому подойдут. От этого зависит и сегодняшнее состояние, и будущее России.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

- гражданственность, надклассовость, надпартий-ность, надкорпоративность;

- общенациональность в государственном масштабе;

- приоритет общественно-государственных интересов над личными;

- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

По мнению председателя Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Каньшина А.Н., назрела острая необходимость воссоздания системы подготовки молодежи к военной службе, прежде всего, морально-психологической, во-енно-профессиональной,правовой и физической, с обяза-

тельным комплексом мероприятий по укреплению здоровья подрастающего поколения [4]. Такая система подготовки молодых граждан к защите Родины должна основываться на традиционных российских культурных и духовных ценностях, не преходящее значение в возрождении которых играет казачество, накопленный веками богатейший опыт народного образования и воспитания.

История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство.

Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. Но уже с семи лет на детей возлагали посильные работы.

Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек - к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик - будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка - хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд - это главная обязанность каждого члена семьи. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

1. Казак верен Отечеству.

2. Казак вежлив.

3. Казак бережлив.

4. Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

5. Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми. Воспитывали страхом наказания и осуждения поступка. Так за сквернословие и кражу пороли, попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным. И хотя казачата порой и нарушали порядки, но, все же, не выходили за рамки дозволенного. Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями [8].

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включала в себя:

- общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа;

- моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт;

- семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;

- культуросообразность форм казачьей самобытности как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений [2]. Исторически казачье воспитание осуществлялось

на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа. Важным элементом военной подготовки являлось физическое воспитание, которое со второй половины XIX в. приобрело унифицированный, системный характер.

Военно-физическое воспитание подрастающего поколени производилось в следующих социальных институтах казачьего общества: семье, станичной (территориальной) общине, Кубанском казачьем войске, аппарате общегосударственного управления казачьими войсками.

Целью физического воспитания кубанского казачества в прошлом (XIX- начало ХХ вв.) являлось формирование общефизических, военно-прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять трудовую и профессиональную деятельность, направленную на защиту Отечества. К середине XIX в. среди казачьего населения Кубани на семейной уровне в основной массе уже сложились традиции военно-физической подготовки подрастающего поколения. Пристальное внимание родителей к данному процессу проявлялось уже на ранних этапах жизни детей. Первоначально это выражалось в существовании определенных инициаций, связанных с посвящением мальчиков в воинов-казаков. Эти инициации имели важное педагогическое значение и представляли собой акт "военно-социального рождения" индивида; с предстоящей физической и боевой подготовкой они были связаны предметно. Через 40 дней после рождения "отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня, подстригал в кружок волосы и, возвращая матери, говорил: "Вот тебе казак". Впоследствии, к началу ХХ в., этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня.

Составной частью военно-физического воспитания подрастающего поколения являлось организованное проведение кулачных боев ("кулачек"), в которых участвовало подавляющее большинство мужского населени станиц, начиная с 7-летних мальчиков. Дети и подростки участвовали в начале ("зачине") боя, юноши - в основной части. Кульминаци достигалась с началом участия в массовом поединке взрослых казаков. Состязание проводилось по единым правилам, которые строго выполнялись. В кулачном бою от участника требовалось проявление не только физической силы, но и выносливости, ловкости, высоких морально-волевых качеств.

Военным советом в 1908 г. для казачьих войск Российской Империи было утверждено положение, согласно которому дл "малолетков" (с 15 лет) и казаков приготовительного разряда (с 19 до 21 года) были установлены состязание по станицам в наездничестве и гимнастике [1].

Как военно-прикладной вид развивается казачья джигитовка, достигшая своего расцвета к началу ХХ столетия. На Кубани искусство джигитовки казаки демонстрировали на специально организуемых состязаниях, проводимых Кубанским казачьим войском или непосредственно станичными правлениями. На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, наравне со взрослыми в джигитовке участвовали и подростки. Обязательный минимум исполнени отдельных элементов казачьей джигитовки включал в себя: поднятие на скаку с земли какого-либо предмета; попеременные вспрыгивание и соскакивание с коня; скачку стоя на седле.

С помощью упражнений и состязаний конной подготовки молодежи прививались разнообразные двигательные навыки, требующие физического и морального напряжения, умения действовать своим оружием и управлять телом в самых трудных и приближенных к боевым условиям обстоятельствах.

В начале 1990-х гг. усилиями представителей казачьих обществ России были созданы и действуют различные формы приобщения подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории, традициям и этике своих славных предков:

- войсковые казачьи школы;

- воскресные школы;

- казачьи классы на базе средних школ;

- казачьи кадетские корпуса;

- казачьи военно-патриотические центры;

- казачьи лицеи;

- казачьи православные лицеи;

- казачьи молодежные клубы;

- казачьи конноспортивные школы;

- факультативы по казачеству;

- спецкурсы по истории казачества при университетах.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в РФ -25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. Ежегодно с 10 по 25 августа Кубанское казачье войско проводит военно-патриотическую акцию «Наследники Победы» морской шлюпочный поход по маршруту: г. Ейск -станица Тамань (250 морских миль), по местам боев Азовской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны. За прошедшие годы проведения шлюпочного похода из 900 участников более 100 человек поступили и учатся в высших морских военных и гражданских учебных заведениях, а те, кто не поступает в учебные заведения, во время призыва просят направить служить на флот. Более 500 человек стали спортсменами-разрядниками [3].

Свой вклад в историко-патриотическое движение, в возрождение традиций и культуры казачества вносят такие мероприятия, как российский детский фестиваль «Казачок». В 2013 г. фестивалю исполняется 20 лет. Это одно из немногих детских мероприятий всероссийского мас-

штаба, неизменно из года в год проводимое в августе Кубанским казачьим войском в г. Анапе, которое способствует не только возрождению российской национальной культуры, сохранению самобытных казачьих традиций воспитания, но и воспитанию чувства патриотизма, ответ-ственнности за судьбу своей малой родины и своей страны.

Как справедливо отметил В.Путин в своей предвы-бороной статье, посвященной развитию Вооруженных сил и обеспечению национальной безопасности России, «задача государства - всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи» [7].

Девиз казаков: «Честь. Слава. Православие. Любовь к Отечеству» выражает не только особенности субкультуры данной этнической группы, но может, по праву, рассматриваться базовым компонентом нравственной культуры многих народов, проживающих в России сегодня.

Литература

1. Александров С.Г. Модель физического воспитания детей и молодежи Кубанского казачества (середина Х1Х-начало ХХ века) - режим доступа: http://www.kazachiykrug.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=185&Itemid=200.

2. Гавря А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани.: Автореф. дис... кан. пед. наук. С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.

3. Гавря А.Б., Томилин А. Н. Развитие казачества на Кубани. Новороссийск, 2004. 36с.

4. Каньшин А.Н Общество и военная служба. /Право и безопасность. 2008. № 4 (29) - режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_25_19.htm

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Российская газета, 28.02.2002 г.

6. Моргайлик М.А. Военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности общества // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (93). С 79-82.

7. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета, 20 февраля 2012 года - режим доступа: http://www .rg.ru /2012/02/20^^^^ iya.html

8. Удальцова Р.И. Воспитание ребёнка в современной семье. Опыт народной педагогики кубанского казачества - режим доступа: http://stjag.ru/ index.php? option=com k2&view=item&id=31410

ПОДЪЕМ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА В 1943 - 1944 ГГ.

Нургалиев А. Ж.

Соискатель кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного

университета, г. Челябинск

THE RISE OF COOPERA TIVE INDUSTRY OF KAZAKHSTAN IN 1943-1944 YEARS.

Nurgaliyev A., Competitor for political science and international relations of the Chelyabinsk State University, Chelyabinsk АННОТАЦИЯ

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне имела прочный экономический фундамент. Одна из причин его устойчивости заключалась в сосуществовании двух экономических укладов: крупного, индустриального и малого, промыслово-кооперативного. В условиях перевода всего народного хозяйства на военный лад производство товаров широкого потребления для продажи населению было сосредоточено, преимущественно, в промартелях. Усилиями республиканских и местных властей Казахстана принимались программы их развития. На конкретных примерах показано осуществление этих программ. ABSTRACT

The victory of the Soviet Union in the Great Patriotic war had solid economic foundation. One of the reasons for its sustainability was the existence of two economies: the large, industrial and small, cooperative. In terms of transfer of the whole of the national economy on a war footing the production of commodities for sale to the population was concentrated mainly in producer's artels. The efforts of national and local authorities of Kazakhstan were adopted programmes for their development. On concrete examples show the implementation of these programmes.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Казахстан; кооперативная промышленность; товары и услуги для населения.

Keywords: World War II; Kazakhstan; cooperative industry; goods and services to the public.

Авторитарная политическая культура, сложившаяся в СССР в первой половине 1930 - х гг., наложила свой отпечаток на все без исключения формы общественной жизни. Представление о социализме как государственно-капиталистической монополии, обращенной на пользу всего народа, рождало идеал жестко-командной организации хозяйства, тем более привлекательный, что в пе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риод «диктатуры пролетариата» и осуществления советского варианта индустриализации система «боевых приказов» себя прекрасно зарекомендовала. Промысловая кооперация с традиционно присущими ей демократизмом, инициативой, рыночными мотивациями была для такой системы элементом не органичным и даже чуждым. Но в условиях тотальной войны ценилась любая возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.