Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ГРИГОРОПОЛИССКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА ИМЕНИ АТАМАНА М.И. ПЛАТОВА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ГРИГОРОПОЛИССКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА ИМЕНИ АТАМАНА М.И. ПЛАТОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАЗАЧИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕК РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Концевич И.В.

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений и возрождению культуры казачества в условиях среднего профессионального учебного заведения. Одним из важнейших инструментов формирования мировоззрения является патриотическое, духовно-нравственное воспитание, которое в современных условиях жесткого противостояния с ценностями западной культуры, является актуальным направлением воспитания молодежи. В статье обобщается опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подростков в среднем профессиональном образовательном учреждении «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова». Проведенные автором исследования, связанные с активным освоением воспитательного потенциала культуры казачества в образовательном пространстве техникума, будут способствовать развитию личности человека культуры, гражданина, патриота России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Концевич И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL BASIS OF COSSACKS CULTURE IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF GRIGOROPOLISSKIY AGRICULTURAL COLLEGE NAMED AFTER ATAMAN M.I. PLATOV

The article is devoted to the spiritual and moral education of the younger generations and the revival of the culture of the Cossacks in a secondary vocational educational institution. One of the most important tools for the formation of a worldview includes patriotic, spiritual and moral education, which is relevant under tough confrontation with the values of Western culture. The article summarizes experimental work on spiritual, moral and patriotic education of adolescents in the secondary vocational educational institution "Grigoropolisskiy Agricultural College Named after Ataman M.I. Platov". The research conducted by the author and related to the active development of the educational potential of the Cossacks culture in the educational space of a technical school will contribute to the development of a person of culture, a citizen, a patriot of Russia.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ГРИГОРОПОЛИССКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА ИМЕНИ АТАМАНА М.И. ПЛАТОВА»

УДК 37.035.6

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ГРИГОРОПОЛИССКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА ИМЕНИ АТАМАНА М.И. ПЛАТОВА

И.В. Концевич

SPIRITUAL AND MORAL BASIS OF COSSACKS CULTURE IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF GRIGOROPOLISSKIY AGRICULTURAL COLLEGE NAMED AFTER ATAMAN M.I. PLATOV I.V. Kontsevich

Аннотация. Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений и возрождению культуры казачества в условиях среднего профессионального учебного заведения. Одним из важнейших инструментов формирования мировоззрения является патриотическое, духовно-нравственное воспитание, которое в современных условиях жесткого противостояния с ценностями западной культуры, является актуальным направлением воспитания молодежи. В статье обобщается опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подростков в среднем профессиональном образовательном учреждении «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова». Проведенные автором исследования, связанные с активным освоением воспитательного потенциала культуры казачества в образовательном пространстве техникума, будут способствовать развитию личности человека культуры, гражданина, патриота России.

Abstract. The article is devoted to the spiritual and moral education of the younger generations and the revival of the culture of the Cossacks in a secondary vocational educational institution. One of the most important tools for the formation of a worldview includes patriotic, spiritual and moral education, which is relevant under tough confrontation with the values of Western culture. The article summarizes experimental work on spiritual, moral and patriotic education of adolescents in the secondary vocational educational institution "Grigoropolisskiy Agricultural College Named after Ataman M.I. Platov". The research conducted by the author and related to the active development of the educational potential of the Cossacks culture in the educational space of a technical school will contribute to the development of a person of culture, a citizen, a patriot of Russia.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, казачий этнокультурный компонент, культурологический подход, человек российской культуры.

Keywords: spiritual and moral education, patriotic education, Cossack ethno-cultural component, cultural approach, a man of Russian culture.

В настоящее время одной из актуальных проблем организации педагогического процесса в среднем профессиональном образовании, является формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

Развитие общества в последние десятилетия свидетельствует, что без воспитания патриотизма невозможно, по словам Президента В.В. Путина, восстановить «сильную независимую Россию», привить молодежи культурные и духовно-нравственные ценности [6, с. 45]. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание становится одной из национальных идей новой России, средством консолидации общества и социально-экономического возрождения. В этой связи обращает на себя внимание опубликованный в декабре 2021 года Проект Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7]. Природа данного указа вытекает из положений «Стратегии национальной безопасности», которая описывает мировоззренческое состояние общества на данный момент и обозначает те проблемы, которые предстоит решить обществу и государству, определяя государственную политику по защите традиционных ценностей в противостоянии деструктивной идеологии Запада. Среди таковых ценностей российской цивилизации в ее историко-культурной ретроспективе в Указе выступают: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за судьбу Отечества, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным и пр. [7].

В проекте Указа подчеркивается, что для укрепления и развития аксиологических основ российской цивилизации государство должно проводить системную и последовательную политику в сфере традиционных ценностей, «выработанных в ходе тысячелетней истории России», проводить исследования, направленные на поиск историко-культурных феноменов, веками работавших на единение российского общества.

В условиях Юга России одним из таковых является воспитательный потенциал культуры казачества, который на практике проявляется сегодня в современном феномене педагогики казачества - социокультурной концепции воспитания, основанной на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой данной концепции в историко-культурной ретроспективе выступает система казачьего воспитания, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьей культуры, основой которого являются социально-значимые ценности казачьей культуры [5].

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодежи в духе патриотизма, российскости, державности; становление в сознании молодежи психологической готовности к «служению Отечеству не за страх, а за совесть» [5]. Как видим, социально значимые ценности педагогики казачества полностью соответствуют основным направлениям Проекта Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных

российских духовно-нравственных ценностей» и положений «Стратегии национальной безопасности» Российской Федерации.

Педагогическими коллективами образовательных учреждений Юга России в современных условиях создаются эффективные и востребованные модели воспитания человека российской культуры - преемника и продолжателя российской цивилизации на основе воспитательного потенциала казачьей культуры. Общеобразовательные и профессиональные образовательные учреждения становятся основным государственным институтом, обеспечивающим целенаправленную систематическую деятельность по воспитанию личности, в условиях практического интегрирования неоднородных субъектов воспитания [4]. Духовно-нравственные ценности в мировоззрении подростков, формируются из структурных компонентов казачьей культуры на принципах преемственности, системности и непрерывности педагогического процесса.

Идеи по возрождению казачества связаны с общей направленностью государственной политики, направленной на системное восстановление духовно-нравственного воспитания, которое было заметно ослаблено в последние десятилетия педагогического реформаторства в России. Именно казачество Юга России является стержневым оплотом, хранящим традиционные ценности, усвоенные от предков. Во всех литературных источниках казачество ассоциируется с православием, которое стало духовной основой культурного рождения и становления казачества. Казаки имеют не только богатый опыт военно-патриотического служения, но и хранят казачьи традиции, которые передают своим детям, что способствует взаимодействию между учебным заведением и семьей в процессе воспитания подростков. Поэтому в образовании, особенно в казачьем учебном заведении, крайне важно выделить традиционную культурную основу духовно-нравственного мировоззрения казачества.

Традиционная культура, сформированная из компонентов православных ценностей, может стать воспитательной основой, способствующей вхождению в социум человека новой культурной формации знающего и уважающего тысячелетнюю историю своего Отечества, живущего не под страхом государственного закона, а по закону совести и справедливости [4].

Достижение поставленных целей духовно-нравственного, патриотического воспитания является стратегическим приоритетом государства в сфере образования, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», которая предусматривает необходимость внедрения системных мер по сохранению и развитию у молодого поколения этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в воспитании молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей [2, с. 96]. Необходимо учитывать, что педагогический подход в воспитании духовно-нравственных, патриотических качеств должен быть индивидуальным, тесно связанным с внутренним миром человека и его личными переживаниями [1].

В образовательном пространстве «Григорополисского сельскохозяйственного техникума имени атамана М.И. Платова» воспитание духовно-нравственных качеств человека российской культуры на основе воспитательного потенциала культуры российского казачества осуществляется уже более десяти лет. За этот период накоплен определенный педагогический опыт в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающих поколений, который целесообразно систематизировать на основе воспитательного пространства педагогики казачества. Процесс формирования казачьего компонента в образовательном пространстве «Григорополисского сельскохозяйственного техникума имени атамана М.И. Платова» выстраивается на основе следующих ценностей:

- экзистенциальные ценности (человек и его жизнь, свобода, достоинство, гуманизм);

- семейные ценности (семья и ее традиции, дом, родители, преемственность поколений);

- нравственные ценности (любовь, добро, совесть, долг, милосердие, взаимопомощь);

- познавательные ценности (истина, знание, мудрость, историческая память);

- национальные ценности (Родина, родной язык, национальная история, национальная культура, единство народов России);

- государственные ценности (служение Отечеству, гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества);

- профессиональные ценности (профессия, ответственность, созидательный

труд).

На основании урочной и внеурочной деятельности в Григорополисском сельскохозяйственном техникуме имени атамана М.И. Платова разработана программа духовно-нравственного, патриотического воспитания «Образовательная программа дополнительного образования военно-спортивного казачьего клуба «ВОЗРОЖДЕНИЕ». Она направлена на поэтапное освоение подростками культурно-исторического, духовно-нравственного наследия казачества, своей малой Родины, военно-прикладных знаний с использованием воинских традиций кубанского и терского казачества. Программа разработана на основе культурно-педагогического опыта прошлого с учетом современных реалий. Раздел военно-патриотического воспитания в ней представлен культурными, духовно-нравственными ценностями, способствующими формированию патриотических качеств в подростковой среде, и основан на следующих принципах:

- системно-деятельностного подхода (координированная целенаправленная деятельность объединений военно-патриотического направления и казачьих обществ);

- активности (инициатива в формировании мировоззрения подростков, потребности служения Отечеству);

- адресного подхода (формирование патриотических качеств личности, использование индивидуальных форм и методов духовно-нравственного, патриотического воспитания);

- универсальности воспитания (целостный и комплексный подходы к воспитанию, использование опыта прошлых поколений, исторических казачьих традиций, чувства гордости за своих предков, воссоздание бытовой культуры и внутрисемейных отношений);

- учета региональных условий в воспитании духовно-нравственных, патриотических ценностей (знание семейной родословной своих предков, любовь к родному краю, месту проживания).

Казачество всегда было связано с православием, можно сказать, что православие является родовым признаком казачества, без которого оно теряет свою сущность [5]. Духовно-нравственное воспитание в техникуме осуществляется в синергии урочного обучения и внеурочной деятельности, межпредметной деятельности, а также на дополнительных занятиях по истории православной культуры, в которой акцентируется, прежде всего, гносеологический, духовно-нравственный религиозный аспект. Занятия еженедельно проводит настоятель местного храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Петр Лугин. В процессе общения, полученные знания о таинствах, обрядах и богослужении Православной Церкви идентифицируются с казачьей культурой. Такой подход способствует самостоятельному выбору студентами нравственных ценностей, приобщению их к культуре и традициям своего народа [3].

В качестве основного методологического подхода протоиереем Петром Лугиным выбран культурологический подход, способствующий формированию представлений о православной культуре, являющейся частью жизненного уклада, обычаев и традиций казачества. Данный подход к воспитательному процессу отличается открытостью, так как, таким же образом, осуществляется связь с казачьими обществами, учреждениями культуры и спорта, военным комиссариатом, воинскими частями, общеобразовательными школами, средствами массовой информации, общественными организациями и объединениями.

Организация внеурочной деятельности осуществляется в Григорополис-ском сельскохозяйственном техникуме имени атамана М.И. Платова с учетом регионального своеобразия, традиций и культуры казачества Юга России. Результат усвоения студентами духовно-нравственных ценностей достигается в сотрудничестве учебного заведения, семьи и общественных организаций. В своей повседневной воспитательной деятельности Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова постоянно взаимодействует со станичным казачьим обществом Нижне-Кубанского казачьего отдела СОКО ТКВ, государственным учреждением «Казачий центр», казаками-старейшинами и казачьей общественностью.

Для воссоздания культурного быта казаков создана и оформлена комната истории боевой славы и традиций Терского казачьего войска, подобран

материал о жизни и деятельности атамана М.И. Платова, чье имя носит техникум. Приобщение студентов к поисковой работе, это еще одно направление, благодаря которому постоянно пополняются экспозиции музеев и музейных комнат образовательных организаций. Регулярно проводятся соревнования по казачьим видам спорта с выходом на природу, организуются турниры по самообороне и рукопашному бою, общепризнанные в районе, а теперь уже и в Ставропольском крае, которыми руководит кошевой атаман Нижне-Кубанского казачьего отдела войсковой старшина И.С. Жиров. Особенно нравятся студентам еженедельные праздники казачьей кухни в столовой техникума.

Ежегодно ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И. Платова собирает молодежь Ставропольского края на проведение краевого фестиваля православной молодежи «Сретенская свеча», в котором принимают участие представители общеобразовательных школ Новоалександровского района, творческие коллективы Железноводского художественно-строительного техникума, Михайловского многопрофильного техникума имени генерала С.С. Николаева и многие другие.

Неоценимую помощь в актуализации казачьего песенного творчества среди студентов оказывает народный ансамбль казачьей песни «Станичники». Творчество этого народного ансамбля известно не только на Ставрополье, но и по всей России. Совместно с народным ансамблем казачьей песни регулярно проводится творческий конкурс «Казачье подворье», где студенты и гости в традиционной казачьей одежде методом социокультурной анимации воссоздают духовные, семейные и воинские традиции российского казачества.

В системе дополнительного образования создана и функционирует школа выживания казака в экстремальных полевых условиях. Казачата этой школы успешно выступили на соревнованиях на традиционных казачьих играх «Казачьему роду нет переводу» в г. Новопавловске Кировского района, а руководит школой отставной кадровый военный, начальник штаба станичного казачьего общества есаул А.В. Иванов. Молодые люди получают в игровой форме, в живом общении, не только эмоциональный заряд, но и раскрывают свои индивидуальные творческие способности, культурно образовываются без назидания, в живом общении со сверстниками и старшими товарищами. Личность формируется постепенно и одним из важнейших инструментов формирования культурного мировоззрения является духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

В рамках одной статьи невозможно описать всю деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию студентов нашего техникума. Подводя итог работы, сформулируем выводы и рекомендации по эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений на основе воспитательного потенциала казачьей культуры.

Для полноценного духовно-нравственного воспитания требуется систематизация воспитательного процесса, основанного на традициях российского казачества. Необходимо активизировать смысловые и экзистенциальные

компоненты, которые определяют специфику развития в процессе духовно-нравственного становления личности. Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, основанное на традициях российского казачества, станет в большей мере мотивировать подростков не просто усваивать быт своих предков, но и воспроизводить лучшие духовно-нравственные качества казачьей культуры в собственной жизни.

Необходимо систематизировать взаимодействие с общественными организациями и объединениями, учреждениями культуры и казачьими обществами. Повышать уровень использования новых информационных технологий и современных педагогических подходов к духовно-нравственному воспитанию, создавать условия для поддержки игровых и медиапрограмм, способствующих патриотическому воспитанию студентов. Продолжить изучение и внедрение опыта других образовательных организаций в практику военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи: проведения творческих конкурсов, спортивных состязаний, фестивалей этнокультурной направленности. Все эти меры педагогического стимулирования будут способствовать тому, что духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи на основе воспитательного потенциала казачьей культуры будут выступать как основа моделирования будущего воспитательного пространства российского образования через развитие личности человека культуры, гражданина, патриота России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская, Е. В. Воспитание как встреча с личностью : избранные педагогические труды : в 2 т. Т. 2 / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д., 2006. - 504 с. -Текст : непосредственный.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» с изменениями 24 декабря 2021 года. - Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 556183093?marker=6560IO.

3. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии / В. В. Зеньковский. - Клин : Христианская жизнь, 2002. - Текст : непосредственный.

4. Корольков, А. А. Педагогическая антропология в зеркале философии / А. А. Корольков, К. В. Преображенская, И. Б. Романенко - СПб. : Алетейя, 2017. -176 с. - Текст : непосредственный.

5. Лукаш, С. Н. Казачество Юга России: от традиции к инновациям : монография / С. Н. Лукаш. - Майкоп : Полиграф-Юг, 2012. - 480 с. - Текст : непосредственный.

6. Путин заявил о восстановлении сильной независимой России. - Текст : электронный // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20171219/1511256147.html.

7. Проект указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: https://zavtra.ru/events/teatral_naya_tusovka_protiv_osnov_gospolitiki_ po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_traditcionnih_tcennostej. - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E. V. Vospitanie kak vstrecha s lichnostyu [Vospitaniye kak vstrecha s lichnostyu]. Izbrannie pedagogicheskie trudi v dvukh tomah = Selected Pedagogical Works in 2 vol., Rostov-on-Don, 2006, vol. 2, 504 p.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" s izmeneniyami 24 dekabrya 2021 goda [The State Program of the Russian Federation "Development of Education" As Amended on December 24, 2021]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/556183093?marker=656010. (In Russian).

3. Zenkovskiy V. V. Problemy vospitaniya v svete pravoslavnoy antropologii [The Problems of Education in the Light of Orthodox Anthropology]. Klin, Hristianskaya Zhizn Fund, 2002.

4. Korolkov A. A., Preobrazhenskaya K. V., Romanenko I. B. Pedagogicheskaya antropologiya v zerkale filosofii [Pedagogical Anthropology in the Mirror of Philosophy]. SPb., Ataleya, 2017. 176 p.

5. Lukash S. N. Kazachestvo Yuga Rossii: ot traditsii k innovatsiyam [Cossacks of the South of Russia: from Tradition to Innovation]. Monograph. Maykop, Poligraf-Yug, 2012. 480 p.

6. Putin zayavil o vosstanovlenii silnoy nezavisimoy Rossii [Putin announced the restoration of a strong independent Russia]. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20171219/1511256147.htmlJIn Russian).

7. Proekt ukaza Prezidenta RF "Ob utverjdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnikh rossiiskikh duhovno-nravstvennykh tsennostey" [Draft Decree of the President of the Russian Federation "On the Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"]. Available at: https://zavtra.ru/events/teatral_naya_tusovka_protiv_osnov_ gospolitiki_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_traditcionnih_tcennostej. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Концевич, И. В. Духовно-нравственные основы культуры казачества в педагогической практике Григорополисского сельскохозяйственного техникума имени атамана М.И. Платова / И. В. Концевич. -Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 2. -С. 18-25.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kontsevich I. V. Spiritual and Moral Basis of Cossacks Culture in the Pedagogical Practice of Grigoropolisskiy Agricultural College Named After Ataman M.I. Platov / I. V. Kontsevich / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 2, pp. 18-25. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.