И. А. Соколова
«За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа1
Картина Исака Кудейка (1617-1666) «Гуляка» из собрания Эрмитажа (инв. ГЭ-1862) - единственное произведение лейденского художника, в настоящее время находящееся в России. Однако история нескольких его работ в XVIII-XIX вв. была связана с русскими коллекциями. Датированная 1650 г. кабинетная картина создана незадолго до отъезда мастера на о. Ява и в Индию (1651 г.). В композиции представлен сидящий в интерьере мужчина с бокалом в руке, его взгляд и жест (тост «за Ваше здоровье!») обращены к зрителю. Рядом на столе видны предметы, образующие натюрморт, доминантой которого служит богато декорированный серебряный bekerschroef (держатель бокала) с большим рёмером. Это роскошное ювелирное изделие, покоящееся на ножке с головами дельфинов, включает фигурку сидящего на бочке младенца Вакха. Как удалось установить автору настоящей статьи, изобразительный мотив детально повторяет сохранившийся до наших дней серебряный и частично позолоченный держатель бокала, созданный в 1642 г. гаагским мастером Андрисом Гриллем (1604-1665) (Музей искусств, Гаага). Художник добавил столь дорогостоящий объект, чтобы придать бытовой композиции репрезентативный характер. Ни в одном другом произведении мастера богатый статусный предмет не встречается. Возможно, ювелирный шедевр принадлежал заказчику картины или самому художнику. Неслучайно он изображен рядом с центральным персонажем, поднимающим тост «За здоровье!»
Ключевые слова: Исак Кудейк; Лейден; жанровая живопись; дидактический подтекст; гостиница; натюрморт; ювелирное изделие; bekerschroef
Соколова Ирина Алексеевна
Государственный Эрмитаж.
Главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Хранитель голландской живописи XVII-XVIII в.
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.
Профессор кафедры зарубежного искусства.
Доктор культурологии, кандидат искусствоведения.
199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 17.
E-mail: [email protected] ORCID 0009-0000-1610-1824
Irina Sokolova
“On your health!” The Reveler by Isaac Koedijck from the Hermitage collection
The painting “The Reveler” by Isaac Koedijck (1617-1666) in the Hermitage collection is the only work of this fijnschilder located in Russia (Inv. GE-1862). However, the
И. А. Соколова • «За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа 45
history of several of his pictures in the 18-19 centuries were associated with Russian collections. “The Reveler”, dated 1650, was created shortly before the Dutch master left for Batavia (1651). The composition presents a man sitting in the interior with a glass in his hand, whose gaze and toasting gesture are directed at the viewer. Nearby on the table some objects form a still life, which is dominated by a luxurious silver cup stand -bekerschroef - with a roemer. The cup stand in auricular style, decorated with the figure of the child Bacchus sitting on a barrel with a glass and a bunch of grapes in hands, rests on a base with three dolphins heads. The figurative motif repeats almost in detail the silver and partially gilded bekerschroef created in 1642 by the Hague master Andries Grill (1604-1665) (Kunst Museum, Den Haag, inv. 0153887). Most likely, Koedijck included this expensive item to give his composition a more representative character. No status symbol like this has been found in any other work by this artist. Perhaps the cup stand was in the possession of the person who commissioned the painting. It is no coincidence that it is depicted next to the central character raising a glass: on your health! Keywords: Isaac Koedijck Leiden; genre painting; didactic implications; hotel; still life; piece ofjewelry; bekerschroef
Sokolova Irina
The State Hermitage Museum.
Chief researcher of the Department of Western European Fine Art.
Curator of Dutch painting of the 17th and 18th centuries.
St Petersburg Repin Academy of Fine Arts.
Professor of the Department of Foreign Art.
Doctor of Sciences in Culture Studies, PhD (Art History).
Russia, 199034, St Petersburg, Universitetskaya nab., 17.
E-mail: [email protected] ORCID 0009-0000-1610-1824
Эрмитажная картина Исака Кудейка (1617-1666), известная под старинным названием «Гуляка» («Bonvivant», «The Reveler»), единственное произведение лейденского художника, находящееся в настоящее время в России (ил. 1)2. Однако так было не всегда. Учитывая, что работы этого последователя Герарда Доу (1613-1675) встречаются редко, стоит отметить, что в прошлом некоторые из них были связаны с русскими собраниями.
В 1903 г. К. Хофстеде де Грот опубликовал статью «Загадка Кудейка», положившую начало реконструкции наследия забытого к тому времени живописца [9, S. 39-463]. В ней исследователь охарактеризовал подписную и датированную 1650 г. работу из коллекции Эрмитажа как «прекрасную исходную точку для его изучения («einen vortrefflichen Ausgangspunkt fur sein Studium»). Кроме «Гуляки» в обзоре упоминались еще две композиции Кудейка, находившиеся тогда в Санкт-Петербурге: «Воришка орехов»
46 Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 69. Проблемы развития зарубежного искусства
из собрания П. В. Деларова (1852-1913) и «Молодой человек, сидящий в интерьере» из коллекции князя С. В. Белосельского-Белозерского (1867-1951)3. Первая из них, уникального сюжета жанровая картина, имела примечательную историю. Эта кабинетная tafereel вместе с еще одним шедевром Кудейка - «Операция ноги» (1649/1650, ныне в собрании Эйка и Роз-Мари де Мол ван Оттерло, США) в XVIII в. принадлежала знаменитому голландскому коллекционеру Виллему Лормье (1682-1758)4. В 1756 г. картины были проданы владельцем русскому аристократу, чья фамилия в документах названа Galitzin.
По мнению Эверхарда Кортхалса Алтеса, покупателем предположительно был князь Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803)5 [10, cat. 49, 50.]. Однако высказывались и другие мнения [16, р. 545, note 6]. Учитывая, что к моменту продажи молодому князю исполнилось только 18 лет и он находился в Петербурге, приобрести картины могли и представители другой ветви этого рода6. В любом случае пребывание картины «Воришка орехов» в России прослеживается с XVIII до начала XX в. В 1908 г. она экспонировалась на выставке произведений из собрания Деларова, проходившей в музее Мауритсхейс в Гааге, и вскоре была продана [13, р. 239-240]7. Современное местонахождение этой работы неизвестно, но представление о ней дает копия на фарфоре, украшающая десертную тарелку Михайловского сервиза (1810-1830), которая хранится в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» (ил. 4).
С Россией оказалась связана и трагическая судьба двух парных работ Кудейка, проходивших в 1771 г. на аукционе собрания Геррита Брамкампа (1699-1771) в Амстердаме. Как известно, обе они были приобретены через посредничество маклера А. ван ден Богарде для русской императрицы Екатерины II и отправлены в Петербург на корабле «Фрау Мария» («Vrouw Maria»), который затонул с ценным грузом во время шторма в водах Финского залива [4, р. 11]. Композиция только одной из них - картины «Деревянная лестница» - известна в наше время благодаря сделанному с нее в XVIII в. рисунку Виллема Лакю (1738-1798,
И. А. Соколова • «За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа 47
Амстердамский музей, Амстердам)8. Судя по зарисовке, в этой работе гораздо сильнее, чем обычно, выражены светотеневые контрасты. Утраченная картина, безусловно, принадлежала к числу лучших в творчестве Кудейка; вместе с парной она оценивалась на аукционе необычайно высоко - в 4 300 флоринов!
Имя Исака Кудейка занимает скромное место в ряду лейденских мастеров тонкой живописи. Его наследие привлекло внимание исследователей только в начале ХХ в., но любопытно, что именно ему посвятили статьи три крупнейших голландских историка искусства - Корнелис Хофстеде де Грот [9], Абрахам Бредиус [6] и Вильгельм Мартин [14]. Отчасти это объясняется необычностью биографии мастера, который, несомненно, обладал яркими, разносторонними дарованиями. Он не только проявил себя как живописец, но и был удачливым купцом, в 1650-х гг. состоял на службе в Голладской Ост-Индской компании (VOC) и провел семь лет в Индонезии и Индии. Недавняя публикация Мартина Яна Бока о художниках на службе VOC по-новому осветила жизненный путь Кудейка в контексте взаимосвязей Запада и Востока в XVII столетии [5, р. 177-204].
Известно, что в 1651 г. уроженец Лейдена отправился через Джакарту в Индию ко двору правителя Могольской империи Шах-Джахана (1592-1666) с намерением стать его придворным живописцем. Поскольку этот план не удался из-за отсутствия интереса падишаха к изображению людей, голландец занялся торговлей драгоценностями в Ахмадабаде и Сурате и преуспел в этом деле, а на обратном пути в Нидерланды даже командовал флотом.
Хотя картина «Гуляка» неоднократно упоминается в литературе, о ее происхождении нам почти ничего не известно [11; 20]. Эта работа поступила в Императорский Эрмитаж в конце XVIII в. из неустановленного источника. Как и многие произведения Кудейка, первоначально9 она приписывалась более известному живописцу Якобу Дюку (ок. 1600-1667) и была включена в рукописный каталог галереи 1797 г. под № 1196 под названием «Дюкъ. Мущина съ рюмкой»10 (старый инвентарный номер 1196 и сегодня виден в правом нижнем углу картины). Эта атрибуция сохранялась вплоть
48 Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 69. Проблемы развития зарубежного искусства
до реестра 1838 г., когда после обнаружения подписи на картине ее автором назван «Денис Кудейк>»[12, p. 313]. Густав Ваген (1864) привел в описании новое имя, перепутав Исака Кудейка с Дирком Кудейком (1681-1730), гравером из Заандама, дружившим с царем Петром [21, S. 206].
Только около 1902 г. в записках Корнелиса Хофстеде де Грота «Интерьер с фигурой молодого человека в желтом костюме» впервые упоминается как работа лейденца Исака Кудейка11.
Эрмитажная композиция представляет собой характерный образец художественной продукции этого мастера. Сложно сочиненное пространство сцены состоит из нескольких помещений. В нем присутствует излюбленный реквизит художника - деревянная винтовая лестница, перспективно показанные потолочные балки и геометрические плиты пола12. Овальное окно «бычий глаз», устраиваемое в аттиковых этажах для дополнительного освещения, помещено здесь на стене над аркой, ведущей в глубину дома. Изображенные живописцем интерьеры всегда освещены неярким рассеянным светом и обладают условным оттенком. В данном случае, несомненно, представлена гостиница (herberg). Через дверной проем в глубине видна другая комната с тремя музыкантами и поднимающаяся из чулана служанка.
Главный герой сцены, молодой человек с высоко поднятым в руке бокалом вина, чей взгляд и жест («За Ваше здоровье!») обращены к зрителю, визуализирует популярный жанровый типаж. Таким бравурным жестом наделены многие персонажи аллегорий Вкуса в сериях пяти чувств, участники «веселых обществ» (ЬоМее1ф), фигура блудного сына, пирующего с куртизанками13. В образе веселого кутилы с бокалом вина запечатлены на автопортретах некоторые современники Кудейка - Франс ван Мирис Младший, Эглон ван дер Нер, Адриан ван дер Верф.
Лежащие на столе курительные принадлежности и доска для игры в трик-трак - постоянные участники сюжетов с дидактическим подтекстом. В эрмитажной композиции о чрезмерности удовольствий свидетельствуют небрежная поза и костюм героя, пребывающий в беспорядке - завязки на рукаве его рубашки рас-
И. А. Соколова • «За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа 49
пущены, застежки, включая пуговицы на панталонах, расстегнуты, представляя взгляду зрителя нижнее белье (в соответствие с нидерландской пословицей «Спереди гостиница, сзади бордель» («убог herberg, achter bordeel»).
Еще Хофстеде де Грот отметил индивидуальный облик героя. По его словам, изображение вероятно является портретным14. Придал ли художник собственные черты этому персонажу (ко времени создания картины автору должно было быть около 32 лет), можно полагать только гипотетически. Однако одна из деталей композиции, на которую прежде не обращали внимание исследователи, весьма конкретна. Речь идет о сложно декорированной ювелирной позолоченной подставке с рёмером (bekerschroef)15, которая занимает доминирующее положение среди предметов на столе (ил. 2). Это роскошное ювелирное изделие, покоящееся на ножке с головами дельфинов, включает фигурку сидящего на бочке младенца Вакха c бокалом и виноградной гроздью в руках. Как удалось установить автору настоящей статьи, изобразительный мотив точно воспроизводит украшенный позолотой серебряный bekerschroef, созданный в 1642 г. гаагским мастером Андрисом Гриллем (1604-1665) [7, р. 254; 17]. В настоящее время описываемый «держатель» для бокала, один из шедевров ювелира, находится в Музее искусств в Гааге (ил. 3).
Кому принадлежал статусный предмет в XVII в. - остается неизвестным. В XX столетии bekerschroef входил в коллекцию Эммы Будге, урожденной Эммы Ранетте Лазарус (1852-1937), дочери богатого торговца из Гамбурга. Гаагский музей приобрел его на аукционе фирмы Пауля Граупе в Берлине, состоявшемся 27 сентября 1937 г. [15].
Любопытно, что в середине XVII в., спустя лишь несколько лет после создания этого уникального произведения ювелирного искусства, оно было «портретировано» в живописи. Точность изображения демонстрирует, что оригинал был хорошо знаком автору картины, созданной незадолго до отъезда художника в Индию. Скорее всего, Исаак Кудейк включил этот дорогостоящий объект не только для придания композиции репрезентативного характера. Ни в одном
50 Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 69. Проблемы развития зарубежного искусства
другом произведении мастера с многочисленными натюрмортными деталями подобный мотив не встречается. Роскошный bekerschroef, вероятно, имел для заказчика картины или самого художника какой-то особый смысл, ускользающий от нашего внимания. Неслучайно он изображен рядом с главным героем, поднимающим бокал «За Ваше здоровье!»
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Данная статья впервые опубликована на нидерландском языке: Irina Sokolova. Op je gezondheid! De levensgenieter van Isaac Koedijck in de Hermitage, Sint-Petersburg // Connoisseurship. Essays in Honour of Fred G. Meijer. Leiden, 2020. P. 300-304.
2 Исак Кудейк. Гуляка, подп. и дат. 1650. Дерево, масло 75x57 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ГЭ 1862. Подробнее см: [2, кат. 659].
3 Подписная картина «Воришка орехов» («Het notendiefje») из собр. П. В. Де-ларова и приписанный Кудейку «Молодой человек, сидящий в интерьере» («Аллегория Умеренности») из собр. князя С. В. Белосельского-Белозерского позднее покинули Россию.
4 Обе картины Кудейка ранее находились в коллекции Жака де Рооре, Делфт. Упоминаются в: [8, p. 36].
5 Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803) - в 1764-1767- полномочный министр при Версальском дворе; в 1769 - назначенный полномочным и чрезвычайным министром при Генеральных штатах в Гааге.
6 Например, Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793), известный дипломат, коллекционер и знаток искусства, с середины 1750 находившийся в Париже, или Александр Михайлович Голицын (1723- 1807), начавший в 1742 службу в посольстве России в Голландии, а в 1755-1761 состоявший посланником в Лондоне. Это мнение впервые было высказано Кэтрин Филлипс.
7 Что касается второй из проданных Голицыну работ Кудейка, «Операция ноги», никаких документальных свидетельств о ее пребывании в России не найдено.
8 Виллем Лакю. Кухонный интерьер с винтовой лестницей. Бумага, перо, кисть, гуашь. Амстердамский музей, Амстердам, инв. 10663.
9 Например, картина Кудейка «Молодой человек, сидящий в интерьере» («Аллегория Умеренности») из коллекции Белосельского-Белозерского первоначально приписывалась Герарду Тер Борху Младшему. В настоящее время эта композиция Кудейка известна в двух экземплярах, один из которых находится в коллекции Якоба Элли Сафра (Jacob Ellie Safra) (США).
10 С указанием размеров: «выш: 1 арш. И, верш; шир. 12 И верш; на дереве». [1, кат. 1797].
11 «Interieur met een jongmensch in het geel» [19].
И. А. Соколова • «За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа 51
12 В конце 1640-х гг. Исак Кудейк и его современник Николас Мас (1634— 1693) популяризировали в голландской жанровой живописи мотив винтовой лестницы. О соотношении их опыта см. подробнее: [3, cat. 19].
13 Показательным примером может служить картина Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635, Картинная галерея старых мастеров, Дрезден, inv. nr. 1559).
14 .. .de manspersoon is blijkbaar een portret [18].
15 Bekerschroef (нид.) - особый вид ювелирного изделия, состоящий из высокой ножки, которая крепится клеммами к стеклянному бокалу. Употреблялся во время торжественных церемоний) с большим рёмером.
ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ
1. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 1. Оп. 6-а. Д. 87 [Лабенский, Ф. И.]. Каталог картинам, хранящимся в Императорской Галерее Эрмитажа. сочиненный... при участии Ф. И. Лабенского.
2. Соколова И. А. Голландская живопись XVII-XVIII веков в собрании Государственного Эрмитажа : научный каталог коллекции. СПб., 2017-2023. Т. 2.
3. Bart C., Suchtelen A., van, Cahill N., Schapelhouman, M. Exh. Cat. Nicolaes Maes. Den Haag, 2019.
4. Bille C. De Tempel der kunst of het kabinet van den Heer Braamcamp. 2 dln : diss. Universiteit van Amsterdam. Amsterdam, 1961.
5. Bok M. J. European Artists in the Service of the Dutch East India Company, in: Th. DaCosta Kaufmann, M. North (ed.), Mediating Nederlandish Art and Material Culture in Asia, Amsterdam 2014.
6. BrediusA. Nieuwe bijzonderheden over Isaack Jansz. Koedyck // Oud-Holland 27 (1909). P. 5-12.
7. Frederiks J. W. Dutch Silver; Embossed Plaquettes, Tazze and Dishes from the Renaissance until the end of the Eighteenth Century (4 vol.). Den Haag, 1952. Vol. 2.
8. Gool J., van. De nieuwe Schouburg der Nederlantsche Kunstschilders en Schilderessen... door. Gravenhage, 1750. Deel 1.
9. Hofstede de Groot C. Die Koedijck-Ratsel und ihre Losung. // Jahrbuch der Koniglich Preussischen Kunstsammlungen. Bd. 24. H. 1. 1903.
10. Korthals Altes E. De verovering van de international kunstmarkt door de zeventiende-eeuwse schilderkunst: enkele studies over de verspreiding van Hollandse schilderijen in de eerste helft van de achttiende eeuw, Leiden, 2003.
11. Kuznetsov J., Linnik I. Dutch Paintings in Soviet Museums, Amsterdam ; Leningrad, 1982.
12. Livret de la Galerie Imperiale de l’Hermitage de Saint-Petersbourg. Contenant l’explication des Tableaux qui la composent, avec de courtes notices sur les autres objets d’art ou de curiosite qui y sont exposes, St Petersburg, 1838. P. 313. 12. No 56: Denis Koedyck Le Buveur; longtempa attribue a J. Le Duc) F. J. Labensky].
52 Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 69. Проблемы развития зарубежного искусства
13. Martin W. Aanwinsten van het Mauritshuis : bulletin van de Koninklijke Nederlands Oudheidkundige Bond. Leiden, 1908.
14. Martin W. Isaak Jansz Koedyck, schilder van levensgroote figuren // Oud-Holland 27 (1909). P. 1-4.
15. Museale verwervingen vanaf 1933. Herkomstonderzoek naar museale collecties in verband met roof, confiscatie of gedwongen verkoop in de periode 19331945. URL: https://www.musealeverwervingen.nl/nl/1410/objecten/kunstnijverheid/ grill,-bekerschroef/)/ (дата обращения: 05.05.2020).
16. Phillips C. Dmitry Mikhaylovich Golitsyn (1721-1793): An Eighteenth century Russian Drawings Collector. Master Drawings. Vol. 49. N4. 2011. P 533-546,
17. Pijzel-Dommisse J. Haags goud en zilver. Edelsmeedkunst uit de Hofstad. Den Haag : Zwolle, 2005.
18. RKD Hofstede de Grootfiches. URL: https://rkd.nl/explore/excerpts/693786 (дата обращения: 28.12.2021).
19. RKD Hofstede de Grootfiches. URL: https://rkd.nl/explore/excerpts/693796 en https://rkd.nl/explore/excerpts/693786 (дата обращения: 28.12.2021).
20. SuttonP. C. Meister Hollandischer Genremalerei (Einleitung), in: Von Frans Hals bis Vermeer: Meisterwerke hollandischer Genremalerei (exh.cat.) Philadelphia-Berlin-London, 1984.
21. Waagen G. F. Die Gemaldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen uber andere dortige Kunstsammlungen, Munchen, 1864.
И. А. Соколова • «За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа 53
2. Исак Кудейк. Гуляка. 1650. Деталь
И. А. Соколова • «За Ваше здоровье!» Картина Исака Кудейка «Гуляка» из собрания Эрмитажа 55
3. Андрис Грилл. Bekerschroef. 1642. Серебро, позолота. Выс. 25,5 cм. Музей искусств, Гаага, инв. 0153887
4. Десертная тарелка Михайловского сервиза с копией картины И. Кудейка «Воришка орехов». 1825-1855. ИФЗ, Санкт-Петербург. Фарфор, позолота, роспись. Диам. 25,7 см. ГМЗ «Петергоф», инв. ПДМФ-9346 ф.