ЗНАМЕНИТЫЕ «ЛАВКИ» ФРАНСА СНЕЙДЕРСА
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: в статье анализируется произведение круга Франса Сней-дерса «Рыбный рынок» из Большого собрания изящных искусств ASG. Полотно написано под влиянием знаменитой серии работ художника, посвящённой «рыбным лавкам» 1620-х годов. Аналоги «Рыбного рынка» из собрания ASG находятся в Доме Рубенса (Антверпен) и в частной коллекции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рыбная лавка, круг Франса Снейдерса, морепродукты, композиция, натюрморт, покупательница, Дом Рубенса, Адриан ван Утрехт.
ABSTRACT: the article analyzes the work of the circle of Frans Snyders «Fish Market» from the ASG Great Collection of Fine Arts. The canvas was painted under the influence of the artist's famous series of works dedicated to the «fish shops» of the 1620s. Analogs of the Fish Market from the ASG collection are in the Rubens House (Antwerp) and in a private collection.
KEYWORDS: fish store, Frans Snyders circle, seafood, composition, still life, customer, Rubens House, Adrian van Utrecht.
Тема «Рыбных лавок» - одна из ведущих в творчестве Франса Снейдерса. Практически все картины с их изображениями датируются 1620 годами. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится два полотна Снейдерса данного периода с одноимённым названием - «Рыбный рынок». На картинах изображены прилавки с морскими деликатесами.
В обоих случаях на лавках нагромождены рыбы разных сортов, крабы и лобстеры. Здесь же на полу, в корзинах и блюдах торговцы разместили черепах, скатов, моллюсков и морских котиков. Связки рыбы и большие красные стейки свисают с крючков на перекладинах в верхних частях. Дары моря заполнили собой все пространство холстов. В одной из композиций (ГЭ-604) мы
Снейдерс, Франс, Вильденс, Ян (пейзаж) Рыбный рынок Между 1618 - 1621 годами Холст, масло. 209*341 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Снейдерс, Франс Рыбный рынок 1620-е годы Холст, масло. 210*341 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
видим двух торговцев: юноша высыпает из ведра рыбу в корзину, мужчина в летах режет стей-ки. Данное произведение написано совместно с Яном Вильденсом (1585/1586 - 1653), исполнившим в нём пейзаж портового города на заднем плане (вероятно, Антверпена).
Снейдерс часто писал свои рыбные лавки в сотрудничестве с выдающимися фламандскими мастерами эпохи. Так, с Антонисом ван Дейком (1599 - 1641) они создали «Рыбный рынок» («Чудо со статиром») из Музея истории искусств Вены. Снейдерс изобразил роскошный рыбный развал в левой части, а ван Дейк - библейских
персонажей справа. Вместе с Корнелисом де Восом (1585 - 1651) художник исполнил «Рыбный рынок» из того же австрийского музея. Де Вос «отвечал» за фигуры торговцев, сам мастер - за рыбный натюрморт.
«Рыбные рынки» Снейдерса и его коллег непременно включали в себя:
1. Рыбный развал
2. Фигуры людей
3. Пейзаж
Снейдерс всегда изображал натюрморт. Иногда он писал композицию полностью сам. К таким произведениям относятся «Торговец ры-
Снейдерс, Франс, Дейк, Ан-
тонис ван (фигуры)
Рыбный рынок
Около 1621 года
Холст, масло. 253*375 см
Музей истории искусств,
Вена
Снейдерс, Франс, Вос, Корнелис
де (фигуры)
Рыбный рынок
1620 - 1630 годы
Холст, масло. 225*365 см
Музей истории искусств, Вена
бой» (первая половина XVII века, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и «Рыбная лавка» (около 1625 года, Музей Комтадан-Дю-плесси, Франция). Но чаще над рыбными рынками работала артель художников. В композициях их картин всегда имелось три составляющие: натюрморт с морепродуктами, фигуры рыбаков, продавцов или покупателей, а также пейзажи, служащие фоном. В Большом собрании изящных искусств АБС есть работа круга Франса Сней-дерса с названием, - ставшим уже классическим, - «Рыбный рынок». В этом произведении
присутствуют все три вышеприведенные компонента.
В центре изображена покупательница с корзиной, указывающая торговке на рыбу. Она одета в дорогое платье с муфтой. На её голове - черный бархатный берет, украшенный страусиными перьями. Подобные головные уборы вошли в моду во Фландрии благодаря жене Рубенса - Елене Фурман. Покупательницу в таком же берете можно видеть на картине Снейдерса «Фруктовая лавка» из собрания Государственного Эрмитажа.
В правой части за прилавком стоит торговка, демонстрирующая покупательнице свой товар -рыбу, морских угрей и скатов. Рыбы с раскрытыми ртами представлены во всевозможных ракурсах. Близких данным изображениям рыб можно встретить в «Рыбных лавках» Сней-дерса из Национального музея Варшавы и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).
Снейдерс, Франс, круг Рыбный рынок Фландрия, около 1630 года Холст, масло. 184*237 см БСИИ ASG, инв. № 04-1171
Снейдерс, Франс Фруктовая лавка 1618 -1621 годы Холст, масло. 206*342 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Снейдерс, Франс Рыбная лавка 1630 год
Холст, масло. 146,5*185 см Национальный музей, Варшава
Фрагмент картины круга Франса Снейдер-са «Рыбный рынок» с изображением рыбы в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-1171
Снейдерс, Франс Рыбная лавка Около 1616 года Холст, масло. 134*204 см Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина, Москва
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Рыбная лавка» с изображением рыбы в правой части Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Фрагмент картины круга Франса Снейдерса «Рыбный рынок» с изображением рыбы в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1171
Снейдерс, Франс, Вос, Пауль де
Кладовая
Около 1650 года
Холст, масло. 124*185 см
Национальный музей, Варшава
В польском Национальном музее есть полотно Снейдерса «Кладовая», написанное совместно с Паулем де Восом (1 591/1592 - 1 678). В левом нижнем углу здесь изображена обезглавленная красная рыба. Она упала на пол и из-за неё уже сцепились кошка с собакой. Данная рыба похожа на ту, что изображена справа на прилавке в композиции из собрания АБС.
У правой кромки полотна круга Снейдерса из собрания АБС под обезглавленной красной рыбой изображена другая рыба, большие, словно вопрошающие глаза которой направлены на зрителя. Её рот открыт. Рыба с тем же выражением глаз представлена в правой части «Рыбной лавки» Снейдерса из Королевского музея изящных искусств Брюсселя. На картине из
Фрагмент картины Франса Снейдерса и Пауля де Воса «Кладовая» с изображением рыбы в левом нижнем углу
Национальный музей, Варшава № 3 (35) 2021 Юцр^кусств
Фрагмент картины круга Франса Снейдерса «Рыбный рынок» с изображением красной рыбы в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-1171
собрания АБС мы видим лишь голову рыбы, в работе из брюссельского музея она написана полностью.
Снейдерс, Франс Рыбная лавка
Королевский музей изящных искусств, Брюссель
В левой части композиции «Рыбный рынок» круга Снейдерса изображены мужчина в широкополой шляпе с перьями, двое юношей, держащие корзины с морепродуктами, и собака. На заднем плане - морской причал, где также идёт торговля дарами моря.
Фрагмент картины круга Франса Снейдерса «Рыбный рынок» с изображением порта на заднем плане
БСИИ ASG, инв. № 04-1171
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Рыбная лавка» с изображением рыбы у правой кромки Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Л ъ
т ¿1
«-
Фрагмент картины круга Франса Снейдерса «Рыбный рынок» с изображением мужских персонажей в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-1171
Все эти же персонажи, что и на картине из собрания АБС, присутствуют и в работе «Рыбный рынок» («Покупательница на рыбном рынке в Антверпене»), находящейся с 1939 года в Доме Рубенса в Антверпене. По поводу атрибуции этой картины однозначной версии нет. Виднейший искусствовед Европы, старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств Фред Мейер атрибутирует дан-
ное произведение кругом Снейдерса, не называя конкретных имен [1].
Согласно альтернативной версии (без авторства) полотно было написано двумя видными фламандскими мастерами XVII века - фигуры людей исполнил Мартен Пепейн (1575 - 1643), натюрморт - Андриан ван Утрехт (1599 - 1652). Данная версия опубликована на сайте Нидерландского института истории искусств в Гааге [1]. Существует ещё одна версия данно-
Снейдерс, Франс, круг, Утрехт, Адриан
ван, Пепейн, Мартен
Рыбный рынок («Покупательница на
рыбном рынке в Антверпене»)
Около 1630 года
Холст, масло. 175,5*229 см
Дом Рубенса, Антверпен
Снейдерс, Франс, круг, Утрехт, Адриан ван, Пепейн, Мартен
Рыбный рынок («Покупательница на рыбном рынке в Антверпене») Около 1630 года Холст, масло. 194,5*184 см Частное собрание
го «Рыбного ранка», которая сейчас хранится в частной коллекции. С авторством Андриана ван Утрехта и Мартена Пепейна она проходила на аукционных торгах 21 сентября 2006 года [2].
Все три композиции отличаются размерами, тогда как уровень их исполнения равнозначен. Версия с Адрианом ван Утрехтом и Мартеном Пепейном выглядит не совсем убедительно. Утрехт - один из лучших натюрмортистов Фландрии. Его композиции выполнены с высочайшим мастерством. В этом можно убедиться на примере его работы «Рыбная лавка» из Музея изобра-
№ 3 (35) 2021 Юцр^куссТБ
зительных искусств Гента. На рассматриваемых картинах изображения морских деликатесов «не дотягивают» до тех, что представлены на натюрморте из гентского музея. Что касается участия Мартена Пепейна в написании картин, то оно возможно, так как некоторые черты сходства в физиологической трактовке персонажей «Рыбных рынков» с героями его произведений присутствуют. Однако следует обратить внимание на жилистые руки торговки рыбой. Их мускулатура гипертрофирована. Женских рук сродни данным в живописи Пепейна нами обнаружено не было.
круга Снейдерса. На том же сайте Нидерландского института истории искусств выдвигается версия о том, что в написании «Рыбного рынка» из Дома Рубенса в Антверпене участвовал Иоганн Бокхорст (1604 - 1668) - ученик Йордан-са и ван Дейка [1]. При этом никаких доказательств этому не приводится. Картина «Рыбный рынок» Большого собрания изящных искусств АБС атрибутирована парижскими экспертами кабинета Эрика Тюркена. Как и Фрейд Мейер, они утверждают, что полотно написано кругом Снейдерса, не указывая определённых имен из
Утрехт, Адриан ван Рыбная лавка 1640 год
Холст, масло. 215,5*300,5 см Музей изобразительных искусств, Гент
Тогда кого подразумевает Фред Мейер под «кругом Снейдерса», атрибутируя «Рыбные рынки»? Как известно Золотой век фламандского искусства базируется на четырёх столпах - Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Франс Снейдерс, Якоб Йорданс. Снейдерс часто участвовал в написании картин совместно с Рубенсом, но его никак нельзя рассматривать просто как художника из окружения Рубенса - слишком велик его масштаб. Также, как и нельзя рассматривать обладающего самоценным талантом Адриана ван Утрехта в качестве
многочисленного окружения живописца. В соответствии с этим, вопрос об авторской атрибуции всех трёх «Рыбных рынков» пока остаётся открытым.
В собрании АБС есть ещё одна картина, изображающая сцену на рынке. О ней речь пойдёт в нашей следующей публикации. Написана она мастерской Франса Снейдерса. Её аналог, исполненный так же мастерской художника, хранится во Дворце изящных искусств Лилля. Авторская композиция Снейдерса экспонируется в национальной галерее Праги.
Ссылки:
1. Toegeschreven aan Adriaen van Utrecht en toegeschreven aan Marten Pepijn [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rkd.nl/nl/explore/images/291810 - Дата доступа: 21.07.2021.
2. Trant/omgeving van Frans Snijders [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rkd.nl/nl/explore/images/7630 -Дата доступа: 21.07.2021.