Научная статья на тему '"за контрреволюционную агитацию против советской власти. . . " (по материалам судебно-следственных дел духовенства Якутии 1921-1941 гг. )'

"за контрреволюционную агитацию против советской власти. . . " (по материалам судебно-следственных дел духовенства Якутии 1921-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОМУЧЕНИКИ / РПЦ / РПЦ В XX ВЕКЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ВЕРУЮЩИХ / ГОНЕНИЯ НА ВЕРУЮЩИХ / РЕПРЕССИИ / ДУХОВЕНСТВО / РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ДУХОВЕНСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"за контрреволюционную агитацию против советской власти. . . " (по материалам судебно-следственных дел духовенства Якутии 1921-1941 гг. )»

Исторический коллоквиум «ИсповЕДнИЧЕскИй путь священнослужителей И мИрян

в россии и якутской епархии в хх в.» XII республиканских рождественских образовательных чтений «1917-2017 гг.: Уроки сТОЛЕТИЯ» 13 декабря 2016 г.

И.И. Юрганова

«За контрреволюционную агитацию против Советской власти...»

И.И. Юрганова

«за контрреволюционную агитацию против Советской власти...» (по материалам судебно-следственных дел духовенства Якутии 1921-1941 гг.)

Большевики захватили власть в стране со сложившейся на протяжении столетий сильной и централизованной религиозной структурой. Для построения социалистического общества необходимо было уничтожить идеологическую основу государства - религию, систему образования, семейный уклад, что традиционно являлось прерогативой Церкви. В связи с этим атеистическая пропаганда стала составной частью нового политического курса, и уничтожение Церкви рассматривалось как задача политическая.

Двадцатое столетие стало трагедией в истории Русской православной церкви, временем беспрецедентных гонений на верующих, граничащих с геноцидом, и десятилетия после октябрьского переворота 1917 г. были заполнены выхолащиванием веры из народного сознания в связи с чем XX в.приобрел сонм новомучеников. Существует различная статистика потерь, но очевидно, что в годы гонения на Церковь погибли тысячи людей, были разрушены значительные материальные богатства нации - храмы, монастыри, уничтожены создававшиеся веками художественные произведения, закрыты известные во всем мире духовные учебные заведения.

В новейшей истории опубликованы научные труды, посвящён-ные недоступной до недавнего времени области церковного прошлого: сборники архивных материалов,труды церковных историков в эмиграции, работы современных исследователей о механизмах государственной деятельности по ликвидации Православной Церкви [1-4].Значимым исследовательским центром стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университетгде была составлена наиболее полная биографическая база данных новомучеников, содержащая сведения более чем о 30 тысячах пострадавших за веру [5]. Известны исследования церковных историков В. Цыпина, Л. Ре-гельсона, Г. Митрофанова, труды М. В. Шкаровского [6-10]. В рабо-тахсветских ученых рассматриваются антицерковные мероприятия, деятельность органов «госбезопасности» по борьбе с религией и т.д. [11-14]. Издана литература по канонизации новомучеников Русской православной церкви [15-17].

Региональные исследования немногочисленны [18]. Так, биографии пострадавших за веру священнослужителей Якутии рассмотрены в статьях Головковой, Юргановой, Столяровой и др. [19-22].

Следует отметить, что документальные материалы темы, до недавнего времени имевшие гриф «совершенно секретно», находятся на государственном хранении в архивах УФСБ и доступ к ним ограничен. Материалы данного исследования основаны на информации судебно-следственных дел архива УФСБ по Республике Саха (Якутия). Были изучены 35 судебно-следственных дел за 1921-1941гг. в отношении представителей духовенства и мирян. Научная новизна публикации состоит как во введении в научный оборот новых, ранее не использованных источников, так и в расширении и дополнении персональной истории духовных лиц Якутии.

Одной из проблем является отсутствие следственных дел, протоколов допросов арестованных и актов расстрелов за 1918-1919 гг., что является препятствием для проведения комплексного исследования. Кроме того, зачастую сведения следственных дел 1930-х гг. не дают представления о поведении обвиняемых в последние дни и месяцы их жизни.

Следует отметить, что духовное сословие Якутии всегда было немногочисленным. В начале ХХ в. только 16 духовных лиц епархии относились к черному (монашествующему) духовенству, основная же составляющая священно-церковнослужителей Якутии (262)- это представители белого духовенства (10 протоиереев, 121 священник, протодиакон, 17 диаконов, иподиакон, 109 псаломщиков и 3 пономаря) [23, с.185]. Тем не менее, небольшая численность священ-но-церковнослужителей, проживающих на огромной территории, оказывала влияние на духовный уровень населения, и особенно это относится к г. Якутску и окружным центрам области, выступавшим в роли культурных центров. В отдаленных наслегах церковь сама являлась культурным центром и священник, как правило, был самым образованным человеком.

Первый период советской власти характеризуется отделением Церкви от государства, и до начала 1920-х гг. у власти не было единой программы борьбы с церковью, так как тогда решались первостепенные задачи окончания войны и ликвидации разрухи. Затем борьба с церковью получает новый импульс и идет по двум направлениям: силами атеистов и безбожников и органов ЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД.

Первые судебно-следственные дела архива УФСБ по РС(Я) в отношении представителей духовенства относятся к 1921 г., в том

Исторический коллоквиум «ИсповЕднИчЕскИИ путь священнослужителем И мИрян

в России и якутской епархии в хх в.» XII республиканских рождественских образовательных чтений «1917-2017 гг.: Уроки сТОЛЕТИЯ» 13 декабря 2016 г.

И.И. Юрганова

«За контрреволюционную агитацию против Советской власти...»

числе дело епископа Софрония (Арефьева)5. В постановлении коллегии ГубЧека отмечено, что епископ был арестован за причастность к контрреволюционному заговору и приговорен к высшей мере. По данному приговору было расстреляно 32 обвиняемых, но, учитывая политическую обстановку и недоказанность вины архиерея, было принято решение о его отправке в распоряжение Сибирского ЧК. В следственном деле отмечено, что епископ отрицает своё участие в политической жизни, но коллегия полагала, что его нельзя оставлять в Якутске, так как «банда попов чувствует себя крепкой и пустившей глубоко корни в массы... только благодаря умелому руководству Софрония».На основании поданных в ЧК заявлений и прошений верующих, их поручительств и согласия «взять на поруки», епископ был освобожден и затем выслан в Иркутгубчека с препровождением в СибЧК [24, 2640-р.Л. 3].

К 1921 г. относятся и следственные дела священника А.Н. Волкова (заключен в концлагерь), псаломщика В.П. Березкина (заключен в дом лишения свободы на 2 года без права применения последующей амнистии) [24, Д. 2653-р.Л. 3; Д.2645-р].Дважды в 1921 и 1923 г. к уголовной ответственности «за дискредитацию советской власти» привлекался псаломщик П.И. Петров [24, Д. 2800-р.Л. 11; Д.2801-р]. Интересно, что формулировка «концлагерь», привычная в отношении периода Второй мировой войны, повсеместно встречается в судебно-следственных делах Якутского ЧК 19211930-х гг.

9 февраля 1922 г. при попытке к бегству был убит арестованный органами Якутгубчека священник С.Г. Лонгинов, арест которого, как свидетельствуют документы, был проведен без постановления, ордера и предъявления обвинения. В актесмерти указано, что арестованный набросился на красноармейца, что представляется сомнительным, учитывая возраст священника которому шел 68 год [24, Д. 2658-р.].

5 Арефьев Софроний Алексеевич (1879-1937), уроженец Пермской губ., кандидат богословия. В 1919 г.-епископ Семиреченский и Верненский с управлением Якутской епархией. С 1920 г. - епископ Якутский и Вилюйский. В 1922 г. - управляющий викари-атством Омской епархии (с оставлением за ним Якутской кафедры). В 1922 г. арестован, приговорен к двум годам лагерей, отбывал срок на Соловках. В 1924 г. -управляющий Архангельской епархией, в 1927 г.-временно управляющий Великоустюжской епархией, затем епископ Великоустюжский, с 1929 г. в сане архиепископа, с 1932 г. - архиепископ Ирбитский и управляющий Свердловской епархией, в 1933 г. - архиепископ Уфимский, в 1934 г. - Свердловский, затем Ижевский, с 1936г.-архиепископ Краснодарский. В 1937 г. арестован, расстрелян 23 декабря 1937 г. в г.Краснодаре. Реабилитирован в 1989 г.

Выпуск 4

Избежавшие ареста священно-церковнослужители в поисках средств существования пытались найти работу в советских учреждениях. Некоторые, не выдерживая атеистической пропаганды, череды арестов, допросов, очных ставок, отказывались от сана, но подобные компромиссы не спасали от тюрьмы и преследований.

С 1929 г. наблюдается усиление гонений на духовенство,предпосылки которого начинаются с подписанной директивы, объявившей все церковные советы и другие органы конфессионального самоуправления легально действующими контрреволюционными организациями. В апреле 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление «О религиозных объединениях», ограничивающее все виды деятельности общин, после чего регулирование государственно-церковных отношений переходит от органов юстиции в компетенцию органов НКВД.Хронология возбуждения следственных дел в отношении священнослужителей и мирян в ЯАССР в 1921-1941 гг. (табл.1) свидетельствует, что их наибольшее количество относится к 1929 г., когда было расстреляно 10 представителей духовенства Якутии.

Таблица 16.

Хронология возбуждения следственных дел

Годы 1921 1923 1927 1929 1930 1931 1933 1935 1937 1939 1941

Кол-во дел 5 3 2 18 2 2 1 3 2 4 1

К данному периоду относится «громкое» дело архимандрита Серафима (И.З. Винокуров), с именем которого связана деятельность духовенства Якутии во время советской власти, т.к. именно он стал её центром в отсутствие епархиального архиерея. Ликвидация органов и учреждений Якутской епархии, спасение церковного имущества, борьба с обновленчеством, поддержка оставшихся без средств свя-щенно-церковнослужителей и их семей - все это составило повседневное бытие архимандрита. В 1919 г. он занимал должность ключаря Якутского кафедрального собора, с 1921 г. эконом архиерейского дома, затем последний настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора [25, Ф.226-и. Оп.9. Д.128. Л.4; Д.143, 158. Л.43 (об.); Ф.365-и. Оп. 1. Д.2; Ф.464-и. Оп.1. Д.5. Л.5; Ф.328. Оп.1. Д.1.Л.4].

В судебно-следственных делах имеются упоминания, что свя-щенно-церковнослужители и верующие г. Якутска и приезжающие из

6 Составлено по Архиву УФСБ по РС(Я). Д.33-р, 49-р, 100-р, 185-р, 197-р, 223-р, 300-р, 302-р, 434-р, 1073-р, 1122-р, 1138-р, 1217-р, 1490-р, 1908-р, 2024-р, 2447-р, 2640-р, 2645-р, 2653-р, 2658-р, 2800-р, 3303-р, 4537-р.

И.И. Юрганова

«За контрреволюционную агитацию против Советской власти...»

улусов и наслегов обращались к архимандриту за помощью: он помогал составлять письма и обращения к власти и при необходимости оказывал финансовую и медицинскую помощь нуждающимся.

В 1928 г. в профсоюзных организациях г. Якутска была развернута дискуссия о судьбе зданий градо-якутских храмов и действующего прихода Свято-Троицкого кафедрального собора, начало строительства которого соотносится с 1708 г. Здание собора представляло исторический памятник. Кроме того, после закрытия органов и учреждений Якутской епархии именно собор стал местом сосредоточения церковной утвари, облачений, духовной литературы. Наиболее ревностные апологеты атеизма настаивали на обращении к Правительству ЯАССР и горсовету с требованием передачи здания собора «на культурно-просветительные нужды», более осторожные указывали на использование здания коллективом верующих. Весной 1929 г., несмотря на обращения архимандрита во ВЦИК, СНК РСФСР и Главнауку с обоснованием исторической ценности здания, по постановлению ЯЦИКа собор был закрыт. Новая власть указала на «ошибочную регистрацию зданий ... в качестве исторической или художественной ценности» [25, Ф. 50.0п.57.Д.3. Л.321]. Здание собора было передано НКПЗ ЯАССР, затем коммунальному тресту. Церковное имущество было распределено между советскими организациями, и осенью 1929 г. трест приступил к разборке соборной колокольни [25, Ф.63. 0п.5а. Д.7. Л.7-9].

Тогда же проходило следствие по обвинению в антисоветской деятельности архимандрита Серафима и «его группы» в составе 16 человек, 6 из которых были священниками. В обвинительном заключении указывалось, что «антисоветская деятельность арх. Серафима была направлена на путь подрыва авторитета якутского правительства перед центральной властью РСФСР. В своих телеграммах и отправляемых через оказию донесениях на имя ВЦИКа и СНК РСФСР арх. Серафим клевещет, что местные власти отбирают церкви незаконно, что властями уничтожаются памятники старины на дрова, и что страна, пережившая ряд восстаний, вновь волнуется, давая намеки на бандитизм, который вспыхнет именно на почве религиозных волнений». Архимандрит обвинялся в подготовке антисоветского восстания, сборе сведений о жизни и деятельности советских учреждений с целью их использования для контрреволюционной работы. «Одновременно с вышеуказанной деятельностью арх.Серафим руководит деревенскими группировками через подведомственных ему священников, направляя эти ячейки на путь антисоветской де-

СБорнИК трудов

ЯКутСКой духовной СЕМИнАрИИ

Выпуск 4

ятельности против мероприятий советской власти и партии в улусе как-то: земпередел, антирелигиозная кампания и т.д.» [24, Д. 3303-р. Л.248].

14 подследственных не признали себя виновными. Архимандрит на допросахпояснял, что «о движении на севере не слышал, ни в какой организации не состоял». Заслуживает уважения мужество одного из обвиняемых - бывшего полицмейстера и заместителя вице-губернатора Якутской областиН.М. Березкина, который на вопросы о том, кто из горожан являлся тайными осведомителями полиции, неизменно отвечал, что не помнит их фамилий.

Заседанием Тройки при ЯОООГПУ от 11 апреля 1930 г. было постановлено: «Винокурова И.З., Киренского С.Ю., Васильева П.П., Зед-генизова Н.Д., Павлуцкого И.Г., Некрасова К.И., Уваровского И.Н., Березкина Н.М., Винокурова Н.М., Шадрина Н.И. расстрелять, Берден-никова Г.Н., Климовского Н.В., Алексеева Н.В., Ясенецкого И.А. заключить в Сибирский концлагерь сроком на 3 года». Еще двое обвиняемых были сосланы в Нарымский край. Следователи спешили, об этом свидетельствует то, что в приговоре нет фамилии Березкина, тогда как она имеется в справке о расстреле.

Другим примечательным делом этого периода является обвинение священника И.С. Попова. В мае 1929 г. постановлением уездного исполнительного комитета Мегинского улуса было принято решение об изъятии Тюгюлинской Петропавловской церквиу коллектива верующих. После того как здание храма было опечатано было принято решение командировать представителя коллектива в город для ходатайства перед высшей властью. Собранные против закрытия храма подписи,заявления в ЯЦИК и Прокуратуру Якутской АССР стали основанием для возбуждения уголовного дела как против священника, так и против активных прихожан. В апреле 1930 г. И.С. Попов был приговорен к расстрелу, замененному впоследствии тюремным сроком. И это за попытку спасти храм! [24, Д. 100-р.Л.150-154, 167].

Если священно-церковнослужителям все-таки удавалось трудоустроиться, их трудовая деятельность была кратковременной, так как власти отслеживали наличие «чуждых элементов» в советских учреждениях и проводили «чистку». В декабре 1929 г. был арестован по обвинению в утаивании средств священник А.Г. Якушков, работавший бухгалтером товарищества «Кыттыгас», приговоренный к 6 годам лишения свободы [24, Д. 4537-р].В 1930 г. из Колымского округа был выселен обвиненный в антисоветской агитации

И.И. Юрганова

«За контрреволюционную агитацию против Советской власти...»

священник П.П. Нифонтов. Устранившись от какой-либо религиозной деятельности, пытаясь выжить, он занимался скотоводством и, соответственно, был обвинен в «эксплуатации бедноты и батрачества» [24, Д. 223-р].

Вехой в истории репрессий в СССР стали 1937-1938 гг., и хотя значительная часть православного духовенства была уже физически уничтожена и сослана в лагеря, власти «вычищали» и православных мирян. В 1938 г. был произведен обыск у Н.Н. Москвина. Для небольшого провинциального Якутска Москвин был значимой личностью - выпускник Казанской духовной академии, преподаватель Якутской духовной семинарии, краевед-исследователь, научный сотрудник областного музея, разносторонне образованный человек и интересный рассказчик. В 1913 г. за «отличную службу и особые труды» императорским указом он был награжден орденом Св.Станислава [21, с.107]. После ликвидации империи Москвин стал инициатором создания «Союза православных христиан» в г. Якутске, был делегатом Поместного Собора в Москве, активным членом коллектива верующих. Николай Николаевич не скрывал свою религиозность и, как следствие, неоднократно подвергался арестам и тюремным заключениям (1919, 1923, 1924, 1928 и 1933 гг.). Протоколы допроса Москвина являются красноречивым свидетельством методов «работы» следствия. Так, если на допросе 10 августа 1938 г. он подчеркивал, что «как человек имеющий высшее богословское образование ... я оказался при советской власти одним из активных церковных деятелей... и открыто проповедую религию... антисоветскую деятельность свою я отрицаю», то уже через несколько дней в его показаниях имелись все необходимые следствию признания об участии «в контрреволюционной националистической организации» и даже фамилии её членов и остается только предполагать, как заставляли клеветать не только на себя, но и на других. Протоколы содержат противоречивые показания подследственного: он называет разные фамилии тех, кто «вовлек его в организацию». Итогом стало «обнаружение контрреволюционного заговора», участниками которого стали наркомы просвещения ЯАССР И.Н. Жирков, С.С. Сюльский, директор Института языка и культуры П.А. Ойунский, члены общества изучения ЯАССР С.И. Боло и А.А. Саввин и др. Москвин был сослан в Коми АССР, откуда он уже не вернулся [24, Д. 1217-р. Л.34, 38].

Заключительным по хронологии можно считать судебно-след-ственное дело 73-летнего протоиерея И.Ф. Попова. Иннокентий Фи-

ларетович являлся настоятелем последней действующей в Якутии Никольской церкви (закрыта в 1939 г.), был арестован в декабре 1941 г. Как отмечено в протоколах допросов: «после закрытия церкви ... изредка выполнял религиозные требы по частным домам, большей частью служил молебны о здравии, приглашали старушки отслужить молебен о здравии и за ушедших в красную армию. На эти средства я и существовал».В обвинительном заключении престарелому батюшке инкриминировали проведение систематической антисоветской агитации, распространение провокационных измышлений о жизни трудящихся в СССР и приговорили к высшей мере наказания, но привести приговор в исполнение не удалось, так как, находясь в тюрьме, заключенный умер [24, Д. 2024-р].

Проведенное исследование позволяет составить представление о механизме уничтожения религии и её служителей на примере одного из наиболее удаленных от центра регионов - Якутской АССР. Очевидно, что в условиях строительства атеистического общества служители церкви были обречены на преследования и даже снятие сана не давало гарантий прав и возможности трудоустройства. Исторические источники содержат сведения о возбуждении судеб-но-следственных дел в отношении представителей духовенства Якутии за 1921-941 гг., и в последних из них обвинения выдвигаются против уже глубоко пожилых людей, в т.ч. и с применением высшей меры наказания.

Начавшийся в конце прошлого столетия процесс возвращения имен представителей духовенства ещё не завершен и введение в научный оборот новых исторических источников является его частью, значимость религиозной составляющей в современном российском обществе делает актуальной изучение её исторического опыта.

И.И. Юрганова

«За контрреволюционную агитацию против Советской власти.»

Литература

1. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн.1. М.: Пропилен, 1995.399 с.

2. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 (документы и фотоматериалы).М.:Издательство Библейско-Бого-словского Института св. апостола Андрея, 1996. 352 с.

3. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2-х кн. / Под-гот. издания Н.Н. Покровского и С. Г. Петрова. Сибирский хронограф. М.: РОС-СПЭН, 1998. 648 с.

4. Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док.по материалам ЦА ФСБ РФ. М.: Изд-во ПСТБИ; Памятники исторической мысли, 2000. 320 с.

5. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917- 1943 гг. / сост. М.Е Губонин.М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт; Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1984.1064 с.

6. Цыпин В., протоиерей. О канонизации святых в XX веке (до 1988 г.) // Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 12-17.

7. Цыпин В., протоиерей. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005.М.: Сретенский ставропигиаль-ный мужского монастырь, 2012. 816 с.

8. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.:Крутицкое подворье, 2007. 648 с.

9. Митрофанов Г., протоиерей. Русская Православная Церковь на историческом перепутье XX века. М.: Арефта. Лепта, 2011. 272 с.

10. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 го-дах).М.: Крутицкое Патриаршее подворье. 1999, 400 с.

11. Васильева О.Ю., Фирсов С.Л., Журавский А.В. Русская Православная Церковь в XX в. М.: Лента-пресс, 2007. 256 с.

12. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства 1943-1948гг. М.:ИРИ РАН, 2001. 214 с.

13. Кашеваров А. Н. Государство и Церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви.М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. 440 с.

14. Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917-1941 гг.).волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 1993.100 с.

15. Макарий (Веретенников), архим. Канонизация митрополита Мака-рия // Канонизация святых на Руси: Мат-лы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (10-12 июня 1998 г.). Можайск, 1998. С. 7-16.

16. Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия: Русская Православная Цер-

Выпуск 4

ковь // научн. ред. протоиерей В. Цыпин, А. Назаренко; ред. Е. Кравец. М., 2000.С. 346-371.

17. Ювеналий (Поярков), митр. Жизнь в Церкви. М., 2008. 410 с.

18. Панихина М.И., Копцева Н.П. Новомученники и исповедники Русской православной церкви ХХ в. в Сибири.//Современные проблемы науки и образования. 2013.№ 5. С.667-668.

19. Головкова Л.А. «Пострадавшие за веру» (обзор архивно-следственных дел 1921-1942 гг., хранящихся в архиве УФСБ по РС(Я)// На службе Богу и якутскому народу. Якутск, 2006. С.188-198.

20. Юрганова И.И.«Они были одними из первых...(о репрессированных священно - и церковнослужителях Якутской епархии)»// Якутский архив. 2003. № 1(9). С. 101-104.

21. Столярова И.И. Пострадавшие на Веру.// Якутский архив. 2003.№ 1. С.105-107.

22. Павлова Р.К. Дело иеромонаха Сергия (Лесина), бывшего насельника Якутского Спасского мужского монастыря, подвергшегося репрессии 1938 г.// Труды Якутской духовной семинарии Вып.3. Якутск: Медиа-Холдинг «Якутия», 2016. С.165-170.

23. Юрганова И.И. Церкви Якутии. Краткая история. М.: Изд-во Патриаршего подворья. 2010. 400 с.

24. Архив УФСБ по Республике Саха (Якутия).

25. НА РС(Я) - Национальный архив Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.