Научная статья на тему 'Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в хх веке (1917-1988 гг. )'

Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в хх веке (1917-1988 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОМУЧЕНИКИ / ЯКУТИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XX ВЕКЕ / ГОНЕНИЯ НА ВЕРУЮЩИХ / ДУХОВЕНСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ ВЕРУЮЩИХ / РЕПРЕССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в хх веке (1917-1988 гг. )»

Роман, архиепископ Якутский и Ленский

исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в XX веке (1917-1988 гг.)

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28)

Минувший ХХ век - время особых испытаний и страданий, через которые довелось пройти нашему народу, нашей Церкви. Ещё живы воспоминания людей, прошедших через горнило страданий за свою веру, за свои религиозные убеждения. ХХ век - период небывалого мученичества и исповедничества, которого до этого времени не знала наша Церковь. ХХ век поучителен для каждого из нас как христианина, поскольку в этот период наиболее отчетливо стало видно, кто такие настоящие христиане, исполняющие Евангельские истины не только на словах, но делом, своей жизнью, даже до смерти.

С момента Октябрьской революции, а впоследствии и гражданской войны, голода, репрессий и страшной по своим последствиям Великой Отечественной войны Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Многие из них были зверски убиты, замучены. Среди всего этого количества людей было множество православных епископов, священнослужителей и благочестивых мирян. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.

Безбожная советская власть, принимая соответствующие законы и постановления, не скрывала, что пыталась всячески уничтожить Церковь и любое упоминание о Боге. Но, чем больше усилий она прилагала к этому, чем больше убийств православных людей предпринималось, тем сильнее становилась вера у оставшихся, тем больше крепчала Русская Православная церковь. Об этом, казалось бы, алогичном явлении ясно свидетельствуют слова христианского апологета Тертуллиана. «Мы побеждаем, когда нас убивают, - обращался он к римским языческим правителям в III веке. - Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя».

Можно задаться вопросом, о какой победе свидетельствует христианский апологет и как она соотносится с событиями ХХ века для России? Годы тяжелейших гонений, репрессий, зверские убийства стали торжеством Православия или же Великой победой Церкви в

Исторический коллоквиум «ИсповЕДнИЧЕскИй путь священнослужителей И мИрян

в россии и якутской епархии в хх в.» XII республиканских рождественских образовательных чтений «1917-2017 гг.: Уроки сТОЛЕТИЯ» 13 декабря 2016 г.

Роман, архиепископ Якутский и Ленский Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в ХХ веке (1917 -1988 гг.)

атеистическом государстве. Все пострадавшие, новомученики и исповедники явили славу Божию. Память о них остается в Церкви подобно той памяти, которой удостоены первые христианские мученики. А если память о них жива, значит и подвиг их не забыт, он передается из поколения в поколение.

Самым пиком репрессий против православных христиан в ХХ веке стал 1937 г. К этому году оставалось совсем незначительное количество клириков Православной церкви, что могло свидетельствовать о скором полном уничтожении церкви в СССР. Согласно статистике, только за время 1937-1938 гг. было арестовано более 160 тысяч служителей Церкви (в это число входят не только священники), из которых более 100 тысяч были расстреляны. В Русской Православной церкви на всей территории СССР к началу Второй мировой войны на кафедрах осталось всего 4 архиерея (из примерно 200), служение в церквях продолжали только несколько сот священников (до 1917 г. их было более 50 тысяч). Так, репрессиям подверглось не менее 90 % духовенства и монашествующих (большинство из них было расстреляно), а также значительное число активных мирян.

Не обошли стороной сложные годы и нашу Якутскую епархию. К началу ХХ века в Якутском крае велась активная миссионерская и просветительская деятельность, а переводческая и издательская деятельность способствовала привлечению местных жителей в христианскую веру. К началу ХХ века якутское духовенство насчитывало более трехсот человек. В области действовало свыше ста тридцати храмов и сорока духовных учебных заведений. В связи с отдаленностью православные храмы в Якутии продолжали действовать до конца 1920-х гг. [1]

С установлением советской власти, в 1919 г., по данным исследователя И. Юргановой, Якутская епархия была ликвидирована, была прекращена деятельность всех духовных структур: православные храмы либо разрушались, либо перестраивались и приспосабливались для хозяйственных нужд; была развернута антирелигиозная пропаганда, и представители духовенства одни из первых испытали ужас репрессий [2].

После Октябрьской революции в результате широкой атеистической работы в республике было разрушено практически всё, что с таким трудом насадили православные миссионеры и священники. Все храмы и духовные учебные заведения были ликвидированы. В 1939 г. в Якутске закрыли последний православный храм на северо-востоке России - Николаевскую церковь.

В 1970-х годах в ЯАССР, согласно данным, официально верующих насчитывалось всего около 200 человек. Внешняя духовная жизнь в республике, казалось, окончательно умерла.

Эпоха репрессий и гонений коснулась всех уголков нашей Родины. Не обошла она и Якутский край. В архиве Управления ФСБ России по Республике Саха (Якутия) хранятся архивные уголовные дела, по которым выявлены сведения по 35 священнослужителям, осужденным за «контрреволюционные преступления» [2]. Тем не менее, епископы управляли своими епархиями из ссылок и лагерей, священники продолжали окормлять паству, не оставляя своего мученического креста.

В этой связи будет уместным вспомнить о подвиге священном ученика Евгения (Зернова), служение которого было связано с Якутской епархией. Став епископом, он в 1913-1914 гг., будучи викарием Иркутской епархии, также окормлял Ленский район Якутии. Этот поистине доблестный мученик и исповедник был одним из авторитетнейших иерархов Русской церкви, талантливейшим проповедником и миссионером.

За свою деятельность по сохранению Православия и во многом через доносы и лжесвидетельства владыка четырежды отправлялся в ссылки. Четвертый арест в 1937 г. был последним для святого исповедника, который ни под какими уговорами и пытками не предал Христа. В 1937 г. он был обвинен в «контрреволюционной агитации среди заключенных». Приговорен к расстрелу постановлением тройки НКВД по Карагандинской области от 20 сентября 1937 г. и в тот же день расстрелян.

Ещё одним архипастырем, чьё служение было также связано с Якутской епархией был Преосвященный епископ Олонецкий и Петрозаводский Евфимий (Лапин). Согласно данным, его служение в Якутской епархии было с 1916 по 1919 гг. [3]. Во время управления Якутской епархией им была подготовлена программа для подготовки приходов к благоустроению местной церковно-приходской жизни [4].

К сожалению, на сегодняшний день нет полноценных сведений о жизни и служении Преосвященного архипастыря, но из имеющихся архивных материалов, становится ясным, что епископ Евфимий во время арестов в полной мере отстаивал интересы Церкви и невмешательство в её деятельность советской власти. Как и священному-ченик Евгений, владыка Евфимий был также четырежды арестован. Поначалу архипастырь обвинялся «в распространении слухов небла-

Исторический коллоквиум «исповЕдничЕский путь священнослужителей и мирян в россии и якутской епархии в хх в.» XII республиканских рождественских образовательных чтений «1917-2017 гг.: Уроки столетия» 13 декабря 2016 г.

Роман, архиепископ Якутский и Ленский Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в ХХ веке (1917 -1988 гг.)

гоприятных Советской власти, торможению мероприятий по изъятию церковных ценностей», впоследствии обвинения были практически аналогичными «в нелояльности к Советской власти, сопротивлении сдаче церковных ценностей, распространении слухов неблагоприятных Советской власти». Следует отметить, что по нескольким обвинениям, которые благодаря владыке Евфимию были признаны как вмешательство во внутренние дела Церкви, он был оправдан за недоказанностью обвинения.

В последний, четвертый раз, епископа Евфимия арестовали в конце 1937 г., а в марте 1938 г. расстреляли. Арест и расстрел произведены в г. Новосибирске. Погребен архипастырь в безвестной могиле [3].

Если говорить о священнослужителях, пострадавших во время гонений советской власти, можно отметить, что на сегодняшний день имеется немало сведений, хотя и неполных, о подвиге клириков Якутской епархии того времени. Так, известно об архимандрите Серафиме (Винокурове), возможно выпускнике Якутской духовной семинарии, впоследствии ключаре и настоятеле Свято-Троицкого кафедрального собора, преподавателе пения Якутского духовного училища и экономе Архиерейского дома.

В 1928-1929 гг. по всей территории Якутии местными органами власти, профсоюзными организациями и атеистическим «Союзом безбожников» проводилась массовая работа по закрытию церквей. Незадолго до Пасхи в 1928 г. произошел пожар в национальном театре, после чего Троицкий кафедральный собор был изъят и отдан театру. Архимандрит Серафим подал жалобу во ВЦИК, в СНК РСФСР, Главнауку (собор состоял на учете как историческая ценность). Постановлением обкома ВКП(б) было признано, что данное изъятие вызовет недовольство определенной части населения. Несмотря на это, Троицкий собор закрылся и до последнего времени в нем располагался Театр эстрады. С недавнего времени собор передан Якутской епархии, ведутся реставрационные работы. Троицкий собор - архитектурная жемчужина Якутска, первый кафедральный собор Якутской епархии, свидетель первого богослужения на якутском языке при святителе Иннокентии (Вениами-нове).

Через некоторое время после закрытия собора был арестован и его настоятель архимандрит Серафим. В обвинительном заключении указано:«Антисоветская деятельность архимандрита Серафима одновременно была направлена и на путь подрыва авторитета якутского правительства перед центральной властью РСФСР. В своих те-

леграммах и отправляемых через оказию донесениях на имя ВЦИКа и СНК РСФСР архимандрит Серафим клевещет, что местные власти отбирают церкви незаконно, что власти уничтожают памятники старины на дрова...» [1].

По данному уголовному делу было осуждено 16 человек. Были расстреляны архимандрит Серафим, священник Николай Михайлович Винокуров, иподьякон и секретарь коллектива верующих Троицкого собора Сергей Юлианович Киренский, ключарь кафедрального собора Константин Иванович Некрасов, бывший священник Иван Гаврилович Павлуцкий, в концлагере отбывал срок священник Георгий Николаевич Берденников. Все осужденные по данному уголовному делу реабилитированы 24 июля 1989 г. [1].

Архимандрит Серафим был осужден тройкой при Якутском отделе ОГПУ 11 апреля 1930 г. за то, что «вёл активную контрреволюционную работу путем группировки священников, участников бандитизма, подготовлял террористический акт над отдельными политработниками. Подготовлял восстание путем руководства над отдельными группировками» [5]. Приговор был приведен в действие возле стен Свято-Троицкого кафедрального собора в г. Якутске [6].

Как было отмечено, вместе с архимандритом Серафимом был расстрелян среди прочих и священник Николай Михайлович Винокуров. Он окончил Якутское духовное училище, был священником в Спасской, а позже Бахсытской церкви в г. Нижнеколымске. По обвинению в том, что «вел контрреволюционную работу, направленную к свержению советской власти, после ареста архимандрита Серафима прятал компрометирующие Серафима и другие бумаги», был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Виновным себя не признал. Был расстрелян в Якутске 12 апреля 1930 г.

Говоря об исповедническом подвиге епископата и священнослужителей Якутской епархии, на наш взгляд, будет уместным и правильным подчеркнуть, что в 1920-1930-х гг. пострадало немало благочестивых мирян. Так, из числа мирян, пострадавших за свои религиозные убеждения этого периода, можно остановиться на освещении жизни репрессированного преподавателя Якутской духовной семинарии Николая Николаевича Москвина. Уроженец Якутска, выпускник Казанской духовной академии 1902 г., он вернулся на малую родину, чтобы нести проповедь о Христе среди своего народа. После возвращения он был преподавателем богословия в духовной семинарии, также работал в различных краевых музеях и библиотеках.

Исторический коллоквиум «ИСПОВЕДНИЧЕСКИй ПУТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И МИРЯН В РОССИИ И ЯКУТСКОЙ ЕПАРХИИ В XX в.» XII РЕСПУБЛИКАНСКИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «1917-2017 гг.: УРОКИ СТОЛЕТИЯ» 13 декабря 2016 г.

Роман, архиепископ Якутский и Ленский Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в ХХ веке (1917 -1988 гг.)

Во время проведения Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917-1918 гг. был делегатом от мирян Якутской епархии. С марта 1921 г. был членом Духовного комитета по делам Якутской епархии. Входил в состав Епархиального Совета. Был организатором «Союза Православных Христиан» [7].

Как и упоминаемые выше Преосвященные владыки Евгений и Евфимий, Николай Николаевич был четырежды арестован. В 1940 г. особым Совещанием при НКВД СССР за антисоветскую агитацию был приговорен к 5-ти годам ссылки в КомиАССР. К сожалению, дальнейшая судьба Николая Николаевича неизвестна.

Но не только местные жители, священнослужители и епископат, имевшие отношение к Якутской епархии, пострадали на территории Якутии. В годы советской власти здесь располагались 105 лагерей ГУЛАГа в самых суровых, жестоких по климатическим условиям районах Оймяконья, Верхоянья, Хандыги, на побережье Ледовитого океана, в дельтах рек Лена, Яна, Колыма, на границе с Чукоткой и Магаданской областью. Из этих лагерей домой не вернулись сотни тысяч людей. Среди них были деятели культуры, науки, искусства, военнослужащие и священнослужители. Сюда ссылали за веру исповедников Христовых, ни численности, ни имен которых мы сегодня не знаем в полноте. Республика стала Голгофой для сотен священнослужителей и мирян-исповедников. Как отмечал блаженной памяти Преосвященный епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов), «Колыма - антиминс России. Здесь вся земля пропитана кровью но-вомучеников» [8].

Главная заслуга новомучеников и исповедников заключается в том, что они не боялись жить по Евангелию и готовы были умереть за это. В годы советской власти, вплоть до 1980-х годов, верующие подвергались репрессиям за свои религиозные взгляды и верность Христу.

Начиная с 1980-х гг. в Русской Православной церкви сначала за рубежом, а затем и у нас, начался процесс канонизации новомуче-ников и исповедников Российских, пик которого пришёлся на 2000 г. Всё это может свидетельствовать о том, что в период большевистских гонений Русская Церковь дала миру великое число мучеников и исповедников в рамках новейшей истории.

Очень важные слова о подвиге новомучеников сказал Святейший Патриарх Кирилл, открывая заседание Церковно-обществен-ного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

сборник трудов

якутской духовной семинарии

Выпуск 4

Так, Его Святейшество подчеркнул, что новомученики - это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация. Сегодня очень часто появляются псевдогерои, - не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь - и новомученики являются таковыми героями [9].

Но, к сожалению, мы слишком мало знаем о наших героях. Работа по выявлению сведений о каждом из них является очень кропотливой и сложной. Очень большая работа предстоит для поиска и обработки расстрельных и других материалов, касающихся клириков Якутской епархии, потому что родственники арестованных сжигали фотоальбомы, вытравливали память о родных и близких, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих детей. Ещё более сложная работа предстоит по поиску сведений о тех, кто пострадал на территории Якутии в советское время. Ныне, перечисляя имена новомучеников и исповедников, нам весьма затруднительно сказать что-то об их жизни и праведной кончине.

По благословению Предстоятеля Русской Православной церкви сейчас активизировалась работа, направленная на популяризацию и широкое освещение подвига новомучеников Российских. В связи с этим в целях реализации Определения Архиерейского Собора 2011 г. «О мерах по сохранению памяти но-вомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» на заседании Святейшего Синода, прошедшем в декабре 2012 г., было принято решение о создании Церков-но-общественного совета по увековечиванию памяти новомучени-ков и исповедников Российских под председательством Святейшего Патриарха.

У нас, в Якутской епархии, мы пытаемся найти, изучить и передать последующим поколениям память о новомучениках и исповедниках, так или иначе связанных с Якутией. В Спасском монастыре был открыт «Центр по увековечиванию памяти и изучению наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской». Помимо этого, ежегодно 20 сентября в стенах Якутской духовной семинарии будет проходить «Евгеньевский вечер», посвященный новомученикам и исповедникам. В этом году православная молодежь, присутству-

Исторический коллоквиум «исповЕдничЕский путь священнослужителей и мирян в россии и якутской епархии в хх в.» XII республиканских рождественских образовательных чтений «1917-2017 гг.: Уроки столетия» 13 декабря 2016 г.

Роман, архиепископ Якутский и Ленский Исповеднический путь священнослужителей Якутской епархии в ХХ веке (1917 -1988 гг.)

ющая на мероприятии, смогла ознакомиться с жизнью и подвигом священномученика Евгения (Зернова). Такие встречи позволят пробудить интерес к трагической и величественной истории Русской Церкви в ХХ веке и уважение, и сочувствие к подвигу пострадавших. В этом залог того, что гонения и репрессии в нашей стране не повторятся.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что единство любого народа определяется, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания - это святость. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Если же говорить о подвиге новомучеников, их подвиг сумел объединить народ, разобщенный богоборческой властью ХХ века. Но-вомученики и исповедники Русские оставили нам яркий пример следования за Христом, верности Ему и Его Церкви; они научают нас безбоязненному и мужественному исповедованию своей веры. Поэтому наш священный долг и обязанность перед ними - сохранение памяти, сбор биографических сведений, изучение их подвига и страданий.

Занимаясь сохранением памяти о новомучениках и исповедниках Русской Церкви, мы в первую очередь должны руководствоваться словами нашего Предстоятеля, который подчеркнул, что главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическое памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев - святых новомучеников и исповедников Церкви Русской [9].

Выпуск 4

Литература

1. Толстихина Л. Пострадавшие за веру якутяне: [о священниках, которые попали в мясорубку репрессий 20-30-х гг.]// Якутск вечерний. 2005. 30 сентября. С.44.

2. Юрганова И.И. Православное христианство в Якутском крае [Электронный ресурс]// Тальцы. 2007. № 1 (30). URL:http://pribaikal.ru/talci-item/ artikle/2251. html? cHash=33640733d&print=1 (дата обращения 11.11.2006).

3. Евфимий (Лапин Евгений Николаевич)/ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века [Электронный ресурс]. ПСТГУ, ПСТБИ. URL:http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxIYcD UsuyjfdMGZeusUd0ycs0eifu*UV09Ye8mcvm*cWu0je8qU8G0c68HU9WkUcmu DdS9UfeSUceuYsOcg612yAX6hAHYmAuCX9W7yDHtyN1*I9X6tTd4jeC4iecyisS 9Uc8GUciWctLtSTaxZMGsmB** (дата обращения 17.11.2016).

4. Евфимий (Лапин), еп. Программа для подготовки приходов Якутской епархии к благоустроению местной церковно-приходской жизни// Якутские епархиальные ведомости. 1916. № 22. С.371-382.

5. Серафим (Винокуров Иннокентий Зиновьевич)/ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века [Электронный ресурс]. ПСТГУ, ПСТБИ. URL:http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGH 0xIYcDUsuyjfdMGZeusUd0ycs0eifu*UV09Ye8mcvm*cWu0je8qU8G0c68HU9Wk UcmuDdS9UfeSUceuYsOcg612yAX6hAHYmAuCX9W7yDHtyN1*I9X6tTd4jeC4iec yisS9Uc8GUciWctLtSTaxZMGsmB** (дата обращения 17.11.2016).

6. Троицкий собор: как спасают святыню [Электронный ресурс]/ Православная Якутия. URL:http:// pravyakutia.ru/content/vosstanovlenie-troizkogo.html(дата обращения 17.11.2016).

7. Москвин Николай Николаевич/Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века [Электронный ресурс]. ПСТГУ, ПСТБИ. URL:http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxIYcDUsuyj fdMGZeusUd0ycs0eifu*UV09Ye8mcvm*cWu0je8qU8G0c68HU9WkUcmuDdS 9UfeSUceuYsOcg612yAX6hAHYmAuCX9W7yDHtyN1*I9X6tTd4jeC4iecyisS9U-c8GUciWctLtSTaxZMGsmB** (дата обращения 18.11.2016).

8. Якутская и Ленская епархия. [Электронный ресурс]./ Православная газета.20123. 30 июля. № 29(686). URL:http://orthodox-newspaper.ru/ numbers/at52572(дата обращения 18.11.2016).

9. Состоялось второе заседание Церковно-общественного совета по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. [Электронный ресурс]. Патриархия.ру. URL:http://www.patriarchia.ru/db/ texy/ 4274476.html(дата обращения 18.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.