Научная статья на тему 'Из истории Русской православной церкви в советской Якутии: Сергей Иванович лесин'

Из истории Русской православной церкви в советской Якутии: Сергей Иванович лесин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕССИИ / ДУХОВЕНСТВО / РПЦ / РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ДУХОВЕНСТВА / РЕПРЕССИЯ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ВЕРУЮЩИХ / НОВОМУЧЕНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории Русской православной церкви в советской Якутии: Сергей Иванович лесин»

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Р.П. Иванова

из истории русской православной церкви в советской Якутии: Сергей иванович лесин

История Русской Православной церкви советского периода -чрезвычайно сложный объект для исследования, так как в советский период РПЦ была отделена от государства, лишена права юридического лица и длительное время находилась на полулегальном положении. В связи с этим в государственных и муниципальных архивах Республики Саха (Якутия) сохранилось незначительное количество документов по истории православия в советской Якутии [1].

В советский период более ста миллионов православных верующих России подверглись разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации - от издевательств и арестов до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 г. до «перестройки» конца 1980-х годов [2]. В годы советской власти имена священных служителей были преданы забвению, но каждый из них - яркая личность, деятельность которой оставила заметный след, и в настоящее время ведется работа по возвращению этих имен.

Хотелось остановиться на личности Сергея Ивановича Лесина, моего прадеда, служившего священником в Якутии с 1910-1959 гг. Период его служения совпал с самым сложным временем для Русской Православной церкви.

Сергей Иванович Лесин родился 4 декабря 1875г. в д. Коротково Пензенской губернии, Керенского уезда.

Согласно архивным данным УФСБ по Республике Саха (Якутия) он служил священником в г. Якутске в 1910-1920 гг. [3]. Этот период совпал с Октябрьской революцией 1917 г. и с ликвидацией Якутской епархии в 1919 г. после установления советской власти. В это время была прекращена деятельность всех духовных структур; православные храмы либо разрушались, либо перестраивались и приспосабливались для хозяйственных нужд; была развернута антирелигиозная пропаганда, и представители духовенства одни из первых испытали ужас репрессий.

Исследователями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета установлены периоды гонений за веру. Первая волна гонений (1917-1920 гг.)-захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей. Вторая волна гонений

СТАТЬИ

Р.П. Иванова Из истории Русской православной церкви в советской Якутии: Сергей Иванович Лесин

(1921-1923 гг.)- изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Третья волна гонений (1929-1931 гг.) - «раскулачивание» и коллективизация. Четвертая волна (1937-1938 гг.) - страшные годы террора и стремление уничтожить всех верующих [2].

Период служения Лесина охватывает все четыре волны гонений. После ликвидации якутской епархии в 1919 г. Лесин был сослан в Верхневилюйск. С 1920-1938 гг. Лесин продолжил свое служение в Верхневилюйском районе ЯАССР.

Подвергался двум арестам: первый арест в 1931 г. по обвинению «невыполнение твердого задания», приговор - 1 год лишения свободы и заключение в Вилюйскую тюрьму. Его родные связывают этот арест с тем, что он не отказался от своей веры и продолжал практиковать христианские традиции среди населения.

После освобождения вернулся и жил в с. Кентик Верхневилюй-ского района до следующего ареста в 1938 г. по обвинению сразу по трем статьям УК РСФСР: статьи 17 (совокупность преступлений), 58-8 (контрреволюционная атака), 58-10 ч.1 (контрреволюционная пропаганда), две из которых были исключены Верховным судом ЯАССР. Мерой наказания было назначено 7 лет лишения свободы по статье 58-10 ч.1 [1, 2, 3]. Тогда ему было уже 63 года. Архивные данные на этом заканчиваются словами «дальнейшая судьба неизвестна».

Прадед был человеком удивительной судьбы и преданной веры во Христа. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу.

И я уверена, что его светлая вера оберегала и хранила его в трудные дни. Богом дана была ему и дочь Раиса.

Раиса, моя бабушка - мать 12 детей, с мужем Алексеевым Иваном Николаевичем является основателем педагогической династии Алексеевых, которая представлена 19 педагогами, трудящихся в сфере образования (включая и меня) в республике и за её пределами.

По воспоминаниям жителей села Кентик, С.И. Лесин был человеком глубочайшей веры, пользовался уважением местного населения

Сергей Иванович Лесин Фото из личного архива семьи Алексеевых.

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Дочь С.И. Лесина -

Раиса Фото из личного

архива семьи Алексеевых.

Алексеев Дмитрий, Тамара, Иван Николаевич, Егорова Раиса Софроновна Бааhынай Баhылайы квтв^вн олорор, Валентина. 1952 с.

Фото из личного архива семьи Алексеевых.

за безупречное знание якутского языка, за образованность. К нему обращались за различными требами и молитвами даже в советское время. Имели место тайные крещения и отпевания. Его знали как священника, который ходил пешком в Израиль (из местной газеты).

В том месте, где жил мой прадед, стоит молитвенный крест. У этого креста совершенно невероятная история.

В конце 1920-х гг. в Верхневилюйске стояла сильная засуха, дождя не было несколько месяцев. Старейшины села, посоветовавшись, пришли к прадеду, чтобы он помолился Богу и попросил дождя. Через некоторое время он сказал, что нужно поставить крест и всем вместе помолиться.

Его просьбу тут же выполнили и смастерили деревянный молитвенный крест. Священник служил молебен с просьбой о дожде, попросил всех поклониться, и тут, откуда ни возьмись, в небе появилась маленькая тучка размером с подушку, начался дождь, который лил три дня. Тогда люди поверили, что священник действительно говорит с Богом.

Крест этот простоял на этом месте все советское

СТАТЬИ

Р.П. Иванова Из истории Русской православной церкви в советской Якутии: Сергей Иванович Лесин

время, люди ходили к нему и молились, а когда он падал, поправляли и ставили его обратно. 24 июля 2013 г. старый крест, который со временем совсем разрушился, заменили на новый, а священник Верхне-вилюйского улуса иерей Михаил и иеромонах Роман из г. Вилюйска освятили его.

Этот крест - свидетельство веры не только моего прадеда, но и всех жителей села, которые сохранили и не разрушили его в советское время, когда повсеместно уничтожались не только церковная атрибутика, но и целые храмы. Старый крест сейчас хранится в Кен-тикском музее.

Вернемся к 1947 г., когда С.И. Лесин был освобожден с тюрьмы в возрасте 72 лет. Согласно источникам, в 1950-1970-х гг. в республике действовало всего два православных храма (молитвенных дома) -в Якутске и Олёкминске, входящих в состав Якутского благочиния, подчиненного Иркутской епархии, количество прихожан которых, по официальным данным уполномоченного по делам Русской Православной церкви при Совете Министров ЯАССР, составляло 300 человек [5, Ф.5263. Оп.1. Д.318. Л.2].

Примечательно, что мой прадед в последние годы своей жизни был в этих двух храмах (молитвенных домах) настоятелем и был одним из 3 священников, служивших в то время в Якутии. Сразу после

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Таблица 2

№ Дата служения Настоятели Олекминского Спасского молитвенного дома

1 1947-1949 гг. Симеон (Серапион) Иннокентьевич Мамин

2 1949-1952 гг. Сергей Иванович Лесин

3 1952-? М. Голомарсв

4 1960 ? К. Рсзннчснко

5 1961-1962 гг. Захарий Алексеевич Чайковский

6 1962-1964 гг. Павел Саввич Гончарук

7 1964-1965 гг. Алексей Алексеевич Ладилов

8 1965-1966 гг. Симеон (Серапион) Иннокентьевич Мамин

9 1966-1967 гг. Иван Алексеевич Дашковский

10 1967-1969 гг. Василии Иванович Сокольников

11 1972-1974 гг. Дмитрии Иванович Селезнев

12 1975-? П.А. Бондарсико

13 1980 г. В.В. Соломатин

14 1981 г. Иеромонах Андроник

освобождения он начал активно принимать участие в восстановлении Церкви в сложных условиях советского периода.

В работе И.И. Юргановой «Православие в советском Олекминске» приводится анализ данных Олекминского муниципального архива Республики Саха (Якутия) [4]. Указывается, что молитвенный дом в г.Олеминске был открыт в марте 1947 г. (год освобождения Лесина).

Оборот фото. Фото из личного архива семьи Алексеевых.

С.И. Лесин Фото из личного архива семьи Алексеевых.

СТАТЬИ

Р.П. Иванова Из истории Русской православной церкви в советской Якутии: Сергей Иванович Лесин

Как пишет автор, сведения о настоятелях Олек-минского храма фрагментарны и на основании различных источников удалось составить перечень иереев за 19471980 г.

Среди настоятелей Олекминского храма упоминается и С.И. Лесин, который служил в период с 1949-1952 гг. Предположительно в 1953-1959 (до даты смерти) он был настоятелем Никольского храма на ул. Ушакова в г. Якутске. Об этом свидетельствует фотография, подписанная прадедом в 1959 г.

Благодаря исторической справке, составленной в 1992 г. стало известно, что С.И. Лесин был реабилитирован по году репрессий [1].

Все вышеизложенное позволяет заключить, что личный подвиг и вклад С.И. Лесина в восстановлении церкви после периода репрессий и гонений, его вера и верность Богу не должны быть преданы забвению.

С.И. Лесин является видным деятелем, внесшим существенный вклад в восстановлении и сохранении Церкви в сложные периоды гонений на веру. Его жизненный путь является ярким примером преданной веры во Христа и истинной христианской жизни. Ему пришлось пережить два ареста за веру, подвергаться различным гонениям со стороны властей. Однако он не только не отказался от веры, а продолжал миссионерскую деятельность как до, так и после репрессий.

С 1947 г.он принимал непосредственное участие в восстановлении храмов (молитвенных домов) в г. Якутске и Олекминске. Говорил на чистом якутском языке и был образованным человеком. Его личные вещи, дом, в котором он жил, и старый крест можно увидеть в краеведческом музее с. Кентик Верхневилюйского улуса Республики

Л /. Г

Фото из личного архива

гомии А П01ггооаи1¥

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Саха (Якутия). Имел дочь и 12 внуков, которые стали основателями педагогической династии Алексеевых.

Скончался Сергей Иванович Лесин настоятелем Никольского храма в г. Якутске в возрасте 84 лет.

Литература

1. Список репрессированных священнослужителей Якутской епархии (архивная справка).

2. База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ «Мемориал». М.:Звенья, 2004.

3. Архив УФСБ по Республике Саха (Якутия). Д.1243-р.

4. Юрганова И. И., Православие в советском Олекминске //Культура. Духовность, Общество: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции/ общ.ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. С.79-88.

5. Государственный архив Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.