Научная статья на тему 'Как стало возможно возрождение Православия в Якутии'

Как стало возможно возрождение Православия в Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВНАЯ ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / NARRATIVE HISTORY / CHURCH REVIVAL / PARISH COMMUNITY / DIOCESE OF YAKUTSK / CHURCH HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукин Архиепископ Роман

В докладе, положенном в основу статьи, рассматривается служение священников и мирян, сохранивших веру в Советской Якутии. Исследуемый период вторая половина XX в. Вниманию читателей предлагается как уже введенный внаучный оборот материал, так и информация, собранная в последние годы. В основном это интервью и воспоминания свидетелей и участников восстановления приходской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как стало возможно возрождение Православия в Якутии»

МАТЕРИАЛЫ III ИАКОВСКИХ ЧТЕНИЙ

Архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) Как стало возможно возрождение Православия в Якутии

В докладе, положенном в основу статьи, рассматривается служение священников и мирян, сохранивших веру в Советской Якутии. Исследуемый период -вторая половина XX в. Вниманию читателей предлагается как уже введенный в научный оборот материал, так и информация, собранная в последние годы. В основном это интервью и воспоминания свидетелей и участников восстановления приходской жизни.

Ключевые слова: нарративная история, церковное возрождение, приходская община, Якутская епархия, история Церкви

25 лет-очень короткий временной отрезок в масштабах истории, но весьма значительный с точки зрения человеческой жизни. За 25 лет младенец вырастает во взрослого человека, часто имеющего свою собственную семью, подросток превращается в состоявшуюся личность, молодой человек приобретает жизненный опыт, а зрелый подводит итоги жизни. Многие присутствующие на наших чтениях были свидетелями двадцатипятилетнего пути восстановления Якутской епархии. Но не следует забывать, что возрождение Православия в Якутии было бы невозможно,

если бы в Якутии не сохранилась вера - вера, которую народ Божий смиренно и мужественно нес в годы безбожия.

Формально Якутская и Вилюйская епархия была восстановлена 23 февраля 1993 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Однако стоит вспомнить, что церковная жизнь в духовно разоренной Якутии не прекращалась, хотя во всей Республике официально общины существовали только в Якутске и Олекминске.

В декабре 1956 г. в Якутск прибыл священник Николай Миронович -исповедник, почти 13 лет проведший в заключении по надуманным обвинениям*. По благословению тогдашнего архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова) отец Николай стал благочинным Якутского округа Иркутской епархии. Архипастырь понимал, что отправляет священника в очень трудные условия. Благословляя, он произнес ставшие пророческими слова: «Поезжайте в Якутию. Там все разваливается. Народ вас полюбит», - и отдал батюшке свой теплый бархатный подрясник [1].

Так и вышло. Отца Николая любили, уважали, многие приходили в храм благодаря его чуткости и вниманию. До сих пор пожилые прихожане тепло вспоминают его, и общение с ними могло бы стать настоящим кладезем для специалистов в нарративной истории, краеведов и журналистов. Обширный массив информации, полученной от помнивших батюшку якутян, использовал в своей статье «Якутский протоиерей Николай Миронович» епископ Якутский и Ленский Зосима [1].

Отец Николай служил в Никольском молитвенном доме, здесь же и жил. Сегодня по этому адресу, Ушакова 12, располагается Покровский женский монастырь, с которого началось возрождение монашества в Якутии. Память о Никольском молитвенном доме сохраняется и поныне: ежедневное молитвенное правило сестер включает в себя акафист Святителю Николаю.

Как будто наверстывая упущенное время, протоиерей Николай Миронович прослужил в Якутии столько же, сколько провел в лагерях: до 1969 г., когда вышел за штат по состоянию здоровья. Еще десять лет он прожил на попечении своих духовных чад - семьи Домашенко. Судя по всему, иногда батюшка выходил служить. Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в поселок Тикси Булунского улуса 9 сентября 2016 г.

* Отец Николай служил в Псковской миссии на оккупированной немцами территории. Храмы оккупационные власти открывали в попытке добиться лояльности населения, и все представители духовенства после победы в Великой Отечественной войне считались коллаборационистами.

Архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) Как стало возможно возрождение Православия в Якутии

говорил: «Вспоминаю свой первый визит в Якутию в 1971 году, когда я не

мог найти в Якутске церковь......В стенах храма была библиотека, а когда

мне показали действующую церковь, я ее не узнал: покосившаяся хибарка, старенький больной священник, пять-шесть старушек, тяжелый запах плесени и влаги... Тогда я подумал, что, наверное, многие, заходя в этот храм, видят в нем образ умирающей Церкви» [2]. Вероятно, описанным священником был как раз отец Николай.

После ухода протоиерея Николая за штат Якутск не оставался без попечения духовенства. В 1974 г., еще при жизни священника (он скончался 25 мая 1979 г.), в Якутск прибыл игумен Григорий (Цвинтарный), которого также вспоминают с огромной любовью. Молитвенный, деятельный, общительный, он смог сделать практически невозможное в Советской России. Священник вместе с прихожанами построил на месте молитвенного дома первый за послереволюционные годы храм во имя Святителя Николая. В 1981 г. церковь была освящена епископом Иркутским Мефодием (Немцовым), а отец Григорий был удостоен сана архимандрита [3].

Богослужения в храме велись еженедельно по субботам и воскресеньям, а также по большим праздникам. Верующим, по воспоминаниям старожилов, этого решительно не хватало. Наконец, в 1983 г. Совет по делам религий при Совмине СССР принял долгожданное решение о создании в Якутске прихода. Это было значительное событие: именно после него стали возникать общины по всей Республике. В том числе открылся молитвенный дом в Нерюнгри, где стали служить временно командированные священники.

А приход в Якутске продолжал развиваться, хотя священники менялись часто, и в основном временно командировались. До учреждения Якутской епархии с 1980-х гг. их сменилось более десяти [4].

Пожалуй, последним эпизодом явных гонений на верующих в Якутске стало разбойное нападение на храм в 1989 г. Тогда, после широкого празднования в СССР тысячелетия Крещения Руси, казалось, что отношение к Церкви стало гораздо более лояльным. Однако преступники ограбили храм и избили священника Павла Катунина. Тяжело пострадала находившаяся в церкви прихожанка.

Впрочем, к 1993 г., когда в Якутск прибыл епископ Герман, первый архиерей вновь открытой епархии, в Никольском храме был постоянный священник - иерей Сергий Куприянов - и сплоченный приход [5].

Не прекращалась история Православия и в других районах. В 1947 г. настоятелем Спасского молитвенного дома в Олекминске стал священник Симеон Мамин. При нем не только велась богослужебная деятельность.

По мере сил прихожане поддерживали фонд детей-сирот, чьи родители погибли в годы Великой Отечественной войны.

Через два года отец Симеон был переведен в описанный выше якутский Никольский молитвенный дом, а в Олекминске его сменил перенесший репрессии иеромонах Степан (Лесин), прослуживший здесь до своей смерти в 1952 г. Только девять лет спустя в Олекминск был снова назначен священник - Захарий Чайковский. В 1965 г. уже пожилой отец Серапион Мамин по многочисленным просьбам прихожан Олекминска вновь был назначен настоятелем молитвенного дома.

Священники в Олекминске также менялись часто (с 1947 по 1981 г. сменилось 14 священников), однако община была дружной, неоднократно предпринимались попытки вернуть Спасский собор, впрочем безуспешные [6].

В других частях Якутии при полном отсутствии духовного окор-мления продолжала теплиться церковная жизнь. До сих пор общины, не имеющие постоянных священников, собираются на общую молитву, вместе читают Евангелие. Поразительно, но даже в условиях безбожия, когда сам факт собраний из религиозных соображений мог послужить поводом для репрессий, лишения работы, даже тюремного заключения, -люди молились вместе. По воспоминаниям старожилов города Алдана, подобные собрания происходили задолго до регистрации прихода. Сейчас в Алдане действует храм святых новомучеников и исповедников Церкви Русской [7].

Еще более удивительно, что первые шаги церковного возрождения в Якутии начинаются в 1980-е гг., когда официально Церковь еще свободы не получила. Подсчитано, что в 1985 г. по сравнению с 1975 г. количество крещений возросло почти вдвое [4]. Неудивительно, что начал подниматься вопрос о необходимости отделения Якутского благочиния от Иркутской епархии в самостоятельную епархию. С такой просьбой обратился в Синод первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев, хорошо понимавший, что для развития Якутии необходимо возрождение национальных традиций Православия, что возможно только в случае возрождения епархии. Аналогично мыслил святитель Иннокентий, когда ратовал за создание самостоятельной епархии. Очевидно, что территории, на которой проживает народ с общим языком и культурой, необходима определенная независимость в духовном отношении.

Первый президент Республики лично вел переговоры со Святейшим Патриархом Алексием II. Ходатайства выдающегося политика принесли положительный результат: 23 февраля 1993 г. Священный Синод постановил возродить Якутскую и Вилюйскую епархию (как она и называлась до

Архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) Как стало возможно возрождение Православия в Якутии

революции). Первым епископом Якутским и Вилюйским был назначен епископ Герман (Моралин). На его долю пришлись самые трудные годы восстановления церковной жизни. Многие рукоположенные им священники продолжают трудиться в Якутии и поныне, многие покинули Республику, но оставили о себе добрую память [5].

На основе этого небольшого исторического обзора мы можем убедиться в верности нашего изначального тезиса: без веры простых яку-тян, сохранивших духовную жизнь среди воинствующего безбожия, возрождение Православия на нашей земле было бы невозможно.

Вечная память усопшим и многая лета ныне живущим подвижникам веры!

Источники и литература

1. Зосима (Давыдов), епископ. Якутский протоиерей Николай Миронович / епископ Зосима (Давыдов) // Якутский архив. 2009. № 3-4 (24-25). С. 89-102.

2. Святейший Патриарх Кирилл посетил поселок Тикси на берегу моря Лаптевых [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. 2016. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4610962.html (дата обращения: 30.08.2018).

3. Аксаментов Ю. Радуга над обителью (по воспоминаниям насельниц Покровского женского монастыря) [Электронный ресурс] / Ю. Аксаментов // SakhaPress. 2014. Режим доступа: http://sakhapress.ru/archives/193094 (дата обращения: 30.08.2018).

4. Юрганова И.И. Православие в советской Якутии / И.И. Юрганова // Сибирь: история и современность, правовые, экономически и исторические аспекты развития: междисциплинарное научное издание. Новосибирск, 2008. С. 351-381.

5. Беляков М., иерей. Я помню, как все начиналось... / иерей М. Беляков //Логос. 2014. С. 11-13.

6. Юрганова И.И. Православие в советском Олекминске / И.И. Юрганова // Культура, духовность, общество. 2014. № 9. С. 79-88.

7. Архив музея истории Православия в Алдане.

Archbishop of Yakut and Lensky Roman (Lukin) How was possible the revival of Orthodoxy in Yakutia

The report, on which the article is based, considers the ministry of priests and laity who kept faith in Soviet Yakutia. Studied period is the second part of the XX century. Materials already entered into scientific circulation, also information collected in the last years offered to the readers. Most of them are interviews and memories ofwitnesses and participants ofparish life revival.

Key words: narrative history, church revival, parish community, Diocese of Yakutsk, church history

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.