Научная статья на тему 'Южная полоса курской губернии в системе товарно-денежных отношений местного товарного рынка во второй половине ХIХ столетия'

Южная полоса курской губернии в системе товарно-денежных отношений местного товарного рынка во второй половине ХIХ столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товарно-денежные отношения / местный товарный рынок / формы товарообмена / курская губерния / вторая половина хiх века
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Южная полоса курской губернии в системе товарно-денежных отношений местного товарного рынка во второй половине ХIХ столетия»

УДК 94 (47). 072 (908)

ЮЖНАЯ ПОЛОСА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В СИСТЕМЕ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕСТНОГО ТОВАРНОГО РЫНКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ СТОЛЕТИЯ

Рассматривается значение и место отдельного микрорегиона в процессе функционирования местного товарного рынка. Определяется структура рынка с указанием основных форм товарообмена и уровнем их развития, при этом подчеркивается присущая им тесная взаимосвязь. Характеризуются такие показатели состояния рынка, как ассортимент и география предлагаемых товаров, товарооборот в денежном выражении, участники торговых операций и др. Выявляются черты и особенности, характеризовавшие местный товарный рынок в дореформенный и пореформенный периоды.

Ключевые слова: товарно-денежные отношения, местный товарный рынок, формы товарообмена, Курская губерния, вторая половина XIX века

Главная функция любого, отдельно взятого регионального рынка — осуществление товарообмена между производителями и потребителями в соответствии со спросом и предложением. В различные периоды времени он имел определенную структуру, проходя в своем развитии возможные организационные формы: от непериодической к периодической, от периодической к стационарной, от розничной к оптовой, от смешанной к специализированной торговле. При этом той или иной стадии экономического развития соответствовала та или иная доминирующая форма торговли. Вторая половина XIX в. привлекает внимание тем, что именно в этот период наблюдается быстрое вступление России в новый этап экономических отношений. Рассмотрим процесс эволюции местного товарного рынка на примере Курской губернии, особое внимание при этом уделив ее южной полосе (Белгородский, Грайворонский, Корочанский, Новооскольский, Старооскольский уезды), как наиболее развитому экономическому микрорегиону.

Непериодическая форма товарообмена. Экономика региона в данный период времени являлась преимущественно аграрной, поэтому на местном рынке обращались в основном земледельческие продукты. Однако сельскохозяйственное производство являлось мелкотоварным. В условиях его чрезвычайной раздробленности оптовые торговцы не могли вступать в прямые отношения с сотнями тысяч крестьян для мобилизации сельских «произведений». К тому же малочисленность и разбросанность торговых центров, слабая обеспеченность путями сообщения создавали серьезные препятствия для налаживания правильной реализации промышленных изделий среди сельского населения. Все это делало невозможным для значительной части производителей самим сбывать свою продукцию и приобретать промышленные товары. Вследствие этого на местном рынке действовало множество разного рода мелких торговых посредников, одни из которых занимались скупкой продуктов земледелия, другие — продажей промышленных изделий.

Скупка сельскохозяйственной продукции. К числу скупщиков сельскохозяйственной продукции относились шибаи. Их интересовали различные продукты крестьянского труда — конопляное семя, пенька, сало, масло, яблоки, кожи. Все это сдавалось в городе в лавки и на заводы. В свою очередь шибаи привозили мыло, гвозди, спички, керосин и другие изделия, которые деревня сама не производила. При этом, почти вся торговля шла путем обмена. При организации торговли руководствовались потребностями города и деревни. Например, открылся в сл. Борисовке Грайворонского уезда альбуминный завод — шибаи тут же повели большую торговлю яйцами.

Наибольшее распространение скупка яиц получила в Корочанском уезде. Многие шибаи скупали этот товар по поручению крупных купцов, которых в конце XIX в. в Корочанском уезде насчитывалось около 40, и которые ежегодно сбывали «миллионы яиц»,

И.М. ПЛАКСИН

Курский государственный университет

e-mail: plaksin61@ mail.ru

поступавших «частью на рынок, частью на альбуминные заводы»1. На этот промысел ранней весной выезжало около 2450 крестьянских телег. До октября скупщик совершал в среднем 26 поездок, привозя каждый раз до 7 тыс. яиц. За весь сезон в 7—8 месяцев подобный торговец получал доход до 120 руб.2 Однако вскоре появился новый вид торгового промысла — скупка яиц для отправки за границу, а точнее в Великобританию. В 1896 г. Россия занимала в этом бизнесе 4 место среди стран-экспортеров, а в 1899 г. вышла на 1 место3. В Курской губернии обороты по этой операции ежегодно достигали до 50 тыс. руб.4

Крупные купцы имели хорошо организованную систему скупки яиц. Сначала в села приезжали торговцы, которые за деньги, а чаще всего за различный мелочный товар, приобретали яйца. Купив полную кладь яиц (4—5 тыс. штук), скупщики сбывали их «пристанным» скупщикам, содержавшим склады при железнодорожных станциях. На складах яйца грузились в вагоны и отправлялись в Ригу, где их сортировали, упаковывали в ящики и морем переправляли в Англию и Шотландию. Например, при станции Прохоровка действовали крупные яичники — петербургский купец 1-й гильдии А.А. Вальков и рижский купец 1-й гильдии великобританский подданный Т. Робинзон, при станции Белгород — английский гражданин Д. Барсельман. Деятельность многих купцов простиралась не только на Курскую губернию; их агенты работали в Полтавской, Харьковской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Казанской, Вятской губерниях5.

Эта торговля привела к возникновению нового промысла — производство ящиков для яиц. Мастеровой должен был обзавестись столярным инструментом за 5—8 руб., ежегодный ремонт которого обходился в 2—3 руб., а затем организовать работу. В среднем каждый кустарь занимался этим промыслом 150 дней в году. Стоимость ящика, в зависимости от времени года и спроса, составляла от 35 до 50 коп. В день каждый работник, опять же в среднем, делал по 2 ящика. Следовательно, в течение всего года он изготавливал их около 300 штук на сумму 120 руб. Затраты производства вместе с доставкой изделий крупным оптовикам-яичникам отнимали у кустаря около 10% дохода6.

Однако яичная торговля была сопряжена с определенными трудностями — как сохранить яйцо свежим? Для этого вычищенные в растворе поваренной соли яйца покрывали олифой или лаком. Товар оставался свежим несколько месяцев. Однако этот способ требовал много времени, так как для достижения цели процедура должна была быть выполнена дважды. Позже нашли способ попроще — хорошо вычищенные яйца упаковывали в лубяные корзины в торфяной крошке и хранили в сухом, доступном для воздуха месте. Качество яиц оставалось превосходным, тогда как вкус «лакированных» был не вполне чист7.

Продажа промышленных изделий. Из числа мелких торговцев промышленными изделиями можно назвать крамарей. Они закупали в городе «незатейливый галантерейный и мануфактурный товар — нитки, иголки, булавки, тесемки, ленты, вату, платки, ситцы, коленкор, бумазею, фланель, дешевый фулар и полушерстяные ткани, замки, ножи, ножницы, словом все то, что составляет из этой категории товаров предмет покупки деревенскими жителям». Все это нагружалось на одноконную повозку, и крамары отправлялись в путь. «Приезд крамара составляет радостное событие для всего женского населения деревни — его окружает толпа и начинается бойкая торговля. Каждая хозяйка и девушка непременно купит товару на несколько копеек, что в общей сложности составляет довольно изрядную сумму даже в небольшой деревне». Продажа велась за наличные деньги, и доход крамара был «всегда громадный, сравнительно с действительной стоимостью

1 Добротворский Н.А. Кустарные промыслы Курской губернии. Курск, 1886. С.194.

2 ГАКО. Ф.184. Оп.1. Д.8620. Л.22.

3 Вестник финансов, промышленности и торговли. 1899. №39. С.531.

4 Обзор Курской губернии за 1899 год. Курск, 1900. С.23.

5 ГАКО. Ф.184. Оп.1. Д.8197. Л.11об., 17об.

6 Добротворский Н.А. Кустарные промыслы ... С.194, 195.

7 Торговля и промышленность. 1893. №8.

товара». Участники сделки оставались довольны друг другом, так как торговец получал прибыль с разницы, а крестьяне освобождались от издержек, сопряженных с поездкой в город и покупкой там названных предметов8.

Таким образом, непериодическая форма торговых отношений была необходимым звеном в структуре местного рынка — она обслуживала те территории, где не было других форм торговли. Однако к концу XIX в. наблюдается ее сокращение. Ее вытеснению способствовало развитие других форм товарообмена и увеличение числа торговцев-профессионалов.

Периодическая форма торговых операций. Большая территория Курской губернии, сосредоточение промышленного производства в немногих центрах, мелкотоварный характер крестьянского хозяйства, малочисленность профессиональных торговцев — все это способствовало развитию периодических форм торговли. «Внутренняя торговля губернии оживляется еженедельными базарами и частыми ярмарками, которые бывают почти во всех городах и многих торговых селах», — так отмечали их значение «Курские губернские ведомости»9. Ярмарки и базары являлись одновременно и начальным, и конечным звеном движения товарных потоков из мест производства в места сбыта — здесь начиналась мобилизация сельскохозяйственных товаров, и здесь же заканчивалась реализация промышленных изделий.

Ярмарки. По количеству ярмарочных торгов куряне уверенно лидировали среди других губерний Центрального Черноземья10. Однако, курские ярмарки были незначительными и имели «вид обыкновенных базаров, только продолжающихся несколько дней: купцы почти всегда и везде одни и те же, товары также редко изменяются или «освежаются», да и распродажа их не принимает широких размеров»11.

В 1850 г. в губернии действовало 249 ярмарок12. Они охватывали 77 населенных пунктов, или 2,6% всех поселений губернии; из них 15 — губернский и уездные города, 62 — сельские поселения. Для продажи было привезено товаров на сумму 24695260 руб. В ярмарочной торговле приняло участие 195510 чел.

Городских ярмарок13 насчитывалось 53, составлявших 21,3% всех ярмарочных съездов. В среднем приходилось по 3,5 ярмарки на город. В городах южных уездов по числу ярмарочных торгов лидировал г. Короча — 6 ярмарок, или 2,4% всех торгов, а также 11,3% городских ярмарок; далее Грайворон - 5 и 2,0%, 9,4%; Новый Оскол и Старый Оскол - 4 и 1,6%, 7,5%; Белгород — 3 и 1,2%, 5,7%. Удельный вес южной полосы губернии в количественных показателях составлял 22 ярмарки, или 41,5% общего количества городских ярмарок.

В городах ярмарки собирали 88340 чел., или 45,2% всех участников курской ярмарочной торговли. В уездных центрах выстраивается следующая картина: Старый Оскол -25000 чел., или 12,8% торговцев, а также 28,3% всех продавцов и покупателей городских ярмарок; Новый Оскол — 10000 и 5,1%, 11,3%; Короча — 3500 и 1,8%, 4,0%; Белгород — 1500 и 0,8%, 1,7%; Грайворон — 1200 и 0,6%, 1,3%. Ярмарки юга губернии, таким образом, собирали 41200 чел., что составляло 46,6% всех участников городских ярмарочных торгов.

На городские ярмарки было привезено товаров на сумму 2160710 руб., что составляло 8,7% всего ярмарочного привоза. В уездных городах более всего товаров доставили в Старый Оскол — на сумму 926630 руб., или 3,7% стоимости всех товаров, а

8 Сборник статистических сведений по Курской губернии. Отдел общий. Т. II. Курск, 1885.

С.119.

9 Курские губернские ведомости. 1851. №28.

10 См. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVI11 — первой половине XIX в. Л., 1981. С.164.

11 Курская губерния. Список населенных мест ... С. 1_ХХ.

12 Здесь и далее подсчитано по: Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.Х III. 4.3. (Курская губерния) СПб., 1850. Табл.31, 32.

13 Данные о трех заштатных городах — Богатом, Мирополье, Хотмыжске — в источнике отнесены к разделу сельских поселений.

также 42,9% городского ярмарочного привоза; затем в Корочу — 180000 и 0,7%, 8,3%; Новый Оскол — 120000 и 0,5%, 5,5%; Белгород — 7500 и 0,03%, 0,3%; Грайворон — 6000 и 0,02%, 0,3%. По сумме привезенных на продажу товаров южные ярмарки также занимают ведущее место — 1240130 руб., или 57,4% общей суммы.

В 1850 г. в губернии действовало 196 сельских ярмарок, составлявших 78,7% всех ярмарочных торгов. На каждое сельское поселение с ярмарочной торговлей в среднем приходилось по 3,2 ярмарки. По количеству ярмарок лидировали Новооскольский уезд — 36, или 14,4% всех ярмарок, а также 18,4% сельских ярмарочных торгов; далее Грайворонский — 28 и 11,2%, 14,3%; Корочанский — 13 и 5,2%, 6,6%; Белгородский и Старооскольский — 6 и 2,4%, 3,1%. И вновь по своему количеству лидируют сельские ярмарки юга губернии — 125 ярмарок, или 63,7% общего числа сельских ярмарочных торгов.

Сельские ярмарки собирали 107170 чел., или 54,9% всех участников курской ярмарочной торговли. Наибольшее число людей собирали ярмарки Корочанского уезда — 5190 чел., или 2,6% торговцев, а также 4,8% продавцов и покупателей сельских ярмарок; Грайворонского — 5000 и 2,5%, 4,6%; Старооскольского — 4000 и 2,0%, 3,7%; Белгородского и Новооскольского — 3000 и 1,5%, 2,8%. Однако, большое количество ярмарок не могло собрать большое количество людей — на южные торги съезжалось 20190 человек, или 18,8% всех участников сельской ярмарочной торговли.

На сельские ярмарки губернии было привезено товаров на сумму 22534550 руб., или 91,2% всего ярмарочного привоза. Среди уездов лидировали Корочанский — 111000 руб., или 0,4% всего ярмарочного привоза, а также 0,5% сельского привоза; Старооскольский — 78000 и 0,3%, 0,3%; Грайворонский — 50000 и 0,2%, 0,2%; Белгородский — 10000 и 0,04%, 0,04%; Новооскольский — 9000 и 0,04%. Так же незначительной выглядит сумма стоимости привезенных товаров на ярмарки южной полосы — 258000 руб., или 1,1% суммы стоимости всех товаров, привезенных на сельские торги. Одна ярмарка, проходившая в губернии, приходилась на 2308 городских и 8748 сельских жителей и обслуживала территорию в 159,3 кв. верст.

Теперь рассмотрим общую картину курской ярмарочной торговли в конце XIX в. В 1898 г. в губернии действовало 609 ярмарок14. Они охватывали 214 населенных пунктов, или 5,5% всех поселений губернии, из них 16 — губернский, уездные и заштатные города, 198 — сельские поселения.

Городских ярмарок насчитывалось 71, которые составляли 11,6% всех ярмарочных торгов. В среднем приходилось по 4,4 ярмарки на город. В уездных городах по числу ярмарок лидировал Короча — 7 торгов, или 1,1% ярмарочных съездов, а также 9,8% городских ярмарок; далее Грайворон — 6 и 1,0%, 8,4%; Белгород — 5 и 0,8%, 7,0%; Новый Оскол и Старый Оскол — 4 и 0,6%, 5,6%. Доля городских ярмарок южных уездов в конце XIX в. сокращается — 26 ярмарок, или 36,6% общего количества городских ярмарочных торгов.

Сельских ярмарок насчитывалось 538, которые составляли 88,3% всех курских ярмарок. На каждое сельское поселение с ярмарочной торговлей приходилось по 2,7 ярмарки. По числу ярмарок первым значился Корочанский уезд — 75 торжищ, или 12,3% всех ярмарочных съездов, а также 13,9% сельских ярмарок; далее Новооскольский — 59 и 9,7%, 11,0%; Грайворонский — 57 и 9,3%, 10,6%; Белгородский — 42 и 6,9%, 7,8%; Старооскольский — 39 и 6,4%, 7,2%. Так же сокращается доля и сельских ярмарок южной полосы — 272 ярмарки, или 50,5% общего количества сельских ярмарочных торгов. Одна ярмарка, проходившая в губернии, приходилась на 2673 городских и 4101 сельских жителей и обслуживала территорию в 69,4 кв. верст.

Базары. Одной из активных форм экономических связей между городом и деревней являлись базары. Они находились ближе всего к непосредственным производителям и потребителям. В городах базары служили способом снабжения жителей дешевыми продуктами

14 Здесь и далее подсчитано по: Список существующих ярмарок в Курской губернии. Курск, 1898 С.1—66.

питания из первых рук, прямо от производителей; назначение сельских базаров состояло в удовлетворении первичных товарных потребностей населения в период между ярмарками.

В 1850 г. в губернии действовало 4316 базаров15. Они охватывали 52 населенных пункта, или 1,7% всех поселений губернии: из них 18 — губернский, уездные и заштатные города, 34 — сельские поселения. Товарооборот всех курских базаров составлял 28570 руб. В базарной торговле приняло участие 15520 человек.

Городских базаров16 насчитывалось 1508, которые составляли 34,9% всех базарных торжищ. В южных городах губернии в год проходило по 104 базара — торговые съезды устраивались дважды в неделю. На долю городской базарной торговли приходилось 19190 руб., или 67,2% всего товарооборота. В уездных центрах наиболее крупный оборот давали базары Старого Оскола — 8070 руб., или 28,2% всего товарооборота, а также 42,0% товарооборота городских базаров; затем Грайворона — 2500 и 8,7%, 13,0%; Нового Оскола — 2000 и 7,0%, 10,4%; Белгорода и Корочи — 600 и 2,1%, 3,1%. Доля базарных торжищ южных уездных центров составляла 13770 руб., или 71,7% товарооборота городских базаров губернии.

Городские торги собирали 11960 чел., или 77,1% всех участников курской базарной торговли. Уездные города — следующее количество: Старый Оскол — 2700 чел., или 17,4% всех продавцов и покупателей, а также 22,6% участников городских базаров; Новый Оскол — 1500 и 9,7%, 12,5%; Грайворон — 600 и 2,1%, 5,0%; Белгород — 450 и 1,6%, 3,8%; Короча — 400 и 2,6%, 3,3%. На торги юга губернии съезжалось 5650 чел., или 47,2% всех участников городской базарной торговли.

В 1850 г. в губернии действовало 2808 сельских базаров, составлявших 65,1% всех базарных торжищ. На каждое сельское поселение с базарной торговлей приходилось в среднем по 82,6 базара. Сельская базарная торговля велась по понедельникам. Торги действовали во всех уездах, кроме Курского, охватывая при этом 15,7% сельских поселений. По количеству базаров впереди шел Новооскольский уезд — 728 торжищ или 16,9% всех курских базаров, а также 25,9% сельских базаров; далее Грайворонский

— 260 и 6,0%, 9,2%; Белгородский, Старооскольский, Корочанский — 104 и 2,4%, 3,7%. И вновь южная полоса губернии занимает весомое место — 1300 базаров, или 46,2% сельских торгов.

Наибольшее число населенных пунктов сельские базары охватывали в Новооскольском уезде — 7 селений, или 0,3% всех сельских поселений; затем в Грайворонском

— 3 и 0,1%; Старооскольском и Корочанском — 2 и 0,08%; Белгородском — 1 и 0,04%. География размещения сельских базаров представлена в основном опять же южными уездами — 15 населенных пунктов, или 47,2% всех сельских поселений губернии.

На долю сельской базарной торговли приходилось 9380 руб., или 32,8% всего товарооборота. В Грайворонском уезде он составил 650 руб., или 2,3% всего товарооборота, а также 6,9% товарооборота сельских базаров; Старооскольском — 540 и 1,9%, 5,7%; Белгородском — 360 и 1,3%, 3,8%; Корочанском — 300 и 1,0%, 3,2%; Новооскольском — 210 и 0,7%, 2,2%. На долю южной базарной торговли приходилось 2060 руб., или 21,9% товарооборота сельских базаров.

Сельские базары губернии собирали 3560 чел., или 22,9% всех участников курской базарной торговли. На юге больше всего людей собирали торжища Старооскольского и Грайворонского уездов — 300 чел., или 1,9% всех продавцов и покупателей, а также 8,4% участников сельских базаров; затем Белгородского — 200 и 1,3%, 5,6%; Корочанского — 190 и 1,2%, 5,3%; Новооскольского — 100 и 0,6%, 2,8%. На них съезжалось 1090 человек, или 30,6% всех участников сельской базарной торговли. Один базар, проводившийся в губернии, приходился на 81 городских и 654 сельских жителей и обслуживал территорию в 9,2 кв. верст.

Таким образом, в начальный период исследуемого времени губернская базарная торговля была незначительной. Однако социально-экономические сдвиги, вызванные дальнейшим развитием страны, оживили ее. После реформы 1861 г. возросла товарность крестьянского хозяйства, крестьяне включались в производство на рынок.

15 Здесь и далее подсчитано по: Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.ХШ. 4.3. (Курская губерния) СПб., 1850. Табл.31, 32.

16 Данные о трех заштатных городах — Богатом, Мирополье, Хотмыжске — в источнике отнесены к разделу сельских поселений.

Увеличилось количество неземледельческого населения, являвшегося непосредственным потребителем сельскохозяйственных продуктов. Поэтому возникла потребность в расширении базарной сети, и в последующем растет число базаров и базарных пунктов.

Изменения в базарной торговле произошли не только в количественном отношении, но и в ее географии. На юге губернии она выглядит следующим образом: Ко-рочанский уезд — 364 торжищ, или 8,5% сельских базаров; Грайворонский — 208 и 4,9%; в Белгородском, Старооскольском и Новооскольском уездах, если верить источнику, базарная торговля не велась17, что вызывает огромное сомнение, так как в 1850 г., как говорилось выше, в этих уездах базарные торги проводились регулярно.

Стационарная форма торговли. Дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства, сокращение земледельческого населения и рост количества наемных рабочих, возрастание товарного производства, улучшение путей сообщения послужили причинами распространения постоянной, или стационарной торговли. Стационарная форма торговли — это деятельность целого комплекса специально оборудованных и просто приспособленных заведений, направленная только на реализацию произведенной в различных отраслях производства продукции. Стационарная торговля функционировала круглогодично и осуществляла постоянную связь между производством и потреблением.

Смешанная торговля. В начальный период исследуемого времени география стационарной торговли была довольно ограниченной — вся она размещалась в городах.

В 1850 г. в городских поселениях губернии насчитывалось 965 лавок18. В среднем на один город приходилось 64,3 лавки. При этом в Короче действовало 88 лавок, или 9,1% всех стационарных заведений; Белгороде — 78 и 8,1%; Старом Осколе — 41 и 4,2%; Новом Осколе

— 30 и 3,1%; Грайвороне — 15 и 1,5%. Доля постоянной торговли городов южной полосы губернии составляла 252 лавки, или 26,1% общего количества городских стационарных заведений.

Во всех лавках на тот период состояло товаров на сумму 14408800 руб., продано же было на 12889060 руб.19, или 89,4% имевшегося для реализации. На юге губернии лучше всего торговля шла в Белгороде — там было продано 89,0% общей стоимости завезенного товара; затем в Грайвороне — 85,7%; Короче — 84,0%; Старом Осколе — 77,8%; Новом Осколе

— 40,0%.

Со временем происходит перераспределение сети постоянной торговли: одни города утрачивали прежнее экономическое значение, и темпы роста стационарных заведений в них сокращались; другие, наоборот, становились крупными торгово-промышленными центрами, и число лавок в них увеличивалось. Например, доля корочанских стационарных заведений сократилась на 2,2%, доля же белгородских возросла на 3,6%.

В последующие годы наблюдался рост стационарной торговли, в том числе и в сельских поселениях — к 1880 г. количество торговых заведений в уездах достигло 1198. Больше всего лавок насчитывалось в Грайворонском уезде — 166, или 13,8% сельских стационарных заведений; затем в Новооскольском — 126 и 10,5%; Старооскольском — 81 и 6,8%; Белгородском и Корочанском — 53 и 4,4%20. В этот период времени в южных уездах насчитывалось 479 лавок, или 39,9% сельских торговых заведений.

Крестьянам уже не надо было ждать открытия ярмарок или базаров, чтобы приобрести необходимые продукты и изделия, так как местные лавочники предлагали эти товары у себя, причем купить их можно было в любое время. Появляются сельские поселения — центры постоянной торговли для определенного округа, и в них открывается все больше и больше стационарных торговых заведений. Например, из 166 лавок

17 Подсчитано по: Волости и важнейшие селения Европейской России. СПб., 1880. С.264-287.

18 Здесь и далее подсчитано по: Военно-статистическое обозрение ... Табл.28.

19 В источнике ошибочно заменены местами стоимость состоящих и проданных товаров в г. Судже, неправильно указана стоимость состоящих товаров в г. Фатеже, вследствии чего неправильно выведены итоговые цифры. Подсчеты наши.

20 Подсчитано по: Волости и важнейшие селения ... С.264—287.

Грайворонского уезда 122 заведения, или 73,5% сосредотачивалось в сл. Борисовке21.

В архивных документах дан перечень тех товаров, которыми торговали сельские лавки. Например, в мелочной лавке покупателям предлагали чай, сахар, рыбу, соль, керосин, спички, бублики; в «черной» — соль, деготь, табак, керосин, мыло, спички; в винной — вино «русского приготовления», наливку, бублики, табак, сельдь22.

Специализация торговых заведений. Источник 1850 г. не только сообщает нам общее количество курских лавок, но и указывает их специализацию. Из 965 торговых заведений лишь 206 лавок предлагали покупателям самые различные товары. Остальное большинство — 759 и 78,6% — специализировалось на каких-либо отдельных видах товара. Из общего числа специализированных заведений больше всего было лавок с красным товаром — 234 и 30,8%; затем с москательным — 175 и 23,0%; хлебным — 143 и 18,8%; кожевенным — 90 и 11,8%; железным — 79 и 10,4%; суконным — 28 и 3,7%; пушным — 10 и 1,3%.

Наиболее полно специализация была выражена в Белгороде — здесь работали все виды вышеназванных лавок. В других же городах наблюдалось отсутствие некоторых видов. Поэтому степень специализации была различной — например, в губернском центре 94,5% стационарной торговли являлось специализированной, в Новом Осколе процент специализации составлял 33,323.

Кроме специализированных лавок в 1850 г. в городах губернии существовали и другие отраслевые учреждения — трактирные заведения и винные погреба.

Трактирных заведений (гостиницы, харчевни, постоялые дворы) насчитывалось 17524, из них 54, или 30,8% их общего числа находилось в Белгороде; 21 и 12,0% — в Старом Осколе; 17 и 9,7% — в Грайвороне; 14 и 8,0% — в Короче; 6 и 3,4% — в Новом Осколе. В южных уездных центрах сосредотачивалось 111 заведений такого рода, или 63,4% их общего числа. Их общий оборот составлял 2083000 руб., при этом наиболее крупную цифру давали заведения Белгорода — 165000 руб., или 7,9% всего товарооборота; затем Корочи — 98000 и 4,7%; Нового Оскола — 68000 и 3,3%; Грайворона — 25000 и 1,2%; Старого Оскола — 16000 и 0,8%. Однако, несмотря на большое количество трактирных заведений, продукции в них реализовано было немного — на 372000 руб., или 17,8% городского товарооборота.

Винных погребов насчитывалось 65, из них в Старом Осколе — 7, или 10,8% общего количества; Белгороде — 6 и 9,2%; Грайвороне — 4 и 6,1%; Короче и Новом Осколе

— 2 и 3,1%. 21 винный погреб, или 32,3% их общего количества размещалось в городах южной полосы. Оборот винных погребов губернии составлял 258610 руб., при этом наиболее удачная торговля шла в Новом Осколе, где было продано 86,7% от состоявшего для продажи; затем в Короче — 84,8%; Старом Осколе — 83,3%; Белгороде — 80,0%; Грайвороне — 66,7%.

В связи с растущей специализацией получали распространение не только новые виды торговых заведений, но и их организационные формы. С середины 1880-х гг. стали получать распространение торговые дома. Первый торговый дом был учрежден в Белгороде в 1885 г. с уставным капиталом в 4000 руб. Он принадлежал купцам Чепелевым и специализировался на торговле красками, обоями и бакалейными товарами. В 1892 г. добавилось еще 2 товарищества: в Белгороде — торговля аптекарскими товарами, и в Курске — мучные и хлебные продукты25. К 1897 г. их география значительно расширилась, охватив и другие города, а число торговых домов достигло 926.

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о быстром развитии стационарной торговли, которая стала ведущей формой торговых отношений. Ее дальнейшее развитие приводило к ее специализации — открывались отраслевые магазины, многие из которых превращались в крупные торговые предприятия.

В исследуемый период времени курский товарный рынок успешно функционировал.

21 Там же.

22 См. например: ГАКО. Ф.184. Оп.1. Д.559—574, 578, 700—710.

23 Подсчитано по: Военно-статистическое обозрение ... Табл.28.

24 Здесь и далее подсчитано по: Там же.

25 Сведения о торговых домах, действовавших в России в 1892 году. СПб., 1893. С.43, 44.

26 ГАКО. Ф.184. Оп.1. Д.8197. Л.4—36об.

Первоначально его характеризовали следующие особенности: относительно невысокая степень проникновения товарно-денежных отношений в экономику губернии; невысокая плотность торговой сети; ведущая роль периодической, в особенности ярмарочной торговли; многоступенчатый характер торговых операций и как результат этого — наличие множества торговых посредников; небогатый ассортимент предлагаемых товаров в силу полунатурального хозяйства.

Однако местный товарный рынок не был застывшим организмом, в своей деятельности он постоянно развивался. Его развитие шло в двух направлениях — интенсивном, за счет увеличения удельного веса всех форм торговли; и экстенсивном, за счет возникновения новых торговых пунктов.

В курской торговле практиковались все известные формы товарообмена, присущие данному уровню развития производительных сил. Их темпы развития также были различны. В начальный период исследуемого времени преобладали развозноразносная, ярмарочная и базарная формы торговли, что указывает на относительно невысокую степень распространения товарно-денежных отношений. Однако в дальнейшем все более широкое распространение стала получать стационарная торговля, которая к концу XIX в. превратилась в важнейшую сферу местного рынка.

Несмотря на разнообразие форм товарообмена им была присуща тесная взаимосвязь. Между ними не существовало объективных противоречий, поскольку они не подавляли, а скорее дополняли друг друга на основе размежевания сфер деятельности. Поэтому к концу XIX в. первоначальные черты курского товарного рынка диаметрально изменились. Его характеристику стали составлять иные особенности: более глубокая степень проникновения товарно-денежных отношений в экономику губернии; относительно высокая плотность торговой сети; ведущая роль стационарной торговли с сохранением значения ярмарок; сокращение многоступенчатости торговых операций и числа торговых посредников; значительное число торговцев-профессионалов; широкий ассортимент товаров.

Оценивая значение южной полосы Курской губернии, следует отметить ее весомую роль в системе товарно-денежных отношений местного товарного рынка. Удельный вес данного микрорегиона высок практически по всем показателям — плотность торговой сети, количественный состав участников торговых операций, ассортимент вращавшихся на рынке товаров, денежное выражение товарооборота. Все это явилось следствием достаточно высокого уровня социально-экономического развития южных уездов. Сокращение же удельного веса по некоторым показателям свидетельствует о том, что местный товарный рынок в своем развитии подчинялся единым законам, и любой его микрорегион не мог являться исключением.

THE SOUTHERN PART OF KURSK PROVINSE IN THE COMMODITY-MONEY RELATIONS SYSTEM OF LOKAL COMMODITY MARKET IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

e-mail: plaksin61@ mail.ru

Kursk State University

I.M. PLAKSIN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article reveals the role and value of a definite micro region in the process of local commodity market functioning, defines the structure of the market, indicates the main barter's forms, the level of their development and their close correlation. Such activities of commodity market as a range of goods and their geography, the barter in money means, the business participants and others are characterized. The features and peculiarities of the local commodity market in the second half of the 19th century are presented.

Key words: commodity-money relations, local commodity market, barter's forms, Kursk province, the second half of the 19th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.