УДК 94(47). 08(908)
ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
© 2007 А. А. Терещенко
кафедра истории России, доктор исторических наук, профессор,
E-mail: terecshenkoaa@mail. ru
В статье рассмотрен характер торговых связей городов Центрального Черноземья во второй половине XIX века. Дана характеристика направлений, структуры и объемов торговли, определена торговая специализация городских центров, показана зависимость объемов торговли от уровня экономического развития городов.
С момента освоения Центрального Черноземья его хозяйственная жизнь была связана с развитием всей России. Ассортимент и характер торговли определялись хозяйственной деятельностью жителей той округи, которую они обслуживали. Либерализация российского общества в 60-70-е годы XIX века способствовала расширению коммерческой и предпринимательской деятельности городского населения, привела к возрастанию функций города в поступательном экономическом движении страны. По свидетельству современника, «города из резиденции администрации» постепенно превращаются в «самодовлеющие экономические центры»1, а «крестьянский спрос высвобожденной от крепостного права деревни стимулировал рост фабрично-заводской промышленности, торговли и в связи с этим толкал горожан к еще большей специализации» .
В регионе выделяются две исторически сложившиеся природно-географичеокие части, оказывающие определенное воздействие на структуру торговли и характеризовавшиеся целым рядом особенностей социально-экономического развития, - западная и восточная территории Черноземья. Западная половина края, куда входили воронежско -курские земли, была связана с остальной территорией государства так называемыми «большаками», представлявшими наибольшие удобства для движения обозов с грузами. Восточная, приволжская половина Центральной хлеботорговой полосы включала орловско-тамбовскую территорию3.
В городах Курской губернии относительно широко было распространено садоводство, в воронежских центрах - маслодельное производство и бурлачество по берегам рек. Горожане указанных губерний занимались пчеловодством, бахчеводством и животноводством. Одной из самых прибыльных отраслей животноводства у городского населения Воронежской губернии было разведение волов и овец, в растениеводстве -производство растительных масел, прежде всего подсолнечного (Бирюч, Бобров, Бори-соглебск, Валуйки, Воронеж, Коротояк, Новохоперск, Острогожск, Павловск)4.
Несколько по-иному развивалось хозяйство тамбовско-орловских земель. Наличие лесных угодий в крае привело к образованию городских деревообрабатывающих производств, а близость к московской промышленной зоне привела к формированию в крае фабрично-заводского Брянского района. Жители тамбовских городов занимались земледелием, извозом, заготовкой леса и его сплавом, производством смолы и дегтя, перекупкой скота в Малороссии, Черномории (Новороссийске - А.Т.) и Кубани (порой целыми гуртами), работой на судах. Во всех сферах социально-экономической деятель-
ности в регионе, как и в дореформенную эпоху, большую роль играло торговое судоходство. Выполняя транспортные и торговые функции, реки соединяли в едином экономическом пространстве аграрные губернии Центрального Черноземья и Европейскую Россию5.
Пограничные территории Курской губернии были в основном безводные. Лишь Сейм и Свапа, а в весеннее время некоторые из малых рек, например Тускарь, выполняли в губернии роль транспортных артерий, по которым сплавляли некоторые товары6. Заметную роль в торговле с малороссийскими территориями играли крупные судоходные реки Орловской губернии - Ока и Десна7. Из многочисленных рек Тамбовской губернии наиболее значимой также считалась р. Ока. Являясь большой транспортной артерией губернии, она связывала экономику Тамбовщины с отдаленными северо-западными частями Волжского бассейна.
До открытия железнодорожного сообщения не только орловские, но и курские торговцы подвозили все свои товары для оптовой торговли с Калугой, Серпуховом, Коломной и Москвой к Орловской пристани. До 1869 года с Мценской и Орловской пристаней ежегодно отправлялось от 500 до 600 судов разной величины. За навигацию осуществлялось по 5-6 рейсов. Наибольшая грузоподъемность судов приходилась на время половодья р. Оки, от 30 тыс. до 45 тыс. пудов на одно судно. Мелкие суда, от
6 тыс. до 20 тыс. пудов грузоподъемностью, совершали по 4-5 рейсов в сезон. Конечным пунктом доставки грузов были важнейшие пристани Калуги, Перемышля, Серпухова, Коломны и Москвы .
Все суда и большая часть плотов из Брянска и Трубчевска по окончании разлива р. Десны отправлялись с грузами в малороссийские города, например в Киев, Кременчуг, Екатеринослав и Херсон, а по прибытии на место после реализации груза продавались на постройки, особенно в трех последних городах, испытывающих недостаток в строительных материалах. Прибывавшие в эти города бурлаки (по 12-50 человек на каждом судне) нанимались на земледельческие работы, преимущественно на заготовку сена, а затем пешком возвращались домой ко времени уборки хлебов, а спустя некоторое время - по железной дороге от Киева через Курск и Орел до Брянска.
Взаимовыгодные экономические связи местного крестьянского и городского населения видны на примере городской торговли в Ельце и Ливнах. Так, для отправки из Ельца пшеничной муки требовалось 450 тыс. мешков, из Ливен - 500 тыс. мешков. Для каждого мешка необходимо 4 аршина холста. Следовательно, для 950 тыс. мешков только в два названных города крестьяне поставляли 3 млн 800 тыс. аршин холста на сумму 190 тыс. рублей серебром (по 5 коп. за аршин). Многие небогатые мещане для собственного потребления также покупали у крестьян немало холста. Кроме того, окрестные крестьяне осенью продавали горожанам целые возы живых гусей, а в Брянске, Ельце и особенно в Задонске (Задонский монастырь) живую, соленую, вяленую и копченую речную рыбу - соленых щук, сушеных в печах сомов, копченых лещей и язей. После введения в строй железной дороги многие торговцы-оптовики, горожане Ливен, Ельца, Малоархангельска, Мценска и Орла, стали поставлять по железной дороге в Москву гусей и другую битую птицу9.
Воронежские города вели круглогодичную торговлю с большинством городских центров Орловской, Тамбовской и Курской губерний. Так, с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Курском, Полтавой и Харьковом из-за отсутствия до конца 1860-х гг. железнодорожного сообщения торги велись только в летнее время и на ярмарках. С Ростовом, Камышином и Таганрогом торговали с весны до осени, пока имелся подножный корм для лошадей и волов. Русское население товары перевозило
на лошадях, украинское - на волах. Зимой по санному пути торговали с Ельцом, Козловым и Моршанском10.
Рожь, пшеница и льняное семя, частично просо, гречиха, овес являлись основными товарами, которые вывозились из региона. Постоянными потребителями проса были подмосковные губернии - до 50 тысяч четвертей, гречиха шла в армейские части Кавказа, овес - на юг - в область Войска Донского. Ячмень, горох, конопляное и подсолнечное семя, табак и анис перерабатывались на месте и поставлялись в столицы, в Нахичевань, соседние губернии. Муку отправляли на Кавказ, зерно - в Моршанск и в Елец, а также на склады Тамбовской и Курской губерний.
Экспортными товарами городов Центрального Черноземья являлись сахар, зерно, топленое сало. Так, к примеру, до 670 тыс. четвертей хлеба и 100 тыс. четвертей льняного семени вывозилось ежегодно только из воронежских городов в Англию. Кроме того, каждый год около «300 тыс. пудов белого воронежского сала» вытапливалось на экспорт. «Воронежские капиталисты» поставляли этот качественный продукт в Москву и Санкт-Петербург, а также на Моршанскую пристань, откуда сало отправлялось в различные районы страны и за границу. Особенно много говяжьего, бараньего и свиного сала поставлялось из орловских городов. Торговцы салом закупали целыми гуртами преимущественно овец и свиней, откармливали их на мельницах и крупорушках отходами от переработки пшеницы и гречихи, а осенью забивали на сало (для владельцев последних это был иногда единственный источник дохода). К примеру, из Ельца вывозилось сала на 400 тыс. рублей в год, из Ливен - на 180 тыс. рублей, из Орла - на 60 тыс. рублей. После введения в действие железной дороги поставки сала к Рижскому порту не только из этих городов, но также из других значительно возросли11.
Не меньшей популярностью у потребителей пользовалось и топленое белгородское сало, собираемое с большой территории из соседних уездов и губерний, в том числе малороссийских, в главнейший пункт торговли - уездный Белгород. Собранная продукция разливалась в осиновые бочки, изготовленные в основном слободским населением, и через курских купцов зимой также отправлялось в российские столицы, прибалтийские города и на экспорт около 600 тыс. пудов сала на сумму в 2 млн. рублей.
Курская и Воронежская губернии являлись своеобразной местностью, где торговля велась главным образом на ярмарках. В торговом отношении выделялись губернские центры - Воронеж, Курск, Орел и Тамбов, а также уездные - Белгород, Болхов, Брянск, Елец, Козлов, Липецк, Моршанск, Рыльск, Старый Оскол, Суджа и др. Причем это не было напрямую связано с административным статусом указанных городов. В 1900 году Курск, среди товарных рынков земледельческих и растительных продуктов, опережал соседний Орел, хотя количество предприятий в последнем было вдвое больше, чем в Курске: соответственно 49 и 94. Курск - единственный город из центральной
хлеботорговой полосы имел оборот только по торговле сахаром свыше 1 млн рублей в 12
год .
Через некоторые орловские города, такие как Ливны, Елец, Мценск, Карачев и Севск, в 60-е гг. XIX века проходила «транзитная» хлебная торговля с Калужской, Тульской и особенно Московской губерниями. В этих городах сосредоточились важнейшие рынки по продаже товаров из Воронежской, Курской, Черниговской, южной части Тульской и Орловской губерний. Город Ливны Орловской губернии стал пунктом сбора товарной продукции, особенно хлеба, поступающей из городских центров (Щигров, Тима, Обояни, Старого Оскола) Курской губернии, Малоархангельска и Ельца Орловской губернии, а также западных территорий Воронежского края. Хлеб из восточных уездов Курской губернии и западных воронежских территорий отправлялся че-
рез Ливны в Ефремов, Мценск, Новосиль, Чернь. Товарные потоки из Курской и Черниговской губерний через Дмитровск и Кромы поступали и в крупный хлеботорговый пункт - губернский Орел. Курские и другие купцы нанимали на орловской пристани барки и везли на них хлеб в Белев, Жиздру, Козельск, Серпухов, Сухиничи и Москву. На обратном пути в Курск торговцы поставляли строевой лес, лесоматериалы и изделия из них13. Преобладающей торговлей в 1860-е годы в местных городах была хлебная торговля и торговля скотом. В заштатных городах в основном торговали только предметами первой необходимости14.
Во второй половине XIX века важной группой товаров, отправляемых из городов Черноземья, были пенька, конопляное семя и масло. Самыми крупными городскими центрами пенькового производства и торговли были Брянск, Карачев, Кромы, Мценск, Севск и Трубчевск, уездные города Орловской губернии, и Рыльск - Курской. Изделия из пеньки сбывались в Харьковскую и Полтавскую губернии. Конопляное семя и масло на сумму до 1 млн. руб. в год поставлялись в Москву и к Балтийскому морю, а также сухопутным путем к Австрийской границе15.
Прошедшие через города железные дороги изменили характер и структуру торговли. В крупных железнодорожных узлах городских центров Курска, Воронежа, Орла, Тамбова, Белгорода, Козлова, Борисоглебска, Старого Оскола и др. были созданы оптовые склады, в основном для хранения сахара, хлеба, леса и др. товаров, и торговля стала преимущественно оптовой. К примеру, в 1900 году в Курске был создан пункт складирования сахара, поступающего из соседних сахаропромышленных районов Центрально-Черноземной полосы. В результате многие города превратились в крупные торговые узлы, прежде всего по торговле сахаром, хлебом и лесом. Например, объемы совокупной торговли различными товарами в Курске превышали обороты его промышленных предприятий более чем в 3,5 раза16.
Так, уездный Старый Оскол Курской губернии вывозил из местной округи, включая территорию Воронежской губернии, в том числе за границу, крупу, пшеницу, муку, подсолнечное масло. Городской центр стал крупным торговым пунктом региона. Развитию в Старом Осколе «довольно значительной торговли», как подчеркивал уездный исправник, способствовало также то, что «в городе производят свои операции 3 банка (городской, отделение Воронежского и комиссионерство Северного банка) ...обслуживая исключительно торговый класс населения»17. В Старом Осколе в 1904 году 1645 чел. были заняты торговлей (без членов их семей) при общем населении города в 9479 человек. Подобное было характерно и для уездной Суджи Курской губернии. Город стал «крупным центром хлебных торговых операций, а железная дорога немало способствовала успешному сбыту хлебных продуктов в крупные торговые города» России, в результате контингент его жителей «исключительно составлял торговый класс»18.
Постоянная торговля заняла главное место в городском товарообороте и, прежде всего, в местах проведения ярмарок и базаров, где открывались склады, магазины, лавки, трактиры, харчевни, закусочные, чайные и т.п. К примеру, в городе Борисоглебске Воронежской губернии имелись крупный элеватор и зернохранилище, с которых на Хоперской пристани ежегодно вывозили зерно и муку до 10 тысяч бурлаков. Борисог-лебск стал крупным железнодорожным узлом, связавшим Царицын и весь Поволжский край с Москвой и Санкт-Петербургом. С Поволжья в столицы через Борисоглебск везли зерно, лес, керосин, рыбу, икру, арбузы, соль из астраханских озер. Другой городской центр - Острогожск Воронежской губернии - за большую торговлю рыбой получил в народе название «рыбный», так как в нем был главный склад рыбы, вывозимой во
внутренние губернии России со всего Дона. Основным занятием острогожцев также являлась торговля, главным образом скотом, лошадьми и салом19.
Губернский Курск, наряду с уездным Белгородом, превратился в крупный «распределительный» пункт для рынка губернии, а также узловое звено в торговле с отдаленными районами Европейской России, причем некоторые товары в значительной доле предназначались для вывоза за границу (хлебные продукты, жмых, пенька и др.). В 1900 году около 2/3, или 2649 тыс. пудов отправляемых через Курск продуктов земледелия, составляли гречневая крупа, овес, рожь, ржаная мука, пшеница, пшеничная мука, отруби, горох, бобы и проч.20 Всего через Курск было отправлено 3586,8 тыс. пудов различных грузов, а прибыло в него - 8378,5 тыс. пудов21.
По объемам отправленных и прибывших по железным дорогам грузов городские центры Черноземья поделим на две группы. Города, в которые прибывало больше грузов, чем отправлялось из них, отнесем к ввозящим, а вторые, в которые товаров прибывало меньше, - к вывозящим. Все четыре губернских центра (Воронеж, Курск, Орел и Тамбов) были ввозящими городами, их товарооборот превышал по объемам любой уездный городской центр. Объем ввозимых губернскими городами товаров составлял 35959,3 тыс. пудов, или 38,0 % всех объемов продукции прибытия, что в 2,3 раза превышало отправление. Наибольшая доля ввозимых товаров приходилась на Воронеж -12311,2 тыс. пуд., или 34,2 % от губернских и 13,0 % от всех объемов ввоза. Наименьшее количество грузов среди губернских центров ввозилось в Тамбов - на 4419,0 тыс. пуд., или 12,3 % от губернских и 4,7 % от общих объёмов22.
В отличие от губернских городов, уездные центры региона были вывозящими. Так, объем вывозимых ими грузов составлял 73884,3 тыс. пуд., или 82,2 % от их общего количества в Черноземье, что в 1,3 раза больше, чем количество прибываемых това-ров23. По количеству отправляемой продукции первое место занимали тамбовские уездные центры - на 32046,9 тыс. пуд., или 44,4 % от объемов уездных городов. Заштатные города Черноземья в торгово-промышленном обороте играли минимальную роль. Четыре заштатных центра - Богатый, Кадом, Мирополье и Хотмыжск - давали лишь 0,4 % объёма товарооборота всех городов Центрального Черноземья24.
Что касается структуры товарооборота, то из 12500 торгово-промышленных предприятий Черноземья 11366, или 90,9 %, приходилось на торговые заведения. Доля торговых производств в товарообороте губернских городов составляла 88,8 %, уездных - 91,1%, заштатных - 88,2 %25. В целом города Черноземья по торговым оборотам преобладали над промышленными в 3,7 раза26. По размерам торговых оборотов, среди губернских городов Европейской России Воронеж занимал 3-е место, Курск находился на 9-м месте, опережая соседний Орел на 3 пункта.
Самым крупным по торгово-промышленному обороту являлся Курск, осуществлявший торговлю на 17531,0 тыс. руб., что составляло 40,0 % от всего торгового оборота городских центров губернии. Второе место принадлежало уездному Белгороду -
5968.0 тыс. руб. (13,6 %), третье - Рыльску - 4273,0 тыс. руб. (9,8 %)27. На уездные местные города Грайворон, Льгов, Новый Оскол и Тим приходилось всего 2358,0 тыс. руб., или 5,4 % от товарооборота. А в 10 таких городских центрах, как Бобров, Грайво-рон, Елатьма, Задонск, Землянск, Мценск, Нижнедевицк, Новохоперск, Спасск и Шацк, объем промышленных оборотов насчитывал всего 1348 тыс. рублей, или 3,0 % от всего промышленного товарооборота городов Центрального Черноземья. Городской центр Орловской губернии Кромы совсем не имел в товарообороте промышленной продукции. Доля заштатных городов в торговле составляла очень незначительную величину -
328.0 тыс. руб., или 0,7 %, причем 252,0 тыс. руб. из этой суммы приходилось на Ми-
рополье, что примерно было равно торговой доле уездного Тима - 272,0 тыс. рублей28. Следовательно, между административным статусом городского центра, уровнем социально-экономического развития и его местом в торговых оборотах края существовала прямая зависимость. Города становятся торговыми центрами, куда приезжали жители окрестных сел и «торговцы с разного рода товаром и торговали из особо устроенных
29
для этой цели помещений» .
Имея надежное железнодорожное сообщение, Воронеж, Борисоглебск Курск, Белгород, Орел, Рыльск, Старый Оскол, Суджа, Тамбов и Щигры (всего 32 города -А.Т.) к началу ХХ века становятся основными центрами городской торговли в Центральном Черноземье. Уездные города Грайворон, Землянск, Тим, Кромы, Малоархан-гельск, Шацк теряют свой торгово-промышленный потенциал. В разряд слабых в этом отношении городских центров края переходят и заштатные Богатый, Кадом, Миропо-лье и Хотмыжск.
Тимский уездный исправник в 1904 году так объяснял значение железнодорожного сообщения для социально-экономического развития города: «Город Тим с проведением Курско-Воронежской железной дороги на город Щигры в торговом отношении настолько пал, что в настоящее время представляет один из беднейших в губернии городов... средства города настолько скудны, что встречается затруднение в своевремен-
30
ной выдаче жалованья городской полицейской команде.» .
В заключение отметим, что в Центрально-Чернозёмном регионе под влиянием различных природно-климатических, демографических, экономических и других факторов сложились две группы территорий, близких по своему социальноэкономическому развитию: западная половина края, куда входили воронежско-курские земли, и восточная, приволжская половина Центральной хлеботорговой полосы, включающая орловско-тамбовскую территорию.
Характер торговых связей городских центров до строительства железных дорог был сезонным, а отсутствие до конца XIX века складских помещений для хранения сельхозпродукции определяло преимущественно «прасольский» вид торговли, особенно хлебом. Внутренняя торговля играла цементирующую роль в отношениях между городом и деревней. Экспортными товарами городов Центрального Черноземья являлась продукция аграрного сектора экономики региона, и в первую очередь сахар, зерно, топленое сало.
При недостатке сухопутных и железнодорожных путей сообщения важнейшее значение для экономики Тамбовского и Воронежского края имела, в частности, их близость к волжскому и донскому регионам. Во всех сферах социально -экономической деятельности здесь большую роль играло торговое судоходство.
В пореформенный период важным звеном посредничества между производителями и потребителями товаров оставались ярмарки. К концу исследуемого периода происходит сокращение ярмарочной торговли. Опережающими темпами растет стационарная торговля. Постоянная торговля заняла главное место в городском товарообороте, и прежде всего в местах проведения ярмарок и базаров, где открывались склады, магазины, лавки, трактиры, харчевни, закусочные, чайные и т.п., а число занятых в ней горожан в 1897 году почти в 7 раз превосходило занятость на городских «фабриках» и «заводах» региона.
Картина размещения и объем торговых оборотов изменились в конце XIX - начале ХХ века. Прошедшие через города железные дороги изменили характер и структуру торговли. В крупных железнодорожных узлах городских центров - Курске, Воронеже, Орле, Тамбове, Белгороде, Козлове, Борисоглебске, Старом Осколе и др. были
созданы оптовые склады, в основном, для хранения сахара, хлеба, леса и др. товаров и торговля стала преимущественно оптовой. Кроме того, многие города Черноземья, через Киевский и Московский железнодорожные узлы как торгово-промышленные объекты получили надежную круглогодичную связь с другими районами империи и зарубежьем.
Являясь в первую очередь торговыми центрами, города Черноземья выполняли посреднические функции по доставке агропромышленной продукции от производителей к потребителям. В отличие от губернских, уездные центры региона были скорее вывозящими городами, чем ввозящими. Так, объем вывозимых ими грузов был в 1,3 раза больше, чем количество прибываемых товаров. В заштатных городах в основном торговали только предметами первой необходимости.
Среди экономических функций городов центрально-черноземных губерний важную роль играло их торговое назначение, что объясняется, на наш взгляд, более ранним распространением торговых занятий среди городского населения края и наличием огромного рынка сельхозсырья.
Примечания
1 См.: [Пичета В.И. Городская реформа 1870 года // Три века. Россия от смуты до нашего времени: В 6 т. Т.6. - М., 1913. — С. 175].
2 Цит. по: [Шрейдер Г.И. Городская контр-реформа 11 июня 1892 г. // История России в XIX веке. Ч. 3. Т. 5. - СПб., б.г. - С. 181].
3 См.: [Торговля и промышленность Европейской России по районам. Центральная хлеботорговая полоса. Вып. IV. - СПб, 1909. - С. 3].
4 См.: [Списки населенных мест Российской империи... IX. Воронежская губерния. - С. XXXIV; ХХ. Курская губерния. - С. ЫУ-иУ].
5 См.: [Списки населенных мест Российской империи... - IX. Воронежская губерния. - С. VII].
6 См.: [Там же. - ХХ. Курская губерния. Разд. I. - С. Ш; Разд. II. - С. 1-2].
7 См.: [Там же. - XXIX. Орловская губерния. - С. I-XVIII].
8 См.: [Там же. - С. LXXXII].
9 См.: [Там же. - С. LXXXIV-LXXXVI].
10 См.: [Там же. - IX. Воронежская губерния. - С. XXXIV].
11 См.: [Там же. - XXIX. Орловская губерния. - С. LXXXIX].
12 См.: [Торговля и промышленность Европейской России по районам. - С. 2425].
13
См.: [Списки населенных мест Российской империи... - XXXIX. Орловская губерния. - С. XXI].
14 См.: [Экономическое состояние городских поселений... - IX. Воронежская губерния. Ч. I. - С. 4-6, 9-10, 12, 14-15, 17-18, 20, 22, 25, 27, 29, 31-32,34-35;- XVIII.
Курская губерния. Ч. I. - С. 4-5, 8, 11, 13, 15, 17-18, 19-20, 22,24, 26-27, 29-30, 32-33,
34-35, 37, 39, 41, 43-44;- XXVI. Орловская губерния. Ч. II. - С. 4-5, 9-10, 13-14, 16, 19-20, 22-23, 26, 28-29, 31-32, 34-35, 37, 39-40; XXXIX. Тамбовская губерния. Ч. II. -С. 3-4, 7-9, 11, 14-15, 16-17, 20-21, 23, 26-27, 30, 32-33, 35-36, 39,41-42].
15 См.: [Списки населенных мест Российской империи... - ХХ. Курская губерния. - С. LXVIII].
16 Подсчитано по: [Торговля и промышленность Европейской России по районам. - С. 80].
17 См.: [ГАКО. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 144.- Л. 94].
18 См.: [Там же. - Л. 100].
19 См.: [Города России: Энциклопедия // Гл. ред. Г.М. Лаппо. - М., 1994. - С. 52,
338].
20
Подсчитано по: [Торговля и промышленность Европейской России по районам. - С. 80].
21
Подсчитано по: [Там же. - С. 81].
22 Подсчитано по: [Там же. Вып. IV. Разд. III - С. 193; Разд. IV. - С. 8-11, 13-14, 16-17, 36, 39-40, 43, 66, 68-69, 72-73, 76-77, 90, 125-128, 133, 137-140, 147, 150-151, 179, 184, 188-189, 193, 199, 201, 203-204, 210-213, 218, 249-251, 255, 261-262, 267-268, 273-274, 281-282, 292; Разд. Х. - С. 8, 36, 40, 42, 44, 49, 56, 58, 62, 75, 80, 83-84, 140, 142-143].
23
Подсчитано по: [Там же].
24
Подсчитано по: [Там же].
25
Подсчитано по: [Там же].
26 Подсчитано по: [Там же. - Разд. III - С. 193; Разд. IV. - С. 16-17, 36, 39-40, 43, 66, 68-69, 72-73, 76-77, 90, 125-128, 133, 137-140, 147, 150-151, 179, 184, 188-189, 193 и др.].
27 Подсчитано по: [Там же. Разд. IV. - С. 8-11, 13-14, 36, 40-41, 42-44, 56-80 и
др.].
28
Подсчитано по: [Там же].
29 См.: [ГАКО. - Ф. 184. - Оп. 1. - Д. 6391. - Л. 555].
30 См.: [Там же. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 144. - Л. 110].