боды слова в средствах массовой информации [2].
Таким образом, акты, принимаемые Общественной палатой, в силу особенностей ее организации и функционирования имеют особый правовой статус. Уникальность решений палаты состоит в их рекомендательном характере одновременно с наличием тех обязательных действий, которые закон предусматривает для адресатов таких решений.
Решения Общественной палаты, которые обладают признаком обязательности, являются по правовой природе не нормативно-правовыми актами, а актами правоприменения. Актов, порождающих новые нормы права или изменяющих уже существующие, Общественная палата не издает и издавать не вправе, поскольку правотворчество — монополия государственных органов, к которым она не относится.
АЁАЁЁ I АВАОЁхАйЁЁЁ т'ЁЙ I Е
1. АТЭепТа А. Г. ТТпоаоаёшё ёТиаГоаЭёё ё ОаааЭаёито даёмо «Та Тайапоаатё Гаёаоа
ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё» / А. Г. АТЭёпТа. — 1. : |эПоёоёГ6ТЭі, 2006. — 168 п.
2. ЕТмаТоаЭёё ё ОаааЭаёиТТЮ даёТТо «Та ТайапоааТТТё Уаёаоа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё» (ЇТ-
поаоаёТйё) / ЇТа Эаа. А. А. Ео-аЭаш. — 1. : ^поёоёГбТЭ!, 2007. — Ыо. 17.
3. Гао-н Тч'Эаёоё+апёёё ёТиаТоаЭёё ОаааЭаёиТТаТ даёТТа То 4 аїЭаёy 2005 а. 1 32-0? «Та
ТайапоааТТТё 'аёаоа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё» ё ЭааёаТаТоа ТайапоааТТТё 'аёаой ВТппёёпёТё Оааа-Эаоёё / ЇТа Тай. Эаа. А. А. АЭёаа. — 1 . : Ё>Эёпой, 2008. — Ыо. 17.
4. I тШТаёаТёа 1ёаТо1а АаЭоТаТТаТ Ыоаа ВО То 20 уТааЭу 2003 а. і 2 «Т ТаёТоТЭйо аТ-'ЭТпао, аТдТёёиёо а паудё п 'ЭёТуоёа! ё аааааТёа! а ааёпоаёа АЭажаатёТаТ 'ЭТоаппоаёиТТаТ ёТ-ааёпа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё». — I . 12.
I ТпооУёёа 30.09.09.
РАА ГАЁ0 ГАВ РЙОЁОЁВ ЕАЕ ААвА ГОЁВ ЇВАА I А I А I ЙОАОСЙА Г АЙ I ААВ0А Г Г I ЁАО Г АА I О. А. ОбаТеееГа, Т. А. ЙааеГа
А поаоиа атаёёдёЭо^опу пойапоао^йёа а ^Эёаё-апёТё Таоёа ЇТаоТаи ё Т'Эаааёа-Тё|э пёпоаш ^ааТаёиТТё ^поёоёё, Эадёё-Тйа ТТааёё ^ааТаёиТио поаТа ё їЭёTOёЇQ ёо аауоаёиТШё, ТоЭажа|эопу ТааШаоёё пТаЭаТаТТТё ЭТппёёпёТё їЭааТїЭё^аTёоаёи-ТТё ЇТёё0ёёё а ТоТТиаТёё ТапТааЭиа ТТ ТёаоТёо. ^ааТаёиТау ^поёоёу ЭаптаоЭёаа-аопу ёаё баёоТЭ, т'Шапоао|эйёё аТёаа уббаёоёаТТё ТоЭаТа їЭаа ё даёТTTQO ёТоа-ЭапТа ёёо, Та атоёаиёо пТааЭиаТТТёаоёу, їЭааТ0аЭайаTё|э ТаёпУТёТаТёу ё!ё |эЭё-аё-апёёо ТаудаТ ТТпоаё.
Под гарантиями правового статуса принято понимать условия и средства, обеспечивающие реализацию и защиту субъективных прав и свобод, надлежащее исполнение юридических обязанностей. Применительно к правовому статусу несовершеннолетнего одним из таких факторов видится ювенальная юстиция, ставшая в последнее время предметом довольно оживленных дискуссий. В научных и публицистических работах нет един-
ства мнений как о необходимости ее внедрения, так и о возможных направлениях ее развития. Например, М. И. Кольцов выступает против создания такой системы: «Тщательная проработка действующей системы наказаний помогла бы окончательно решить вопрос о нецелесообразности введения ювенальной юстиции в России»1. Негативно характеризуют «детское правосудие» и некоторые представители российского духовенства [20].
© 0. А. ОоаТёёёТа, Т. А. ЫааёТа, 2009
1 Еіеиоіа 1 . Ё. Е аіїЗіпо і Та і ао 1аё1 і поё аааааТёу |эааТаёиТ1ё |эп6ёоёё а Втпёё [Уёаё-оЭТТТйё ЭапбЭп]. Атббї ёд nї9ааТ-н т-ї9аататё пёпоаш «ЕТTпбёи6аT6 I ё|эп».
Однако преобладающим является иной подход к оценке ювенальной юстиции. Актуальность ее внедрения в России подчеркивалась в рекомендациях парламентских слушаний, посвященных судебной реформе, состоявшихся 6 февраля 2001 г. на Всероссийской конференции неправительственных организаций «Гражданское общество — детям России» [4, с. 318]. За создание российской системы ювенальной юстиции высказываются Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин, Председатель Верховного суда РФ
В. М. Лебедев, глава Высшего Арбитражного суда РФ А. А. Иванов2. Учредить суды по делам несовершеннолетних рекомендует России и Комитет ООН по правам ребенка [5]. В поддержку ювенальной юстиции высказываются и многие ученые, занимающиеся исследованиями правового положения детей в России [1, с. 115; 4, с. 324; 6, с. 160; 7, с. 141]. Наконец практика действующих в порядке эксперимента в ряде субъектов РФ (в Москве, Санкт-Петербурге, Саратовской, Ростовской областях) судов для несовершеннолетних также подтверждает: «Он [детский суд] оказался эффективным инструментом борьбы с преступностью и охраны прав несовершеннолетних» [1, с. 105; 11, с. 6; 14, с. 44; 16, с. 53].
Соглашаясь с необходимостью воссоздания в России ювенальной юстиции, правоведы по-разному «моделируют» ее. Одни авторы рассматривают ювенальную юстицию как судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (ст. 1 законопроекта Э. Б. Мельниковой и Г. Н. Ветровой «О ювенальной юстиции в Российской Федерации») [10, с. 32]. По мнению других, например И. И. Мартинович [8, с. 49], система ювенальной юстиции объединяет ювенальные суды, ювенальную прокуратуру и адвокатуру, службу квалифицированных психологов, социальных работников и иных специалистов, а также специальные воспитательные и пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних. Третьи определяют ювенальную юстицию как совокупность правовых механизмов, медико-социальных, пси-холого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов
несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание; реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций (ст. 1 проекта закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации», подготовленного группой авторов во главе с В. Д. Ермаковым)3.
В. В. Кулапов отмечает, что ювенальная юстиция является подотрасголовного процессуального права [6, с. 134]. В то же время
С. В. Черчага указывает, что к рассмотрению судебным составом по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда (ювенального суда) отнесены уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних (лишение родительских прав; установление факта признания отцовства; определение места жительства ребенка и порядка общения с ним; защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних) [19].
Очевидно расхождение авторов, во-первых, в определении состава элементов ювенальной юстиции: от исключительно судебных инстанций до весьма широкого круга субъектов, включая неправительственные организации; во-вторых, в предмете юрисдикции детских судов: от рассмотрения и разрешения только уголовных дел, в которых несовершеннолетний выступает обвиняемым или потерпевшим, до разрешения административных и гражданских дел, в которых несовершеннолетний является одной из сторон или участвует как третье лицо. В первом случае неоднозначность вполне объяснима некоторой «размытостью» понятий «юстиция» и «правосудие». В толковых словарях юстиция определяется как «система судебных учреждений, а также сфера их деятельности» [12, с. 903]; правосудие, система судебных учреждений, судебное ведомство [15, с. 611]. Термин «правосудие» обозначает «деятельность судебных органов», а также «справедливое решение дела, спора» [12, с. 567].
Что понимать под судебными учреждениями? Законодательство Российской Федерации таким понятием не оперирует. Что составляет «сферу деятельности судебных учреждений» — только рассмотрение и разрешение дел по искам и жалобам заинтересованных лиц или и сфера подготовки к рассмотрению дел и реализации принятых судебных решений? Эти вопросы пока остаются открытыми.
2 Оао^аа N. А. ^ааТаёиТйа поай: ёаёё!ё ё! айои а ВТппёё? [УёаёоЗТпйё ЗапоЗп]. АТ-поо'Г ёд т'ЗааТ-н_Т-'|'ЗааТаТё пёпоаш «ЕТТпоёиоаТо I ё|эп».
3 Оао^аа N. А. Оёад. пТ-.
Основным аргументом для широкого толкования понятия «ювенальная юстиция» выступает недопустимость обособленности ювенальных судов. «Детское правосудие» может быть эффективным только при условии тесного сотрудничества судебных инстанций с многообразными вспомогательными организациями и структурами, в том числе институтами гражданского общества [6, с. 134— 135]. Вместе с тем нельзя не согласиться с Н. Е. Борисовой в том, что «расширение предмета ювенальной юстиции... уводит в сторону от ее собственно юридической природы и не способствует наиболее полному теоретическому осмыслению проблемы» [4, с. 328].
Что касается определения юрисдикции ювенальных судов, то здесь необходим дополнительный анализ зарубежного и российского опыта их функционирования. Впервые в истории специальный суд по делам несовершеннолетних был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго (США, штат Иллинойс). Вскоре подобные учреждения стали действовать во многих странах мира (в Египте и Ирландии — с 1904 г., в Нидерландах — с 1905 г., в Германии и Австралии — с 1907 г., в Канаде, Италии, Австрии, Англии и Уэльсе — с 1908 г., в Швейцарии — с 1911 г., во Франции — с 1914 г., в Испании — с 1918 г., в Японии — с 1923 г., в Греции — с 1924 г.) [9, с. 34—36].
Системы ювенальной юстиции разных государств отличаются по ряду признаков, исследование которых позволяет говорить о трех моделях организации специализированных ювенальных органов правосудия в мире: семейных судах, судах по делам несовершеннолетних и специальных судебных коллегиях общих судов4.
Семейный суд рассматривает все вопросы, касающиеся подростка-правонарушителя, равно как и нуждающегося в заботе, защите и контроле, в том числе проблемы применения санкций в отношении законных представителей несовершеннолетнего за недобросовестное исполнение родительских обязанностей, за злоупотребление родительской властью; решает имущественные споры детей и родителей, иные вопросы гражданского судопроизводства. Разбирательство дел о правонарушениях несовершеннолетних входят в компетенцию некоторых видов семейных судов и увязывается с рассмотрением вышеперечисленных семейных и гражданско-правовых вопросов.
Вторая модель предполагает создание единой автономной системы ювенальных су-
4 Оао^аа N. А. Оёад. пт-.
дов с комплексной юрисдикцией, как, например, в дореволюционной России. В то время в ведении суда находились дела трех категорий:
о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; о преступлениях, в которых несовершеннолетние выступали потерпевшими; связанные с невыполнением родительских обязанностей, с детской беспризорностью и иные [3, с. 135—136].
Согласно ст. 1 проекта Закона «О ювенальных судах в Российской Федерации», предложенного общественными организациями, ювенальные суды создаются для рассмотрения и разрешения дел, в которых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим (уголовные, административные) или одной из заинтересованных сторон (гражданские) [17]. В данном законопроекте также предусматривается создание автономной ювенальной юстиции с комплексной компетенцией.
В то же время Д. Н. Бахрах замечает, что при обсуждении вопроса формирования специализированных судов, в том числе ювенальных, не обязательно говорить о создании автономных судебных учреждений — может быть достаточно специализации судей [2, с. 11].
Полагаем, при выборе между указанными моделями во многом следует руководствоваться финансовыми возможностями государства, но в любом случае необходимо вести речь о суде комплексной юрисдикции. Такой позиции придерживаются и судьи тех субъектов Федерации, где в порядке эксперимента реализуется проект программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации» [13, с. 114; 19].
Теоретическим фундаментом для создания ювенальных судов стала «модель благосостояния» (welfare model), акцентирующая внимание не на правонарушителе, а на факторах, спровоцировавших нарушение закона и не зависящих от правонарушителя (например, на потребностях, условиях жизни несовершеннолетнего). Существует и модель, противоположная названной, — «модель правосудия» (justice model), в соответствии с которой первична ответственность за совершенные противоправные деяния.
Сегодня зарубежные суды, как правило, стараются сочетать обе модели. При этом некоторые государства, например Канада, Новая Зеландия, США, Англия, отказываются от приоритетного использования «модели благосостояния», поскольку считают, что она
способствует росту детского рецидива [7, с. 132].
При создании первых судов для несовершеннолетних были выдвинуты два основных требования:
а) специализация процесса (слушание дел в особых помещениях, отдельно от рассмотрения взрослых подсудимых, отделение несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения, выделение для слушания таких дел специализированного судьи);
б) упрощение судопроизводства (придание ему неформального характера в целях сокращения негативного влияния на несовершеннолетнего процедуры рассмотрения дела в суде) [1, с. 102—103; 6, с. 140—142].
В литературе приводится более широкий перечень исходных начал ювенальной юстиции:
— преимущественно охранительная ориентация;
— воспитательное воздействие;
— социальная насыщенность (наличие «непрофессионального элемента»);
— максимальная индивидуализация;
— конфиденциальность судебного процесса.
Реализация данных принципов призвана содействовать наиболее эффективной охране правового статуса несовершеннолетнего, предотвращению дальнейшей криминализации правонарушителя, не достигшего совершеннолетия, его социальной реабилитации. Однако не следует забывать, что гипертрофиро-ванность охранительной ориентации и индивидуализации судебного процесса при минимизации формальности процедуры может
повлечь за собой многочисленные злоупотребления и несогласованность судебной практики в нарушение прав и законных интересов детей [6, с. 143, 145].
Действующая судебная система России далеко не в полной мере отвечает перечисленным требованиям. Сегодняшний «детский процесс» несовершенен: нормы международного права в нем пока не укрепились, и отношение как к воспитательной и охранительной процедуре не сформировалось. В научных работах [1, с. 111 —112; 18] называются следующие изъяны современной российской политики и правосудия в отношении несовершеннолетних:
— преобладание карательной функции;
— неразветвленность судебных решений;
— инерционность судебного процесса;
— незначительность участия общества в ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя;
— неразвитость социальной профессиональной инфраструктуры;
— недостаточность усилий власти для исправления сложившейся ситуации.
Устранению указанных недостатков и оптимизации правового положения несовершеннолетнего в Российской Федерации может поспособствовать целостная (общегосударственная) система ювенальной юстиции, основанная на квалифицированной деятельности специализированных судов, неразрывно взаимосвязанных с органами, осуществляющими профилактику правонарушений несовершеннолетних, при разумном и ответственном сочетании охранительной и карательной ориентации правосудия.
АЁАЁЁ I ADAOЁxANЁЁЁ N Т Ё N I Ё
1. АаЭаТТа А. Ё. I Эааа ЭаааТёа а ВТппёё (оаТЭаоё+апёёё ап'Гаёо) / А. Ё. АаЭаИа ; 'Та Эаа.
Г. Ё. 1 аоодтаа. — ыаэаота : Ёда-ат АТОА1Т «ыаэао. атп. аёааатёу гэааа», 2005. — 312 п.
2. АаоЭао А. ГожТа т'аоёаёёдаоёу поааё, а Та поаТа / А. АаОЭао // ВТп. |эгюёоёу. — 2003. — 1 2. — N. 10—15._
3. Ааёуааа Ё. ТпТаиа поаи 'Т ааёа! тапТааЭяаТТТёаоТёо а ВТппёё / Ё. Ааёуааа // ЫТоёа-
ёёпо. даёТТТтои. — 1990. — 1 11. — N. 71—73.
4. Ааёуааа Ё. Тоа+апоааТТйё Тшо ТЭааТпОаёу а ТоТТяаТёё тапТааЭяаТ ТТёаоТёо (Та+аёТ
XX а.) // ^оэг. Этп. гэааа. — 2003. — 1 1. — N. 134—138.
5. Атэёптаа Г. А. Еттпоёоооётттйа тпттаи 'Эаататат ттётжатёу таптааэяатттёаотёо а Втп-пёёпёТё ОаааЭаОёё : ''ЭТаёаш оаТЭёё ё 'Эаёоёёё : аёп. ... а-Эа |эЭёа. Таоё / Г. А. АТЭёпТаа. — 1 ., 2004. — 379 п.
6. £аёё|э+ёоаёш иа даТа+аТёу Еиёоаоа ТТГ 'Т УЭааа! ЭаааТёа 'Т оЭаоиаЮ ''аЭёТаё+апёП о аТёёаао ВТппёёпёТё ОаааЭаОёё Т ЭааёёдаОёё Еттаатоёё 'Т УЭааа! ЭаааТёа [УёаёоЭТТТйё Эа-поЭп]. — Важё1_ аТпооТа: http://www.fw.ru/Analytic/Reports/00N%201.htm. — £ааё. п уёЭаТа.
7. Ёбёа'ыа А. А. £айёоа поайаёоёатйо 'Эаа ё даёТТТйо ёТоаЭапТа ааоаё а ВТппёёпёТё ОаааЭаОёё (аТГЭТпй оаТЭёё) : аёп. ... ёаТа. |эЭёа. Таоё / А. А. ЕоёаУТа. — №ЭаоТа, 2004. — 238 п.
8. Ётаагтаа О. А. IЭаатата УТёТжаТёа Эааатёа а ВТппёё ё АаёёётаЭёоатёё (Атаёёё) : оатЭа-оёёТ-ГЭааТаТё атаёёд : аёп. ... ёаТа. |эЭёа. Таоё / 0. А. ЁТааТТаа. — Оба, 2006. — 171 п.
9. 7aaoёГTaё^ Ё.А Аaёaбonё nтgбaёё ЇбaaїTnQёёё nтgaa^ёy ^aa^aёu^Tё ^nOёOёё / Е. 7 aS-Oё^Taё+ // DTn. ^nOёOёy. — 2GG2. — т в. — N. 4В—S2.
1G. 7aёuГёётaa Y. A. ^aa^aёu^ay ^noёOёy : їбTaёa^Q oaтётa^тaт їбaaa, oaтётa^тaт їбтoanna ё ёбётёттётаёё : o+aa. ЇTnTaёa / Y. А. 1 aёu^ёёTaa. — 1. : AaёT, 2GGG. — 272 n.
11. 7 aёu^ёёTaa Y. DTnnёёnёay і тaaёu ^aa^aёu^Tё ^nOёOёё (oaтsaoё+anёay ёт^oaїoёy) /
Y. 1 aёu^ёёTaa, А. AaoбTaa // Ї бaaTgaйё0^ёё. — 199б. — т і. — N. 22—41.
12. faolTa I . O. ^aa^aёu^Qa noaQ a DTnnёёnёTё Оaaaбa0ёё / Ї. О. faolTa // DTn. noauy. —
2GGB. — _ т 2. — N. 4—б.
13. Iffiaaia N. Ё. OTёётaQё nётaaбu бonnётaт ygQёa : BG GGG nётa ё ббagaтётaё+anёёo aQбa-ffiaTёё / N. Е. TffiaaTa, Г. Ё1. 0aaaTaa / DAf ; DTn. б^ ёOёїюOбQ. — 2-a ёga., ёт'б. ё aтї. — 1 . : AgU, 1994. — 92B n.
14. I a^eTaa Ё. А. Nтgaa^ёa yёa^a^oтa ^aa^aёu^Tё ^гё>ёоёё a Naбaoтaa : oaёё, бagoёuoaoQ, їaбnїaёOёaQ / Ё. А. 1 a0ётaa, Г. А. Ёёoaё0ёт // gaёт^. — 2GG3. — т 12. — N. 114—11S.
15. Na^afeT A. ЇбaaїтnQёёё aaaaa^y a бaaёт^a ^aa^aёu^Tё ^гё>ёоёё / A. ^-^тёт // ga-
ёT^^TnOu. — 2GG7. — т 1. — N. 44—47.
16. Nётaasu ё^тnoбa^^Qo nётa. — 1 В-a ёga., noaб. — 1. : Don. yg., 1989. — б24 n.
17. oaoyr^eTa . A. Nтgaa^ёa ^aa^aёu^Tё ^noёOёё ё ёт^ёnnёy їт aaёa^ ^anтaaб0a^^тёao^ёo a Dтnnёёnётё Оaaaбaoёё : їaбnїaёOёaQ бagaёOёy / ё>. A. Oaoy^^ёётa // ^aa^aёu^ay ^noёOёy a Dтnnёёnётё Оaaaбaoёё : їбaaтaQa TnnaQ ё їaбnїaёOёaQ. 1 aoaбёaёQ ^ao+.-їбaёo. ёПб. ё ёбoaётaт noтёa / nTno. Т. А. Атёта, А. А. АagaёёT^^ay. — Ттё, 2GGS. — N. S1—S7.
18. Оaaaбaёu^Qё ёT^noёoooёT^^Qё gaetт «Т ^aa^aёu^Qo noaao a Dтnnёёnётё Оaaaбaoёё» (ga-ёт^тїбтaёo їбaaёTffia^ тaйanoaa^^Q^ё тбaa^ёgaoёy^ё) [Yёaёoбт^^Qё бanoбn]. — Da^i amoo'fa: http://www.detirossii.ru/129бB.php. — gaaё. n yёбa^a.
19. бarara0aёёё Г. Ё. T ^aётoтбQo nёnoa^^Qo ga^a+a^ёyo, aтg^ёё0ёo ёg aannёnoa^^тaт +oa-^ёy т aшoa^тaёoaёum їбaaтnoaёё [Yёaёoбт^^Qё бanoбn] / Г. Ё. Oa^a^a0aёёё. — Da^i aT-nooVa: http://www.nan.ru/?f=uu/stat_uu/&p=2. — gaaё. n yёбa^a.
2G. xaa^aaa N. A. Noa^тaёa^ёa ^aa^aёu^Tё ^noёOёё a Dтn0тanётё тaёanoё (aтїбтnQ aбaжaa^-nёT-їбтoannoaёu^тaт gaёT^тaaoaёunoaa) [Yёaёoбт^^Qё бanoбn] / N. А. xaб+aaa. — Da^i aтnooїa: http://www.rostoblsud.ru/to_3S24SB2. — gaaё. n yёбa^a.
21. l=>aa^uray ^noёOёy ёaё їбaa^^ёoa laoTaTa Ї aaёёёa 1 тбтgтaa [Yёaёoбт^^Qё бanoбn]. — Da^l aтnooїa: http://www.bestreferat.ru/referat-1GGGB3.html. — gaaё. n yёбa^a.
I тоб'Гёёа 30.09.09.