Научная статья на тему 'Ювенальная юстиция: актуальность создания'

Ювенальная юстиция: актуальность создания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
823
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювенальная юстиция: актуальность создания»

На факультете дополнительного образования ACO (КСЮИ) ведется отработка всего спектра научно-методических и организационных вопросов, связанных с дополнительным профессиональным образованием, с решением проблем правового, методического и научно-педагогического обеспечения целостной системы дополнительного профессионального образования как студентов, так и руководителей и специалистов.

Анализ современных тенденций развития дополнительного профессионального образования показывает, что качество дополнительного профессионального образования зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем всех своих многоаспектных функций, которые отражают его личностные и профессиональные качества.

Преподаватель дополнительного образования должен быть организатором

познавательной, преобразовательной деятельности слушателей, которые выступают не как пассивные объекты, а как субъекты учебного процесса, поэтому роль преподавателя, его личности в условиях дополнительного профессионального образования приобретает первостепенное значение.

Рассматривая возможность получения нашими студентами — будущими специалистами дипломов двойной компетенции, например: юрист-международник (знание иностранного языка); специалист по связям с общественностью и маркетолог в рекламной фирме; соц. работник -психолог и др., мы предусматриваем диапазон различных специальностей, считая целесообразным вертикальную и горизонтальную системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ

О. Н. Захаренко, аспирантка Академии социального образования (КСЮИ)

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному мнению, должно быть основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, а его цель - попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменительные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов юве-нальной юстиции доказал достаточно вы-

сокую эффективность в деле защиты прав, свободы и законных интересов детей [1].

С момента создания первого суда для несовершеннолетних прошло 100 лет. Если даже учитывать, что основные его модели - англосаксонская и континентальная - сформировались окончательно примерно через пять - десять лет каждая после этого события, все равно срок немалый. Очевидно, что ювенальная юстиция, сформировавшись в целом, не могла, развиваясь, оставаться застывшей правовой схемой. Она менялась и меняется. Однако эти изменения не затрагивали концепцию и философию ювенальной юстиции, не посягали на задачи деятельности суда для несовершеннолетних как суда уголовной юрисдикции [2].

Изменения в правосудии по делам несовершеннолетних происходили по причинам, общим для всех стран, где оно

Социальное воспитание и право

гззтельнои дея-■:~орые высту-" екты, а как :а, поэтому ости в усло--сс ионально-:ервостепен-

южность получе-— будущими -войной компе-• международник специалист . .ю и маркето-к соц. работник -усматриваем диа-иьностей, считая 1льную и гори-□елготовки, пере-- квалификации

кНИЯ

:эния (КСЮИ)

:еле защиты прав, гесов детей [1].

грвого суда для . -л о 100 лет. Ес-I основные его мо-■ * континентальная -=;тельно примерно гг*дая после этого тек немалый. Оче-• юстиция, сформи-г v<oглa, развиваясь, правовой схемой, "хя. Однако эти из-- концепцию и фи-хтиции, не посяга-.хгги суда для несосуда уголовной

-ИИ по делам не--.чодили по при-х стран, где оно

имелось, и по причинам, которые можно определить как национальные.

Общими, как всегда, оказались рост и ухудшение статистического содержания преступности несовершеннолетних и недостаточная эффективность борьбы с ней. По экспертным оценкам в России действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 молодежных преступных банд. Участие в тех или иных преступных кланах и группировках становится для молодежи социально престижным занятием. В настоящее время более половины всех правонарушений совершается молодыми людьми. В российских мегаполисах до 30% социально опасных деяний совершается подростками моложе 14 лет. За 5 лет на 25% увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в федеральном розыске [3].

Возрастает доля тяжких и особо тяж-. ких преступлений в общем числе правонарушений, совершенных малолетними преступниками. Причем среди них стали преобладать уголовные деяния с использованием различного оружия. В настоящее время число школьников, вооруженных разными видами холодного оружия и средствами самозащиты, составляет около 35%. В региональном разрезе наибольшая криминальная пораженность подростков характерна для Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, российского Севера. Здесь число преступлений несовершеннолетних на 100000 населения составляет от 4 до 6 тыс. В меньшей степени подростковая преступность распространена на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центральном и Центрально-Черноземном регионах. В составе преступных деяний несовершеннолетних преобладают (до 85%) преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества).

Устойчивой чертой становится групповой характер преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений. Причем групповая преступность несовер-

шеннолетних все более приобретает признаки организованности [4].

Криминальные группы, утвердившиеся во всех сферах жизни, составляют сильную конкуренцию политическим, экономическим и другим официальным структурам. В криминальной среде сформировалась собственная, "теневая" социальная структура со своими "теневыми" стратами, вхождение в которые гарантирует молодым людям определенный уровень материального достатка и присущий им набор социальных возможностей. Участие в деятельности, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становится для некоторых подростков пределом желаний и социальных ожиданий. Часть несовершеннолетних мечтает пополнить ряды уголовников и войти в состав криминальных структур. В связи с прогнозируемым ухудшением уровня жизни, ростом наркомании и алкоголизма в обозримый период времени можно ожидать продолжение роста молодежной преступности. Криминальные тренды несовершеннолетних дают основание прогнозировать дальнейшее увеличение числа грабежей и разбоев, совершаемых организованными группами подростков.

Основными причинами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и влияния среды. Общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать ее на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное влияние или оказывающих прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей. Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой рефор-

мы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало одной из первоочередных задач государственных органов и общественных организаций, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское и трудовое становление.

Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном и правовом воспитании молодого поколения. Обеспечить успех такого воспитания крайне необходимо, поскольку речь идет о формировании граждан правового государства, которые впоследствии сами будут призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Положение России оказывается своеобразным, когда речь идет о современных изменениях ювенальной юстиции, во-первых, потому, что самой ювенальной юстиции в ее общепринятом понимании в России нет, а значит, нельзя говорить о модернизациях именно ювенальной юстиции; во-вторых, некоторые варианты изменений правосудия для несовершенно-

воспитания молодёжи.

летних, которые происходили в мире, в России уже были или произошли, хотя сама ювенальная юстиция отсутствовала. Речь идет об упоминавшихся не раз комиссиях по делам несовершеннолетних проблемах. Еще один вариант модернизированной ювенальной юстиции - семейный суд - в России и предполагается создать. Вот почему так актуально создание самостоятельной подсистемы по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Литература:

1. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних / Российская юстиция. 2000, №10

2. Мельникова Э. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии / Учебное пособие 2-ое изд. Москва, 2000.

3. Везиров Р. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступностью несовершеннолетних в условиях сверхкрупного города. - Москва, АУ МВД России,2002.

4. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, Минск-типпроект, 1997.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П.Н.Осипов, зав. лабораторией сельскохозяйственного образования ИПППО РАО, доктор педагогических наук, профессор

ное функционирование и развитие сельскохозяйственного производства. К сожалению, как справедливо отмечает академик РАО А.М.Новиков, сегодня «российское сельское хозяйство оказалось практически без профессионального образования». Поэтому если мы действительно хотим возродить и обустроить Россию, то

На всех этапах развития общество придает первостепенное значение обеспечению своей продовольственной безопасности. Это, в свою очередь, во многом зависит от уровня обеспеченности сельского хозяйства и других отраслей АПК страны высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.