УДК 343.91-053.6 ББК 67.518.8
С.А. Корягина,
кандидат юридических наук, доцент
ПОВТОРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРшЕННОЛЕТНИХ: СОВРЕМЕННЫЙ ВзГЛЯД НА ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ
В статье дается подробный анализ составов преступлений, наиболее распространенных среди несовершеннолетних, совершаемых как впервые, так и повторно, приводятся аргументы, подтверждающие необходимость формирования особой системы правосудия в отношении несовершеннолетних, предлагается создать специальный орган для оказания помощи семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: повторная преступность несовершеннолетних; криминологический рецидив; ювенальная юстиция; ювенальная политика; социальный патронаж семьи.
S.A. Koryagina, Ph.D. in Law, Ass. Professor
RECIDIVISM OF CRIMES COMMITTED BY MINORS: CONTEMPORARY VIEW ON THE PROBLEM
The paper gives a detailed analysis of formal components of crimes most common among minors, both first and repeat offenders. It argues for the necessity of forming a special system of justice for minors and suggests creating a special body for assisting families in difficult life situations.
Key words: repeat offences by minors; criminological recidivism; juvenile justice; juvenile policy; social patronage of families.
Повторная преступность несовершеннолетних в настоящее время вызывает повышенный интерес со стороны государства и общества, поскольку ее существование свидетельствует о недостатках воспитания, отсутствии условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.
Некоторые исследователи, например Г. Черненко, характеризуя совершение подростком преступления повторно, оперируют понятием «рецидив». В уголовном законе под рецидивом преступлений понимается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18 УК РФ). В соответствии с ч. 4 той же статьи судимости за преступления, совершенные до достижения лицом восемнадцати лет, при определении рецидива преступлений не учитываются [6, с. 5]. Отсюда следует вывод, что за деянием несовершеннолетнего, даже если он совершает новое преступление после осуждения за первое в течение срока судимости, нельзя признать рецидива. Аналогичный вывод делают и другие ученые [1, с. 14]. Иными словами, существенными признаками понятия рецидива, изложенного в уголовном законе, являются:
совершеннолетний возраст лица при совершении первого (предыдущего) преступления, умышленная форма вины предыдущего и последующего преступлений и судимость за предыдущее преступление [1, с. 35].
Из законодательного определения рецидива следует, что понятия «рецидива преступлений несовершеннолетних» не существует, если основываться на легальной (уголовно-правовой) его трактовке (ст. 18 УК РФ). Конечно, само понятие «рецидив» в его юридическом смысле гораздо шире, чем придаваемое ему уголовно-правовое содержание.
В литературе нет единого мнения относительно определения криминологического рецидива.
Одни ученые к рецидивным преступлениям относят все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае, если прежние преступления известны правоохранительным органам и стали предметом их основанного на законе реагирования [3, с. 342]. При этом под криминологическим рецидивом понимается не только осуждение лица, но и применение мер общественного порицания.
© Корягина С.А., 2010 23
Другие ученые обосновывают понятие криминологического рецидива фактом неоднократности совершения преступлений лицом, независимо от характера и применения в отношении него мер [4, с. 25]. По их мнению, криминологический рецидив охватывает преступления, совершенные лицами:
а) со снятой или погашенной судимостью;
б) имеющими судимость; в) отбывающими уголовное наказание; г) к которым за ранее совершенное преступление наказание и иные меры воздействия не применялись по тем или иным причинам.
В основном мнение ученых сводится к тому, что криминологический рецидив - это любое повторное совершение преступления, независимо от наличия судимости за первое преступление.
Как представляется, применение понятий «повторное совершение преступления несовершеннолетним» и «повторная преступность несовершеннолетних» более корректно и позволяет избежать дискуссий относительно возможности оперирования понятием «рецидив» при характеристике преступности несовершеннолетних. Следует заметить, что общие вопросы предупреждения повторной преступности несовершеннолетних и преступности несовершеннолетних в целом неоднократно становилось предметом исследования различных специалистов в области криминологии, уголовного права, уголовно-исполнительного права и уголовного процесса. Более того, в последнее время претерпели изменения нормативные акты, регулирующие отношения в сфере предупреждения преступлений. Так, часть из них отменена, другая - не действует по ряду объективных и субъективных причин. Кроме этого, распалась и ранее существовавшая система субъектов профилактики преступности.
Происходящие изменения непосредственно отражаются на следственной и судебной практике, деятельности лиц и органов, занятых предупреждением преступлений, и соответственно на статистических показателях результатов борьбы с преступностью несовершеннолетних (табл. 1).
Анализ представленных данных свидетельствует, что удельный вес несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, за последние шесть лет увеличился в 1,5 раза, при этом наблюдается устойчивая динамика роста данного показателя. Таким образом, фактически каждый пятый несовершеннолетний осужденный совершает преступление в течение исполнения в отношении него наказания или иных мер уголовно-правового характера.
Имеющиеся данные позволили проанализировать и наиболее распространенные повторные преступления, совершаемые осужденными подростками (с неснятой, непогашенной судимостью).
Представленные данные свидетельствуют о том, что среди повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними осужденными, наиболее распространены корыстные и корыстно-насильственные. Кроме того, за 2006-2008 гг. доля повторных преступлений, совершенных осужденными подростками, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Так, в 2008 г. практически две трети осужденных совершили кражу (72,9 %), каждый четвертый осужденный -грабеж (25,1 %) (табл. 2). Эти данные свидетельствуют об устойчивом нежелании виновных лиц вести законопослушный образ жизни.
Применение общих начал назначения наказания в отношении несовершеннолетних имеет свою специфику. Законодатель
Таблица 1
Удельный вес несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления
повторно в России (2003-2008)*
Несовершеннолетние Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего осужденные 96809 97506 99091 82217 83863 73333
Из них ранее судимые (с неснятой, непогашенной судимостью) 14070 18130 21175 17123 16370 16550
Удельный вес, % 14,5 18,5 21,4 20,8 19,5 22,5
Данные Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
*
Таблица 2
Структура повторных преступлений, совершаемых осужденными несовершеннолетними в России (2003-2008), %*
Преступление Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Убийство 2,1 1,7 1,6 1,6 1,2 1,6
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 3,5 2,9 2,9 2,8 2,4 3,2
Изнасилование 0,8 0,8 0,8 1,1 0,8 1,2
Насильственные действия сексуального характера 0,4 0,2 0,3 0,4 0,2 0,1
Кража 52,5 56,2 53,6 48,5 50,2 72,9
Грабеж 14,6 15,0 16,8 19,6 18,8 25,1
Разбой 5,5 4,9 4,9 5,7 5,2 6,2
Вымогательство 0,7 0,8 0,9 1,2 1,2 1,3
Угон транспортных средств без цели хищения 8,5 8,8 8,4 8,0 7,8 12,1
Хулиганство 4,4 0,8 0,4 0,4 0,2 0,1
Незаконные действия, связанные с оружием, БП, ВВ и ВУ 0,5 0,3 0,3 0,2 0,3 0,2
Преступления, связанные с наркотиками и психотропными средствами 2,3 1,4 1,2 1,4 2,1 3,2
Прочие 4,2 5,6 7,2 8,8 9,6 14,6
указал на основания назначения более строгого и более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи, а также положение, обязывающее суд начинать рассмотрение назначения возможного вида наказания с менее строгого, переходя к более строгому виду, в силу того, что иначе нельзя обеспечить достижение целей наказания.
Такой подход, безусловно, перспективен, так как любая изоляция подростков от общества и перемещение их в криминальную среду создают многочисленные предпосылки для еще более глубокой деформации личности осужденных в сторону ее деградации. Изоляция от общества в форме лишения свободы - особо острая и суровая форма государственного принуждения, и применительно к подросткам она должна рассматриваться и применяться как крайняя мера. Однако в настоящее время отмечается рост числа несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, уже совершавших ранее преступления, за которые им было назначено условное осуждение.
Российское общество все еще находится на той стадии развития мер воздействия на несовершеннолетних преступников, когда уголовное наказание, связанное с изоляцией от общества, т. е. помещение в криминальную среду, и условное осуждение, т. е. оставление несовершеннолетнего в той же среде, которая в значительной степени сформировала его противоправное поведение, являются практически единственно возможными для всех случаев судебного реагирования.
Следует заметить, что в Инструкции по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [2], речь идет о гуманизации закона и взвешенном назначении наказаний, связанных с изоляцией от общества, что само по себе, безусловно, заслуживает поддержки. Однако в ней не упоминается о порядке взаимодействия аппаратов Федеральной службы исполнений наказаний РФ, аппаратов Министерства юстиции РФ и общественных организаций, которые также являются субъектами профилактики. Представляется, что одним из направлений улучшения деятель-
* Данные Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
ности указанных субъектов является совершенствование согласованности действий между правоохранительными органами и общественными организациями.
Более того, в разделе 7 (контроль за поведением условно осужденных) упомянутой выше инструкции отмечается, что уголовно-исполнительные инспекции ведут персональный учет условно осужденных, контролируют соблюдение ими общественного порядка и выполнение возложенных на них судом обязанностей. Представляется, что в инструкции недостаточно внимания уделено вопросам воспитательного воздействия в отношении условно осужденных. Ведь крайне важно не только не допустить совершение осужденным нового умышленного преступления, но и исправить его. Такое расхождение между требованиями к условно осужденным и целями условного осуждения не способствует эффективному применению последнего.
Думается, что вопросы организации предотвращения преступности среди осужденных следует обсуждать на заседаниях коллегий территориальных органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Координационные советы или рабочие группы разрабатывают совместно конкретные мероприятия, направленные на согласование деятельности всех участников. При планировании мероприятий по организации контроля за поведением условно осужденных и осуществлении индивидуальной профилактической работы необходимо предусматривать проведение совместных совещаний, семинаров, занятий в системе служебной подготовки, комплексных операций по предупреждению правонарушений со стороны лиц указанной категории.
В настоящее время общество не может оставаться равнодушным к такой актуальной проблеме, как повторная преступность несовершеннолетних. Изложенное выше позволяет резюмировать, что меры уголовно-правового характера, применяемые в отношении несовершеннолетних, не приносят пока ощутимых положительных результатов. Возникла необходимость кардинальной реформы молодежной политики в стране. И
главное здесь — модернизация концепции решения молодежных проблем, в данном случае — проблем предупреждения преступности несовершеннолетних. Подписав главный международный документ в сфере защиты прав несовершеннолетних, Россия взяла на себя обязательство пересмотреть существующее ныне национальное законодательство в отношении несовершеннолетних [5].
Следует отметить, что основные направления развития ювенальной отрасли российского права корреспондируют основным положениям ювенальной политики государства. Думается, что цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:
- создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодых людей, развитие молодежных объединений, движений и инициатив;
- реализация правосудия в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;
- разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития.
Комитет ООН по правам ребенка «...рекомендует государству - участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения юве-нальной юстиции и ювенального уголовного процесса...» [5, с. 5].
Представляется, что государство должно уделять внимание формированию ювеналь-ной юстиции как самостоятельной отрасли российского права. Ювенальная юстиция представляет собой особую систему правосудия по делам несовершеннолетних, при которых специализированные суды тесно взаимодействуют с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения. Главной задачей ювенальной юстиции должен стать комплексный правовой подход к проблемам зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних, поскольку в настоящее время он регламентируется различными отраслями российского права, например, конституционным, семейным, административным,
уголовным, уголовно-исполнительным и т. д. Успешность деятельности субъектов ювенальной юстиции во многом зависит от качественной системы правовой защиты несовершеннолетних в России, соответствующей международным стандартам, правовой базы и уровня подготовки специалистов, работающих в сфере ювенальной юстиции.
Не вдаваясь в подробности существующей в современной России модели правосудия в отношении несовершеннолетних, следует отметить, что сегодня нужно использовать практический опыт зарубежных стран, накопленный в области ювенальной юстиции. Так, в Японии действуют семейные суды и пункты по руководству детьми, находящиеся в ведении Министерства народного благосостояния, призванные принимать активное участие в деятельности по ранней профилактике.
В Польше существуют семейные суды, которые рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, как совершивших преступления, так и находящихся в состоянии деморализации.
Практика этих государств свидетельствует, что семейные суды действуют очень эффективно. В них рассматривается весь комплекс проблем, связанных с семьей и детьми. Преимущество данных моделей юстиции заключается в объединении специалистов специализированных судов и общественных служб, имеющих не только профессиональные знания, но и опыт работы в этой области.
Изучение современного опыта ювеналь-ных судов Англии, Франции, Германии показало, что они представляют собой специализированные центры, которые занимаются разработкой целевых программ регионального и государственного значения, направленных на устранение негативных свойств и качеств личности несовершеннолетнего, причин и условий его преступного поведения.
В последнее время в России ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, целью которого является
содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.
В четырех городах Российской Федерации — Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и в Ангарске (Иркутской области) в качестве эксперимента были апробированы модели ювенальной юстиции европейских стран. Вместе с тем единичные случаи создания специализированных центров в отдельных субъектах Российской Федерации не могут дать эффективных результатов в предупреждении преступности несовершеннолетних. Только внедрение системы юве-нальной юстиции по всей России позволит качественно изменить подходы к организации профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Как представляется, система ювенальной юстиции не может быть ограничена только восстановлением ювенальных судов. Данные суды приобретут функцию еще одного репрессивного органа по отношению к несовершеннолетним, если не будут созданы специальные комитеты системы социальной сферы, направленные на внедрение новых социальных форм, методов, связанных с необходимостью взаимодействия несовершеннолетних и общества. Представляется, что целью ювенальной юстиции является создание института психологов и социальных работников, способных помочь судье найти новые методы для изменения ситуации, послужившей толчком к совершению преступления, и с помощью системы социальных институтов сформировать условия для нормального, полноценного развития личности несовершеннолетнего.
Таким образом, назрела необходимость создания специального органа, который будет заниматься, к примеру, социальным патронажем семьи, осуществлять профессиональную поддержку семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, создавать условия, способствующие восстановлению или улучшению способности семей к социальному функционированию. Иными словами, предназначение данного органа состоит в коррекции и, по возможности, устранении факторов, приводящих к возникновению не-
гативных условий, которые в дальнейшем могут способствовать совершению подростком общественно опасного деяния.
Представляется, что социальный патронаж семьи должен быть тесно связан с социальным контролем. Социальный контроль представляет собой механизм самоорганизации и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения, нейтрализации или минимизации девиантного поведения. Думается, что сочетание жесткого социального контроля и семейного патронажа является эффективной мерой раннего предупреждения девиаций семьи.
Одним из основных направлений деятельности специального органа является адресная социальная поддержка и оказание необходимых услуг, которые предоставляются на длительное время семьям и подросткам, попавшим в трудную или опасную кризисную ситуацию и не обладающим способностью самостоятельно ее преодолеть. Патронаж предоставляет возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволит своевременно выявить причины, а также нейтрализовать возникающие кризисные ситуации. Работа ведется одновременно с членами семьи и с несовершеннолетними, которые совершили проступок либо деяние, не представляющее большой общественной опасности. При надлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей специалистам разного профиля предоставляется возможность мягко воздействовать на несовершеннолетнего, выравнивая имеющиеся деформации его личности.
В рабочую группу, осуществляющую социальный патронаж семьи, должны входить психолог, социальный педагог, специалисты по социальной работе, инспекторы правоохранительной системы и представитель об-
щеобразовательного учреждения, поскольку важной средой формирования несовершеннолетнего является коллектив по месту учебы, в котором он проводит значительную часть своего времени. Общеобразовательные учреждения фактически единственные профессиональные органы в области воспитания подростков, а так как работа по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних является составной частью воспитательной работы, то именно эти учреждения должны стать ведущими в данном направлении.
Важную роль в предупреждении преступности несовершеннолетних следует отводить общественному социальному контролю. Большинство родителей на добровольной основе согласятся участвовать в профилактических мероприятиях, так как каждый из них заинтересован не только в качественном образовании и воспитании детей, но и в их безопасности на территории школьного учреждения.
Конечно, нельзя забывать и о том, что планирование и разработку различных мер социального контроля и предупреждения нужно осуществлять только на основе надежных исследований и периодически подвергать их оценке и корректировке. Поэтому использование зарубежной практики предупреждения первичной преступности несовершеннолетних, совершенствование совместной работы отечественных и зарубежных ученых, практических работников представляется необходимым условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Думается, что осуществление подобных мер позволит повысить эффективность профилактики подростковой преступности, в том числе профилактики повторных преступлений несовершеннолетних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: история и современность : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Н. Новгород, 1998.
2. Инструкция Минюста РФ от 14 августа 2009 г. № 14140 по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Криминология : учебник / под ред. А.И. Долговой. — М., 1997.
4. Криминология : учебник / под ред. В.Н. Бурлакова. — СПб., 1998.
5. Международные акты о правах человека : сборник документов. — М. : Норма - Инфра — М., 1998.
6. Черненко Г. Множественность преступлений по уголовному праву : дис. ... д-ра юрид. наук. — Томск, 2002.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATED)
1. Bytko Yu.I. Uchenie o retsidive prestupleniy v rossiyskom ugolovnom prave: istoriya i sovremennost' : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — N. Novgorod, 1998.
2. Instruktsiya Minyusta RF ot 14 avgusta 2009 g. № 14140 po organizatsii ispolneniya nakazaniy i mer ugolovno-pravovogo kharaktera bez izolyatsii ot obshshestva. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Kriminologiya : uchebnik / pod red. A.I. Dolgovoy. — M., 1997.
4. Kriminologiya : uchebnik / pod red. V.N. Burlakova. — SPb., 1998.
5. Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka : sbornik dokumentov. — M. : Norma - Infra — M., 1998.
6. Chernenko G. Mnozhestvennost' prestupleniy po ugolovnomu pravu : dis. ... d-ra yurid. nauk. — Tomsk, 2002.
Информация об авторе
Корягина Светлана Анатольевна (Иркутск) — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии. ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» (664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: [email protected])
Information about the author
Koryagina, Svetlana Anatolyevna (Irkutsk) - Ph.D. in Law, Ass. Professor, Chair of Criminal Law and Criminology. Baikal National University of Economics and Law (11, Lenin str., Irkutsk, 664003, е-mail: [email protected])