Научная статья на тему 'Ювелирная коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого'

Ювелирная коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каракалпаки / ювелирное изделия / музей / коллекция / типы / Karakalpaks / jewelry / museum / collection / types

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудайбергенова Дилфуза Аскаровна

В статье представлены сведения об ювелирных украшениях каракалпаков на основе анализа коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Каракалпакское ювелирное искусство является значительным проявлением художественной культуры этноса. Судя по сохранившимся образцам в музейных коллекциях, оно имеет много общего с искусством соседних народов в терминах названий, узоров и форм. Однако некоторые каракалпакские ювелирные изделия обладают уникальными этническими и художественными особенностями. В статье представлены все виды традиционных ювелирных украшений каракалпаков, относящиеся к XIX–XX вв. Женские украшения имеют яркие черты своеобразия и самобытности, свидетельствуют о существовавшей локальной школы ювелирного искусства каракалпаков. Стилю ювелирного искусства этого народа присущи цельность, монументальность, архаичность форм, ясность контуров, выразительность и в тоже время немногословность декора. Автор классифицирует ювелирную коллекцию музея по следующим категориям: украшения для головного убора; украшения для головы; шейно-нагрудные украшения; нагрудно-поясные украшения и украшения для рук. Классификация женских украшений каракалпаков показывает несомненное богатство их видов, форм и типов. Помимо материалов о каракалпакских народных украшениях, хранящихся в ювелирной коллекции, приводятся сведения об украшениях узбекского, туркменского и казахского народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewelry collection of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan

This article provides information about the jewelry of the Karakalpak people in the collection of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. Karakalpak jewelry art is one of the brightest manifestations of the artistic culture of the people. Judging by the specimen preserved in the museum collections, they have much in common with the art of neighboring peoples in terms of names, pattern and form. Simultaneously, some Karakalpak jewelry has original ethnic and artistic features. The article presents all types of traditional Karakalpak jewelry dating back to the 19th – 20th centuries. Women’s jewelry are distinguished by notable features of originality and distinctive character, which testify to the existence of the Karakalpaks’ local school of jewelry art. The style of jewelry art of the Karakalpaks is characterized by integrity, monumentality, archaism of forms, clarity of contours, expressiveness and at the same time laconic decor. In the article, the author classifies the museum’s jewelry collection into the following categories: headdress ornaments; neck-chest ornaments; chest-waist ornaments, and ornaments for hands. The classification of women’s adornments of the Karakalpaks showed the undeniable wealth of their types, shapes and designs. In addition to the Karakalpak folk jewelry collection, information about the jewelry of the Uzbek, Turkmen and Kazakh peoples is also presented.

Текст научной работы на тему «Ювелирная коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого»

УДК 94(5):391.2

ЮВЕЛИРНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН ИМЕНИ И.В. САВИЦКОГО

Д.А. Кудайбергенова

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан dilfuza_ka@mail.ru

В статье представлены сведения об ювелирных украшениях каракалпаков на основе анализа коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Каракалпакское ювелирное искусство является значительным проявлением художественной культуры этноса. Судя по сохранившимся образцам в музейных коллекциях, оно имеет много общего с искусством соседних народов в терминах названий, узоров и форм. Однако некоторые каракалпакские ювелирные изделия обладают уникальными этническими и художественными особенностями.

В статье представлены все виды традиционных ювелирных украшений каракалпаков, относящиеся к Х1Х-ХХ вв. Женские украшения имеют яркие черты своеобразия и самобытности, свидетельствуют о существовавшей локальной школы ювелирного искусства каракалпаков. Стилю ювелирного искусства этого народа присущи цельность, монументальность, архаичность форм, ясность контуров, выразительность и в тоже время немногословность декора. Автор классифицирует ювелирную коллекцию музея по следующим категориям: украшения для головного убора; украшения для головы; шейно-нагрудные украшения; нагрудно-поясные украшения и украшения для рук. Классификация женских украшений каракалпаков показывает несомненное богатство их видов, форм и типов. Помимо материалов о каракалпакских народных украшениях, хранящихся в ювелирной коллекции, приводятся сведения об украшениях узбекского, туркменского и казахского народов.

Ключевые слова: каракалпаки, ювелирное изделия, музей, коллекция, типы.

Для цитирования: Кудайбергенова Д.А. Ювелирная коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого // Историческая этнология. 2023. Т. 8. № 2. С. 234-244. БОТ: 10.22378/Ье.2023-8-2.234-244

Ювелирное искусство является неотъемлемой частью культурной и художественной истории народа, олицетворяя его мечты и традиции. Каракалпакские ювелиры создавали украшения, отражающие дух времени и сохраняющие уникальные черты местной культуры. Ювелирные изделия были разделены на повседневные и ритуальные, последние использовались на праздничных мероприятиях. Женские украшения, благодаря своим эстетическим и функциональным свойствам, занимают особое место в ювелирном искусстве.

© Кудайбергенова Д.А., 2023

Ювелирное искусство XIX в. в Каракалпакстане представлено городами Кун-град, Ходжейли, Турткуль, Чимбай и Халхабад. Искусство каракалпаков отражает древние традиции кочевого искусства, которое генетически связано с искусством Сурхандарьи, полукочевых племен Ферганской долины и туркменских племен. Ювелирные изделия каракалпаков характеризуются сохранением архаической формы и орнаментики, которые сочетаются с лаконичностью очертаний силуэта, укрупненностью формы и деталей, а также насыщенностью символики и колористическим решением. В работе каракалпакских ювелиров использовалось серебро, а золото применялось лишь для золочения и прорисовки отдельных линий орнамента. Кроме того, для создания украшений использовались сердолик, коралл и иногда бирюза (Юлдашева, 2021: 1367). Семантика этих украшений всегда была связана с идеями зарождения и сохранения жизни, продолжения рода.

Ювелирная коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (ГМИ РК им. И.В. Савицкого) богата и разнообразна. В его фондах представлены все виды традиционных ювелирных украшений каракалпаков, относящиеся к Х1Х-ХХ вв. Ювелирная коллекция музея относится к фонду «Драгоценные металлы и нумизматика» и насчитывает 6199 единиц экспонатов. Технику изготовления украшений можно разделить на две группы: формообразующие (литье, ковка, вырезание по шаблону и т.д.) и декоративные (чеканка, гравировка, зернь и т. д.). Их можно классифицировать следующим образом:

1) украшения для головного убора - саукеле, твбелик, тацыя;

2) украшения для головы - аребек, серьги, накосные украшения;

3) шейно-нагрудные украшения - айшыц, уэйкел, тумар, вцирше, шарYйме, жумалац тYйме, жалпац тYйме, айры тYйме^;

4) нагрудно-поясные украшения - вцирмоншац, гилтшалзыш;

5) украшения для рук - кольца и браслеты (рис. 1).

*

Ь*А "И *

Щ* ф * ♦ '

Рис. 1. Набор ювелирных украшений. Из фотоархива ГМИ РК им. И.В. Савицкого.

Украшения для головного убора. В коллекции музея имеются головные уборы, украшенные ажурными декоративными металлическими деталями. Это сэукеле, твбелик, различные виды тацыя.

Саукеле - традиционный свадебный головной убор невесты. В настоящее время данный предмет является редким образцом народного искусства каракалпаков. Он объединил в себе лучшие национальные традиции этноса, такие как высокое мастерство ювелира, изысканную вышивку с использованием технических навыков, продуманную конструкцию и моделировку. Верхняя часть саукеле напоминает шлем воина, однако в нем отсутствует заостренная вершина, которая могла бы указывать на воинственность. Все линии плавны, закруглены и завершены, что придает изделию особую эстетическую привлекательность. Верхняя часть убора состоит из двух основных частей: вышитой тамбуром изящной шапочки-тахии и очелья с большими наушниками, которое обрамляет лоб и щеки, спускаясь к плечам. Эта часть саукеле выполняет декоративную роль. Она сплошь зашита коралловыми бусами разных размеров и серебряными ювелирными бляхами. В центре налобной части расположена круглая бляха с золоченой оправой внутри, украшенной чеканным узором. Приобретение саукеле было заветной мечтой каракалпакских этнографов и искусствоведов. Поиски этого головного убора велись давно и лишь на третий год поисков сотрудники музея в 1967 г. обнаружили его у Г. Алламбергеновой, проживавшей в местности Тозызтерек близ Казахдарьи в Муйнакском районе Республики Каракалпакстан (ОЭ ГМИ РК: Л. 1). По словам владелицы, оно принадлежала еще ее матери, а возможно и бабушке. В настоящее время данный экспонат (КП 5971. ГМИ РК им. И.В. Савицкого) считается одним из уникальных в ювелирной коллекции музея (рис. 2).

Твбелик - это древний головной убор каракалпакских женщин, который традиционно изготавливался из металла и имел форму круглой плоской шапки. Головной убор отличается необычной формой и является редким элементом костюма в комплексе традиционного каракалпакского наряда. На сегодняшний день нам известно о существовании трех целых образцов данного головного убора, один из которых хранится в ГМИ РК им. И.В. Савицкого, а два других -в Российском этнографическом музее (РЭМ) (Курбанова, 2021: 137). Металлическая основа данного экспоната изготовлена из серебряных пластин, покрытых позолотой, которые представляют собой три части головного убора:

Рис. 2. Саукеле. Из фотоархива ГМИ РК им. И.В. Савицкого.

1) плоская макушка со скатом вперед; 2) налобно-высочная часть, декорированная множеством крупных бусинок красных кораллов, нанизанных на серебряную цепочку и цепочкой нарядных серебряных пластинок с инкрустациями из цветных камней; 3) в затылочной части подвесные ряды из цветных бусинок и серебряных лепестков (Алиева, 2004: 68).

Тацыя - это головной убор, который давно является неотъемлемой частью традиционного женского костюма. В зависимости от украшений тацыя имеет различные названия, такие как маржан тация - украшенная кораллами, купели тацыя - с выступом на макушке, и твзеу тацыя - с ювелирными украшениями. Тацыя, украшенная монетами и кораллами, носилась только девочками-подростками до 14-15 лет. В коллекции чаще встречаются тацыи, украшенные монетами. Например, по краю передней части ободка нашивался ряд серебряных монет или узкие полоски из материи, на которые вышивались бусинки и монеты.

Украшения для головы. Носовое украшения аребек изготавливалось по тому же принципу, что аналогичные украшения у народов Центральной Азии из золота и серебра. Аребек в основе своей имел кольцо, отделанное снаружи спиралевидной проволокой. В декоративном оформлении аребека использовались бусины, которые нанизывались на нижний сегмент кольца.

Серьги. Обязательным украшением для девочек и женщин всех возрастов считались серьги. Они были очень разнообразны по форме, от маленьких и простых, предназначенных для младенцев, знатных женщин. Как и другие украшения серьги в основном служили апотропеями. Об этом свидетельствует некоторые приметы, имеющиеся в народе и сохранившиеся до сегодняшнего дня. Серги отличались многообразием формы - от самых простых и лаконичных до сложных и тяжёловесных. В коллекции музея имеются следующие типы серег каракалпакского народа: шашацлы сырга, буршекли сырга, сояу сырга, шыйыртпац сырга. Последние использовали в основном девушки, пожилым женщинам такие серьги носить не полагалось. Весьма оригинальными были бытовавшие у каракалпачек еще в начале столетия уалцаплы сырга. Они представляли собой серьги с длинной цепочкой, переходящей под подбородком от одного уха к другому. Цепочка состояла чаще из ромбовидных подвесок, реже -из мелких деталей в виде лепестков, мелких дутых шариков. Серьги уалцаплы носили девушки с 12-летнего возраста до замужества. После замужества цепочка снималась и оставалась основная часть серег, которая называлась сояу сырга (Курбанова, 2018: 304) (рис. 3).

Рис. 3. %алцаплы сырга. Из фотоархива ГМИ РК им. И.В. Савицкого.

Накосные украшения «шашбау» каракалпакских женщин выгодно отличались дизайном, материалом от подобных украшений других народов. Их можно классифицировать на два типа. Тип I - металлические накосные украшения. Этот тип относится к самым древним украшениям. Его можно разделить на несколько подтипов. Тип II - тканно-плетённые накосные украшения, сделанные из хлопчатобумажных и шелковых нитей с преобладанием красных, желтых, зеленых и коричневых тонов. В соответствии с использованной техникой украшения можно разделить на два подтипа. Накосные украшения выразительно маркировали социально-возрастной статус владелицы.

Шейно-нагрудные украшения. Данная категория украшений включает в себя сложный комплекс, в котором самым массивным является хайкел. Он был частью свадебного украшения невесты и носился девушками и молодыми женщинами до рождения первого ребенка, иногда до 40 лет. Хайкел представляет

собой плоское нагрудное украшение, состоящее из верхней массивной части сложной конфигурации и бахромы из цепочек, бляшек, листовидных подвесок и колокольчиков. Верхняя массивная часть состоит из длинного футляра в виде прямоугольной призмы и двух фигурных крышек по бокам. Из этих крышек одна припаяна наглухо, другая снимается. Обычно девушки в них хранили выписки из Корана или заклинания. На лицевой стороне средней части хайкел расположено обычно нечетное количество 3-5, реже - 7 каст со вставками из сердолика или его имитации. Бытовал хайкел, в котором вместо цепочки использовали матерчатую ленту с нашитыми бляшками или цепочками. В фондах ювелирной коллекции музея имеются и другие варианты хайкел. Среди них цыз уайкел - девичий хайкел - один из наименее сохранившихся видов хайкеля. Информатор дает такие сведения об этом украшении: «В народе существовали хайкели только для девушек. По размеру они были поменьше других видов хайкеля и его носили только незамужние девушки» (ПМА, 2023). Следует отметить, что это редкое явление, так как хайкел был частью свадебного комплекта украшений невесты, и только состоятельные семьи заказывали цыз хайкел своим дочерям до того, как они стали невестами (рис. 4).

Оцирше - нагрудное украшение, представляющее собой вид нагрудника. Существовали разнообразные варианты вцирше. Шили их обычно из цельных кусков красной ткани или из сшитых узких вышитых полосок, украшали нашитыми серебряными монетами и различными видами тYйме.

Рис. 4. %айкел. Из фотоархива ГМИ РК им. ИВ. Савицкого.

Туйме (пуговица, бляха) закреплялась на вцирше по строго устоявшимся правилам и раздельно не носилась. Туйме были самыми популярными нагрудными украшениями каракалпакских женщин. В музейных собраниях они самые многочисленные. Их можно классифицировать на следующие виды:

а) жумалац и илгек mYйме - шарообразные пуговицы с рельефным узором растительного характера;

б) жалпац и айры тYйме - это две разные, но в то же время приблизительно сходные, плоские бляхи, украшенные в центре драгоценными камнями;

с) шар тYйме - сравнительно большие, крестообразные бляхи. Они обычно заменяли хайкел.

Туйме, хайкел, внирмошац составляли единый комплект девичьих украшений. Поэтому их носили одновременно.

Нагрудно-поясные украшения. Существовали украшения, которые располагались на груди и спускались до пояса и ниже.

Оцирмоншац - полусферическое по форме украшение, верх которого напоминает купол мечети. Снизу с него свисает множество гремящих подвесок -цепочек с ромбовидными рельефными листочками и колокольчиками. Укрепляется оцирмоншац на нижней части нагрудной вышивки вцирше.

Нагрудно-поясная подвеска аншыц (другие названиям этого украшения -гилтшалгыш или гилтбауы, т.е. петли-связки для ключей) имеет форму двойной петли и схематично повторяет очертания цифры «8» с увеличенной нижней дугой. Подвеску носили на уровне пупочной ямки, закрепляя к нижнему концу вышитого нагрудника платья вцирше (Курбанова, 2021: 152).

Царсы илгек - застежки для камзола или халата (парные, противостоящие застежки), одновременно служили ювелирным украшением. Они, как правило, были двухсторонними и несли утилитарную функцию. Каждая часть застежки пришивалась к одной из сторон камзола. В фондах музее хранятся застежки в основном треугольной формы с растительными и геометрическими узорами.

В категории «украшения» нужно рассмотреть и мужские ремни, так как они обильно украшены декоративными элементами. Пояса являются одним из основных составляющих каракалпакского мужского костюма. Они обычно выполняют две функции - декоративную и практическую. Ремни, использовавшиеся в Х1Х-ХХ вв., состояли из трех частей - длинной ленты, пряжки с крючками и металлических блях. Ювелирные детали каракалпакских поясов отличаются преобладанием ажурного литья с позолотой, применением форм и узоров растительных очертаний. Вставок из цветных камней в них нет. В ювелирной коллекции представлен уникальный, единственный в своем роде мужской ремень с цельнометаллическими деталями (КП 29167, ГМИ РК им. И.В. Савицкого). Размер ременной части данного пояса 55х2,5 см. Основа из замши, сплошь покрыта узорными мелкими фигурными бляшками, составляющими подвижную ленту. Она состоит из следующих деталей: в центре четырехгранн фигурка (05х04см), от нее отходят в стороны слегка изогнутые листовидные

отростки с трилистниковидным штампованным узором на каждом. На концах ремня имеется две круглые бляшки (Алламуратов, 2019: 91).

Украшения для рук. Наручные украшения у каракалпакских женщин широко представлены в ансамбле украшений невесты и замужней женщины. Их носили постоянно женщины всех возрастов и социальных слоев.

Каракалпакские браслеты билезик различались по форме и названию. Например, цуйма билезик (литой браслет), жалпац билезик (плоский браслет), цола билезик (бронзовый браслет), уасыл таслы билезик (браслет со вставками сердолика), жез билезик (браслет из латуни). Браслеты имеют незамкнутую конструкцию, представляют собой согнутые или литые металлические пластины (Алиева, 2004: 90-92). Обрамленные разными (в основном сердоликом) камнями носили молодые девушки и женщины, литые - женщины в возрасте. Среди выделенных браслетов каракалпачек особенно интересны тяжёлые литые браслеты - цуйма билезик с рельефным орнаментом и массивные браслеты - уасыл таслы билезик из двух или трех рядов сердоликов и узоров «змеиный след». Концы таких браслетов напоминают лапы или зубы хищных животных.

Кольца являлись обязательными украшениями в повседневной жизни женщины-каракалпачки. Ювелиры изготавливали кольца, которые имели простую форму обруча. Они назывались цассыз жузик. К этим изделиям относились жузик (широкое, плоское кольцо), балдац или уалца (тонкое кольцо) (Курбанова, 2021: 153). Вместе с женскими кольцами встречаются мужские перстни. Они указывали на высокое общественное положение владельца, порой служили печатью. В коллекции музея имеются два перстня с арабскими надписями, на каждом из которых изображено имя мужчины. На одном из них надпись гласит «Данияр бий ибн Алтын бий» (КП 6705, ГМИ РК им. И.В. Савицкого), а на другом - «Бекмурза бин Мухаммадийадий 1336» (КП 2292, ГМИ РК им. И.В. Савицкого). Буквы и цифры на перстнях иногда переплетались, формируя выразительные изгибы линий и декоративные мотивы, что в целом создавало кружевную орнаментальность. Каждое должностное лицо (особенно мужчины) имело собственный перстень-печать, который обычно носился на мизинце правой руки. Для мужчин перстни служили не только украшением, но и необходимым предметом, так как они являлись именной печатью, заменявшей подпись (рис. 5).

Помимо каракалпакских украшений, в ювелирной коллекции ГМИ РК им. И.В. Савицкого представлены украшения узбекского, казахского, туркменского народов. Туркменские украшения представляют собой серебряные, массивные, обильно орнаментированные, со множеством мелких изящных сереб-

Рис. 5. Перстень. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. 2022 г. Фото автора.

ряных подвесок. Лишь изредка встречаются серьги и кольца из золота. У бедных туркменок украшения прежде бывали медные, посеребренные сверху. Туркменские девочки 9-12 лет (в этот период они уже считались невестами) даже в повседневной жизни носили много украшений (Василева, 1973: 93).

Узбекские украшения в коллекции в основном выполнены в хорезмийском стиле. Хорезмские ювелирные украшения, хотя и имеют общие черты с украшениями узбеков других регионов Узбекистана по составу комплектов, назначению и форме, тем не менее обладают особенностями, отличающими их от других украшений. Они изготавливались главным образом из серебра, иногда использовались золото и камни - сердолик (хациц), бирюза (фирузе, пирузе), кораллы (марджан), перламутр (садаф), цветные бусы или бисер.

В музейных коллекциях в отличии от небольшого числа туркменских и узбекских украшений содержится значительное количество казахских украшений. Традиционные казахские ювелирные изделия изготавливались из серебра и золота. Мастера-ювелиры широко использовали драгоценные и полудрагоценные камни в своей работе. Среди них наиболее популярным был сердолик. С рождения и до самой смерти женщины носили национальные украшения, которые могли рассказать о своей хозяйке практически все: замужем она или нет, ее возраст и происхождение. Коллекция включает практически все виды казахских женских украшений. Особняком среди них стоит украшение вциржиек, выделяющееся своей компактностью и массивностью. Нагрудная подвеска оциржиек имеет прямоугольную форму, состоит из трех полых прямоугольных пластин, скрепленных по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Оциржиек носили замужние женщины и кормящие женщины для защиты грудного молока от сглаза. При изготовлении нагрудных подвесок мастера использовали различную технику - литье, штамповку, чеканку, чернение.

Особую и важную деталь украшений составляют декоративные монеты. Самый востребованный контекст использования монет в традиционной культуре - женские костюмные комплексы. Монеты пришивались на различные части костюма, входили в композицию съемных украшений. В коллекции можно встретить два вида декоративных монет - это рубли и хантенге с арабской надписью. Использование монет в качестве украшений можно условно разделить на три вида: нашивные монеты; монеты с отверстием, которые пришивались нитками к тканевым элементам одежды и украшений, навесные монеты. К последней категории относятся монеты, которые имеют отверстия или напаянные ушки и соединяются с металлическими украшениями механическим способом. Данный вид крепления монет применялся во множестве украшений.

Ювелирные украшения Средней Азии и Казахстана XIX - первой трети ХХ в. продолжают жить в настоящее время, выполняя преимущественно декоративную функцию. В качестве дополнения к национальному костюму они надеваются во время семейных праздников и торжеств. Многие из них находятся в музейных коллекциях, представляя собой богатейший источник художест-

венных образов и форм для художников-ювелиров, создающих национальные украшения.

Сохраняя традиции прошлых веков, современные мастера умело соединяют их с требованиями современности, внося свой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. Они бережно хранят и передают наследие предков, создавая новые украшения, сочетающие красоту и функциональность. Являясь в прошлом необыкновенно устойчивой частью народной культуры, украшения с течением времени претерпевают некоторые трансформации, подчиняясь меняющимся эстетическим вкусам. При этом они иногда упрощаются и теряют свою сложность и самобытность, иногда же, напротив, усложняются и впитывают в себя то новое, что приходит в жизни (Сазонова, 1952: 114).

Каракалпакское ювелирное искусство достигло достаточно высокой ступени развития. Каракалпакские мастера владели почти всеми известными приёмами ювелирного дела. Среди произведений каракалпакского ювелирного искусства XIX - начала XX в. имеются шедевры, не уступающие по художественным достоинствам лучшим образцам ювелирного искусства Средней Азии. В коллекции музея можно увидеть такие каракалпакские ювелирные украшения, как хайкел с роговидным верхом, шар туйме, жалпац туйме, баца туйме, гилтшалзыш, не имеющие аналогий в искусстве других народов. Это свидетельствует об этническом и художественном своеобразии каракалпакского декоративного искусства.

ИСТОЧНИКИ

ПМА - Полевые материалы автора в г. Нукус Республики Каракалпакстан. Март 2023. Запись № 21.

КП ГМИ РК им. И.В. Савицкого - Книга поступлений Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого. № 1; 3; 4; 23 книги.

ЛИТЕРАТУРА

Алиева З.Ж. Женские ювелирные украшения каракалпаков XIX - начала XX в. Дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. наук. Ташкент, 2004.

Алламуратов А. Каракалпакское декоративно-прикладное искусство. Вопросы художественного своеобразия // Архивные материалы Центральной Азии. Том VI. МИЦАИ. Самарканд, 2019. С. 220.

Васильева Г.П. Туркменские женские украшения // Советская этнография. 1973. № 3. С. 90-98.

Курбанова З.И. Каракалпакский костюм: традиции и новации. Нукус: «Илим», 2021.

Курбанова З.И. Традиционный костюм каракалпаков в литературных источниках и музейных коллекциях // Оазисы шелкового пути. Современные проблемы этнографии, истории и источниковедения Центральной Азии. М.: 2018. С. 295-305.

Сазонова М.В. Украшения узбеков Хорезма // Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Т. XXVI. Л., 1970. С. 386.

Юлдашева Н.И. Ювелирное искусство в Узбекистане. История и современность // Academic research in educational sciences. 2021. Vol 2. Is. 4. P. 1362-1370. DOI: 10.24411/21811385-2021-00744

Сведения об авторе: Кудайбергенова Дилфуза Аскаровна, базовый докторант отдела этнографии, Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (230100, ул. Амира Темура, 179А, Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан); di1fuza_ka@mai1.ru

Поступила 29.04.2023 Принята к публикации 5.06.2023

JEWELRY COLLECTION OF I.V. SAVITSKY STATE MUSEUM OF ARTS OF THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

D.A. Kudaibergenova

Karakalpak Research Institute for the Humanities

of the Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences

Nukus, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan

dilfuza_ka@mail.ru

This article provides information about the jewelry of the Karakalpak people in the collection of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. Karakalpak jewelry art is one of the brightest manifestations of the artistic culture of the people. Judging by the specimen preserved in the museum collections, they have much in common with the art of neighboring peoples in terms of names, pattern and form. Simultaneously, some Karakalpak jewelry has original ethnic and artistic features.

The article presents all types of traditional Karakalpak jewelry dating back to the 19th - 20th centuries. Women's jewelry are distinguished by notable features of originality and distinctive character, which testify to the existence of the Karakalpaks' local school of jewelry art. The style of jewelry art of the Karakalpaks is characterized by integrity, monumentality, archaism of forms, clarity of contours, expressiveness and at the same time laconic decor. In the article, the author classifies the museum's jewelry collection into the following categories: headdress ornaments; neck-chest ornaments; chest-waist ornaments, and ornaments for hands. The classification of women's adornments of the Karakalpaks showed the undeniable wealth of their types, shapes and designs. In addition to the Karakalpak folk jewelry collection, information about the jewelry of the Uzbek, Turkmen and Kazakh peoples is also presented.

Keywords: Karakalpaks, jewelry, museum, collection, types.

For citation: Kudaibergenova D.A. (2023) Jewelry collection of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 8. No. 2: 234-244. DOI: 10.22378/he.2023-8-2.234-244 (In Russ.)

REFERENCES

Alieva Z.Zh. (2004) Women's jewelry of the Karakalpaks of the 19th - early 20th centuries. Dis. Cand. Hist. Sciences. Tashkent. (In Russ.)

Allamuratov A. (2019) Karakalpak arts and crafts. Issues of artistic originality. In: Archival materials of Central Asia. Vol. VI. ICAI Samarkand Publ.: 220. (In Russ.)

Vasil'eva G.P. (1973) Turkmenskie zhenskie ukrasheniya. Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. No. 3: 90-98. (In Russ.)

Kurbanova Z.I. (2021) Karakalpak costume: traditions and innovations. Nukus: Ilim Publ. (In Russ.)

Kurbanova Z.I. (2018) Traditional costume of the Karakalpaks in literary sources and museum collections. In: Oases of the Silk Road. Modern problems of ethnography, history and source studies of Central Asia. Moscow: 295-305. (In Russ.)

Sazonova M.V. (1970) Ornaments of the Uzbeks of Khorezm. Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera) RAS. Vol. XXVI. Leningrad. Publ.: 386. (In Russ.)

Yuldasheva N.I. (2021) Jewelry art in Uzbekistan. History and modernity. In: Academic Research in Educational Sciences. Vol. 2. Is. 4: 1362-1370. DOI: 10.24411/2181-1385-2021-00744 (In Russ.)

About the author: Dilfuza A. Kudaibergenova, Basic Doctoral Student of the Department of Ethnography, Karakalpak Research Institute for the Humanities of the Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences (179A, Amir Temur St., Nukus 230100, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan); dilfuza_ka@mail.ru

Received April 29, 2023 Accepted for publication June 5, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.