Научная статья на тему 'Коллекция отдела этнографии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого'

Коллекция отдела этнографии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей искусств / коллекции / декоративно-прикладное искусство / ковровые изделия / ювелирное искусство / вышивка / резьба по дереву / Art Museum / collections / decorative and applied arts / carpet products / jewelry / embroidery / wood carving

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанова Земфира Ибрагимовна

В статье анализируется коллекция предметов декоративно-прикладного искусства каракалпаков в собрании Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Коллекция предметов народного искусства сосредоточена в фондах отдела этнографии музея. Она всесторонне отражает традиционно-бытовую культуру каракалпакского народа. Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков сосредоточены в следующих хранилищах: фонд ковровых изделий, ювелирных изделий, вышивки, изделий из дерева, металла и кожи. Тематически коллекция подразделена на предметы ювелирного искусства, конское снаряжение, ковровые изделия, юрта, одежда, кухонная утварь, посуда. Автором предпринята попытка охарактеризовать тематически и количественно коллекции отдела этнографии. Анализ поступления экспонатов не позволил идентифицировать их по району бытования, месту приобретения ввиду отсутствия в документации необходимых сведений. Большая часть экспонатов обладает лишь информацией о наименовании предмета и его функциональном назначении. Для создания полной картины накопления предметов прикладного искусства привлечены статистические сведения о поступлении предметов, начиная с 1967 по 2021 гг., показана динамика пополнения экспонатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of the Department of Ethnography of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan

The article discusses the collection of objects of the Karakalpaks’ decorative and applied art in the funds of the I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. The collection of folk-art objects is concentrated in the funds of the ethnography department of the museum. It comprehensively reflects the traditional everyday culture of the Karakalpak people. The objects of decorative and applied art of the Karakalpaks are concentrated in the following repositories: the fund of carpet products, jewelry, embroidery, wood, metal and leather products. Thematically, the collection is divided into jewelry items, horse equipment, carpets, yurt, clothing, kitchen utensils, and dishes. The author attempts to give a thematic and quantitative assessment of the collections of the Department of Ethnography. The analysis of the accession of exhibits did not allow identifying them by the area of existence, the place of purchase due to the absence of such information in the documentation. Most of the exhibits have only the information about the name of the object and its functional purpose. To create a complete picture of the accumulation of applied arts objects, statistical data on the accession of objects from 1967 to 2021 has been referred to, the dynamics of replenishment with exhibits is presented.

Текст научной работы на тему «Коллекция отдела этнографии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого»

УДК 39+745

КОЛЛЕКЦИЯ ОТДЕЛА ЭТНОГРАФИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН ИМ. И.В. САВИЦКОГО

З.И. Курбанова

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан sapphire.ethno@gmail.com

В статье анализируется коллекция предметов декоративно-прикладного искусства каракалпаков в собрании Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Коллекция предметов народного искусства сосредоточена в фондах отдела этнографии музея. Она всесторонне отражает традиционно-бытовую культуру каракалпакского народа. Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков сосредоточены в следующих хранилищах: фонд ковровых изделий, ювелирных изделий, вышивки, изделий из дерева, металла и кожи. Тематически коллекция подразделена на предметы ювелирного искусства, конское снаряжение, ковровые изделия, юрта, одежда, кухонная утварь, посуда. Автором предпринята попытка охарактеризовать тематически и количественно коллекции отдела этнографии. Анализ поступления экспонатов не позволил идентифицировать их по району бытования, месту приобретения ввиду отсутствия в документации необходимых сведений. Большая часть экспонатов обладает лишь информацией о наименовании предмета и его функциональном назначении. Для создания полной картины накопления предметов прикладного искусства привлечены статистические сведения о поступлении предметов, начиная с 1967 по 2021 гг., показана динамика пополнения экспонатами.

Ключевые слова: Музей искусств, коллекции, декоративно-прикладное искусство, ковровые изделия, ювелирное искусство, вышивка, резьба по дереву.

Для цитирования: Курбанова З.И. Коллекция отдела этнографии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого // Историческая этнология. 2023. Т. 8. № 2. С. 222-233. Б01: 10.22378/Ье.2023-8-2.222-233

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков, получившее развитие еще в глубокой древности, оставило в наследство уникальные изделия мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. Оно представляет собой необычайно сложное и многообразное явление, включающее в себя искусство ювелиров, резчиков по дереву, ковроткачество, вышивку.

© Курбанова З.И., 2023

Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков в современных условиях можно видеть лишь в собраниях музеев. В Республике Каракалпакстан обладателями наиболее полных коллекций являются Государственный Музей истории и культуры Республики Каракалпакстан и Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (ГМИ РК им. И.В. Савицкого). Коллекции этих музеев по сей день не подверглись детальному научному изучению. Обращение к описанию предметов декоративно-прикладного искусства музея искусств им. И.В. Савицкого в некоторой степени служит восполнению этого пробела. Для достижения этой цели предпринята попытка количественного и качественного анализа предметов отдела этнографии музея.

Несколько слов об основателе музея

Игорь Витальевич Савицкий впервые попал в Каракалпакию в 1950 г. в составе археолого-этнографической экспедиции1, в качестве художника (Бабана-зарова, 2011: 2022). Здесь же произошло его знакомство с народно-прикладным искусством каракалпаков. Интерес к природе края, народу, его культуре и истории натолкнул Савицкого на мысль о создании музея народно-прикладного искусства. Его мечте суждено было осуществиться в 1966 г., когда после долгих лет хождений по инстанциям, вопрос об открытии музея был решен положительно. Став во главе нового музея, Савицкий с воодушевлением занялся собирательской работой. Одним из первых в структуре музея стал отдел народно-прикладного искусства (ныне этнографии).

Сбор и пополнение фонда этнографии

Основу собрания предметов декоративно-прикладного искусства ГМИ им. И.В. Савицкого составили 845 предметов, переданных в 1968 г. лабораторией прикладного искусства Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук УзССР (ныне Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан). В дальнейшем собрание пополнялось за счет экспедиций, проводимых музеем, а также закупок разных лет. На сегодняшний день количество экспонатов народно-прикладного искусства насчитывает 8820 единиц. Хронологически коллекция охватывает период с конца XIX в. по первую половину XX в.

Пополнение коллекции происходило с разной степенью интенсивности на протяжении всего периода существования музея. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако в последние годы пополнение осуществляется в основном за счет предметов, передаваемых в дар. Из приведенной диаграммы хорошо видна динамика пополнения музейных фондов. Из нее можно видеть, что наибольшее количество экспонатов было приобретено в период с 1966 по

1 Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, организованная Институтом этнографии АН СССР (позже - Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН).

1980-е годы. К 1990-м годам процесс пополнения предметами декоративно-прикладного искусства замедляется, так как с этого времени при формировании бюджета музея перестали закладываться средства на покупку предметов. Прекращение финансирования закупкок было вызвано новыми для республики условиями, экономическими сложностями. Это обстоятельство сказалось на по-полняемости фондов музея.

Динамика поступлений экспонатов в ГМИ РК в 1967-2021 гг.

1967-2021

8820

4510

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000 ■ Всего поступлений Количество поступлений

Характеристика предметов декоративно-прикладного искусства

Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков сосредоточены в следующих фондах: ковровых изделий, ювелирных изделий, вышивки, изделий из дерева, металла, кожи. Тематически эти предметы подразделены на ювелирное искусство, конское снаряжение, ковровые изделия, юрта, одежда, кухонная утварь, посуда.

Одной из наиболее крупных является коллекция ювелирных изделий. Состоит она из женских украшений и мужских поясов. На сегодняшний день ювелирные изделия составляют 4021 предмет, из которых 3623 представляют женские украшения. Большинство ювелирных украшений изготовлены из меди, бронзы, олова, серебра по традиционным художественным канонам и технологии, инкрустированы сердоликом, бирюзой, кораллами.

Серьги в коллекции нескольких типов - серьги, основу которых составляют вертикальные фигурки, простые мелкие серьги, конусовидные, с гравировкой - собыц сырга. Шашацлы сырга - серьги с бахромой. Серьги в форме полумесяца - ай сырга или бYршекли сырга. Оригинальным видом серег являются уалцаплы сырга. Серьги состоят из конусовидной основы, завершавшейся дутым шариком, с небольшими колечками, к которым на цепочках крепятся тонкие лепестки. Серьги соединяются между собой с помощью цепочки, которая

проходит от одного уха к другому под подбородком. На цепочку нанизаны ромбообразные подвески, мелкие лепесткообразные детали, шарики. Халцаплы сырза начинали носить приблизительно с 12-13 лет до замужества. Замужние женщины носили лишь основную часть серег, которую называли сояу сырза, цепочка снималась.

Носовое украшение эребек имеет форму круга, выполнено из золотой или серебряной проволоки, в центре располагается перемычка с нанизанными на нее дутыми шариками, розетками, разноцветными бусинами. У каракалпаков эребек украшается зеленой и голубой бирюзой. В музее этот элемент костюма каракалпачек представлен 52 экземплярами. Известно, что у каракалпаков эребек носили замужние женщины (Этнография..., 1980: 167), у узбеков-карлуков их носили девочки с 7-10 летнего возраста (Шаниязов, 1964: 123). В целом ношение носовой серьги было распространено в Средней Азии в XIX в. довольно широко. Носили серьгу туркменки и узбечки Хорезма и Бухары, таджички. В начале XX в. районы ее бытования значительно сократились.

Нагрудные украшения имеют следующие разновидности - уэйкел, айшыц, шартYйме, жалпац тYйме, тумар, тумарша, гилтшалзыш, внгирмоншац. Хэйкел - центральное украшение женского комплекса. Представляет собой плоское прямоугольной формы украшение, состоящее из верхней массивной части сложной конфигурации и бахромы из цепочек, бляшек, листовидных подвесок и колокольчиков. Верхняя массивная часть включала в себя футляр для хранения выписок из Корана или заклинаний. На лицевой стороне футляра располагаются от 3 до 5 высоких оправ с сердоликами или красным стеклом. Верхняя часть украшения фигурная в виде загнутых кверху или к низу парных рогов. В коллекции имеются варианты, где вместо рогов расположен ступенчато суженный трилистник, силуэтом напоминающий буддийскую ступу.

Искусствовед А. Алламуратов в поисках истоков каракалпакского уэйкел с рогатым верхом обратился к традиции изображения рогатых животных в древнем мире. Везде она связана с аграрным культом плодородия - коровой или быком - символами плодородия. Как считает А. Алламуратов, «рогатую кичку на Руси носили молодые замужние женщины, меняя ее в старости на безрогую» (Алламуратов, 1989: 81), точно также каракалпачки после прекращения деторождения рогатый уэйкел меняли на безрогую тумарша с такими же оправами и бахромой как уэйкел (Алламуратов, 1989: 81).

Кольца в коллекции прикладного искусства представлены следующими видами: каслы жузик, кассыз жузик, двнгелек жузик или сахына и др.

Одним из широко распространенных женских украшений является женский браслет - билезик. Браслеты имеются литые (куйма билезик) с рельефным орнаментом; несомкнутые, массивные, широкие, состоящие из двух-трех рядов с глазками (спаянные друг с другом). Концы браслетов зубчатые, напоминают лапы или зубы хищных животных.

Хорошо представлены в коллекции музея мужские пояса. Лучшей сохранностью обладают цамары белбеу (9 шт.), кожаный пояс, украшенный крупными металлическими бляхами, называемыми цас, бэнт. Имеются образцы, в которых присутствует подкладка из грубой хлопчатобумажной ткани без. Существовали узкие пояса из кожи цайыс, обязательным элементом которых был комплекс подвесок, в который входили щынап (ножны с ножом), шацша (табакерка из рога для жевательного табака), шай цалта (мешок с чаем), шыныцап (футляр для чайника и пиалки), темеки цалта (мешок для табака)» (Курбанова, 2016: 50).

Коллекция предметов конского снаряжения, несмотря на свою малочисленность (24 шт.), дает яркое и достаточно полное представление о богатстве и художественных достоинствах этого направления каракалпакского народного творчества. Мастера-седельщики ерши производили седла ер. Сначала мастер подготавливал и обрабатывал основные части седла, затем собирал и склеивал остов клеем. Иногда на головку седла прикреплялась обработанная кость. Такое седло у каракалпаков называлось ак баслы ер (седло с белой головкой) (втемисов, 1991: 55). Один из лучших образцов ак баслы ер выставлен в экспозиционном зале музея.

Украшенная ювелирными накладками сбруя целиком называется ала-цайыс жууен, т.е. сбруя с полосатыми ремнями. Она состоит из нагрудника си-

немент, подхвостника цуйыскан и самой сбруи жууен. В музейных коллекциях очень мало полных комплектов сбруи и других ременных поясов с ювелирными украшениями.

Изготовленная из кожи подкладка под стремена тебинги богато оформляется геометрическими и зооморфными элементами, а также волнообразными мотивами. В другом бытовом предмете - подседельнике жипек жона - однотонная поверхность кожи оживлена вышивкой шелковыми нитями и представляет собой богато декорированную цветную композицию (рис. 1).

Быт каракалпаков был приспособлен к особенностям полукочевого образа жизни. Одним из наиболее ярких образцов полукочевого быта является юрта цара Yй и ее внутренний инвентарь (рис. 2).

Рис. 1. Элементы конского снаряжения -ац баслы ер (1), тебинги (2). Начало XX в. ГМИ РК

Юрта представляет собой круглое в плане разборное жилище, состоящее из деревянных, тканных, плетенных и войлочных частей. Остов юрты сууек басы составляют решетчатые раздвижные стенки кереге, состоящие из отдельных звеньев канат, купольных жердей ууыц, верхнего круга шанарац, дверцы ергенек. Сверху деревянный остов покрыт войлоком, а по бокам - циновкой в два слоя, одна из циновок украшается переплетёнными цветными шерстяными нитями и называется жез ший. Система покрытия каракалпакской юрты резко отличается от юрт соседних народов обилием употребляемых циновок и малым количеством войлока (кошма). Конструкция шацарац является ярким отличительным элементом этнической принадлежности владельца юрты. У каракалпакской юрты он состоит из двух деревянных ободов - табан, соединенных пикообразными шпильками (Тлеубергенова, 1995; 1996). В юрте не должно быть случайных вещей, это древний закон единства функциональности и красоты. Так, у каракалпаков каждая тканая узорная дорожка юрты, украшая её, служит для практического скрепления каркаса и покрытия. Дорожками стягивают решетку стенки и спицы свода, фиксируют циновку покрытия стенки ший и войлок кровли кийиз.

Значительную часть коллекции составляют ковровые изделия. Они подразделяются на: 1) постилочные, навесные ковры, в основном безворсовые -палас, алаша, коротковорсовые - залы, гилем, молитвенные коврики - жайна-маз; 2) ковровые дорожки, тесьма для украшения и укрепления юрты - ац басцур, цызыл басцур, ац цур, цызыл цур, белдеу, ишки жанбау, ийнбау, есиц цас, дизбе; 3) бытовые и хозяйственные вещи из ковровой ткани. У всех народов Каракалпакстана имелись разнообразные вещевые мешки для хранения одежды, посуды - боцжама, керги. Ковровые изделия употреблялись не только в

домашнем быту населения. Они широко применялись и для верхового, вьючного транспорта - попоны - дегде, подседельники, переметные сумы - цоржын.

Перечисленные изделия, в свою очередь, классифицируются по технике исполнения:

1) изделия, которые выполняются техникой комбинирования - ац басцур, белдеу, белжип, жанбау, ийнбау, сууагар, шийоцир, керги;

2) изделия, выполненные в технике безворсового ткачества - алаша, цызыл басцур, ац цур, туркмен цур, избе, дизбе и др.;

3) изделия, выполненные в технике ворсового ткачества - царшын, залы, гилем, дегде, есик кас.

Особое место в собрании занимают предметы традиционного костюма. Общее количество экспонатов, относящихся к народному костюму, составляет 3786 единиц, из которых предметы одежды исчисляются 660. Коллекция одежды формировалась из отдельно приобретенных предметов, не составлявших единый костюмный комплекс.

Женский костюм состоит из следующих предметов одежды: рубаха-платье квйлек, халат пашшайы шапан, мэдели шапан, зер шапан, шуба ишик, головные накидки жегде. Обувь женская, как и мужская, представлена довольно скудно: туфлями местного производства, галошами, ичигами.

В коллекции музея имеются женские головные уборы сэукеле, твбелик, жаулыц, тацыя, которые в общей сложности составляют 50 предметов. Наиболее внушительной является коллекция цызыл киймешек - 165 образцов (включая фрагменты, где в хорошей сохранности передняя часть и отсутствуют другие детали).

Женский костюм включает в себя несколько видов рубах, в том числе повседневные и праздничные. К праздничной одежде относится рубаха-платье квк квйлек, имеющий богато орнаментированную переднюю часть, которая называется сауыт назыс (узор кольчуги). Исследователи считают эту композицию наиболее архаичной (Алламуратов, 1977: 16). Т. А. Жданко, обращаясь к изучению этого элемента костюма, отмечала, что он представляет большую ценность в изучении обрядовых, религиозных, художественных традиций разного времени и происхождения, наложивших свой отпечаток на орнаментацию платья (Жданко, 1971: 169-171).

Еще одним предметом традиционного женского костюма является халат-накидка жегде. Этот предмет одежды имеет возрастные особенности: молодые женщины носили цызыл жегде, женщины старшего возраста ац жегде (рис. 3).

Мужская одежда состоит из таких элементов костюма, как рубаха квйлек, халат шапан, шуба сен-сен постын. Головные уборы представлены традиционными шапками дегелей, швгирме, тюбетейками тацыя. Мужской комплекс в Музее искусств им. И. Савицкого в плане полноты уступает коллекции Государственного музея истории и культуры Республики Каракалпакстан. Так, отсутствуют традиционные сапоги байкем етик. В целом эти предметы дают

представление о национальном костюме каракалпакских мужчин конца XIX - первой четверти XX в.

Резьба по дереву - один из самых древних видов народного ремесла. Она была широко распространена в архитектурном убранстве юрты, в декоративной отделке ее несложного инвентаря. Резьбой покрывали деревянные двери юрты, обкладку очага, шкафчики и подставки под продукты сандыц, сабаяц.

Резьбой украшали орудия труда, поверхность шкатулок для инструментов и ящики для ножей, ступки для жевательного табака, рамы ткацкого станка сазап, а иногда тыльную сторону круглых столиков - досок для раскатывания теста астахта. Резьбой покрывали столбики на арках, гнутые хомуты для лошадей и разную утварь (рис. 4).

Каракалпакская резьба исполняется целиком от руки. Сначала в соответствии с замыслом мастера прорезается контур рисунка - вертикально или под углом, со скосом наружу от оконтури-ваемой поверхности узора или линии. Затем, в соответствии с поставленной декоративной задачей, углубляется фон.

Инкрустация обычно делалась красным сукном и костью, которые эффектно сочетались с резьбой и придавали вещам праздничность и насыщенность цвета. Кость покрывалась тонкой геометрической гравировкой. Дерево чаще всего красилось в тёмно-коричневый или чёрный цвета.

В ГМИ им. И.В. Савицкого хранятся интересные экспонаты - предметы гигиены. Они были найдены во время археологических и этнографических исследований на территории Каракал-пакстана в течении XX столетия. Среди них имеются такие предметы, как мэсиуек - палочка для чистки полости рта, тарац - расческа для волос, тис

Рис. 3. Ац жегде. Первая четверть XX в. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Фото автора.

Рис. 4. Астахта. Начало XX в. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Фото автора.

шуцлагыш - зубочистка, цулац шуцлагыш - копоушка, зеркала, парфюмерные сосуды. Очень интересен предмет детской гигиены, продолжающий бытовать и в наше время -сумек. Предмет является деталью детской колыбели бесик, функциональное назначение которого - сток мочи в специальный сосуд в нижней части колыбели. В зависимости от пола ребенка, эти приспособления имеют различную форму. Сумек для мальчиков представляет собой стеклянную трубочку с загнутым концом в виде буквы «Г». Сумек для девочек представляет собой трубочку с закругленным и углубленным концом в виде ложечки. Подобные предметы издавна использовались народами, населяющими Южное Приаралье. Аналогичные находки известны по материалам археологических находок средневекового Миздахкана (Ягодин, Ходжайов, 1971: 102, рис. 46) (рис. 5).

Большинство зубочисток из фонда Музея искусств датируется концом XIX в. Изготовлены они из белого металла, редко встречаются экземпляры из серебра. Зубочистки, за исключением некоторых деталей, имеют схожую форму: вытянутая верхняя часть каплевидной формы, на которой расположена оправа со вставкой из стекла, на которую напаяны штампованные узоры из металла с мелкими зернами, розетками и с заостренной нижней частью. К краю зубочистки припаяна петля с кольцом. Техника, особенности художественного оформления позволяют предположить, что большинство имеющихся зубочисток являются казахскими (Курбанова, Давлетияров, 2016: 112).

Кулац шуцлагыш - копоушка в музее представлена единственным экземпляром. Данный предмет по своей прямой функции предназначался для чистки ушных раковин от загрязнения серой. Он изготовлен из белого металла, имеет плоскую форму. Средняя часть немного расширена в виде ромба. К верхней части припаяна петля. Нижняя часть вытянута и у основания имеет углубление. Поверхность копоушки покрыта орнаментом: по краю ромба идут линии, повторяющие данную фигуру, в центре нанесены волнообразные линии и точки (Курбанова, Давлетияров, 2016: 112).

К сожалению, документация по большинству экспонатов неполная, отсутствуют сведения о наименовании предмета, его функциональном назначении, районе бытования и месте приобретения. Это серьезно затрудняет исследование музейных коллекций.

Рис. 5. Копоушка, зубочистка. ГМИ РК им. ИВ. Савицкого. Конец XIX в. Фото автора.

Перечисленные образцы народного творчества каракалпаков, которые создавались и использовались с целью художественного обогащения окружающей среды, для придания ей большей декоративности и выразительности, составляют в настоящее время собрание декоративно-прикладного искусства ГМИ им. И.В. Савицкого. Эти коллекции являются ценным информативным ресурсом, а сам музей - источником информации по традиционной культуре. Чем богаче коллекция музея, тем больший научный интерес она представляет. Значимость их для этнографических исследований не вызывает сомнений.

ЛИТЕРАТУРА

Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: Каракалпакстан, 1977.

Алламуратов А. Каракалпакское нагрудное украшение хайкель // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана / отв. редакторы В.Н. Басилов, Р.Г. Кузеев. Нукус: Каракалпакстан, 1989. С. 77-87.

Бабаназарова М.М. Игорь Савицкий: художник, собиратель, основатель музея. Лондон: Silk Road Publishing House, 2011.

Бабаназарова М.М. Воспоминания о Савицком. Ташкент: Baktria press, 2022.

Жданко Т.А. О близости некоторых исторических традиций у каракалпаков и башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа, 1971. С. 169-171.

Курбанова З.И., Давлетияров М.М. Предметы личной гигиены населения Южного При-аралья (на материалах Каракалпакского государственного музея искусств имени И. Савицкого) // История и археология Турана № 2. Самарканд, 2016. С. 109-114.

Курбанова З.И. Традиционный мужской костюм каракалпаков (конец XIX - конец XX в.) // Проблемы востоковедения. 2016. № 2. С. 48-53.

Шаниязов К. Узбеки-карлуки (историко-этнографический очерк). Ташкент: ФАН, 1964.

Тлеубергенова Н.А. Этнокультурные аспекты юрты каракалпаков // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1995. № 2. С. 104-109.

Тлеубергенова Н.А. Истоки традиционного деления внутреннего пространства юрты каракалпаков // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1996. № 3. С. 93-100.

Этнография каракалпаков (материалы и исследования) / отв. редакторы Т.А. Жданко, С.К. Камалов. Ташкент: Фан, 1980.

Ягодин В.Н., Ходжайов Т.К. Некрополь древнего Миздахкана. Ташкент: ФАН, 1970.

Отемисов А. ^аракалпаклардыц енер-кэсиплери. Некис: каракалпакстан, 1991.

Сведения об авторе: Курбанова Земфира Ибрагимовна, доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии, Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (230100, ул. Амира Темура, 179А, Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан); sapphire.ethno@gmail.com

Поступила 10.04.2023 Принята к публикации 5.06.2023

COLLECTION OF THE DEPARTMENT OF ETHNOGRAPHY OF I.V. SAVITSKY STATE MUSEUM OF ARTS OF THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

Z.I. Kurbanova

Karakalpak Research Institute for the Humanities

of the Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences

Nukus, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan

sapphire.ethno@gmail.com

The article discusses the collection of objects of the Karakalpaks' decorative and applied art in the funds of the I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. The collection of folk-art objects is concentrated in the funds of the ethnography department of the museum. It comprehensively reflects the traditional everyday culture of the Karakalpak people. The objects of decorative and applied art of the Karakalpaks are concentrated in the following repositories: the fund of carpet products, jewelry, embroidery, wood, metal and leather products. Thematically, the collection is divided into jewelry items, horse equipment, carpets, yurt, clothing, kitchen utensils, and dishes. The author attempts to give a thematic and quantitative assessment of the collections of the Department of Ethnography. The analysis of the accession of exhibits did not allow identifying them by the area of existence, the place of purchase due to the absence of such information in the documentation. Most of the exhibits have only the information about the name of the object and its functional purpose. To create a complete picture of the accumulation of applied arts objects, statistical data on the accession of objects from 1967 to 2021 has been referred to, the dynamics of replenishment with exhibits is presented.

Keywords: Art Museum, collections, decorative and applied arts, carpet products, jewelry, embroidery, wood carving.

For citation: Kurbanova Z.I. (2023) Collection of the Department of Ethnography of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 8. No. 2: 222-233. DOI: 10.22378/he.2023-8-2.222-233 (In Russ.)

REFERENCES

Allamuratov A. (1977) Karakalpak folk embroidery. Nukus: Karakalpakstan. (In Russ.)

Allamuratov A. (1989) Karakalpak breast decoration haikel. In: Ethnic history and traditional culture of the peoples of Central Asia and Kazakhstan. Basilov V.N., Kuzeev R.G. (eds). Nukus: Karakalpakstan: 77-87. (In Russ.)

Babanazarova M.M. (2011) Igor Savitsky: artist, collector, founder of the museum. London: Silk Road Publ. (In Russ.)

Babanazarova M.M. (2022) Memories of Savitsky. Tashkent: Baktria Press.

Ethnography of the Karakalpaks (materials and research) (1980). Zhdanko T.A., Kamalov S.K. (eds). Tashkent: FAN Publ. (In Russ.)

Kurbanova Z.I. (2016) Traditional men's costume of the Karakalpaks (late 19th - late 20th century). Problemy vostokovedeniya [The Problems of Oriental Studies]. No. 2: 48-53. (In Russ.)

Kurbanova Z.I., Davletiyarov M.M. (2016) Items of personal hygiene of the population of the South Aral Sea (based on the materials of I. Savitsky Karakalpak State Museum of Arts). In: History and Archeology of Turan. No. 2. Samarkand: 109-114. (In Russ.)

Shaniyazov K. (1964) Uzbek-Karluks (historical and ethnographic essay). Tashkent: FAN Publ. (In Russ.)

Tleubergenova N.A. (1995) Ethno-cultural aspects of the Karakalpak yurt. Vestnik Karakalpakskogo otdeleniya Akademii nauk Respubliki Uzbekistan [Bulletin of the Karakalpak branch of the Republic of Uzbekistan Academy of Sciences]. No. 2: 104-109. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tleubergenova N.A. (1996) The origins of the traditional division of the internal space of the Karakalpak yurt. Vestnik Karakalpakskogo otdeleniya Akademii nauk Respubliki Uzbekistan [Bulletin of the Karakalpak branch of the Republic of Uzbekistan Academy of Sciences]. No. 3: 93-100. (In Russ.)

Yagodin V.N., Khodzhayov T.K. (1970) Necropolis of ancient Mizdakhkan. Tashkent: FAN Publ. (In Russ.)

Zhdanko T.A. (1971) On the proximity of some historical traditions among the Karakalpaks and the Bashkirs. In: Archeology and Ethnography of Bashkiria. Vol. IV. Ufa: 169-171. (In Russ.)

Ütemisov A. (1991) Decorative and applied art of the Karakalpaks. Nukus: Karakalpakstan. (In Karak.)

About the author: Zemfira I. Kurbanova, Doctor Sc. (History), Head of the Department of Ethnography, Karakalpak Research Institute for the Humanities of the Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences (179A, Amir Temur St., Nukus 230100, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan); sapphire.ethno@gmail.com

Received April 10, 2023 Accepted for publication June 5, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.