ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
Уразимова Т. В.,
кандидат искусствоведческих наук,
Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, е-mail: urazimova@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ В КАРАКАЛПАКСКОМ
ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Прикладное искусство - один из основных разделов каракалпакской этно-культуры. Предметы прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Произведения древнего прикладного искусства дают объективные сведения о прошлой жизни предков. Многие произведения искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории Каракалпакстана, украшены орнаментами.
Каракалпакский орнамент - одно из явлений национальной каракалпакской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для каракалпакского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества, который развивался и совершенствовался в различных направлениях. В традиционных изделиях каракалпакского народа - в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша-паласов, в изделиях из войлока, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, вышивки, курак, плавления, резки - широко использовалось украшение орнаментами.
Изображение целых предметов быта без особой стилизации в прикладном искусстве каракалпаков встречается чаще, нежели использование изображения частей предметов. Например, И. В. Савицкий отмечает, что в
резьбе и росписи по дереву изображения различных предметов иногда составляет своеобразный натюрморт [7; 8-12]. Однако в вышивке изображение предметов встречается реже, в качестве примера можно привести вышитый мастерицей из Кегейлийского района тикеш - инструмент для нанесения узора-точек на хлебную лепешку [1; 40]. В отличии от деревянных предметов украшенных резьбой, в вышивке предметный орнамент больше подвергался стилизации и был подчинен орнаментальной композиции. Это в основном изображения женских украшений, различных инструментов и предметов домашнего обихода.
Интересны варианты изображения различных инструментов. При этом орнаменты определены по отношению к изображению предметов не столько по внешнему сходству, сколько по названию. Чаще данные мотивы встречаются как дополнительный элемент композиции, но иногда возможны и самостоятельные построения из них.
Наиболее часто встречаемый мотив орнамента - «солак», представляющий собой наиболее легкий в исполнении орнамент, он являлся первичным и обязательным в обучении мастериц-вышивальщиц. Существует интересная призказка: «Не знающая узора солак сама неумеха» («Со-
=■ 2/2015
43
мир современной науки
Есбоганова Б. Д.
лак, солакты билмеген олак»), - говорили о девушке в народе.
Следующим, часто используемым мотивом орнамента является элемент «пис-кекше» («пискекше», «шырыш пискекше») или «атлау бас». Этот орнамент означает пестик маслобойки и в более мелком варианте, в Муйнакском районе называют «бори коз» - глаза волка (используемые на черном фоне яркие пятна светлых ниток создают светящийся эффект волчьих глаз). Встречаются самостоятельные композиции однорядного или двухрядного повторения «пис-кекше» на черной полосе. Его используют как дополнительный элемент в композиции кок койлек, женгсе и женгуш из домотканной материи. «Пискекше» под тем же названием применяют в каракалпакских узорно-тканных и ковровых изделиях. В большинстве случаев этот мотив служит дополнительной фигурой, дающей определенный цветовой ритм [1; 41].
Помимо этого, встречаются различные инструменты труда, используемые в орнаменте: шылауыш (инструмент для резьбы по дереву), келеп агаш (инструмент для ткачества), тикеш (инструмент для нанесения узора на лепешку) и мн. др.
Большая группа орнаментов известна под названием «сырга нагыс», «тусаха» (цепь). «Сырга нагыс» обычно состоит из зеркального повторения одного элемента, часто заоваленного полукруга с загнутыми в разные стороны концами. Звездчатая розетка внутри, видимо, изображает штампованный узор ювелирных украшений. Орнаментальная фигура, называемая «сырга нагыс» и «шак нагыс», имеет множество вариантов. В лучших вариантах орнамента «сырга нагыс» обязательно присутствуют сердцевидные или заоваленные полукружия, а также стреловидные завершения. Название его «сырга нагыс» сохраняется устойчиво во всех районах, однако А. Ал-ламуратов предполагал, что когда-то он был забытым впоследствии изображением
лука и стрелы [1; 41-42]. Вооружение воина - садак (лук, колчан) упоминается во многих каракалпакских дастанах и сказках.
В каракалпакском орнаментальном искусстве существуют близкие по своей изобразительной основе орнаментальные мотивы «тамги». Чаще это изображение вилкообразной фигуры на треугольной основе. Подобные изображения мы можем наблюдать на древнехорезмийских монетах II века до н. э.
Излюбленным мотивом вышивки является острога «шанышкы» - орудие рыбака. Она известна историкам как родовая тамга каракалпаков-муйтенов [5; 53]. Медные хорезмийские монеты II века нашей эры чеканились с такой же фигурой. Тамги сходных очертаний существовали в Хорезме [8; 185]. Все это показывает, что мотив несомкнутого круга, полумесяца со стержнем у основания и трезубцем, позднее переосмысленный как острога, служил в древности каким-то символом.
В орнаменте вышивки «шанышкы наг-ыс» имеет основание в виде треугольника или ступенчатой подставки. Используется в вышивке в ак киймешек алды, в женгсе и т.
д.
Помимо этого, к группе предметных узоров мы можем отнести и мотив орнамента «шакмак». Этот элемент является пограничным орнаментом между геометрическим (по своей форме) и предметным (по своему названию и использованию).
Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности. Можно считать, что внесение орнамента в предмет становится одной из форм проявления синтеза в искусстве. Примером такого синтеза могут служить любой предмет прикладного искусства с орнаментированной поверхностью, различные виды одежды из тканей с орнаментированным рисунком и т. д.
2/2015
Уразимова Т. В.
литература
1. Алламуратов, А. Каракалпакская народная вышивка. - Нукус : Каракалпакс-тан, 1977.
2. Альбом фотографий свадебных обрядов кара-ногайцев // Государственный этнографический музей (Петербург).
3. Гудкова, А. В. Ток-кала. - Т., 1965.
4. Диковины Аму : каракалпаские народные сказки. - Нукус, 1968.
5. Жданко, Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. - М.-Л., 1950.
6. Ремпель, Л. И. Архитектурный орнамент южного Туркменистана Х-начала XIII вв. и проблема «сельджукского стиля» // Труды ЮТАКЭ. - Т. 12. - Ашхабад, 1963.
7. Савицкий, И. В. Резьба по дереву. - Т., 1965.
8. Толстов, С. П. Древний Хорезм. -М., 1948.
2/2015