Научная статья на тему 'Конструктивные и декоративные особенности каракалпакской юрты'

Конструктивные и декоративные особенности каракалпакской юрты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЮРТА / КОНСТРУКЦИЯ / ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уразимова Тамара Владимировна

В статье рассматриваются конструктивные и декоративные особенности построения традиционного жилища каракалпакского народа юрты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструктивные и декоративные особенности каракалпакской юрты»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Конструктивные и декоративные особенности каракалпакской юрты Уразимова Т. В.

Уразимова Тамара Владимировна / Urazimova Tamara Vladimirovna - доктор истории искусства

(PhD), доцент,

кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются конструктивные и декоративные особенности построения традиционного жилища каракалпакского народа - юрты.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, юрта, конструкция, декоративное оформление, традиции.

Единственным устойчивым традиционным видом жилища каракалпакского народа, не зависящим от природных особенностей разных местностей, была юрта - «кара уй». По мнению ученых Т. А. Жданко, И. В. Савицкого, X. Есбергенова [4, с. 522-526; 5, с. 30; 6, с. 2754], каракалпакская юрта обладает оригинальными чертами не только конструктивного значения, но и декоративно-художественного решения. На протяжении веков каракалпакский народ исходя из условий жизни, климата, традиций, на основе местных материалов, создал неповторимый по своей конструктивности и гармоничный по своей декоративности вид переносного жилища.

Распространенность юрты в быту каракалпаков обусловлена была характером хозяйства каракалпаков. Каракалпаки не были кочевниками-скотоводами, однако многие исследователи справедливо называли их «кочевниками-земледельцами». Необходимость менять земельные участки в связи с непостоянством водных источников, обусловливало кочевание каракалпаков, что и способствовало рациональному сохранению в быту наиболее удобного переносного жилища.

Каракалпакская юрта внешним видом, деталями конструкции деревянного каркаса, способом установки и в особенности декоративным убранством отличается от юрт других народов Средней Азии.

Установку юрту начинают с двери («ергенек»), которая всегда выполняется двухстворчатой и открывается внутрь юрты. Дверь устанавливается в раме, состоящей из порога («босага»), верхней притолоки («манлайша») и двух боковых стоек («тулга»), закрепленных к решеткам «кереге». Резьбой украшаются створки двери и притолока. Дверь с внешней стороны оформляют камышовой циновкой - «есик» (на камышовую основу для прочности нашивалась кошма), с нашитым на ней треугольником с кистями («дуашик» -оберег) и украшенной полосой узора. Форма «есик» прямоугольная, по размеру несколько шире дверного проема, так как она должна была прикрывать всю конструкцию двери. По сторонам двери закрепляются узкие вертикальные богато орнаментированные ковровые дорожки («шийкаю»).

Следующим этапом была установка стен юрты. Каркас юрты каракалпаков состоит из решетки - «кереге» (в каждой решетке 12 жердей), он является несущей конструкцией и, в отличие от других народов Средней Азии, сделан из легких, тонких (овальных в сечении и заостренных на концах), слегка изогнутых жердей. Кровлю образуют жерди - «ууык» (длина 2,05 м), на расстоянии 35 см от нижнего края «ууык» круто изогнут на 35°. Поэтому кровля каракалпакской юрты имеет конусовидное очертание, в отличие от многих среднеазиатских юрт, обладающих плавным сферическим контуром кровли.

Конструктивными особенностями обладает и венчающий кровлю юрты верхний круг -шанарак (диаметр 1,70 м). Обод шанарака двойной, при этом внешний по отношению к

внутреннему изготовляется из более толстого материала. Внутрь кольца шанарака вставлены крест-накрест тонкие изогнутые жерди, которые и образуют несколько выгнутую веерообразную верхушку шанарака. Общая высота шанарака составляет 40-50 см.

В каракалпакской юрте кошмами покрывается только кровля, боковые стены сооружения снаружи закрываются плетеными циновками из камыша - шиями. Традиционно скатанные в рулоны циновки в закрепляются на дверях и два ряда опоясывают юрту. Верхний слой циновок обычно наиболее декорированный. Оба слоя циновок состоят из двух частей, делается это для того, что бы в летнее жаркое время можно было с задней стороны проветривать юрту.

Покрытие кровли состоит из двух частей: передняя кошма - алдынгы узик, прикрепляется к перекрытию пришитыми к ней темно-красными богато орнаментированными ковровыми дорожками кызылкур (ширина 15 - 20 см), пропущенные внутрь юрты эти дорожки перекрещиваются и создают дополнительный декоративный эффект (шатыраш) внутри сооружения, прямо над почетным местом тор. Наиболее распространенный вариант перекрестия из кызылкуров называется ушкур и состоит он из трех ковровых дорожек кызылкуров с каждой стороны, пришитых к узик.

Вторая половина кошмы, покрывающая задний свод юрты называется арткы (в некоторых случаях кейинги) узик и прикрепляется к юрте белыми узорными дорожками - аккур, пропущенные наружу и переплетенные эти ковровые дорожки создают дополнительный декоративный эффект, своим видом украшая войлочную кровлю над выходом.

После сборки остова юрты, кереге обтягивается узорнотканым поясом «бел-жип» шириной 30-40 см. Лицевой стороной он повернут внутрь юрты, и ее декоративный крупный ворсовый и гладкий узор хорошо просматривается через отверстия юрты. Функция этого пояса, как и многих других, обеспечение прочности и устойчивости конструкции жилища.

Решетчатый остов юрты также закрепляется широкими орнаментированными безворсовыми дорожками - кызылбаскур (ширина 60-70 см) и акбускур (ширина - 40-50 см) и по бокам юрту опоясывают узорными ковровыми дорожками с бахромой - жамбау. Само слово «Кур» связано с понятием строить, сооружать. [2, с. 411]

Кызылбаскур - это безворсовая дорожка, фон которой окрашен в красный цвет и украшен геометрическим орнаментом из черной пряжи. [3, с. 380]. Лицевой стороной кызылбаскур повернут внутрь юрты и закрепляется на нижней части ууыков.

Акбаскур - представляет собой длинную дорожку, фон которой белого цвета. Закрепляется акбаскур лицевой стороной внутрь на перекрестье юрты. При этом нижний край акбаскура должен был соприкасаться с верхним краем кызылбаскура. И наконец, наиболее уязвимый по закрепленности участок юрты изгиб дуг стягивался дизбе, представляющую собой узкую орнаментированную тесьму.

Место над тором в каракалпакской юрте дополнительно оформляется разноцветными шнурами с кистями - аяк бау. Расположение этих декоративных элементов убранства следующее: по пять кистей с левой и правой стороны юрты. Закрепляются шнуры с кистями на шанараке (четыре) и на ууыках (шесть). Основные цвета, используемые в плетении шнуров и кистей, - черный, белый, красный и желтый.

Рассматривая особенности каракалпакского традиционного жилища, мы можем с уверенностью утверждать, что конструктивная и декоративная особенности юрты обладают рациональностью и неповторимым своеобразием.

Юрта являлась своеобразным эстетическим центром, художественного самовыражения каракалпакского народа, которая воздействовала на формирование и развитие различных видов декоративно-прикладного искусства, фольклора (эпоса и дастанов), музыки, помимо этого происходило формирование и сложение нравственно-философских воззрений народа, его традиций и обычаев.

Таким образом, каракалпакская народная художественная культура представляет собой духовно-нравственные ценности и эстетические идеалы, сложившиеся в народе и передающиеся от поколения к поколению, формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, которые необходимо развивать в современном

100

мире, тем самым сберегая самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Литература

1. АлламуратовА. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: Каракалпакстан, 1977. 80 с.

2. Древнетюркский словарь. Ленинград. «Наука», 1968. 677 с.

3. Жданко Т. А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков. ТХАЭЭ. Москва, 1958. Т.Ш. 812 с.

4. Жданко Т. А. Каракалпаки Хорезмского оазиса, ТХАЭЭ. Москва, 1952. т. I. 652 с.

5. Савицкий И. В. Резьба по дереву. Ташкент: Фан, 1965. 196 с.

6. Этнография каракалпаков. XIX - начало XX века (Материалы и исследования). Ташкент: Фан, 1980. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.