Научная статья на тему 'Геометрические мотивы в каракалпакском орнаментальном искусстве'

Геометрические мотивы в каракалпакском орнаментальном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ОРНАМЕНТ / УЗОР / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уразимова Т. В.

В данной статье рассматриваются вопросы прикладного искусства каракалпаков, проблемы использования геометрических мотивов в орнаментальном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геометрические мотивы в каракалпакском орнаментальном искусстве»

Уразимова Т. В.,

кандидат искусствоведческих наук,

Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, е-mail: urazimova@mail.ru

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КАРАКАЛПАКСКОМ ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Орнамент геометрического характера является одним из древнейших в истории человечества. Через абстрактные элементы геометрического орнамента человек изображает окружающий его мир, стилизованные изображения людей, животных и растения. К геометрическим орнаментам относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение, схематизация (стилизация) и типизация мотивов, которые изначально имели изобразительный реальный прообраз. Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - ромбы, треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Орнаменты геометрического характера применяются во всех видах каракалпакского народного искусства. Ромбы, крестовидные фигуры, прямоугольники, прямые линии, зигзаги, пунктир имеют конкретные названия, связанные с явлениями природы животным миром или обозначают отвлеченные понятия.

Одним из основных геометрических элементов каракалпакского орнаментального искусства является ступенчатый ромб. Символикой ромба является идея плодородия, трактуемая на основании его формы - равнобедренных треугольников. Навершие одного из них обращено вверх, что является небесным символом, символом мужского начала, навершие другого обращено вниз - это земной символ, символ женского начала. Союз

2/2015 I =

противоположностей, мужского и женского, небесного и земного, объединяет два мира, создает семью. Применяется в резьбе по дереву, а также в вышивке в диагональных узорах полосах кок койлеков, ак жегде, а также ат айыл. Следовательно, уже сама форма ритуального свадебного платья кий-мешека - это симбиоз фигур (треугольника и ромба) с их древнейшей семантикой.

Геометрические фигуры в виде треугольников, рядов прямоугольников с завитками на углах называют «калта гул» или «шакмакы» (кремень). Несомненно, правомерно замечание А. Алламуратова о том, что нет возможности точно установить, является ли та или иная орнаментальная фигура условным обозначением предмета (карман, кремень), или названия эти были присвоены уже после по сходству, по ассоциации [1; 4344]. Элемент «калтагул» представляет собой орнамент треугольной формы, похожий на амулет. Амулеты треугольной формы, предохраняющие от злого сглаза, прикрепляли не только на одежду человека, но и на юрты и животных. Этот орнамент широко используется почти во всех видах прикладного искусства каракалпаков. Подобный мотив имеется у казахского народа и называется он «тумарша». Встречается он и в киргиз-ком прикладном искусстве. По словам Ш. Валиханова: «Киргизы употребляют теперь магометанские, кабалистические мотивы, называют их тумар. В прошлые годы талисманами были разные части тела животных или птиц и кости животных» [2; 485].

Следующим распространенным орнаментом является зигзаг по очертаниям сходный с печатной буквой «М». Орнамент состоит из обломков ломаных линий, эти линии могут идти до бесконечности. Обычно используется в вышивке в обрамлении орта ка-

мир современной науки

46

геометрические мотивы в каракалпакском орнаментальном искусстве

ра кызыл киймешеков, или чаще составляют одну из узорных полос двух или трехрядной каймы. Этот мотив известен в среднеазиатской орнаментации с древнейших времен.

Мотив орнамента «штак» (бляха, одновременно являющийся геометрическим и предметным орнаментом) напоминает своим видом крест и является одним из наиболее распространенных в каракалпакском прикладном искусстве. Мотив креста является защитой от «дурного глаза» (крест появился в восточной культуре задолго до христианства). Мотив креста в каракалпакской вышивке по сравнению с резьбой, узорным ткачеством и ковроделием встречается чаще. В казахском народном искусстве крестообразный узор называется «мор», «танба», «бес-танба» - печать, знак, пятизначие. Орнаменты «танба» и «бестанба» у казахского народа используются для метки животных в качестве официальной печати какого-либо частного учреждения и в украшении алаша, сундуков, кроватей, кебеже. В каракалпакском прикладном искусстве также имеются элементы орнамента клейма, однако они имеют другую изобразительную форму.

Многие орнаментальные мотивы символизируют жизнь, например, мотив «суу тарт-кан». С учетом важность воды для жителей засушливых районов и ее символической связи с жизнью вообще и с Древом Жизни в частности мы можем говорить, что это один из важнейших и интереснейших мотивов орнамента [3; 72-83]. В каракалпакском прикладном искусстве этот образ может выражаться в разных формах - от простых черточек в виде дефиса до прямой линии из чередующихся наклонных черточек и используе-

мых в резьбе по дереву, ткачестве и вышивке. В вышивке используется чередование различных цветов и называется он по ассоциации «полосатый червь» («алакурт»). Кроме того, этот узор имеет названия: суу (вода), «салма» (арык), «еспе» (вьющийся), а также «тышкан из» (след мыши) и «кар ба-стырган» (смысл его - следы по снегу).

Интересен по манере исполнения и характеру следующий орнамент - «хардем кыял». В вышивке это чередование цветных линий - то параллельно идущих, то сплетенных, передают меняющееся настроение человека, его эмоции.

Некоторые орнаменты в каракалпакском прикладном искусстве по своему виду являются пограничными и поэтому введение их в определенную группу узоров, является относительным. Например, мотивы «солак», «штак», «шакмак» и др. являются одновременно предметными по хараетеру использования и геометрическими по своей изобразительной форме.

Таким образом, каракалпакская народная художественная культура включает в себя систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и эстетических идеалов, а также сложившиеся у народа и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, тем самым сберегая самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

литература

1. Алламуратов, А. Каракалпакская народная вышивка. - Нукус : Каракалпакс-тан, 1977.

2. Валиханов, Ч. Ч. Собрание сочинений : в пяти томах. - Алма-Ата, 1961-1972. - Т. 1. - Алма-Ата, 1961.

3. Васильева, Е. Н., Атрощенко, Я. С. Туризм и сервис в панораме тысячелетий :

2/2015

альманах. - Вып. 3. - М. : МПГУ, РГУТиС, 2011.

4. Каракалпакско-русский словарь. -М., 1958.

5. Ремпель, Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. - Т., 1961.

мир современной науки

47\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.