Научная статья на тему 'Творческое своеобразие каракалпакских скульпторов'

Творческое своеобразие каракалпакских скульпторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛЕГОРИЯ / ALLEGORY / САМОБЫТНОЕ / ORIGINAL / РАЦИОНАЛИЗМ / RATIONALISM / ТИПИЗАЦИЯ / TYPIFICATION / МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамбеткадыров Гайратбай Аманбаевич

В статье рассматривается своеобразие каракалпакской скульптуры, всегда черпающей тематику для своего творчества из окружающей жизни, народных обычаев, фольклора. Скульптура Каракалпакстана имеет сравнительно молодую историю, но представляет собой яркое и самобытное явление. Развитию скульптуры в Каракалпакстане во многом способствовали богатые традиции народного искусства резьбы по дереву в творчестве Жулдасбека Куттымурадова и Амана Атабаева, Дарибая Тажимуратова, заметное место занимали образы из окружающей жизни, народных обычаев и в области творчества скульпторов, пластических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое своеобразие каракалпакских скульпторов»

ТВОРЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КАРАКАЛПАКСКИХ СКУЛЬПТОРОВ Мамбеткадыров Г.А. Email: Mambetkadirov17125@scientifictext.ru

Мамбеткадыров Гайратбай Аманбаевич - старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается своеобразие каракалпакской скульптуры, всегда черпающей тематику для своего творчества из окружающей жизни, народных обычаев, фольклора. Скульптура Каракалпакстана имеет сравнительно молодую историю, но представляет собой яркое и самобытное явление. Развитию скульптуры в Каракалпакстане во многом способствовали богатые традиции народного искусства резьбы по дереву в творчестве Жулдасбека Куттымурадова и Амана Атабаева, Дарибая Тажимуратова, заметное место занимали образы из окружающей жизни, народных обычаев и в области творчества скульпторов, пластических исследований.

Ключевые слова: аллегория, самобытное, рационализм, типизация, мифология.

CREATIVE PERFORMANCE OF KARAKALPAK SCULPTORS

Mambetkadirov GA.

Mambetkadirov Gayratbai Amanbaevich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE AJINIYAZ, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers the originality of the Karakalpak sculpture, always drawing themes for its creativity from the surrounding life, folk customs, folklore. The sculpture of Karakalpakstan has a relatively young history, but it is a bright and original phenomenon. The development of sculpture in Karakalpakstan was largely supported by the rich traditions of the folk art of wood carving in the works of Zhuldasbek Kuttymuradova and Aman Atabaeva, Daribai Tazhimuratova prominent images were taken from the surrounding life, folk customs and in the field of creativity ofplastic research. Keywords: allegory, original, rationalism, typification, mythology.

УДК. 73.01.09

В 1960-80 годах в каракалпакской скульптуре вошли ряд талантливых одаренных, с врожденными талантами. Скульптурное творчество Жулдасбека Куттымурадова, Амана Атабаева, Дарибай Таджимуратова и других заслуживает особого внимания, в их поисках чувствуется стремление создать яркие образы с помощью деревьев и их корней, использовать сверхъестественные свойства из находить оригинальные композиционные решения.

Творческие работы каракалпакских скульпторов, которые близки своей душевной теплотой. У них в работах очень ярко изображены ритмическое строение, объем, и даже мелкие детали. В мире образов, четко и ясно видны неповторимая окружающая естественная среда, родная природа, чистая и свободная.

Уметь себе представлять заранее в дереве и его корнях произведение искусства и чувствовать, убирать лишние его части, вырабатывать из него те образы, которые себе воображают у скульпторов очень сильны и высоки. Естественная способность, врожденный талант свойственны этим талантливым представителям искусствас [1, 12]. Хотя большинство из этой группы не получило твердых знаний в академических образовательных учреждения определенного направления в результате

неограниченных естеством, богом, были созданы им неповторимые образы, которые не оставляют без внимания зрителей, завоевывают их сердца и оставляют в их памяти неизгладимые впечатления

Жулдасбек Куттымурадов родился 1934 г. в Кегейлийском районе Республики Каракалпакистан, в 1961 году окончил Республиканский художественный училище им. П. Бенькова, в 1966 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Основная тема для мастера - образ женщины, это образ красоты вообще, женщина прекрасна от природы, от Бога. Она наделена прекрасными, нежными чертами, её кроме всего украшает великая скромность, которая так же прекрасна. Она и привлекает, она и ограждает женщину от грубых сил. Во все времена женщина украшала себя драгоценными украшениями и верила, что украшения имеют силу, силу, зовущую и силу охраняющую, - размышляет мастер, - женщина сильна своей нежностью и скромностью. Образ женщины - это не только изображение физического облика женщины - многие мысли, ощущения, аллегория различных духовных и природных сил - всё это символически изображается в виде женской красоты.

Например; «Амударья», «Нежность», «Мечта», «Росток» или же собирательные образы такие как - «Каракалпакская невеста», «Девушка с яблоком», «Красавица», «Тумарис», «Невеста в головном уборе», и другие. «Бывает, что именно материал подсказывает содержание работы, тему. Изучая особенности материала начинаешь придумывать и размышлять о чём хочется рассказать, о чём грустит душа, о чём мечтаешь, иногда материал «выдаёт» даже конкретный образ. Такое случается со мной часто. Однажды я достал глыбу мрамора и долго смотрел на поверхность камня. И я увидел то, что я ожидал - на мраморе я увидел женский лик - она нежно и с великой грустью прижимала к своему лицу головку младенца и тихо, но тревожно шептала» - взволнованно рассказывает Жулдасбек Куттымурадов [3, с. 32]. Каждое произведение - это его переживания, его чувства, его воспоминания. Он может рассказать о каждом своём творении, вспоминая в деталях свои мысли и волнения в период создания. Содержание всех его работ так же не случайны. Они рождаются в великих муках размышления и конечно же, вдохновения. О музе вдохновения он думает с большим волнением - она посещает его в разных настроениях, по разном указывая на содержание будущей темы. Точно так же она указала мастеру на мрамор чёрного цвета - что он создал из него образ девушки, олицетворение ночных сил. «Ночь» - так называется это творение, в которой угадывается тайна, нежность и сила. Она независима не от кого, не подвластна ни каким уговорам - она напоминает нам о тех женщинах, сильных и с 1965 года - участник городских, республиканских, зарубежных выставок

Жулдасбек Куттымурадов - признанный мастер, истинный художник, чувственный творец прекрасного. Его мастерство заслуженно награждалось высокими правительственными наградами и достоин восхищения всех, кто любит и ценит творчество. Академик Академии художеств Республики Узбекистана, он был признан художником 2010 года и он, несомненно, является гордостью нашего народа.

А в творчестве Аман Атабаева резьба по дереву имеет исторические корни. Наши деды и прадеды занимались украшением ремесленных изделий, придавая им ещё больше изящества, блеск, богатство. Любовно украшенные предметы быта сохранились до наших дней и продолжение дел отцов теперь в руках потомков. Один из продолжителей дел отцов и предков скульптор Аман Атабаев. Он родился 1924 году в Ташкенте, в 1959 году окончил Республиканское художественное училище им. П. Бенькова. С 1960 года работал учителем рисования в школе в г. Кунграде.

Аман Атабаева был большим мастером этого вида мастерства и создал много интересных по композиции произведений. Он изучал особенности разных школ резьбы по дереву - Средней Азии, Древнего Египта, Африки, Восточных и Западных стран и в его творчестве нетрудно заметить эту тенденцию, в создании композиции он пользовался всеми этими знаниями. В его работах часто встречаются элементы узоров

из различных вариантов вышеназванных школ резьбы по дереву. Подбирая их в общую композицию он пытался подчинить всё своей идее и задуманной теме. Резьбой покрыты все его произведения «Седло», «Невеста», различные «Блюда», «Маски», «Колонны» и мн. др. - где переплетаются растительные и геометрические узоры, образуя общую картину. Работы нужно разглядывать с одного конца до другого. Эти хитрости, узорные построения были известны с древних времён и использованы нашими предками, внимание зрителя приковывается к изображению и «плененный» зритель, невольно подчиняется красоте и сложности узоров. Не всё может человек постигнуть разумом и особенно те силы, которым он подчиняется. Декоративность трактовки композиции стоит на первом месте в творчестве Амана Атабаева. Во всех работах он старался показать именно декоративно-художественную интерпретацию народного стиля. Возможно по этим моментам в его работах присутствуют элементы узоров разных народов. А мастерство трактовки темы не дает зрителю чувство эклектики, потому что автор смог подчинить всё своей идее. Его многолетний труд, мастерство, вклад развитие скульптуры заслуженно награждалось высокими правительственными наградами и достоин восхищения всех, кто любит и ценит творчество. В 1977 году присвоено Заслуженный деятель искусства Республики Каракалпакстана, С 1965 года участвовал во многих выставках в Нукусе, Ташкенте, Алма-ате, Махачкале, Казане, Москве. Член Академии Художеств Республики Узбекистана [2].

Природный дар и внутренний талант позволяют подобрать своим произведениям соответствующую тему, соответствующий мотив и необходимое содержание. Талант в решении композиции, в подборе увлекательных сюжетов, преувеличенного состояния духа умеет использовать необходимые линии, которые передают жизненные явления, процессы [4, с. 28].

В композициях отражается именно такой духовный мир, которой полон искры и пламени, и все это характеризует по-особому, определяет человека впечатлительного, настроенного оптимистично, т.е. смело смотрящего вперед, ожидая великого будущего. В этом особого внимания заслуживают работы Дарибай Таджимуратова. Скульптор Дарибай Тажимуратов родился в 1956 году в городе Чимбае.

В городе Чимбае есть интересный по теме и по выполнению памятник народному шутнику и острослову «Омирбек лаккы», установленному в центре города. При виде его сразу же всплывают в памяти всё живое, радостное, весёлое, словом, всё, что составляет радость бытия, стремление к добрым отношениям со всем окружающим. Скульптурный памятник всем своим видом передаёт настроение народа, особое жизнерадостное восприятие. Это сделано умело, красиво, необычно и простон. В своих работах он не скрывает свою любовь и признательность к своей роди е, к его жителям, к жизни.

Простота и непосредственность его скульптурных работ проникнуто тёплым и любовным отношением к материалу. Как и другие известные каракалпакские скульпторы, Дарибай Тажимуратов много работает с деревом, причём обработка материала в каждом случае неповторима.

В экспонированном в региональной выставке в Ашхабаде в 1989 году скульптуре «Старик с осликом» умело вписывает композицию в заданную природой объём дерева, деликатно подаёт красивую текстуру красновато-тёплого урюка, шлифуя и полируя поверхность дерева.

В другой, не менее интересной работе, «На верблюде», так же выполненной в дереве, фактура иная. Матовая шероховатая поверхность придаёт ей архаичное, в какой то мере суровое звучание. И, опять же, компоновка очень свободная не принуждённая, безусловно свидетельствует о незаурядных способностях мастера, его добром и внимательном отношении к природе, людям, мирозданию.

Помимо вышеназванных работ по такому случаю хочется отметить ещё одну его работу, которая называется «Тогыз тонкылдак, бир шинкилдек» (девять ворчунов и один пискун) по сюжету известной народной сказки.

Интересна композиция скульптурного произведения, где большое количество фигур образует большой треугольник. Выражение лиц и движения людей выполнены с юмором, но в то же время естественно, с большой остротой переданы характеры лиц и хаотичность настроении.

Его работы последних лет отличаются своей классикой. Таковы скульптурные изваяния каракалпакских женщин, нечем не приукрашенные, в своей простоте и естественной красоте композиционно решены в полной гармонии с природой, в них ярко выражены динамизм и общая характерная особенность женского бытия («Старуха», «Девушка и кувшин», «Девушка, несущая воду»).

С 1981 года - участвовал на выставках в Нукусе, Ташкенте, Алма-ате, Москве, а также участник на Всемирной выставке в Венгрии, Чехословакии, Германии, Польше, Болгарии, Вьетнам, Кубе. Истинный скульптор, чувственный творец прекрасного. Талант скульптора заслуженно награждалось высокими правительственными наградами. В 1990 году ему присуждён - лауреат премии союза молодёжи Республики Каракалпакстан.

Всегда ищущий в простых формах удивительные фигуры и сюжеты, скульптор Дарибай Тажимуратов создавал и продолжает создавать самые добрые образы из жизни, часто обращаясь к народным истокам, ибо он себя считает народным художником.

В заключение хочется отметить, что своеобразие каракалпакских скульпторов Жулдасбека Куттымурадова, Амана Атабаева и Дарибая Тажимуратова - это фольклор, это умение скульпторов воспользоваться широкими возможностями, заложенными в разных жанрах искусства - мелкая пластика, станковая скульптура и народно-прикладное искусство.

Список литературы /References

1. Уразимова Т.В. Претворение традиционного национального художественного наследия в произведениях каракалпакских художников. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ташкент: НИИ искусствознания, 1993. С. 30.

2. Выставка народного прикладного искусства каракалпаков и произведений Каракалпакской АССР. Нукус, Казань, 1981. С. 25.

3. Такташ Р.Х. Жулдасбек Куттымурадов. Ташкент: Изд-во Гафура Гуляма, 1985. С. 50.

4. Хакимов А.А. Современная декоративная пластика республик Средней Азии. Ташкент: Фан, 1992. С. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.