Научная статья на тему 'КАРАКАЛПАКСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ЮВЕЛИРНОЕ МАСТЕРСТВО'

КАРАКАЛПАКСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ЮВЕЛИРНОЕ МАСТЕРСТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕЛИР / САУКЕЛИ / ТОБЕЛИК / АРЕБЕК / ХАЙКЕЛ / ОНИРМОНШАК / ТЮБЕТЕЙКА / КОЛЬЦО / БРАСЛЕТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алланазарова Ш.

Статья посвящена к женским ювелирным украшениям каракалпачек XIX - начала XX в., который представляют собой богатство и разнообразие форм, техники изготовления и функционального назначения; в них аккумулирован огромный художественный опыт преемственности разных исторических эпох и народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАРАКАЛПАКСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ЮВЕЛИРНОЕ МАСТЕРСТВО»

Исходя из таблицы, получили, что величина валовой прибыли организации в 2014 г. составила (4 199 394) млн. бел. руб., т.е. в сравнении с 2013 г. уменьшилась на (5 314 835), в том числе за счет:

^ уменьшения размера выручки организации на 1 227 738 млн. бел.

руб.;

^ уменьшения размера себестоимости на 4 087 097 млн. бел. руб. Степень влияния различных факторов на прибыль зависит не только от отношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его сотрудников.

Влияние отдельных факторов количесивенно оценить невозможно. Например, деловая репутация предприятия.

В настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием стремилось не столько на получение максимальной прибыли, склько на получение максимального дохода.

Использованные источники:

1.Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г., Гроссу В.С. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: ИНФА-М, 2012. - 528с.

2. Формирование и использование прибыли: проблемы и пути их решения [Текст] / С.Л. Коротаев // Бухгалтерский учет и анализ: научно-практический журнал- 2011. - №3 (171). - С. 15-21

3.Финансовый анализ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1fin.ru/

4. Финансовые показатели и отчетность ЗАО "Атлант"[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atlant.by/holding.atlant.by/shareholders_and_investors/financial_indic ators_and_reports/

Алланазарова Ш.

старший преподаватель кафедры «Педагогики и психологии» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха КАРАКАЛПАКСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ЮВЕЛИРНОЕ МАСТЕРСТВО Аннотация. Статья посвящена к женским ювелирным украшениям каракалпачек XIX- начала XXв., который представляют собой богатство и разнообразие форм, техники изготовления и функционального назначения; в них аккумулирован огромный художественный опыт преемственности разных исторических эпох и народов.

Ключевые слова: ювелир, саукели, тобелик, аребек, хайкел, онирмоншак, тюбетейка, кольцо, браслеты

Испокон веков у каракалпакского народа высоко ценили ювелирное искусство, которое было внесено в ряд наиболее важных видов рукодельного мастерства. Некоторые из них дошли и до сегодняшнего дня, особенно такие украшения, как серьги, головные уборы, которые женщины и девушки

носили в праздничные и будние дни, а также мужские ремни, пряжки для лошадей тоже проходили через руки ювелиров.

История головных уборов, которые изготавливали ювелиры: саукеле, тобелик, серебряные тюбетейки берет свое начало еще с древнейших времен. Эти головные уборы относились к У1-УП векам, некоторые их элементы встречались в трудах наших народных ювелирных мастеров и доходили до нас, это показывает, что, в то время были различные взаимоотношения среди ювелиров других народностей и стран.

Ювелиры, когда, обучали своих учеников ювелирному мастерству особое внимание обращали на классификации ювелирных изделий, разделяли их на различные виды. А также обращали внимание возрастным особенностям женщин.

Изготовленные каракалпакскими ювелирами головные уборы «саукели», хорошо украшали орнаментом «тис», ее эстетическую красоту традиционно украшали кораллами и серебренными штаками, украшенные камнями, которые придавали им красивый вид.

«Саукели» - это традиционный головной убор невест. В древнейшие времена был широко распространен среди населения. Изготовление саукели, имело традиционный смысл и большое значение.

Одними из головных уборов для женщин, которые ювелиры обучали своих учеников являются тобелик и серебряные тюбетейки.

Серебряные тюбетейки полностью изготавливали из серебряных пластинок, края тюбетейки украшали несколькими рядами орнаментов «мышиные следы», это придавало красивый вид женщинам, когда они одевали тюбетейку. Эти вещи, дошедшие до наших времен, показывают, что в прошлом ювелирное мастерство было развито на высоком уровне.

Ко второй группе ювелирного мастерства, которые традиционно обучали будущих молодых мастеров, относится изготовка серьги и аребек (серьга для носа). Аребек - эти серьги для носа, специально на правой ноздре делается пирсинг для ношения аребек. Мастера эти украшении в зависимости от возраста женщин делили на несколько видов. Учитывая возраст женщин, ювелиры для девушек традиционно изготавливали носовое кольцо "арабек" и височные серьги, соединенные цепью с мелкими подвесками "халкаплысырга», а для женщин уже замужних изготавливали серьги в виде спирали и серьги с уголками. Мастерство, знание, эстетические фантазии каждого ювелира придавали красивый вид очень многим видам сережек которое зависело от внимательного изготовления ювелира. Учитывая повседневные потребности людей ювелирные изделия изготавливали для всех слоев и возрастов населения.

Ювелирные изделия, предназначенные для ношения на шейно-грудной части у женщин, была как отдельная группа украшения. Девушки с 12-13 лет носили украшение, например, как - хайкел, айшык, тумар, илгек

тYЙме. Повзрослевшие девушки, когда ходили на праздники и свадьбы надевали такие украшения как - хайкел, жумалак туйме, гилт салгыш, онирмоншак и т.д. Через такие красивые украшения ювелиры вносили свой вклад в морально - духовное воспитание девушек.

Ювелиры на свое мастерство не смотрели как материальное богатство, а смотрели как на источник, обеспечивающий духовное совершенствование народа. Поэтому в ювелирном мастерстве и в их изделиях можно увидеть знаки общественных понятий.

Одним из видов ювелирного мастерства, на которые уделяли особое внимание - это изготовление колец и браслетов. Самые распространенные виды украшений среди девушек и молодых женщин являются браслеты с камнями, а для сорокалетних женщин изготавливали литые браслеты.

В прошлом ювелиры изготавливали кольца с именами богатых людей, чиновников, торговцев, которые в дальнейшем их использовали как именную печать.

Каракалпакские ювелиры ювелирное мастерство тесно объединяли с рукодельным вышиванием. Надо особо отметить о вышивках ониршек, которые вышивали черными и красными нитками. На поверхности вышивки складывали и пришивали круглые и плоские пуговицы, монеты. Вышивка украшается пуговицами соответственно, хотя при сложении их нет определенных рядов и чисел.

Нижняя часть онирше оканчивается в треугольной форме. На конце онирше прикрепляется онирмоншак (иногда приспособление для ключей).

Онирше являются прекрасным примером, который объединяет ювелирное и рукодельное мастерство. Можно увидеть, что молодых учеников определенным образом обучались ювелирному и рукодельному мастерству.

Каракалпакские ювелиры особое внимание обращали на соответствие орнаментов, если в другом народном мастерстве встречались геометрические орнаменты, а в ювелирном только встречается в основном цветочные орнаменты.

Несмотря на то, что каракалпакские ювелиры готовили учеников из других племен, из других семей, то мастерство в основном переходили от отца к сыновьям. Уже с 5-10 лет дети находились днем и ночью рядом с отцом или дедушкой, что дало возможность обеспечить быстрому их обучению этого мастерства. Например, некоторые мастера такие как Амет Насыров, Аманбек, Арзек Ходжаниязов, Айберген, Сапар и др. передавали свой опыт своим детям и ученикам. А также в те времена каракалпакские ювелиры, из-за того, что не было сообществ ювелиров, обеспечивали несколько поколений своим мастерством. Изначально сын (ученик) некоторое время помогал, а потом сам самостоятельно продолжал работу (мастерство) своего отца. Иногда если ученик прибывал из другой

местности, то учеба продолжалась 1-1,5 год. Затем учитель рядом сажал и обучал своему мастерству, но изначально также учил изготавливать некоторые легкие части изделия.

Ювелирное мастерство является одним из древнейших видов мастерства. Оно является особенно важным материалом для изучения общественных и эстетических жизненных ценностей народов после выхода их на историческую арену. Некоторые их образцы используются для украшения театральной сцены, а также работники искусства используют как аксессуары для сценического образа. Изучение и использование древнейшего мастерства и их практика имеет большое значение в воспитании молодого поколения при выборе специальности.

Это дает возможность содержательному изучению программы национального воспитания и имеет весомый вклад в обучение молодого поколения различным видам мастерства. Знание своеобразной особенности найденных украшений на территории Каракалпакстана имеет большое значение, так как ювелирное мастерство остается вечным завещанием для молодого поколения.

Использованные источники:

1.0темисов А. Каракалпаклардьщ енер-кэсиплери. Н. «Каракалпакстан» 1991 ж.

2.Алламуратов А. «Мэцги мийрас» Некис «Билим» баспасы 1993 ж.

3.Шойбеков Р.Н. Казак зергерлiк енерiнiц сездт. - Алматы: Гылым,1991 ж.

4.Т.Абдуллаев Д.Фахриддинова А.Хакимов. Нар.исск Узб. Песнь в металле. Ташкент. Изд.Г.Гуляма 1986 г.

5.А.С.Морозова Н.А.Аведова С.М.Махкамова «Узбекситон халк санъати». Тошкент. Изд. Г.Гуляма 1979 й.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.