Научная статья на тему 'КАРАКАЛПАКСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫШИВКИ'

КАРАКАЛПАКСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫШИВКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
кимешек / жегде / саукеле / вышивка / орнамент / традиция / kimeshek / zhegde / saukele / embroidery / ornament / tradition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халкназарова Г.

Статья посвящена национальной вышивке Каракалпакского народа. Каракалпаки в период национального формирования совершенствовал традиции и одежды, показывающие свою национальную особенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KARAKALPAK TRADITIONAL NATIONAL EMBROIDERY

The article is devoted to the national embroidery of the Karakalpak people. Karakalpak in the period of national formation improved traditions and clothes, showing their national peculiarity.

Текст научной работы на тему «КАРАКАЛПАКСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫШИВКИ»

УДК 746

Калкназарова Г.

ассистент кафедры «Педагогики и психологии» Каракалпакского государственного университета им. Бердаха

г. Нукус, Республика Узбекистан

КАРАКАЛПАКСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ВЫШИВКИ

Аннотация: Статья посвящена национальной вышивке Каракалпакского народа. Каракалпаки в период национального формирования совершенствовал традиции и одежды, показывающие свою национальную особенность.

Ключевые слова: кимешек, жегде, саукеле, вышивка, орнамент, традиция.

Halknazarova G.

Assistant of the department "Pedagogy and Psychology»

Karakalpak State University. Berdah Nukus, Republic of Uzbekistan KARAKALPAK TRADITIONAL NATIONAL EMBROIDERY

Annotation: The article is devoted to the national embroidery of the Karakalpak people. Karakalpak in the period of national formation improved traditions and clothes, showing their national peculiarity.

Key words: kimeshek, zhegde, saukele, embroidery, ornament, tradition.

С давних времен Каракалпакский народ имеет свою национальную культуру. Люди изготавливали вещи, одежды для повседневной потребности. Это отражается в народных традициях и устных творчествах, а также в прошлой материальной жизни людей.

Каракалпакский народ в период национального формирования, проходя через трудный путь развития, совершенствовал традиции и одежды, показывающие свою национальную особенность.

Каракалпакский народ пережил самые трудные времена и свои не сбываемые мечты отражали в своих творчествах.

В XVIII-XIX веках было уделено особое внимание к пошиву каракалпакских национальных одежд и приучение девушек к вышивке узоров и орнаментов, которые имели свои особенности.

Одним из отраслей рукодельного искусства Каракалпакского народа является вышивка. В основном вышивкой занимались женщины и молодые девушки. Вышивка выполнялось из различных цветных щёлоковых нитей. Женщины в основном украшали вышивкой воротников, рукавов и карманов женских и мужских одежд,

Особое место, имело одежды невест, например, как кимешек, жегде, саукеле. Поэтому в семье с ранних лет девушек учили вышивать различные национальные каракалпакские узоры и орнаменты. В комплексе национальных одежд для невест наиболее богато украшены вышивкой

головной убор — «кимешек», накидной халат — «жегде», назатыльники головного убора «саукеле».

У Каракалпаков русское сукно ценилась среди других тканей. Сукно использовали для вышивки, которые украшали воротников и рукавов одежд, тюбетеек и мужских ремней. Для молодых девушек для вышивки использовали щелоковые нити светло красного цвета, а для женщин в возрасте не яркие цвета.

Головной убор замужних женщин кимешек обильно украшались вышивкой, расположенной по строго традиционной композиции. На кимешеке встречаются вышивка крестом, геометрические полоски поразному сочетающихся между собой муйизов (кос-муйиз, «так, -муйиз» и др.). Семантика узора вышивки, связана преимущественно с животным, растительным миром и хозяйственной деятельностью, но значительно разнообразнее.

Жегде — накидываемых на голову халатах с ложными, сшитыми сзади рукавов. Но старинные экземпляры этих видов народной одежды, в особенности белые жегде («ак-жегде»), всегда украшены вышивкой крестом. Для этой вышивки «шрыш нагыс тгу» характерен геометрический орнамент из треугольников, ступенчатых ромбов и прямоугольных завитков. Некоторое однообразие его скрадывается расцветкой: вышивки этого рода отличаются приятной гаммой мягких тонов — розовато красного, коричневого, фисташково-зеленого, золотисто-желтого. В чередовании одинаковых элементов орнамента, очень простых по своей форме, но вышитых шелком разных цветов, проявляется хороший вкус вышивальщиц, чувство цвета и художественного ритма. Ворот жегде обычно украшается вышивкой и шелковыми кистями, при этом на красных алачевых жегде встречается вышивка, швом и орнаментом напоминающая вышивку кимешека.

Очень интересен каракалпакский женский головной убор саукеле, которая была принадлежностью невесты. Саукеле представляет собой плотную круглую с наушниками шапку, богато украшенную металлическими узорными бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом коралловыми. Сзади к саукеле прикреплена длинная, украшенная вышивкой полоса ткани.

Большинство орнаментальных мотивов каракалпакской народной вышивки связано с миром животных. Основным мотивом являются муйизы — бараньи рога.

Мерная группа узоров «муйиз» применяется в бордюрах кзыл кимешек, женгуш, женгсе, шайкалта. Некоторые из них лишь обрамляют более сложную орнаментальную узорную ленту. Другие мотивы из этой им узоров составляют более самостоятельные орнаментальные композиции. Чаще всего они исполняются на черном фоне; в узоре преобладает красный цвет, чередующийся с желтым и белым.

«Хорасаны муйиз» применяют в вышивке крестом по домокатной основе. Название указывает, очевидно, не на происхождение самого узора из Хорасана, а имеется ввиду рога коровы хорасанской породы (хорасаны сыйыр).

Таким образом, Каракалпакские традиционные национальные вышивки, имеют свои особенности. Поэтому произведению народного творчества такого рода необходимо сохранять и развивать в современном мире, тем самым сберегая самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Использованные источники:

1. Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. -Нукус: «Каракалпакстан». - 1977.

2. Жданко, Т.А. Материалы и исследования по этнографии Каракалпаков. - М. изд-во АН СССР. -1958. - С.373-401

3. Камалова Г. Геззал Yлке. -Некис. - «Каракалпакстан». -1986. - С.59 бет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.