Научная статья на тему 'Из истории развития музеев Каракалпакстана'

Из истории развития музеев Каракалпакстана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития музеев Каракалпакстана»

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КАРАКАЛПАКСТАНА

Караманова Гулистан

канд. ист. наук, доц., Каракалпакский государственный университет,

Узбекистан, г. Нукус E-mail: g_karamanova@mail. ru

Аллабергенов Нурбек

студент отделения истории факультета «Истории и права», Каракалпакский государственный университет,

Узбекистан, г. Нукус

Народы, жившие на территории Узбекистана, в том числе Каракалпакстана, издревле создавали и бережно хранили известные всему миру материальные и духовные ценности - памятники архитектуры, произведения искусства, предметы ремесла, бесценные рукописи и письмена.

Музеи играют не только просветительную роль, но и активно способствуют воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, гуманизма, гордости за великих предков, внесших огромный вклад в развитие мировой цивилизации.

Бывший Государственный краеведческий музей Республики Каракалпакстан, ныне Государственный музей истории и культуры Республики Каракалпак-стан, относится к числу старейших научно - просветительских учреждений не только в Приаралье, но и в Средней Азии. Как свидетельствуют архивные источники, в 1929 году в городе Турткуле - бывшей столице республики был организован краеведческий музей и 16 мая того же года открылась его первая выставка [7, с. 6]. В создании и организации работы музея в начальный период активное участие принимали выпускники Московского университета Н.А.Баскаков, Н.В.Торчинская и молодой каракалпакский ученый, впоследствии доктор филологических наук, профессор Каллы Аимбетов. В дальнейшем фонды музея пополнялись в результате проведенных этнографических экспедиций, археологических раскопок во главе с такими крупными учеными, как Мельков, Морозова, С.П.Толстов, Т.Жданко и другие, а также проводимой большой работой коллектива музея.

В 1944 году в связи с наводнением в Турткуле музей был переведен в город Нукус - новую столицу Каракалпакстана.

Каждый отдел музея представляет собой отдельный неповторимый мир. Большой интерес у посетителей вызывают диорамы о животном и рас-тигельном мире «Устюрт», «Кызылкум», «Аральское море», «Лес».

Отображающие древнюю историю родного края экспонаты размешены в отделе археологии, в котором представлены находки почти из 200 археологических памятников и древних курганов республики. Археологические памятники эпохи палеолита были обнаружены на плато Устюрт в районе впадины Барсакельмес. Это - группы местонахождений Есен Каракудук, мезолитические местонахождения известны на территории Приаралья на плато Устюрт и в пустыне Кызылкум. К мезолитическим памятни-

кам относятся такие памятники, как Есен-3, Чурук-12, Айдабол, Джарынкудук.

Макеты крепостей «Тупрак калъа», «Койки-рилган калъа», изделия домашнего обихода, орудия труда свидетельствуют о жизни людей древних эпох. Мраморная капитель, найденная в горах Султан Увайс на территории Берунийского района, изготовлена в IV-V веках до н.э., и несомненно, привлекает особое внимание посетителей музея [6, с. 36].

Центральное место в разделе экспозиции музея, посвященной каракалпакской одежде занимает «кок-койлек» - синее платье.

Орнаментированное синее платье в конце XIX начале XX века каракалпачки одевали во всех торжественных случаях, а иногда также в будни, выполняя домашнюю работу. Название орнаментации синего платья «узор кольчуги» наводит на мысль о том, что в украшении «кок-койлек» нашли отклик традиции древнего наряда воительниц, воспетых в каракалпакском народом эпосе «Сорок девушек». Ряды орнаментальных полос из ромбовидных фигур на груди действительно отдаленно напоминают панцирь, кольчугу. Надо думать, что в украшении синего платья «кок-койлек» отразились народные обряды, религиозные художественные традиции разного времени и происхождения.

Каракалпакский «кок-койлек» не имеет аналогии у народов Средней Азии и Казахстана [2, с. 55].

Радует глаз нежность ювелирных изделий, такими как хайкель, онирмоншак, айшык, туйме, аребек, серьги, браслеты и кольца, оправленными драгоценными камнями сердолик, бирюза, кораллы. Ювелирам также заказывали отделку головных уборов невест (саукеле). Саукеле представляет собой плотную, круглую, с наушниками шапку, богато украшенную металлическими узорными бляхами с подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом, коралловыми.

В 2007 году музей стал победителем в номинации «Музей, образцово хранящий культурные ценности», в 2008 году представлял выставку «Он бармагы онерли каракалпагым» и творческие работы юных ремесленников на фестивале, посвященном 2200-летию города Ташкента, и был награжден «Почетной грамотой». За специальную выставку, организованную для участников республиканских соревнований «Баркамол авлод», музею в качестве подарка был преподнесен оригинал поздравления

Президента Республики Узбекистан участникам соревнований [7, с. 6].

Одной из ярчайших достопримечательностей Узбекистана является Государственный музей Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого в городе Нукусе, основанный в 1966 году.

В музее действует постоянная выставка щедевров мирового искусства. Все экспонаты на ней созданы в мастерской при Лувре. (Недаром называют музея «Сокровищем Лувра в Нукусе»). В музей они попали благодаря основателю музея И.В.Савицкому. Ранее они принадлежали известному французскому художнику - авангардисту Фернану Леже. После его смерти, его вдова Надежда Леже передала России часть коллекции слепков и репродукции мировых щедевров. В 1975 году И.В.Савицкого пригласили в Москву, и он отобрал 79 вещей, представлявших искусство «всех времен и народов». Экспозицию открывают памятники 1У-Ш тыс. до н.э., созданные на территории Шумера [4].

В залах музея можно увидеть ранние работы А.Волкова и У.Тансикбаевой, полотна П.Бенькова и З.Ковалевской - известных мастеров-импрессионистов, проживавших в Узбекистане[1, с. 32].

Некоторые экспонаты музея были представлены на выставках в Швейцарии, Франции и Италии. Музей вошел в число объектов туристического маршрута «Золотое кольцо Хорезма», организованного совместно с ЮНЕСКО. Он признан одним из самых посещаемых музеев Узбекистана в 2011 году, награжден дипломом Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан в категории «Музей, привлекший внимание туристов». В 2014 году всемирно известный сайт с аудиторией более 250 млн. пользователей TripAdvisor упоминал музей имени И.В.Савицкого и выпускал соответствующий Сертификат качества, что подтверждает его значимость в сфере мирового туризма. В мае 2015 года, музей снова признан лучшим музеем в Узбекистане.

Супружеская пара Ричардсонов из Великобритании прибыла в Нукус весной 1997 года. Они стали частыми гостями Каракалпакского государственного музея искусств имени И.В.Савицкого. Большой интерес у них вызвали сложные и самобытные орнаментальные узоры, густо покрывающие поверхность не только декоративных элементов юрты или традиционной женской одежды, но также различные бытовые предметы, такие, как каршины, шанаши, керги, шыныкапы и другие.

Каракалпакская юрта своим убранством и красотой резко отличается от жилищ других народов. Принадлежности юрты ак баскур, кызылбаскур, жанбау, аякбау, керги, каршын, коржын и различные паласы вводят нас в глубь веков.

Ак баскур в переводе означает «белый главный пояс» - это длинный (до 12-13 м) и широкий (40-50 см) пояс [3, с. 28]. Установка ак баскура производится таким образом, чтобы его нижний край стыковался с верхним краем Кызыл баскур - это широкий (60-70 см) тканый безворсовый узорный пояс из окрашенной в красный цвет хлопчатобумажной ос-

новы с довольно плотным орнаментом из черной нити. Дословно Кызыл баскур означает «красный пояс».

Каршын - ковровая сумка, предназначалась для хранения одежды. Керги - ковровый мешок, его назначения в быту хранение посуды. Жанбау - узкая полоса хлопчатобумажной ткани и шерсти для украшения входа в юрту снаружи. Шыныкап - кожаные футляры для чайника и пиал, украшенные узорами, тиснением на коже.

За последние 10 лет Дэвид и Сью Ричардсоны объехали нашу республику вдоль и поперек, не пропустив ни одного аула, где они встречались с местными жителями, собирали этнографические информации. В Оксфорде провели презентацию, где знакомили англичан с культурой и историей каракалпаков. Они даже создали в Интернете свой веб-сайт, целиком посвященный истории и культуре каракалпакского народа. Однажды они получили сообщение от некоего каракалпака, ныне живущего в Турции. Оказывается, в годы первой мировой войны его прадеды из Средней Азии переехали в Азербайджан, потом в Турцию. Таким образом, Ричардсоны помогли ему узнать свою историческую родину.

Многие всемирно известные эксперты позитивно откликались о нашем музее. Приведем несколько цитат: «Не вызывает сомнений, что фонды Нукус-ского музея являют собой одну из наиболее представительных и разнообразных коллекций ... искусства XX столетия» (Джон Боулт, профессор университета Южной Калифорнии, США); «Я считаю, что коллекция Савицкого является самым значительным в мире собранием. искусства периода 1920-1940-х годов. Нет сомнений, что по мере того, как она будет получать все большую известность, это станет основой для пересмотра истории. искусства» (Шарлотта Дуглас, заведующая кафедрой Нью-Йоркского университета); «Ваша коллекция просто ошеломляет - даже после Лувра, Британского музея, галереи Тейта, Эрмитажа, большинства крупнейших американских музеев и Русского музея» (А.Верди Фарманфармаян, Рутгерский университет); «Экспонирование хотя бы части коллекции Савицкого вызовет сенсацию. Это даст возможность любителям искусства впервые увидеть художественную панораму, которая представляет собой некий заповедник, созданный за рамками классического авангарда.» (Доктор Ааге А.Хансен-Леве, профессор Мюнхенского университета) [5].

Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов собственноручно записал в книге отзывов посетителей следующие слова, которые ныне украшают вход в музей: «Сколько бы каракалпакский народ ни гордился таким неповторимым и чудесным музеем, он этого заслуживает».

В апреле 2017 года во время государственного визита Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева в Россию была организована выставка «Сокровища Нукуса». В экспозиции представлены более 250 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекции Государственного музея искусств Республики Кара-

калпакстан имени И.В.Савицкого. Выставлена впервые покинувшая Нукус картина Евгения Лысенко "Бык", которая стала символом музея.

В годы независимости в Каракалпакстане были организованы ряд новых музеев. В 1998 году был организован Дом-музей Амета и Айимхан Шамура-товых в городе Нукусе. Шамуратов Амет (19121953) - видный каракалпакский писатель, переводчик, общественный и государственный деятель. Айимхан Шамуратова (1917-1993) является одной из первых каракалпакских артисток, с детства мечтавшей о театральной карьере и воплотившей свою мечту на сцене театра музыки и драмы имени Бер-даха. За долгую сценическую жизнь, она сыграла более 100 ролей в пьесах каракалпакских, казахских, русских и узбекских драматургов.

Вся экспозиция Дома-музея построена на основе личных вещей супругов, материалов богатого архива актрисы: фотографий, книг, документов, портретов, концертных атрибутов, свидетельствующих об их совместном пути.

В 1997 году, в связи с 170-летним юбилеем каракалпакского поэта-мыслителя Бердаха, было решено создать музей имени Бердаха. В 1998 году при Каракалпакском государственном университете было построено здание музея. Общая площадь музея 1,26 кв.м. и представляет собой трехэтажное здание с одним большим и шестью малыми куполами. Автором является известный в республике архитектор,

лауреат государственной премии имени Бердаха Орынбай Торениязов. Музей был открыт 1 марта 2002 года и украшает город своей оригинальной архитектурой. В музее выставлены экспозиции, показывающие историю, этнографию и культуру каракалпаков. Особый интерес у посетителей вызывает зал рукописей, где хранятся письменные памятники на арабском, персидском и тюркском языках, сохранившиеся до наших дней. В будущем музей имеет надежды стать центром по реставрации, консервации и изучению письменных памятников в Каракал-пакстане, тем самым вобрав в себя и функцию научно-познавательную.

Благодаря уделяемому особому вниманию развитию сферы, все более возрастает роль музеев в проведении научных, фундаментальных, инновационных, практических исследований, обогащении знаний молодежи по истории, социально-гуманитарным предметам.

2018 год в Узбекистане был объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Для дальнейшего совершенствования деятельности музеев требуется осуществить ряд инновационных предложений: вводить новые инновационные технологии в экспозицию музеев Каракалпакстана для привлечения посетителей, например аудиегид. А также разработать виртуальную версию музеев для планшетов и ^^ш.

Список литературы:

1. Бабаназарова М. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого // Мо-зийдан садо. - Тошкент, 1999. - №1-2 (01). - С. 32.

2. Государственный краеведческий музей Каракалпакстана (путеводитель). - Нукус, 1992. - С. 55.

3. Камалова Г. Геззал Yлке. - Некис, 1986. - Б. 28.

4. Новицкий И. Сокровища Лувра в Нукусе // Вести Каракалпакстана. 7 февраля 2012 г. - №12.

5. Новицкий И. Нукусская коллекция глазами экспертов // Вести Каракалпакстана. 21 февраля 2012 г. - №16 (17692).

6. Нурабуллаева С. Хранилище истории нашего края // Мозийдан садо. - Тошкент, 2009. - №1 (41).

7. Yлкемиз тарийхыньщ гэзийнеханасы. - Нукус, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.