Научная статья на тему 'ЮРИДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД'

ЮРИДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН КУРСЫ / ПЛАТФОРМА MOODLE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головкин Р.Б., Жигарева Ю.С.

Приоритетной задачей Национального проекта «Образование» является обеспечение высокого качества и доступности образовательных услуг с применением современных цифровых технологий. Одной из самых широко применяемых инновационных технологий электронного обучения являются онлайн - курсы. Однако, несмотря на массовость использования их в процессе обучения российскими вузами, структура и содержание существующих онлайн - курсов не учитывают специфики соответствующего направления подготовки. В связи с этим в статье предлагается авторское определение онлайн - курсов, которое нуждается в правовой регламентации на законодательном уровне. Особое внимание уделяется внедрению новых элементов в содержание онлайн - курсов в соответствии с компетентностным подходом профессиональной подготовки студентов - юристов в цифровую эпоху. Разработанные с учетом предлагаемых в статье требований онлайн - курсы будут способствовать повышению качества, доступности и престижа юридической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головкин Р.Б., Жигарева Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND DIDACTIC ASPECTS OF THE ONLINE COURSES' APPLICATION IN LEGAL EDUCATION: A COMPETENCY-BASED APPROACH

The priority task of the National Project "Education" is to ensure high quality and accessibility of educational services using modern digital technologies. One of the most widely used innovative e - learning technologies is online courses. However, despite the widespread use of them in the training process by Russian universities, the existing online courses’ structure and content do not take into account the specifics of the corresponding direction of training. In this regard, the article offers the author's definition of online courses, which needs to be legally regulated at the legislative level. Particular attention is paid to the introduction of new elements in the content of online courses in accordance with the competency - based approach to the professional training of law students in the digital era. Developed with the requirements suggested in the article, online courses will help improve the quality, accessibility, and prestige of the legal career.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД»

98

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2021, № 5, с. 98-103

УДК 378.147

DOI 10.52452/19931778_2021_5_98

ЮРИДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

© 2021 г. Р.Б. Головкин1, Ю.С. Жигарева2

'Владимирский государственный университет им. А.Н. и Н.Г. Столетовых, Владимир 2Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

timakova@jur.unn.ru

Поступила в редакцию 24.04.2021

Приоритетной задачей Национального проекта «Образование» является обеспечение высокого качества и доступности образовательных услуг с применением современных цифровых технологий. Одной из самых широко применяемых инновационных технологий электронного обучения являются онлайн-курсы. Однако, несмотря на массовость использования их в процессе обучения российскими вузами, структура и содержание существующих онлайн-курсов не учитывают специфики соответствующего направления подготовки. В связи с этим в статье предлагается авторское определение онлайн-курсов, которое нуждается в правовой регламентации на законодательном уровне. Особое внимание уделяется внедрению новых элементов в содержание онлайн-курсов в соответствии с компетентностным подходом профессиональной подготовки студентов-юристов в цифровую эпоху. Разработанные с учетом предлагаемых в статье требований онлайн-курсы будут способствовать повышению качества, доступности и престижа юридической профессии.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, правовое регулирование, цифровые технологии, онлайн-курсы, платформа Moodle, компетентностный подход.

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в пространство российской системы образования. Итоги весны 2020 г. показали, что для системы образования является приоритетной задача дальнейшей цифровизации и перехода к комбинированной модели обучения - blended learning (смешанное обучение), предполагающей сочетание очного и дистанционного форматов обучения студентов. Дистанционное обучение является инновационной формой организации учебного процесса и предполагает использование различных цифровых образовательных технологий.

Одной из самых широко используемых цифровых технологий электронного обучения являются онлайн-курсы.

Следует отметить, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагает только дефиниции «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» [1], при этом явным законодательным пробелом является отсутствие перечня дистанционных образовательных технологий, которые могут применяться в процессе обучения. Как правило, данный вопрос самостоятельно разрабатывается высшими учебными заведениями на уровне локальных нормативных актов. Так, представляет интерес опыт Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. В указанном учебном заведении высшего образования принято Положение

об организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов [2], которое закрепляет несколько разновидностей онлайн-курсов:

- непосредственно само определение он-лайн-курсов, под которыми понимаются курсы, находящиеся постоянно в зоне доступа обучающегося, реализуемые с применением технологий электронного обучения и доступные в сети Интернет;

- онлайн-курсы ЫСС^ которые представляют собой массовые открытые онлайн-курсы с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения, размещаемые на внешних платформах с открытым доступом через сеть Интернет;

- курсы ВОК, то есть внутренние онлайн-курсы, разработанные сотрудниками университета и размещенные на сайте ВлГУ.

Некоторые вузы последнюю разновидность определяют как «курсы МООК-формата», под которыми понимают открытые обучающие он-лайн-курсы, доступные только во внутренней электронной информационно-образовательной среде университета [3].

Большинство остальных ведущих вузов ограничиваются дублированием основных законодательных норм об электронном обучении и дистанционных технологиях, а также порядком организации работы с ними при реализации образовательных программ.

Обратимся к правовой доктрине. Ученые предлагают различные научные определения онлайн-курсов. Так, в понимании Н.В. Гречуш-киной онлайн-курс представляет собой «организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных технологий и представляющий собой логически и структурно завершённую учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля» [4]. На наш взгляд, указанное и иные научные определения не в полной мере отражают специфику онлайн-курсов, поскольку в них отсутствует такой важный признак, как взаимозависимость структуры и содержания отдельных элементов курса от особенностей направления подготовки обучающихся.

Считаем, что разрешение данной проблемы видится в закреплении официального перечня дистанционных образовательных технологий в ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в который будет входить в том числе онлайн-курс. В целях единого подхода вузов к определению онлайн-курсов оно должно отражать следующие основные характеристики - это учебно-методический комплекс, созданный для целенаправленного образовательного процесса с применением дистанционных технологий и содержащий средства для обучения и для контроля обучающихся, структура и содержание элементов которого зависит от специфики соответствующего направления подготовки. На самостоятельное усмотрение вузов останется разработка терминологии о разновидностях онлайн-курсов с учетом особенностей подготовки обучающихся в конкретных структурных подразделениях.

Классические онлайн-курсы представляют собой курсы, традиционно имеющие строгую структуру и включающие все компоненты учебного процесса: «лекции, практические задания, тесты к лекциям, портал для общения с преподавателями и студентами» [5]. Онлайн-курсы такого типа представлены в большинстве российских вузов. Самой распространенной образовательной площадкой для онлайн-обуче-ния является платформа МооШе. Moodle была создана в технологическом австралийском университете Мартином Дугиамасом в 2002 г. и успешно применяется в образовательном процессе более 200 стран мира. Россия не является исключением. Популярность ее использования объясняется простым и удобным интерфейсом, а также разнообразным обучающим контентом

с использованием широкого спектра поддерживаемых форматов (текстовый формат, изображения, видеолекции, аудизаписи и др.). Таким образом, Moodle ориентирована не только на организацию комфортного удаленного взаимодействия между преподавателем и студентами, организацию традиционных дистанционных курсов, но и на поддержку очного обучения.

Специфика онлайн-курсов для студентов, обучающихся на юридических специальностях, определяется новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» [6] и магистратура по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» [7], относящиеся к поколению ФГОС ВО 3++. Данными стандартами были внесены существенные изменения в содержание компетенций, которые в настоящее время должны быть ориентированы на формирование знаний, умений и навыков обучающихся в условиях цифровой трансформации. В частности, новые стандарты закрепляют в рамках общепрофессиональных компетенций способность получать юридически значимую информацию и решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий. Помимо образовательных стандартов развитие цифровых компетенций предусматривает и федеральный проект «Кадры цифровой экономики» [8]. В частности, перечень ключевых цифровых компетенций был утвержден Приказом Минэкономразвития России в январе 2020 г., к числу которых относятся: «коммуникация и кооперация в цифровой среде; саморазвитие в условиях неопределенности; креативное мышление; управление информацией и данными; критическое мышление в цифровой среде» [9].

Рассмотренные компетенции, на наш взгляд, являются ключевыми для формирования профессиональных навыков специалиста в юридической деятельности в цифровую эпоху и более практико-ориентированными по сравнению с ныне действующими стандартами.

Исходя из компетентностного подхода образовательных стандартов поколения 3++ и федерального проекта «Кадры цифровой экономики» можно разработать конкретные рекомендации к структуре и содержанию отдельных элементов онлайн-курсов для обучения по юридическим специальностям.

В первую очередь, при создании онлайн-курсов по юридическим дисциплинам должно уделяться повышенное внимание их практической составляющей. Задания курсов должны включать в себя правовые задачи по разреше-

нию различных юридических вопросов, с которыми выпускники могут столкнуться в процессе профессиональной деятельности. Поколение образовательных стандартов 3++ диктует новые требования и к профессорско-преподавательскому составу. Так, с 2021 года 5% педагогических работников должны являться руководителями или работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники программы бакалавриата или магистратуры (речь идет о наличии стажа работы в данной профессиональной сфере не менее трех лет). При этом, как правило, в российских государственных учреждениях высшего образования сотрудников, совмещающих преподавательскую деятельность с практической, гораздо больше 5%. Учитывая их богатый опыт профессиональной деятельности, онлайн-курсы по преподаваемым дисциплинам должны включать в себя юридические казусы, наиболее часто встречающиеся на практике, желательно, с альтернативными вариантами их решения. При этом система оценивания онлайн-курсов не должна ограничиваться лишь проставлением оценок, но и предоставлять возможность преподавателям комментировать полученный ответ студента, тем самым обеспечивая между ними онлайн-диалог. При смешанном подходе к обучению преимуществом будет являться групповое обсуждение решенных задач в аудиториях либо посредством видео-конференц-связи. Внедрение данного элемента в онлайн-курс будет способствовать формированию общепрофессиональных компетенций у студентов-юристов, направленных на умение анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики, предлагать оптимальные варианты их решения и аргументировать свою правовую позицию по делу, что в особенности пригодится выпускникам при участии в состязательных процессах.

Следующим обязательным элементом он-лайн-курса должны служить задания, предполагающие составление проекта письменной консультации по наиболее распространенным правовым вопросам. Навыки, полученные в процессе выполнения таких заданий, пригодятся студентам не только при прохождении различных видов практики в период обучения, но и для участия в работе юридических клиник. В настоящее время юридические клиники созданы и успешно функционируют в структуре большинства юридических факультетов и институтов. Под руководством опытных преподавателей и практикующих юристов студенты оказывают на бесплатной основе консультативную

юридическую помощь населению по вопросам различных отраслей права, повышая тем самым не только свои правовые знания, но и коммуникативные навыки делового общения. Следует отметить, что в ранее действовавших образовательных стандартах закреплялись профессиональные компетенции (ПК-16 [10] - бакалавриат и ПК-8 [11] - магистратура), направленные на формирование способностей давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности. Новые стандарты перечень формирования профессиональных компетенций оставляют на самостоятельное усмотрение вузов, однако при этом отмечается, что в рамках освоения программы бакалавриата или магистратуры выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности экспертно-консультационного типа. Поэтому с большой вероятностью при формировании собственного перечня профессиональных компетенций образовательные учреждения включат в свои образовательные программы рассмотренные компетенции в качестве обязательных.

Следующим взаимосвязанным и необходимым элементом онлайн-курсов является составление и оформление юридически значимых документов: исковых заявлений, ходатайств, различных актов, претензий, официальных обращений в органы власти и к должностным лицам, правовых договоров, доверенностей и других документов применительно к конкретной ситуации. Особенно такие задания актуальны в рамках освоения обучающимися процессуальных дисциплин. Именно знание основ юридической техники при составлении документов позволит сформировать навыки юридического письма будущих профессионалов. В настоящее время все большую популярность набирают онлайн-сервисы по составлению документов. Так, например, Wonder.Legal представляет собой онлайн-платформу для составления документов с помощью технологии искусственного интеллекта. Компания FreshDoc позиционирует себя как конструктор готовых документов на все случаи жизни. Технологическая компания «Сим-плоер» предлагает готовые шаблоны документов, ранее сделанные для других клиентов, и др. Однако следует отметить, что данные интернет-платформы не учитывают специфики конкретной ситуации, прав, индивидуальных особенностей и интересов клиента. Кроме этого, в шаблонах не применяются профессиональные формулировки для исключения разночтений, а также не формируется необходимый пакет приложений. В свою очередь, умение грамотно составить и оформить правовую документацию будущими

студентами-юристами минимизирует риски правовых ошибок и дополнительных затрат на их устранение, а также эффективно скажется на разрешении конкретной проблемы клиента в соответствии с действующими законодательными нормами и требованиями.

Таким образом, традиционные и новые элементы в виде выполнения различных практических заданий в совокупности позволят оценить сформированность соответствующих компетенций студентов-юристов. При этом особое внимание при разработке и наполненности онлайн-курсов новыми элементами преподавателям необходимо уделить структурированности библиотечных и интернет-ресурсов по изучаемой студентами дисциплине; судебной практике, на основе которой будет разработан ряд задач; доктринальным подходам по дискуссионным вопросам; наглядному иллюстрированию материала в виде различных схем, таблиц, графиков. В перспективе наполнить электронные онлайн-курсы фрагментами видеолекций преподавателей и вебинаров с участием практикующих юристов [12].

Подготовленные на высоком уровне электронные курсы, предполагающие использование различных форм подачи материала, будут способствовать не только более плодотворной и результативной работе преподавателей со студентами, но и повысят качество получения юридического образования:

- во-первых, внедрение в электронные курсы различных обучающих средств обеспечит доступность получения необходимых для юридической профессиональной деятельности компетенций, направленных на освоение новых цифровых технологий;

- во-вторых, включение в онлайн-курс различных методик будет способствовать развитию творческого потенциала преподавателей и повышению уровня их квалификации;

- в-третьих, применение электронных курсов в обучении позволит обучающимся самостоятельно выстроить для себя образовательную траекторию на основе принципов образования в течение всей жизни.

Следует отметить, что онлайн-курсы должны быть направлены на широкую аудиторию, которая включает в себя: студентов, впервые получающих юридическое образование; обучающихся, которые уже имеют среднее, средне-специальное или высшее образование; лиц, желающих получить второе высшее образование, пройти профессиональную переподготовку или повысить уровень своей квалификации.

С учетом охвата такой широкой аудитории на практике явным преимуществом использова-

ния онлайн-курсов в процессе обучения будет являться взаимодействие с коллегами не только российских вузов, но и разработка совместных программ с иностранными вузами по международному студенческому обмену. Российское образование станет более привлекательным и доступным благодаря следующим факторам:

1) будут созданы комфортные условия для процесса обучения без отрыва от места проживания или работы;

2) за счет сокращения дополнительных материальных расходов и потерь времени процесс обучения будет более оптимизированным;

3) повысится эффективность обучения благодаря применению инновационных цифровых технологий.

Юриспруденция является той сферой, которая отличается нестабильностью и постоянным совершенствованием законодательства, отвечающим уровню развития информационного общества и новым требованиям научно-технического прогресса. Современные реалии и условия нашей жизни диктуют новые требования к качеству образования специалистов, главной составляющей которых является в том числе правовая грамотность. Поэтому любой желающий, в том числе уже имеющий юридическое образование, в любое время сможет повысить свои правовые знания в определенной области юриспруденции за счет возможности оперативного обновления учебных материалов в онлайн-курсе.

Несмотря на явные преимущества, основным сдерживающим фактором при этом являются традиционные представления о формах аттестации - экзамене или зачете. По мнению большинства представителей научного и юридического сообщества, экзамен или зачет должен проводиться в форме прямого контакта со студентом, иное не гарантирует должной степени проверки уровня знаний [13]. Однако, на наш взгляд, на смену традиционному опыту принятия экзамена или зачета в форме ответов на вопросы в билетах может прийти выполнение задания в виде решения нестандартной юридической ситуации в онлайн-курсе, направленного на развитие критического мышления и юридического правосознания студентов, поскольку именно на формирование указанных универсальных компетенций работодатели обращают внимание в первую очередь при приеме на работу.

Таким образом, в настоящее время мы наглядно наблюдаем, как происходит изменение системы оценки профессионализма работников - переход от определения квалификации (совокупности требований к системе владения конкретными навыками, зафиксированными в требованиях к профессии) к компетенции (диа-

пазону знаний, способности к адаптации, обладанию деловыми и личными качествами, необходимыми для достижения целей организации) [14]. Поэтому грамотность будущего специалиста напрямую зависит не только от получения качественного высшего образования, но и освоения компетенций, предусмотренных федеральными образовательными стандартами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Положение об организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов [Электронный ресурс]: Утв. приказом ВлГУ от 31.05.2019 № 236\1. Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Pol_ ob_org_onlain-kursov.pdf

3. Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. Утв. ученым советом ФГБОУ ВО «ПГУ» от 27.09.2018 № 155-20 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/doki/localnormact/polozhe nie_ob_eo_i_dot_izm. pdf

4. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. C. 125-134.

5. Голубева А.Н. Массовые открытые онлайн-курсы: понятие, классификация и опыт применения в системе высшего образования // Вопросы педагогики. 2017. № 7. С. 25-29.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Утв. приказом Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. consultant. ru

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Утв. приказом Минобрнауки России от 25.11.2020 № 1451 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru

9. Приложение № 1 к Методике расчета показателя «Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, Тысяча человек», утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Утв. приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). Утв. приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

12. Ершова И.В., Енькова Е.Е. «Цифровые» компетенции юристов: понятие, практика, проблемы формирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 225- 236.

13. Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Юридические онлайн-курсы: ожидания и возможности // Закон. 2018. № 5. С. 176-186.

14. Корпоративное обучение для цифрового мира / Под ред. В.С. Катькало, Д.Л. Волкова. 2-е изд. М.: Корпоративный университет Сбербанка, 2018. С. 79.

LEGAL AND DIDACTIC ASPECTS OF THE ONLINE COURSES' APPLICATION IN LEGAL EDUCATION: A COMPETENCY-BASED APPROACH

R.B. Golovkin, Yu.S. Zhigareva

The priority task of the National Project "Education" is to ensure high quality and accessibility of educational services using modern digital technologies. One of the most widely used innovative e-learning technologies is online courses. However, despite the widespread use of them in the training process by Russian universities, the existing online courses' structure and content do not take into account the specifics of the corresponding direction of training. In this regard, the article offers the author's definition of online courses, which needs to be legally regulated at the legislative level. Particular attention is paid to the introduction of new elements in the content of online courses in accordance with the competency-based approach to the professional training of law students in the digital era. Developed with the requirements suggested in the article, online courses will help improve the quality, accessibility, and prestige of the legal career.

Keywords: higher legal education, legal regulation, digital technologies, online courses, "Moodle" platform, competency-based approach.

References

1. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FL (ed. From 24.03.2021) «On Education in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 31.12.2012, № 53 (part 1). Art. 7598.

2. Regulation on the organization of educational activities using online courses [Electronic resource]: App. by order of VlSU dated 31.05.2019 № 236\1. Access mode: http://uu.vlsu.ru/files/Pol_ob_org_onlain-kursov.pdf

3. Regulation on electronic training and remote educational technologies [Electronic resource]: App. Scientific Council of FSBOU VO «PSU» dated 27.09.2018 № 155-20. Access mode: https://pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/ doki/localnormact/polozhenie_ob_eo_i_dot_izm.pdf

4. Grechushkina N.V. Online course: definition and classification // Higher education in Russia. 2018. № 6. P. 125-134.

5. Golubeva A.N. Mass open online courses: concept, classification and experience of application in the system of higher education // Questions of pedagogy. 2017. № 7. P. 25-29.

6. Federal State Educational Standard for Higher Education - undergraduate in the field of training 40.03.01 «Jurisprudence» [Electronic Resource]: App. by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 13.08.2020. № 1011. Access mode: http://www.con sultant.ru

7. Federal State Educational Standard for Higher Education - Master's Degree in the Field of Training 40.03.01 «Jurisprudence» [Electronic Resource]: App. by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 25.11.2020 № 1451. Access mode: http://www.consultant.ru

8. «Passport of the national project» National program «Digital Economy of the Russian Federation»

[Electronic Resource]: App. Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol of 04.06.2019 № 7). Access mode: http://www.consultant.ru

9. Appendix № 1 to the Methodology for Calculating the Indicator «Number of Graduates of the Vocational Education System with Key Competencies of the Digital Economy, Thousand People» approved by order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 24.01.2020 № 41 «On Approval of Methods for Calculating Indicators of the Federal Project «Personnel for the Digital Economy» of the national program «Digital Economy of the Russian Federation» [Electronic Resource]. Access mode: http://www.consultant.ru

10. «On the approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 40.03.01 Jurisprudence (undergraduate level)» [Electronic resource]: App. by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 01.12.2016 № 1511 (ed. From 11.01.2018). Access mode: http://www.consultant.ru

11. «On the approval and implementation of the Federal State Educational Standard for Higher Professional Education in the direction of training 030900 Jurisprudence (qualification (degree) «Master»)» [Electronic resource]: App. by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 14.12.2010 № 1763 (ed. From 31.05.2011). Access mode: http://www.consultant.ru

12. Yershova I.V., Yenkova E.E. «Digital» competencies of lawyers: concept, practice, problems of formation // Current problems of Russian law. 2020. № 6. P. 225-236.

13. Sheveleva N.A., Lavrikova M.Yu., Vasiliev I.A. Online legal courses: expectations and opportunities // Law. 2018. № 5. P. 176-186.

14. Corporate training for the digital world / Ed. V.S. Katkalo, D.L. Volkova. 2nd ed. M.: Sberbank Corporate University, 2018. P. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.