Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / САМООБРАЗОВАНИЕ / OPEN EDUCATION / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / DIGITAL COMPETENCIES / ONLINE PLATFORMS / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук Н.П., Хромова Е.И.

Актуальность статьи обусловлена проблемами, связанными с необходимостью разработки эффективных способов применения открытых образовательных ресурсов в образовании и самообразовании. Цель статьи заключается в научно-методическом обосновании возможности использования массовых открытых онлайн-курсов для непрерывного самообразования, а также для совершенствования технологий самообразовательной деятельности с использованием цифровых инструментов. В статье раскрыт потенциал использования массовых открытых онлайн-курсов и открытых образовательных ресурсов в развитии не только самообразовательных компетенций, но и компетенций в области применения цифровых инструментов в образовании и самообразовании. Анализируются цели и мотивы изучения массовых открытых онлайн-курсов студентами и преподавателями российских вузов. Показано, что в условиях глобализации и цифровизации образования массовые открытые онлайн-курсы, как инновационные инструменты образовательной деятельности, находят разнообразные области применения и являются моделями самообразования. Статья предназначена для преподавателей вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF CONTINUING SELF-EDUCATION

The relevance of the article is attributed to the problems associated with the need to develop effective ways to use open educational resources in education and self-education, as well. The purpose of the article is scientific and methodical support of the possibility of using massive open online courses for continuing self-education, as well as for improving the technologies of self-educational activities using digital tools. The article reveals the potential of using massive open online courses and open educational resources in the development of not only self-educational competencies, but also competencies in the use of digital tools in education and self-education, as well. We have analyzed the goals and motives of studying massive open online courses by students and teachers of Russian universities. The article shows that in the context of globalization and digitalization of education massive open online courses, as innovative tools of educational activities, have various areas of application and they are models of self-education. The article is intended for university professors, and organizations that provide professional development for teaching staff.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества непрерывного самообразования

The use of massive open online courses as a way to improve the quality of continuing self-education

Гончарук Н.П., Казанский национальный исследовательский технологический университет, gonch54@mail.ru

Хромова Е.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, e666@mail.ru

Goncharuk N., Kazan National Research Technological University, gonch54@mail.ru Khromova E., Kazan (Volga region) Federal University, e666@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.011

Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Инженерное образование в контексте будущих промышленных революций - СИНЕРГИЯ-2020».

Ключевые слова: открытое образование, массовые открытые онлайн-курсы, открытые образовательные ресурсы, цифровые компетенции, онлайн-платформы, самообразование.

Keywords: open education, massive open online courses, open educational resources, digital competencies, online-platforms, self-education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемами, связанными с необходимостью разработки эффективных способов применения открытых образовательных ресурсов в образовании и самообразовании. Цель статьи заключается в научно-методическом обосновании возможности использования массовых открытых онлайн-курсов для непрерывного самообразования, а также для совершенствования технологий самообразовательной деятельности с использованием цифровых инструментов. В статье раскрыт потенциал использования массовых открытых онлайн-курсов и открытых образовательных ресурсов в развитии не только самообразовательных компетенций, но и компетенций в области применения цифровых инструментов в образовании и самообразовании. Анализируются цели и мотивы изучения массовых открытых онлайн-курсов студентами и преподавателями российских вузов. Показано, что в условиях глобализации и цифровизации образования массовые открытые онлайн-курсы, как инновационные инструменты образовательной деятельности, находят разнообразные области применения и являются моделями самообразования. Статья предназначена для преподавателей вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников.

Abstract. The relevance of the article is attributed to the problems associated with the need to develop effective ways to use open educational resources in education and self-education, as well. The purpose of the article is scientific and methodical support of the possibility of using massive open online courses for continuing self-education, as well as for improving the technologies of self-educational activities using digital tools. The article reveals the potential of using massive open online courses and open educational resources in the development of not only self-educational competencies, but also competencies in the use of digital tools in education and self-education, as well. We have analyzed the goals and motives of studying massive open online courses by students and teachers of Russian universities. The article shows that in the context of globalization and digitalization of education massive open online courses, as innovative tools of educational activities, have various areas of application and they are models of self-education. The article is intended for university professors, and organizations that provide professional development for teaching staff.

Введение. Цифровизация общества характеризуется глубоким проникновением информационно--коммуникационных технологий,

Интернет-сервисов, цифровых инструментов в образовательную деятельность. Современный объем и качество цифровых технологий,

накопленные обществом, создают условия для разработки новых способов их использования в образовании, а также применения мирового опыта инновационных решений в сфере цифровизации образования. Это приводит к кардинальным изменениям информационно-технологической парадигмы развития образования. Система подготовки инженеров является важнейшей движущей силой для развития цифровой экономики. Именно высококвалифицированные специалисты будут создавать и внедрять новые технологии, разрабатывать и использовать программные алгоритмы обработки цифровых данных в разных областях экономики. Под влиянием повсеместного распространения

информационных технологий происходят существенные изменения в процессах интеллектуализации профессионального

образования и самообразования.

Система образования стоит перед вызовами цифровизации, которые требуют не только организационных и технологических

преобразований, но и методической трансформации образовательного процесса, создания цифровой дидактики [2;3]. Главная цель интеллектуализации образовательного процесса состоит в непрерывном развитии и обновлении компетенций студентов и преподавателей в области использования цифровых инструментов в обучении и самообразовании она основе возможностей современных цифровых технологий и цифровой образовательной среды.

Цифровизация и глобализация образования способствует разработке новых образовательных структур и организаций, стимулирует создание инновационных подходов к применению цифровых технологий, расширению приемов применения ресурсов Интернета. Главной тенденцией современного образования является концепция открытого образования, одной из ключевых особенностей которого является широкое использование в процессе обучения современных цифровых технологий, основанное на информационных сетях. Открытые образовательные ресурсы (ООР) и массовые открытые онлайн-курсы (МООК) являются важнейшими элементами открытого образования. К основным целям системы открытого образования относятся следующие: решение проблем, связанных с преодолением информационного неравенства различных социальных групп в обществе; развитие информационной культуры; постоянное обновление компетенций, связанных с использованием цифровых технологий за счет

предоставления широкого доступа к информационным ресурсам всего мирового сообщества [1]. К особенностям открытого образования можно отнести гибкость, состоящую в возможности обучаться в удобное время, а также в любом месте и темпе; доступность, состоящую в широком использовании потенциала мировых открытых образовательных ресурсов; индивидуализацию образовательного процесса, которая позволяет строить свою образовательную деятельность в зависимости от личностного и ментального опыта, персональных целей и потребностей. Открытый доступ к информации, гибкость в выборе контента, технологий и темпов познавательной деятельности, места и времени обучения, обеспечивает широкие возможности для создания персональной образовательной среды и построения на ее основе индивидуальной самообразовательной траектории обучения. Расширение доступности отечественных и зарубежных образовательных ресурсов позволяет использовать разнообразные цифровые инструменты для самообразовательной деятельности. Интеграция средств цифровых и самообразовательных технологий создает условия для творческой деятельности, оптимизирует потенциал, цели, функции и способы самообразования [1;9].

В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые инструменты, информационные технологии, открытые образовательные ресурсы, однако многие преподаватели испытывали трудности в связи с недостаточным уровнем развития цифровых компетенций и навыков работы в цифровой среде. Трудности с пандемией показали, что необходимо создание оптимальных условий для развития и обновления не только цифровых компетенций, но и способов самообразовательной деятельности, опирающихся на цифровые инструменты, а также формирования навыков самоорганизации и самообучения. Рассмотрим возможности отечественных и зарубежных массовых открытых онлайн-курсов для развития компетенций преподавателей и студентов в области использования цифровых инструментов в образовательном процессе, для непрерывного самообразования.

Методология. В нашей стране дальнейшее развитие онлайн-образования,

совершенствование качества онлайн-курсов (МООК) и платформ МООК связано с приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) [11;12]. Главной задачей проекта СЦОС является увеличение доступности

образовательных услуг с целью осуществления непрерывного характера образования на базе цифрового образовательного пространства России. Это будет осуществляться с помощью широкого внедрения технологий и инструментов онлайн-обучения, разработки и использования массовых онлайн-курсов. Необходимо использовать современные цифровые технологии и лучшие практики онлайн-обучения, опыт ведущих российских университетов, опыт работы отечественных и зарубежных онлайн-платформ [11;12;14].

Методами исследования послужили анализ наиболее успешных практик онлайн-обучения ведущих зарубежных и отечественных университетов; опыта деятельности ведущих онлайн-платформ, таких как Coursera, edX, Udacity, Uniweb, Открытый Политех, платформа «Открытое образование», OpenProfession, Лекториум, GeekBrains, Stepik, платформа МГУ «Университет без границ», Универсариум, Univer TV; Postnauka, Интуит; Нетология, Эдуардо, Arzamas; исследование возможностей использования мировых платформ массового открытого онлайн-образования, потенциала размещенных на этих платформах онлайн-курсов; анализ опыта прохождения массовых открытых онлайн-курсов преподавателями и студентами российских вузов. Исследование затрагивает область формирования самообразовательных компетенций средствами МООК, особое внимание уделяется потенциалу использования открытых образовательных ресурсов для развития и обновления компетенций в области применения цифровых технологий в образовании и самообразовании.

Результаты исследования. В реализации концепции открытого образования выделим две тенденции. Первая тенденция состоит в реализации возможностей открытых

образовательных ресурсов, которые

предоставляют всем желающим широкий доступ к образовательным услугам. Для решения данной задачи требуется разработка методик применения материалов образовательных ресурсов в образовании. Вторая тенденция состоит в создании условий для конструирования персональной образовательной среды преподавателей и студентов на основе современных цифровых инструментов. Для решения этих задач необходима интеллектуализация образовательного процесса, которая направлена на непрерывное развитие и обновление компетенций студентов и преподавателей в области использования

цифровых технологий образовании и самообразовании.

Важную роль в открытом образовании играют открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн-курсы. Специфика массового онлайн-курса состоит в том, что в таком курсе может одновременно обучаться неограниченное число слушателей; МООК предоставляет открытый доступ для всех, так как на многих курсах могут пройти регистрацию на платформе и записаться на курс все желающие без жестких требований к исходному уровню образования, возрасту, занимаемой должности,

профессиональным качествам [1;2]. Таким образом, МООК доступен для изучения широкому кругу заинтересованных лиц с разным уровнем подготовленности к освоению курса, с разными техническими возможностями, с разным уровнем развития учебно-познавательной мотивации. Открытыми, бесплатными и доступными являются практически все материалы курса. Хотя можно встретить и курсы с условно-доступными материалами (например, для доступа к некоторым заданиям с полной автоматизацией процедуры контрольно-оценочной деятельности необходимо оплатить обучение, а лекционный материал будет бесплатным) [9;10]. Важно отметить, что для каждого онлайн-курса характерна не только очень четкая структура (курс состоит из модулей), но и своя авторская методика преподавания, которая определяет технологию учения, способы изучения и освоения материалов курса, промежуточного и итого контроля, а также процедуры и приемы оценки знаний и умений, контрольные точки.

Важно отметить, что особенностью организационных условий открытого

образования является большое внимание к качеству учебно-методических материалов открытых образовательных ресурсов и онлайн-курсов, а также к методикам обучения и технологиям оценивания, используемым в онлайн-обучении. В соответствии с планами проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» создан информационный портал, который работает по принципу «одного окна» и обеспечивает объединение онлайн-платформ и онлайн-курсов. Благодаря ресурсу «одного окна» студенты и преподаватели могут получить свободный доступ к огромному количеству МООК, которые разработаны ведущими университетами России, к возможностям сетевого взаимодействия, включая реализацию и создание образовательных программ с использованием онлайн-курсов.

Среди основных задач портала выделим следующие: поиск онлайн-курсов; оценка качества онлайн-курсов; составление рейтингов онлайн-курсов; формирование цифровых портфолио слушателей [12;14].

Взаимодействие и общение слушателей с преподавателями реализуется с помощью разнообразных инструментов электронной образовательной среды. У каждого массового открытого онлайн-курса свой педагогический дизайн, направленный на реализацию поставленных целей обучения, достижение определенных результатов. Выделим основные элементы онлайн-курса:

- методически обоснованный контент онлайн-курса, разработанный согласно цели и конкретных результатов его изучения;

- использование образовательных технологий эффективных в онлайн формате;

- средства визуализации содержания онлайн-курса;

- средства обеспечения интерактивности онлайн-курса: интерактивные учебные задания на групповое выполнение; форумы; создание виртуальных команд для выполнения заданий, взаимное оценка заданий, использование инструментов Интернет-сервисов для группового взаимодействия;

- средства организации поддержки обучающихся в ситуации затруднений: мониторинговые инструменты и оперативная обратная связь, оценка и контроль не только итоговых, но и промежуточных результатов учебной работы, диагностика ошибок в процессе изучения курса;

- средства, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности слушателей: приемы многоуровневой организации учебного материала, альтернативные способы предъявления информации, дифференциация учебных материалов, учет когнитивных стилей при организации и контроле; взаимодействие слушателей и авторов курса в процессе прохождения всех модулей курса; задания разного уровня трудности, ориентированные на индивидуализацию учебной работы слушателей;

- средства активизации онлайн-обучения, стимулирование познавательной мотивации с помощью разнообразных приемов, способов поддержки и помощи в процессе онлайн-обучения; разнообразного контента онлайн-курса;

- четкая организация обратной связи, статистическая обработка результатов [4;5;9;10].

Важными характеристиками МООК является большое разнообразие тем; наличие нескольких уровней сложности; средства индивидуализации

и активизации онлайн-обучения, направленные на стимулирование познавательной мотивации слушателей. Развитию мотивации

самообразования способствует обеспечение разнообразными источниками информации; онлайн-курсы содержат не только учебно-методические материалы необходимые для освоения тем курса, но и большое количество ссылок на внешние Интернет-ресурсы. Большое место занимают ссылки на мировые ООР, образовательные порталы, монографии известных ученых и статьи в зарубежных и отечественных журналах.

Необходимо отметить, что в МООК используются самые современные цифровые технологии и методики работы информацией, которые стимулируют развитие цифровых и самообразовательных компетенций слушателей. Важная особенность МООК состоит в том, что очень большое внимание уделяется созданию доброжелательной атмосферы в процессе прохождения курса в работе с разными категориями слушателей. Так как учебный процесс в формате онлайн не связан с временными и географическими ограничениями, то это создает комфортные условия для самообразования.

Важнейшая цель онлайн-образования состоит в развитии цифровых и самообразовательных компетенций на основе учета разного уровня развития цифровой грамотности,

информационной культуры, индивидуальных интересов, потребностей, личного опыта слушателей. В соответствии с основными задачами приоритетного проекта СЦОС в России созданы региональные центры компетенций для повышения квалификации преподавателей [11; 12]. Для того, чтобы преподаватели могли получить необходимую информацию об основных тенденциях развития онлайн-обучения, технологиях онлайн-образования, моделях включения онлайн-курсов в учебный процесс, инструментах онлайн-обучения на ряде платформ разработаны специальные онлайн-курсы. В связи с этим следует отметить такую платформу дополнительного профессионального онлайн-образования как «OpenProfession». Онлайн-курсы платформы «OpenProfession» направлены на повышение квалификации педагогов в области создания онлайн-курсов, педагогического дизайна, методического, тьюторского и аналитического сопровождения курсов, применения инструментов электронной информационно-образовательной среды,

использования современных технологий и методик онлайн-обучения [13].

Важно отметить, что в массовых открытых онлайн-курсах большое внимание уделяется изучению мотивации слушателей, а также промежуточных и итоговых результатов прохождения каждого модуля. С помощью тестов на протяжении всего процесса обучения на онлайн-курсах анализируются следующие характеристики: опыт образовательной и профессиональной деятельности слушателей, уровень образования и возраст, опыт работы в электронном обучении, цели поступления на курс, ожидания от обучения на курсе. Так, например анализ онлайн-курсов платформ Coursera, edX показывает, что для проектирования вариантов контента создается нескольких типажей гипотетических слушателей, на основе информации об их личном и профессиональном опыте, стратегиях поведения в образовательных ситуациях, познавательных интересах и мотивах. В процессе прохождения онлайн-курса созданные типажи

актуализируются, обогащаются конкретной информацией о слушателях, что приводит к еще более глубокому исследованию их ментального опыта, запросов и потребностей. Изменения, которые происходят со слушателями в процессе обучения на онлайн-курсе находятся в поле пристального внимания авторов онлайн-курсов. Постоянно проводится тестирование с целью исследования степени усвоения знаний по каждому модулю, а также умений использовать полученные знания в различных ситуациях. На основе полученных результатов исследований формируется алгоритм оценивания

эффективности учебной работы для подтверждения результатов онлайн - обучения. Полученные в результате исследований данные становятся основой разработки модели учебной деятельности слушателей в процессе прохождения онлайн - курса [4;8;10].

Проведенный нами анализ онлайн-курсов разнообразных платформ МООК позволяет сделать вывод о широком диапазоне целей этих проектов. Глобальная цель МООК состоит в удовлетворении образовательных и

самообразовательных потребностей и мотивов преподавателей и студентов, а также компенсации пробелов формального и неформального образования. Изучение мотивов использования онлайн-курсов студентами, позволило выявить следующие мотивы: получение дополнительных источников знаний и умений для лучшего понимания учебной дисциплины, изучаемой в вузе; подготовка к обучению и освоению новых учебных курсов;

поиск информации для эффективной организации учебного труда, планирования и построения своей образовательной траектории; знакомство с новыми технологиями учения, использующими цифровые инструменты и Интернет-технологии; поиск ресурсов Интернета для получения дополнительных справочных материалов, связанных с учебным проектом или задачей [6;8]. Таким образом, технологии онлайн-обучения оказывают значительное влияние на мотивацию самообразования студентов, а также стимулируют развитие новых форм и приемов самообразовательной деятельности.

Как показали результаты проведенных исследований, большинство преподавателей записываются на онлайн-курсы для обогащения своего опыта преподавания учебной дисциплины; получения разнообразных материалов для разработки образовательных программ и учебников; изучения методических разработок других преподавателей; анализа видеолекций преподавателей онлайн-курса; изучения тестов, заданий, оценочных и другие материалов онлайн-курса; исследования способов включения онлайн-материалов в учебные дисциплины; знакомства с новыми цифровыми технологиями и методиками преподавания в онлайн-формате [7;8]. Так как существует большое количество МООК по конкретным вузовским учебным дисциплинам, то у преподавателей появляется возможность не только повысить свой уровень методических компетенций в области онлайн-образования, но и овладеть новыми компетенциями в области применения информационных технологий и цифровых инструментов в учебном процессе, а также обогатить свой личный опыт онлайн-обучения, повысить уровень самообразовательной культуры. К другим мотивам использования МООК относятся следующие:

- поиск необходимой информации о новых цифровых технологиях, устройствах и услугах в самых разных областях;

- стремление овладеть технологиями дистанционного обучения, получить опыт онлайн-образования;

- стремление к общению в сообществах, в которых с помощью МООК можно найти коллег для обмена мнениями, для обсуждений в интересующей области, желание общаться в виртуальной сети с людьми, имеющими такие же интересы;

- обсуждение профессиональных проблем с целью преодоления возникших затруднений; стремление быть в курсе событий в своей профессиональной сфере; расширение знаний за рамками профессиональной области;

- желание получать новую информацию об инновациях в мировой системе образовании, об опыте ведущих отечественных и зарубежных университетов, о культуре других стран [8].

Заключение. Таким образом, проведенный в нашем исследовании анализ возможностей применения массовых открытых онлайн-курсов отечественных и зарубежных платформ показывает, что они находят широкое применение в профессиональном и общекультурном самообразовании, а также используются для дополнительного образования, для преодоления пробелов и углубления знаний, полученных в процессе формального образования. Мы выявили значительный потенциал массовых онлайн-курсов для саморазвития и самообучения, для непрерывного процесса самообразования; для развития и обновления компетенций, без которых дальнейший карьерный рост затруднен. И определили, что технологии онлайн-образования

способствуют трансформации форм и методов самообразования в условиях цифровизации общества, поскольку МООК создают условия для развития у слушателей навыков самоорганизации, готовности к самообразованию; создания персональной образовательной среды, конструирования индивидуальной

образовательной траектории в соответствии личностным опытом, познавательными интересами и потребностями. Большинство курсов рассчитано на самообучение, поэтому массовые открытые онлайн курсы обладают большим самообразовательным потенциалом, стимулируют создание новых форм, методов и технологий самообразования на основе использования цифровых инструментов, оказывают значительное влияние на обогащение и обновление компетенций в области использования цифровых инструментов в учебной и преподавательской деятельности.

Литература:

1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. - С. 150-155.

2. Бадарч Д., Токарева Н., Цветкова М. МООК: реконструкция высшего образования / Д. Бадарч, Н. Токарева, М. Цветкова // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 135-146.

3. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н.В. Днепровская // Статистика и экономика. - 2018. - № 4. - С. 16-28.

4. Голубева А.Н. Массовые открытые онлайн-курсы: понятие, классификация и опыт применения в системе высшего образования / А.Н. Голубева // Вопросы педагогики. - 2017. - № 7. - С. 25-29.

5. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация / Н.В. Гречушкина // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - С. 125-134.

6. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Казанский педагогический журнал. - 2018. -№ 4. - С. 32-37.

7. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №1. - С. 31-36.

8. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 2. -С. 83-92.

9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография; под ред. Д. Бадарч. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

10. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования / Г.В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. -2015. - № 2(58). - С. 56-65.

11. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216432/

12. Приоритетный проект «СЦОС в РФ» вышел на магистральный путь развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neorusedu.ru/news/ prioritetnyj -proekt-stsos-v-rf-vyshel-na-magistralnyj -put

13. Платформа дополнительного профессионального онлайн-образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edumooc. openprofession.ru/catalog

14. Современная цифровая образовательная среда (СЦОС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neorusedu.ru/

References:

1. Andrsev A.A. Russian open educational resources and massive open distance courses / A.A. Andreev // Higher education in Russia. - 2014. - № 6. - P. 150-155.

2. Badarch D., Tokareva N., Tsvetkova M. MOOC: reconstruction of higher education / D. Badarch, N.

Tokareva, M. Tsvetkova // Higher education in Russia. -2014. - № 10. - P. 135-146.

3. Dneprovskaya N.V. Assessment of the readiness of Russian higher education for the digital economy / N.V.

Dniprovskaya // Statistics and Economics. - 2018. - № 4. -P. 16-28.

4. Golubeva A.N. Massive open online courses: concept, classification and application experience in the system of higher education / A.N. Golubeva // Questions of pedagogy. - 2017. - № 7. - P. 25-29.

5. Grechushkina N.V. Online course: definition and classification / N.V. Grechushkina // Higher education in Russia. - 2018. - № 6. - P. 125-134.

6. Goncharuk N.P., Khromova E.I. Integration of pedagogical and information technologies in the educational process / N.P. Goncharuk, E.I. Khromova // Kazan pedagogical journal. - 2018. - № 4. - P. 32-37.

7. Goncharuk N.P., Khromova E.I. Models of integration of digital and pedagogical technologies in the process of training future engineers / N.P. Goncharuk, E.I. Khromova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 1. - S. 31-36.

8. Goncharuk N.P., Khromova E.I. Intellectualization of professional pedagogical activity based on the integration of pedagogical and digital technologies / N.P. Goncharuk,

E.I. Khromova // Pedagogy and psychology of education. -2020. - № 2. - P. 83-92.

9. Information and communication technologies in education: monograph; ed. D. Badarch. - M.: HIE UNESCO, 2013. - 320 p.

10. Mozhaeva G.V. Mass online courses: a new vector in the development of lifelong education / G.V. Mozhaeva // Open and distance education. - 2015. - № 2(58). - S. 56-65.

11. Passport of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/

12. The priority project "SCOS in the Russian Federation" has entered the main path of development [Electronic resource]. - Access mode: http://neorusedu.ru/news/prioritetnyj-proekt-stsos-v-rf-vyshel-na-magistralnyj -put-razvitiya

13. Platform for additional professional online education [Electronic resource]. - Access mode: https://edumooc.openprofession.ru/catalog

14. Modern digital educational environment (STsOS) [Electronic resource]. - Access mode: http://neorusedu.ru/

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.