Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ТАМОЖЕННОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ТАМОЖЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН- И ОФЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

Рассмотрены методические особенности использования цифровых технологий в реализации образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Уточнена специфика цифровой образовательной среды в таможенном вузе. Определены методико-педагогические условия, обеспечивающие усвоение учебного материала в онлайн-формате: технология модульного обучения, поисковые и исследовательские технологии, проблемное обучение, проектное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTEGRATION OF ONLINE AND OFFLINE EDUCATION IN THE TRAINING OF LAWYERS IN THE CUSTOMS UNIVERSITY

The methodological features of the use of digital technologies in the implementation of the educational program of 40.03.01 Jurisprudence field of studywere considered. The specific character of the digital educational environment in the customs university was clarified. The methodological and pedagogical conditions that ensure the assimilation of educational material in an online format: modular learning technology, search and research technologies, problem-based learning, project-based learning were defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ТАМОЖЕННОМ ВУЗЕ»

УДК 378.4

Е.Д. ГРЯЗНОВА*

Особенности интеграции онлайн- и офлайн-обучения при подготовке юристов в таможенном вузе

Рассмотрены методические особенности использования цифровых технологий в реализации образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Уточнена специфика цифровой образовательной среды в таможенном вузе. Определены методико-педагогические условия, обеспечивающие усвоение учебного материала в онлайн-формате: технология модульного обучения, поисковые и исследовательские технологии, проблемное обучение, проектное обучение.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационные образовательные технологии, онлайн- и офлайн-обучение, электронно-информационная обучающая среда.

ГРЯЗНОВА Елена Дмитриевна кандидат педагогических наук, доцент, декан юридического факультета. baverd@yandex.ru.

GRYAZNOVA E. D. - Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Dean of the Faculty of Law.

E.D. GRYAZNOVA Features of Integration of Online and Offline Education in the Training of Lawyers in the Customs University

The methodological features of the use of digital technologies in the implementation of the educational program of 40.03.01 Jurisprudence field of studywere considered. The specific character of the digital educational environment in the customs university was clarified. The methodological and pedagogical conditions that ensure the assimilation of educational material in an online format: modular learning technology, search and research technologies, problem-based learning, project-based learning were defined.

Keywords: digital educational environment, information educational technologies, online and offline education, electronic information learning environment.

Национальная программа «Цифровая экономика» затронула все сферы жизни,

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

в том числе нашла отражение в стратегических направлениях совершенствования таможенных органов, основанных на цифровизации таможенных процессов. Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА) ведет подготовку кадров для Федеральной таможенной службы уже более 25 лет. За эти годы наработан опыт постоянной актуализации образовательных программ с учетом требований таможенных органов, предъявляемых профессиональной подготовке будущих таможенников. Сегодня особый акцент делается на повышении цифровой грамотности студентов путем включения в образовательные программы дисциплин, формирующих навыки и умения, необходимые для работы в современных условиях (цифровой документооборот, электронное декларирование и др.). Разработка онлайн-курсов учебных дисциплин, использование образовательных ресурсов посредством свободного онлайн-доступа - все это формирует образовательное пространство, способствующее приобретению цифровых компетенций обучающимися.

В 2020/2021 учебном году в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией (угроза распространения СОУГО-19) в установленный период (март-сентябрь) образовательный процесс у студентов очной формы обучения проходил онлайн (дистанционно) с применением технологий удаленного доступа: использовалась электронно-информационная обучающая среда (ЭИОС) ВФ РТА для проведения аудиторных занятий, т. е. взаимодействие с преподавателями было опосредованным через информационно-коммуникативные технологии. Отметим, что в сложившейся ситуации наряду с положительными сторонами применения ЭИОС имеется ряд проблемных вопросов, связанных с особенностями интеграции онлайн-и офлайн-обучения (традиционного) при подготовке юристов в таможенном вузе. В данном исследовании мы остановимся на основных вопросах, связанных с влиянием информационно-образовательных технологий на алгоритм когнитивного поведения обучающихся, и возможных подходах к их решению.

Основа образовательной программы подготовки юриста формируется из дисциплин гуманитарного блока (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011). Она предусматривает необходимость в ходе обучения осваивать огромный объем материала, вырабатывать собственное суждение, уметь участвовать в научной дискуссии, проводить исследования, систематизировать и презентовать собственные научные результаты, выступать публично, что подразумевает непосредственное взаимодействие с преподавателем, работу в учебных группах, публичные защиты проектов [4]. При опосредованном обучении юристов на основе ЭИОС и, как следствие, педагогическом взаимодействии посредством удаленного доступа должны учитываться методические особенности использования

цифровых технологий, с тем чтобы создать атмосферу живого участия преподавателя в подготовке юристов, что очень важно для сохранения классического юридического образования. Прежде всего, необходимо рассмотреть дистанционное обучение с точки зрения его эффективности при подготовке будущих юристов.

Большинство современных исследователей (И. О. Шевченко, В. И. Ив-ко, Е. С. Полат, А. Е. Петров) считают, что дистанционный формат обучения - это основа цифровой образовательной среды (ЦОС). ЦОС является следствием информатизации общества, это не только информатизация системы образования, но и информатизация предмета образования, расширяющая границы «педагогического» аспекта образовательной среды. По мнению Н. Б. Кущевой и В. И. Тереховой, ЦОС - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [2]. Минимальная структура, реализующая дистанционную образовательную технологию, предполагает обязательное наличие среды взаимодействия между основными элементами образовательной системы (обучающийся-преподаватель). В зависимости от организации такого взаимодействия, т. е. от используемых средств и технологий, возможно формирование различных классов электронных образовательных систем. Чем больше роль этой среды в организации образовательного процесса, тем более интеллектуальной будет система, тем более эффективным будет ее использование. Изменение структуры приводит к необходимости изменения как программно-технических, так и методических средств обучения.

ЦОС для обучающихся и преподавателей юридического факультета определила как возможности, обеспечивающие облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории студентов, автоматизацию мониторинга за образовательным процессом со стороны преподавателей, доступ к самым современным образовательным ресурсам, так и сокращение непосредственного контакта обучающихся с преподавателями, что повлекло за собой утрату основных характеристик юридического образования, выраженных в формировании навыков межличностного и межкультурного взаимодействия, способности работать в коллективе, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Такие выводы были сделаны после проведенного анализа результатов промежуточной аттестации дисциплин гуманитарного цикла, изученных в онлайн-и офлайн-форматах: осенний семестр у студентов 1, 2-го курсов проходил в офлайн-формате; весенний семестр - в онлайн-формате (март-июнь) (см. рисунок).

Для решения проблемы эффективной интеграции онлайн- и оф-лайн-обучения необходимо определить методико-педагогические условия,

максимально обеспечивающие уровень усвоения обучающимися учебного материала при офлайн-формате. Здесь целесообразно обратиться к технологиям продуктивного обучения, описанным еще в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. Как отмечает М. В. Кларин, предпосылками их возникновения были: повсеместное внедрение компьютеров в учебный процесс, попытки повысить качество обучения, сделать результат обучения независимым от качества работы преподавателя [1]. Технологии продуктивного обучения включают в себя: модульное обучение, поисковые и исследовательские технологии, проблемное обучение, проектное обучение. Далее мы рассмотрим эффективность их применения непосредственно для онлайн-обучения в разрезе задач, стоящих перед юридическим образованием и непосредственно подготовки будущих юристов в таможенном вузе.

80 70 60 50 40 30 20 10

Осенний семестр (офлайн)

Весенний семестр (онлайн)

□ 1

Качественная успеваемость студентов очной формы обучения с использованием онлайн- и офлайн-формата по итогам промежуточной аттестации 2019/2020 учебного года (форма контроля - экзамен), %: 1 - теория государства и права, 2 - гражданское право

Технология модульного обучения широко применяется в учебном процессе. При переводе образовательного процесса в дистанционный формат она позволяет индивидуализировать содержание обучения под уровень и темп учебно-познавательной деятельности обучающихся [3]. В модуле излагается актуализированное содержание учебной информации, дается разъяснение этой информации, определяются условия погружения в информацию (конкретные литературные источники), размещаются теоретические и практические задания и рекомендации к ним, дается система самостоятельного и внешнего контроля.

Поисковые и исследовательские технологии предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся. В основе самостоятельного приобретения знаний лежит собственный учебный опыт [5]. Такой вид учебной деятельности формирует у студентов потребность выбора направления деятельности и принятия решений, самостоятельного поиска знаний, инициативность, что влечет за собой совершенствование

0

2

$&$($($($&$&$&$&

основных мыслительных действий и операций (анализ, синтез, обобщение), обучение процедурам обсуждения, дискуссионную культуру, эмоциональное и личностное развитие.

Проблемное обучение основано на постановке преподавателем или самим обучающимся проблемы, которая может иметь как практический, так и теоретический характер. Ее решение осуществляется обучающимися индивидуально или (чаще) в микрогруппах. В процессе такого обучения формируются и развиваются способности достигать более широкого понимания сущности проблемы и соотношения ее с различными областями знаний, находить информацию, необходимую для определения и решения проблем, умение ценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.

Проектное обучение. Идея проектного обучения заключается во включении обучающихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Это творческая учебная работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются обучающимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультационной поддержке преподавателя. Одним из важных компонентов проектного обучения является деятельность педагога как консультанта-наставника.

На наш взгляд, вышеперечисленные методы призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития студентов юридического факультета. Несомненным остается тот факт, что потенциал дистанционных образовательных технологий как средства воспитания и обучения достаточно велик, как и разнообразны направления применения технологий. В заключение отметим, что при разработке ЭИОС необходимо учитывать параметры, позволяющие реализовать применение технологии продуктивного обучения, для сохранения в обучении инсайта - озарения, переживания радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

Список литературы

1. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1629 (дата обращения: 10.06.2021).

2. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная образовательная среда в высшем образовании России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-vysshem-obrazovanii-rossii (дата обращения: 15.05.2021).

3. Петренко А. С. Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте // Мир образования - образование в мире. 2015. С. 63.

4. Родина М. П. Методика преподавания гуманитарных дисциплин. URL: https://infourok.ru/user/1295072/blog/metodika-prepodavaniya-gumanitarnih-discip lin-102723.html (дата обращения: 06.05.2021).

5. Руковичка М. Г., Бугаева Л. И., Савельева Л. А. Технологии проблемного обучения в педагогической практике // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 10091011. URL: https://moluch.ru/archive/62/9525/ (дата обращения: 17.06.2021).

© Грязнова Е. Д., 2021 © Gryaznova E. D., 2021

Для цитирования:

Грязнова Е. Д. Особенности интеграции онлайн- и офлайн-обучения при подготовке юристов в таможенном вузе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 2(95). С. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.