УДК 377.018.48
DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-81-86
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Л. Л. Романова
Амурский государственный университет, Благовещенск
Изучены особенности реализации образовательных программ в вузе и представлены средства информационно-коммуникационных технологий. Определены требования образовательных стандартов к обеспечению студентов доступом к электронно-библиотечным системам и электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Дана характеристика элементов, которые позволяют использовать Moodle: видеоконференции BigBlueButton, семинару, тесту, опросу, видеолекции. Отмечено, что составление интерактивных заданий и разработка обучающих материалов в ЭИОС занимают у преподавателей в два раза больше времени, чем подготовка к аналогичным занятиям в ау -дитории. Опрос студентов выявил следующее: чем больше академических часов преподаватель уделяет самостоятельной работе, тем менее интересен курс, а соответственно, и ниже уровень знаний. Сделаны выводы о том, что электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий - данность, которую необходимо принять всем участникам образовательного процесса и максимально адаптировать в своей деятельности, что связано как с условиями реализации образовательного процесса в период пандемии, так и с цифровизацией образования в целом.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, высшее образование, профессиональное образование, электронная информационно-образовательная среда.
В условиях пандемии COVID-19 электронное обучение и дистанционные образовательные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, обеспечивающей качественное и своевременное обучение. Данные технологии стали обязательными при реализации образовательных программ высшего образования всех уровней.
При реализации программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры создается специфическая электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), которая фиксирует образовательный процесс в части выставления результатов текущей и промежуточной аттестации, проведения учебных занятий и т. д. При этом осуществляется взаимодействие студентов и преподавателей, а также вспомогательного персонала университета с помощью сети Интернет [1, с. 66]. Данное взаимодействие может быть синхронным, например видеоконференции, и асинхронным - чаты, семинары, мессенджеры.
Таким образом, развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования [2, с. 110]. И, безусловно, высока актуальность разработки механизмов, путей, моделей и технологий профессиональной подготовки, изучения особенностей реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Исследования, посвященные в той или иной мере дистанционному обучению, существуют с 1990-х гг., но техническое развитие не стоит на месте и у педагогов появляются новые воз-
можности и инструменты, а у молодежи меняются особенности восприятия, следовательно, проблема изучения электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий очень актуальна и сегодня.
Цель статьи - дать авторское представление об особенностях реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В федеральных государственных образовательных стандартах отражено, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам и ЭИОС организации, дополнительно должно соблюдаться условие обеспечения возможности доступа студентов из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории образовательной организации, так и вне ее [3, с. 49]. Кроме того, студенты должны иметь возможность общаться друг с другом посредством ЭИОС образовательной организации [4, с. 107].
В целях определения преимуществ и недостатков электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий нами был проведен опрос студентов и преподавателей в форме анкетирования. В исследовании приняли участие 150 преподавателей и 600 студентов очной формы обучения Амурского государственного университета (АмГУ). Студенты и преподаватели опрашивались в независимости от факультета, на котором они обучаются (работают).
Анкета включала в себя следующие основные блоки:
- достоинства электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- недостатки и сложности электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- качественные и количественные характеристики электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Согласно исследованию, преимуществами электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий являются: во-первых, автономность и гибкость (обучающийся, как правило, сам выбирает удобное время выполнения заданий); во-вторых, индивидуализация обучения, где обеспечивается возможность выбора темпа обучения и подбор обучающих материалов под каждого студента; в-третьих, использование в процессе обучения многообразных образовательных платформ и открытых курсов [5, с. 258]; в-четвертых, что наиболее важно в условиях пандемии, возможность организации процесса обучения в условиях бесконтактного общения преподавателей и студентов.
Недостатками электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий являются: отсутствие социального взаимодействия (живого общения) как между преподавателями и студентами, так и между студентами, что можно учесть при составлении курса, включив интерактивные формы обучения; вероятность низкого качества обучения из-за слабого контроля со стороны преподавателя, а также низкой самоорганизации студентов [6, с. 9; 7, с. 17]; снижение социализации студентов (уменьшается потребность устно выражать свои мысли); также проблемой являются технические трудности как со стороны студентов, так и со стороны образовательных организаций (опыт дистанционного обучения в период пандемии показал, что не все образовательные организации технически готовы обеспечить качественный образовательный процесс) [8, с. 383].
Кроме всего вышесказанного, следует отметить, что создание качественного контента для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных
технологий требует больших трудозатрат от преподавателей [9, с. 167]. В среднем, по результатам опроса преподавателей университета, определено, что составление интерактивных заданий и разработка обучающих материалов в ЭИОС занимают в два раза больше времени, чем подготовка к аналогичным занятиям в аудитории.
При опросе студентов выявился следующий факт, что чем больше академических часов преподаватель уделяет самостоятельной работе, тем менее интересен курс, а соответственно, и ниже уровень знаний. Из чего можно сделать вывод, что программа курса должна включать как онлайн-общение с преподавателем, так и самостоятельное закрепление студентами учебного материала, но задания не должны замещать общение.
В Амурском государственном университете созданы инструменты и сервисы информационной-образовательной среды, представляющие собой интернет-пространство, где можно создавать веб-портфолио студента, получать доступ к учебно-методическому материалу, обеспечена фиксация хода образовательного процесса, а также проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения. Информационно-образовательная среда вуза дает возможность студентам работать над созданием совместных проектов и получать индивидуальные консультации преподавателей. Реализация образовательного процесса регламентирована локальными нормативно-правовыми актами: Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в период организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий; Положением о разработке, использовании и экспертизе электронных учебных курсов; Положением о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и другими документами, обеспечивающими качество обучения.
Амурским государственным университетом используется оболочка Мооё1е - свободная система управления обучением. Мооё1е является открытой системой и применяется во всем мире для организации дистанционного обучения. Инструменты Мооё1е позволяют работать как в режиме онлайн, так и использовать офлайн-общение, например для самостоятельного выполнения студентами практических заданий.
Рассмотрим следующие элементы, которые позволяют использовать Мооё1е: видеоконференция Б1§Б1иеБийоп (БББ), семинар, тест, опрос, видеолекция и др.
С помощью видеоконференции БББ возможно организовывать онлайн-встречи. При этом преподаватель предварительно устанавливает необходимые настройки: дает название занятию, размещает в описании план занятия, может составить расписание будущих занятий, а также настроить запись конференции для дальнейшего размещения в курсе [10, с. 45], что позволит студентам повторить лекционный материал перед итоговым контролем. При чтении лекции возможно использование дополнительных материалов: презентаций, видео и др. Кроме того, с помощью данного модуля есть возможность проводить внеучеб-ные занятия. Так в Амурском государственном университете была организована работа некоторых секций в рамках научной конференции «Дни науки АмГУ». Студенты имели возможность выступить с докладом или просто быть зрителем и заслушать научные доклады других обучающихся.
В модуле «Семинар» существуют возможности накапливания, просмотра, рецензирования и оценивания работ студентами. Данный элемент позволяет получать от студентов ответы в виде текста, который необходимо разместить в определенном поле либо в виде файла. Оценить работу может как преподаватель по конкретно заданным критериям, так и сами студенты. В данном случае преподавателю необходимо также обозначить критерии оценки, возможно, подготовить форму оценки в виде таблицы, которую, в свою очередь,
заполняют одногруппники при оценке друг друга. Для большей объективности одну работу могут оценивать от трех до пяти студентов. При этом студент может получить две отметки за занятие (за свою работу и за рецензирование других работ).
Для контроля обучения помимо устных ответов можно применять тесты. Тесты могут быть использованы в экзаменах курса, в заданиях или теме, в обеспечении отзыва о работе, а также для самооценки. Для преподавателя данный вид работы имеет неоспоримые плюсы - автоматизированную проверку ответов, что очень удобно при большом количестве студентов.
Следующим элементом, который позволяет использовать Moodle, - опрос. Данная форма работы направлена на оперативный сбор информации или обратной связи от студентов. Преподаватель сам устанавливает, будут ли результаты опроса видны студентам или нет, а также как они будут опубликованы - анонимно или нет.
Видеолекция используется для изложения учебного материала при использовании разнообразных возможностей обработки информации. Данные лекции могут быть записаны как в аудитории, так и в студии. В восприятии данного рода лекций есть особенности: как правило, студенты прослушивают их в ускоренном режиме, поэтому и при записывании стоит говорить несколько быстрее, чем обычно. Преимущество проведения лекций в видеоформате состоит в возможности выбора индивидуального темпа освоения материала, т. е. студент может как ускорить вопроизведение, так и пересмотреть материал, вызывающий затруднения, повторно.
Сегодня электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий - данность, которую необходимо принять всем участникам образовательного процесса и максимально адаптировать в своей деятельности. Студентам необходимо учиться организовывать свое время и ответственно выполнять задания преподавателей, а преподавателям - учиться взаимодействовать со студентами в новом формате и представлять учебный материал с учетом особенностей его восприятия студентами.
Список литературы
1. Ганзюкова О. Ю. Особенности системы оценивания в электронном обучении // Наука и образование сегодня. 2018. № 4 (27). С. 66-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32733713 (дата обращения: 15.11.2020).
2. Прусова Н. А. Особенности использования электронного учебного пособия в процессе обучения дискретной математике курсантов военного вуза // Вестн. Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 1 (2). С. 109-113.
3. Гюльбякова Х. Н., Масловская Е. А. Электронная форма обучения: особенности и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36344845 (дата обращения: 15.11.2020).
4. Григорян Н. М., Емелина Е. В., Вдовина О. А. Основные особенности электронного обучения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 2 (59). С. 106-110.
5. Петунин О. В., Асташова Т. А. Профессиональные компетенции преподавателя электронного обучения через призму истории развития электронного обучения в России // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 257-265. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42985893 (дата обращения: 13.11.2020).
6. Заславская О. Ю. Подходы к организации индивидуального обучения магистрантов в условиях использования электронного обучения // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 1 (47). С. 8-12.
7. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Цифровое обучение и роль преподавателя высшей школы в реализации электронного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. С. 17. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=38597789 (дата обращения: 13.11.2020).
8. Филиппов И. Е. Электронное обучение: понятие, виды и компоненты // Вестн. современных исследований. 2019. № 1.6 (28). С. 382-385. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36945380 (дата обращения:
13.11.2020).
9. Соболевская Е. Ю., Левченко Н. Г. Анализ процесса электронного обучения и разработка его модели с интеллектуальным компонентом // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 1. С. 166-171.
10. Павлов А. Д. Развитие адаптационных возможностей в системах электронного обучения // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22, № 1. С. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37037779 (дата обращения: 13.11.2020).
Романова Любовь Леонидовна, кандидат педагогических наук, Амурский государственный университет (Игнатьевское шоссе, 21, Благовещенск, Россия, 675000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.11.2020
DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-81-86
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF HIGHER EDUCATIONAL PROGRAMS USING ELECTRONIC LEARNING AND DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
L. L. Romanova
Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation
The article studies the functioning of the electronic information and educational environment in the university and presents the means of information and communication technologies. Based on the analysis of federal educational standards, the requirements of educational standards for providing students with access to electronic library systems and electronic information and educational environment are determined. The characteristics of the elements that allow using Moodle are given: BigBlueButton videoconferences, seminars, tests, polls, video lectures. The results of the study are described, according to which, it was concluded that the preparation of interactive tasks and the development of teaching materials in the EEEP takes teachers twice as long as preparing for similar classes in the classroom, and when interviewing students, the following fact was revealed that the more academic hours the teacher pays to individual work, the less interesting the course is, and, accordingly, the lower the level of knowledge. It is concluded that e-learning and learning with the use of distance learning technologies are a given, that all participants in the educational process need to accept and adapt as much as possible in their activities, which is associated both with the conditions for the implementation of the educational process during the pandemic, and with the digitalization of education in general.
Keywords: distance learning technologies, e-learning, higher education, vocational education, electronic information and educational environment.
References
1. Ganzyukova O. Yu. Osobennosti sistemy otsenivaniya v elektronnom obuchenii [Features of the assessment system in e-learning]. Nauka i obrazovaniye segodnya - Science and Education Today, 2018, no. 4 (27), pp. 66-67 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32733713 (accessed 15 November 2020).
2. Prusova N. A. Osobennosti ispol'zovaniya elektronnogo uchebnogo posobiya v protsesse obucheniya diskretnoy matematike kursantov voyennogo vuza [Features of the use of an electronic textbook in the process of teaching discrete mathematics to cadets of a military university]. Vestnik Yaroslavskogo vysshego voyennogo uchilishcha protivovozdushnoy oborony - Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, 2018, no. 1 (2), pp. 109-113 (in Russian).
3. Gyul'byakova Kh. N., Maslovskaya Ye. A. Elektronnaya forma obucheniya: osobennosti i perspektivy [Electronic form of education: features and prospects]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of
science and education, 2018, no. 4, 49 p. (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36344845 (accessed 15 November 2020).
4. Grigoryan N. M., Yemelina Ye. V, Vdovina O. A. Osnovnyye osobennosti elektronnogo obucheniya [The main features of the e-learning]. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii -Information and communication technologies in teacher education, 2019, no. 2 (59), pp. 106-110 (in Russian).
5. Petunin O. V, Astashova T. A. Professional'nyye kompetentsii prepodavatelya elektronnogo obucheniya cherez prizmu istorii razvitiya elektronnogo obucheniya v Rossii [Professional competencies of an e-learning teacher through the prism of the history of e-learning development in Russia]. Voprosy pedagogiki, 2020, no. 6-1, pp. 257-265 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42985893 (accessed 13 November 2020).
6. Zaslavskaya O. Yu. Podkhody k organizatsii individual'nogo obucheniya magistrantov v usloviyakh ispol'zovaniya elektronnogo obucheniya [Approaches to the organization of individual training for undergraduates in the context of using e-learning]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: informatika i informatizatsiya obrazovaniya - Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: informatics and informatization of education, 2019, no. 1 (47), pp. 8-12 (in Russian).
7. Kushcheva N. B., Terekhova V. I. Tsifrovoye obucheniye i rol' prepodavatelya vysshey shkoly v realizatsii elektronnogo obucheniya [Digital Learning and the Role of the Higher School Teacher in the Implementation of E-Learning]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya - World of Science. Pedagogy and Psychology, 2019, vol. 7, no. 2, p. 17 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38597789 (accessed 13 November 2020).
8. Filippov I. Ye. Elektronnoye obucheniye: ponyatiye, vidy i komponenty [E-learning: concept, types and components]. Vestnik sovremennykh issledovaniy, 2019, no. 1.6 (28), pp. 382-385 (in Russian). URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=36945380 (accessed 13 November 2020).
9. Sobolevskaya Ye. Yu., Levchenko N. G. Analiz protsessa elektronnogo obucheniya i razrabotka yego modeli s intellektual'nym komponentom [Analysis of the e-learning process and development of its model with an intelligent component]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii - Modern high technologies, 2019, no. 1. pp. 166-171 (in Russian).
10. Pavlov A. D. Razvitiye adaptatsionnykh vozmozhnostey v sistemakh elektronnogo obucheniya [Development of adaptive capabilities in e-learning systems]. Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo - Educational Technology and Society, 2019, vol. 22, no. 1. pp. 43-50 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37037779 (accessed 13 November 2020).
Romanova L. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Amur State University (Ignatievskoye shosse, 21, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675000). E-mail: [email protected]