Научная статья на тему 'Юридическое содержание конституционной категории «Единство экономического пространства»'

Юридическое содержание конституционной категории «Единство экономического пространства» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / UNITY OF ECONOMIC SPACE / CHARACTERISTICS OF THE UNIFIED ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузовкин Денис Вячеславович

Автор статьи рассматривает проблематику единства экономического пространства, его характеристики, изучает элементы и внутрисистемные связи единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juridical Content of the Constitutional Concept "Unity of Economic Space"

The author examines aspects of unity of economic space, its characteristics, and studies systemic relations within the unified economic space.

Текст научной работы на тему «Юридическое содержание конституционной категории «Единство экономического пространства»»

УДК 342.417 ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРжАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ «ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА» Juridical Content of the Constitutional Concept "Unity of Economic Space"

Д. В. Кузовкин - доцент кафедры конституционного и международного права Омского юридического института, кандидат юридических наук

D. V. Kuzovkin - Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, Omsk Law Institute, PhD

Аннотация. Автор статьи рассматривает проблематику единства экономического пространства, его характеристики, изучает элементы и внутрисистемные связи единого экономического пространства.

The author examines aspects of unity of economic space, its characteristics, and studies systemic relations within the unified economic space.

Ключевые слова: единство экономического пространства, характеристики единого экономического пространства.

Unity of economic space, characteristics of the unified economic space.

Одной из важнейших ценностей экономического строя, закрепленных конституционно (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации), является единство экономического пространства, что особенно важно в условиях федеративного устройства страны и наделения широкой самостоятельностью органов местного самоуправления.

В сфере конституционного права особую актуальность представляют исследования природы единства экономического пространства, его конституционно-правового смысла и значения, содержательных принципов и гарантий обеспечения. Представляет интерес анализ нормативно-правового массива, закрепляющего единство экономического пространства, его внутренних системных связей.

Проблематика единства экономического пространства является настолько многообразной, сложной, в том числе в плане выявления и использования конституционно-правовых средств обеспечения единства экономического пространства страны, что требуется продолжение развернутых исследований указанной проблема-

тики. Тем более что правовое регулирование экономических отношений в россии сверхдинамично, а само единство экономического пространства скорее цель, чем сложившаяся реальность.

До настоящего времени понятие единства экономического пространства (далее - ЕЭП) с должной степенью конкретности не определено ни в Конституции рФ, ни в федеральном законодательстве. С точки зрения Конституционного Суда рФ такая неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и может вести к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями1.

1 См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 27, ст. 2622 ; Кононов А. Принцип определенности правовой нормы в конституционном судопроизводстве // Уголовное право. 1999. № 2. С. 79 ; Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 322, 333.

Вестник Омского юридического института. 2011. № 4 (17)

Подробный всесторонний анализ категории «единство экономического пространства», построенный на основе уяснения заключающих ее понятий (экономика, пространство, территория, единство, целостность), дает основание понимать его как сложную правовую и экономическую систему, задающую определенное качественное состояние экономики страны, отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции и услуг. Единство экономического пространства обладает дуализмом содержания, являясь одновременно и системообразующим фундаментальным принципом, закрепленным в Конституции РФ, и самостоятельной системой правоотношений, выражающихся в специфическом правовом состоянии РФ, иных субъектов, находящихся под ее юрисдикцией. Единство экономического пространства как правовое состояние Российской Федерации представляет собой постоянное общее конституционно-правовое отношение, связывающее Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные образования, хозяйствующих субъектов, индивидов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Системный подход позволяет провести анализ конституционной категории единства экономического пространства и выделить наиболее существенные ее элементы, а также характеризовать правовую природу и значение таких элементов. Представляется, что единство экономического пространства предполагает наличие следующих неотъемлемых характеристик.

1. Единое регулирование экономики (регулирование из одного центра) подразумевает наделение федеральных органов государственной власти наиболее широким кругом полномочий по установлению, изменению экономической системы РФ и обеспечению единого экономического пространства, обеспечение федеральными органами государственной власти РФ стабильности макроэкономического баланса страны. Управление экономикой является процессом чрезвычайно важным для государства, в такой ситуации недопустимо распыление усилий и требуются концентрация и централизация полномочий по экономическому регулированию, что является обоснованным и необходимым условием целостности и суверенитета государства.

2. Единство рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования заключается в установлении четких пределов и границ управления народным хозяйством на

федеральном уровне и в то же время предоставлении определенного круга прав, полномочий в этой сфере органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, руководству хозяйствующих субъектов. При этом возможности правового воздействия на экономические отношения должны быть по общему правилу равными для субъектов Федерации, муниципальных образований одного уровня, однотипных хозяйствующих субъектов.

3. Установление единых правил и условий экономической деятельности (единство регулирования) предполагает наличие правовых основ единого рынка, финансовой, бюджетной системы, основ антимонопольной политики на федеральном уровне, установление оснований ограничений перемещения товаров и услуг только на основании федерального закона в целях обеспечения безопасности защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы гарантирует и обеспечивает единство российского внутреннего рынка. Состояние единства экономического пространства само по себе уже предполагает свободу движения товаров, услуг и капитала. Это позволяет укрепить и умножить экономические связи внутри государства, ведет к укреплению экономических основ Федерации.

Условия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств установлены в ст. 74 Конституции РФ. Данная статья развивает и конкретизирует положения ст. 8 Конституции. В ней более детально определяется, что законодатель понимает под принципом единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также в каких случаях возможны его ограничения.

Свободное перемещение услуг предполагает свободное перемещение рабочей силы, т. к. знания и навыки специалистов являются неотъемлемой частью процесса производства, что предполагает их свободное перемещение и продажу своих способностей как товара или услуги.

5. Ценностные основы ЕЭП. Этот признак предполагает наличие общественно-полезных результатов существования ЕЭП, в том числе перераспределения национальных богатств, благосостояния между богатыми и бедными (гражданами, территориями, предприятиями), поддержку развития малого предпринимательства, антимонопольную политику, защиту отечественного производителя и т. д. Есть бо-

лее фундаментальные конституционные ценности, цели, чем ЕЭП. По отношению к ним ЕЭП выступает в качестве инструментального средства. Среди названных ценностей, целей: а) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ); б) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); в) целостность и неприкосновенность территории России (ч. 3 ст. 4). Достижение перечисленных целей осуществляется посредством правового установления единого социально-экономического статуса граждан, основанного на государственных гарантиях достойной жизни каждого гражданина, наличии государственных программ выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, формировании федеральных фондов регионального развития, социально-ориентированной финансово-бюджетной политики РФ, противодействии монополизму.

6. Единство системы управления экономикой государства предполагает наличие слаженного механизма функционирования государственных органов, экономических служб, осуществляющих свои полномочия в хозяйственной сфере, проводя в жизнь государственную экономическую политику. В данную систему входит Правительство РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, налоговая, антимонопольная службы, ряд других ведомств, чья деятельность непосредственно направлена на регулирование экономических процессов на территории России и имеет одной из своих главных целей обеспечение ЕЭП.

7. Единая управленческая и коммуникационная инфраструктура, включающая, во-первых, единую кредитную систему и единую государственную валюту, учреждаемую и используемую государством как эквивалент определенной стоимости на суверенной территории страны, основы экономики (ст. 75 Конституции РФ), государственную собственность; во-вторых, единое информационное пространство, наличие развитой системы средств распространения и сбора информации, в том числе для государственного регулирования экономических процессов (сбор статистических данных, единство налогового и бухгалтерского учета и т. д.); в-третьих, развитую транспортную систему (железнодорожную, автомобильную, трубопроводную, энергетическую).

Изучение элементов и их внутрисистемных связей приводит к пониманию единства экономического пространства как определенного Конституцией РФ, развивающим ее законодательством

особое правовое состояние системы экономических отношений в РФ в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения товаров, услуг и финансовых средств на территории, находящейся под юрисдикцией РФ (государственная территория РФ, исключительная экономическая зона и континентальный шельф), при котором обеспечивается целостность экономики и ее регулирования, а вертикальные и горизонтальные экономико-правовые связи внутри данной системы шире и прочнее (должны быть шире и прочнее), чем ее внешние связи, а также и связи внутри ее отдельных подсистем (российские регионы, экономические районы, муниципальные образования).

В предложенном значении ЕЭП является не действительным состоянием экономической системы страны, а целью-принципом конституционного уровня. Достижение единства экономического пространства предполагает не только и не столько упрочение вертикальных отношений в сфере регулирования экономики, сколько, во-первых, создание единой экономической инфраструктуры в масштабах страны для всех сегментов экономики, во-вторых, развитие, интенсификацию горизонтальных экономико-правовых отношений посредством договорных и т. п. инструментов, в-третьих, обеспечение свободного вступления граждан в экономические отношения.

Единство экономического пространства является не просто декларативным принципом, его реализация обеспечивает достижение важнейшей цели - сохранение государственного единства экономическими средствами, что требует комплексного регулирования экономических и иных отношений конституционными принципами.

исследование природы принципа единства экономического пространства дает основание полагать, что закрепление его в качестве основы конституционного строя неслучайно, поскольку он является фундаментальным, определяя содержание вытекающих из него широкого круга конституционных положений, служит интерпретации новых законов, гарантирует защиту равенства правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан. Фундаментальный характер исследованного принципа означает также наличие стройной системы правового регулирования обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, объединяющей правовые нормы различных законодательных актов в конституционно-правовой институт обеспечения единства экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.