Научная статья на тему 'Некоторые принципы экономических основ конституционного строя Российской Федерации'

Некоторые принципы экономических основ конституционного строя Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1843
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЗАПРЕТ МОНОПОЛИИ / ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / COMPETITION / THE PROHIBITION OF MONOPOLY / THE UNITY OF THE ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мичурина Е. С.

Рассматривается содержание экономических основ конституционного строя РФ. Исследуются проблемы реализации и соблюдения принципов экономических основ конституционного строя РФ на практике. Анализируется действующее законодательство в данной области и правоприменительная практика. Выдвигаются положения о совершенствовании механизма соблюдения принципа единства экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мичурина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Principles of the Economic Foundations of the Constitutional System of the Russian Federation

The content of the economic foundations of the constitutional system of the Russian Federation is considered. The problems of implementation and observance of the principles of economic fundamentals of the Russian constitutional system in practice are studied. The current legislation in this area and law enforcement practice are analyzed. Provisions to improve the mechanism for observing the principle of the unity of the economic space are proposed.

Текст научной работы на тему «Некоторые принципы экономических основ конституционного строя Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67.400

DOI 10.22394/1682-2358-2018-3-62-67

E.S Michurina, post-graduate student of the Constitutional and International Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

CERTAIN PRINCIPLES OF THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE

CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The content of the economic foundations of the constitutional system of the Russian Federation is considered. The problems of implementation and observance of the principles of economic fundamentals of the Russian constitutional system in practice are studied. The current legislation in this area and law enforcement practice are analyzed. Provisions to improve the mechanism for observing the principle of the unity of the economic space are proposed.

Key words and word-combinations: the basis of the constitutional system, competition, the prohibition of monopoly, the unity of the economic space.

Е.С. Мичурина, аспирант кафедры конституционного и международного права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ

конституционного

СТРОЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассматривается содержание экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Исследуются проблемы реализации и соблюдения принципов экономических основ конституционного строя России на практике. Анализируется действующее законодательство в данной области и правоприменительная практика. Сформулированы рекомендации по совершенствованию механизма соблюдения принципа единства экономического пространства.

Ключевые слова и словосочетания: основы конституционного строя, конкуренция, запрет монополии, единство экономического пространства.

Ос

62

'сновой современных рыночных отношений, несомненно, явилось преобразование российского общества в политической и экономической сферах. Начало этих преобразований положила Конституция РФ, принятая в 1993 г. По справедливому замечанию Н.И. Матузова, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что были приняты определенные

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3

юридические нормы, касающиеся экономической жизни, а потому, что они были необходимы в реальной жизни. Законодательство лишь протоколирует экономические потребности. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие существующих отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал [1, с. 208].

С момента разработки нового Основного Закона страны начало развиваться отечественное законодательство, базирующееся на положениях демократического правового государства с развитым гражданским обществом, имеющего совершенно иные экономические основы. Соответствие реалиям современной жизни, совершенствование механизма государственного устройства с целью роста благосостояния общества, включая кардинальную модернизацию всего внутреннего законодательства страны, — задачи, которые поставила перед собой новая Конституция Российской Федерации.

Коренные изменения в обществе повлекли за собой иные подходы к определению конституционного строя Российской Федерации и ее экономических основ. Перемены происходили в сложных исторических условиях формирования новой политической и экономической доктрины, становление которых проходило в тяжелый период политической, экономической и социальной жизни общества в целом, что повлекло распад Советского Союза. Сложность заключалась еще и в том, что экономическая сфера жизни остро нуждалась в кардинальном преобразовании. Это выражалось в появившихся элементах экономических отношений в виде «теневой», полуофициальной экономики.

Однако Конституция РФ не констатирует конкретного положения об установлении рыночной экономики. Четкое определение этого строится прежде всего на иных понятиях, касающихся экономических прав и свобод [2, с. 124]. Так, в ст. 8 Конституции РФ содержатся понятия о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, а также признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности [3].

Сокращение содержания закрепленных положений Конституции РФ дало возможность детализировать специальное законодательство, а сама Конституция РФ получила четкую характеристику в качестве фундаментального и базового источника права. Экономические основы, в свою очередь, находят отражение в главных положениях конституционного строя — важнейшей составляющей конституционализма, так как экономика является одной из наиболее существенных сфер общественной жизни, влияющих на уровень социального благополучия граждан.

Вопросы и сравнения точек зрения научных деятелей о точности и разнообразии научных определений фундаментальных терминов конституционного строя, его основ и принципов в рамках конституционного права способствует вовлечению в более важную тему, а именно в проблему реализации этих понятий в реальной жизни, приобретая, таким образом, практическую значимость.

Принимая во внимание, что экономические основы конституционного строя являются составной частью конституционного строя, считается возмож-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 3 63

ным дать определение этому понятию. По нашему мнению, экономические основы конституционного строя — это совокупность конституционных принципов и норм, направленных на регулирование экономических отношений, основанных на единстве экономического пространства, свободе экономической деятельности, признании и защите равным образом форм собственности с целью обеспечения стабильного экономического развития в интересах личности и общества.

Раскрывая понятие экономических основ конституционного строя России, отметим, что все решения государственной власти должны быть социально ориентированы, направлены на воплощение экономических основ конституционного строя Российской Федерации в повседневной жизни. Такой вывод вытекает из признания на конституционном уровне России социальным государством, предполагающего также и то, что экономические отношения строятся на социальном партнерстве между человеком и государством [4, с. 87].

Данная точка зрения нашла отражение в ежегодном послании Президента РФ, адресованном Федеральному Собранию РФ: «Россия сегодня — одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно же, еще не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это. <...> Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам» [5].

Таким образом, разработка нового усовершенствованного законодательства ориентирована на обеспечение баланса интересов граждан, бизнеса и государства [2, с. 123]. В научной литературе отмечается, что делается это с целью устранения излишнего неэффективного государственного регулирования хозяйственной деятельности [6, с. 3], а следовательно, для стабильного развития страны как правового демократического государства и модернизации экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

Одним из примеров изменений законодательства в сторону упрощения реализации экономических основ является расширение категории предпринимателей, относящихся к малому и среднему бизнесу, что позволяет им рассчитывать на поддержку государства [7]. В поправках к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен максимальный размер выручки для представителей малого и среднего бизнеса за предшествующий год без учета НДС в два раза выше, чем ранее, и увеличен отчетный период о размере выручки для определения категории бизнеса (в течение трех лет). Это еще раз иллюстрирует стремительный уход от тоталитарного режима в экономической сфере и ориентирование государственного строя на рыночную экономику.

По вопросу проводимых реформ ведутся различные споры между научными деятелями, практическими работниками, предпринимателями. В реальной действительности выявляются нарушения предписаний конституционных принципов о единстве экономического пространства в региональной бизнес-

64

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3

среде. Так, по данным Государственного совета РФ, в настоящее время усилилась тенденция экономического сепаратизма в субъектах РФ [8, с. 76]. Она выражается в действиях региональных властей, направленных на запрещение участникам рынка из других регионов вести коммерческую деятельность на территории своего субъекта. Такой характер действий был свойствен экономической политике России 1990-х годов. Данная тенденция влечет за собой угрозу экономической целостности и национальной безопасности государства [8, с. 49].

Одним из основных принципов экономических основ конституционного строя Российской Федерации является единство экономического пространства. Единство рынка в экономическом пространстве подразумевает свободное перемещение товаров, услуг, денежных средств, а также свободу экономической деятельности на территории страны, поддержку конкуренции, запрет монополии. Следовательно, запретные действия региональных властей по отношению к участникам рынка из других регионов являются не только тормозящим фактором для развития принципов рыночной экономики, но и прямым нарушением предписаний Конституции РФ.

Наиболее распространенные формы выражения протекционизма со стороны власти — установление устных и письменных запретов на ввоз товаров из других регионов. Несмотря на очевидную направленность государственной политики на либерализацию отношений государства с предпринимательским сектором посредством принятия соответствующих профильных нормативно-правовых актов, роль органов муниципальной власти весьма значительна. В силу административного ресурса действия органов местного самоуправления могут быть направлены, с одной стороны, на поддержку конкуренции и создание благоприятных условий для реализации экономических основ, а с другой стороны — на непосредственное вмешательство в конкурентный рынок.

В пример можно привести негативный опыт Саратовской области, выражающийся в маркетинговых дискриминационных условиях для продажи продукции. Так, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области направило предписание министерству экономического развития Саратовской области в связи с имеющейся практикой мониторинга в торговых объектах алкогольной продукции местного производства и размещения ее на полках магазинов «на уровне глаз» с целью увеличения объема продаж. Минэкономразвития области обязалось в дальнейшем исключать действия, направленные на создание преимущественных условий торговли для ООО «Первый Волжский винно-водочный комбинат», а также отозвало ранее отослонные письма в адрес предприятий розничной торговли с запросом информации об объемах продажи водки местного производства [8, с. 80].

Еще одной формой дискриминации производителей из других регионов выступают неправомерно вынесенные отказы в ввозе продукции. Например, в 2016 г. Ветеринарный комитет Волгоградской области необоснованно наложил запрет на ввоз свинины из Самарской области [9].

В информационных документах Федеральной антимонопольной службы приводится множество примеров действий региональных властей, посягаю-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 3 6 |

щих на экономические основы конституционного строя в части принципов единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и поддержку конкуренции [10].

Фундаментальная значимость конкуренции как составляющей части экономических основ конституционного строя определена экономическим складом страны и подчеркивается положениями Конституции РФ. Нарушения в этой сфере наносят колоссальный ущерб экономике страны, что выдвигает обеспечение конституционных основ функционирования свободного рынка и поддержку конкуренции на первостепенный уровень. По статистическим данным ФАС РФ в части нарушения антимонопольного законодательства органами власти, нарушениям органами местного самоуправления принадлежит абсолютное большинство — 98,8%, когда как нарушения со стороны федеральных органов власти составляют лишь 1,2% [11, с. 17].

По мнению В.В. Путина, высказанном на заседании Государственного совета по вопросу развития конкуренции, прошедшем в Кремле 5 апреля 2018 г., такая статистика свидетельствует о том, что в стране на уровне субъектов не придается должного значения значимости конкуренции и принципу единства экономического пространства [12]. В целом Президент РФ резко негативно оценивает такой род явлений, как региональный протекционизм.

Необходимо добиться баланса между двумя позициями, при которых используются региональные льготы для поддержки предпринимателей и, как следствие, повышается занятость, доходы населения и пополняется местный бюджет, однако такие преференции должны быть доступны всем претендующим, без умышленного дискриминационного ограничения предпринимателей из других регионов.

Региональным органам власти следует понимать содержание одного из основных принципов экономических основ конституционного строя Российской Федерации: единство экономического пространства является ключевым элементом. При принятии управленческих решений целесообразно ориентироваться на выстраивание выгодной жителям региона экономики, особенно в части государственного и муниципального заказа как непосредственного элемента экономических отношений между институтами власти и предпринимательским сектором в качестве заказчика и исполнителя. Выбор высокоэффективных исполнителей на всем конкурентном рынке ведет к уменьшению расходов бюджетных средств, повышению качеств продукции и в конечном итоге удовлетворению потребностей населения на высоком уровне. Данная тема поднималась в рамках заседания Государственного совета РФ по вопросу развития конкуренции [12].

Однако отметим, что действия региональных властей не могут в полной мере обеспечить экономические основы конституционного строя, особенно в части поддержки конкуренции. В соответствии с одним из направлений деятельности Минэкономразвития РФ существует Департамент оценки регулирования государственного воздействия. Департамент ОРВ проводит оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и оценку фактического воздействия нормативных правовых актов для выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности. Он объединяет экспертное сообщество, состоящее из представителей

66 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3

бизнеса разных уровней, научно-исследовательских сообществ, государственных институтов и региональных экспертов. Полагаем, что в рамках работы Департамента ОРВ необходимо ставить вопрос о том, не противоречит ли принимаемое на федеральном уровне законодательство нормам Конституции РФ в части возможности реализации экономических основ конституционного строя о поддержке конкуренции. Необходимо провести экспертизу о влиянии принимаемых и действующих законов на соблюдение принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Таким образом, соблюдение положений экономических основ конституционного строя всей вертикалью власти и принятие социально ориентированных экономических решений — залог динамичного обновления экономики в сторону расширения рыночных отношений, а также повышения качества жизни граждан России и создания благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства как основной движущей силы экономического развития.

Библиографический список

1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

2. Мичурина Е.С. Законодательное обеспечение экономических прав и основ: проблемный аспект // Парламентаризм в современном мире: теория и практика: материалы VII Международного конституционного форума, посвященного 10-летию юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (11 декабря 2015 г, Саратов). Саратов, 2016. Ч. 1.

3. Конституция Российской Федерации (с изм. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Конституционное право: учебник / Д.С. Велиева, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов [и др.]; под ред. Д.С. Велиевой. Саратов, 2017.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

6. Данилова И.В. Конституционные основы ограничения прав и свобод в экономической сфере (на примере лицензирования): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 27 нояб. 2017 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. URL: http://www.pravo.gov.ru

8. Доклад Государственного совета Российской Федерации «О приоритетных направлениях деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации». М., 2018.

9. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2017 г. по делу № А12-46394/2016 «По заявлению Комитета ветеринарии Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным предупреждения от 05.07.2016 № 03-7/4078 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/

10. Федеральная антимонопольная служба России «Черная книга антиконкурентных региональных практик». М., 2017.

11. Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением. Утв. ФАС России. М., 2017.

12. Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу развития конкуренции (5 апр. 2018 г.) Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/57205

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 3 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.