Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование экономического развития Российской Федерации на современном этапе'

Конституционно-правовое регулирование экономического развития Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1572
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / НОВЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ / ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ / ECONOMIC DEVELOPMENT RUSSIAN FEDERALISM / UNIT OF ECONOMIC SPHERE / NEW CONDITIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT / THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF COMPETITION / PRINCIPLE OF CREATING EQUAL CONDITIONS / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анненкова Виктория Геннадьевна

В статье анализируются проблемы конституционно-правового регулирования экономического развития России в процессе глобализации. Исследуются элементы конституционных основ экономического строя, причины неоднородности российского экономического пространства, проблемы реализации принципа создания равных условий экономического развития территорий. Автор формулирует цели системы экономической безопасности России, подчеркивает связь экономического строя с другими элементами экономической и политической систем российского государства. В статье сформулированы предложения по расширению реализации конституционного принципа конкуренции и основные направления государственной политики по повышению качества и уровня жизни населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of economic development of the Russian Federation at the present stage

Constitutional and legal regulation problems of Russian economic development in the process of globalization are analyzed in the article. Economic system constitutional basis elements and heterogeneity of the Russian economic sphere causes the principle of creating equal conditions realization problems of territories economic development are studied. The author formulates Russian economic security system goal and underlines the economic system connection with different Russian state economic and political systems elements. Proposals for implementation expansion of constitutional principle of competition and state policy main directions for improving Russian population living standards are also formulated in the article.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование экономического развития Российской Федерации на современном этапе»

ФЕДЕРАЛИЗМ

УДК 341.213.4(470+571):342.24:338

В. Г. Анненкова

Конституционно-правовое регулирование экономического развития Российской Федерации на современном этапе

В статье анализируются проблемы конституционно-правового регулирования экономического развития России в процессе глобализации. Исследуются элементы конституционных основ экономического строя, причины неоднородности российского экономического пространства, проблемы реализации принципа создания равных условий экономического развития территорий. Автор формулирует цели системы экономической безопасности России, подчеркивает связь экономического строя с другими элементами экономической и политической систем российского государства. В статье сформулированы предложения по расширению реализации конституционного принципа конкуренции и основные направления государственной политики по повышению качества и уровня жизни населения России.

Constitutional and legal regulation problems of Russian economic development in the process of globalization are analyzed in the article. Economic system constitutional basis elements and heterogeneity of the Russian economic sphere causes the principle of creating equal conditions realization problems of territories economic development are studied. The author formulates Russian economic security system goal and underlines the economic system connection with different Russian state economic and political systems elements. Proposals for implementation expansion of constitutional principle of competition and state policy main directions for improving Russian population living standards are also formulated in the article.

Ключевые слова: экономическое развитие российского федерализма, организация экономического пространства, новые условия экономического развития, конституционный принцип поддержки конкуренции, принцип единства экономического пространства; социально-экономическое развитие российских регионов.

© Анненкова В. Г., 2014

Key words: economic development Russian federalism, unit of economic sphere, new conditions of economic development, the constitutional principle of competition, principle of creating equal conditions, socioeconomic development of Russian regions.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. Оно декларировало общенациональные ценности и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства сильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности1.

Трансформация российской экономики привела к необходимости возрождения теоретических основ организации экономического пространства и инструментария, позволяющего оценивать и улучшать качество российского экономического пространства.

Неудивительно, что в последнее время возрос интерес к проблемам функционирования экономического пространства в процессе глобализации экономики, что нашло отражение в работах отечественных и зарубежных ученых. Российская экономика в современных условиях включает экономику государственно-монополистической и корпоративной систем. Конкуренция в настоящее время - это конкуренция крупных транснациональных и отечественных корпораций в интересах данных корпораций, когда не всегда учитывается эффективность использования региональных ресурсов и адекватное развитие территорий. Текущий экономический кризис показал, что экономика в России характеризуется неэффективным использованием рыночных механизмов (повышение цен на отечественные товары и услуги при снижении покупательского спроса и объема продаж).

В современных условиях Российская Федерация отличается большой неоднородностью экономического пространства. В регионах наблюдаются серьезные различия в обеспечении трудовыми и природными ресурсами,

1 Шарков Ф.И. Основы социального государства: учеб. для бакалавров. М.: Дашков и К, 2014. С. 27.

транспортными сетями и коммуникациями. До сих пор наблюдается процесс дифференциации территорий по уровню экономического развития, происходит усиление экономической диспропорциональности, часто проявляющееся в крайних формах регионального сепаратизма, изоляционизма и дезинтеграции экономического пространства России. Эти явления говорят о недостаточной разработанности соответствующих концептуальных основ и методологической базы оценки качества российского экономического пространства, отвечающих императивам формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Рыночные преобразования российской экономики в 90-е гг. прошлого столетия и начала XXI в. сопровождались рядом негативных тенденций и деформаций региональной структуры. Это породило угрозу целостности экономического пространства России в условиях глобализации экономики2.

Как отметил в своем Послании Президент РФ Путин В.В.3 «Огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден. Сейчас наша задача - создать богатую и благополучную Россию. При этом хочу, чтобы все мы отчетливо понимали: ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а, может быть, даже и потрясений.

Глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Причем хочу вас заверить, уважаемые коллеги, и подчеркнуть: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии; как говорил Лев Гумилев, от пассионарности, от способности к движению вперед и к переменам. В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суве-

2 Урунов A.A. Оценки качества российского экономического пространства в условиях глобализации экономики [Эл. ресурс] / http://www.dsHb.net/economika-xoziajstva/ocenki-kachestva-rossijskogo-jekonomicheskogo-prostranstva-v-uslovijah-globaHzacii.html (дата обр.: 18.02.2014)

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014)

196

ренной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация».

На рубеже 80-90-х гг. государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но это существенно не изменило суть практики социализации, которая по-прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян. И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развенчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выбрать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации .

Академик А. Некипелов, высоко оценил политику Е. Примакова: «Итак, правительство Е. Примакова вместе с главой Центробанка сумели отвести от России угрозу наихудшего сценария развития. Благодаря своему умению маневрировать между фискальной и денежной политикой они сохранили банковскую систему и сумели держать под контролем ин-фляцию»5.

Как справедливо заметил профессор В.Т. Кабышев6, «В российской Конституции отсутствует понятие "экономический строй"». Данный термин присущ, например, Союзной Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 г., принятой 18 апреля 1999 г. на референдуме и вступившей в силу 1 января 2000 г. Статья 94 этой Конституции называется «Принципы экономического строя». Главным принципом экономического строя провозглашен принцип экономической свободы, выражающийся в конкуренции в рамках частной, ориентированной на рыночные отношения экономики. При этом швейцарская Конституция допускает отклонения от принципа экономической свободы в случаях, направленных на поддержание сельского хозяйства регионов, экономика которых находится под

4 Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 28.

5 Критика российских реформ отечественными и зарубежными экономистами [Эл. ресурс] / http://www.r-reforms.ru/ (дата обр.: 17.02.2014)

6 Кабышев В. Т. С Конституцией по жизни // Избр. науч. тр. М.: Формула права, 2013. С. 216-217.

угрозой, на стимулирование развития отдельных отраслей и профессий, защиту национальной экономики от внешних факторов7.

В науке российского конституционного права выделяют следующие элементы конституционных основ экономического строя: социально ориентированная экономика; формы собственности и гарантии их зашиты; использование и охрана земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории России (ст. 7-9); гарантии реализации экономических основ конституционного строя (ст. 74, 75); экономические права и свободы человека и гражданина (ст. 34-37); государственное регулирование экономики8 [11, с. 7-8].

Следует отметить, что принцип создания равных условий экономического развития территорий исходит из конституционного принципа равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

По оценкам экспертов, вхождение России в двадцатку стран с наилучшим бизнес-климатом позволит нам прибавить не менее 2,5 процентов к сегодняшнему росту ВВП, причем дополнительный рост будет прежде всего в несырьевом секторе, в малом и среднем бизнесе9.

Интересно в связи с этим место экономической свободы России в мировом рейтинге (специалисты из вашингтонской исследовательской организации Heritage Foundatione по итогам 2007 г. подсчитали, что Россия заняла 120-е место среди 161 страны мира). Ключевыми критериями экономической свободы считаются: право свободного выбора, право свободного обмена, право свободной конкуренции, а также защита личности и собственности, обеспечиваемые государством. Уровень свободы экономики оценивается по 26 конкретным показателям. Среди них: количество и уровень налогов, влияние правительства на экономику, независимость судов, уровень зашиты интеллектуальной собственности, наличие или отсутствие открытых таможенных барьеров и т. д. Аналитики оценили свободу предпринимательства в России на 61,4 балла из ста возможных. Такой показатель на 0,3 % меньше, чем по итогам 2006 г. Он позволил России за-

7 Авраменко С.Л. Новая Конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Гос-во и право. 2001. № 7. С. 80.

8 Кузнецова Л.Ю. Конституционные основы экономического строя современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 7-8.

9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014)

198

нять место между Китаем и Непалом. Среди европейских стран Россия заняла 39-е место из 41. Лидером мирового рейтинга стал Гонконг (89,3 балла). Далее следуют Сингапур, Австралия, США. Новая Зеландия. Замыкают общий список Куба, Северная Корея. Чем ниже уровень экономической свободы в государстве, тем ниже личные доходы граждан10.

Общий рейтинг России в рейтинге стран мира - 63 место, между Марокко и Филиппинами. По сравнению с 2010 г. мы поднялись на шесть позиций вверх (в 2010 г. Россия была на 69 месте).

По экономическим показателям Россия опустилась в мировом рейтинге с 39-го на 64-е место. Возможность предпринимательства - 56 место, хотя 71 % россиян считают Россию хорошим местом для начала бизнеса. По уровню коррупции и эффективности управления государством в рейтинге Россия заняла 101-е место (было 85)11.

Экономическое развитие России это не только рост экономики ради высоких уровней ВВП. Главное сегодня преодолеть социальное неравенство. Неслучайно председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин бьет тревогу и делает вывод: преодоление «ловушки неравенства» для России это критерий ее дееспособности как социального государства. От решения проблемы социальных прав зависит судьба демократии не только в России, но и в Европе12.

К сожалению, ныне в России сложилась неблагоприятная ситуация с правами человека, особенно в сфере социально-экономических прав. Так, в литературе отмечается, что доходы 10 % самых богатых в 15 раз превышают доходы самых бедных. По данным же мирового банка, такое различие оценивается в 20 раз13.

По мнению доктора юридических наук В.Т. Кабышева14, «Выдвинутая политическим руководством Российской Федерации стратегия развития России до 2020 г. ставит задачу построения инновационного общества. Основная цель стратегии инновационного развития страны - повышение

10 URL:http://Lcnta.ru/news/2007/01/16/ratmg (дата обр.: 13.02.2014)

11 Рейтинг 2011 стран мира. Рейтинг России [Эл. ресурс]/ и^ййр:/^екгеот.гиМогЫ-гапй^-20П.Мт1 (дата обр.: 18.02.2014)

12 Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Рос. газета. 2007. 8 июня.

13 Примаков Е. Россия в 2004 году: взгляд в будущее // Рос. газета. 2005. 15 янв.

14 КабышевВ.Т. Указ. соч. С. 215.

качества жизни российских граждан»15. Актуальность и важность данной стратегии развития многоаспектна, многомерна и имеет не только и не столько экономическое, политическое, но и конституционно-правовое, нравственное значение. Это следует из основы конституционного строя России, закрепляемой в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Главная целевая установка системы экономической безопасности России - обеспечение ее достойного места в мировой экономике, благополучное и безопасное существование граждан, что требует ориентации в среднесрочной перспективе на уровень макроэкономических индикаторов развитых стран. Как обосновано в работе, объем ВВП России в среднесрочной перспективе должен составить не менее 75 %, а по среднедушевому производству - 50 % от соответствующего среднего индикатора по странам «большой семерки», что вполне соответствует имеющемуся потенциалу национальной экономики. Ориентируясь на структуру производства экономически развитых стран, следует установить, что удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства России должен составлять от 70 до 80 %, что позволит существенно улучшить условия торговли и обеспечить импортозамещение по наиболее важным и дорогостоящим позициям экспорта. Доля ведущих отраслей - генераторов научно-технического прогресса - машиностроения и химии, обеспечивающих технологическую независимость страны, должна составлять, соответственно, 30-35 и 15-17 %. Далее, при растущей нестабильности рыночной ситуации, в число индикаторов безопасности экономического развития выдвигается уровень диверсификации производства и экспорта. Это обстоятельство требует включения в число контрольных индикаторов экономической безопасности коэффициента диверсификации. Как показывает мировой опыт, величина этого коэффициента применительно к условиям современного рынка должна составлять от 130 до 150, в то время как в России этот показатель в производстве не превышает 40, а в экспорте - меньше единицы16.

15 Кабышев В. Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Учен. зап. юрид. ф-та. Вып. 12 (22) / под ред. А.А. Ли-веровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов. 2008. С. 109-112.

16 Экономическая безопасность России: концептуальные основы функционирования и развития [Эл. ресурс] / http://www.dissers.rU/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/1/93.php (дата обр.: 17.02.2014)

Экономический строй, как важная составляющая российской государственности, находится во взаимосвязи с другими элементами экономической и политической систем.

К настоящему времени в России сформировались новые условия экономического развития. Прежняя технология власти постепенно сменяется современными методами демократического и децентрализованного управления государством. Перед органами государственной власти всех уровней стоят общие задачи эффективного государственного регулирования и управления, обеспечивающие реализацию конституционно закрепленных экономических прав и свобод, финансовую стабилизацию, создание единого рынка товаров и услуг, финансовых средств и рабочей силы, рост сбережений и их трансформацию в инвестиции, оживление производства и достижение положительных изменений его структуры, повышение качества жизни граждан России. Создание низкоинфляционной экономики, конкурентоспособность, активизация инвестиционной деятельности становятся едиными задачами как Российского государства, так и всех субъектов Российской Федерации.

По мнению нобелевского лауреата по экономике Джеймса Бьюкене-на, политический и экономический успех страны заложен в различных законодательных актах, и в первую очередь в конституции. Конституционные правила, считает он, формируют политические и экономические результаты или затрудняют их достижение17.

Проблемы, связанные с организацией социально-экономического мониторинга приобрели в настоящее время особую актуальность. В пользу этого говорит тот факт, что, хотя проблемы социально-экономического мониторинга скромно освещены в научных изданиях, Правительством РФ были приняты постановления «Об утверждении положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» (22.03.1995 г.), «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» (01.06.2000 г. № 426), «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» (14.12.1994 г. № 1376), «О федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах"» (23.11.1996 г. № 1410); специальным распоряжением Правительства РФ была введена система показателей для оценки хода экономических реформ, а также постановлени-

17 Бьюкенен Д. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы / пер. с англ.; редкол.: Р.М. Нуриев и др. М., 1997.

201

ем Госкомстата России утверждена Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования (09.01.1998 г. № 2). Необходимость мониторинга социальных процессов отмечается также среди важнейших положений федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». Отмеченные и другие правительственные документы возлагают решение задач социально- экономического мониторинга на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, администрации городов и регионов, муниципалитеты18.

Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран. Однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала, не способна дать большей части нашего народа возможность найти применение своим силам, талантам, труду, образованию, а значит, по определению, порождает неравенство. И, наконец, резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5-6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие19.

Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, Российское государство тем самым предоставило субъектам предпринимательства возможность конкурировать между собой.

Для качественного обновления экономики нужна честная конкуренция. Президент В. В. Путин поручил правительству в рамках работы по национальной предпринимательской инициативе утвердить «дорожную карту» по реализации конкуренции и приступить к ее реализации уже в следующем году20.

Конкуренция - это основополагающий элемент экономической системы рыночного типа. Правовая защита конкуренции и обеспечение

18 Мониторинг качества жизни населения муниципального образования [Эл. ресурс] / http://www.0zn.ru/ekonomika/monitoring_kachestva_zhizni_naseleniya.html (дата обр.: 18.02.2014)

19 Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014)

20 См.: Там же.

открытости товарных и финансовых рынков Российской Федерации являются важнейшей частью проводимых в России преобразований21.

Стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России - от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции. Это прямой практически путь к обновлению экономики, уходу от сырьевой зависимости, потому что выгодными становятся десятки тысяч новых проектов - в переработке сырья, машиностроении, легкой и тяжелой промышленности, сфере услуг, малом и среднем бизнесе и, конечно, в аграрном секторе22.

В науке агропромышленного комплекса характерной тенденцией в последние годы является опережение финансового обеспечения по сравнению с кадровым. В результате опережающего роста финансовых ресурсов, направляемых на аграрные научные исследования в развитых странах, уровень фондовооруженности научного работника в США составляет 185 тыс. долл., Западной Европе - до 100 тыс., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - 120-150 тыс. долл. (при среднем значении этого показателя по регионам мира - 48,4 тыс. долл.). В последние десятилетия рост численности научных кадров в системе АПК в основном происходит в частном секторе его научного обеспечения, который значительно расширил объемы научных исследований23.

Конституционный принцип государственной поддержки лежит в основе правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции. Основная цель указанного регулирования - обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции, что, в свою очередь, обеспечивает формирование качественно нового единого экономического пространства.

Принцип единства экономического пространства заключает в себе требование о недопущении каких-либо преимуществ или привилегий для отдельных регионов, а также принятия таких экономико-политических

21 Велиева Д.С. Конституционные основы экономических отношений в России // Конституции России 10 лет: опыт реализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2003. С. 55.

22 Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014)

23 Кривошей В.А., Ткач А.В. Научное обеспечение аграрного сектора в условиях присоединения России к ВТО // Фундаментальные и прикл. исслед. кооперативного сектора экономики. № 6. 2012. С. 27.

мер, которые способствуют закрытию внутреннего рынка субъектов Федерации. Указанный общий конституционный принцип подкрепляется положениями ч. 1 ст. 74, в соответствии с которыми «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Федеративное устройство страны обусловливает различия в типах и масштабах социально-экономического развития конкретных регионов. Диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов подталкивают их к увеличению самостоятельности в экономической сфере. Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства Российского государства.

Правовая основа экономического развития субъектов Российской Федерации включает в себя правовые акты как федерального, так и регионального уровня. Данная правовая основа является достаточно полной и способствует интенсивному и устойчивому экономическому развитию как субъектов Федерации, так и Российской Федерации в целом. Вместе с тем необходимо отметить, что нуждаются в дальнейшем совершенствовании отдельные положения действующего законодательства. Значительная часть проблем в рассматриваемой сфере связана с неодинаковым уровнем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что не всегда учитывается в законодательстве. Одним из способов решения этой проблемы является заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти отдельных субъектов Федерации. Целесообразно предоставление органам государственной власти субъектов Федерации дополнительных полномочий в сфере регионального экономического развития. Данное предложение может реализовываться двумя способами. Первый способ - это расширение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет средств региональных бюджетов; второй - установление полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета региональным бюджетам. Выбор конкретного варианта

осуществляется федеральным законодателем с учетом значимости соответствующих полномочий. В этой связи необходимы и меры по усилению взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в экономической сфере24.

В своем Послании Федеральному собранию Президент РФ отметил, что прямое следствие сырьевой экономики - это дисбалансы территориального развития, рынка труда, социальной сферы. Сегодня найти работу с достойной заработной платой, как правило, можно только в столицах или сырьевых регионах, получить качественное образование и медпомощь - в нескольких крупных городах. Сюда и едут на заработки, на учебу, на лечение, сюда стремится молодежь, а другие регионы теряют активных людей, готовых работать и приносить пользу. Веление времени - решительный шаг в сторону децентрализации развития, новая география экономического роста и рынка труда, новые отрасли и новые центры промышленности, науки и образования, новая, современная социальная среда во всех российских регионах, городах, поселках, включая безбарьерную среду для граждан с ограниченными возможностями. Сейчас разница в доходах регионов крайне высока. Всем известно - в десяти из них собирается большая половина всех доходов страны. Надо последовательно двигаться к тому, чтобы все российские регионы, без исключения, стали экономически самостоятельными и в полном смысле слова субъектными. Поэтому нам нужно немного менять логику межбюджетных отношений. Как отмечает Т.В. Заметина, «основные проблемы в сфере формирования бюджетного федерализма сводятся к тому, что в ряде субъектов Федерации разработка и реализация мер по повышению результативности бюджетных расходов находятся в начальной стадии, не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, практически отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов»25.

Нужно создавать и укреплять экономическую базу территорий, помогать тем, кто работает инициативно на местах. В качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Кроме того, отменяются многие федеральные

24 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации [Эл. ресурс] / http://www.zonazakona.ru/1aw/comments/538 (дата обр.: 16.02.2014)

25 Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. М., 2010. С. 270-271.

льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства также будут поступать в региональные и местные бюджеты26.

Что касается допустимого уровня дифференциации качества и уровня жизни населения страны, то, как отметил доктор экономических наук, профессор В.А. Кривошей, основную роль в его определении и достижении, на наш взгляд, необходимо отводить именно государству со всеми системами органов власти. Только при помощи государства возможно формирование институтов, призванных регулировать качество и уровень жизни граждан, таких как профсоюзы, союзы потребителей и предпринимательские союзы.

Считаем необходимым выделить основные направления влияния государства на качество и уровень жизни населения и его формирование:

- воздействие на народохозяйственную конъюнктуру, сдерживание инфляции, стимулирование экономических процессов, предотвращение экономических кризисов, смягчение последствий возникших кризисов (воздействие на макроуровне);

- влияние государства на рыночные структуры отдельных отраслей производства (микроэкономическое регулирование);

- государственная поддержка сфер, развитие которых без вмешательства государства невозможно, либо они развиваются не в достаточной мере;

- деятельность государства, направленная на минимизацию негативных последствий экономического или технического развития страны (экология, социальная сфера и прочие)27.

Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран. Однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков. Главное, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала, не способна дать большей части нашего народа возможность найти применение своим силам, талантам, труду, образованию, а значит, по определению, порождает неравенство. И, наконец, резервы сырьевой

26 Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014)

27 Кривошей В.А. Государственное регулирование региональной дифференциации уровня качества жизни населения // Фундаментальные и прикл. исслед. кооперативного сектора экономики. № 6. 2013. С. 38.

модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5-6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие28.

Современная концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк и др. исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Главными принципами социального государства в социально-экономической сфере они провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций29.

Данная тема многогранна, и здесь остается достаточно много нерешенных проблем. Поэтому конституционно-правовое регулирование экономического развития Российской Федерации заслуживает дальнейшего серьезного комплексного исследования.

Список литературы

1. Авраменко С.Л. Новая Конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность// Государство и право. 2001. - № 7. - С. 80.

2. Бьюкенен Д. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы / пер. с англ.; редкол.: Р.М. Нуриев и др. - М., 1997.

3. Велиева Д.С. Конституционные основы экономических отношений в России // Конституции России 10 лет: опыт реализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2003. - С. 55.

4. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Рос. газета. - 2007. - 8 июня.

5. Кабышев В. Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Уч. зап. юрид. фак. Вып. 12 (22) / под ред. А.А. Ливеровского. - СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2008. - С. 109-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: избр. науч. тр. - М.: Формула права, 2013. - С. 216-217.

7. Кривошей В.А. Государственное регулирование региональной дифференциации уровня качества жизни населения // Фундаментальные и прикл. исслед. кооперативного сектора экономики. - № 6. - 2013. - С. 38.

8. Кривошей В.А., Ткач А.В. Научное обеспечение аграрного сектора в условиях присоединения России к ВТО // Фундаментальные и прикл. исслед. кооперативного сектора экономики. - № 6. - 2012. - С. 27.

28 Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014)

29 Шарков Ф.И. Указ. соч. - С. 99-100.

207

9. Критика российских реформ отечественными и зарубежными экономистами [Эл. ресурс] / http://www.r-reforms.ru/ (дата обр.: 17.02.2014.)

10. Кузнецова Л.Ю. Конституционные основы экономического строя современной России: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Саратов, 2006. - С. 7-8.

11. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования [Эл. ресурс] / http://www.0zn.ru/ekonomika/monitoring_kachestva_zhizni_ naseleniya.html (дата обр.: 18.02.2014.)

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст [Эл. ресурс] / http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обр.: 14.02.2014.)

13. Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации [Эл. ресурс]/ http://www.zonazakona.ru/law/comments/538 (дата обр.: 16.02.2014)

14. Примаков Е. Россия в 2004 году: взгляд в будущее // Рос. газета. -2005. - 15 янв.

15. Рейтинг 2011 стран мира. Рейтинг России [Эл. ресурс]/ http://7sekretov.ru/world-ranking-2011.html (дата обр.: 18.02.2014)

16. Урунов А.А. Оценки качества российского экономического пространства в условиях глобализации экономики [Эл. ресурс]/ http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/ocenki-kachestva-rossijskogo-jekonomicheskogo-prostranstva-v-uslovijah-globalizacii.html (дата обр.: 18.02.2014)

17. Шарков Ф.И. Основы социального государства: учеб. для бакалавров. -М.: Дашков и К, 2014.

18. Экономическая безопасность России: концептуальные основы функционирования и развития [Эл. ресурс]/ http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/ 1/93.php (дата обр.: 17.02.2014)

19. URL:http://Lcnta.ru/news/2007/0l/ 16/rating (дата обр.: 13.02.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.