Юридические науки
LAW
УДК 347.2/.3
Ю. С. Верзун
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В статье раскрывается конституционный принцип антимонопольного регулирования в экономике России. С течением времени экономическое законодательство становится все более сложным, детально и глубоко проработанным. Оно отличается постоянным развитием и динамичностью. Вместе с тем, в его основе лежат незыблемые конституционные принципы. Конституцией РФ закреплены экономические принципы, устанавливающие конституционную основу правового регулирования экономики. Среди них особое место занимает принцип антимонопольного регулирования экономики, выступающий основой свободной реализации права на занятие экономической деятельностью. Он проявляется в том, что это право может быть ограничено в той мере, в какой это может препятствовать реализации аналогичного права других граждан, поэтому государство обязано заботиться о поддержке и защите конкуренции, тем самым способствовать развитию экономики, свободной реализации конституционных прав граждан, укреплению основ конституционного строя.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, товарный рынок, конкурентная среда
Современное развитие рыночной экономики характеризуется усложнением и увеличением числа хозяйственных связей, качественным изменением структуры экономических отношений. Данные процессы требуют адекватного, системного законодательного регулирования. В связи с этим в России растет число нормативных актов, регламентирующих отношения в экономической сфере.
В последние полтора десятилетия, благодаря усилиям отечественных конституционалистов (в первую очередь - П. Д. Баренбойма, Г. А. Га-джиева, А. В. Захарова, В. Д. Зорькина, В. И. Ла-фитского и др.), в системе общественных наук прочно утвердилась дисциплина «конституционная экономика». Сторонники этой школы постулируют, что при решении важнейших экономи-
ческих проблем необходимо принимать во внимание не только экономические закономерности, но и конституционные положения.
Со временем экономическое законодательство становится все более сложным, детально и глубоко проработанным. Оно отличается постоянным развитием и динамичностью. Вместе с тем, в его основе лежат незыблемые конституционные принципы, которые имеют непосредственную связь с развитием рыночных отношений [2].
Антимонопольное регулирование, став объектом пристального внимания законодателей в конце XIX - начале XX веков, и сегодня является одной из наиболее сложных сфер правового регулирования. Для решения насущных и стратегических проблем окончательного выхода из затянувшегося
© Верзун Ю. С., 2016
экономического и социального кризиса, достижения стабильного экономического роста правовое регулирование предпринимательских отношений должно в большей степени отражать объективную значимость рыночной конкуренции.
В условиях рыночной экономики свободная конкуренция является одним из важнейших факторов развития всей экономики. Принципы конкуренции защищаются нормами ст. ст. 8, 34, 74 Конституции РФ [3], Законом о защите конкуренции [7], а также всеми нормами антимонопольного законодательства РФ.
Указанные принципы составляют основу, ядро правовой инфраструктуры современной экономики России [6]. Их свободное применение гарантируется государством. Именно они задают вектор развития правового регулирования хозяйственных отношений.
Конституционные основы российской экономики закреплены в статье 8 Основного Закона. Так, устанавливается единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Закрепление указанных принципов определило роль государства в экономических отношениях. В условиях рыночной экономики государство осуществляет лишь функции арбитра, в задачи которого входит установление общих правил, разрешение споров, борьба с монополистической деятельностью.
Основы экономической системы получают свое развитие, реализуются в конституционных экономических правах и свободах. Так, например, в статье 34 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Последнее положение по форме изложения представляет собой правовой запрет. Вместе с тем, по нашему мнению, оно является более содержательным и состоит из трех аспектов.
Во-первых, частью 2 статьи 34 Конституции РФ устанавливаются ограничения экономической деятельности. Право на занятие такой деятельностью не является абсолютным, поскольку ее безграничное развитие может затрагивать интересы других лиц. В связи с этим предприниматели должны соизмерять свое экономическое поведение с интересами иных хозяйствующих субъектов и по-
требителей. При этом ограничения заключаются в установлении единых, равных для всех правил поведения на товарных и финансовых рынках.
Во-вторых, из смысла части 2 статьи 34 Конституции РФ вытекает право предпринимателей на защиту от антиконкурентных действий. А. Н. Варламова именует его правом на защиту от незаконной конкуренции [1]. Закрепление этой возможности позволяет субъектам экономических отношений требовать исполнения конституционного положения, а в случае его неисполнения, нарушения - требовать от предпринимателей или государства совершения действий, направленных на защиту их прав от неконкурентного, дискриминационного поведения.
Наконец, из указанного права следует гарантия реализации права на занятие экономической деятельностью в условиях справедливой конкуренции, которая обеспечивается государством, поэтому государственные органы создают условия для равного доступа предпринимателей на товарные и финансовые рынки для увеличения количества хозяйствующих субъектов, поощряют выход предпринимателей на монополизированные рынки и прочее.
Помимо стимулирующих конкуренцию действий, государство осуществляет функции антимонопольного контроля, заключающегося в принятии мер, обеспечивающих пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также в контроле экономической концентрации.
Таким образом, в статье 34 Конституции РФ можно обнаружить единство двух противоположностей - свободу предпринимательства и его государственное регулирование - и связанное с этим ограничение прав [6].
В контроле государства за исполнением предусмотренного частью 2 статьи 34 Конституции РФ требования в самом общем виде заключается принцип антимонопольного регулирования экономики.
В совокупности с провозглашенной статьей 8 Конституции РФ поддержкой конкуренции данный принцип должен способствовать осуществлению действительно свободной экономической деятельности, выступать фактором поступательного развития экономики.
Наиболее последовательно и детально рассматриваемый конституционный принцип нашел отражение в антимонопольном законодательстве, основным нормативным правовым актом которого является Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [7].
50
ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2016. Т. 2, № 1 (5)
Для понимания механизма воздействия подразумеваемого частью 2 статьи 34 Конституции РФ антимонопольного регулирования на свободную реализацию права на занятие экономической деятельностью необходимо привести показательный пример. Федеральная антимонопольная служба рассматривала дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации одного из субъектов Федерации. В процессе рассмотрения дела было признано нарушением заключение с конкретным предпринимателем контракта на осуществление строительства жилого квартала, поскольку, согласно условиям контракта, строительство должно осуществляться с использованием строительных материалов местного (конкретного региона) производства [5]. Таким образом, государственный орган своими действиями создал преимущественное положение местным производителям и поставил в дискриминационные условия иных производителей строительных материалов, поэтому последние не смогли свободно реализовать свое право на поставку материалов.
В данной ситуации приоритетное положение ограниченного круга предпринимателей-поставщиков обусловливает возможность для них определяющим образом влиять на цены. Кроме того, ставится под сомнение качество поставляемых материалов. В случае наличия конкурентных условий в этих отношениях заказчик смог бы выбирать товар, наиболее подходящий для строительства (по качеству, по цене и другим характеристикам). В конечном итоге в невыгодной ситуации оказываются граждане-потребители, приобретающие жилье по завышенной цене и не вполне надлежащего качества.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать определенные выводы. Конституцией РФ закреплены экономические принципы, устанавливающие конституционную основу правового регулирования экономики. Среди них особое место занимает принцип антимонопольного регулирования экономики, выступающий основой свободной реализации права на занятие экономической деятельностью. Он проявляется в том, что это право может быть ограничено в той мере, в какой это может препятствовать реализации аналогичного права других граждан.
Поэтому государство обязано заботиться о поддержке и защите конкуренции, тем самым способствовать развитию экономики, свободной реализации конституционных прав граждан, укреплению основ конституционного строя.
Таким образом, нормы Конституции занимают основополагающее место в иерархии любого
отечественного законодательства, в том числе правового регулирования конкуренции и монополии.
Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности. Другим его основополагающим положением следует считать конституционный принцип единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Особое место в ряду конституционных начал антимонопольного регулирования и законодательства Российской Федерации занимает принцип поддержки конкуренции, согласно которому государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополии, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.
Государству необходимо не только поддерживать добросовестную конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформулирован еще один конституционный принцип государственного антимонопольного регулирования - принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Рассматриваемое положение Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 34) является исключением из принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8) и подтверждает тот факт, что такая свобода не абсолютна.
_Ш_
1. Варламова А. Н. Недобросовестная конкуренция: направления совершенствования правового регулирования // Юрист. 2015. № 1. С. 23-30.
2. Гаджиев Г. А. Этические основы философско-правовой категории «общее благо» в контексте конституционной экономики // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / сост.: П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. М.: Летний сад, 2010. С. 84.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.
5. Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2015 № 309-ЭС15-6673 по делу № А60-25477/2013. [Электронный ресурс]. URL: СПС КонсультантПлюс (дата обновления 05.12.2015).
6. Ручкина Г. Ф. Конституционно-правовые основы предпринимательства в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 23.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
Статья поступила в редакцию 5.02.2016 г.
Для цитирования: Верзун Ю. С. Конституционный принцип антимонопольного ретуширования экономики России // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 1 (5). С. 48-51.
Верзун Юлия Сергеевна, магистрант. Йошкар-Ола, yverzun@gmail.com
Об авторе
Марийский государственный университет,
Ju. S. Verzun Mari State University, Yoshkar-Ola
CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF ANTITRUST REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
The article reveals the constitutional principle of antimonopoly regulation in the Russian economy. Over time economic legislation is becoming increasingly complex, detailed and deeply researched. It is characterized by constant development and dynamism. However, it is based on immutable constitutional principles. The Constitution enshrined economic principles, which establish the constitutional basis of legal regulation of the economy. Among them is the principle of anti-monopoly regulation of the economy, acting as a basis of the free exercise of the right to engage in economic activities. It is evident that this right may be limited in the extent that it may interfere with the exercise of similar rights of other citizens. Therefore, the state must ensure the support and protection of competition, thereby, to contribute to the development of the economy, the free exercise of constitutional rights of citizens, strengthening the foundations of the constitutional system.
Keywords: antitrust, competition, commodity market, competitive environment
_Ш_
1. Varlamova A. N. Nedobrosovestnaja konkurencija: naprav-lenija sovershenstvovanija pravovogo regulirovanija. Jurist 2015, no. 1, pp. 23-30.
2. Gadzhiev G. A. Jeticheskie osnovy filosofsko-pravovoj kategorii «obshhee blago» v kontekste konstitucionnoj jekonomiki. Filosofija prava v nachale XXI stoletija cherez prizmu konstitu-cionalizma i konstitucionnoj jekonomiki, sost.: P. D. Barenbojm, A. V. Zaharov. M.: Letnij sad, 2010, p. 84.
3. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ). Rossijskaja gazeta. 1993, no. 237; Sobranie zakono-datel'stva RF. 2014, no. 31, st. 4398.
4. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993. Rossijskaja gazeta. 1993, no. 237.
5. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 12.10.2015 M 309-JeS15-6673 po delu M A60-25477/2013. [Jelektronnyj resurs]. URL: SPS Konsul'tantPljus (data obnovlenija 05.12.2015).
6. Ruchkina G. F. Konstitucionno-pravovye osnovy predprini-matel'stva v Rossii. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2012, no. 4, p. 23.
7. Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 M 135-FZ (red. ot 13.07.2015) «O zashhite konkurencii». Sobranie zakonodatel'st-va RF. 2006, no. 31 (1 ch.), st. 3434.
Submitted 5.02.2016.
Citation for an article: Verzun Ju. S. constitutional principle of antitrust regulation of the Russian economy. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 1 (5), pp. 48-51.
About the autor
Verzun Julija Sergeevna, Magister, Mari State University, Yoshkar-Ola, yverzun@gmail.com