Научная статья на тему 'Конституционные основы формирования единого экономического пространства в Российской Федерации'

Конституционные основы формирования единого экономического пространства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
759
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / РАВНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ / UNITED ECONOMIC SPACE / ECONOMIC LEGISLATION / EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE MARKET RELATIONS / DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC RELATIONS / EQUAL CONDITIONS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анненкова Виктория Геннадьевна

Статья посвящена конституционным основам формирования экономического пространства в Российской Федерации. Формулируется вывод о том, что понятие единства экономического пространства предполагает единство рынка, свободу экономической деятельности, использование единой денежной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анненкова Виктория Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Basis of the United Economic Space Formation in the Russian Federation

The paper is dedicated to the constitutional basis of the economic space formation in the Russian Federation. The analysis of the Constitutional provisions enables the author to conclude that the notion of unity of the economic space presupposes market unity, freedom of economic activity, use of single monetary unit.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы формирования единого экономического пространства в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

В.Г. Анненкова

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена конституционным основам формирования экономического пространства в Российской Федерации. Формулируется вывод о том, что понятие единства экономического пространства предполагает единство рынка, свободу экономической деятельности, использование единой денежной единицы.

Ключевые слова: единое экономическое пространство, экономическое законодательство, эффективное функционирование рыночных отношений, развитие экономических отношений, равные условия экономического развития субъектов Федерации.

V.G. Annenkova

CONSTITUTIONAL BASIS OF THE UNITED ECONOMIC SPACE FORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

0 The paper is dedicated to the constitutional basis of the economic space formation in the ^ Russian Federation. The analysis of the Constitutional provisions enables the author to conclude

5 that the notion of unity of the economic space presupposes market unity, freedom of economic ™ activity, use of single monetary unit.

? Key words: united economic space, economic legislation, effective functioning of the market

1 relations, development of the economic relations, equal conditions of the economic development i of the Russian Federation constituent entities.

ro ro

О

0

1 Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требу-| ет последовательной реализации конституционных принципов построения феде-

>§ ративных отношений в экономике. Общее экономическое пространство должно | характеризоваться следующими параметрами: динамизмом, эффективностью, | гармонией связующих его отношений, а также единством правового регулиро-| вания. Динамизм общего экономического пространства обеспечивается свободой >§ передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг; эффективность — соответстви-« ем форм управления экономическим требованиям; гармония — обоснованными s. пропорциями в отраслевом и региональном развитии экономики; единство пра-I вового регулирования — расширением сферы федерального права1.

6 К настоящему времени в России сформировались новые условия экономического развития. Прежняя технология власти постепенно сменяется современными методами демократического и децентрализованного управления государством. Перед органами государственной власти всех уровней стоят общие задачи эффек-

© Анненкова Виктория Геннадьевна, 2012

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации); e-mail: officepkiruc@mail.ru

тивного государственного регулирования и управления, направленные на обеспечение реализации конституционно закрепленных экономических прав и свобод, финансовую стабилизацию, создание единого рынка товаров и услуг, финансовых средств и рабочей силы, рост сбережений и их трансформацию в инвестиции, оживление производства и достижение положительных изменений его структуры, повышение качества жизни граждан России. Как отмечают А.С. Мишарин, А.Н. Клепач, Д.Р. Белоусов, «условием дальнейшего успешного развития является не механическое наращивание темпов роста, а формирование новой инновационной экономики, основанной на притоке инвестиций, внедрении прорывных инновационных технологий, повышении престижа интеллектуального труда»2.

В этих условиях по-прежнему актуален вопрос обеспечения единства экономического пространства на территории всего Российского государства с соблюдением конституционных положений и федеративного устройства. По справедливому замечанию Н.П. Кутырева и В.П. Блохина, обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации следует рассматривать в качестве основы всей системы федеративных экономических отношений. При этом экономические факторы влияют на уровень федеративных отношений не только по вертикали: Федерация — субъект, но и по горизонтали, как в рамках одного региона, так и в отношениях с соседними регионами3.

При наступившей политической и в определенной мере экономической стабилизации в Российской Федерации появилась возможность решать многие проблемы на правовой основе.

Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бьюкенен считает, что политический и экономический успех страны заложен в различных законодательных ак- ш тах, и в первую очередь в конституции. Конституционные правила, по его мне- н нию, формируют политические и экономические результаты или затрудняют их С

а

достижение4. т

о

В настоящее время вопросы выработки принципов оптимального сочетания к

о

экономической целесообразности с достигнутым уровнем развития соответству- о' ющих норм конституционного права становятся предметом внимания современ- | ных ученых-государствоведов. Российские исследователи-конституционалисты в

стали уделять большее внимание экономическим аспектам конституционных от- нн

о

ношений. При этом следует отметить, что в Конституции РФ 1993 г. отсутству- Ю ет специальный раздел об экономической основе государства. Полагаем возмож- и ным согласиться с мнением В.Е. Чиркина о том, что в условиях того финансово- с

к

го беспорядка, который наблюдался в России, целесообразно было бы иметь гла- а ву об экономической и бюджетно-финансовой основе в отечественной Конститу- Л ции. Помимо вопросов о бюджете и налогах, в эту главу могут быть включены | «положения о денежной эмиссии, о государственных займах... вопросы о поряд- • ке выплат различных платежей (налогов, заработной платы и др.)»5. 88

Развитие в России рыночной экономики требует освоения инструментария фи- ^ нансов, а это связано, конечно, с включением принципиальных норм в Консти- 2 туцию. Вместе с тем действующий Основной Закон Российского государства содержит ряд норм, определяющих основы экономических отношений в России. На конституционном уровне регулирование экономических основ выражается в закреплении форм собственности, права собственности, свободы труда, свободы экономической деятельности, неприкосновенности собственности и др. В частности, в ч. 1 ст. 8 Конституции говорится о том, что в России гарантируется един- 145

ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Развитие общего экономического пространства ставит задачу обеспечения единого правового регулирования экономики. В федерациях, как отмечают П. Ба-ренбойм, В. Лафитский, В. Мау, она решается в трех направлениях: посредством расширения компетенции центральных органов власти, ограничения законодательства субъектов федерации, принятия последними единообразных или унифицированных актов6.

Анализ конституционных положений позволяет сделать вывод о том, что понятие единства экономического пространства предполагает единство рынка, свободу экономической деятельности, использование единой денежной единицы. Единство рынка, по нашему мнению, состоит в свободном перемещении товаров, финансовых средств, рабочей силы, поддержке конкуренции, в соблюдении прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров, работ и услуг, на совершение операций с финансовыми средствами.

Не вызывает сомнений, что единство экономического пространства в России обеспечивается в первую очередь единством законодательного регулирования экономических отношений. Законодательство в сфере экономики должно предусматривать общеобязательные правила функционирования рынка, признание их на всей территории России, защиту и охрану всех форм и субъектов экономической деятельности, единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации создается и обеспечивается всеми инструментами нормативно-правового

2 регулирования, находящимися в распоряжении органов государственной власти ? Российской Федерации, ее субъектов и иных субъектов федеративных экономи-

3 ческих отношений в Российской Федерации.

§| В целях создания единого экономического пространства для обеспечения сво-

I бодного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и информации необхо-

1 димо усилить контроль за соблюдением федеративного налогового режима. Осо-| бое значение имеют такие критерии единства экономического пространства, как § единая налоговая система и единая налоговая политика. На необходимость со-| блюдения этих требований российского Основного Закона неоднократно указы-

2 вал Конституционный Суд РФ7. В частности, в Постановлении Конституцион-° ного Суда от 21 марта 1997 г. подчеркивалась необходимость неукоснительного « соблюдения таких требований Конституции, как единая налоговая политика и

0

| единая налоговая система, связанность субъектов Федерации общими принци-

1 пами налогообложения, приоритет федерального законодательства над законо-1 дательством субъектов Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что не до-

0

° пускается установление налогов, нарушающих единство экономического про-¿5 странства Российской Федерации, т. е. введение региональных налогов, кото-

1 рое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых до-I ходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов. Формирование единой налоговой системы, основанной на принципе закрепления за каждым уровнем управления собственных и постоянных бюджетных доходов, является одним из стимулов развития единого экономического пространства.

Реализация принципа равноправия российских регионов предполагает как

146

создание равных правовых условий субъектам РФ для их экономического разви-

тия, так и систему мер организационного и материально-финансового характера, направленных на формирование равных условий и потенциала будущего экономического роста территорий, создание выгодных условий для притока инвестиционных ресурсов на предприятия и в организации с учетом региональных особенностей. При этом государственная политика должна основываться на принципах учета единства в разнообразии, соблюдения требований объективности и справедливости при распределении материальных и финансовых ресурсов, установления равных условий ответственности.

При осуществлении специальных мер финансовой поддержки особо нуждающихся территорий органы власти Российской Федерации должны применять единые стандарты и единые правила ко всем субъектам РФ, относящимся к данной категории. За исключением случаев, особо оговоренных в законодательстве Российской Федерации, всякая предоставленная субъектам РФ помощь, которая нарушает или может нарушить равные условия конкурентной борьбы, поскольку получившие такую помощь хозяйствующие субъекты окажутся в лучших условиях, чем другие, или производство некоторых товаров окажется более выгодным, чем иных, должна признаваться не совместимой с требованием единого экономического пространства Российской Федерации в той мере, в какой предоставление этой помощи затрагивает торговлю между субъектами РФ. При этом совместимыми с требованием единого экономического пространства Российской Федерации следует считать следующие виды помощи:

социального характера, предоставляемую индивидуальным получателям, если при ее оказании не проводится дискриминация товаров по месту их производства;

направленную на возмещение ущерба от стихийных бедствий или иных чрез- ш вычайных обстоятельств; н

предоставляемую экономике некоторых территорий Российской Федерации, С

а

пострадавших в результате внутренних вооруженных конфликтов, в той мере, в т

о

какой подобная помощь необходима для компенсации экономического ущерба, к

о

возникшего в результате таких конфликтов; о'

направленную на экономическое развитие территорий, где особенно низок уро- | вень жизни населения или высок уровень безработицы; в

направленную на осуществление проектов, представляющих общий интереси- нн

о

ли на преодоление серьезных сбоев в функционировании экономики субъекта РФ; Ю направленную на развитие некоторых видов экономической деятельности или и некоторых экономических районов, если она не оказывает отрицательного влия- с

к

ния на условия торговли между субъектами РФ в ущерб общим интересам; а

направленную на сохранение культурного и исторического наследия, если ее Л оказание не влияет на условия торговли и конкуренции между субъектами РФ | в ущерб общим интересам. •

Для обеспечения принципа создания равных условий для экономического 88 развития территорий должны создаваться необходимые правовые и институци- ^ ональные условия для межрегиональной конкуренции по привлечению капита- 2 ла. Последовательное проведение в жизнь указанного принципа должно стимулировать использование регионами своих конкурентных преимуществ для наращивания экономического потенциала и улучшения качества жизни населения.

В целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ и количества субъектов РФ, социально-экономическое развитие которых ниже среднего уровня по стране, Правительство РФ 11 октя- 147

бря 2001 г. утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»8, которая базируется на Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным социально-экономическим показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в 1,5 раза, а к 2015 г. — в 2 раза. В этой связи возрастает роль экономического законодательства, которое имеет определенные тенденции и приоритеты. Ввиду очевидной комплексности оно требует научного осмысления для формирования теоретических основ его дальнейшего развития.

Следует заметить, что обеспечение единства экономического пространства федеративного государства названо важнейшей задачей в проекте Кодекса основных принципов федеративных экономических отношений в Российской Федерации, разработанного экспертами проекта ТаАСИС «Поддержка экономического федерализма и государственно-правового регулирования экономики» профессором доктором Херардом ван ден Бергом и кандидатом юридических наук С.В. Си-роткиным при участии доктора экономических наук И.А. Конюховой (Умновой), кандидатов экономических наук Е.В. Беляновой, О.В. Богачевой, Л.Б. Ивановой, О.К. Ястребовой9. Главная цель предлагаемого проекта Кодекса — определение государственно-правовой стратегии эффективного решения всеми уровнями публичной власти современных задач единого экономического развития в условиях федерализации России10.

Исходная посылка состоит в том, что экономическое единство Российской Федерации и эффективность функционирования экономических отношений, обеспечиваемые не бюрократической централизацией, а работающими рыночными механизмами в условиях определенных и установленных публично-правовых отношений, возможны, необходимы и составляют общий интерес Российского федеративного государства, субъектов РФ, муниципальных образований и всего населения страны.

Параллельно ужесточению требований к соблюдению законодательной базы обеспечения единого экономического пространства усилия федеральных органов государственной власти должны быть сконцентрированы на развитии институтов, необходимых для эффективного функционирования правовой и финансовой инфраструктуры рынков, обеспечения равного доступа к системе кредитования хозяйствующих субъектов различных регионов РФ. В свою очередь, для развития финансовой инфраструктуры необходимо обеспечение на всей территории Российской Федерации финансовой прозрачности предприятий и организаций.

Развитие экономических отношений в России зависит от экономической политики государства. Она должна строится с учетом федеративного устройства государства, социально-политического уровня общества и иных факторов, нацелена на обеспечение единства Российского государства.

1 См.: Баренбойм П., Лафитский В., Мау В. Конституционная экономика. М., 2002. С. 31.

2 Мишарин А.С., Клепач А.Н., Белоусов Д.Р. Посткризисное развитие России: модернизация, инновации и социальное государство. Перспективы до 2025 года. Екатеринбург, 2011. С. 3.

3 См.: Кутырев Н.П., Блохин В.П. Регион в системе федеративных отношений России // Взаимодействие уровней власти в условиях федерализации (опыт России и Германии): тезисы докладов и сообщений на международной конференции (апрель 2002 г.) / отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д, 2002.

А.Р. Еремин

• Конституционное закрепление функций местного самоуправления

4 Джеймс Бьюкенен получил Нобелевскую премию в 1986 г. за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений. См.: Бьюкенен Д. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы / пер. с англ.; редкол.: Р.М. Нуриев и др. М., 1997.

5 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 149.

6 См.: Баренбойм П., Лафитский В., Мау В. Указ. соч.

7 См.: Постановления Конституционного Суда РФ: от 8 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга «О ставках единого земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 42, ст. 4901; от 21 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 13, ст. 1602; от 30 января 2001 г. по делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного Суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 7, ст. 701.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 43, ст. 4100.

9 См.: Пояснительная записка к проекту Кодекса основных принципов федеративных экономических отношений в Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/merit/document.html (дата обращения: 15.03.2012).

10 См.: Там же.

А.Р. Еремин

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена изучению вопроса о выделении специфических функций, присущих такому конституционному институту, как местное самоуправление. Анализируется конституционное закрепление функций местного самоуправления, раскрывается их содержание.

Ключевые слова: конституция, конституционный институт, местное самоуправление, функции местного самоуправления, население, муниципальные образования, органы местного самоуправления.

A.R. Eremin

CONSTITUTIONAL SECURITY

OF LOCAL SELF-GOVERNMENT FUNCTIONS

The article is devoted to the question concerning definition of specific functions which inherent in such constitutional institution as local self-government. The constitutional security of local self-government functions is analysed. The content of local self government is revealed.

Key words: Constitution, constitutional institution, local self-government, functions of local self-government, population, municipal formations, self-government bodies.

Конституция рассматривает местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Еремин Алексей Роальдович, 2012

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права (Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева); e-mail: eralro@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.