Научная статья на тему 'Государственно-правовые гарантии и регламентация принципа единства экономического пространства'

Государственно-правовые гарантии и регламентация принципа единства экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2460
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зернов Илья Владимирович, Митрофанов Алексей Владимирович

В статье проанализированы государственно-правовые аспекты обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации. Рассмотрена роль нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в обеспечении единства экономического пространства как конституционного принципа экономической основы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовые гарантии и регламентация принципа единства экономического пространства»

УДК 342.417

И. В. Зернов, А. В. Митрофанов

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье проанализированы государственно-правовые аспекты обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации. Рассмотрена роль нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в обеспечении единства экономического пространства как конституционного принципа экономической основы Российской Федерации.

Ключевые слова: экономические основы конституционного строя, конституционный принцип, экономическое пространство, экономическая модель, политическая модель, законодательство, нормативноправовая основа.

В последнее время особо важен вопрос государственно-правового регулирования единства экономического пространства как конституционного принципа экономической основы Российской Федерации, так как без должного правового регулирования данный принцип может остаться учредительным.

Актуальность выбранной темы обусловлена кризисным характером модели экономического и политического развития нашего общества. Принцип единства экономического пространства был закреплен в Конституции РФ для обеспечения целостности федеративного устройства Российского государства, что способствовало укреплению отношений между субъектами РФ и федеральным центром, исключая возможности сепаратистских настроений. Характер правовых отношений того периода ознаменовался усилением вертикали власти, что выступило основанием для укрепления федеративного государства в нестабильный период.

Выстраивание вертикали власти происходило за счет укрепления института Президента РФ, что оправдывалось временем «парада суверенитетов». В дальнейшем это на долгие годы предопределило модель политического и экономического развития страны, которая стала функционировать в «ручном режиме», в формате попрания всех базовых экономических законов.

Актуальность определяется еще и характером межгосударственных отношений, реализуемых в рамках единого экономического пространства ЕврАзЭС. Национальное законодательство заложило фундамент для работы в наднациональном формате в части правового обеспечения экономических интересов, опираясь на основополагающие начала внутригосударственного права.

Правовая регламентация данного принципа вполне адекватно выражена в ряде национальных нормативно-правовых актов, которые носят внутригосударственный характер. Определяя вектор жизни нашего общества, существующие правовые постулаты должны были сыграть важнейшую роль в сфере интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Политический курс изоляции и самоизоляции способствует применению правовых положений, развивающих принцип единства экономического пространства, только как национального конституционного принципа, без возможности его использования в рамках международного сотрудничества.

Прежде чем рассматривать государственно-правовое обеспечение единства экономического пространства в РФ, изучим само определение данного термина с разных сторон. Профессор М. В. Баглай под единством экономического пространства понимает

59

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

«конституционный принцип, означающий общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории государства. Он имеет особенно важное значение для федеративных государств, поскольку всегда существует практическая опасность расхождения законодательства федерации и ее субъектов, способного затруднить свободное перемещение товаров, капиталов и услуг и экономическую координацию в масштабах страны, нарушить равенство правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан» [1, с. 155].

Нам сущность единства экономического пространства в современной России видится в том, что «...РФ представляет собой состоящее из территорий ее субъектов пространство, на котором экономически функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм.» [2, с. 46].

Статья 8 Конституции РФ гласит, что «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [3]. Российский юрист профессор Ю. А. Дмитриев полагает, что часть первая ст. 8 обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами - наиболее прочные связующие элементы. Также Ю. А. Дмитриев полагает, что «для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки» [4].

Интересна точка зрения Д. В. Кузовкина, рассматривающего нормативно-правовую основу обеспечения единого экономического пространства на трех уровнях. По его мнению, «основополагающей нормой, безусловно, выступает положение ч. 1 ст. 8 Конституции РФ о гарантированности единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации. Эта норма является одной из основ Конституционного строя РФ, что обуславливает ее основополагающее значение» [5].

Второй уровень института единого экономического пространства формируют конституционные нормы, которые можно разбить на ряд групп: а) нормы, гарантирующие соблюдение единого экономического пространства; 2) нормы, закрепляющие социальноэкономические права и свободы граждан; 3) нормы, запрещающие нарушение единого экономического пространства (охранительные нормы); 4) иные нормы, обеспечивающие единство экономического пространства.

По мнению ученого, к первой группе норм следует отнести нормы ч. 1 ст. 8 (о поддержке конкуренции), ч. 2 ст. 8 (признание и защита всех видов собственности), пп. «д», «е», «ж», «з», «и» ст. 71 (федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся

60

Экономика, социология, право

материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе).

Ко второй группе нужно отнести ч. 1 ст. 27 (свобода передвижения), ч. 4 ст. 30 (свобода информации), ч. 1 ст. 34 (свобода предпринимательской деятельности), ч. 1, 2 ст. 35 (право частной собственности и свобода владения, пользования и распоряжения), ст. 36 (частная собственность на землю, свобода владения, пользования и распоряжения ею), ч. 1 ст. 37 (право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду), ч. 1 ст. 39 (гарантии социального обеспечения), ст. 57 (обязанность платить налоги и сборы).

К третьей группе норм следует отнести установленные Конституцией РФ запреты на действия или решения, способные нанести ущерб единству экономического пространства: ч. 2 ст. 34 (недопустимость монополизации и недобросовестность конкуренции), ст. 74 (запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств), ч. 1 ст. 75 (недопустимость введения и эмиссии других денег, кроме рубля, на территории РФ).

Четвертая группа норм включает ч. 1 ст. 5 (равноправие субъектов РФ), ч. 1 ст. 7 (установление гарантий государственного обеспечения - единство социально-экономического пространства), ч. 2 ст. 24 (обязанность государственных и муниципальных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, - право на получение экономической информации), ч. 1 ст. 32 (право на управление делами государства), ч. 2 ст. 37 (право на труд в условиях безопасности и гигиены, с гарантированным минимальным размером оплаты труда), ст. 41 (бесплатная медицинская помощь за счет средств бюджета - единство социальных гарантий, единые правила лицензирования).

Также Д. В. Кузовкин выделяет третий уровень института единого экономического пространства, который составляют отраслевые нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах: нормы конституционного строя, основ государственного управления, гражданского права, жилищного права, трудового права, права социального обеспечения, таможенного права, земельного и ресурсного прав, международного права и др.

Обеспечение единства экономического пространства отражено в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации: «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц или организаций» [6].

Следует отметить, что в 2005 г. был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором предусматривается предоставление ряда налоговых, таможенных, амортизационных льгот (особых условий хозяйственной деятельности) коммерческим организациям и предпринимателям, осуществляющим промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность на территории особых экономических зон [7].

Кроме федерального законодательства, единство экономического пространства гарантируется и подзаконными нормативно-правовыми актами. Конкретный пример содержится в ст. 1 Указа Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», где одной из основных целей ее проведения в РФ является создание единого экономического пространства [8].

Единство экономического пространства находит отражение и в нормативных актах субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это можно увидеть на примере ч. 1 ст. 48 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-

61

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

Петербурге» [9] и ст. 63 Устава городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области [10], в которых предусматривается отрешение от должности главы муниципального образования ввиду угрозы единству правового и экономического пространства Российской Федерации.

Таким образом, единство экономического пространства как принцип экономической основы конституционного строя РФ обеспечивается достаточно разнообразными по действию во времени, в пространстве и по кругу лиц нормативно-правовыми актами: от законов и подзаконных актов федерального значения до законов и актов нормативного содержания субъектов РФ и муниципальных образований. Государственно-правовое обеспечение такого рода должно не только способствовать поддержке данного принципа в реальной действительности, но и обеспечить реализацию принципов конституционализма и федерализма в целом.

Список литературы

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. / М. В. Баглай. - 9-е изд., изм. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2011. - 768 с.

2. Митрофанов, А. В. Единство экономического пространства: подходы к трактовке и содержание понятия / А. В. Митрофанов // Вестник Пензенского государственного университета. -

2013. - № 2. - С. 46-52.

3. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. -

2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Дмитриев, Ю. А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Ю. А. Дмитриев // Интернет-портал «Сайт Конституции Российской Федерации». -URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5697462/

5. Кузовкин, Д. В. Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Кузовкин Д. В. - Екатеринбург, 2005. - 199 с.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

7. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 3. - Ст. 3127.

8. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 23. - Ст. 2756.

9. Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 (ред. от 26.12.2014) «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПБ 23.09.2009) // СПС «Консультант плюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=155705

10. Устав городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области (принят решением Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района МО от 30.06.2006 № 15/7) (ред. от 30.10.2014) // СПС «Консультант плюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=200155

Зернов Илья Владимирович

студент,

Пензенский государственный университет E-mail: serega.beglov@yandex.ru

Митрофанов Алексей Владимирович

ассистент,

кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет E-mail: aquanice@bk.ru

Zernov Il'ya Vladimirovich

student,

Penza State University

Mitrofanov Aleksey Vladimirovich

assistant,

sub-department of state and legal disciplines, Penza State University

62

Экономика, социология, право

УДК 342.417

Зернов, И. В.

Государственно-правовые гарантии и регламентация принципа единства экономического пространства / И. В. Зернов, А. В. Митрофанов // Вестник Пензенского государственного университета. -

2015. - № 2 (10). - C. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.