УДК 378.147 С.В. Навальный
ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО КУРСА)
S.V. Navalny
LEGAL DESIGN AS A KIND OF INTERACTIVE LEARNING (ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE PROBLEM OF COURSE)
Одной из основных задач высшего юридического образования является обучение будущих юристов эффективному функциональному владению юридическим языком. Инновационные технологии позволяют достигать максимальной творческой активности, серьезных успехов в усвоении максимального объема знаний, получении практических навыков и умений. Инновационные образовательные технологии
- это совокупность определенных средств, методов, приемов педагогической деятельности, последовательно реализуемая на практике, основным критерием которой является прогресс в образовательной сфере. Юридическое проектирование рассматривается как один из учебных приемов, который помогает развитию когнитивных юридических навыков на основе индивидуального и студенческого правотворчества. Юридическое проектирование заключается в выработке умений студентов быстро адаптироваться к постоянно меняющейся социокультурной ситуации и участвовать в ее преобразовании в качестве определенного субъекта, например сотрудника правоохранительных органов, прокуратуры, суда. Студенческое правотворчество
- относительно новое понятие в юридической науке, характеризующее личностно ориентированный педагогический процесс, в который вовлечен студент в процессе обучения. Студенческое правотворчество рассматривается как образовательный процесс, который осуществляется не по какой-то заданной модели или шаблону, а по индивидуальному замыслу. Результатом такой деятельности является создание качественно новых юридических продуктов: статья, юридический мониторинг, юридический меморандум и др. В статье дано разъяснение такого понятия, как студенческое правотворчество. Автор определяет цели и задачи, стоящие перед юридическим проектированием. Приведены требования и определен порядок защиты юридических проектов; указаны отличия юридического проектирования от других видов интерактивного обучения.
Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, принципы обучения, технология обучения, студенческое правотворчество.
One of the main tasks of higher legal education is to train future lawyers in effective functional knowledge of legal language. Innovative technologies allow achieving maximum creative activity, serious success in mastering the maximum amount of knowledge, obtaining practical skills and abilities. Innovative educational technologies are a set of specific means of methods of pedagogical activity, consistently implemented in practice, the main criterion of which is the progress in educational sphere. Legal design is considered to be one of educational methods contributing to the development of cognitive legal skills on the basis of individual and student's lawmaking. Legal design is to develop the skills of the students to adapt quickly to ever-changing social and cultural situation and to participate in its transformation as a specific subject, for example, law enforcement officer, prosecutor's office, court. Student's law-making is a relatively new concept in legal science, characterizing personally focused pedagogical process in which the student is involved in the course of training. Student's law-making is considered to be educational process carried out not for any specified model or template and according to individual plan. Making qualitatively new legal products is the result of such activity: article, legal monitoring, legal memorandum, etc. In the study the explanation of such concept as student's law-making is made. The goals and objectives of the legal design are defined in the study. The requirements are provided in, the order of protection of legal projects is defined and the differences of legal design from other types of interactive training are specified.
Keywords: innovative technologies, interactive training, principles of training, technology of training, student's law-making.
Высшая школа юриспруденции в процессе профессиональной подготовки студентов стремится не только обучить их функциональному владению теоретическими аспектами права и государства, но и развить у них коммуникативную компетенцию, т.е. способность пользоваться юридическим языком как средством решения профессиональных задач, осуществлять правокультурное общение. При этом мы констатируем, что юридический язык сложен, обладает определенными особенностями, и его усвоение требует от студентов особого усердия.
Современные образовательные технологии необходимо рассматривать как средство, с помощью которого, во-первых, может быть реализована новая образовательная парадигма; во-вторых, решена задача подготовки специалистов, отвечающих духу и требованиям времени.
По мнению ряда исследователей, инновационные образовательные технологии - это совокупность определенных средств, методов, приемов педагогической деятельности, последовательно реализуемая на практи-
ке, основным критерием которой является прогрессивное начало в образовательной сфере. Особенности технологии, о которой мы поведем речь, заключаются в том, что в ней, во-первых, необходимо выработать подходы по переходу студентов от обучения к самостоятельной работе, что безусловно положительно может повлиять на творческий процесс; во-вторых, разработать меры взаимодействия преподавателя и студента; в-третьих, интегрировать и, более того, сохранить такие важные аспекты высшего образования, как фундаментальность образования, творческое начало и профессионализм; в-четвертых, направить обучение на согласование различных профессиональных юридических интересов студентов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта: «Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя». Целью юридического проектирования следует считать процесс создания или совершенствования юридически значимых решений на основе студенческого правотворчества.
Студенческое правотворчество - относительно новое понятие в юридической науке, которое характеризует личностно ориентированный педагогический процесс, в который вовлечен студент при обучении. Под студенческим правотворчеством понимается «процесс осознанного поиска обучающимися и обучаемым (педагогом) правового смысла изучаемой проблемы; личностное восприятие студентом окружающей юридической действительности через собственный накопленный уровень правовых знаний и выражение своего отношения к происходящему на основе действующих правовых актов; умение объяснить студентам своей учебной группы смысл и предназначение рассматриваемого явления или процесса».
При определении сущности студенческого правотворчества как феномена, способствующего обучению, мы должны понимать, что оно является процессом создания студентом индивидуального или группового проекта по различным юридическим фактам. При этом мы исходим из того, что основным признаком правотворческого мышления студента следует считать эффект новизны. Таким образом, студенческое правотворчество можно рассматривать как образовательный процесс, который осуществляется не по какой-то заданной модели или шаблону, а по индивидуальному замыслу; результатом такой деятельности является создание качественно новых юридических продуктов (статья, юридический мониторинг, юридический меморандум и др.). При этом ведущими признаками студенческого правотворчества следует считать целенаправленность, что свидетельствует о стремлении обучающегося создать качественный юридический документ (исковое заявление, обращение с
жалобой в правоохранительные органы). Отметим, что именно в ходе подготовки этих решений формируются профессиональные умения и навыки будущего юриста. В процессе юридического проектирования происходит осознание правил рационального правотворчества, проявляются гибкость ума и совершенствование умений решать юридические задачи по творчески выработанным и усвоенным правилам [1, с. 77]. Важными слагаемыми юридического проектирования выступают способности к правоотворчеству, а именно прогнозирование и перенос усвоенных знаний в новую правовую ситуацию. То есть в данном случае наиболее ярко проявляется мотивация студентов юридического вуза к освоению проблем развития государства и права.
Юридическое проектирование заключается, во-первых, в выработке умений студентов быстро адаптироваться к постоянно меняющейся социокультурной ситуации и участвовать в ее преобразовании в качестве определенного субъекта, например сотрудника правоохранительных органов, прокуратуры, суда; во-вторых, в обучении студентов ответственному подходу за создание условий своего развития как личности и как профессионала в сфере юриспруденции; в-третьих, в выработке потребности в активном и творческом отношении к обучению, проявлению самостоятельности в образовательной, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности; в-четвертых, в выработке потребности превращать собственную образовательную деятельность в предмет практического совершенствования, стремления к личностной и профессиональной самореализации.
Юридическое проектирование, во-первых, реализуется в самостоятельной работе студентов юридического вуза, что является приоритетным направлением современного высшего образования страны; во-вторых, способствует эффективному формированию необходимых компетенций студентов; в-третьих, способствует восприятию юридического факта с непривычной для обучающегося точки зрения и ведет к более глубокому познанию изучаемого явления. В соответствии с программой курса подготовки бакалавров самостоятельная учебная деятельность студентов рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса.
В рамках юридического проектирования реализуются следующие цели юридического образования: во-первых, учить студентов самостоятельному поиску необходимой правовой информации; во-вторых, развивать у студентов умения и навыки организации самоподготовки; в-третьих, развивать у студентов навыки презентации подготовленного юридического проекта; в-четвертых, развивать студенческое правотворчество и чувство коллективной ответственности студентов группы за результаты своего труда.
Формы проведения занятий по юридическому проектированию могут быть различными, но в них должны присутствовать виды деятельности, направленные на поиск активных форм усвоения правового мате-
риала, а именно, во-первых, наличие механизма определения роли участников будущего проекта; во-вторых, создание алгоритма разработки юридического проекта, предложенного студентами; в-третьих, обеспечение механизма экспертной правовой оценки или испытания проекта (публичная презентация).
К юридическим проектам предъявляются специальные требования, среди которых: связь со стратегическими целями обучения по решению юридических задач, грамотное обоснование проекта, определение ресурсов (политических, экономических, правовых) для реализации юридического проекта, определение прогнозируемых правовых достижений и установление возможных негативных последствий, а также способов их предотвращения [5, с. 27]. Для осуществления данной технологии участников юридического проекта разбивают на группы, каждая из которых на основе индивидуального и коллективного студенческого правотворчества занимается разработкой своего проекта. Обучающиеся сами выбирают темы юридического проекта, хотя, следуя принципу активного взаимного правотворчества, преподаватель может предложить актуальные темы проектов для тех, кто не смог решить этот вопрос самостоятельно. Сейчас такими темами могут быть:
- О предпринимательском и деловом климате в РФ: правовая оценка вопроса;
- Проблемы экологии Красноярского края - юридические аспекты;
- Оказание правовой помощи фермерским хозяйствам в рамках развития имущественных отношений.
В начале юридического проектирования студенты совместно с преподавателем определяют проблему проекта; составляется план работы, в котором обращается внимание на сроки ее выполнения, распределение обязанностей внутри групп, определяются источники поиска юридической информации и виды работы с ними. Для поиска материалов может быть рекомендована работа в краевой и городской библиотеке. Чрезвычайно полезен интернет-ресурс «КонсультантПлюс», где постоянно обновляется информация правового характера.
Можно выделить следующие критерии оценки результатов выполнения проекта, которые одновременно можно считать и требованиями к качеству дидактического сопровождения процесса юридического проектирования: информационное обеспечение, использование интернет-ресурсов общей и юридической направленности; в рамках подготовки юридического проектирования студенты могут взять реальную юридическую ситуацию или событие правового характера, например гранто-вую поддержку начинающих фермеров. Проект предполагает наличие юридической ситуации и нескольких вариантов ее решения.
С учетом этого необходимо решить следующие задачи: во-первых, изучить и определить достоинства каждого варианта (при этом на основе прогнозирования установить, какие положительные результаты мож-
но было бы получить при выборе того или иного варианта); во-вторых, изучить и определить недостатки каждого варианта решения юридической ситуации (на основе прогнозирования определить, с какими потенциальными правовыми проблемами придется столкнуться при выборе данного варианта); в-третьих, на основе студенческого правотворчества оценить достоинства и недостатки каждого варианта и выбрать наиболее эффективный для решения предложенной к рассмотрению юридической проблемы.
В рамках юридического проектирования студенты должны решить следующие задачи: во-первых, провести исследование проблем, возникающих, например, в процессе заключения того или иного соглашения в рамках договорного права, осуществить сбор информации по решению вопросов аграрной правовой политики в регионе и т.д.; во-вторых, выяснить возможные причины возникновения сложностей в ходе юридического сопровождения сделки. Ответы на эти и другие вопросы могут прояснить проблемную юридическую ситуацию, побудить к творческому поиску способов ее решения.
Юридический проект подразумевает выполнение задания по разработке идеального проекта определенного юридического факта, которым может быть: судебное заседание, расследование правонарушения, процесс разработки и подписания договора [2, с. 126]. Процесс конструирования юридического факта позволяет студенту глубже понять юридические явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования различных отраслей права, что является первоочередной задачей современного юридического образования. Для этого в качестве исходного материала применяются конкретные документы юридического характера (как вариант, допускаются изменения фамилий, названия фирм и организаций, точных дат и других цифровых показателей, не имеющих принципиального значения), используемые в ходе профессиональной деятельности данного специалиста. Так, например, для выполнения юридического проектирования необходимо: во-первых, описать сферу трудовой деятельности работников агрохолдинга; во-вторых, дать четкое определение полномочий, прав и юридической ответственности сотрудников агрохолдинга; в-третьих, описать функциональные юридические обязанности по должностной инструкции и реально выполняемые данными лицами в ходе их профессиональной деятельности; в-четвертых, выявить наличие трудностей и проблем в юридическом сопровождении вопросов трудовой дисциплины; в-пятых, установить причины, мешающие эффективному выполнению струдниками своих должностных обязанностей, дать им правовую оценку; в-шестых, предложить варианты решения имеющих место проблемных ситуаций с точки зрения юриста.
Особо интересными могут быть данные проекты для студентов очно-заочной и заочной формы обучения, которые работают в различных
структурах. Им будет достаточно интересно подготовить тот или иной проект трудовых отношений в их конкретной фирме.
При выполнении юридического проекта студенты учатся применять различные методы получения информации (современная юридическая литература, библиотечные фонды, средства массовой информации, электронные базы данных и др.), а также рекомендованные ранее источники [3, с. 72]. Студенты должны научиться обрабатывать и эффективно представлять информацию, совершенствуя владение всеми видами речевой деятельности: через чтение и письменное оформление прочитанного выходить на презентацию, то есть на изложение подготовленного материала и ответы на вопросы по проекту. При выполнении проектов должен быть получен определенный социальный результат. Он, в свою очередь, должен быть связан с профессиональными интересами студентов, реализуемыми в различных коммуникативных ситуациях. Здесь происходит интеграция юридического проектирования с технологией развития критического мышления. В конечном итоге цель юридического проектирования состоит в том, чтобы, во-первых, проанализировать проблемы юридического плана и систематизировать их по степени важности решений; во-вторых, определить причины, вызвавшие данные проблемы; в-третьих, на основе синтеза и анализа юридически значимых фактов найти варианты решений вышеуказанных проблем и подготовить прогнозы их последствий (положительных и отрицательных); в-четвертых, разработать конкретный проект выхода из проблемной ситуации или обосновать положительный эффект от его реализации.
Как и в любом виде деятельности, юридическое проектирование имеет определенные сложности и недостатки. Во-первых, имеют место факты, когда отдельные участники юридического проекта стремятся занять доминирующие позиции и предпочитают индивидуальное студенческое правотворчество коллективному; во-вторых, работа над юридическим проектом требует значительного количества времени, и возможен вариант его незавершенности или подготовки в «сыром» виде.
К положительным аспектам юридического проектирования следует отнести: во-первых, развитие навыков студенческого правотворчества, обучение сотрудничеству, взаимопомощи; во-вторых, развитие навыков аналитического мышления студентов, их профессионального потенциала; в-третьих, совершенствование коммуникативной и интерактивной компетентности студентов юридического профиля; в-четвертых, развитие исследовательских и прогностических навыков и, что очень важно, навыков и умений презентации юридического проекта.
Студенты Юридического института выбрали в 2017-2018 учебном году очень интересные и актуальные темы для своих проектов. Одна из них - «Вопросы устойчивого развития сельских территорий - юридическое сопровождение». Очень интересные проекты были подготовлены
магистрантами Юридического института в марте 2018 года, а именно проекты законов Красноярского края по наиболее актуальным вопросам общественного развития. В ходе презентации проектов ими использовались различные аудио- и видеоматериалы.
Обеспечивая подготовку юридических проектов, мы не должны забывать об эффективных педагогических воспитательных средствах. К их числу в полном объеме можно отнести, например, достойную оценку юридического проекта: во-первых, это дополнительные баллы за качественную презентацию, что позволит студентам в будущем успешно сдать зачет; во-вторых, заинтересованное участие в презентации своих одногруппников (заинтересованная постановка вопросов, что в полной мере можно считать действенным педагогическим средством воспитания и самовоспитания). В завершение необходимо подчеркнуть, что юридическое проектирование без преувеличения является, во-первых, весьма популярным и эффективным обучающим приемом, способствующим развитию таких навыков, как юридическая догадка, дедукция, сравнительный анализ явлений, умение находить и выстраивать последовательность излагаемого учебного материала на основе студенческого правотворчества; во-вторых, данная технология повышает эффективность восприятия новой правовой информации, уровень использования знаний, развивает интерес к учению, прививает навыки самостоятельного поиска и обработки правовой информации; в-третьих, способствует совершенствованию социальных и творческих навыков, которые чрезвычайно важны для успешной карьеры юриста, особенно в законотворчестве и правоприменении [4, с. 98]. Нет сомнения в том, что использование таких приемов позволяет эффективно решать задачи подготовки юристов, отвечающие требованиям времени.
Литература
1. Вербицкий АА., Ларионова О.Г. Метод проектов как компонент контекстного обучения // Школьные технологии. - 2006. - № 5. -С. 77-80.
2. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 256 с.
3. Деревянко И. От проекта к проекту - путем самостоятельного поиска знаний // Директор школы. - 2007. - № 5. - С. 69-75.
4. Иванов Д.И. Метод проектно-проблемного обучения // Директор школы. - 2007. - № 6. - С. 97-103.
5. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - Минск: ТетраСи-стемс, 2013. - 224 с.