ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Е. В. Владимирова*
Технология юридического проектирования как вид интерактивного обучения студентов иностранному языку
Аннотация. Одной из основных задач высшего юридического образования является обучение будущих юристов эффективному функциональному владению иностранным языком и развитие у них иноязычной коммуникативной компетенции. Инновационные технологии позволяют достигать максимальной творческой активности, серьезных успехов в усвоении максимального объема знаний, получении практических навыков и умений. Проектирование рассматривается как дидактический прием, который помогает развитию когнитивных юридических навыков на основе индивидуального и коллективного смыслотворчества, а также способствует совершенствованию социальных и творческих навыков, необходимых для процесса социализации. В статье дано разъяснение такого дидактического понятия, как смыслотворчество, а также проведен анализ различных видов проектных технологий, используемых при интерактивном обучении студентов юридического вуза иностранному языку. Автор определяет цели и задачи, стоящие перед каждым видом проектирования, описывает особенности исследовательского, поискового, креативного, прогностического и аналитического проектирования. В статье приведены требования и определен порядок защиты проектов, подготовленных студентами Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); указаны отличия проектной технологии от других видов интерактивного обучения, таких как дискуссия и мозговой штурм. На основе анализа проектных работ студентов автором сделан вывод о том, что данная технология способствует формированию иноязычной компетенции в процессе обучения профессионально ориентированному курсу иностранного языка.
Ключевые слова: технологические инновации, интерактивное обучение, когнитивные юридические навыки, дидактические принципы обучения, проектная технология, функционально-ролевые позиции, иноязычная компетентность, коллективное смыслотворчество.
001: 10.17803/1994-1471.2016.67.6.218-225
Использование современных педагогических технологий в образовании создает совершенно новые возможности для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, способ-
ствует развитию познавательной деятельности студентов, их социальной активности и сознательности. В профессиональной подготовке высшая школа юриспруденции стремится не только обучить студентов функциональному
© Владимирова Е. В., 2016
* Владимирова Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры английского языка № 2 Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
109117, Россия, Москва, ул. Окская, 22/2 — 100
владению иностранным языком, но и развить у них иноязычную коммуникативную компетенцию, т.е. способность пользоваться иностранным языком как средством решения профессиональных задач, возможность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Именно данные дидактические методы позволяют решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.
Инновационная педагогическая технология — это проект определенной педагогической деятельности, последовательно реализуемой на практике, главным показателем которой является прогрессивное начало по сравнению со сложившимися традициями старой парадигмы образования. Данная технология реализует условия перехода от обучения к самообразованию, положительно влияет на творческий процесс взаимодействия преподавателя и студента. Одной из главных особенностей инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требуют высокой активности преподавателя и студента — обучающего и обучающегося.
Активность первого проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих студентов и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность же студентов проявляется в возрастающей самостоятельности. Таким образом, новые инновационные образовательные технологии интегрируют такие важные аспекты новой парадигмы высшего образования, как фундаментальность образования, творческое начало и профессионализм.
Проектирование введено в процесс обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. «Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной,
выполненный под контролем и при консультации преподавателя»1.
Основной целью данного вида педагогического взаимодействия является процесс создания или совершенствования юридически значимых проектов на основе коллективного смыслотворчества и согласования различных профессиональных юридических интересов студентов. В этом отличие игрового проектирования от других видов интерактивного обучения, например от дискуссии или мозгового штурма, основой которых в большей степени является индивидуальное смыслотворчество, отсутствие тщательного планирования и большой подготовительной поисковой деятельности.
Смыслотворчество — относительно новое понятие в дидактической науке, которое характеризует личностно ориентированный педагогический процесс. Как явствует из названия, данный психологический и педагогический феномен можно представить в качестве синтеза двух компонентов: творчества и смысла. Под смыслотворчеством понимается «процесс осознанного творения обучающимися и обучаемым (педагогом) новых смыслов по изучаемой проблеме; восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности и выражение своего отношения к происходящему; рефлексия смысла с позиции личности, а также умение объяснить другим смысл рассматриваемого явления или процесса»2. При определении сущности смыс-лотворчества как дидактического феномена мы должны понимать, что оно является процессом создания личностью индивидуального смысла о самой личности и об окружающей действительности, в нашем случае это юридическая действительность.
Я. А. Пономарев полагает, что творчество выступает как механизм продуктивного развития в самом широком смысле, при этом основным признаком творческого мышления является эффект новизны. Таким образом, смыслотворчество можно рассматривать как процесс человеческой деятельности, который осуществляется не по какой-то заданной модели или шаблону,
1 Виневская А. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Ростов н/Д : Феникс, 2014. С. 152.
2 Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2013. С. 8.
а по индивидуальному замыслу; результатом такой деятельности является создание качественно новых материальных и духовных ценностей. При этом ведущими признаками творчества, что очень важно для проектирования, являются не только процессуальность и новообразование, но и целенаправленность.
В качестве целенаправленности выступает другой компонент смыслотворчества, а именно создание смысла. Характерным для умений смыслотворчества является их обобщенность, то, что они могут переноситься из одной области творчества в другую. Именно на их основе формируются профессиональные умения и навыки юриста. Важными слагаемыми игрового проектирования выступают способности к смыслотворчеству, а именно прогнозирование и перенос знаний в новую правовую ситуацию.
В процессе проектирования происходит осознание правил рационального смысло-творчества, проявляются гибкость ума и совершенствование умений решать юридические задачи по творчески усвоенным правилам. То есть в данном случае наиболее ярко проявляется мотивация студентов юридического вуза к обучению иностранному языку. Она включает следующие аспекты:
— необходимость будущего юриста успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социокультурной ситуации и участвовать в ее преобразовании в качестве сотрудников правоохранительных органов;
— ответственность за создание условий своего развития как личности и как профессионала в сфере юриспруденции;
— потребность в активном и творческом отношении к обучению, к проявлению самостоятельности в образовательной, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности;
— потребность превращать собственную образовательную деятельность в предмет практического совершенствования, стремление к личностной и профессиональной самореализации.
Потребность в саморазвитии и творческом совершенствовании в ходе обучения реализуется в самостоятельной работе студентов, что является приоритетным направлением
современного высшего образования стран — участников Болонской конвенции. Она также способствует эффективному формированию иноязычной компетентности студентов в процессе обучения профессионально ориентированному курсу иностранного языка. Игровое проектирование, как еще иногда называют специалисты данную технологию, осуществляется с функционально-ролевых позиций, воспроизводимых в игровом взаимодействии. Оно «повышает эмоциональную мотивацию изучения языка, способствует укреплению межличностных отношений, стимулирует... к достижению цели»3. Это способствует смысловосприятию юридического события или объекта с непривычной для обучающегося точки зрения и ведет к более глубокому познанию изучаемого объекта.
В соответствии с программой курса «Иностранный язык в сфере юриспруденции» самостоятельная учебная деятельность студентов рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса. При выполнении проектной работы реализуются следующие цели юридического образования:
— научить студентов самостоятельному поиску нужной информации юридического характера;
— развить у студентов умения самоподготовки в процессе смыслотворчества;
— развить у студентов навыки презентации юридической информации;
— развить умение самостоятельно совершенствовать владение юридическим английским языком;
— развить коллективное смыслотворчество и чувство коллективной ответственности студентов группы за результаты своего труда. Формы проведения занятий по игровому
проектированию могут быть различными, но в них должны присутствовать виды деятельности, направленные на активизацию познавательного и поискового смыслотворчества:
— четкий механизм определения функционально-ролевых юридических интересов участников будущего проекта;
— алгоритм разработки юридического проекта, предложенный студентами;
3 Аганина Т. А., Балашова Г. В., Шабайкина Л. Р. Иностранный язык в правоведении. М. : Издат. центр Ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015. С. 21—22.
— механизм экспертной правовой оценки или испытания проекта (публичная презентация или реализация проекта по месту юридической практики студента очной формы обучения или по месту работы студента очно-заочной формы обучения в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)). К юридическим проектам предъявляются специальные требования, среди которых связь со стратегическими целями обучения юридическому английскому языку, грамотное обоснование проекта, определение ресурсов (технических, педагогических, психологических) для реализации юридического проекта, определение прогнозируемых правовых достижений и установление возможных негативных последствий, а также способов их предотвращения.
Для осуществления данной технологии участников юридического проекта разбивают на группы, каждая из которых на основе индивидуального и коллективного смыслотворче-ства занимается разработкой своего проекта. Обучающиеся сами выбирают темы проекта, хотя, следуя принципу активного взаимного смыслотворчества, преподаватель может предложить актуальные темы проектов для тех, кто не смог решить этот вопрос самостоятельно. Сейчас такими темами могут быть проблемы миграции в страны Евросоюза и вызванная этим социальная нестабильность и рост преступности. Особого внимания заслуживает тема терроризма в связи с последними событиями: гибель российских граждан, находившихся на борту авиалайнера, следовавшего из Египта в Россию, и многочисленные жертвы терактов в Париже в ночь с 16 на 17 ноября 2015 года.
Все проекты разрабатываются в рамках группового игрового взаимодействия и коллективного смыслотворчества. Выполнение юридического проекта заканчивается его защитой, в течение которой участники проекта сообщают об актуальности проблемы, основных этапах работы, о выводах. Они отвечают на вопросы, оценивают, насколько успешным был проект и насколько успешными были они сами. В процессе защиты проекта определяется наиболее проработанный, обоснованный и творчески представленный проект.
Обязательно определяются проблемы и цели проекта, проводится анализ полученных результатов. Как правило, студенты-юристы
выбирают индивидуальный или один групповой проект с участием от двух до пяти человек. В процессе выполнения проектов определяются группы студентов от 1 до 5 человек; студенты совместно с преподавателями английского языка, специальных дисциплин определяют проблему проекта; составляется план работы, в котором обращается внимание на сроки выполнения работы, распределение обязанностей внутри групп, определяются источники юридической информации и виды работы с ними.
Для поиска материалов может быть рекомендована работа в Государственной библиотеке иностранной литературы (как в общем фонде библиотеки, так и в отделе юридической литературы), в Американском центре, Британском совете. Чрезвычайно полезен интернет-ресурс «КонсультантПлюс», где постоянно обновляется информация юридического характера.
Можно выделить следующие критерии оценки результатов выполнения проекта, которые одновременно можно считать и требованиями к качеству дидактического сопровождения процесса игрового проектирования: информационное обеспечение, использование интернет-ресурсов общей и юридической направленности, англоязычную и правовую компетентность, интеллектуальную подготовленность и общую эрудицию студентов, волевую подготовленность, умение презентовать материал на юридическом английском языке.
Ведущим видом деятельности в игровых проектах является игра, имитация социальных и деловых отношений в профессионально ориентированных ситуациях. Игровое юридическое проектирование может включать различные виды проектов, для каждого из которых должен быть подобран соответствующий дидактический материал.
Исследовательские проекты включают в себя определение актуальности темы, объекта, целей и методов исследования. Для осуществления исследовательской юридической деятельности студенты могут взять реальную юридическую ситуацию или событие правового характера, например коррупцию в правоохранительных органах и правовой нигилизм.
Поисковый проект предполагает наличие юридической ситуации и нескольких вариантов ее решения. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— внимательно изучить и определить достоинства каждого варианта (на основе прогнозирования установить, какие положительные результаты можно было бы получить при выборе данного юридического варианта);
— внимательно изучить и определить недостатки каждого варианта решения юридической ситуации (на основе прогнозирования определить, с какими потенциальными правовыми проблемами придется столкнуться при выборе данного варианта);
— на основе коллективного смыслотворчества оценить достоинства и недостатки каждого варианта и выбрать наиболее эффективный для решения юридической проблемы;
— подготовить проект юридического использования и обосновать возможности выбранного варианта решения юридической проблемы, указав, какими силами и при каких условиях данный юридический проект может быть реализован, а также кто будет отвечать за его реализацию; дополнительно можно получить баллы, если будут указаны материальная база и финансовые источники реализации данного проекта.
Для исследовательского проекта обучающиеся должны решить следующие задачи:
— провести исследование каких-либо проблемных ситуаций, возникающих, например, в процессе заключения того или иного соглашения в рамках договорного права, сбор информации о поведении подозреваемого и свидетельских показаниях в рамках проектирования уголовного процесса и т.д.;
— провести опрос свидетелей или интервью с адвокатом, выступающим на судебном процессе;
— выяснить возможные причины возникновения сложностей в ходе проведения следствия или в ходе юридического сопровождения сделки.
Ответы на эти вопросы могут прояснить проблемную юридическую ситуацию, побудить к творческому поиску способов ее изменения.
Прогностический проект подразумевает выполнение задания по разработке идеального проекта определенного юридического события или феномена (судебное заседание, расследование правонарушения, процесс разработки и подписания договора, в том числе и международного и др.). Данный юридический проект должен представлять не абстрактное и оторван-
ное от действительности смыслотворчество, а вполне конкретную юридическую ситуацию или явление. Процесс конструирования перспективы юридического события несет в себе все элементы творческого отношения к настоящей юридической реальности, позволяет глубже понять юридические явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования различных отраслей права, что является первоочередной задачей современного юридического образования.
Аналитический проект подразумевает выполнение работы по анализу деятельности юридического характера специалиста определенного профиля. Для этого в качестве дидактического материала используются конкретные документы юридического характера (по соображениям общественной и государственной безопасности допускаются изменения фамилий, воинских званий, названия фирм и организаций, точных дат и других цифровых показателей, не имеющих принципиального значения), используемые в ходе профессиональной деятельности данного специалиста. Для выполнения данного вида проектирования необходимо:
— описать сферу труда и содержание юридической деятельности специалиста определенного профиля;
— дать четкое определение его полномочий, прав и юридической ответственности;
— описать функциональные юридические обязанности по должностной инструкции (как следователя, адвоката, прокурора, юрисконсульта и т.д.) и реально выполняемые данным лицом в ходе его профессиональной юридической деятельности;
— выявить наличие трудностей и проблем в юридической деятельности данного лица;
— установить причины, мешающие эффективному выполнению данной юридической деятельности;
— проанализировать, насколько грамотно данное лицо распределяет свое время, использует технические и информационные средства;
— выявить положительные моменты в ходе профессиональной юридической деятельности и методы повышения профессиональной юридической компетентности данным лицом. Особо интересными могут быть данные проекты для студентов очно-заочной и заочной формы обучения, которые работают в различных правовых структурах.
Информационные проекты также могут стать частью исследовательских проектов. При их выполнении студенты учатся применять различные методы получения информации (современная юридическая литература, библиотечные фонды, средства массовой информации, электронные базы данных и др.), а также рекомендованные ранее источники. Студенты должны научиться обрабатывать и эффективно представлять информацию, совершенствуя владение всеми видами речевой деятельности: через чтение и письмо (осмысление прочитанного — рефлексия) выходить на презентацию, то есть на изложение подготовленного материала и ответы на вопросы по проекту (говорение и аудирование).
При выполнении практико-ориентирован-ных проектов должен быть получен определенный социальный результат. Он, в свою очередь, должен быть связан с профессиональными интересами студентов, реализуемыми в различных коммуникативных ситуациях. Здесь происходит интеграция игрового проектирования с другой технологией — технологией развития критического мышления.
Творческий (креативный) проект подразумевает ситуацию, когда обучающиеся должны описать ситуационные задачи (или конкретные юридические ситуации), которые происходили в коллективе (в студенческой группе, во время работы в юридической клинике и т.д.) При этом ситуации могут быть как положительные, так и отрицательные. Цель данного вида проектирования состоит в том, чтобы:
— на основе коллективного смыслотворчества проанализировать проблемы как юридического, так и психологического плана и систематизировать их по степени важности решений;
— определить причины, вызвавшие данные проблемы;
— на основе синтеза и анализа юридически значимых фактов найти варианты решений вышеуказанных проблем и сделать прогнозы их последствий (положительных и отрицательных);
— разработать конкретный проект выхода из проблемной ситуации или обосновать положительный эффект от использования положительной ситуации, учитывая юридический, материально-технический и психологический аспекты.
Как и в любом виде деятельности, проектирование имеет определенные сложности и недостатки:
— во время коллективного смыслотворчества возникают коллизии между индивидуальными юридическими смыслами, что неминуемо сказывается на творческой работе коллектива;
— некоторые участники юридического проекта стремятся занять доминирующие позиции и предпочитают индивидуальное смыслотворчество коллективному;
— работа над юридическим проектом требует много времени, и высока вероятность того, что проект не будет завершен в том виде, в котором он изначально планировался студентами;
— в случае незавершенности проекта велика вероятность того, что обучающиеся испытают чувство неудовлетворенности, что приведет к снижению мотивации при изучении юридического английского языка. Однако намного больше положительных
аспектов в проектной работе, что позволяет широко использовать этот интерактивный метод в процессе обучения студентов, в том числе и студентов юридического профиля. К положительным аспектам проектной технологии можно отнести:
— развитие навыков коллективного смысло-творчества, обучение сотрудничеству;
— развитие чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
— развитие аналитических навыков смысло-творчества;
— развитие креативного потенциала;
— совершенствование коммуникативной и интерактивной компетентности студентов юридического профиля;
— развитие навыков и умений презентации юридического материала;
— развитие исследовательских и прогностических навыков.
Студенты Института правоведения выбрали очень интересные и актуальные темы для своих проектов: «Вопросы правового регулирования в сфере космических исследований», «Интеллектуальная собственность», «Проблемы современной молодежи и ювенальная преступность». Нас порадовало, что молодежь помнит о подвиге наших солдат во время Второй мировой войны и не забывает о преступлениях,
совершенных фашизмом: для одного из своих проектов студенты выбрали тему «Судебные процессы над военными преступниками Второй мировой войны». Весьма актуальной была защита проекта на тему «Проблема коррупции в современном обществе».
Очень интересные исследовательские проекты были подготовлены магистрантами Института прокуратуры в октябре 2015 года. В ходе презентации проектов использовались различные аудио- и видеоматериалы (например, отрывок из художественного фильма «Отцы и дети» по повести И. С. Тургенева), материалы из видеоархива прокуратуры.
Разумеется, роль преподавателя в данной технологии также весьма важна, поскольку в ней применяются такие дидактические методы, как поиск и подбор профессионально ориентированных текстов, упражнений, аудио-и видеоматериалов, комментариев, реферирование и аннотирование. Именно по рекомендации преподавателя формируется состав жюри для оценки результатов проектирования.
Для оценки проектов выбирается жюри, в которое могут входить студенты и преподаватели кафедр той или иной юридической направленности (кафедры уголовного права, гражданского права, международного частного права, конституционного права и другие, для которых тот или иной проект может представлять профессиональный интерес, а также те преподаватели, кто участвовал в работе над студенческим проектом в качестве консультанта).
Эффективным педагогическим воспитательным средством является выражение одобрения и похвалы создателям наиболее интересного юридического творческого проекта. В данном случае студенты получили высокие баллы за презентацию, что позволит им сдать зачет в режиме наибольшего благоприятствования. Живой, неподдельный интерес со стороны коллег-магистрантов, проявлявшийся на протяжении всей презентации проекта, также стал действенным педагогическим средством воспитания и самовоспитания.
Юридическое проектирование, несомненно, является весьма популярным и эффективным дидактическим приемом, который помогает развитию таких когнитивных навыков, как юридическая догадка, дедукция, сравнение, умение находить соответствие и выстраивать последовательность на основе профессионального коллективного творчества. Данная технология повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Данный вид интерактивного обучения также способствует совершенствованию социальных и творческих навыков, которые чрезвычайно важны для успешной карьеры представителей любой профессии, особенно в законотворчестве и правоприменении. Использование таких методов позволяет эффективно решать задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Аганина Т. А., Балашова Г. В., ШабайкинаЛ. Р. Иностранный язык в правоведении : рабочая програм-
ма дисциплины. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015. — 52 с.
2 . Вербицкий А. А, Ларионова О. Г. Метод проектов как компонент контекстного обучения // Школьные
технологии. — 2006. — № 5. — С. 77—80.
3 . Виневская А. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. — Ростов н/Д :
Феникс, 2014. — 256 с.
4 . Деревянко И. От проекта к проекту — путем самостоятельного поиска знаний // Директор школы. —
2007. — № 5. — С. 69—75.
5 . Иванов Д. И. Метод проектно-проблемного обучения // Директор школы. — 2007. — № 6. — С. 97—103.
6 . Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. — Минск : ТетраСистемс, 2013. — 224 с. 6 . Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. — М., 1960.
7. Сластенин В. А. Проектирование содержания педагогического образования: гуманистическая парадигма. — М., 2000. — С. 229—247.
Материал поступил в редакцию 2 декабря 2015 г.
A LEGAL PROJECT TECHNOLOGY AS AN INTERACTIVE FORM OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
VLADIMIROVA Elena Valentinovna — Senior Lecturer at the Department of the English Language
No 2, Kutafin Moscow State Law Unniversity (MSAL)
109117, Russia, Moscow, Okskaya Str., 22/2 - 100
Review. One of the main tasks of higher legal education is to provide future lawyers with effective functional knowledge of foreign languages and develop their foreign language communicative competence. Innovative technologies allow us to achieve considerable success in mastering the maximum amount of knowledge, maximum creativity, practical skills and abilities. Project activities are seen as a didactic method which helps to develop cognitive legal skills based on individual and collective creative mind, and also contributes to the improvement of social and creative skills necessary for the process of socialization. The article gives an explanation of the didactic concept as a creative mind, as well as an analysis of various types of project technologies used in interactive learning process in law schools when teaching a foreign language. The author defines the goals and challenges facing every kind of project method, describes the features of the research, search, creative, predictive and analytical project activities. The article describes the requirements and the procedure for the protection of the projects prepared by students of the Kutafin Moscow State Law University and indicated differences between the project technology from other types of interactive educational process such as discussion and brainstorming. Based on the analysis of project works of the students of Moscow State Law Academy the authors conclude that this technology contributes to the formation of foreign language competence in the course of professionally focused foreign language courses.
Keywords: technological innovations, interactive learning, cognitive legal skills, didactic principles of teaching, project technology, functional role positions, foreign language competence, collective creative mind.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Aganina T. A., Balashova G. V., Shabajkina L. R. Inostrannyj jazyk v pravovedenii : rabochaja programma discipliny. — M. : Izdatel'skij centr Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGJuA), 2015. — 52 s.
2 . Verbickij A. A., Larionova O. G. Metod proektov kak komponent kontekstnogo obuchenija // Shkol'nye
tehnologii. — 2006. — № 5. — S. 77—80.
3 . Vinevskaja A. V. Pedagogicheskie tehnologii: voprosy teorii i praktiki vnedrenija. — Rostov n/D :
Feniks, 2014. — 256 s.
4 . Derevjanko I. Ot proekta k proektu — putem samostojatel'nogo poiska znanij // Direktor shkoly. —
2007. — № 5. — S. 69—75.
5 . IvanovD. I. Metod proektno-problemnogo obuchenija // Direktor shkoly. — 2007. — № 6. — S. 97—103.
6 . KashlevS. S. Interaktivnye metody obuchenija. — Minsk : TetraSistems, 2013. — 224 s.
6 . Ponomarev Ja. A. Psihologija tvorcheskogo myshlenija. — M., 1960.
7. Slastenin V. A. Proektirovanie soderzhanija pedagogicheskogo obrazovanija: gumanisticheskaja paradigma. — M., 2000. — S. 229—247.