Дружинина А.В.
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДДАННОГО В «ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» ОТ 23 АПРЕЛЯ 1906 ГОДА
Российские конституционные проекты начала XIX века (такие как: Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу 1801 года; «Государственная уставная грамота Российской Империи» 1820 года; польская Конституция 1815 года), а также Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года стали основой для разработки «Основных законов Российской Империи» 1906 года.
После издания Манифеста 17 октября 1905 года необходимо было привести в соответствие с ним Основные законы Российской Империи. В новой редакции Основных законов необходимо было отразить буржуазно-демократические права и свободы российских подданных, которые им «даровал» Манифест 1905 года.
23 апреля 1906 года, за четыре дня до начала работы I Государственной Думы, царь Николай II утвердил Основные законы Российской Империи [3].
На наш взгляд, Основные законы Российской Империи 1906 года были единственным правовым документом (не считая Манифеста 17 октября 1905 г.) в начале XX века, претендующим называться Конституцией.
Основные законы Российской Империи 1906 года формально были направлены к ограничению самодержавия. Так, согласно п. 7 Основных законов Российской Империи - «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою». 27 апреля 1906 года собралась первая в истории России Государственная Дума.
Вторая глава «Основных законов» была посвящена юридическому статусу российского подданного независимо от сословной принадлежности. В ней говорилось, что «условия приобретения российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом».
Примечательно, что глава II Основных законов Российской империи («О правах и обязанностях российских подданных») начинается именно с обязанностей, а не прав и свобод. В пункте 28 сказано, что «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности согласно постановлениям закона». Пункт 29 устанавливает обязанность подданных платить «установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона». Однако глава II содержала не исчерпывающий перечень обязанностей жителей Российской Империи. Так, пункт 43 гласил: «Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих». Согласно пункту 53 - «никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком». Б.А. Кистяковский писал: «Повиновение законам есть первая и наиболее общая обязанность граждан. В конституционном
государстве эта обязанность приобретает особое значение и нравственную санкцию благодаря принципу господства права. На основании его обязанность повиновения законам является взаимной; повиноваться законам обязаны не только граждане, но и все власти и даже сам глава государства; притом каждый должен повиноваться законам и исполнять их в той сфере деятельности, которая ему предоставлена» [8, С. 563].
Обязанностям российских подданных соответствуют права. Основные законы Российской Империи 1906 года к личным правам и свободам подданных относили следующие: право на неприкосновенность личности: «никто не может подлежать преследованию за преступное деяние», содержаться под стражей иначе, как в порядке, определенном законом (пункт 30-31); «Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных» (пункт 32).
В проекте Основных законов Российской Империи 1906 года содержалось еще и следующее положение: «всякое задержанное (администрацией или полицией) лицо в течение 24 час. (а там, где нет судебной власти, в течение 3 суток) должно быть освобождено или предоставлено судебной власти для надлежащего постановления». Однако редактируя проект «Основных законов», Совет министров устранил эту норму, создав тем самым благодатную почву для дальнейшего произвола со стороны различного рода чиновников и полиции.
«Основные законы» провозгласили право российских подданных на неприкосновенность жилища, то есть обыск или выемка жилища допускалась отныне «не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных» (пункт 33). М. Балабанов писал: «Домашнее жилище неприкосновенно не само по себе, а потому, что оно принадлежит неприкосновенной личности и в этом смысле неприкосновенность его является прямым последствием и естественным дополнением неприкосновенности личности. Как личность не может быть лишена свободы без достаточных к тому законных оснований, так и неприкосновенность жилища не может быть нарушена без таких же оснований» [5, С. 18].
Закреплено было в «Основных законах» и право свободно избирать место жительства, беспрепятственно выезжать за пределы российского государства (пункт 34). Однако препятствием для свободного передвижения у большинства «природных» российских подданных (в основном, для лиц податных сословий) продолжал оставаться паспорт, являющийся не только удостоверением личности, но и основным условием передвижения как внутри страны, так и за рубежом. Только в 1906 году верховная власть предоставила право свободного выбора места жительства лицам податных состояний на одинаковых основаниях с другими сословиями.
Пункт 35 говорил о неприкосновенности собственности. Принудительное изъятие недвижимого имущества у физических и юридических лиц должно было осуществляться только для государственной или общественной пользы и «за справедливое и приличное вознаграждение».
Пункт 37 установил свободу слова, т.е. право каждого «в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем
печати или иными способами». В проекте Основных законов содержалось следующее правило: «частная переписка не подлежит задержанию и вскрытию, за исключением случаев законом установленных», однако данную норму исключили, мотивировав тем, что она «в настоящее время может нанести большой ущерб государственной безопасности». Между тем, признание неприкосновенности частной переписки «не требует доказательств. Переписка частных лиц - это их тайна; то, что один пишет другому, должно быть известно только тем, кому они найдут нужным. Поэтому ни другия частныя лица, ни государство не имеют права вскрывать частныя письма и насильно знакомиться с их содержанием», - считал М. Балабанов [5, С. 17].
«Российские подданные пользуются свободою веры», на условиях установленных законом, - гласил пункт 39. Однако «Основные законы» не провозгласили право каждого подданного исповедовать любую религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом. Можно предположить, что даже, если это право и было бы закреплено в Законах, оно в полной мере не соблюдалось бы, так как истинная свобода совести может существовать только при отделении церкви от государства.
К политическим правам подданных «Основные законы Российской Империи» причисляли право собраний (п. 36): так, согласно пункту 36 российские подданные могли «устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия». Здесь же оговаривалось, что «законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний» (в проекте Основных законов содержалось правило о том, что собрания могут проходить «как в закрытых помещениях, так и под открытым небом», однако Совет Министров решил исключить данную норму, как он объяснил, «в виду условий нашего климата и особого порядка испрошения разрешений на устройство собраний под открытым небом» [4].
Пункт 38 провозгласил свободу союзов, т.е. разрешал подданным «образовывать общества и союзы в целях, не противных законам».
В развитие положений Манифеста 17 октября 1905 г. и п. 36 Основных законов 4 марта 1906 г. Николаем II были утверждены Временные правила об обществах и союзах [2]. Согласно ст. 2. Правил общества и союзы могли отныне образовываться «без испрошения на то разрешения правительственной власти». Однако действие данной нормы не распространялось на общества и союзы, преследующие религиозные цели, и на общества, создающиеся учащимися в учебных заведениях (ст. 4). Уставы таких обществ и союзов утверждались не сразу, так как Департамент полиции практически всегда требовал внести в положения проектов Уставов определенные изменения. Так, например, в Уставе Литовского римско-католического общества рабочих имени св. Иосифа в гор. Любаве, Департамент полиции требовал «исключить п. в об учреждении комитета для сглаживания споров между рабочими и нанимателями; исключить п. н об учреждении суда чести и третейского»; а также проект Устава дополнить следующими правилами: «о времени и месте каждого собрания заблаговременно сообщать с представлением программы вопросов местной администрации, которой предоставляется право командировать на собрание своего представителя» [1] требовалось также «дополнить устав указанием на право Министра Внутренних Дел закрывать общество и его отделение, когда это будет признано необходимым в
интересах охранения государственного порядка и общественной безопасности» Статьей 6 Временных правил запрещалось создание обществ, которые: 1) преследуют цели, воспрещенные законом; направлены против общественной нравственности; угрожают общественному спокойствию и безопасности; 2) управляются лицами, находящимися за границей, если такие общества преследуют политические цели.
Из положений главы четвертой «Основных законов» можно вывести следующие права российских подданных, осуществляемые ими в ограниченном объеме: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти (Государственную Думу и Государственный Совет) и органы местного самоуправления.
Перечень экономических прав подданных в «Основных законах Российской Империи» был ограничен правом свободно выбирать себе занятие и правом «приобретать и отчуждать имущество» (пункт 34).
Правами российских подданных пользовались и иностранцы «с соблюдением ограничений, установленных законом» (пункт 40).
Конечно, перечень прав и свобод подданных в «Основных законах Российской Империи»существеннорасширялсяпосравнениюсМанифестом«Обусовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года. Однако гарантии провозглашенных прав и свобод российских подданных фактически отсутствовали.
В эмиграции В.А. Маклаков писал: «В России были ... две силы. Была историческая власть с большим запасом знаний и опыта, но которая уже не могла править одна. Было общество, много правильно понимавшее, полное хороших намерений, но не умевшее управлять ничем, даже собой. Спасение России было в примирении и союзе этих двух сил, и в совместной и согласованной работе. Конституция 1906 года - и в этом ее основная идея - не только давала возможность такой работы, но и делала ее обязательной. Идти вперед, менять можно было только при обоюдном согласии. Соглашение между двумя политическими силами было необходимым условием государственной жизни» [1].
Кстати, несмотря на то, что первая Государственная дума Российской Империи просуществовала очень недолго - всего лишь 72 дня, за это время ею были подготовлены ряд законопроектов, касающиеся прав и свобод подданных. Среди них законопроект, предусматривающий отмену смертной казни; законопроект о неприкосновенности личности, жилища и частной переписки и защиты этих прав только судом, а не административными органами; законопроект о гражданском равенстве, отменяющий все ограничения для самого незащищенного сословия в Российской империи - крестьян, провозглашал их право на свободу передвижения, образования и т.д.; здесь же говорилось об отмене всех привилегий для дворянства, касающиеся государственной службы, права собственности, образования, участия в органах самоуправления, также заявлялось об отмене всех ограничений для женщин [6]; законопроект о печати, в котором говорилось, что для печатных изданий не должно существовать никаких ограничений в освещении тех или иных событий, за некоторыми исключениями международного характера; и другие законопроекты.
К сожалению демократически настроенных слоев населения Российской Империи, ни один из вышеперечисленных законопроектов Первой Государственной
Думы, касающийся прав и свобод подданных, так и не стал законом. Более того, пресекая «вольнодумные» I Думы, Николай II воспользовался правом роспуска Государственной Думы, предоставленным ему пунктом 63 «Основных законов российской Империи» от 23 апреля 1906 года, и гласящим: «Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва» [3].
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года и «Основные законы Российской Империи» от 23 апреля 1906 года явились отправными точками для развития законодательства, направленного на уравнение в правах и свободах российских подданных, так как оставались многочисленные группы населения, лишенные общегражданских прав: крестьяне и лица других бывших податных сословий [7].
Литература
1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 66. Делопроизв. 2. Д. 38 (Дело об утверждении уставов разных обществ и союзов). Ч. 1. 1909 г.
2. Полное собрание законов Российской Империи. СПб., Собр. III. Т. XXVI. № 274729.
3. Собрание узаконений. 1906. Отд. I. Ст. 603.
4. Российский государственный исторический архив. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 7. 1906 г.
5. Балабанов М. С. Личная свобода (неприкосновенность личности, жилища, частной переписки и свобода передвижения). Киев, 1905.
6. Дружинина А.В. Некоторые аспекты права российских женщин на получение юридического образования в середине XIX-XX вв. / В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014.
7. Дружинина А.В. Эволюция юридического статуса подданного Российской Империи (1762-1906 гг.). Монография. Сочи, 2007.
8. Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999.