Научная статья на тему 'Изменение основ конституционного строя Российской империи в связи с отречением от престола Николая II'

Изменение основ конституционного строя Российской империи в связи с отречением от престола Николая II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
821
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ II / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТОЛА / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / МАНИФЕСТ ОТ 15.03. 1917 ГОДА / ИМПЕРАТОР / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / NICOLAS II / RUSSIAN EMPIRE / ABDICATION / FOUNDATIONS OF CONSTITUTIONAL SYSTEM / MANIFESTO OF MARCH 15 1917 / EMPEROR / RUSSIAN STATEHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красницкая Анна Викторовна, Клюшкин Егор Алексеевич

Настоящая работа посвящена анализу исторического события - подписания Николаем II Манифеста 15 марта 1917 года об отречении от престола. Рассматривается место, роль и значение отречения российского императора от престола в упадке российской государственности, изменении формы государства, а также влияние на упадок духовности и нравственности российского общества в связи с последовавшими за этим историческими событиями. Используя основы конституционного строя, выделяемые современной наукой конституционного права, авторы провели сравнительный анализ изменений основ конституционного строя Российской Империи, связанные с отречением Николая II от престола. Авторы сознательно приравнивают понятия «основы конституционного строя» и «основы государственного строя» с целью выявления признаков существовавшего государства. В результате проведенного анализа, авторы пришли к выводу о том, что Российской Империи были присущи признаки именно государственного строя, а не конституционного строя, в современном его понимании. Выделяемые авторами признаки важны для применения опыта событий, происходивших в государстве во время правления Николая II для их использования и практической реализации на современном этапе развития государства. Авторы не соглашаются с превалирующей в исторической науке точкой зрения, определяющей Николая II как императора, сохранившего остатки государственности в сложное для Российской Империи время, и сохранившего народ от гибели. Напротив, авторы считают, что именно непоследовательные губительные действия Николая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

II послужили причиной распада Российской ИмперииThis article is devoted to the analysis of the historical event which was signing the Manifesto of 15 March, 1917 about abdication by the Nicolas II. We have considered the place, the role and the importance of the Russian emperor abdication in the decline of the Russian state system and the influence on declining of morality of Russian society in connection with the ensuing historical events. Using of the foundations of the constitutional system allocated by modern science of constitutional law, the authors conducted a comparative analysis of changes in the constitutional system of the Russian Empire, related to abdication of Nicolas II. The authors deliberately equated the concept of «the constitutional system» and «the state system» for evidence of existing state. As a result of the analysis, the authors concluded that the Russian Empire was characterized by signs of the state system, rather than the constitutional system in its modern sense. The signs allocated by authors are important for application of experience of the events occurring in the state during the reign of Nicolas II for their use and practical implementation at the present stage of development of the state. The authors do not agree with the point of view prevailing in historical science, defining Nicolas II as emperor, who preserved the remains of statehood in a difficult time for the Russian Empire and saved society from destruction. On the contrary, the authors consider that inconsistent destructive actions of Nicolas II caused the collapse of Russian Empire

Текст научной работы на тему «Изменение основ конституционного строя Российской империи в связи с отречением от престола Николая II»

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

1

УДК 347

12.00.00 Юридические науки

ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СВЯЗИ С ОТРЕЧЕНИЕМ ОТ ПРЕСТОЛА НИКОЛАЯ II

Красницкая Анна Викторовна к.ю.н., доцент kav1107@mail.ru Тел. 8-918-071-80-50

Клюшкин Егор Алексеевич

студент юридического факультета

ek.956@mail.ru

Тел. 8-906-436-28-04

Кубанский государственный аграрный

университет, г. Краснодар, Россия

Настоящая работа посвящена анализу исторического события - подписания Николаем II Манифеста 15 марта 1917 года об отречении от престола. Рассматривается место, роль и значение отречения российского императора от престола в упадке российской государственности, изменении формы государства, а также влияние на упадок духовности и нравственности российского общества в связи с последовавшими за этим историческими событиями. Используя основы конституционного строя, выделяемые современной наукой конституционного права, авторы провели сравнительный анализ изменений основ конституционного строя Российской Империи, связанные с отречением Николая II от престола. Авторы сознательно приравнивают понятия «основы конституционного строя» и «основы государственного строя» с целью выявления признаков существовавшего государства. В результате проведенного анализа, авторы пришли к выводу о том, что Российской Империи были присущи признаки именно государственного строя, а не конституционного строя, в современном его понимании. Выделяемые авторами признаки важны для применения опыта событий, происходивших в государстве во время правления Николая II для их использования и практической реализации на современном этапе развития государства. Авторы не соглашаются с превалирующей в исторической науке точкой зрения, определяющей Николая II как императора, сохранившего остатки государственности в сложное для Российской Империи время, и сохранившего народ от гибели. Напротив, авторы считают, что именно непоследовательные губительные действия Николая II послужили причиной распада Российской Империи

Ключевые слова: НИКОЛАЙ II, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТОЛА,

UDC 347 Legal sciences

CHANGING OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN EMPIRE IN CONNECTION WITH ABDICATION OF NICOLAS II

Krasnitskaya Anna Viktorovna Cand.Leg.Sci., associate professor Kav1107@mail.ru Tel. 8-918-071-80-50

Klyushkin Jegor Alekseevich

student of the Law department

ek.956@mail.ru

Tel.8-906-436-28-04

Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

This article is devoted to the analysis of the historical event which was signing the Manifesto of 15 March, 1917 about abdication by the Nicolas II. We have considered the place, the role and the importance of the Russian emperor abdication in the decline of the Russian state system and the influence on declining of morality of Russian society in connection with the ensuing historical events. Using of the foundations of the constitutional system allocated by modern science of constitutional law, the authors conducted a comparative analysis of changes in the constitutional system of the Russian Empire, related to abdication of Nicolas II. The authors deliberately equated the concept of «the constitutional system» and «the state system» for evidence of existing state. As a result of the analysis, the authors concluded that the Russian Empire was characterized by signs of the state system, rather than the constitutional system in its modern sense. The signs allocated by authors are important for application of experience of the events occurring in the state during the reign of Nicolas II for their use and practical implementation at the present stage of development of the state. The authors do not agree with the point of view prevailing in historical science, defining Nicolas II as emperor, who preserved the remains of statehood in a difficult time for the Russian Empire and saved society from destruction. On the contrary, the authors consider that inconsistent destructive actions of Nicolas II caused the collapse of Russian Empire

Keywords: NICOLAS II, RUSSIAN EMPIRE, ABDICATION, FOUNDATIONS OF

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

2

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, CONSTITUTIONAL SYSTEM, MANIFESTO OF

МАНИФЕСТ ОТ 15.03. 1917 ГОДА, ИМПЕРАТОР, MARCH 15 1917, EMPEROR, RUSSIAN РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ STATEHOOD

15 марта 1917 года не видя иных путей выхода из сложившейся ситуации, и, находясь под давлением своего же окружения, Николай II отрекся от престола. Политика Николая II привела монархию к гибели, а могучую и великую Россию к катастрофе. Отречение последнего русского монарха от престола, безусловно, стало тяжелым испытанием для российской государственности.

Точка зрения, которая выносится на обсуждение, утверждает, что данное решение было ошибочным, являлось проявлением трусости и настоящим предательством своего народа, а также повлекло за собой коренные изменения основ конституционного строя Российской империи[1].

Б. А. Кистяковский высказал мнение, что ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теорий, как в науке о праве [7]. Подтверждая данное мнение, развернута научная дискуссия о понятии конституционного строя. Одни ученые отождествляют конституционный строй с политическим режимом, другие же рассматривают

конституционный строй как государственный строй. Н. А. Михалева считает конституционным строем общественный строй в правовом государстве с республиканской формой правления, демократическим режимом, обеспечением приоритетного положения личности,

незыблемости частной собственности, разделением властей при верховенстве закона[10]. В данном случае, на наш взгляд, речь идет о перечислении конституционных основ демократического государства с республиканской формой правления, исключающих возможность существования иных форм государства. Большой юридический словарь определяет конституционный строй как систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

3

охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства [5]. Богданова Н.А. утверждает, что конституционный строй представляет собой устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами [4]. Такое понимание сводит к тождественности понятия конституционного и государственного строя, что не совсем корректно, по мнению некоторых авторов. Конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве Конституции. Необходимыми признаками Конституционного строя являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не содержать этих признаков. Оставляя данную научную дискуссию, в целях проведения историко -сравнительного анализа актуального для современной России, но понимая, что Российская империя в большей степени имела государственный строй исключительно в аспекте данной работы будем рассматривать понятие конституционный строй и государственный строй как тождественные понятия: систему господствующих в обществе и государстве отношений, закрепленных государственно-правовыми нормами, а основы

конституционного (государственного) строя - система принципов, на которых строятся эти отношения.

Поэтому выражаясь терминологией современной науки конституционного права, к основополагающим принципам конституционного строя относят: сущностную характеристику

государства; принцип государственного суверенитета; принцип

верховенства права; принцип идеологического и политического многообразия (многопартийность); принцип народовластия, принцип гражданства.

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

4

Сравнительный анализ принципов конституционного строя до подписания Манифеста 15 октября 1917 года и после него показал следующее.

Сущностная характеристика государства.

В России существовала дуалистическая монархия, в которой власть императора была ограничена парламентом и «Основными законами». Фактически это была полуфеодальная дуалистическая монархия, поскольку господствующим классом выступало полуфеодальное дворянство, или, выражаясь словами В. И. Ленина «крепостнически -дворянски - помещичий класс» [8]. Буржуазию к власти не пускали. Император сохранял ключевые полномочия: осуществление

«чрезвычайного законодательства»; руководство внешней политикой; объявление войны и заключение мира; командование вооруженными силами; формирование правительства и т.д. Полномочия Государственной Думы на фоне императора выглядели бледно: контроль 53%

государственного бюджета, в том числе 13% бюджета Военного министерства и 19% бюджета МВД; отсутствие полномочий по формированию Правительства; вероятность быть распущенной императором в любой момент.

После подписания Манифеста в России была установлена демократическая Февральская Республика, характеризующаяся многовластием органов исполнительной власти: Временного

правительства, советов, национальных органов власти, ВРК и т. д.; отсутствием парламента: Государственный Совет де - юре существовал и даже получил некоторые новые полномочия, например, право отменять решения Сената, но де - факто без Г осударственной Думы не работал.

Важным событием явилось превращение России из унитарного государства в федеративное в связи с чем, появились национальные парламенты и правительства, национальные воинские части и т. п.

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

5

Примером может служить Украина, где в марте 1917 г. была созвана Центральная Рада (украинский парламент), которая в июне своим первым универсалом (декретом) объявила Украину автономной, а чтобы эта автономия не осталась фикцией, создала ее вооруженную опору -«украинизированные» дивизии.

Принцип государственного суверенитета.

До отречения Николая II от престола никаких сомнений не вызывал факт наличия государственного суверенитета: Российская империя была независимым государством, обеспечивающим внутренний суверенитет, а также выстраивающим независимую внешнюю политику, основанную на собственных интересах, играя ключевую роль на международной арене.

После отречения Николая II внутренний суверенитет был нарушен формированием и усилением нелегитимных политических и военных структур: партийных отрядов типа Красной гвардии большевиков или Черной гвардии анархистов, и, как следствие незащищенность собственных границ, о чем свидетельствует самовольный выход Финляндии из состава России.

Принцип верховенства права.

В Российской империи о верховенстве права может свидетельствовать принцип равенства всех граждан как субъектов правоотношений, но на практике он ограничивался. Так в 1882 г. евреям было запрещено приобретать недвижимость в черте оседлости, а права крестьян на приобретение земли в частную собственность до 1906 г. ограничивались общиной.

Неярко и, очень косвенно, реализуемый принцип верховенства права до отречения Николая II от престола полностью исчез после, поскольку основные законы Российской империи не отвечали веяниям нового режима, а новые приняты не были. Ярким примером полного бесправия

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

6

является деятельность военно-полевых судов, решавших исход дела без суда и следствия.

Принцип народовластия.

Манифестом об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. был провозглашен ряд политических свобод: совести, слова, собраний и союзов, а также создание выборной нижней палаты Российского парламента - Государственной Думы, что, безусловно, подтверждает попытки зарождения и формирования народовластия.

После отречения Николая II от престола, нижняя палата парламента влачила жалкое существование, которое один из депутатов

Государственной Думы князь С. П. Мансырев определил, как «полгода агонии полуживого прозябания, когда все «сколько-нибудь видные думцы разъехались по местам, и в Таврическом дворце осталось «не более десяти человек, которые бродили, как сонные мухи, по опустевшим залам» <10>. Эта агония полуживого прозябания IV Думы затянулась до 6 октября 1917 г., когда она была распущена указом А. Ф. Керенского. Если бы глава Временного правительства его не подписал, то Госдума умирала бы весьма символично - под залп «Авроры», т.к. срок полномочий истекал 25 октября 1917 г.

Принцип идеологического и политического многообразия.

В целом идеологическое многообразие можно было разделить на 4 вектора: 1. Радикальный лагерь (левые), в который входили большевики, эсеры и анархисты. Их цель - социалистическая республика, средства ее достижения - массовое применение насилия (индивидуальный террор у эсеров и вооруженное восстание у большевиков и т. п.); 2. Либеральный демократический лагерь (левый центр), в который входили меньшевики, энесы (члены Трудовой народно-социалистической партии, которых Ленин называл эсеровскими меньшевиками) и кадеты. Их цель - республика (у кадетов - буржуазная, у меньшевиков и энесов - социалистическая), но

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

7

средства ее достижения - исключительно мирные, без применения насилия (участие в парламентских выборах, в крайнем случае - Всероссийская политическая стачка); 3. Умеренно-консервативный лагерь (правый центр), в который входили октябристы (члены «Союза 17 октября») и партии, стоявшие между ними и кадетами - прогрессисты и мирообновленцы (члены Прогрессивной экономической партии и Партии мирного обновления). Их цель - монархия, постепенно превращающаяся из полуфеодальной дуалистической монархии, созданной в 1905-1906 гг., в классическую буржуазную парламентскую монархию английского образца. Средства достижения этой цели - новые реформы (расширение прав российского парламента, формирование ответственного перед ним правительства т. п.). 4. Реакционно-монархический лагерь (правые), в который входили Союз русского народа, Русская монархическая партия, Союз Михаила Архангела и другие черносотенные партии. Их цель -сохранение монархии образца 1905 - 1906 гг., а средства ее достижения -массовое применение насилия (политические убийства, еврейские погромы и тому подобное).

После подписания Манифеста политическое многообразие существенно не изменилось, с той лишь разницей, что деятельность партий и иных политических сил перестала быть легитимной и функционирующей в рамках правового поля.

Гражданство.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом: 1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели; 2) инородцы (евреи и восточные народы);

3) финляндские обыватели.

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

8

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи. Лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года. В нем провозглашалось, что все существовавшие ранее сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

Таким образом, после отречения последнего русского императора от престола, конституционные основы подверглись значительному

изменению, а в отдельных аспектах, наблюдается их крах. Политические, экономические, социальные последствия подписания Манифеста 15 марта 1917 года обернулись катастрофой и крахом государственности и невосполнимой потерей духовности российского общества. При решимости русского самодержца и его окружения вполне реальными были мероприятия, направленные на реформирование и преобразование устройства государства и общества. Тем более правовые предпосылки были заложены и Указом от 12 декабря 1904 г. «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» [3], и Манифестом 17 октября 1906 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» [2].

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

9

Некоторые из предначертаний этих двух основополагающих документов были выполнены.

Так, п. 6 Указа от 12 декабря 1904 г. предполагал установление терпимости в делах веры, пересмотр узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от этого, принятие в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте всякого, в законе не установленного, стеснения. Именно в царствование императора Николая II власти решились поддержать старообрядцев, которые всегда отличались монархическим настроем, консерватизмом и дисциплинированностью. К примеру, участвовавший в составлении Указа 12 декабря, С.Ю. Витте отзывался о старообрядцах как о «наиболее преданной русским началам и православию в правильном смысле слова части русского народа» [6].

В начале XX века члены правящего кабинета присматривались к старообрядцам, читали их верноподданные петиции и трактовали проблему раскола не с церковной, а более с политической точки зрения. Таким образом, старообрядцев рассматривали как фактор стабильности. Реализация указа 12 декабря 1904 г. была возложена на Комитет министров. В результате своей работы он постановил: 1) существенно облегчить постройку и ремонт церквей и молитвенных домов инославных;

2) ввести преподавание Закона Божьего для инославных на «природном языке» учащихся и поручить его их духовенству; 3) разрешить инославным основывать церковные братства из духовных и светских лиц.

Пункт 2 Манифеста 1905 г. предполагал обеспечение участия в выборах тех слоев населения, которые по указу от 6 августа 1905 г. были лишены права голоса на основании нового избирательного закона. Правительство тут же приступило к реализации этого положения. Новый Закон о выборах, принятый 11 декабря 1905 г., смягчил избирательный

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

10

ценз, но оставлял выборы многоступенчатыми, а права избирателей — неравными и не всеобщими (сноска).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, наконец, одним из ключевых положений вышеперечисленных манифестов стало дарование народу гражданских свобод на основе буржуазно - демократических принципов — неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и организаций. Ключевым пунктом данного положения стало образование политических партий. Право объединяться в союзы было одной из важнейших свобод, введенных Манифестом. Уже в ходе революции возникло около 50 партий, отстаивавших различные пути развития страны.

Все это свидетельствует об ошибочности принятого Николаем II решения. И, как отмечает ряд историков, правление Николая II - это летопись безумств и кровавых преступлений [11], самое страшное из которых уничтожение величия и славы Российской империи.

Литература

1. «Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы» 23 апреля 1906 г. // Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М., Юридическая литература, 1994.

2. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1906 г.// Юридический вестник. 1915. кн. IX (III). - М., 1915. - 26 с.

3. Указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» 12 декабря 1904 г.//Законодательные акты переходного времени. 1904 - 1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Пр. Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя. - Изд. 3-е, пересм. и доп. по 1 сентября 1908 года//Под ред. пр.-доц. Н.И.Лазаревского.- СПб.: Юрид. кн. склад «Право», 1909. - С.3 - 6.

4. Богданова Н. А. Система науки конституционного права// М.: Юристъ, 2001. -

256 с.

5. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб.// Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Витте С.Ю. О современном положении православной Церкви: (От

председателя Комитета министров)//Рус. мысль = La pensee russe. - Париж, 1995. -№ 4070. - CI-II.

7. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права// М., 1916.

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

11

8. Ленин В. И. Апрельские тезисы// Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3. Протоколы, М.,

1958.

9. Мансырев С. П. Мои воспоминания о Государственной думе (1912— 1917) //Историк и современник. Историко-литературный сборник. Берлин, 1922 Т. 2.

10. Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1999. С. 108

11. Стариков Н. В. Кто убил Российскую империю? //Яуза, Эксмо: Москва; 2006.

- 512 с.

References

1. «Vysochajshe utverzhdennye Osnovnye Gosudarstvennye Zakony» 23 aprelja 1906 g. // Rossijskoe zakonodatel'stvo X - XX vv.: V 9 t. T. 9. Zakonodatel'stvo jepohi burzhuazno-demokraticheskih revoljucij. - M., Juridicheskaja literatura, 1994.

2. Manifest «Ob usovershenstvovanii gosudarstvennogo porjadka» 17 oktjabrja 1906 g.// Juridicheskij vestnik. 1915. kn. IX (III). - M., 1915. - 26 s.

3. Ukaz «O prednachertanijah k usovershenstvovaniju gosudarstvennogo porjadka» 12 dekabrja 1904 g.//Zakonodatel'nye akty perehodnogo vremeni. 1904 - 1908 gg.: Sbornik zakonov, manifestov, ukazov Pr. Senatu, reskriptov i polozhenij komiteta ministrov, otnosjashhihsja k preobrazovaniju gosudarstvennogo stroja Rossii, s prilozheniem alfavitnogo predmetnogo ukazatelja. - Izd. 3-e, peresm. i dop. po 1 sentjabrja 1908 goda//Pod red. pr.-doc.

N.I.Lazarevskogo.- SPb.: Jurid. kn. sklad «Pravo», 1909. - S.3 - 6.

4. Bogdanova N. A. Sistema nauki konstitucionnogo prava// M.: Jurist#, 2001. - 256 c.

5. Bol'shoj juridicheskij slovar'. 3-e izd., dop. i pererab.// Pod red. prof. A. Ja. Suhareva. —

M.: INFRA-M, 2007.

6. Vitte S.Ju. O sovremennom polozhenii pravoslavnoj Cerkvi: (Ot predsedatelja Komiteta ministrov)//Rus. mysl' = La pensee russe. - Parizh, 1995. - № 4070. - S.I-II.

7. Kistjakovskij B. A. Social'nye nauki i pravo. Ocherki po metodologii social'nyh nauk i obshhej teorii prava// M., 1916.

8. Lenin V. I. Aprel'skie tezisy// Poln. sobr. soch., 5 izd., t. 3. Protokoly, M., 1958.

9. Mansyrev S. P. Moi vospominanija o Gosudarstvennoj dume (1912-1917) //Istorik i sovremennik. Istoriko-literaturnyj sbornik. Berlin, 1922 T. 2.

10. Mihaleva N. A. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran SNG: Ucheb. posobie. M., 1999. S. 108

11. Starikov N. V. Kto ubil Rossijskuju imperiju? //Jauza, Jeksmo: Moskva; 2006. - 512 s.

http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/23 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.