Научная статья на тему 'Значение Основных законов Российской Империи 1832 года, в определении конституционных основ России'

Значение Основных законов Российской Империи 1832 года, в определении конституционных основ России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1370
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832 ГОДА / СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832 ГОДА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ТИТУЛ / ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимирова Г.Е.

В статье определены предпосылки к кодификации законодательства Российской Империи в начале XIX века. Автор анализируют положения Основных государственных законов Российской Империи, как структурной части Свода законов Российской Империи 1832 года. Охарактеризованы основные положения данного документа, касающиеся основ государственного строя империи, установлено их значение и соответствие с современными конституционными принципами и положениями. Поддержана точка зрения ученых, которые называют Основные государственные законы Российской Империи 1832 года истоками российского конституционализма. Такой вывод сделан с учетом значения Основных государственных законов Российской Империи как первого кодифицированного акта, его содержания и продолжительности действия его норм в историческом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение Основных законов Российской Империи 1832 года, в определении конституционных основ России»

Значение основных законов Российской империи 1832 года, в определении конституционных основ России

Владимирова Галина Евгеньевна

к.ю.н., доцент кафедры кафедра теории и истории государства и права, Сургутский государственный университет, <о-siaVG@rambler.ru

В статье определены предпосылки к кодификации законодательства Российской Империи в начале XIX века. Автор анализируют положения Основных государственных законов Российской Империи, как структурной части Свода законов Российской Империи 1832 года. Охарактеризованы основные положения данного документа, касающиеся основ государственного строя империи, установлено их значение и соответствие с современными конституционными принципами и положениями. Поддержана точка зрения ученых, которые называют Основные государственные законы Российской Империи 1832 года истоками российского конституционализма. Такой вывод сделан с учетом значения Основных государственных законов Российской Империи как первого кодифицированного акта, его содержания и продолжительности действия его норм в историческом аспекте. Ключевые слова: Основные государственные законы Российской Империи 1832 года, Свод законов Российской Империи 1832 года, конституционные основы, титул, принцип законности.

В начале XIX века в Российской Империи возросла необходимость в кодификации права. Это было связано, прежде всего, с развитием капиталистических отношений и изменением социально-экономических условий в государстве, что в свою очередь требовало совершенствования норм права, которые бы отражали его развитие. Существовало большое количество источников, которые имели разное происхождение, разную форму и разнились смыслом и историческим значением. Кроме того, отсутствовало четкое разграничение понятий «закон» и «подзаконный акт», хотя соответствующие попытки и делались. Количество нормативно-правового материала с каждым годом росло, причем собственно законы невозможно было выделить из массы правовых актов. Из-за противоречий между законами и подзаконными актами увеличился произвол местных органов власти, а так же расхождение законодательных актов с настоящими потребностями государства. С приходом к власти, Николай II сразу обратил свое внимание на чрезвычайную запутанность законодательства Империи, а также на ряд неудачных попыток его кодификации. Новой кодификацией фактически руководил Михаил Михайлович Сперанский - выдающийся политический деятель, реформатор. По результатам трехлетней работы были собраны все законы, накопившиеся за предыдущие 180 лет. Итогом этой деятельности стало создание в 1832 году Свода законов Российской империи.

Основные государственные законы Российской Империи составляли первую из восьми частей Свода законов Российской Империи 1832 года.

В связи с фактической зависимостью управления государства от правящего монарха в рассматриваемый период, четкая и однозначная иерархия нормативных правовых актов постоянно менялась. Однако «де-юре» наивысшим среди нормативно-правовых актов государства были именно Основные государственные Законы. Они, как отмечал Н.А. Гредескул «должны содержать самое существенное, что касается основ государственной жизни» [3, с. 221].

Структурно Основные государственные законы Российской Империи 1932 года состояли из двух разделов, каждый из которых, в свою очередь, включал подразделы. Первый раздел состоял из 81 статьи, распределенных в 8 подразделах, и именовался «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Этим раз-

5

гп

о т;

>

У

т; А

X 2

о сч со

О!

делом устанавливался порядок учреждения и принципы функционирования высших государственных органов империи. Второй раздел, включающий 7 подразделов (статьи 83-203) «Учреждение об императорской фамилии» закреплял права и обязанности членов царствующего дома [6, с. 12].

Статьей 1 Основных государственных законов Российской Империи 1832 года определялась внешняя атрибутика власти императора и Российского государства - «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». Таким образом, глава Российской Империи носил титул императора, который как отмечал Н.М. Кор-кунов, является высшим в иерархии титулов правителей монархических государств [4, с. 247]. Титул императора, по сути, фиксировал в Основных государственных законах Российской Империи 1832 года самодержавно-имперскую форму организации государственной власти.

Кроме того Основные государственные законы Российской Империи 1832 года закрепляли такие черты абсолютной монархии как священность (монарх получает власть от Бога посредством процедуры коронования, таким образом его власть имеет божественный статус) и наследственность (престол и власть в Российской Империи переходит на основании Акта о престолонаследии) [6, с. 13]. Также положениями Основных государственных законов Российской Империи 1832 года определялись социально-территориальные пределы власти императора и Российского государства.

Статья 39 Основных государственных законов Российской Империи 1832 года закрепляла положение о государственном гербе Российской Империи путем его точного, подробного описания. Кроме того названная статья содержала норму о том, что большая государственная печать должна графически повторять изображение герба и иметь «сверх того вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей».

Итак, Основные государственные законы Российской Империи 1832 года определили основные черты абсолютной монархии, а также некоторые внешние атрибуты верховной государственной власти и государства: государственный титул, государственный герб. В рассматриваемом документе впервые на уровне основополагающего закона получила закрепление государственная символика Российской Империи. В то же время, необходимо отметить, что в Основных государственных законах Российской Империи 1832 года отсутствовали детальные нормы о государственных регалиях и некоторых государственных символах, а именно гимне и флаге российского государства [7, с. 207].

Для того чтобы оценить значение Основных государственных законов Российской Империи 1832 года непосредственно как кодифицированного акта, следует отметить, что в основе положений документа о титуле и гербе лежали следующие указы: указ царя Алексея Михайловича «О титуле царском и о государственной печати» 1667 г., указ Павла I 1799 г., узаконения Александра I и Нико-

лая I, указ царя Алексея Михайловича 1667 г. «О титуле царском и о государственной печати», указ Петра I от 11 ноября 1721 г. «О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах», указы Николая I 1825 и 1828 годов. Это ярко демонстрирует роль Основных государственных законов Российской Империи 1832 года в аспекте упорядочивания важнейших общественных отношения. Указанный акт сменил множество нормативных актов, разбросанных в различных источниках, на упорядоченное собрание законов, доступное всем государственным органам и подданным империи.

Нормы Основных государственных законов Российской Империи 1832 года содержат отсылки к положениям Свода Государственных учреждений, которые регулируют вопросы учреждения органов государственной власти - Государственного совета, Совета Министров и Комитета Министров, Правительствующего Сената Министерств, устанавливают временные правила о порядке принятия и направления прошений и жалоб на Высочайшее Имя приносимых.

Как справедливо отмечается в научной литературе, в XIX - начале XX века в законодательных актах Российской Империи активное развитие получил принцип и требования законности. Так, Александр I в манифесте о новом образовании Государственного совета от 1 января 1810 г. отмечал особую значимость закона и законности «к утверждению и распространению порядка в государственном управлении». В Указе от 30 июля 1832 г. Николай I акцентирует внимание на значительное число запросов на решение дел из военного ведомства «с явным отступлением от ... законов и постановлений». В данном контексте следует отметить, что именно Основные государственные законы Российской Империи 1832 г. подвели итог фрагментарному подходу к определению принципа законности в правовых нормах Российской Империи [1, с. 63]. Статья 47 этого документа закрепляла принцип законности в качестве безусловного требования деятельности российского государства и жизнедеятельности подданных: «Империя российская управляется на твердых основаниях положительных законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих».

Также приведенная статья формулировала один из принципов территориально-законодательного устройства российского государства - принцип единства правового пространства. Второй принцип был закреплен в статье 48 Основных государственных законов Российской Империи 1832 г., которая устанавливала приоритет общегосударственных законов над местными [2, с. 79].

В научной литературе значительное внимание уделяется анализу статьи 47 Основных государственных законов Российской Империи 1832 года. Так, Б.Н. Миронов отмечал, что норма устанавливала правомерный характер русской государственности, в отличие от диспотических форм, в которых вместо закона действует личный произвол

правителя, который не сдерживается никакими средствами [5, с. 213].

В целом можно говорить о том, что раздел 8 Основных государственных законов Российской Империи 1832 г. «О Законах» определил систему законодательства Российской Империи и закрепил основы законодательного процесса. В частности в данном документе закреплялись положения о составлении, пояснении, дополнении, форме законов, их хранении, обнародовании, действии во времени и по кругу лиц.

Итак, Основные государственные законы Российской Империи 1832 года впервые прямо закрепляют принцип верховенства закона, систему законодательства и основ законодательного процесса.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Во-первых, Основные государственные законы Российской Империи 1832 г. были структурной часть первого кодифицированного акта Российской Империи, а также «де-юре» имели высшую юридическую силу в государстве. Это, несомненно, определяет их влияние и демонстрирует значительную роль в дальнейшем развитии норм права. Во-вторых, установлено, что Основные государственные законы Российской Империи 1832 г. определяли основные черты абсолютной монархии, некоторые внешние атрибуты верховной государственной власти и государства, впервые прямо закрепили принцип верховенства закона, систему законодательства Российской Империи и основы законодательного процесса. Следовательно, содержание рассматриваемого документа непосредственно связано определением конституционных основ государства. Кроме того, приведенные положения практически оставались неизменными до 1917 года, что позволяет сделать вывод об их продолжительном влиянии на развитие конституционных основ российского государства.

Итак, считаем правильным согласиться с учеными, которые называют Основные государственные законы Российской Империи 1832 г. истоками конституционализма в России [1].

При этом, следует понимать, что Свод законов Российской Империи 1832 г. и, соответственно, Основные государственные законы Российской Империи 1832 г. нельзя считать безупречными. В содержании этого нормативного правового акта обнаруживается целый ряд недостатков, которые, преимущественно были вызваны объективными причинами - несовершенством и архаичностью действующего российского законодательства, а также инкорпоративной формой систематизации норм, что не допускало внесения принципиальных изменений в упорядочении правовых норм.

Литература

1. Булатов, Р.Б. К вопросу о зарождении конституционализма в России / Р.Б. Булатов // Юридическая наука: история и современность. - 2013. - № 10. - С. 60-65.

2. Булатов, Р.Б., Андрейцо, С.Ю. Муниципальная власть: историко-правовой аспект становления и развития / Р.Б. Булатов С.Ю. Андрейцо. // Юридическая наука: история и современность. - 2017. - № 6. - С. 75-86.

3. Гредескул, Н.А. Общая теория права. Лекции / Н.А. Грескул. - Санкт-Петербург: ТипоЛитография И. Трофимова, 1909. - 329 с.

4. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. Т. 1 / Н.М. Коркунов. - СПб., 1908. - 630 с.

5. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода Империи (XVIII-начало XX в.) / Б.Н. Миронов. - СПб.; «Дмитрий Буланин», 2014. - 583 с.

6. Федин, А.Н. Основные государственные Законы Российской Империи 1832 года как результат кодификации российского законодательства в первой половине XIX века / А.Н. Федин // Вестник экономической безопасности. - 2018. - №3. - С. 1214.

7. Ширинкина, Н.М. Правовое оформление титула главы государства, государственной символики и регалий в Основных государственных законах Российской Империи 1832-1906 гг / Н.М. Ши-ринкина // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2013. - № 5. - С. 206214.

The value of the fundamental laws of the Russian empire of 1832, the ruling of the constitutional foundations of Russia

Vladimirova G.E. Surgut State University

The article defines the prerequisites for the codification of the legislation of the Russian Empire in the early XIX century. The author analyzes the provisions of the Basic state laws of the Russian Empire as a structural part of the Code of laws of the Russian Empire of 1832. The main provisions of this document concerning the foundations of the state system of the Empire are characterized, their significance and compliance with modern constitutional principles and provisions are established. The point of view of scientists who call the Basic state laws of the Russian Empire of 1832 the origins of Russian constitutionalism is supported. This conclusion is made taking into account the importance of the Basic state laws of the Russian Empire as the first codified act, its content and the duration of its norms in the historical aspect. Key words: Basic state laws of the Russian Empire of 1832, Code of laws of the Russian Empire of 1832, constitutional bases, title, principle of legality. References

1. Bulatov, R. B. On the question of the emergence of constitutionalism in Russia / R. B. Bulatov // Legal science: history and modernity. - 2013. - № 10. - p. 60-65.

2. Bulatov, R. B., Andrejtso, S. Yu. Municipal power: historical and legal aspect of the formation and development / R. B. Bulatov S.Yu. Andreizo. // Legal science: history and modernity. - 2017. - № 6. - p. 75-86.

5

■о

-C

m

о

a

А У

т; А

3. Gredeskul, N.A. The general theory of law. Lectures / N.A. Greskul. - St. Petersburg: Tipo-Lithography I. Trofimova, 1909. - 329 p.

4. Korkunov, N.M. Russian state law. V. 1 / N.M. Korkunov. - SPb., 1908. - 630 p.

5. Mironov, B.N. The social history of Russia in the period of the Empire (XVIII - early XX century) / B.N. Mironov. - SPb .; "Dmitry Bulanin", 2014. -583 p.

6. Fedin, A.N. The main state laws of the Russian Empire of 1832 as a result of the codification of Russian legislation in the first half of the XIX century / A.N. Fedin // Bulletin of economic security. - 2018. - №3. - p. 12-14.

7. Shirinkina, N.M. Legal registration of the title of the head of state, state symbols and regalia in the Basic State Laws of the Russian Empire 18321906 / N.M. Shirinkina // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - № 5. - p. 206-214.

x 2

0

CS

fO

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.