Научная статья на тему 'Юридические формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации на современном этапе'

Юридические формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / РЕСУРСНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУВЕРЕНИТЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Догадайло Екатерина Юрьевна

В статье анализируется содержание форм реализации экономического суверенитета Российской Федерации на современно этапе экономического и политического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FORMS OF REALIZATION OF THE ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the content of the forms of realization of the economic sovereignty of the Russian Federation at the present stage of economic and political development.

Текст научной работы на тему «Юридические формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации на современном этапе»

I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

1.1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Догадайло Екатерина Юрьевна, доктор юридических наук, доцент

Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

dogadailo@gmail.com

Аннотация: в статье анализируется содержание форм реализации экономического суверенитета Российской Федерации на современно этапе экономического и политического развития.

Ключевые слова: экономический суверенитет, ресурсный суверенитет, формы реализации суверенитета.

LEGAL FORMS OF REALIZATION OF THE ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Dogadailo Ekaterina Yu., doctor of law, Professor

Work place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

dogadailo@gmail.com

Annotation: the article analyzes the content of the forms of realization of the economic sovereignty of the Russian Federation at the present stage of economic and political development.

Keywords: economic sovereignty, resource sovereignty, forms of realization of sovereignty.

Экономический суверенитет Российской Федерации в современных экономических условиях представляется фактором подтверждения рои Российской Федерации в глобальном общественном и историческом процессе. Экономический суверенитет - неотъемлемое свойство любого современного государства, характеристика которого является неизменной, а проявлением этого свойства и внутри территории государства, и за ее пределами являются суверенные государственные права и обязанности в сфере экономики. «Утрата государством экономического суверенитета означает утрату им своего материального базиса и экономической правосубъектности и, в конечном счете, может привести к тому, что соответствующее публично-правовое образование вообще перестанет существовать как субъект международного права»1. Поскольку целью российского государства является обеспечение и защита экономического суверенитета, для чего вырабатывается особый экономико-правовой механизм, представляющий собой систему правовых и экономических средств, то в современных условиях глобального экономического порядка можно выделить следующие необходимые направления развития реализации экономического суверенитета Российской Федерации:

- возможность Российской Федерации определять направления своей экономической политики и одновременно способность осуществлять ее;

1 Кучеров И.И. Право денежной эмиссии и его реализация // Финансовое право. 2015. № 3. С. 3-8.

- независимость Российской Федерации в экономической сфере,

- экономическая самодостаточность и экономическая безопасность Российской Федерации

- сбалансированность экономических интересов Российской Федерации с экономическими интересами других государств;

- контроль Российской Федерации за всеми экономическими ресурсами.

Так, сбалансированность экономических интересов Российской Федерации с экономическими интересами других государств базируется на нормах международного права2, регулирующих «создание системы международных экономических отношений на основе суверенного равенства, взаимной и справедливой выгоды и тесной взаимосвязи интересов всех государств»3 и устанавливающих, что одним из принципов, на которых регулируются экономические, а также политические и другие отношения между государствами является взаимная и

2 Стоит отметить, что ряд вопросов, традиционно рассматриваемых в международном частном праве (например, об автономии воли и ее пределах - ст. 1210 ГК РФ, о взаимности - ст. 1189 ГК РФ, п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; о т.н. «императивных» и «суперимперативных» нормах, о реторсиях, об оговорке о публичном порядке - ст. ст. 1192-1194 ГК РФ) на самом деле связаны также и с проблематикой экономического суверенитета государства и его зашиты.

3 «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/ Цит. по СПС Консультант-плюс.

4

равная выгода в таких отношениях . А реализация экономического суверенитета Российской Федерации так же основывается на суверенном и неотъемлемом прав «выбирать свою экономическую систему»5.

Экономический суверенитет государства как возможность российского государства определять свою компетенцию в экономической сфере, в современных экономических условиях не является абсолютным, он связан взятыми на себя Российской Федерацией международно-правовыми обязательствами. Поскольку экономический суверенитет государства закрепляется как свободный и постоянный6 над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, то контроль Российской Федерации за всеми экономическими ресурсами7 опосредует права Российской Федерации в области экономического суверенитета. К правам Российской Федерации в области экономического суверенитета относятся:

- право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами.

- право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике;

- право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность («в этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с

учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обяза-

8\

тельств, которые это государство считает уместными» );

- право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах;

- право объединяться в организации производителей первичного сырья для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития и для достижения своих целей содействовать обеспечению неуклонного развития мировой экономики.

«Право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств»9. Вызовом «ресурсному» элементу экономического суверенитета Российской Федерации на современном этапе стало «появление апробированных инструментов доступа зарубежных стран и транснациональных корпораций к национальным природным ресур-

4 «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/ Цит. по СПС Консультант-плюс.

5 «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/ Цит. по СПС Консультант-плюс.

6 «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)// Цит. по СПС Консультант-плюс.

7 Из международных документов можно, так же назвать Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г.)// Цит. по СПС Консультант-плюс.

8 «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/ Цит. по СПС Консультант-плюс.

9 Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый су-

веренитет над естественными ресурсами» (Принята 14.12.1962 на 1194-ом

пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Цит. по СПС Консуль-

тант-плюс.

сам даже при сохранении формальной собственности государств на свои недра (через механизмы «соглашений о разделе продукции», Европейскую энергетическую хартию и т.д.»10) Современные государства последовательно усиливают меры по реализации «ресурсного» элемента своего экономического суверенитета, «ограничивая доступ иностранных природо-пользователей или принуждая их больше вкладывать в свою экономику»11. Защита данного элемента экономического суверенитета осуществляется и на конституционном уровне, а также при присоединении к международным организациям. Так, ст. 359 Конституции Боливии 2009 г. закрепила, что «углеводороды - неотчуждаемая собственность государства, а договор, заключенный в нарушение этого положения, - ничтожен; лица, нарушившие данное положение, виновны в измене Родине»12, или например, Китай, в отличие от России, оговорил при присоединении к ВТО право на протекцию в таком жизненно важном для нашей страны вопросе, как нефтегазовый сервис.

Форма реализации экономического суверенитета Российской Федерации является отражением внутренней организацией его содержания, без которой его существование невозможно, она представляет способ внешнего отражения (выражения) совокупности содержания экономического суверенитета, трансформирующегося под влиянием внешних для него факторов (причин). Поэтому при анализе юридических форм реализации экономического суверенитета в современных условиях необходимо учитывать13 неразрывность содержания и формы (форма и содержание неразрывны в том смысле, что нет такой материальной системы, которая не имела бы содержание и форму, содержание не может существовать без формы и наоборот); неоднозначность связи (одно и то же содержание может иметь разные формы, а также одна и та же форма может иметь разное содержание); противоречивость единства (противоречивость означает, что у содержания и формы преобладают разнонаправленные тенденции. содержание изменяется, а форма стремится к устойчивости); оптимальность развития - при соответствии формы содержанию, содержания форме. Поскольку содержанием экономического суверенитета Российской Федерации является власть носителя суверенитета, независимая и верховная, то юридическими формами реализации экономического суверенитета российского государства является институциональное и нормативное оформление государственной власти в экономической сфере. Экономический суверенитет Российской Федерации необходимо рассматривать не только с точки зрения предельности объема данного суверенитета, но и как подлинный источник организации власти в экономической сфере, где она предстает в виде системы полномочных органов власти и управления в экономической сфере общества. Формами реализации экономических суверенитетов Российской Федерации выступает:

10 Болдырев О.Ю. Вызовы глобализации и проблемы защиты экономического суверенитета государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 5. С. 71-75.

11 Кондратьев В. Ресурсный национализм и структура экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.infb/rus/ekob/resursnyj_ nacionalizm_i_struktura_ekonomiki_2012-11-15.htm.

12 Андреева Г.Н. Конституционные пределы приватизации имущества, находящегося в собственности государства: анализ зарубежного опыта // Реформы и право. 2011. № 1.

13 Бредихин А.Л. Суверенитет: политический и правовой смысл // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 3-8.

- учреждение органов государственной власти, реализующих экономическую функцию российского государства и принимающие меры по защите экономического суверенитета;

- разработка государственной политики и документов стратегического планирования в экономической сфере;

- издание нормативных правовых актов (законодательных и иных) в различных сферах национальной экономики и связанных с ней областях.

Данные формы находят отражение и в действующем законодательстве: так, например ст.6 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относят защиту «экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц»14.

В современных экономических условиях экономический суверенитет российского государства может быть ограничен15 в следующих случаях, обусловленных содержанием части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации:

- Российской Федерации добровольно принимает на себя определенные международные обязательства в экономической сфере;

- когда Российская Федерация становится участником двустороннего или многостороннего договора;

- когда Российская Федерация вступает в ту или иную международную организацию, принимая на себя соответствующие обязательства в экономической сфере;

- когда международными или региональными органами принимаются решения, имеющие обязательную силу для российского государства.

Поэтому востребованной в современных экономических условиях является такая форма реализации экономического суверенитета как усложненные процедуры принятия общего-сударственнных решений при присоединении к международным договорам, предусматривающим принятие российским государством на себя долгосрочных обязательств в экономической сфере. В литературе обозначена проблема долгосрочных международных обязательств, ««связывающих руки» последующей власти (и, соответственно, избравшему ее народу), которая, несмотря на мандат народного доверия, лишается возможности проведения альтернативного социально-экономического курса, что выхолащивает саму сущность демократического принципа сменяемости власти и

16 „

представляет угрозу современной модели демократии» . В конституционной экономической практике современных государств используются усложненные процедуры принятия подобных решений (например, ст. ст. 89, 90 Конституции Польши; ч. 2 ст. 9 и абз. 1 ст. 50 Конституции Австрии, в Швейцарии ст. 140 Конституции предусматривает, что при вступлении в наднациональные сообщества проводится «обязательный» референдум17'. Поэтому представляется

14 Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельно-сти»//»Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4850; http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015

15 Троицкая А.А. Государственный суверенитет: ограничение или трансформация содержания // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10

16 Болдырев О.Ю. Вызовы глобализации и проблемы защиты экономического суверенитета государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 5. С. 71-75.

17 В России в проведении референдума о присоединении к ВТО было от-

казано, причем с неубедительным с конституционно-правовой точки зрении

доводами (Постановление ЦИК РФ от 13.04.2012 № 118/917-6, правомер-

ность которого была подтверждена решением Верховного Суда РФ от

06.06.2012.

актуальным внесение изменений и дополнений в федеральное законодательство о стратегическом планировании и о международных договорах, предусматривающее механизм контроля за соответствием основам конституционного строя положений документов международных организаций, относящихся к так называемому мягкому праву, при их использовании в документах стратегического планирования Российской Федерации и проведении гармонизации законодательства Российской Федерации с положениями документов международных организаций в экономической сфере.

Необходимо так же отметить, что начиная с периода новой истории, а затем уже и в новейшее время право денежной эмиссии стало безраздельно принадлежать государствам как единственным носителям суверенитета в пределах их территорий. Тем не менее, процесс глобализации валютного рынка привел к тому, что «вопрос денежной эмиссии перестал являться сугубо внутригосударственным и в современном мире

18

рассматривается также с позиций международного права» . Рассматривая право денежной эмиссии, необходимо исходить из того, что экономический суверенитет предполагает суверенное право государств свободно распоряжаться своим имуществом и ресурсами, осуществлять экономическую деятельность и являться равноправными участниками международных экономических отношений19. Формы реализации экономического суверенитета, являются «изменчивыми в зависимости от особенностей развития того или иного государства, и их смена опосредуется сменой политико-правовых идей и оценок в обществе, самые важные из которых отражаются в законодательстве в виде правовых норм-принципов, при этом их практическая реализация может совпадать или не совпадать с содержанием данных норм, что во многом зависит от имеющихся правовых гарантий должной реализации установленных форм суверенитета»20. Формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации в условиях финансовой глобализации, когда осуществляется трансграничное движение финансовых потоков и трансакций, а финансовая компонента приобретает доминирующий характер в развитии глобальной экономики, должны быть направлены на достижение суверенной конкурентоспособной позиции национальной экономики, посредством поддержания финансовой самостоятельности, основанной на банковской суверенности, инвестиционной независимости и валютном суверенитете Российской Федерации, и ориентированной на выбор модели финансового поведения на основе национальных экономических приоритетов при сохранении самостоятельности в принятии стратегических экономических решений.

Реализация экономического суверенитета Российской Федерации в различных формах направлена на формирование внутригосударственной российской системы капиталов и труда в качестве конкурентоспособной компоненты глобальной экономики, При этом, развитие национальной интегративной самодостаточной хозяйственной целостности Российской Федерации в рамках большого экономического пространства,

18 Кучеров И.И. Право денежной эмиссии и его реализация // Финансовое право. 2015. № 3. С. 3-8.

19 Блищенко И., Дориа Ж. Понятие экономического суверенитета государства // Правоведение. 2000. № 1. С. 200-217.

20Беспалова М.Б. Суверенитет как признак государства и как принцип права в контексте его законодательного обеспечения в современных европейских государствах // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 11. С. 1359-1366.

должно быть связано с такой формой реализации экономического суверенитета как структурное участие Российской Федерации в глобальных экономических процессах. Реализация экономического суверенитета в современных экономических условиях предполагает переход к инновационному и диверсифицированному экономическому развитию Российской Федерации, для чего необходимо:

- формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

- модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств;

- постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике, ориентированного на создание и развитие макротехнологий на базе частно-государственно партнерства.

В современных экономических условиях реализация экономического суверенитета Российской Федерации предполагает движение в направлении достижения экономической суверенности российского государства и его национальной экономики, что определяется на основе достижения инновационно-сти, конкурентоспособности и диверсифицированности экономики России.

Поэтому, для реализации экономического суверенитета Российской Федерации необходимо нормативное обеспечение формирование экономической политики Российской Федерации, нацеленной на достижение финансовой самостоятельности, сохраняющей национальные приоритеты и интересы национального суверенного хозяйственного развития в контексте глобальной экономики. Правовую основу реализации экономического суверенитета Российской Федерации образуют:

- концептуально-программная подсистема,

- подсистема правовой защиты материальных основ обеспечения экономического суверенитета страны,

- институционально-правовая подсистема,

- экономико-реализационная подсистема.

Концептуально-программная подсистема нормативно выраженная в системе документов стратегического планирова-ния21, как деятельности участников стратегического планирования (Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации) «по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Россий-

21 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014; http://www.pravo.gov.ru - 23.06.2016

ской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»22. Концептуально-программная подсистема юридической реализации экономического суверенитета России связана с принятием и реализаций на долгосрочный и среднесрочный период документов стратегического планирования. Реализация концептуально-программной подсистемы реализации экономического суверенитета является важнейшей качественной характеристикой политической системы России, которая определяет ее способность поддерживать: нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития национального хозяйства и последовательную реализацию государственных интересов, а именно: экономическую независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, ее способность к саморазвитию и прогрессу. Источником реального политико-правового осуществления экономического суверенитета России выступает адекватный механизм стратегического планирования, направленный на эффективное развитие экономики страны (под которым следует понимать стабильный социально-экономический рост, постоянное увеличение объема производства продукции и повышение наукоемкости производства, приоритетное развитие отраслей цифровой экономики, рациональное использование ресурсов, а также достижение нужного уровня занятости населения и неуклонное повышение уровня его жизни.

Как современную тенденцию в развитии концептуально-программной подсистема реализации экономического суверенитета Российской Федерации можно выделить интенсивно развивающееся с 2014 г. «макрорегиональное» развитие. В соответствии с п. 36 ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»23 «макрорегион - часть территории РФ, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования». В настоящее время уровень межрегионального экономического сотрудничества в России оценивается экспертами умеренно высокий24. Большинство субъектов имеют заключенные межрегиональные и международные соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, участвуют в перекрестных мероприятиях и визитах. Актуальным представляется также включение в перечень приоритетных направлений развития субъектов Российской Федерации межрегионального сотрудничества субъектов кластерно-сетевых структур25.

22 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014; http://www.pravo.gov.ru - 23.06.2016

23 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014; http://www.pravo.gov.ru - 23.06.2016

24 Дубровская Ю.В. Особенности межрегионального взаимодействия в экономической сфере: эволюционно-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. С. 47-51.

25 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от

10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// «Собрание законода-

В России представлены в основном мезокластеры, созданные в рамках реализации отраслевых государственных программ. Исследуя перспективные направления формирования институциональной среды межрегионального взаимодействия и реализации кластерной политики, предстоит сконцентрироваться на создании механизмов правового регулирования инструментов вовлечения заинтересованных экономических субъектов в рабочее пространство кластерных структур, а также на стимулировании сетевых отношений субъектов в рамках реализации инновационных проектов. Для преодоления негативного влияния региональной экономической дивергенции необходимо пересмотреть принципы государственной поддержки регионов из федерального бюджета и разработать механизма «продвижения» межрегиональных кластерных проектов в инновационной сфере наиболее развитыми субъектами Российской Федерации.

Подсистема правовой защиты материальных основ обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации связана с обеспечением и защитой золотого запаса, алмазного, валютного и стабилизационного фондов России, системой государственного обеспечения национальной собственности на землю, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, а также ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, другие ее природные и сырьевые ресурсы.

Институционально-правовая подсистема направлена на правовое регулирование механизмов экономического суверенитета России, прежде всего, связано с юридической легитимацией фискального суверенитета, включающего в себя налоговую и таможенную области, как доминирующей стратегии экономической политики российской государственности в современных условиях таможенной интеграции в рамках ЕАЭС (поскольку экономический суверенитет Российской Федерации так же может быть реализован посредством интеграции26).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономико-реализационная подсистема связана с созданием и реализацией норм российского законодательства, регулирующих непосредственную экономическую и предпринимательскую деятельность. Российское законодательство, регулирующее экономическую деятельность, является основным источником реализации экономического суверенитета Российской Федерации, однако, оно проходило с 90-х годов прошлого века сложный и противоречивые процессы формирования вместе с рыночными отношениями в экономике (в литературе выделяются этапы становления законодательства, регулирующего правоотношения вначале розничного, а затем оптового рынка и структур, его обеспечивающих, а именно: банковской и страховой системы, а также системы обеспечения рынка ценных бумаг; институционализации системы государственного контроля и государственных ограничений рыночных отношений, характеризующихся созданием систем лицензирования, сертификации и патентного законодательства; современный этап связан с окончательным формированием бюджетных отношений и созданием национальных проектов участия российского государства в развитии и регулировании непосредственного производства товаров и услуг в стране, выхода в области цифровой экономики на приоритетный общемировой

тельства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.; http://www.pravo.gov.ru -15.02.2017

26 Кожемякина Елена, Интеграция как форма реализации национального суверенитета// Rauresearch& Блог научной группы РАУ// [электронный ресурс] https://rauresearch.wordpress.com (дата обращения 1.09, 2017)

уровень). Современное законодательство в сфере государственного регулирования экономики решает задачи обеспечения государственной экономической политики Российской Федерации и реализации средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что инструменты государственного регулирования экономической сферы в Российской Федерации включают в себя:

- различные средства постоянного действия, направленные на обеспечение повседневного его функционирования (например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов экономической деятельности)

- антикризисное регулирование (направленное на обеспечение устойчивости положения отдельных субъектов предпринимательства с учетом различных рыночных механизмами, имеющими соответствующую правовую форму, а также инструментов саморегулирования рынка).

«Определить точные границы антикризисного регулирования экономики крайне сложно, особенно в отношении отдельных ее сегментов, традиционно являющихся объектом пристального внимания со стороны государства. В частности, это касается рынка банковских услуг, являющегося наиболее ярким примером объекта антикризисного регулирования с учетом особых «дестабилизирующих» характеристик самого рынка и специфики банковской деятельности»27. В России ситуация также осложняется введением финансовых санкций, потребовавших принятия финансовых антисанкционных мер, по сути своей также являющихся антикризисными. Однако, необходимо констатировать, что «в настоящее время в значительной степени отсутствует комплексная правовая основа , обеспечивающая применение аникризисных средств, инструмен-

28

тов государственного регулирования экономики» , реализацию которых следует рассматривать в качестве формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации .

Можно выделить такие основные направления совершенствования экономико-реализационной подсистемы в современных экономических условиях как:

1. Совершенствованием частного права, на основе реформирования норм ГК РФ находится в направлении решения вопроса межотраслевых связей гражданского права и регулирования предпринимательских отношений, подпадающих под сферу действия норм права, составляющих содержание большого количества отраслей права - налогового, земельного, банковского и др. (в направлении разрешения проблем, составляющих основу упорядочения правоотношений в сфере предпринимательства:

- определение специфики правового регулирования отношений в обозначенной сфере в сравнении с подходами, устоявшимися в частном праве;

- выбор и законодательное закрепление наиболее оптимальных средств и способов правового регулирования рассматриваемых отношений, позволяющих достичь баланса интересов их ключевых субъектов - государства и предпринимателей;

- выработка оптимального соотношения норм частного и публичного права, приводящего к формированию наиболее комфортной для развития предпринимательства правовой среды в условиях современного экономического развития);

2. В качестве направления развития данной подсистемы реализации экономического суверенитета в современных эконо-

27 Лаутс Е.Б. Антикризисное законодательство и законодательство в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности // Юрист. 2017. № 15. С. 4-10

28 Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017. С. 448.

мических условиях можно выделить общую несформирован-ность как принципов, так и системности в инвестиционном законодательстве («на современном этапе законодатель не воспринимает рынок инвестиций комплексно как единый объект государственного регулирования, в связи с чем правовые нормы, выражающие государственную инвестиционную политику, разбросаны не только по законам различной отраслевой

направленности, но и по документам стратегического плани-

29 п "

рования» . В качестве задач государственной инвестиционной

политики как части подсистема реализации экономического суверенитета Российской Федерации можно предложить демонополизацию экономики на принципах государственно-частного партнерства, реализацию приоритетных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры и внедрение инноваций и цифровых технологий, а также разработку комплексных правовых средств, необходимые для реализации поставленных целей в отношении государственно-частного партнерства и проектного финансирования);

3. Функция государственного контроля (надзора) в экономической деятельности относится к одной из наиболее важных и энергично осуществляемых функций исполнительной власти, и может быть рассмотрена как метод реализации роли государства в системе обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации, а правовые нормы, регулирующие эту деятельность, представляют собой комплексный и весьма динамичный институт административного права (Федеральный закон, упорядочивающий взаимоотношения государства и предпринимателей, был принят в 2001 г.30, затем он был заменен новым актом - Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»31, который после многочисленных изменений и дополнений в настоящее время действует уже в новой редакции, что позволяет говорить о фактически новой версии данного закона (или даже о новом правовом регулировании). Такие кардинальные изменения законов, происходящие в процессе непосредственного осуществления регулируемой ими функции, характеризуют отсутствие общей концепции правового регулирования данного вида государственной деятельности в экономической сфере32).

В формах реализации экономического суверенитета Российской Федерации в современных условиях, в которых отражается роль российского государства как основного субъекта реализации национального экономического суверенитета, наблюдаются следующие тенденции:

- развитие правового регулирования меж-, транс- и наднациональных институтов (как свидетельство растущей интеграции национальных государств в целях адекватной реакции на новые глобализационные вызовы современной экономике);

29 Белицкая А.В. Государственная инвестиционная политика как средство государственного регулирования рынка инвестиций // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2017. № 3. С. 36-41.

30 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3436

31 Собрание законодательств РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249

32 Одной из главных задач реформы в области контроля (надзора) в сфере экономики отмечается формирование административно-процедурной

формы его осуществления. См.: Старилов Ю.Н., Мартынов А.В. Обзор I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства» // Государство и право. 2016. № 2. С. 115

- увеличение объема и количества нормативного регулирования в экономической сфере как отражение процессов глобализации в правовой системе и разнопланового влияние современных экономических процессов в мировой экономике на роли и функции российского государства, (что в комплексе усиливает роль государства в регулировании и институционализации национальной и глобальной экономики).

Реализация российским государством национального экономического суверенитета служит цели сохранения и воспроизводства национально-хозяйственной системы. «Ни частный бизнес, ни гражданское общество не могут быть самостоятельными выразителями суверенных интересов национальной экономики, поскольку, во-первых, у них отсутствует достаточная мотивация, а, во-вторых, они не располагают необходимыми властными полномочиями и инструментами реализации экономического суверенитета»33.

Необходимо констатировать, что российское государство в современных экономических условиях обладает всеми необходимыми инструментами для того, чтобы играть приоритетную роль в реализации механизмов осуществления суверенного социально-экономического развития. С одной стороны, государство является основным и главенствующим субъектом реализации национального экономического суверенитета, консолидирующим все интересы, возможности, механизмы, инструменты общественной системы. С другой стороны, российское государство не единственный институт, заинтересованный в сохранении экономической суверенности, оно тесно взаимодействует с институтами частного бизнеса и гражданского общества что комплексный и системный характер социально-экономическому развитию российского общества в современных экономических условиях.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,71%.

Список литературы:

1. «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/ Цит. по СПС Консультант-плюс.

2. Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» (Принята 14.12.1962 на 1194-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Цит. по СПС Консультант-плюс

3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4850; http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015

4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014; http://www.pravo.gov.ru -23.06.2016

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.; http://www.pravo.gov.ru - 15.02.2017

6. Андреева Г.Н. Конституционные пределы приватизации имущества, находящегося в собственности государства: анализ зарубежного опыта // Реформы и право. 2011. № 1

33 Юрьева, Надежда Петровна. Национальный экономический суверенитет в условиях глобализации// [электронный ресурс] http://economy-lib.com/natsionalnyy-ekonomicheskiy-suverenitet-v-usloviyah-globalizatsii#ixzz4x76uglsP (дата обращения 01.09.2017)

7. Белицкая А.В. Государственная инвестиционная политика как средство государственного регулирования рынка инвестиций // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2017. № 3. С. 36-41.

8. Беспалова М. Б. Суверенитет как признак государства и как принцип права в контексте его законодательного обеспечения в современных европейских государствах // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 11. С. 1359-1366.

9. Блищенко И., Дориа Ж. Понятие экономического суверенитета государства // Правоведение. 2000. № 1. С. 200 - 217.

10. Болдырев О.Ю. Вызовы глобализации и проблемы защиты экономического суверенитета государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 5. С. 71-75.

11. Бредихин А.Л. Суверенитет: политический и правовой смысл // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 3-8.

12. Дубровская Ю.В. Особенности межрегионального взаимодействия в экономической сфере: эволюционно-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. С. 47-51.

13. Кожемякина Елена, Интеграция как форма реализации национального суверенитета// Rauresearch& Блог научной группы РАУ// [электронный ресурс] https://rauresearch.wordpress.com (дата обращения 1.09, 2017)

14. Кондратьев В. Ресурсный национализм и структура экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ ekob/resursnyj_nacionalizm_i_struktura_ekonomiki_2012-11-15.htm.

15. Кучеров И.И. Право денежной эмиссии и его реализация // Финансовое право. 2015. № 3. С. 3-8.

16. Лаутс Е.Б. Антикризисное законодательство и законодательство в сфере государственного регулирования предпринимательской дея-тел ьности // Юрист. 2017. № 15. С. 4-10

17. Юрьева, Надежда Петровна. Национальный экономический суверенитет в условиях глобализации// [электронный ресурс] http://economy-lib.com/natsionalnyy-ekonomicheskiy-suveremtet-v-usloviyah-globalizatsii#ixzz4x76uglsP (дата обращения 01.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.