УДК 330.5(470+571):34.02;341.24. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-79-89
национальные приоритеты российской федерации в современных экономических условиях: к проблеме конституционно-правовой защиты
Чепунов ОИ, Догадайло ЕЮ.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, корп. 6, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается проблема конституционно-правового обеспечения национальных приоритетов в современных экономических условиях. Определяются правовые проблемы конституционной защиты национальных интересов, а также предлагаются пути её оптимизации в Российской Федерации на современном этапе экономического развития. Авторы приходят к выводу, что реализация национальных приоритетов невозможна без совершенствования конституционно-правовых механизмов, динамика развития которых должна соответствовать современным вызовам, в том числе и в экономической сфере, и предоставлять эффективную правовую основу для дальнейшего экономического развития Российской Федерации.
Ключевые слова: национальные интересы, конституционная защита, экономическое развитие, функция государства, ВТО, международные договоры.
national priorities of the Russian federation in modern economic conditions: to the issue of constitutional legal protection
O. Chepunov, Ye. Dogadaylo
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation
119571, Moscow, Prospect Vernadsky, 84, building. 6th
Abstract. The article deals with the problem of constitutional and legal provision of the national priorities in the current economic conditions. Legal problems of constitutional protection of national interests are identified and ways of optimizing the constitutional and legal protection of national interests in the Russian Federation at the current stage of economic development are proposed. The authors come to the conclusion that the observance of the national priorities is impossible without the improvement of constitutional and legal mechanisms, the dynamics of development of which should meet modern challenges, including the economic ones, and provide an effective legal basis for further economic development of the Russian Federation.
Key words: national interests, constitutional protection, economic development, the function of the state, international treaties.
© CC BY Чепунов О.И., Догадайло Е.Ю., 2018.
vzv
В современных международных и внутриполитических условиях, в которых находится Россия, стабильное экономическое развитие возможно только тогда, когда в России, несмотря на всю сложность санкционных процессов, экономических трудностей и разногласий государственных интересов, будут эффективно реализовываться правовые механизмы обеспечения национальных приоритетов собственного экономического развития. Так же, как и Россия, многие зарубежные государства постоянно сталкивались с необходимостью защиты национальных приоритетов от попыток целенаправленных конкурентных помех в их достижении со стороны других государств. В условиях современных вызовов экономической системы перед каждым государством ставятся собственные определённые экономические задачи и приоритеты, зависящие не только от существующей экономической модели и качеств рыночной экономики, но и от тех конституционных ценностей и приоритетов, что имеют фундаментальное значение для общества, государства, народов России, каждой личности. И хотя современная эпоха характеризуется системным кризисом конституционализма, охватившим институционные, функциональные, равно как и аксиологические начала классических институтов конституционной демократии, что «сопровождается углублением противоречий, усилением конкуренции между основополагающими конституционными принципами и ценностями верховенства права, демократии, прав человека, государственного суверенитета и требованиями безопасности личности, общества, государства в
условиях новых глобальных угроз, с которыми столкнулось человечество в XXI в.» [2, с. 6], тем не менее становление конституционного права должно удовлетворять потребности стратегического развития России в современный непростой исторический период.
Система национальных приоритетов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизни: в экономике; социальной и духовной жизни; во внутренней и международной политике, в обороне, экологии, медицине, информатике и т. д. В понятие национальных приоритетов входят насущные потребности всего общества в деле выживания в условиях экономической конкуренции, безопасности и развития своей страны, а также национальные общественные устремления в период временного развития, в том числе и в экономической сфере. Только деятельность государства как политической организации всего общества является основной побудительной силой по достижению целей национальных приоритетов.
Главнейшей функцией государства в экономике страны является использование для обеспечения экономического развития всех существующих возможностей. Устойчивость экономического развития российского государства во многом зависит от его способности реально нормативно обосновать экономические национальные приоритеты, доктринально сформулировать механизмы «...ясного понимания путей и средств реализации этих интересов» [1], а также от создания условий конституционно-правовой обеспеченности и зашиты их достижения.
К национальным приоритетам России относятся как обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации как современного государства, так и функционирование России как мировой экономической державы, которое направлено на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных экономических партнёрских отношений в условиях многополярного мира. В соответствии с Хартией экономических прав и обязанностей государств «каждое государство имеет суверенное право выбирать экономическую систему в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме» [17]. Такое понимание экономических международных прав определяется экономической суверенностью [19], которая рассматривается через призму «...свободы государства в выборе пути охраны и защиты национальной экономики от вмешательства иностранных государств» [3, с. 22]. Ход глобализации порождает новую проблему трансформации понимания реализации суверенитета государств и, соответственно, ставит обратную задачу - поиск и закрепление механизмов его обеспечения. В настоящий момент этот вопрос особенно актуален применительно к экономическому суверенитету [20]. Национальные интересы в сфере экономики требуют дополнительных юридических гарантий и механизмов обеспечения, поскольку занимают ведущее место во всей системе гарантий государственного суверенитета (в том числе экономического) и являются наиболее оперативными, эффективными и легитимными
средствами по защите экономических приоритетов Российской Федерации.
В целях экономического развития Россия вступила в ВТО в 2012 г., т. к. государство не может построить эффективное национальное хозяйство, не являясь членом этой организации. Вступлением в ВТО преследовались цели: доступа на иностранные рынки для отечественной продукции, создания благоприятного инвестиционного климата, расширенных возможностей для российских предпринимателей и инвесторов за рубежом, возможности влияния на формирование международного законодательства в сфере торговли, улучшения имиджа страны в глазах мировой общественности. На сегодняшний день существует множество монографий и статей, посвящён-ных оценке вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Можно условно выделить три мнения - нейтральное (присоединение к ВТО не принесло ни пользы, ни ущерба) [11]; критичное (вступление в ВТО не дало России никаких очевидных преимуществ в краткосрочном периоде, но является выгодным для других членов организации); негативное (вступление ВТО может отрицательно сказаться на экономике страны, особенно на обрабатывающей промышленности [7]). Позиция России как участника ВТО тем не менее должна определяться приоритетом национальных интересов. Поскольку страна получила этот современный инструмент для обеспечения экономических национальных интересов, необходимо его эффективно использовать, но пока это не соответствует требованиям современных реалий. Любой член ВТО имеет реальные возможности и средства отстаи-
вания приоритетов собственных экономических интересов и располагает целым рядом протекционистских инструментов, грамотно используя которые, он вполне в состоянии защитить отечественное производство от нежелательной конкуренции с иностранными компаниями. Очевидно, чтобы эффективно овладеть этим инструментарием, требуются значительные организационные и правовые усилия. Чтобы быть в состоянии отвечать на экономические, в том числе "санци-онные", вызовы, необходимо резко повысить эффективность присутствия нашего членства в ВТО. Для этого необходимо принять целенаправленные системные меры, в том числе и конституционно-правового упредительно-защитного характера.
В современных мировых экономических условиях глобализации важно определять риски и опасности внешних и внутренних угроз российским национальным приоритетам, находить альтернативные возможности их избежать, своевременно принимать решения по их нейтрализации, используя преимущества потенциала российского государства. Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации» [9]. Из конституционной нормы в этом случае не исходит необходимость осуществления конституционного контроля. Поэтому будет оправданной в пред-
дверии принятия решений о вступлении России в те или иные международные образования проверка на предмет конституционности договора. Для чего необходимо законодательно закрепить в федеральном конституционном законе от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [15] и, соответственно, в федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [16] возможность предварительного конституционного контроля таких международных договоров. Это оправданно, поскольку позволяет предотвратить вступление в силу международных договоров, не соответствующих нормам Конституции РФ и, следовательно, не отвечающих национальным конституционным ценностям и приоритетам.
Защита национальных приоритетов определяется и как стадия их реализации, имеющая специальные цели и задачи по обеспечению реальной, наиболее полной и всесторонней реализации конституционно установленных национальных приоритетов, которые осуществляются формами правотворчества, правоохранения и правоприменения.
Немаловажно отметить, что защита национальных приоритетов и экономическая суверенность Российской Федерации - понятия разнородные, но взаимосвязанные. Общим их назначением выступает обеспечение независимого и полновластного осуществления современным российским государством его экономических функций. Поэтому, касаясь международного аспекта механизма гарантий и защиты экономического суверенитета, отметим, что международное право-
вое развитие Российской Федерации опосредуется Конституцией Российской Федерации и вытекает из её международных правовых обязательств. Осуществление международных правовых обязательств принято связывать с процессом национально-правовой имплементации [5, с. 48], которая непосредственно связана с принятием российским государством внутригосударственных правовых мер, которые бы обеспечивали реализацию таких обязательств. В международных правовых механизмах реализации национальных интересов для случаев противоречия российского законодательства и законодательства других стран существуют апробированные способы применения принципов и норм международного права и международных договоров в практике отечественных судов. Этот же механизм обеспечения приоритетов национального государства отражён в Гаагской Конвенции от 15 ноября 1965 г. [8], к которой 12 февраля 2001 г. присоединилась Российская Федерация.
В настоящее время, когда авторитет международного права стремительно утрачивается, а многополярность современного экономического порядка возрастает, важное значение приобретает формирование взаимодействий государств на основе общих ценностей и национальных приоритетов. Причём не декларативных, а реальных, конституционно-закреплённых, которые способны стать фактором, формирующим определённое ценностное региональное международно-правовое пространство для обеспечения стабильного и бескризисного экономического развития государств-участников. МИД России в документе «Основные
тенденции развития международных отношений и пути формирования новой системы мироустройства» указал, что Российская Федерация является сторонником коллективного поиска адекватных решений для устранения нарастающих рисков, в том числе и экономических, а в долгосрочном плане - разработки стратегии управления глобализацией, что позволило бы всем нациям (а не только так называемому "золотому миллиарду") пользоваться её плодами [10].
Национальное право любой страны, в том числе и России, призвано защищать национальные приоритеты целым комплексом различных мер и механизмов как правового, политического, экономического, дипломатического, военного, так и иного характера, способствующих и обеспечивающих защиту национальных приоритетов государства. В основе защиты национальных приоритетов лежат прежде всего нормы ведущей отрасли национальной системы права - конституционного права.
Конституция Российской Федерации предполагает необходимость адекватных действий государственной власти на основе точного выяснения конституционно-правовых параметров происшедшего. Именно конституционно-правовые принципы и ценности составляют основу разработки, осуществления и совершенствования государственной политики в сфере защиты национальных приоритетов и являются базовыми началами для подготовки необходимых документов стратегического планирования и правовых актов.
В то же время Российская Федерация вправе защищать свои юрисдик-
ционные принципы и национальные интересы от стороннего вмешательства, «в частности "несовершенных систем судопроизводства"» [12]. В новой редакции ст. 85 федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [15] устанавливается перечень органов, вопреки решениям которых граждане вправе обжаловать конституционность норм. В случае признания оспариваемых норм соотношения международного права противоречащими Конституции РФ либо установления их определённого конституционно-правового смысла изменения коснутся всех правоотношений, основанных на указанных нормах. Так, в ст. 104.4 Конституционному Суду РФ разрешено принимать постановление «о невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом» [15].
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам соотношения норм национального и международного права можно условно разделить на несколько основных групп: судебные решения, касающиеся роли международных договоров в российской правовой системе; применение прецедентной практики Европейского суда по правам человека; международные договоры, которые не являются обязательными для Российской Федерации - общепризнанные принципы и нормы международ-
ного права используются в качестве дополнительной аргументации позиции суда [4].
В своей деятельности по реализации возложенных на него полномочий по защите национальных интересов Конституционный Суд РФ даёт государственно-правовую оценку и обеспечивает юридическое закрепление происходящих политических изменений, имеющих, по своей сути, конституционное значение по защите национальных интересов, определяет конституционные основания и пределы усмотрения законодателя при принятии тех или иных решений по защите национальных интересов, оказывает непосредственное влияние на формирование и реализацию конституционных начал политики государства в области защиты национальных интересов. Можно констатировать сформированными подходы российской правоприменительной практики, позволяющие исключить конкуренции правовых норм путём соотношения конституционно значимых ценностей по защите национальных приоритетов.
Таким образом, основными элементами функционального конституционно-правового механизма защиты национальных приоритетов являются:
- особенности предмета;
- властности осуществления;
- правовой опосредованности;
- процессуальной упорядоченности;
- чёткой компетенции субъектов, осуществляющих защитную деятельность.
Если говорить о конституционно-правовой защите национальных приоритетов, то это понятие довольно широкое, охватывающее и самозащиту
права (полномочия), т. е. совершение фактических действий, направленных на устранение препятствий по реализации национальных приоритетов в современных экономических условиях в пределах, установленных законом, а также использование субъектом права на защиту, инициирование обязательной по закону деятельности компетентных органов и должностных лиц в целях применения ими соответствующих мер государственного принуждения для устранения препятствий в осуществлении конституционных установлений национальных приоритетов; восстановление нарушенного правового состояния, возмещение нанесённого ущерба либо надлежащей компенсации национальных приоритетов, а также справедливое возмездие (кару, наказание) за совершенное правонарушение в отношении национальных приоритетов.
В конституционно-правовом смысле Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
[13] с учётом новых сложившихся ме-жународных экономических вызовов и угроз не только представляет собой документ, содержащий анализ современного состояния национальной безопасности России, концентрированное изложение основных направлений работы по её укреплению [18], но и является базовым документом стратегического планирования, определяющим стратегические национальные приоритеты страны, в том числе и в целях обеспечения устойчивого экономического развития страны на долгосрочную перспективу, и представляет основу для прогнозирования новейших рисков
[14] при принятии политических ре-
шений по защите и реализации национальных интересов современного Российского государства в экономической сфере.
Реализация национальных приоритетов невозможна без совершенствования конституционно-правовых механизмов, динамика развития которых должна по меньшей мере соответствовать современным вызовам, в том числе и в экономической сфере, и предоставлять эффективную правовую основу для дальнейшего экономического развития Российской Федерации. Хотя, например, высказывается мнение, что «совершенствование таких механизмов может быть сопряжено с реформированием Конституции РФ, негативная составляющая соответствующих рисков может оказаться меньшей, чем те международные и внутренние приобретения, которые будут выступать результатом определения и реализации национальной стратегии конституционного развития России» [6].
К сожалению, в части защиты своих национальных экономических приоритетов Россия движется медленнее, чем того требуют реалии времени, не все закономерности, касающиеся зашиты национальных интересов, чётко фиксируются и анализируются правовой наукой, тем более конституционным правом, что актуализирует задачу подготовки научной концепции модернизации российского законодательства о защите национальных интересов. В то же время стремление к обеспечению такой защиты, полноты её регулирования в различных её формах не должно выходить за пределы конституционных норм, а решение концептуальных вопросов поддержки
национальных интересов на конститу- законодательства должно оставаться в ционном уровне совершенствования русле научных поисков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова Т.Н. Национальный интерес и национальная безопасность в контексте ми-
грации населения: взаимосвязь и взаимодействие // Общество и право. 2008. № 1 (19). С. 23-31.
2. Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий
к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. № 11. С. 5-18.
3. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Российский университет дружбы
народов, 1997. 224 с.
4. Виноградова П.А. Судебные правовые позиции по вопросам адаптации международных
договоров в правоприменительной практике // Российская юстиция. 2015. № 4. С. 20-24.
5. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М.:
Российская академия правосудия: Статут, 2010. 543 с.
6. Киреев В.В., Майоров В.И. Стратегия конституционного развития современной Рос-
сии (ценности, цели, риски) // Lex Russica. 2017. № 6 (127). С. 68-74.
7. Когда произошло вступление России в ВТО [Электронный ресурс] // Россия в гло-
бальной политике. URL: http://bikinmonomanur.ru/kde/kogda-proizoshlo-vstuplenie-rossii-v-vto (дата обращения: 09.01.2018).
8. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по граждан-
ским или торговым делам (заключена в г. Гааге 15.11.1965) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 3. С. 33-34.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
10. Основные тенденции развития международных отношений и пути формирования новой системы мироустройства [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/ positionwordorder/-/asset_publisher/6S4RuXfeYlKr/content/id/431964 (дата обращения: 31.01.2018).
11. Портанский А. ВТО: участвовать сложнее, чем присоединиться [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике [20.02.2014]. URL: http://globalaffairs.ru/number/ VT0-uchastvovat-slozhnee-chem-prisoedinitsya-16403 (дата обращения: 09.01.2018).
12. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Ха-бриева и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Норма; Инфра-М, 2017. 704 с.
13. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
14. Филатова И.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. № 3. С. 37-39.
15. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4172 (дата обращения: 28.02.2018).
16. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (последняя редакция) «О международ-
ных договорах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_7258 (дата обращения: 28.02.2018).
17. Хартия экономических прав и обязанностей государств (принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 135-145.
18. Школа О.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности: правоохранительные ресурсы обеспечения // Миграционное право. 2014. № 4. С. 36-39.
19. Castaneda J. Le droit des relations economiques internationales (Introduction) // Droit international: Bilan et perspectives / ed. M. Bedjaoui. 1991. Vol. 2. P. 633.
20. Zhongying Р. Globalization vs. Economic Sovereignty // YaleGlobal Online. URL: http:// yaleglobal.yale.edu/content/globalization-vs-economic-sovereignty (дата обращения: 28.02.2018).
REFERENCES
1. Balashova T.N. [National Interest and National Security in the Context Of Migration: Interrelation and Interaction]. In: Obshchestvo i pravo [Society and Law], 2008, no. 1 (19), pp. 23-31.
2. Bondar' N.S. [The Strategy of the Russian Constitutionalism: from Political Illusions to Legal
Realism]. In: Zhurnal rossiiskogo prava [Russian Law Journal], 2015, no. 11, pp. 5-18.
3. Borisov K.G. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo [International Customs Law]. Moscow,
RUDN Publ., 1997. 224 p.
4. Vinogradova P.A. [Judicial Legal Views on Adaptation of International Treaties In Law
Enforcement]. In: Rossiiskayayustitsiya [Russian Justice], 2015, no. 4, pp. 20-24.
5. Zimnenko B.L. Mezhdunarodnoe pravo i pravovaya sistema Rossiiskoi Federatsii [International
Law and the Legal System of the Russian Federation]. Moscow, RAP Publ., Statut Publ., 2010. 543 p.
6. Kireyev V.V., Mayorov V.I. [Strategy of the Constitutional Development of Modern Russia
(Values, Goals, Risks)]. In: Lex Russica, 2017, no. 6 (127), pp. 68-74.
7. [When Russia Joined the WTO]. In: Rossiya v global'noi politike [Russia in Global Affairs].
Available at: http://bikinmonomanur.ru/kde/kogda-proizoshlo-vstuplenie-rossii-v-vto (accessed: 09.01.2018).
8. [Convention on the Service of Judicial and Extrajudicial Documents in Civil or Commercial
Matters Abroad (concluded in the Hague 15.11.1965)]. In: Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov [Bulletin of International Treaties], 2005, no. 3, pp. 33-34.
9. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (amended
Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 No. 6-FKZ, from 30.12.2008 No. 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL)]. In: Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 04.08.2014, no. 31, article 4398.
10. [The Main Trends of the Development of International Relations and the Ways of Forming a New World Order]. In: Ministerstvo inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation]. Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/ positionwordorder/-/asset_publisher/6S4RuXfeYlKr/content/id/431964 (accessed: 31.01.2018).
11. Portansky A. The WTO: to Participate Is More Difficult than to Join]. In: Rossiya vglobal'noi politike [Russia in Global Affairs], 20.02.2014. http://globalaffairs.ru/number/VTO-uchastvovat-slozhnee-chem-prisoedinitsya-16403 (accessed: 09.01.2018).
12. T.Ya. Khabrieva et ol. Sudebnaya praktika v sovremennoi pravovoi sisteme Rossii [Judicial Practice in Modern Legal System of Russia]. Moscow, Institute of Law and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation Publ.; Norma Publ.; Infra-M Publ., 2017. 704 p.
13. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 no. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 1 (p. II), art. 212.
14. Filatova I.V. [The National Security Strategy of the Russian Federation as a Priority Direction for the National Economy Development]. In: Migratsionnoe pravo [Migration Law], 2016, no. 3, pp. 37-39.
15. [Federal Constitutional Law dated 21.07.1994 no. 1-FCL (in edition dated 28.12.2016) "On the Constitutional Court of the Russian Federation"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172 (accessed: 28.02.2018).
16. [Federal Law dated 15.07.1995 no. 101-FZ (as last revised) "On International Treaties of the Russian Federation"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference and Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7258 (accessed: 28.02.2018).
17. [The Charter of Economic Rights and Duties of States (adopted on 12.12.1974 Resolution 3281 (XXIX) at the 2315-th plenary meeting of the 29th session of the UN General Assembly)]. In: Deistvuyushchee mezhdunarodnoepravo. T. 3 [Current International Law. Vol. 3]. Moscow, Moscow Independent Institute of International Law Publ., 1997, pp. 135-145.
18. Shkola O.V. [Economic Security in the National Security System: Law Law Enforcement Resources]. In: Migratsionnoe pravo [Migration Law], 2014, no. 4, pp. 36-39.
19. Castaneda J. Le droit des relations economiques internationales (Introduction). In: Bedjooni M., ed. Droit international: Bilan et perspectives, 1991, vol. 2. pp. 633.
20. Zhongying P. Globalization vs. Economic Sovereignty. In: YaleGlobal Online. Available at: http:// yaleglobal.yale.edu/content/globalization-vs-economic-sovereignty (accessed: 28.02.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Чепунов Олег Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); e-mail: [email protected]
Догадайло Екатерина Юрьевна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
OlegI. Chepunov - Doctor of Law, professor, Head of the Department of Constitutional Law at the Law Faculty named after M.M. Speransky, Institute of Law and National Security of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA); e-mail: [email protected]
Yekaterina Yu. Dogadaylo - Doctor of Law, associate professor, professor at the Department of Constitutional Law at the Law Faculty named after M.M. Speransky, Institute of Law and National Security of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA);
E-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Чепунов О.И., Догадайло Е.Ю. Национальные приоритеты Российской Федерации в современных экономических условиях: к проблеме конституционно-правовой защиты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 79-89. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-79-89
FOR CITATION
Chepunov O.I., Dogadaylo Ye.Yu. National Priorities of the Russian Federation in Modern Economic Conditions: to the Issue of Constitutional Legal Protection. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, рр. 79-89. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-79-89