-«8°- ЭКОНОМИКА И ПРАВО -#-
ECONOMICS AND RIGHT
УДК 34.01
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Догадойло ЕЮ.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы При Президенте Российской Федерации, Москва
ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS OF THE MAIN LEGAL FORMS OF IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE
Dogadoylo E. Yu. Russian Academy of Folk economy and public service under the President of the Russian Federation, Moscow
В статье анализируется содержание форм реализации экономического суверенитета Российской Федерации на современном этапе экономического и политического развития.
Ключевые слова: экономический суверенитет, ресурсный суверенитет, формы реализации суверенитета.
The article analyzes the content of the forms of realization of the economic sovereignty of the Russian Federation at the present stage of economic and political development.
Keywords: economic sovereignty, resource sovereignty, forms of realization of sovereignty.
Экономический суверенитет России - это свойство Российской Федерации как современного государства, при этом данная характеристика российского государства является неизменной, а проявлением ее как внутри территории государства, так и за ее пределами являются суверенные государственные права и обязанности в сфере экономики. Реализацией прав российского государства, обоснованных его экономическим суверенитетом, является возможность регулировать экономические отношения в форме издания нормативно-правовых актов и добиваться их реализации (применения, соблюдения и использования) в том числе через применение механизма государственного принуждения (то есть осуществлять юрисдикцию в экономической сфере). Экономический суверенитет Российской Федерации определяется как «фактор утверждения адекватной исторической роли России в вертикальном структурировании нового геополитического порядка» [1]. При определении экономического суверенитета как формы полновластия Российской Федерации в экономической сфере жизни современного общества особую важность имеют концепты суверенитета Л.А. Тихомирова (суверенитет как категория, фиксирующая признаки верховного властвования) и Г. Еллинека (суверенитет не может быть разделен, увеличен или уменьшен, а может быть разделена лишь компетенция власти). Экономический суверенитет Российской Федерации необходимо рассматривать не только с точки зрения предельности объема данного суверенитета, но и как подлинный источник организации власти в экономической сфере, где она
предстает в виде системы полномочных органов власти и управления в экономической сфере общества.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации выделены сферы реализации государственного суверенитета Российской Федерации в экономических отношениях:
- экономический суверенитет (Определения Конституционного Суда РФ от 08.06.2000 N 118-О; от 08.06.2000 N 165-О; от 19.05.2009 N 596-О-О; от 19.01.2010 N 87-О-О; от 12.05.2011 N 737-О-О; от 05.07.2011 N 924-О-О; ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П; Определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 N 1447-О-О; от 17.11.2011 N 1621-О-О);
- фискальный суверенитет (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О);
- налоговый суверенитет (Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 757-О-О; Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П).
В научной литературе в составе экономического суверенитета специалистами выделяются такие его составляющие, как фискальный (налоговый) суверенитет, таможенный суверенитет, торговый суверенитет, денежный (валютный) суверенитет и
др. [2].
Реализация экономического суверенитета Российской Федерации основывается на следующих конституционных принципах:
• право денежной эмиссии;
• принцип единства экономического пространства;
• принцип свободного перемещения товаров и услуг;
• принцип единой валюты на территории Российской Федерации;
• принцип единой системы налогов и сборов.
Можно выделить следующие необходимые направления реализации экономического суверенитета Российской Федерации:
1) возможность Российской Федерации определять направления своей экономической политики и одновременно способность осуществлять ее;
2) независимость Российской Федерации в экономической сфере;
3) экономическая самодостаточность и экономическая безопасность Российской Федерации;
4) сбалансированность экономических интересов Российской Федерации с экономическими интересами других государств;
5) контроль Российской Федерации за всеми экономическими ресурсами.
Каждый из этих элементов находит отражение в действующих нормах
российского права. Так, сбалансированность экономических интересов Российской Федерации с экономическими интересами других государств базируется на нормах международного права [3], регулирующих «создание системы международных экономических отношений на основе суверенного равенства, взаимной и справедливой выгоды и тесной взаимосвязи интересов всех государств» и устанавливающих, что одним из принципов, на которых регулируются экономические,
а также политические и другие отношения между государствами является взаимная и равная выгода в таких отношениях [4]. А реализация экономического суверенитета Российской Федерации так же основывается на суверенном и неотъемлемом праве «выбирать свою экономическую систему» [4].
Экономический суверенитет государства означает возможность российского государства определять свою компетенцию в экономической сфере, однако он не является абсолютным, он связан императивными нормами международного права и нормами российской Конституции. Поскольку экономический суверенитет государства закрепляется как свободный и постоянный [4] над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, то контроль Российской Федерации за всеми экономическими ресурсами [5] опосредует права Российской Федерации в области экономического суверенитета.
К правам Российской Федерации в области экономического суверенитета относятся:
• право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами;
• право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике;
• право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность («в этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обязательств, которые это государство считает уместными») [4];
• право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах;
• право объединяться в организации производителей первичного сырья для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития и для достижения своих целей содействовать обеспечению неуклонного развития мировой экономики.
В сфере экономики экономический суверенитет реализуется, в том числе посредством государственного управления. Однако, наряду с «традиционными формами управления, такими как нормативное правовое регулирование, лицензирование, стандартизация, разрешительная, регистрационная деятельность» [6], в российском государстве реализуются и специфические формы:
- реализация экономического суверенитета в процессе управления интеграционными процессами по созданию единого экономического пространства (правовой основой формирования и деятельности единого экономического пространства являются международные договоры и решения органов единого экономического пространства, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и
законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права). Необходимо учитывать использование таких форм реализации экономического суверенитета как наличие сфер экономики деятельность в которых государство поддерживает и субсидирует, и такую форму государственного управления, как административный договор;
• деятельность создания саморегулируемых организаций (саморегулируемые организации) [7] как некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг), реализующие контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере общественной жизни государства на самих участников рынка;
• увеличение роли государственно-частного социального партнёрства [8] (с одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности).
В целях нормативного закрепления и развития форм реализации экономического суверенитета в современных экономических условиях можно выделить такие направления как:
1) принятие на уровне Правительства Российской Федерации нормативных актов, в которых необходимо сформулировать, определить и разграничить конкретную компетенцию всех субъектов государственной власти и управления в области обеспечения экономического суверенитета России; внести соответствующие дополнения и изменения в положения о данных органах и организациях;
2) принятие обобщающих нормативных актов Правительства Российской Федерации, определяющих систему обеспечения и реализации экономического суверенитета России, ее сущность, функции, задачи и основные принципы деятельности, а также устанавливающих координацию деятельности отдельных министерств и федеральных органов исполнительной власти в данной области.
Формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации в условиях финансовой глобализации, когда осуществляется трансграничное движение финансовых потоков и трансакций, а финансовый компонент приобретает доминирующий характер в развитии глобальной экономики, должны быть направлены на достижение суверенной конкурентоспособной позиции национальной экономики, посредством поддержания финансовой самостоятельности, основанной на банковской суверенности, инвестиционной независимости и валютном суверенитете Российской Федерации, и «ориентированной на выбор модели финансового поведения на основе национальных экономических приоритетов при сохранении самостоятельности в принятии стратегически важных решений».
Реализация экономического суверенитета Российской Федерации в различных формах должна быть направлена на формирование внутригосударственной российской системы капиталов и труда в качестве конкурентоспособной компоненты
глобальной экономики [9]. При этом, развитие национальной интегративной самодостаточной хозяйственной целостности Российской Федерации в рамках большого экономического пространства должно быть связано с такой формой реализации экономического суверенитета как структурное участие Российской Федерации в глобальных экономических процессах. Реализация экономического суверенитета в современных экономических условиях предполагает переход к инновационному и диверсифицированному экономическому развитию Российской Федерации, для чего необходимо:
- формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
- модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств;
- постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике, ориентированного на создание и развитие макротехнологий на базе частно-государственно-партнерства.
В современных экономических условиях реализация экономического суверенитета Российской Федерации предполагает движение в направлении достижения экономической суверенности российского государства и его национальной экономики, что определяется на основе достижения инновационности, конкурентоспособности и диверсифицированности экономики России [10].
Российское государство, выступая гарантом социально-экономических общенациональных интересов, тем самым посредством форм реализации экономического суверенитета государство осуществляет деятельность по поддержанию национального расширенного воспроизводственного механизма. Российское государство является основным субъектом реализации национального экономического суверенитета, консолидирующим все интересы, возможности, механизмы, инструменты общественной экономической системы. Однако, важно, что российское «государство не единственный институт, заинтересованный в сохранении экономической суверенности, оно тесно взаимодействует с институтами частного бизнеса и гражданского общества, и только это взаимопартнерство, основанное на взаимопонимании, взаимодоверии, сотрудничестве и взаимопомощи может дать необходимую комплексность и системность подхода к суверенному социально-экономическому развитию общества [11].
Формой реализации экономического суверенитета является финансовая самостоятельность Российской Федерации как базовое условие достижения экономической суверенности национальной экономики. В современных экономических условиях усиления интеграционных процессов, транснационализации и трансграничности финансовых потоков абсолютная финансовая обособленность российского государства трансформируется в относительную финансовую самостоятельность, которая предполагает наличие взаимозависимости российской экономики с другими национальными экономиками, мировыми финансовыми рынками, международными финансовыми институтами, при этом нормативное закрепление возможности и способности самостоятельного принятия финансовых решений, формирования такой модели финансовой системы, которая бы отвечала
национальным российским приоритетам и интересам. Относительность финансовой самостоятельности проявляется еще и в том, что теперь финансовая политика Российской Федерации должна учитывать не только внутрироссийские ее проблемы и интересы российских хозяйствующих субъектов, но и принимать во внимание поведение глобальных факторов. Финансовый суверенитет как форма реализации экономического суверенитета Российской Федерации основывается на трех фундаментальных факторах: валютный суверенитет; инвестиционная независимость; банковский суверенитет.
Поэтому, для реализации экономического суверенитета Российской Федерации необходимо нормативное обеспечение формирования экономической политики Российской Федерации, нацеленной на достижение финансовой самостоятельности, сохраняющей национальные приоритеты и интересы национального суверенного хозяйственного развития в контексте глобальной экономики.
В современных условиях можно выделить следующие тенденции в формах реализации экономического суверенитета Российской Федерации, в которых отражается роль российского государства как основного субъекта реализации национального экономического суверенитета:
• правовое регулирование меж-, транс- и наднациональных институтов (как свидетельство растущей интеграции национальных государств в целях адекватной реакции на новые глобализационные вызовы современной экономике);
• увеличение объема и количества нормативного регулирования в экономической сфере как отражение процессов глобализации в правовой системе и разнопланового влияния современных экономических процессов в мировой экономике на роли и функции российского государства, (что в комплексе усиливает роль государства в регулировании и институционализации национальной и глобальной экономики).
Библиографический список
1. Избулатов, Х. Х. (Хафиз Хамзаевич). Экономический суверенитет России в условиях нового геополитического порядка Юридические формы реализации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2007
2. Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3; Овчинников С.Н. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 6 - 9; Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 1. С. 3 - 12.
3. Стоит отметить, что ряд вопросов, традиционно рассматриваемых в международном частном праве (например, об автономии воли и ее пределах - ст. 1210 ГК РФ, о взаимности -ст. 1189 ГК РФ, п. 2 ст. 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; о т.н. "императивных" и "суперимперативных" нормах, о реторсиях, об оговорке о публичном порядке - ст. ст. 1192 - 1194 ГК РФ) на самом деле связаны также и с проблематикой экономического суверенитета государства и его защиты.
4. "Хартия экономических прав и обязанностей государств" (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/
Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 135 - 145.
5. Из международных документов можно, так же назвать Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г., согласно которой народ имеет право на неотъемлемый суверенитет над своими естественными богатствами
6. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.
7. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)// "Российская газета", N 273, 06.12.2007
8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// "Российская газета", N 156, 17.07.2015,
9. Минаев А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века. Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. С. 17-20.
10. Минаев А.В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации. Краснодар: // «Общество и право», Изд-во: Краснодарский университет МВД России, № 4(31), 2010. С.34-40.
11. Юрьева, Надежда Петровна. Национальный экономический суверенитет в условиях глобализации// [электронный ресурс j http://economy-lib.com/natsionalnyy-ekonomicheskiy-suverenitet-v-usloviyah-globalizatsii#ixzz4x76uglsP (дата обращения 01.09.2017) Bibliograficheskiy spisok
1. Izbulatov, H. H. (Hafiz Hamzaevich). Ekonomicheskiy suverenitet Rossii v usloviyah novogo geopoliticheskogo poryadka :YUridicheskie formyi realizatsii : Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2007
2. Ostrouhov B.A. Mejdunarodno-pravovyie problemyi fiskalnogo suvereniteta gosudarstva // YUridicheskiy mir. 2009. N 3; Ovchinnikov S.N. Tamojennyiy suverenitet: verhovenstvo gosudarstvennoy vlasti // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. 2011. N 3. S. 6 - 9; Lisitsyin A.YU. Valyutno-pravovoy rejim v Rossiyskoy Federatsii // Reformyi i pravo. 2010. N 1. S. 3 -
12.
3. Stoit otmetit, chto ryad voprosov, traditsionno rassmatrivaemyih v mejdunarodnom chastnom prave (naprimer, ob avtonomii voli i ee predelah - st. 1210 GK RF, o vzaimnosti - st. 1189 GK RF, p. 2 st. 2 FZ "Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatelnosti"; o t.n. "imperativnyih" i "superimperativnyih" normah, o retorsiyah, ob ogovorke o publichnom poryadke - st. st. 1192 - 1194 GK RF) na samom dele svyazanyi takje i s problematikoy ekonomicheskogo suvereniteta gosudarstva i ego zaschityi.
4. "Hartiya ekonomicheskih prav i obyazannostey gosudarstv" (Prinyata 12.12.1974 Rezolyutsiey 3281 (XXIX) na 2315-om plenarnom zasedanii 29-oy sessii Generalnoy Assamblei OON)/ Deystvuyuschee mejdunarodnoe pravo. T. 3. M.: Moskovskiy nezavisimyiy institut mejdunarodnogo prava, 1997. S. 135 - 145.
5. Iz mejdunarodnyih dokumentov mojno, tak je nazvat Rezolyutsiyu Generalnoy Assamblei OON 1803 (XVII) ot 14 dekabrya 1962 g., soglasno kotoroy narod imeet pravo na neotyemlemyiy suverenitet nad svoimi estestvennyimi bogatstvami
6. Pravovoe obespechenie gosudarstvennogo upravleniya i ispolnitelnaya vlast: uchebnik dlya magistrov / E.P. Andryuhina, I.V. Ahrem, N.N. Bakurova i dr.; pod red. S.A. Starostina. Moskva: Prospekt, 2017. 336 s.
7. Federalnyiy zakon ot 01.12.2007 N 315-FZ (red. ot 03.07.2016) "O samoreguliruemyih organizatsiyah"(s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2016)// "Rossiyskaya gazeta", N 273, 06.12.2007
8. Federalnyiy zakon ot 13.07.2015 N 224-FZ (red. ot 03.07.2016) "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipalno-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017)// "Rossiyskaya gazeta", N 156, 17.07.2015,
9. Minaev A.V. Vliyanie i rol Kontseptsiy na ohranu Gosudarstvennoy granitsyi Rossiyskoy Federatsii v kontse XX veka. Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 4. S. 17-20.
10. Minaev A.V. Protsess pravovogo zakrepleniya obyyavlennyih gosudarstvennyih granits Rossiyskoy Federatsii. Krasnodar: // «Obschestvo i pravo», Izd-vo: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, № 4(31), 2010. S.34-40.
11. YUreva, Nadejda Petrovna. Natsionalnyiy ekonomicheskiy suverenitet v usloviyah globalizatsii// [elektronnyiy resurs ] http://economy-lib.com/natsionalnyy-ekonomicheskiy-suverenitet-v-usloviyah-globalizatsii#ixzz4x76uglsP (data obrascheniya 01.09.2017)
Догадайло Екатерина Юрьевна - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: dogadailo@gmail.com
Dogadaylo Ekaterina - Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional Law Faculty of Law. M.M. Speransky Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, e-mail: dogadailo@gmail.com
УДК 34(340.1)
О ДЕНЕЖНОМ ОБРАЩЕНИИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 1945 ГОДА
Маады А. И
Тувинский государственный университет, Кызыл
ON THE MONETARY TREATMENT OF THE TYVAN PEOPLE'S REPUBLIC BEFORE 1945
Maady A.I. Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассмотрены основные исторические моменты установления денежного обращения в Тувинской народной республике и становления оборота денежных знаков.
Ключевые слова: денежное обращение, Тувинская народная республика, акша, Тувинбанк, денежные знаки.
The article considers the main historical moments of the establishment of monetary circulation in the Tyva People's Republic, the formation of the turnover of bank notes.
Keywords: monetary circulation, Tyvan People's Republic, aksha, Tyvinbank, bank notes.