7. Federalnyiy zakon ot 01.12.2007 N 315-FZ (red. ot 03.07.2016) "O samoreguliruemyih organizatsiyah"(s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2016)// "Rossiyskaya gazeta", N 273, 06.12.2007
8. Federalnyiy zakon ot 13.07.2015 N 224-FZ (red. ot 03.07.2016) "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipalno-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017)// "Rossiyskaya gazeta", N 156, 17.07.2015,
9. Minaev A.V. Vliyanie i rol Kontseptsiy na ohranu Gosudarstvennoy granitsyi Rossiyskoy Federatsii v kontse XX veka. Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 4. S. 17-20.
10. Minaev A.V. Protsess pravovogo zakrepleniya obyyavlennyih gosudarstvennyih granits Rossiyskoy Federatsii. Krasnodar: // «Obschestvo i pravo», Izd-vo: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, № 4(31), 2010. S.34-40.
11. YUreva, Nadejda Petrovna. Natsionalnyiy ekonomicheskiy suverenitet v usloviyah globalizatsii// [elektronnyiy resurs ] http://economy-lib.com/natsionalnyy-ekonomicheskiy-suverenitet-v-usloviyah-globalizatsii#ixzz4x76uglsP (data obrascheniya 01.09.2017)
Догадайло Екатерина Юрьевна - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Dogadaylo Ekaterina - Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional Law Faculty of Law. M.M. Speransky Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
УДК 34(340.1)
О ДЕНЕЖНОМ ОБРАЩЕНИИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 1945 ГОДА
Маады А. И
Тувинский государственный университет, Кызыл
ON THE MONETARY TREATMENT OF THE TYVAN PEOPLE'S REPUBLIC BEFORE 1945
Maady A.I. Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассмотрены основные исторические моменты установления денежного обращения в Тувинской народной республике и становления оборота денежных знаков.
Ключевые слова: денежное обращение, Тувинская народная республика, акша, Тувинбанк, денежные знаки.
The article considers the main historical moments of the establishment of monetary circulation in the Tyva People's Republic, the formation of the turnover of bank notes.
Keywords: monetary circulation, Tyvan People's Republic, aksha, Tyvinbank, bank notes.
Вопрос о денежном обращении в Тувинской Народной Республике до сих пор не располагает достаточно надежными данными. После того, как удалось ознакомиться с материалами Государственного архива Тувинской АССР, возникла возможность полнее исследовать денежное обращение в республике и внести уточнения в ранее появившиеся публикации.
13 августа 1921 г. Всетувинский Учредительный Хурал провозгласил образование Народной Республики Танну-Тува (с 1926 г. она стала называться Тувинской Народной Республикой — тНр). В сентябре 1921 г. правительство Российской Федерации признало независимость молодой Тувинской республики.
В то время в Туве находились в обращении различные валюты — царские бумажные деньги и разменная монета царского чекана, бумажные деньги РСФСР, китайские фаны и ланы. Но вскоре правительство ТНР выпустило в обращение русские бумажные денежные знаки дореволюционного образца с надпечаткой на оборотной стороне текста на старомонгольском языке и тремя подписями: председателя Совета Министров, министра финансов и заместителя советника правительства по финансам [1]. Судя по наличию подписи министра финансов республики, они появились в обращении не ранее конца 1922 г. — начала 1923 г., так как министерство финансов в республике было образовано лишь в самом конце 1922 г.
В 1925 г. между СССР и ТНР был заключен дружественный договор и установлены официальные дипломатические отношения. 25 июля 1925 г. был основан Государственный банк ТНР — «Тувинбанк». По договоренности между правительствами ТНР и СССР в Туве были выпущены в обращение советские деньги: сначала серебряные монеты, заменившие монеты царской чеканки, а позднее бумажные казначейские и банковские билеты (рубли и червонцы). В течение 1925— 1929 гг. «правительство ТНР внедряет в обращение советскую валюту, всякая другая изымается» [2].
В эти годы фонды Тувинбанка систематически пополнялись советскими денежными знаками и разменной монетой новых выпусков (например, червонцами выпуска 1926 г. и 1928 г., бронзовыми и никелевыми монетами 30-х гг.).
Сведения Э. Дмитриева о том, что в «1925-1934 гг. в ТНР находились в обращении советские знаки с синей надпечаткой, в которой говорилось, что эти знаки годны для обращения в Тувинской Народной Республике» не получили своего подтверждения в каких - либо других источниках.
Постановления о штемпелевании денежных знаков, имевших хождение в ТНР, были приняты Советом Министров республики и Президиумом Малого Народного Хурала только в декабре 1933. Этими постановлениями предусматривался также обмен курсировавших денежных знаков на те же знаки, имеющие нанесенную синей краской надпечатку с изображением нового герба ТНР и текстом: «Имеет хождение только в ТНР», по курсу 1:1. Надпечатка была сделана на тувинском языке. (Тувинская письменность была введена 28 июня 1930 г., сначала на основе новотюркского латинизированного алфавита).
По заказу Правительства ТНР эти денежные знаки были изготовлены Гознаком СССР. Обмен предполагалось произвести с 10 декабря 1933 г. до 15 января 1934 г.,
фактически же он продолжался до мая—июня 1934 г. [3]. Всего было обменено старых денег на штемпелеванные на сумму 1 742 600 рублей [4]. В то же время произведена замена советской разменной монеты на изготовленные в СССР тувинские монеты достоинством в 1, 2, 3 и 5 коп. (бронзовые) и 10, 15 и 20 коп. (никелевые), образцы которых воспроизведены в статье Э. Дмитриева. Они находились в обращении до 1 мая 1945 г.
Встречающиеся в литературе сведения о якобы курсировавших в 1934-1945 гг. «тувинских тугриках, сменивших рубли», пока ничем не подтверждены. Известно только, что в пограничных с Убсунурским аймаком Монгольской Народной Республики хошунах Тувы наряду со штемпелеванными советскими денежными знаками население пользовалось также и монгольскими тугриками. Возможно, что при обсуждении в 1933 г. вопроса о замене нештемпелеванных советских денег высказывались предположения о переходе с рублей на тугрики. Это подтверждается фактом изготовления двух серий почтовых марок ТНР, крупные номиналы которых указывались в тугриках (восьмой выпуск — 1 и 2 тугрика, одиннадцатый выпуск — 1, 2, 3 и 5 тугриков) [5]. В конце 1934 г. и в 1935 г. эти марки курсировали в ТНР, причем номинал в 1 тугрик соответствовал 1 проштемпелеванному рублю.
I января 1936 г. в республике была проведена денежная реформа. Проштемпелеванные советские деньги были заменены национальной валютой — банкнотами Тувинской Народной Республики в 1, 3, 5, 10 и 25 акша. Обмен производился по курсу: 1 штемпелеванный рубль равен 1 акша. Банкноты ТНР были изготовлены Гознаком СССР, всего на сумму 2 млн. акша, из них достоинством в 1 акша — 400 тыс., 3 акша — 200 тыс., 5 акша—100 тыс., 10 акша — 30 тыс. и 25 акша — 8 тыс. штук» [6]
Банковские билеты образца 1935 г. находились в обращении около шести лет. Однако уже в 1939 г. началась подготовка денежных знаков нового рисунка.
II августа правительственная комиссия ТНР утвердила их образец. Банковские билеты печатались Гознаком СССР. 13 февраля 1941 г. было принято решение о выпуске с 1 марта того же года в обращение денежных знаков образца 1940 г. достоинством 1, 3, 5, 10 и 25 акша. Обмен банковских билетов старого образца на новые предполагалось закончить к 1 августа, но фактически он продолжался до 1 сентября 1941 г.
В результате обмена банковских билетов в Государственном банке ТНР оказалось денежных знаков образца 1935 г. на общую сумму 1 981 248 акша. Сюда вошли старые банковские билеты, сданные населением в обмен на новые, и резервный фонд их, не выпускавшийся в оборот. 5 октября 1941 г. в присутствии членов Правительственной комиссии все они были уничтожены [7] .
Таким образом, остаток несданных населением банковских билетов образца 1935 г. составил 18 752 акша в следующих купюрах: 4822 билета достоинством 1 акша, 1560 — 3 акша, 1217 — 5 акша, 224 — 10 акша и 37 — 25 акша. Количество необмененных банкнотов крупного достоинства оказалось ничтожно малым. К настоящему времени большая часть их, вероятно, утрачена вообще и как коллекционный материал представляет большую редкость. Даже в республиканском
краеведческом музее, располагающем довольно полной коллекцией денежных знаков Тувы, банковские билеты в 25 акша отсутствуют.
11 октября 1944 г. Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу о принятии ТНР в состав СССР. На правах автономной области она вошла в состав РСФСР. С 1 января 1945 г. на ее территории началось обращение советских денежных знаков. Населению Тувинской автономной области была предоставлена возможность в течение четырех месяцев (до 1 мая 1945 г.) обменять тувинские акша образца 1940 г. и мелкую разменную монету образца 1934 г. на советские рубли, после чего вся оставшаяся на руках тувинская валюта была аннулирована.
Библиографический список
1. Дмитриев Э. О деньгах Танну-Тувинской Республики/ Советский коллекционер №3. 1965.С. 95-98
2. История Тувы. Т. II, М.: Наука.1964. С. 127.
3. Гос. архив Республики Тыва, фонд 102, опись 9, един. хран. 1; опись 10, един. хран. 27
4. Гос. архив Республики Тыва фонд 102, опись 9, един. хран. 27.
5. Блехман С. Знаки почтовой оплаты Тувинской Республики/ Советский коллекционер, № 1.1963.
6. Гос. архив Республики Тыва, фонд. 92, оп. 10. ед. хр. 36.
7. Гос. архив Республики Тыва, фонд 102, опись 110, един. хран. 34. Bibliographic list
1. Dmitriev E. About the money of Tannu-Tuva Republic / Soviet collector №3. 1965.S. 95-98
2. History of Tuva. T. II, Moscow: Nauka.1964. P. 127.
3. The state. archive of the Republic of Tyva, fund 102, inventory 9, one. storage. 1; inventory 10, unified. storage. 27th
4. The state. archive of the Republic of Tyva Fund 102, inventory 9, one. storage. 27.
5. Blekhman S. Signs of postal payment of the Tuva Republic / Soviet collector, No. 1.1963.
6. The State. archive of the Republic of Tuva, fund. 92, op. 10. unit. hr. 36.
7. The state. archive of the Republic of Tuva, fund 102, inventory 110, unified. storage. 34.
Маады Алла Ивановна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Maady Alla Ivanovna - Senior Lecturer, Department of Civil Law and Process, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 349.2:336.02(47)
ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Монгуш А.Л., Ондар Л.Ш.
Тувинский государственный университет, Кызыл
APPLICATION OF THE LABOR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL INSTABILITY
Mongush A.L., Ondar L.Sh.
Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье рассматриваются вопросы применения норм трудового законодательства между субъектами трудовых отношений. Практика показывает, что опыт субъектов трудовых правоотношений выявляет пробелы в действующих правовых нормах.
Ключевые слова: труд, трудовой кодекс РФ, работодатели, работники, трудовые отношения, нарушения, трудовой договор.
This article deals with the application of the norms of labor legislation between the subjects of labor relations. Practice shows that the experience of subjects of labor relations reveals gaps in the existing legal norms.
Keywords: labor, labor code of the Russian Federation, employers, employees, labor relations, violations, labor contract.
Социально-экономические преобразования, технологические и организационные изменения в сфере труда неизбежно предполагают совершенствование трудового законодательства с учетом реалий и потребностей сегодняшнего дня, а новое законодательство о труде явилось как бы логическим этапом на пути преобразований, проводимых в России в течение последних лет. Кроме того, сегодня невозможно рассматривать национальное трудовое право в отрыве от общемировых закономерностей и тенденций, игнорируя зарубежный опыт и международно-правовое регулирование труда, и Россия обязана приводить свое трудовое законодательство в соответствие с международными стандартами.
На современном этапе переход к цивилизованному рынку труда в России неизбежно порождает преобразование многих предприятий, сокращение числа работников, и продолжающееся падение производственной деятельности в ряде отраслей народного хозяйства влечет массовое высвобождение работников. Нередки случаи нарушения работодателями прав работников, а также незаконных увольнений. В связи с этим потребность более четкого регламентирования порядка увольнения работников ощущается сейчас наиболее остро. Этот вопрос представляется актуальным, так как возникает множество споров, которые не могут быть урегулированы работником и работодателем без посредника и при увольнении часто ущемляются права работника, что приводит к обращению того или другого за судебной защитой.