Вопросы международного права и сравнительного правоведения
УДК 34:339.543.6
роль таможенных органов рф в обеспечении экономической безопасности рф
© Мещериков В. А., 2015
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
В статье рассмотрено понятие экономической безопасности, проанализирована деятельность таможенных органов РФ по ограничению ввоза на территорию РФ запрещенных товаров как специальная экономическая мера в ответ на санкции, введенные США, ЕС и другими государствами, а также последствия введения запретов и ограничений в одностороннем порядке одним из членов Таможенного союза.
Ключевые слова: экономическая безопасность; экономические санкции; эмбарго; специальные экономические меры; Таможенный союз; таможенные органы России.
Представленная тема на сегодняшний день является актуальной. Интерес к данной тематике обусловлен политическими, экономическими изменениями, происходящими в современном мироустройстве. Эти изменения связаны с возникшим политическим конфликтом между РФ и странами ЕС, США, Канадой и другими государствами, которые ввели экономические санкции в отношении России.
Представленную тему условно можно разделить на две части:
1. Понятие экономической безопасности.
2. Роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности РФ.
Исходя из предложенной структуры, рассмотрим, что собой представляет экономическая безопасность. Понятие «экономическая безопасность» принято рассматривать с двух позиций: экономическая безопасность в международном аспекте и экономическая безопасность в национальном аспекте.
Для начала рассмотрим происхождение понятия «экономическая безопасность». Первоначально термин «безопасность» применялся с позиции военной безопасности государства от внешних угроз, но в XVIII в. в отдельных экономически развитых государствах (Англия и др.) понятие безопасности стали связывать с экономикой, где большое значение отводилось торговле. В этот период больше внимания уделяли теории меркантилизма и с этим связы-
вали обострение споров между протекционизмом и фритредерством.
Само словосочетание «экономическая безопасность» стало входить в употребление только в годы Великой депрессии, которая происходила в США 1934 г. Президент США Ф. Д. Рузвельт издал указ, в соответствии с которым были созданы Федеральный комитет по экономической безопасности и Консультативный совет. Консультативный совет действовал при Федеральном комитете по экономической безопасности. Созданный комитет занимался экономической безопасностью отдельных лиц (individuals) — борьбой с безработицей. Следует сказать, что понятие economic security в англоязычных странах до сих пор используется преимущественно в этом первоначальном смысле, как защищенность частных лиц и домохозяйств от резкого ухудшения финансового положения [1].
В настоящее время мировым сообществом не выработан единый подход к определению экономической безопасности. Прежде всего это связано с тем, что каждое государство, объединения государств имеют свою стратегию развития экономики и экономических отношений, где большое внимание уделяется защите экономики от внешних угроз.
Говорить о защите экономики государств от внешних угроз в современном мире, наверное, будет не совсем правильно, и связано это прежде всего с тем, что многие
страны являются участниками интеграционных процессов, что порождает экономическую взаимозависимость стран. Многие государства являются участниками международных организаций, в рамках которых они добровольно ограничивают свои экономические права. Например, во Всемирной торговой организации (ВТО) выделяют элемент «наднациональность», такой же элемент присутствует и в Европейском союзе. Наднациональность этих международных организаций распространяется на экономическую сферу, политическую и иные, которые относятся к их компетенции в соответствии с учредительными документами. Вопрос наднациональности является дискуссионным, и до сих пор среди ученых-правоведов не выработано единого подхода к данному понятию.
Взаимоотношения экономического характера между государствами выстраиваются на основе общепризнанных принципов и норм международного публичного и международного экономического права. Данные нормы и принципы составляют систему международно-правового обеспечения экономической безопасности государств. Правовую основу экономической безопасности государств составляют универсальные, региональные, двухсторонние соглашения, цель которых — предотвратить экономическую дискриминацию.
Генеральной Ассамблеей ООН принято несколько резолюций по укреплению международной экономической безопасности: «Экономические меры как средство экономического и политического принуждения в отношении развивающихся государств»
1983 г., «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях»
1984 г., «Об укреплении международной экономической безопасности» 1987 г. и др.
К принципам международной экономической безопасности можно отнести принципы международного экономического права. В международном экономическом праве выделяют общепризнанные и специальные принципы. Общепризнанные принципы международного права закреплены в Уставе ООН от 1945 г. [2], Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. [3].
Специальными принципами международного экономического права являются:
принцип наибольшего благоприятствования; принцип национального режима; принцип преференциального режима; принцип свободы транзита; принцип транспарентности; принцип нотификации. Также принципы международного экономического права закреплены в Хартии экономических прав и обязанностей государств от 1974 г. [4].
Помимо вышеобозначенных принципов, основополагающими началами наделены международные организации в области экономического сотрудничества. Например, ВТО основывает свою деятельность на следующих принципах: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
В заключение анализа, связанного с понятием международной экономической безопасности государств, можно сделать следующие выводы: есть ряд международных актов, которые направлены на обеспечение международной экономической безопасности. В основном они приняты в виде резолюций ООН, которые не дают понятия экономической безопасности, а только определяют те условия, которые могут на нее повлиять. Общепризнанные принципы международного права транспонируются в отдельные отрасли международного публичного права (международное экономическое право), а затем и в принципы деятельности международных организаций. К принципам экономической безопасности государств в международном аспекте можно отнести общепризнанные принципы международного права, а также принципы международного экономического права.
Перейдем к рассмотрению понятия экономической безопасности на национальном уровне. С развитием гражданского общества в РФ возникла необходимость и в его безопасности. В рамках осуществления безопасности был принят ряд нормативных правовых актов, которые на законодательном уровне определили принципы и содержание деятельности государства в сфере безопасности. Первым законом в данной сфере стал Закон РФ «О безопасности» от
5 марта 1992 г., в настоящее время действует ФЗ РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3. Анализ данного нормативного правового акта не дает ответа на вопрос, что понимает законодатель под термином «безопасность», не определяет элементы безопасности, в том числе и не выделяет экономическую безопасность. В основном в рамках данного закона речь идет о деятельности государства по обеспечению безопасности.
29 апреля 1996 г. издан Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», который одобрил стратегию экономической безопасности РФ. В этом документе отмечено, что государственная стратегия экономической безопасности РФ является составной частью национальной безопасности РФ, что позволяет сделать вывод: экономическая безопасность является элементом национальной безопасности, без которой национальная безопасность не может существовать. Как правило, авторы научных исследований подразделяют понятие национальной безопасности на следующие составляющие, такие как экономическая, военная, социальная, политическая. По нашему мнению, экономическая безопасность является ключевым видом национальной безопасности, так как обозначенные элементы национальной безопасности требуют финансовых вложений, которые невозможны без устойчивой, развитой экономики.
В представленной Стратегии определены объекты экономической безопасности Российской Федерации: личность, общество, государство и основные элементы экономической системы.
Недостаток представленной Стратегии, по нашему мнению, заключается в следующем: Стратегия по своей сути — это план выполнения обозначенных задач, соответственно он должен быть подкреплен правовой и материальной базой, что должно быть отражено в ней; не дается четкого определения понятия «экономическая безопасность», а определены только ее объекты, угрозы, критерии и параметры состояния экономики, а так же меры и механизмы экономической политики; не определены государственные органы, которые бы несли ответственность за реализацию экономической стратегии; не определена система контроля за реализацией стратегии по устранению угроз экономической безопасности.
Рассмотрим экономическую безопасность с теоретической точки зрения. Одним из первых определение национальной экономической безопасности в РФ дал В. Паньков в своей работе «Экономическая безопасность»: «Национальная экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, "иммунитетом" к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и, тем самым, вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [5]. В целом мы согласны с данным определением, но, как нам видится, национальную экономическую безопасность должны составлять механизмы, которые способствуют развитию экономики, поддержанию экономики на определенном уровне независимо от внешних экономических и политических факторов, а также обеспечивают стабильность в обществе. Но при этом не надо забывать, что помимо экономических факторов имеются и иные: политические, интеграционные, географические, климатические и другие. Помимо В. Пань-кова в области изучения представленной категории свои определения давали такие ученые, как С. Ю. Глазьев [6], Н. М. Блинов [7], Е. Бухвальд [8] и др.
Подытоживая анализ, связанный с рассмотрением понятия экономической безопасности на национальном уровне, необходимо подчеркнуть, что в нормативных правовых актах РФ отсутствует это понятие; на теоретическом уровне нет единообразного подхода к определению экономической безопасности.
Как было указано в начале статьи, в отношении России были введены ограничения политического и экономического характера. Основанием для введения ограничений в отношении РФ стали политические события, которые произошли в Украине, а также признание в марте 2014 г. независимости Республики Крым и вхождение ее в состав России. Первоначально санкции были введены в отношении ряда официальных лиц и касались визовых ограничений и совершения финансовых операций. Вторым этапом санкций стали ограничения в отношении банковского сектора, а третьим этапом — санкции в отношении энергетическо-
го, финансового секторов, продукции военного и двойного назначения. Введенные в отношении РФ экономические ограничения со стороны отдельных стран [9] напрямую нарушают ст. 32 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 1974 г. [10]. Необходимо отметить, что декларации ООН, хартии, принятые резолюциями ООН, носят рекомендательный, а не обязывающий характер для государств.
В связи с этими событиями актуальными стали вопросы защиты экономических интересов РФ и обеспечения экономической безопасности страны, ведь без этого практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.
С целью обеспечения экономической безопасности страны был издан Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [11]. На основании Указа было введено ограничение либо запрет на осуществление внешнеэкономической деятельности на один год, которое предусматривает ограничение или запрет ввоза на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Проанализируем отдельные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения экономических ограничений в РФ. В первую очередь к ним относится Федеральный закон РФ № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г. (далее — ФЗ № 281-ФЗ). В ст. 1 ФЗ № 281-ФЗ определены условия применения специальных экономических мер. К данным обстоятельствам относятся недружественные действия иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан. Исходя из приведенной нормы Федерального закона, можно признать правильным решение Президента РФ о введении эмбарго в отношении стран, которые ввели санкции в отношении РФ.
Статья 3 ФЗ № 281-ФЗ содержит перечень специальных экономических мер, которые РФ может применить в отношении иностранного государства [12]. Выполнение специальных экономических мер должны обеспечить органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации организации и физические лица.
Таким образом, на таможенные органы РФ возлагается задача исполнения ФЗ № 281-ФЗ и Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. На основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г., на таможенные органы возложены функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы РФ), а также иных, связанных с ними преступлений и правонарушений.
Рассмотрим исполнение Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. с позиции применения норм таможенного законодательства. В Указе отмечается, что товары, в отношении которых введены запреты, и ограничения не допускаются только на территорию РФ, т. е. на территорию государств - членов Таможенного союза (далее - ТС) ввоз данных товаров возможен. Хотя в соответствии со ст. 11 Договора от 26 февраля 1999 г. «О Таможенном союзе и едином экономическом пространстве» Стороны устанавливают единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности в рамках обязательств по соглашениям о Таможенном союзе, что дает основания предполагать единую внешнеторговую политику государств - членов ТС. Данная политика должна выражаться в том, что если одна страна ТС запрещает ввоз на свою территорию товаров из третьей страны, то остальные члены ТС поступают аналогичным образом. На сегодняшний день ни Республика Казахстан (далее — РК), ни Республика Беларусь (далее — РБ) никаких ограничений по отношению к странам, к которым РФ ввело эмбарго на товар, не применяют.
Рассматривая Таможенный кодекс (далее — ТК) ТС, можно заключить, что ограничительные меры членами ТС (Казахстан, Беларусь) должны быть введены. В под-
тверждение этого высказывания приведем пример таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, регулируемого нормами ТК ТС.
Одним из основных способов узаконения товара, произведенного в иностранном государстве, на территории ТС является помещение его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии со ст. 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 210 ТК ТС определяет условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Одним из условий, при котором иностранный товар не может быть помещен под данную процедуру, является соблюдение запретов и ограничений [13]. Запреты и ограничения установлены в подп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС [14]. В представленном перечне мер запретов и ограничений хочется акцентировать внимание на таком условии ограничения, как меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов. То есть в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 210 ТК ТС товары, запрещенные к ввозу на территорию РФ, не могут быть помещены под данную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.
Возможно, таможенное законодательство Республики Беларусь и Республики Казахстан расходятся с нормами ТК ТС, на основании чего они не применяют единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности в ТС. Обратимся к таможенному законодательству РК и РБ для рассмотрения вопроса о таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
В РК действует Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. № 296-ГУ «О таможенном деле в Республике Казахстан» [15]. Таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления посвящена глава 36, а в ст. 313 определяется содержание данной процедуры [16]. Такими образом, можно сделать вывод о том, что норма Кодекса РК «О таможенном деле РК» повторяет норму ТК ТС.
В РБ действует Закон РБ от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулирова-
нии в Республике Беларусь». Данный закон содержит отсылочную норму к ТК ТС [17].
Данный анализ национального законодательства членов ТС позволяет сделать вывод о том, что товар, в отношении которого РФ ввела запрет, не может быть помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего обращения на территории ТС, так как в отношении него применяются запреты и ограничения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в рамках ТС существует несогласованная политика в отношении ограничительных мер, которые применяет один из членов ТС. Для разрешения данной проблемы РФ может воспользоваться «Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран» от 9 сентября 2009 г. В ст. 8 и 9 Соглашения определен порядок введения ограничительных мер в одностороннем порядке в отношении запрещенного или ограниченного к ввозу товара.
В соответствии со ст. 8 определены основания, при наличии которых стороны могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера. Одной из таких мер является обеспечение обороны и безопасности страны.
На основании ст. 9 Соглашения «Применение временных мер в одностороннем порядке» участники данного Соглашения принимают на себя обязательства применить необходимые меры, направленные на недопущение ввоза товаров на территорию государства — Стороны, применившей временные меры в отношении этих товаров. В Соглашении не прописаны механизм и «усилия», к которым его участники должны прибегнуть, чтобы не допустить ввоз запрещенных товаров. В связи с этим мы предлагаем следующее: стороны должны заключить оглашение или иной акт, в котором четко были бы определены «усилия» и механизм их исполнения.
Другой проблемой исполнения Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. для таможенных органов РФ является отсутствие таможенных границ с членами ТС. В ст. 2 ТК ТС от 27 ноября 2009 г. дано определение единой таможенной территории ТС [18]. Соответственно внешние таможенные границы ТС находятся под таможенным
контролем таможенных органов союзных государств, и во многом от них зависит, попадут ли запрещенные к ввозу товары на внутренний рынок РФ или нет.
В связи с тем, что таможенные органы РФ не могут осуществлять таможенный контроль на границах с РК и РБ, а восстановление пропускных пунктов противоречит соглашениям, которые заключены в рамках ТС, нам представляется, что одним из способов осуществления таможенного контроля со стороны таможенных органов РФ является введение совместного контроля таможенными службами на внешних таможенных границах ТС. Остается только вопрос: дадут ли свое согласие РК и РБ на своих таможенных границах (внешних таможенных границах ТС) осуществлять контроль за ввозом товаров таможенной службе РФ?
Еще одной мерой, связанной с ограничением попадания на рынок РФ запрещенной к ввозу продукции из вышеуказанных стран, может служить то, что в соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ № 281-ФЗ реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц. Для того чтобы данная норма была исполнена, законодатель установил административную ответственность [19]. Но те санкции, которые установлены Кодексом РФ об административной ответственности, можно признать достаточно мягкими. В связи с этим предлагаем ужесточить ответственность лиц, нарушающих ФЗ № 281-ФЗ, и применять к правонарушителям санкции как к лицам, незаконно перемещающим через таможенную границу Таможенного союза товары и (или) транспортные средства международной перевозки [20].
Проделанный в статье анализ международных документов, соглашений, нормативных правовых актов РФ и зарубежных стран, научных работ указал на ряд проблем, которые связаны как с обеспечением экономической безопасности РФ, так и с функционированием ТС: 1) неправомерное введение санкций в отношении РФ со стороны отдельных западных стран; 2) экономическая безопасность страны — основная часть национальной безопасности, без обеспечения которой невозможно реализовать национальную безопасность; 3) в рамках
Таможенного союза существуют разногласия между его участниками в подходах к реализации внешнеторговой политики; 4) проблема ввоза на территорию РФ товаров, в отношении которых РФ ввела эмбарго, и осуществления таможенного контроля в отношении них таможенными органами РФ; 5) недостаточный контроль со стороны органов исполнительной власти за исполнением положений Указа Президента от 6 августа 2014 г. Е
1. Фомин А. Экономическая безопасность государства [Электронный ресурс] // Мировой бизнес и политическая власть. 2010. Т. 8. URL: http://www.mtertrends.ru/twen-ty—four/012. htm
2. Устав Организации Объединенных Наций // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 окт. 1970 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/ declarations/ intlaw_principles
4. Хартия экономических прав и обязанностей государств [Электронный ресурс] : принята Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-м пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12 дек. 1974 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
5. Паньков В. Экономическая безопасность. М., 1992. С. 1.
6. Глазьев С. Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. М., 1999. Т. 1. С. 113.
7. Блинов Н. М. Экономическая безопасность центра и регионов // Региональная политика в современной России : материалы выступления на Всерос. науч.-практ. конф. (22—23 нояб.). Краснодар, 1995. С. 7.
8. Бухвальд Е., Гловацкая И., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопр. экономики. 1994. № 12. С. 25.
9. Страны, которые ввели санкции в отношении РФ: Европейский союз, США, Канада, Австралия, Великобритания, Албания, Исландия, Латвия, Молдавия, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция, Черногория, Эстония, Япония.
10. «Ни одно государство не может применять по отношению к другому государству или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер принудительного характера, направленных на ущемление его суверенных прав или на извлечение из этого какой-либо выгоды» (ст. 32 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 1974 г.).
11. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
12. О специальных экономических мерах : федер. закон № 281 от 30 дек. 2006 г. Ст. 3 // Там же.
13. Таможенный кодекс Таможенного союза : прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17. Подп. 2 п. 1 ст. 210 // Там же.
14. Там же. Подп. 8 п. 1 ст. 4.
15. О таможенном деле РК [Электронный ресурс] : кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. № 2 6-IV. URL: http:/ / www.keden.kz/ru/customscode_rk.php#g36
16. Там же. Ст. 313.
17. О Глава 27, ст. 182 Закона РБ от 10 янв. 2014 г. № 129-з-о «О таможенном регулировании». См.: URL: http:// www.customs-union.com/документы/закон-рб-от-10-января-2014-г-№-129-з
18. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. № 17. Статья 2.
19. Пункт 2 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. (с изм. и доп. от 6 дек. 2014 г.). См.: КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система; ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. (с изм. и доп. от 6 дек. 2014 г.) // Там же.
список литературы
Устав Организации Объединенных Наций. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Хартия экономических прав и обязанностей государств : принята Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-м пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12 дек. 1974 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 окт. 1970 г. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/intl aw_princip les
О специальных экономических мерах : федер. закон № 281 от 30 дек. 2006 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Кодекс об административной ответственности от 30 дек. 2001 г. (с изм. и доп. от 6 дек. 2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 6 авг. 2014 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
О таможенном деле РК Электронный ресурс] : кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. № 2 6—IV. — URL: http://www.keden.kz/ ru/customscode _rk.php#g36
О таможенном регулировании [Электронный ресурс] : закон Республики Беларусь от 10 янв. 2014 № 129-з-о. — URL: http://www.customs-union.com /документы/закон-рб—от-10-января-2014-г-№-129-з.
Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс] : прил. к Договору о Таможенном
кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. № 17 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Блинов Н. М. Экономическая безопасность центра и регионов // Региональная политика в современной России : материалы выступления на Всерос. науч.-практ. конф. (22—23 нояб.). — Краснодар, 1995.- С. 7.
Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, и показатели / Е. Бухвальд, И. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопр. экономики. - 1994. - № 12. - С. 25-32.
Глазьев С. Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. - М., 1999. - Т. 1. - С. 113.
Паньков В. Экономическая безопасность / В. Паньков. - М. : Интерлинк, 1992. - 100 с.
Фомин А. Экономическая безопасность государства [Электронный ресурс] // Мировой бизнес и политическая власть. - 2010. - Т. 8. - URL: http: / / www. intertrends. ru/twenty-four/012. htm
Value of Customs Services of the Russian Federation in Maintenance of Economic Safety of the Russian Federation
© Meshcherikov V., 2015
In the presented article the concept of economic security, and also activities of customs authorities of the Russian Federation for restriction of import to the territory of the Russian Federation of the forbidden goods as special economic measure in response to sanctions the imposed USA, the EU and other states is considered. Also in article consequences of introduction of a ban and restrictions unilaterally are considered by one of members of the Customs union.
Key words: economic safety; economic sanctions; the embargo; special economic actions; the Customs union; customs services Russia.