_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 342
А.А. Гмырин
Юрист Архангельское региональное отделение политической партии «Патриоты России»
г. Архангельск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ЮРИДИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ - ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Предстоящие выборы Государственной Думы Федерального Собрания проводятся по новым правилам, поэтому важно донести до каждого участника избирательного процесса смысл нововведений. В статье рассматриваются вопросы совершенствования избирательного законодательства, делается вывод о необходимости повышения юридической грамотности избирателей.
Ключевые слова
Государственная Дума, выборы, избирательная система, мажоритарная избирательная система,
пропорциональная избирательная система.
Россия готовится к выборам в Государственную Думу Российской Федерации, которые пройдут 18 сентября 2016 года. По ранее действовавшим правилам голосование должно было состояться в декабре, но в середине 2015 года законодатель внес изменения в избирательный закон.
Следует отметить, что изменения законодательства о выборах осуществляются регулярно и причины здесь могут быть разными: совершенствование избирательного процесса, расширение демократических начал формирования законодательного органа, учет требований политических партий и т.д.
Достаточно указать на такие новации как участие в избирательном процессе значительно количества новых политических партий, уменьшение «заградительного барьера» с семи процентов до пяти, возврат к использованию двух избирательных систем при выборах депутатов Государственной Думы: пропорциональной и мажоритарной. Часто ее называют смешанной, что не совсем верно, поскольку новой системы не возникает, есть сочетание двух избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной [3]. В результате ее применения половина народных избранников войдет в Думу по спискам своих партий, а вторая половина будет бороться за право получения звания «депутат» в своих одномандатных округах. Политологи уже сегодня задаются вопросом - как это повлияет на адекватное представление интересов граждан в парламенте?
Выборы 2016 года проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [1]. Закон говорит, что в 2016 году Государственная Дума будет формироваться из 225 депутатов, которые избираются по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), и 225 депутатов, которые избираются индивидуально по одномандатным округам (мажоритарная система).
Изменения закона затрагивают интересы не только политических партий и их лидеров, но и широкий круг избирателей. Все же избиратель является главным субъектом политического процесса. За его голоса идет борьба, в которую вовлечены значительные организационные, финансовые, идеологические ресурсы. Именно избиратель влияет на будущий состав палаты российского парламента, от него зависит лидерство партий в Государственной Думе.
В период избирательной кампании на избирателя обрушивается поток информации, преимущественно пропагандистского, агитационного плана. Она, безусловно, важна, но не менее важна информация о содержании избирательного права, о нормах, которыми должен руководствоваться избиратель при выборе приоритетов в голосовании. Особенно это касается молодых граждан, впервые участвующих в голосовании. Однако и старшее поколение нуждается в доступной информации о содержании основ избирательного права.
Можно напомнить, что выборы в 2007 и 2011 годах проходили исключительно по партийным спискам.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Избиратель уже привык к пропорциональной системе означающей, что каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу отданных за нее голосов избирателей [6]. Теперь он должен вникать в тонкости мажоритарной системы, которая означает, что избиратели голосуют не за партию, а за человека. При мажоритарной системе побеждает кандидат, набравший максимальное количество голосов. Неоспоримым плюсом мажоритарной системы можно назвать «приближение власти к людям»: избиратели лучше знают кандидатов, персонифицируется ответственность кандидатов перед избирателями. Плюс пропорциональной системы - в сравнительно справедливом обеспечении представительства различных сил в парламенте.
Однако на деле избирательная система - это увлекательная математическая игра. Те или иные нюансы пропорциональной системы определяются математическими методами и позволяют влиять на результат выборов. Те, кто разрабатывает закон о выборах, знает эти нюансы и сочетает избирательные формулы так, чтобы обеспечить победу на парламентских выборах.
Речь идет о системе «империали», применяемой в настоящее время в России для подсчета голосов. Данный метод изобрел Пьер Гийом де Франкавилл маркиз Империали. Он внедрил его на муниципальных выборах в Бельгии в 1921 году для ограничения пропорциональной системы. Маркиз был крайне правых монархически-клерикальных взглядов и ни от кого не скрывал, что разработанный им математический метод подсчёта голосов предназначен для максимального ограничения небольших левых и антиклерикальных партий, которые в ту пору стремительно набирали политический вес [5].Данный метод имеет множество иных названий, характеризующих его, например, «политическое людоедство», «система Муссолини», «арифметика искривленного пространства в стиле Лобачевского», «каша с математическими изысками» [2].
Метод делителей Империали округляет результаты выборов таким образом, что голоса, отданные за партии, не достигшие «проходного барьера» (5% - 7%) или просто набравшие мало голосов, перераспределяются между партиями-лидерами. Чем большую долю голосов такая партия получает, тем больше добавляется ей методом делителей Империали дополнительных голосов от партий-аутсайдеров. Если имеется явно лидирующая партия, претендующая на 40-50% голосов, то данный метод позволяет ей добавить дополнительно от одного до нескольких мандатов.
Избирателю сложно разобраться в непростых математических подсчетах при подведении итогов выборов, непросто вникнуть в тонкости агитационной кампании, но представление об организации выборов он должен иметь. Для этого Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ регулярно проводят конкурсы среди молодежи, целью которых является изучение избирательного законодательства. Важен выпуск простой и понятной гражданам специальной литературы, которая помогает понять основы избирательного процесса [4]. Осознанно голосующий избиратель более устойчив к популистским лозунгам некоторых кандидатов и партий, что, несомненно, работает на качество будущего состава представительного органа. Мы должны быть уверены, что вводимые в избирательный закон новшества будут понятны гражданам, тем более, что они имеют значительный позитивный потенциал.
Можно отметить, что возврат к смешанной избирательной системе является положительной тенденцией в избирательном праве России. Такая избирательная система представляется наиболее оптимальной, балансирует достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, создает более демократичную платформу для выборов депутатов Думы, учитывает, как политические (партийные), так и индивидуальные предпочтения избирателей. Для избирателей новая система выборов более удобная, чем предыдущая - они будут четко знать, кто именно представляет их регион в нижней палате парламента
Есть надежда, что после принятия нового Закона о выборах избиратели станут обращать больше внимания на личности выборных кандидатов. Предложенная избирательная система (мажоритарно-пропорциональная) способна обеспечить максимальные результаты для партии власти. В то же время она стимулирует и другие партии работать с избирателем, выдвигать «конкурентоспособных кандидатов» в избирательных округах. Повышается роль избирателей в оценке выдвинутых кандидатов, а значит ставка на юридически грамотного избирателя должна быть приоритетной.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, N 45, 26.02.2014;
2. Журман О. Пифагоровы штаны метода империале // http://www.zrpress.ru/politics/primorje_31.05.2011_43811_pifagorovy-shtany-metoda-imperiale.html (дата обращения: 25.01.2016);
3. Малый А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она? // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 48-50.
4. Малый А.Ф. Избирательная система Российской Федерации: Учебное пособие в схемах. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. С. 6.)
5. Пилипенко В. Хитрый «метод империали» и его последствия на выборах в Волгоградскую областную думу // http://oblvesti.ru/pilipenko-v-tochku/hitryi-metod-imperiali-i-ego-posledstvija-na-vyborah-v-volgogradskuyu-oblastnuyu-dumu.html (дата обращения: 25.01.2016);
6. Платонова Ю. В 2016 году выборы в Госдуму РФ пройдут по новым правилам // ftp://www.stapravda.ru/20140314/v_2016_godu_vybory
_v_gosdumu_rf_proydut_po_novym_pravilam_75207.html (дата обращения: 25.01.2016);
© Гмырин А.А., 2016
УДК 347
Громоздин С.А.
Филиал «Адвокатская консультация №95» МРКА, адвокат
Громоздина М.В.
Новосибирский университет экономики и управления,
к.ю.н, доцент кафедры
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРИЗНАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ ПО СЕМЕЙНЫМ ДЕЛАМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы признания и исполнения решений иностранных судов по семейным делам на территории Российской Федерации. Анализируются основания для отказа в признании решения иностранного суда, среди которых выделяются ненадлежащее извещение ответчика и его неучастие в процессе. Выводы авторов подтверждаются примерами судебной практики.
Ключевые слова
Ключевые слова: решение иностранного суда, признание решения, исполнение решения, Минская конвенция о правовой помощи, отказ в признании решения иностранного суда.
Российскими судами рассматривается достаточно большое количество дел о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов по семейным делам. Практика рассмотрения таких дел свидетельствует о наличии ряда проблем и препятствий, которые не позволяют российскому суду признать и исполнить такое решение на территории Российской Федерации. Значительная часть дел связана с производствами о взыскании алиментов на детей и о порядке осуществления родительских прав родителями, проживающими раздельно в разных государствах. Решения, вынесенные судами бывших союзных республик, также занимают существенную долю (Украина, Казахстан и др.). В данной статье рассматриваются сложности, возникающие в процессе реализации национального и международного законодательства, прежде всего, именно, государств - республик бывшего Советского Союза.