Научная статья на тему 'Юридическая помощь: право, обязанность, возможность и реальность получения, роль и место в механизме правозащитной деятельности'

Юридическая помощь: право, обязанность, возможность и реальность получения, роль и место в механизме правозащитной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРАВОЗАЩИТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / HUMAN RIGHTS LEGISLATION / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS IN THE SPHERE OF HUMAN RIGHTS LEGAL RELATIONSHIP / МЕХАНИЗМ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MECHANISM OF HUMAN RIGHTS ACTIVITY / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / LEGAL AID / СТАТУС АДВОКАТА / STATUS OF THE LAWYER / ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ / LEGAL METHODS / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / LEGAL MEANS / ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ / LEGAL WAYS / ПРАВОВАЯ САМООБОРОНА (САМОПОМОЩЬ) / LEGAL SELF-DEFENSE (SELFHELP)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боер Виктор Матвеевич, Глущенко Петр Петрович

Статья посвящена всестороннему исследованию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, ее места и роли в механизме правозащитной деятельности. Авторы показывают, что гарантии реализации конституционного права граждан на получение юридической помощи, на правовую самозащиту являются одной из основ современного правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aid: the right, the responsibility, an opportunity and reality of receiving, the role and place in the mechanism of human rights activity

The article is devoted to the comprehensive study of the constitutional rights of citizens to receive qualified legal aid, its place and role in the mechanism of human rights activities. The authors show that the guarantees of realization of constitutional rights of citizens to receive legal assistance, legal self-defense are the one of the foundations of the modern legal state.

Текст научной работы на тему «Юридическая помощь: право, обязанность, возможность и реальность получения, роль и место в механизме правозащитной деятельности»

право в жизни государства и личности

УДК 364-787.82

В. М. Боер, П. П. Глущенко

Юридическая помощь: право, обязанность, возможность и реальность получения, роль и место в механизме правозащитной деятельности

V. M. Boer, P. P. Glushchenko. Legal aid: the right, the responsibility, an opportunity and reality of receiving, the role and place in the mechanism

of human rights activity

Статья посвящена всестороннему исследованию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, ее места и роли в механизме правозащитной деятельности. Авторы показывают, что гарантии реализации конституционного права граждан на получение юридической помощи, на правовую самозащиту являются одной из основ современного правового государства.

Ключевые слова: Конституция РФ; правозащитное законодательство; конституционные права и свободы граждан в сфере правозащитных правоотношений; механизм правозащитной деятельности; юридическая помощь, статус адвоката; правовые методы; правовые средства; правовые способы; правовая самооборона (самопомощь).

Контактные данные: 196135, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 14; (812) 373-0748; boer@guap.ru.

The article is devoted to the comprehensive study of the constitutional rights of citizens to receive qualified legal aid, its place and role in the mechanism of human rights activities. The authors show that the guarantees of realization of constitutional rights of citizens to receive legal assistance, legal self-defense are the one of the foundations of the modern legal state.

Keywords: constitution of the Russian Federation; human rights legislation; constitutional rights and freedoms of citizens in the sphere of human rights legal relationship; mechanism of human rights activity; legal aid, status of the lawyer; legal methods; legal means; legal ways; legal self-defense (self-help).

Contact details: Lensoveta Str. 14, St. Petersburg, Russian Federation, 196135; (812) 373-07-48; boer@guap.ru.

Виктор Матвеевич Боер — проректор по учебно-воспитательной работе, декан юридического факультета, заведующий кафедрой правоведения и таможенного дела Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Петр Петрович Глущенко — заместитель декана юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения по научной работе, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

© Боер В. М., Глущенко П. П., 2017

Название настоящей статьи неслучайно, ибо в ст. 48 Конституции Российской Федерации имеют место два ее вида, а именно: квалифицированная юридическая помощь и юридическая помощь оказываются бесплатно. Внимательно исследуя часть первую данной статьи, начинаешь задумываться над ее содержанием.

Начало статьи звучит весьма обещающе: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», а вот вторая ее часть обязывает вчитываться в каждое слово, ибо уже не каждому, а только согласно предусмотренным законом лицам оказывается, и не квалифицированная, а просто юридическая помощь, но, правда, бесплатно. Можно предположить, что если каждому полагается право на получение квалифицированной юридической помощи, то его реализация (права) в силу второй составной части ст. 48 возможна только за деньги, а вот бесплатно лишь указанным категориям лиц и оказывается не квалифицированная, а просто юридическая помощь.

Так и напрашивается вопрос: а что это за бесплатная юридическая помощь, насколько можно рассчитывать на положительный результат? Где можно найти ответ? Увы, нигде. Более того, ни в одном из комментариев Конституции Российской Федерации, а их изданы десятки, при раскрытии содержания ст. 48 авторы умалчивают о том, почему каждому гарантируя квалифицированную юридическую помощь, отдельным лицам, указанным в законе, она уже не гарантируется, а лишь оказывается бесплатно.

Получение бесплатной юридической помощи, хотя и не квалифицированной, нужно признать большим благом или неким подаянием? Казалось бы, наоборот, указанным в законе лицам (ст. 26 ФЗ №63-Ф3) следует оказать гарантированную квалифицированную юридическую помощь, а не просто какую-либо, ведь непонятно, почему этих граждан вывели за скобки каждого. Подтверждением нашего мнения подхода к оказанию бесплатной юридической помощи является перечень категорий граждан, указанных в законодательстве: несовершеннолетние, глухие, слепые и иные, имеющие физические и психические недостатки; граждане, не владеющие языком, на котором осуществляется судопроизводство; граждане, которым грозит мера пожизненного содержания; граждане, если один из участников имеет защитника; граждане, если в судебном производстве принимает участие государственный либо общественный обвинитель. Видимо, этот перечень следует пополнить лицами, не имеющими экономических возможностей оплатить услуги лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. Сюда же, по нашему мнению, следует включить военнослужащих срочной службы, вынужденных переселенцев и беженцев.

Итак, из содержания ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации следует, что как квалифицированная юридическая помощь, так и бесплатная юридическая помощь отданы на откуп органам власти (государственной и муниципальной, а также лицам, имеющим юридические знания). Практика свидетельствует о том, что органы власти не горят желанием вооружать население юридическими знаниями, а лица, имеющие документы о получении юридического образования, не всегда имеют должный уровень правовых знаний и далеко не всегда с особым рвением относятся к оказанию соответствующим категориям граждан бесплатной юридической помощи. Круг замкнулся. Разомкнуть его можно только посредством изменения ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации.

По нашему убеждению, в правовом, демократическом, социальном государстве ч. 1 ст. 48 Конституции должна быть исполнена в следующей редакции:

«1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно». Предлагаемая редакция устранит те разночтения, применение которых существенно сказываются на имидже государства, стремлении активно участвовать в поддержании законности и правопорядка.

Часть 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации гласит: «2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». В настоящей части абсолютно верно отсутствует содержание редакции, вызывающее недоумение, вопросы, ибо без упоминания квалифицированной и бесплатной каждому гражданину полагается юридическая помощь адвоката (защитника).

Содержание ч. 2 ст. 48 Конституции РФ позволяет утверждать, что оказание необходимой юридической помощи каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления возложено на адвоката (защитника). Осталось выяснить: адвокат и защитник — это одно и то же лицо или они имеют какие-то отличия? Ответ на данный вопрос содержится в ст. 25 ФЗ № 63, согласно которой адвокат может быть защитником, представителем, защитником доверителя в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Отличие состоит в том, что адвокат работает на основе ордера, а защитник, представитель доверителя, — на основе соглашения заключаемого между адвокатом, доверителем.

Иные виды юридической помощи адвокат осуществляет на основе договора возмездного оказания услуг. Существенными условиями такого соглашения являются: указание адвоката, согласившегося исполнять поручения в качестве поверенного, его принадлежность к адвокатскому корпусу, адвокатской палате; предмет поручения (объем деятельности); условия выплаты вознаграждения доверителем; порядок и размер компенсации расходов, которые связаны с исполнением поручения доверителя; размер и характер ответственности адвоката; оплата услуг адвоката, который участвует в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органа дознания, предварительного следствия, прокурора либо же суда, осуществляется за счет федерального бюджета; оплата адвокату за указанную юридическую помощь бесплатно осуществляется распоряжением Правительства Российской Федерации; дополнительное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в уголовном процессе в качестве защитника по назначению правоохранительных органов бесплатно, устанавливается ежегодно собранием (конференцией адвокатов).

Оказание юридической помощи гражданам бесплатно, как было сказано ранее, регламентировано ст. 26 ФЗ № 63. Она заключается в том, что граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого ежегодно, вправе получить юридическую помощь бесплатно. К числу таких граждан относятся: а) истцы по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; б) ветераны Великой Отечественной войны — по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью; в) граждане РФ — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; г) граждане РФ, пострадавшие от политических репрессий — по вопросам, которые связаны с реабилитацией; д) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и нарушения законопредписаний.

В своей деятельности адвокат, оказывающий любой вид юридической помощи, обязан руководствоваться принципами адвокатской деятельности: законности, независимости, самоуправляемости, добровольности, гуманизма и нравственных начал профессии. Правовой статус адвоката включает в себя права (ст. 6), обязанности (ст. 7), а те и другие регламентированы ст. 6-7 ФЗ № 63, а также принятием присяги (ст. 13) и возможностью наступления ответственности (ст. 16-17).

Особое место в правовом статусе адвоката отводится соблюдению этических начал, включающих в себя: мораль, право, добро, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм и, конечно, соблюдение тайн (ст. 8). Указанные требования, составляющие содержание этики, обязаны быть соблюдаемы лицами, имеющими юридическое образование, получившими удостоверение адвоката, при исполнении полномочий: адвоката, защитника, представителя доверителя, ибо это предписано принятой им присягой, которая, согласно ст. 13 ФЗ № 63, имеет следующее содержание: «Торжественно клянусь честно и добросовестно выполнять обязанности адвоката, защищать права и свободы, интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Исследование содержания правового статуса адвоката убеждает авторов в том, что главное предназначение адвокатской и правозащитной деятельности — обеспечение реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Мы также убеждены в том, что адвокат является наиболее подготовленным и значимым субъектом правозащитных правоотношений. Более того, принципы деятельности адвоката, осуществление адвокатской деятельности во многом сходятся с принципами правозащитной деятельности [1, с. 53-59], а именно: а) законности; б) добровольности; в) разумности и объективности; г) ответственности; д) гуманности; е) гласности. По своей подготовленности адвокат, пожалуй, единственный субъект правозащитной деятельности, владеющий навыками и умениями оказания юридической помощи, способный активно и своевременно подключать возможности механизма правозащитной деятельности, включающего в себя: а) правовые методы; б) правовые средства; в) правовые способы. Каждая из частей механизма правозащитной деятельности, конечно, имеет свои особенности, требующие обязательного учета.

Авторы исследования, руководствуясь результатами сравнительно-правового анализа нормативной и источниковедческой баз, национального и международного уровня, уверены в том, что обращение к механизму правозащитной деятельности, обеспечение его результативности, эффективности зависят от существенного воздействия многих факторов, оснований, видов, форм, последствий покушения на права, свободы и законные интересы; содержания и степени нарушения законных интересов граждан; характеристики нарушителей (государство, общественное объединение, юридическое лицо, физическое лицо); а также от того, где и кем рассматривалось дело о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, и многого другого.

Учитывая наличие сложившейся конкретной ситуации и действие соответствующих факторов, способных нарушить права, свободы или законные интересы гражданина, следует, по убеждению авторов, избрать один из тех правовых способов, который будет наиболее эффективным, но, главное, — обоснованным, правомерным. Национальная и международная юридическая практика, в чем нет сомнения, знают следующие правовые способы механизма правозащитной деятельности: административно-правовой; гражданско-

правовой; уголовно-правовой; конституционно-правовой и международно-правовой.

Административно-правовой способ защиты, свидетельством чему является правовая практика, используется в случае, если имеют место препятствование реализации, тем более защиты законных прав, свобод, интересов граждан (получение зарплаты, вознаграждения, повышения в должности, предоставления отгула, бесплатной переквалификации, возможности ознакомления со сведениями, содержащимися в личном деле, и т. д. и т. п.) либо их умышленное или неосторожное нарушение.

Потерпевший в каждом конкретном случае имеет право определить, каким путем ему решать возникшую проблему: обращаться сначала к административно-правовому, а затем, в зависимости от результатов, к гражданско-правовому, уголовно-правовому, конституционно-правовому, а, возможно, и к международно-правовому способу. На сегодня административно-правовой способ восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц представляется самым простым и доступным. Он не требует ни особых правовых знаний, ни материальных затрат; вместе с тем многие должностные лица нередко игнорируют обращения граждан с жалобами, заявлениями и предложениями, рассмотрение неоправданно задерживается или же носит поверхностный характер, передается третьестепенным лицам, не имеющим соответствующих прав для принятия решения. Все это случается вопреки предписанию ст. 33 Конституции РФ, Федерального закона № 197 от 14.12.1995 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Федерального закона № 59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Приняв решение об обращении к административно-правовому способу защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, гражданину, по нашему мнению, необходимо определить, охранялось ли нарушенное право административным законом. Это требует ознакомления с содержанием ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, затем со ст. 2.1, позволяющей определить, относится ли противоправное деяние к административному правонарушению или нет, а после этого определиться, кто является правонарушителем, поскольку административная ответственность применяется как к физическим лицам (согласно ст. 2.5-2.6), так и к юридическим (ст. 2.10), а также к должностным (2.4) КоАП РФ. И в данном случае остается выяснить, какие органы и должностные лица имеют право и обязаны разрешить возникшую проблему. Для указанных нужд следует ознакомиться с содержанием гл. 23 КоАП РФ, в которой несложно найти ответ на вопрос о том, кто же из них будет правомочен разрешить возникшую ситуацию.

Процедура обращения в вышестоящие инстанции и к должностным лицам, по убеждению авторов, ничем не отличается от обычного обращения, исключение составляет лишь обязательность предоставления вместе с новой жалобой копии текста предыдущей, ответ на которую не удовлетворил обратившегося или же не последовал вообще. В прокуратуру, подразделения налоговой инспекции граждане РФ вправе обращаться с жалобой либо заявлением, помня при этом, что обращение в данной ситуации зависит только от основания подключения указанных органов. Злоупотребление властью, превышение полномочий, ненадлежащее исполнение функций, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей являются основаниями для обращения с устным либо письменным заявлением в прокуратуру. Неправомерные действия, повлекшие причинение материального, экономического вреда, наделяют правом для обращения, помимо прокуратуры,

также и в налоговую инспекцию — например, если работнику не выплачивается заработная плата, а кабинеты руководителей предприятий, учреждений и организаций обставляются дорогостоящей мебелью, оборудованием, для указанных лиц приобретается импортный транспорт.

Гражданско-правовые способы механизма правозащитной деятельности используются, как правило, в случае нарушения имущественных либо личных неимущественных прав и интересов граждан, тем более при наличии причинения им материального либо морального ущерба. Виды и формы нарушения имущественных прав и интересов, причинения морального и материального ущерба, о чем свидетельствуют судебная и адвокатская практики, очень разнообразны, однако порядок применения гражданско-правовых способов защиты от этого не изменяется. Восстановление либо защита нарушенных прав и интересов граждан и юридических лиц, согласно действующему законодательству РФ, осуществляется на основе подачи в федеральный суд искового заявления, представляющего собой документ, содержащий следующие реквизиты: наименование федерального суда соответствующего района (города), области либо как крайний случай Верховного, а затем Конституционного Суда России; обращающийся в суд в данном случае именуется истцом, и ему надлежит сообщить в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, юридический адрес регистрации (включая индекс, город, улицу, дом, корпус, квартиру); ответчика, которым признается юридическое либо физическое лицо, причинившее вред истцу. Заявление должно завершаться соответствующими требованиями (обязать, потребовать, возместить и т. д.); при наличии перечисляются приложения; в конце документа ставится подпись заявителя и указывается дата составления искового заявления. Последнее должно быть исполнено в таком количестве, чтобы можно было обеспечить суд, ответчика (-ов), третьих лиц, если они участвуют в деле.

Гражданско-правовые способы защиты прав, свобод и законных интересов обязательно требуют знания содержания ст. 2, 8-9, 12, 15-16, 24-28, 37, 48-65, 151-152, 1069-1070, 1073-1080, 1083-1092, 1095-1108 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 12-15, 17 Российской Федерации «О защите прав потребителей» в последней редакции Федерального закона РФ № 185 от 02.07.2013.

Согласно действующей судебной практике, реализация права на компенсацию причиненного морального вреда требует наличия оснований, то есть причинения вреда жизни или здоровью гражданина, причинения последнему вреда вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения незаконной меры пресечения, наложения ареста или осуждения к исправительным работам; причинения вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Причинение гражданину вреда посредством совершения незаконных действий либо бездействием государственных органов, а равно органов местного самоуправления или же должностными лицами этих органов в любом виде, в том числе и изданием противоправного акта, возлагает обязанность возместить его за счет фонда Российской Федерации либо фонда субъекта Российской Федерации. Аналогичным образом решается и вопрос о возмещении материального вреда, который причинен гражданину в результате отсутствия основания для осуждения, необоснованного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, а также незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации причинение гражданину увечья либо повреждения его здоровью непременно обязывает виновных возместить ему ущерб в форме утраченного заработка (дохода), если речь идет о работнике, кроме того, следует возместить дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, приобретение лекарств, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т. д.).

Судебная практика, результаты прокурорских проверок, множество возбужденных дел являются свидетельством тому, что особое место в жизни подавляющей части граждан России в настоящее время занимает проблема возмещения ущерба, причиненного им различными банками, частными структурами, в которые были вложены сбережения либо с которыми были заключены имущественные договоры, соглашения, неисполнение которых повлекло значительные потери, оставили граждан без жилья, движимого и иного имущества. Возможно ли взыскание вложенного, возвращение утраченного? Конечно, возможно, однако при наличии знаний содержания ст. 393-406 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть это реально, но через суд, а в отдельных случаях — и через прокуратуры, налоговые инспекции, порой посредством обращения в Европейский суд по правам человека.

Следующим правовым способом механизма правозащитной деятельности признается уголовно-правовой, обращение к которому требует ознакомления со следующими статьями Уголовного кодекса РФ: ст. 2 (охраняемые уголовным законом права, свободы и интересы), ст. 8 (основание наступления уголовной ответственности), ст. 14 (понятие уголовного преступления), ст. 20 (возраст, с которого наступает уголовная ответственность), ст. 37-42 (обстоятельства, исключающие наступление уголовной ответственности), ст. 75-78 (основания и порядок освобождения от уголовной ответственности), ст. 79-83 (порядок и условия освобождения от уголовного наказания), ст. 84 (амнистия), ст. 85 (помилование), ст. 86 (судимость) и ст. 95 (порядок, сроки погашения судимости). К нему следует обращаться в случаях совершения уголовного преступления, которое повлекло причинение ущерба правам, свободам и интересам граждан (это кража, обман, разбой, грабеж, телесные повреждения, похищение человека, торговля несовершеннолетними, клевета, оскорбление, истязание и т. д.).

Рассмотрение обстоятельств совершения преступлений так называемого частного обвинения, к которым относятся клевета (ст. 128.1 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ) и ряд других, обязывает граждан обращаться с жалобой непосредственно в суд. Принявший в производство подобную жалобу судья выносит постановление о возбуждении уголовного дела. В том же случае, если имеют место возможности для примирения, судья вправе обратиться к содержанию ст. 271, 274, 296 УПК РФ.

Конституционно-правовой способ защиты прав, свобод и законных интересов граждан признается и используется как еще один правовой способ механизма правозащитной деятельности. Настоящий правовой способ механизма правозащитной деятельности может быть использован не только на основе содержания ст. 2, 6-7, 15, 17, 19, 22, 32-33, 45-46, 125 Конституции Российской Федерации; к нему обращаются, как правило, если все предыдущие обращения в органы и суды не увенчались успехом. Порядок и особенности использования возможностей конституционно-правового способа регламентирован ч. 4 ст. 125 Конституции РФ. Для обращения необходимо

написать жалобу, в приложении к ней должны быть предоставлены копии жалоб, с которыми ранее обращался гражданин в различные органы государственной власти, в том числе и в судебные.

В настоящее время особое значение приобретает международно-правовой способ защиты прав, свобод и интересов граждан. В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ «3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Международная и российская судебная практики свидетельствуют о том, что международно-правовой способ защиты требует учета предписаний следующих нормативных актов: Международного пакта о гражданских и политических правах; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенции против пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенции о правах ребенка, многочисленные конвенции МОТ, ВОЗ и других международных организаций, сторонами которых является Российская Федерация.

По мнению авторов, для реализации положений ч. 3 ст. 46 Конституции РФ наибольший интерес представляет, помимо европейских процедур, основополагающий международно-правовой документ — Международный пакт о гражданских и политических правах. После присоединения Российской Федерации к Факультативному протоколу указанного пакта, определяющему механизм защиты индивидуальных прав, российские граждане также получили возможность использовать механизм рассмотрения индивидуальных сообщений (жалоб). В соответствии с Факультативным протоколом, Комитет по правам человека уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения граждан на нарушение их прав, получивших закрепление в пакте.

В то же время следует помнить, что обращение в Комитет по правам человека ООН [2-4] обязывает учитывать критерии приемлемости сообщений, то есть соответствие указанным критериям является обязательным условием, без которого жалоба не подлежит даже рассмотрению. Одним из таких критериев, закрепленным в Конституции России (ч. 3 ст. 46), является исчерпанность всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты интересов и прав гражданина. Согласно ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение», аналогично звучит содержание ч. 2 ст. 5 Факультативного протокола.

Другим критерием приемлемости рассмотрения сообщений, согласно практике деятельности Европейского суда по правам человека, является наличие доказательств о том, что обращающиеся есть жертвы нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ст. 3 Факультативного протокола к Пакту наделяет Комитет правом признать неприемлемым любое сообщение, которое, по его мнению, является злоупотреблением правом на такую жалобу или несовместимо с положениями Пакта. Комитет может признать неприемлемым любое сообщение, которое является анонимным (ст. 3 Факультативного протокола к Пакту), а это есть еще один из критериев неприемлемости. Следует признать, что использование вышеуказанных критериев в практике функционирования механизма Пакта

о гражданских и политических правах — объективная необходимость, обусловленная не только тем, что правоконстатация — сложнейший процесс, но и комплексностью самой правозащитной работы.

Итак, роль и место конституционного права граждан на получение юридической помощи, на самозащиту в институте правозащитной деятельности, механизме его осуществления, с нашей точки зрения, есть эффективное средство надлежащей подготовки строителей будущего правового государства, ибо умение бороться с правонарушениями, защищать законные права, свободы и интересы правомерными способами, средствами и методами будет способствовать стремлению граждан управляться законами, правами, а не эмоциями.

литература

1. Боер В. М., Глущенко П. П., Сербин М. В. Правозащитная деятельность: современная теория и практика защиты прав, свобод и законных интересов граждан: учеб.-метод. пособие. М.: Юрист, 2014.

2. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 120-123.

3. Мейер Я. Европейская конвенция прав человека // Права человека в истории человечества в современном мире. М., 1993. С. 138-149.

4. Туманов В. А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // Государство и право. 1993. С. 54-57.

УДК 349.3

Е. В. Воскресенская, Р. А. Абдулкеримов, И. В. Халилов .

Проблемы правозащитной деятельности в сфере защиты прав инвалидов

E. V. Voskresenskaya, R. A. Abdulkerimov, I. V. Khalilov. Problems of human rights activities in the sphere of protection of rights of disabled person

В статье анализируются защита, поощрение и реализация прав инвалидов. Права инвалидов защищаются международными актами. Инвалиды — это самая незащищенная категория населения. Россия в 2013 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Российское законодательство создает условия для жизни инвалидов в окружающей среде без ограничений. Под

The protection, encouragement and implementation of the rights of disabled people are analyzed in the article. The rights of disabled people are protected by the international acts. Disabled people are the most unprotected category of the population. Russia in 2013 ratified the Convention of the UN on the rights of disabled people. The Russian legislation creates conditions for

Елена Владимировна Воскресенская — директор Юридического института Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор юридических наук, доцент.

Рамис Агарагимович Абдулкеримов — аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Илья Вазирович Халилов — аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

© Воскресенская Е. В., Абдулкеримов Р. А., Халилов И. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.