УДК 34 Сыроежин Г.Н., Ладнушкина Н.М.
Сыроежин Г.Н.
студент, департамент права, Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Ладнушкина Н.М.
канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация: статья посвящена анализу вопроса юридической ответственности педагогических работников в контексте оценки образовательных результатов обучающихся в школе. Автор анализирует нормативные и теоретические основы, практические аспекты данной проблемы, дает анализ правовых норм, регулирующих данный вопрос. В статье рассматриваются правовые аспекты оценки образовательных достижений учеников, дисциплинарные взыскания, применяемые к педагогам за нарушение норм в этой области, а также иные возможные последствия правонарушений. Полученные результаты вносят вклад в расширение научной базы и помогают конкретизировать сущность юридической ответственности педагогических работников и обеспечить правильное применение законодательства в практике образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательное право, образовательный процесс, школа, учитель, ответственность.
В современном образовании одним из ключевых аспектов самого процесса, а также качества образования является оценка образовательных
результатов обучающихся. В процессе обучения педагогические работники играют важную роль в проведении данной оценки. Оценка образовательных результатов обучающихся представляется существенной частью получения детьми и подростками образования, однако профессиональная компетентность учителей школы в разработке и проведении процедур оценивания образовательных результатов иногда недостаточна. Вместе с тем, оценка образовательных результатов обучающихся как трудовая функция педагогического работника несет на себе и правовую ответственность в соответствии с законодательством. Данная статья имеет целью анализ специфики юридической ответственности педагогических работников в контексте оценки образовательных результатов обучающихся школы. В исследовании рассматриваются основные аспекты правового регулирования педагогической деятельность учителей школы и оценки результатов обучения, а также возможные юридические последствия для педагогов при несоблюдении установленных норм и требований к организации процедуры оценивания образовательных результатов. В данной статье будут предложены также практические рекомендации по минимизации рисков и повышению профессиональной компетентности педагогических работников в области оценки образовательных результатов обучающихся.
Правовой статус учителя школы, а именно права, обязанности и ответственность педагогического работника определены федеральным законодательством, должностными инструкциями, регламентом и иными локальными нормативными актами, предусмотренными образовательной организацией. Среди законов, регулирующих правовой статус и ответственность педагогических работников школы, можно выделить Конституцию РФ (далее -Конституция РФ), Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 2012 года (далее - Закон «Об образовании в РФ» ), Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), Кодекс об административных правонарушения РФ (далее - КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ). В данной статье в качестве нормативной базы исследования будет представлен анализ именно данных юридических
документов. Вместе с этим проведён анализ научных работ, комментариев и практики в области юридической ответственность педагогических работников как субъекта образовательного права.
Согласно статье 44 Конституции РФ гражданам гарантируется свобода научного творчества и преподавания. Эксперты отмечают, что творчество и преподавание рассматриваются законодателем как близко взаимодействующие виды деятельности, что вытекает из их совместного расположения во многих правовых нормах, в том числе в конституционной статье. Однако Конституция РФ дает лишь правовую рамку и основы данных правовых норм. Конкретизация и раскрытие данных норм идет уже в федеральном законодательстве, подзаконных актах и локально нормативных актах. В частности, право на преподавание конкретизируется и раскрывается в Законе «Об образовании в РФ», регулирование труда педагогических работников содержат в себе нормы главы 52 ТК РФ, а трудовые функции педагогических работников содержаться в Профессиональном стандарте педагога.
Правовой статус педагогических работником устанавливают и регламентируют статьи 47 и 48 Закона «Об образовании в РФ». В данным статьях закреплены основные академические права и свободы, социальные гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников. В области оценки образовательных результатов обучающихся стоит выделить следующие права и обязанности педагога:
• свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,
• право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля),
• обязанность применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
В статье 44 данного закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Основные нормативные требования к трудовым функциям педагогических области оценки образовательных результатов обучающихся основной и средней общей школы:
• объективная оценка успехов и возможностей обучающихся,
• осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе,
• использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Обобщая и интерпретируя вышесказанное, обязанность и трудовая функция учителя школы в области оценки образовательных результатов обучающихся заключается в выборе и разработке контрольно-оценочных материалов, в системности проведения контрольно-оценочных мероприятий, в возможности использования средств ИКТ для проведения данных оценочных мероприятий. Под обоснованностью и объективностью оценки результатов обучающихся стоит понимать наличие системы критериев выставления отметок, соответствие содержания средств оценки учебному плану и программе по данному учебному предмету, которые регламентируются федеральными стандартами (ФГОС) и рабочими программами, соответствие психолого-возрастным особенностям обучающихся, их уровню подготовки и уровню освоения программы, обоснованное выставление отметок в электронный журнал или дневник в соответствии с локальными нормативными требованиями данной организации. Помимо этого, информирование родителей и самих обучающихся о процедурах, содержании и критериях оценки образовательных результатах.
Небрежность или легкомыслие педагогических работников в процессе разработки и проведении процедур оценивания образовательных результатов
обучающихся школ есть прямое нарушение трудовых функций и обязанностей, прав других участников образовательного процесса. Это может повлечь юридические последствия. Исследователи утверждают, что юридическая ответственность за правонарушения в сфере образования носит комплексный характер, так как применение различных видов юридической ответственности должно при этом отражать специфику правоотношений, возникающих в педагогической среде. Закона «Об образовании в РФ» непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников за нарушение их трудовых обязанностей и прав других участников образовательного процесса, но содержит отсылочную норму (п. 4 ст. 48 данного Закона) к другим законодательным актам.
Педагогические работники как участники трудовых отношений несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых функцией перед работодателем (образовательной организацией), а также материальную ответственность за причинение по вине работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц. Как участники процесса обучения и воспитания несовершеннолетних педагогические работники в общем порядке несут административную и уголовную ответственности, предусмотренные статьями 5.57, 19.30 КоАП РФ и статьями 109, 118 УК РФ.
Среди дисциплинарных взысканий, согласно ТК РФ, указываются замечание, выговор и увольнение за недобросовестное исполнение трудовых обязанностей и функций педагогом, к которым относится и оценка образовательных результатов обучающихся. Также согласно ст. 336 ТК РФ трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения, либо за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Исследователи в области образовательно права утверждают, что лишение премии, иной стимулирующей выплаты не относится ни к мерам
дисциплинарного взыскания, ни к материальной ответственности, поэтому в качестве меры юридической ответственности за нарушения норм труда применяться к педагогическим работникам не может. Следовательно, можно предположить, что дисциплинарная ответственность является основным видом юридической ответственности педагогических работников в области оценки образовательных результатов обучающихся школы.
Административная и уголовная ответственность педагогических работником в области нарушения трудовых функций и обязанностей, согласно исследованиям, являются, скорее, исключительными мерами. Учитель может быть привлечен к административной ответственности в области оцени образовательных результатов обучающихся в случаях, установленных ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ и связанных с умышленным искажением результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся и школьных олимпиад. КоАП РФ предусматривает за это правонарушение наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Эксперты комментируют данную норму, что по этому составу к административной ответственности в качестве граждан по данной статье могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица.
Уголовная ответственность педагогических работников наступает в случаях, сопряжённых с обеспечением и охраной жизни и здоровья обучающихся школы. Однако отечественные исследователи утверждают, что этим обязана заниматься только та категория педагогических работников, на которую такая обязанность возложена спецификой преподаваемой дисциплины и чётко прописана в должностной инструкции, неисполнение которой может повлечь увечья либо смерть обучающихся. К таким педагогам, в частности, можно отнеси: преподавателей химии, преподавателей физической культуры, преподаватели школы подводного плавания и др. Вместе с тем эксперты в данной области утверждают, что обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности за преступления, связанные с ненадлежащим
исполнением своих профессиональных обязанностей, является установление правовых предписаний, регламентирующих поведение лица в той или иной профессиональной сфере. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности педагогического работника, которая не указана в должностной инструкции (регламенте), по контролю за поведением обучаемых, не может рассматриваться причиной общественно опасных последствий, поскольку наступление таковых связано с иными причинами, устранить которые педагог, зачастую, не в состоянии.
Таким образом, вопрос юридической ответственности педагогических работников в области оценки образовательных результатов обучающихся школы является важными и требуют серьезного внимания. Несоблюдение установленных законодательством норм и требований к преподавательской деятельности может повлечь за собой серьезные последствия, включая дисциплинарные взыскания и увольнение, а в исключительных случаях административную и уголовную ответственность. Педагогические работники школы должны быть внимательны к своим должностным обязанностям, следовать законодательству и выполнять свои функции добросовестно. Среди практических рекомендаций по минимизации рисков юридической ответственности учителей школы за процедуры оценки образовательных результатов обучающихся школы можно назвать ознакомление с нормативной базой и требованиями школы и федерльного законодательства к процедурам оценивания образовательных результатов обучающихся, выбор и составление материалов для оценивания в соответствии с учебной программой по предмету, корректная разработка системы критериев и. выставления отметок, информирование, открытость и прозрачность процедур оценивания для обучающихся и их родителей, систематичность проведения данных процедур, соответствии содержания материалов для оценивания учебной программе по предмету, психологовозрастным особенностям обучающихся и уровню образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ. URL: http://w.constitution.ru;
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ». URL: http://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174;
3. Трудовой кодекс РФ. URL: https://wxonsultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/;
4. КоАП РФ. URL: https://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/;
5. Уголовный кодекс РФ. URL: https://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/;
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"). URL: https://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/;
7. Иванов, А.А., Кондрашов, Ю.А. Участие педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации: правовые вопросы // Вестник ПАГС. 2021. №5. С. 5058. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-pedagogicheskih-rabotnikov-v-provedenii-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-pravovye-voprosy;
8. Кафанова, О.В., Сидоренко, Н.С. Взаимодействие участников образовательного процесса на примере общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. №3 (5). С. 35-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-na-primere-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy-problemy-i-perspektivy;
9. Крылова, М.А., Эрлих, О.В. Регламентация обязанностей учителей и родителей в образовательном процессе (на примере конкретного социологического исследования) // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. №1. С. 30-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-obyazannostey-uchiteley-i-roditeley-v-obrazovatelnom-protsesse-na-primere-konkretnogo-sotsiologicheskogo;
10. Сивцева, Н.Е. Административная ответственность педагогических работников // Электронный журнал "Пора роста". Май 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.porarosta.ru/administrativnaja-otvetstvennost-pedagogicheskih-rabotnikov/;
11. Скорбич, Ю. О. Уголовная ответственность педагогических работников за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей // Социально-политические науки. 2018. №2. С. 198-200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-pedagogicheskih-rabotnikov-za-nenadlezhaschee-ispolnenie-professionalnyh-obyazannostey;
12. Халилова, О.Я. Свобода творчества и свобода преподавания: области и точки пересечения // Вестник ЧелГУ. 2015. №4 (359). С. 26-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-tvorchestva-i-svoboda-prepodavaniya-oblasti-i-tochki-peresecheniya
Syroezhin G.N., Ladnushkina N.M.
Syroezhin G.N.
Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Ladnushkina N.M.
Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)
LEGAL RESPONSIBILITY OF TEACHING STAFF IN FIELD OF EVALUATION OF EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS OF SCHOOL: THEORY AND PRACTICE
Abstract: article is devoted to the analysis of the issue of legal responsibility of teaching staff in the context of assessing the educational results of students at school. The author analyzes the normative and theoretical foundations, practical aspects of this problem, and provides an analysis of the legal norms governing this issue. The article examines the legal aspects of assessing students' educational achievements, disciplinary penalties applied to teachers for violating norms in this area, as well as other possible consequences of offenses. The obtained results contribute to the expansion of the scientific base and help to specify the essence of the legal responsibility of teaching staff and ensure the correct application of legislation in the practice of the educational process.
Keywords: educational law, educational process, school, teacher, responsibility.