Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богдан Ксения Борисовна

В статье рассматривается правовое регулирование такого явления, как буллинг в образовательных организациях Российской Федерации. Автор статьи обосновывает актуальность данной проблемы, анализирует её причины и последствия, отмечает недостатки и пробелы в законодательстве, связанные с данной областью. Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования буллинга в образовательных организациях Российской Федерации, способных упорядочить общественные отношения в данной области, пресечь возникновение и распространение этого явления, главным образом у подростков, а в случае его совершения применения соответствующих мер ответственности. При проведении исследования используются такие методы, как: сравнительно-правовой, метод опроса, правового прогнозирования.Автором статьи приводятся примеры юридического закрепления норм, регулирующих буллинг в зарубежных странах и предлагается их включение по аналогии в законодательство Российской Федерации.В работе обосновывается необходимость принятия отдельного закона, регулирующего данное явление, а также локальных актов (положений) на уровне образовательных организаций. Автором предлагается ряд изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», семейное, трудовое, административное, уголовное законодательство, направленных на совершенствование юридического регулирования в данной области и как следствие снижение рисков возникновения и распространения буллинга в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богдан Ксения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PREVENTION AND PRECLUSION OF BULLYING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the legal regulation of such a phenomenon as bullying in educational institutions of the Russian Federation. The author of the article substantiates the relevance of this problem, analyzes its causes and consequences, notes the shortcomings and gaps in the legislation related to this area. The purpose of the study is to develop proposals for improving the legal regulation of bullying in educational institutions of the Russian Federation that can streamline public relations in this area, stop the occurrence and spread of this phenomenon, mainly among adolescents, and in case of its commission, the application of appropriate liability measures. The research uses such methods as: comparative legal, polling method, legal forecasting.The author of the article gives examples of the legal consolidation of the norms governing bullying in foreign countries and suggests their inclusion by analogy in the legislation of the Russian Federation.The paper substantiates the need to adopt a separate law regulating this phenomenon, as well as local acts (regulations) at the level of educational organizations. The author proposes a number of changes to the Federal Law «On Education in the Russian Federation», family, labor, administrative, criminal legislation aimed at improving legal regulation in this area and, as a result, reducing the risks of the emergence and spread of bullying in educational organizations.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Совершенствование правового регулирования профилактики и предотвращения буллинга в образовательных организациях Российской Федерации

Богдан Ксения Борисовна,

преподаватель Многопрофильного колледжа, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» E-mail: utmn72bk@mail.ru

В статье рассматривается правовое регулирование такого явления, как буллинг в образовательных организациях Российской Федерации. Автор статьи обосновывает актуальность данной проблемы, анализирует её причины и последствия, отмечает недостатки и пробелы в законодательстве, связанные с данной областью. Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования буллинга в образовательных организациях Российской Федерации, способных упорядочить общественные отношения в данной области, пресечь возникновение и распространение этого явления, главным образом у подростков, а в случае его совершения применения соответствующих мер ответственности. При проведении исследования используются такие методы, как: сравнительно-правовой, метод опроса, правового прогнозирования.

Автором статьи приводятся примеры юридического закрепления норм, регулирующих буллинг в зарубежных странах и предлагается их включение по аналогии в законодательство Российской Федерации.

В работе обосновывается необходимость принятия отдельного закона, регулирующего данное явление, а также локальных актов (положений) на уровне образовательных организаций. Автором предлагается ряд изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», семейное, трудовое, административное, уголовное законодательство, направленных на совершенствование юридического регулирования в данной области и как следствие снижение рисков возникновения и распространения буллинга в образовательных организациях.

Ключевые слова: буллинг, образовательная организация, честь, достоинство, моральный вред.

В настоящее время весьма актуальной является проблема буллинга в образовательных организациях Российской Федерации. Этот термин происходит из английского языка, что в переводе дословно означает «запугивание».

Данное понятие прочно вошло в употребление отечественными специалистами и под ним понимается регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком или группой агрессоров, которое обычно проходит в условиях замкнутой общественной группы [1], как правило, при условии неравенства сил или власти участников.

Особенно данное явление характерно для школьного или студенческого коллектива, когда моральные ориентиры еще не сформированы и человек стремится самоутвердиться любыми, порой совершенно неприемлемыми способами.

Большинство обучающихся, в настоящее время, знакомы с этим явлением не понаслышке, оно мешает достигать им высоких результатов в учебе, научной и творческой деятельности, нередко становится причиной пропусков и нежелания посещать учебное заведение, психических расстройств и появления агрессии. С 2010 по 2014 годы буллинг в школах Российской Федерации увеличился с 24 до 30 процентов. А это значит, что дети ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников (высмеивание, клички, оскорбления и другие) и эпизодически становятся жертвами физического насилия [2].

Согласно результатам PISA, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличивается. Например, с 2015 по 2018 г. оно выросло на 10% и составило 37% всех учеников. При этом в России буллинг в большей степени, чем в других странах, «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергаются от 25 до 50% учеников [3].

Согласно письменному опросу, проведенному автором статьи в феврале 2023 года среди 216 студентов первого и второго курсов на базе 9 классов в возрасте 16-17 лет в Многопрофильном колледже ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» более половины обучающихся (82%) когда-либо (в том числе в школах) подвергались различным формам буллинга, как психологического, так и физического. У всех опрошенных, положительно ответивших на вопрос о наличии в отношении него фактов буллинга (82%), он был выражен в оскорблениях, насмешках, издевательствах, кле-

5 -а

сз ж

<

вете, в том числе и в социальных сетях. Из 82% обучающихся 30% подвергались также физическому насилию (толчкам, побоям, причинению вреда здоровью), 8% задумывались о самоубийстве, в связи с систематическими унижениями со стороны одноклассников, 6% предпринимали конкретные меры для этого, но не доводили до конца, благодаря вмешательству родителей и педагогов. 56% опрошенных желали отомстить своим обидчикам, применив к ним физическую силу, но не решались на это по различным причинам: либо отсутствия уверенности в удачном исходе задуманного, либо смирения с ситуацией, либо принятия решения о переводе в другую образовательную организацию.

Особые опасения вызывают описываемая подростками агрессия, направленная против обидчиков и обесценивание своей собственной жизни, в связи со случаями буллинга в образовательной организации. Это явление зачастую становилось причинами трагических событий. Многие из них общеизвестны.

Например, 21 марта 2018 года 13-летняя обучающаяся пришла в учреждение с отцовским пневматическим пистолетом, чтобы свести счеты с обидчиками, и хладнокровно открыла огонь по своим одноклассникам. Организовать нападение на сверстников подростку помогли две ее лучшие подруги. Одноклассники часто дразнили девочку, передразнивали ее, как потом рассказала одна из учениц школы № 15 города Щадринск. В результате нападения пострадало семеро учеников [4].

Другой случай произошел 10 мая 2018 года. Обучающийся Барабинского филиала Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Лунина в помещении класса прямо во время урока выстрелил из охотничьего гладкоствольного ружья в сторону других учащихся. Зайдя с утра в кабинет, он поднял ружье и сказал: «Вы надо мной подшутили, теперь я над вами подшучу». Инцидент произошел на глазах у преподавателя. В результате одному из студентов причинил огнестрельное ранение плеча. Трое учащихся колледжа выпрыгнули из окна второго этажа. Один из них получил перелом голеностопных суставов, другой несовершеннолетний - перелом стопы. После произошедшего стрелок вышел в коридор учреждения, где нанес себе смертельное ранение [5].

Также весьма известный случай произошел 18 октября 2021 года, когда 12-летний школьник устроил стрельбу в школе в Пермском крае. После задержания ученик признался, что пришел в школу с оружием для расправы с ровесниками, которые его сильно обижали. «Стрельбу он, скорее всего, устроил из-за буллинга одноклассниками, которые нередко издевались.» - сообщила ученица той же школы [6]. Директору удалось договориться с учеником отдать оружие и физически в тот день никто Е не пострадал, но психологическая травма, опыт ис-2 пытанных страха и потрясения была нанесена всем £3 находившимся в учебном заведении. еЗ Что касается совершаемых суицидов, то соЦ гласно данным Следственного комитета, в 2021 го-

ду число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая [7]. Зачастую причиной суицида у несовершеннолетних, согласно изученным случаям, как раз являлась травля в коллективе, систематические унижения со стороны одноклассников.

Таким образом, проблема буллинга является весьма распространенной, что подтверждается вышеприведенными исследованиями, а его последствия могут стать катастрофическими: от нанесенной психологической травмы и невозможности ребенка обучаться в благоприятных условиях до опасности для жизни и здоровья всех участников образовательного процесса.

Явление буллинга характерно не только для современных России и мира, в советские времена он также существовал, только называли его по-другому: травля, издевательства, толпой на одного. Однако смысл не менялся. Это было явление, которое препятствует обучению, нормальному развитию и воспитанию человека в такой образовательной организации.

В частности, о буллинге был снят фильм «Чучело» 1984 г., который должен был привлечь внимание общества к этой проблеме, но кардинально вопрос так и не был решен и как показывают последние исследования, количество случаев данного явления непрерывно растет. При этом в законодательстве до сих пор не обозначено ни понятие буллинга и не создан закон об этом явлении. Существует некий собирательный образ норм права из различных отраслей, регулирующий этот вопрос, однако четкое указание на него, несмотря на масштабы развития и плачевность его последствий, отсутствует.

В связи с чем можно сделать вывод о недостаточности и отсутствии четкого правового регулирования буллинга в образовательных организациях Российской Федерации. Для разработки предложений по совершенствованию законодательства в этой области будут рассмотрены основные выявленные причины (факторы) буллинга и их связь с возможными юридическими пробелами, а также нормативные правовые акты, регулирующие данную проблему в настоящее время.

Согласно проведенному опросу среди 216 обучающихся, 20 преподавателей, 13 из которых являются классными руководителями учебных групп и психолога Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» были выявлены основные причины желания отдельных лиц совершать буллинг:

1. Определенное воспитание и пример, взятый от родителей (иных законных представителей) в семье, жестокое обращение и/или ущемление интересов ребенка.

Установку в семье «Я сильнее, взрослее, а значит мне всё можно» перенимает и ребенок, а затем транслирует её в образовательном учреждении. Такие обучающиеся зачастую не понимают что именно они делают не так, ведь есть сильные, а есть обучающиеся помладше и/или слабее. Управляют

и решают сильные. Помимо вопроса, поступающего от них специалистам образовательной организации: «А что я такого сделал?», следует еще один: «А где указано, что за буллинг предусмотрена ответственность?». Действительно, прямое указание на такое понятие в законодательстве отсутствует и его, на наш взгляд, необходимо предусмотреть.

2. Недостаток внимания.

Любой ребенок нуждается в постоянных любви и внимании со стороны взрослых. Если он этого не получает, то может почувствовать себя незначительным, ненужным. И порой для того, чтобы его заметили, начинает отличаться девиантным поведением, в том числе выраженном в буллинге.

Разбирая эту причину, возникает вопрос, а все ли родители действительно добросовестно выполняют свои обязанности? Проводят ли время со своими детьми? Думается, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации [8], касающегося обязанностей родителей, необходимо дополнить и указать что именно включает в себя забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Например, указав, что она должна включать: систематическое проявление внимания к ребенку, совместное времяпрепровождение и беседы ежедневно в течение определенного времени, отсутствие жестокости и нецензурной брани. Сложно проконтролировать выполнение этих требований, но указание таких особенностей, может привлечь внимание к необходимости должного выполнения своих обязанностей, создать определенные критерии их выполнения.

3. Чувство вседозволенности и безнаказанности.

На практике встречаются избалованные обучающиеся, чьи желания и интересы никем и никогда не ограничивались. Также ребенок может знать, что ответственность за его поступки наступит только после определенного возраста, не ранее 16 лет, а в отдельных случаях с 14. В связи с чем возникает мысль об установлении ответственности с более раннего возраста, в том числе в связи с вышеприведенными в статье примерами, где нарушителями становились обучающиеся 12-13 лет.

4. Месть за предшествующий буллинг.

Данная причина еще раз показывает, как важно

пресечь буллинг на стадии зарождения, а если он уже есть наказать за его последствия в превентивных целях для потенциальных агрессоров.

5. Ограниченные возможности здоровья отдельных обучающихся, их отличие от других по данному критерию.

Предусмотренная законодательством возможность совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с другими учащимися, нередко становится причиной буллинга. 100% опрошенных обучающихся и педагогов выразили уверенность, что в обычном коллективе обучающиеся с ограниченными возможностями не адаптируются.

По их наблюдениям это порождает не только срывы на него у сверстников, насмешки и упреки,

но и педагогов, у которых не получается эффективно и в полном объеме донести учебный материал, освоить образовательную программу в таких группах.

Считаем, что необходимо внести соответствующие корректировки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №73-Ф3 (далее по тексту - ФЗ «Об образовании в РФ») [9] об обязательном разделении таких обучающихся в различные классы и группы или возможность обучения данных лиц в специализированных учреждениях. Указать данную позицию необходимо в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», изложив п. 4 ст. 79 в новой редакции, а именно: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.». Считаем, что данное нововведение будет способствовать предотвращению частого буллинга в образовательных учреждениях по причинам состояния здоровья таких лиц.

6. Скука, отсутствие занятости делами.

Образовательному учреждению важно не только создавать кружки, различные секции, а реально привлекать всех обучающихся к их посещению, вести контроль за тем, чтобы каждый ребенок там занимался. В ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» необходимо установить для образовательной организации обязанность обеспечивать посещаемость всеми обучающими кружков и секций, а также привлечения их к общественной деятельности и труду, поскольку буллинг - это явление нередко происходящее из-за отсутствия занятости, социально полезной активности в жизни ребенка.

Также нередким последствием скуки становится увлечение обучающимися компьютерными играми. Необходимо обратить внимание не столько на то, чтобы маркировать все игры с жестокими сценариями отметкой «18+», поскольку, на наш взгляд, данная мера является неэффективной, сколько на полном исключении данных игр из гражданского оборота, за исключением только определенных случаев, связанных с подготовкой лиц к боевым действиям и для сотрудников соответствующих спецподразделений. По нашему мнению, игры, связанные с убийствами и причинением увечий, могут «сломать» психику не только несовершеннолетним, но и взрослым. Причинение смерти, травм, увечий даже на виртуальном уровне, не должно ни у одного человека в нашем государстве ассоциироваться с развлечением.

7. Отсутствие эффективной работы со стороны образовательной организации по профилактике и борьбе с буллингом.

Данная причина может выражаться в равнодушии педагогов и администрации образовательной организации к данной проблеме. Кроме того, это отсутствие на локальном уровне специальных лиц, занимающихся данными вопросами либо коллегиального органа, а также Положения, регулирующе-

5 -о

сз ж

■с

го противодействие буллингу. Многие педагоги также отмечают недостаточность знаний для осуществления таких действий, поскольку п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено обучение не реже 1 раза в 3 года по профилю педагогической деятельности. Организации направляют своих специалистов на такие обучения, но на практике все они связаны только с методикой преподавания и не дают никаких психологических инструментов для борьбы с данным явлением. Поэтому, думается, что указанную формулировку необходимо дополнить уточнением, что обучение должно быть связано как с методикой преподавания, так и способами поддержания благоприятного морально-психологического климата в учебном коллективе.

Как мы видим из обозначенных причин вытекают и некоторые проблемы правового регулирования рассматриваемого явления. Несмотря на то, что его понятие в законодательстве не предусмотрено, существует ряд нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы, входящие в предметную область дефиниции «буллинг».

Первым нормативным правовым актом, косвенно регулирующим проблему буллинга, а именно подчеркивающим недопустимость унижения человеческого достоинства, является Основной закон нашего государства - Конституция Российской Федерации [10]. Так статьи 21, 23, 43 предусматривают охрану достоинства личности законом, защиту чести и доброго имени, право на образование, соблюдение которых невозможно при игнорировании такого явления, как буллинг в образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, а согласно ч. 8 ст. 43 закона по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания.

Однако, возникает вопрос: «А как быть с нарушителями в возрасте до 15 лет?» Примеры, связанные с буллингом и нападениями его жертв на образовательные учреждения, зачастую касаются как раз категории детей от 12 до 15 лет. Получается, в данных случаях вопрос не регулируется, обучающиеся в этом возрасте чувствуют себя безнаказанно: их не отчислят, они не подлежат уголовной ответственности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) [11 ], при которых она наступает с 14 лет. Ведь данЕ ным лицам, в силу положений самой Конституции 2 Российской Федерации, обязаны обеспечить полу-£3 чение основного общего образования. еЗ На наш взгляд, это законодательное упущение. ав И 12-летний, и 10-летний человек вполне может

осознавать, что делает другому больно, а мститель, что отнимает человеческую жизнь, в связи с чем ответственность необходимо установить с более раннего возраста и предусмотреть для малолетних.

В нашем государстве привлечение к юридической ответственности осуществляется слишком поздно: с 14 лет по некоторым составам правонарушений, когда уже успевает сформироваться устойчивая и определенная культура поведения. По этой причине отчасти и появляется столько самонадеянных подростков, которые совершая акты морального и физического насилия, чувствуют свою вседозволенность и безнаказанность.

Кроме того, в локальных актах образовательных организаций нет упоминания именно о бул-линге, то есть травле целым коллективом одно-го-двух человек группы, ведь в такой ситуации 80% обучающихся не отчислить. Не единичные случаи оскорблений, а именно вопросы буллинга в образовательных организациях на локальном уровне, не урегулированы.

Данная проблема, как показывают практика и статистика, является настолько распространенной и острой для России, что считаем необходима разработка отдельного Федерального закона «О противодействии буллингу (травле) в образовательных организациях Российской Федерации», в котором будут изложены все необходимые, конкретные мероприятия, способствующие предотвращению возникновения данного явления, меры по борьбе с ним, обязательные к исполнению. Например, четкие обязанности образовательной организации по предотвращению и борьбе с данным явлением, комплекс мероприятий, проводимых в государстве.

Также на локальном уровне в организации необходимо разработать Положение по противодействию буллингу, которое, в частности, включало бы в себя нормы о наличии ответственных по борьбе с данным явлением: уполномоченного по делам буллинга либо комитета по борьбе с буллингом в организации.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) [12] п. 8 ст. 81 предусмотрено основание увольнения для работника, выполняющего воспитательные функции, в случае совершения им аморального проступка, но при этом ничего не указано о дисциплинарной ответственности (увольнении) за допущение им аморальных поступков со стороны других лиц (например, выраженном в отсутствии противодействия буллингу). Полагаем, что необходимо включить его в качестве такого основания, дополнив ст. 81 ТК РФ п. 8.1. Данная мера позволит обратить многим, особенно равнодушным педагогам, внимание на данную проблему и осознать, что данный вопрос также является сферой их ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) [13] предусмотрена ответственность за деяние, попадающее под понятие бул-

линга (травли) в коллективе и отражено в ст. 5.61 «Оскорбление», под которым согласно данной норме понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Также нередко буллинг в коллективе сопровождается не только причинением душевных страданий жертве, но и ущерба её имуществу (порча одежды, иных вещей и принадлежностей). Так, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) [14], а именно статьями 15, 151 и 152 предусмотрены способы защиты прав в данных случаях, такие как: возмещение убытков, компенсация морального вреда, право требовать опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина сведений.

Правовое регулирование буллинга (травли) и его последствий в уголовном законодательстве может охватывать целый ряд статей: ст. 109 («Причинение смерти по неосторожности»), ст. 110 («Доведение до самоубийства»), ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), ст. 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), ст. 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), ст. 116 («Побои»), ст. 117 («Истязание»), ст. 118 («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»), ст. 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), ст. 128.1. («Клевета»).

При этом, конкретной статьи с указанием состава «Буллинг (травля) участника образовательного процесса» в УК РФ до сих пор нет. Считаем это пробелом в уголовном законодательстве Российской Федерации, что в частности, подтверждается сложностями при идентификации преступления, доказывании и назначении наказания, а также при работе над такими ситуациями в образовательных учреждениях, заявлениями и обучающихся (булле-ров), и их родителей о том, что такого преступления нет.

Также считаем недоработкой, что за большинство существующих составов, входящих в рассматриваемое понятие, предусмотренных УК РФ субъектом ответственности является только лицо, достигшее 16 лет (исключение - ст. 111, 112 УК РФ). Данное положение необходимо пересмотреть, в связи существующей практикой их совершения, понизив данный возраст как минимум до 14 лет, а в некоторых случаях до 10 лет.

В Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях статья, связанная с бул-лингом, уже есть у ряда государств. Например, Кодексом Украины об административных правонарушениях [15], а предусмотрена ст. 173-4, которая называется также, как предлагаемая нами для включения в законодательство Российской Федерации, а именно: «Буллинг (травля) участника образовательного процесса».

В соответствии с частью 1 ст. 173-4 указанного Кодекса буллинг (травля), то есть деяния участни-

ков образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, которые совершаются в отношении малолетнего либо несовершеннолетнего лица или таким лицом относительно других участников образовательного процесса, вследствие чего мог быть или был причинен вред психическому либо физическому здоровью потерпевшего, - влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста, не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от двадцати до сорока часов.

Вторая часть статьи предусматривает ответственность за повторное совершение данного деяния. В соответствии с частью 3 рассматриваемое деяние, совершенное малолетними или несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 16 лет, -влечет наложение штрафа на родителей или лиц, которые их заменяют, от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от двадцати до сорока часов. Также данной статьей предусмотрена ответственность за несообщение руководителем учебного заведения уполномоченным подразделениям органов полиции о случаях буллинга (травли) участника образовательного процесса.

Представляется, что в Российской Федерации мог бы быть успешно использован приведенный зарубежный опыт, в части наименования состава правонарушения (статьи) и его определения, предусмотренной ответственности для родителей несовершеннолетних и малолетних, а также за несообщение руководителем учебного заведения о таком случае в правоохранительные органы. Также как было отмечено в статье ранее необходимо включить норму об ответственности для самого малолетнего, выраженной в выполнении посильного его возрасту труда. Кроме того, состав необходимо включить и в уголовное законодательство, изложив название, например, в такой редакции: «Буллинг участника образовательного процесса, повлекший причинение вреда его здоровью или смерти».

Также необходимо адаптировать наказания за данные правонарушения в соответствии с указанными в законодательстве Российской Федерации. Думается, для административной ответственности должны быть выбраны такие виды наказаний, как: административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; обязательные работы. В уголовном: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; принудительные работы; лишение свободы на определенный срок. р

Таким образом, на основании проведенного ис- Д следования среди педагогов и обучающихся, ана- Ч

т

лиза причин явления и норм различных отраслей К права, можно сделать вывод, что юридическое ре- ё гулирование буллинга нуждается в скорейшем со- у вершенствовании. Представляется, изложенные А

в статье предложения смогут способствовать снижению рисков возникновения и распространения данного явления, что обеспечит благоприятные условия для обучения, развития и воспитания учащихся и студентов в образовательных организациях Российской Федерации.

Литература

1. Что такое буллинг и кто поможет справиться с психологическим давлением? - Текст: электронный. - URL: http://prk.kuzstu.ru/uni-versity/news/chto-takoe-bulling-i-kto-pomozhet-spravitsya-s-psikhologicheskim-davleniem-/ (дата обращения: 25.02.2023).

2. Авдалян А.Я., Никонович С.Л. О правовом регулировании буллинга в Российской Федерации / А.Я. Авдалян, С.Л. Никонович. - Текст: непосредственный // Журнал Российского государственного университета туризма и сервиса (раздел: уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). - 2019. -№ 8 (176). - С. 116-118.

3. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом / М.А. Новикова, А.А. Реан, И.А. Коновалов. -Текст: непосредственный // Вопросы образования: сборник статей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - 2021. - № 3. - С. 62-90.

4. «Вы мне все надоели»: в школе Шадринска 13-летняя ученица расстреляла из пистолета одноклассников. - Текст: электронный. -URL: https://eburg.mk.ru/articles/2018/03/21/vy-mne-vse-nadoeli-v-shkole-shadrinska-13letnyaya-uchenica-rasstrelyala-iz-pistoleta-odnoklassnikov. html (дата обращения: 26.02.2023).

5. Стрельба в колледже под Новосибирском: студенты прыгали из окон. - Текст: электронный. -URL: https://vn.ru/news-strelba-v-kolledzhe-pod-novosibirskom-studenty-prygali-iz-okon-/ (дата обращения: 27.02.2023).

6. Школьница рассказала, что устроивший стрельбу под Пермью мальчик подвергался буллингу. - Текст: электронный. - URL: https://vm.ru/news/919676-shkolnica-rasskazala-chto-ustroivshij-strelbu-pod-permyu-malchik-podvergalsya-bullingu (дата обращения: 28.02.2023).

7. В России выросло число детских суицидов и их попыток - Текст: электронный. -URL: https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/ 62c594289a7947eece23ead6 (дата обращения: 01.03.2023).

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №23-ФЗ - Текст: электронный. -КонсультантПлюс: справочная правовая система [A09B] URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (40B0 >1@0I5=80 02.03.2023).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ - Текст: электронный. - КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/(дата обращения 03.03.2023).

10. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Текст: электронный. - КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 03.03.2023).

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N63^3. - Текст: электронный. -КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 04.03.2023).

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Ш97-Ф3 - Текст: электронный. -КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/ (дата обращения 05.03.2023).

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Ж95-Ф3 - Текст: электронный. - Консультант-Плюс: справочная правовая система [сайт] -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/ (дата обращения 05.03.2023).

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N51-ФЗ - Текст: электронный. - КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (дата обращения 05.03.2023).

15. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года № 8073-X (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12.2022 г.) - Текст: электронный. -URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30418317&pos=2586;-55#pos=2586;-55 (дата обращения: 05.03.2023).

IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PREVENTION AND PRECLUSION OF BULLYING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Bogdan K.B.

Tyumen Industrial University

The article deals with the legal regulation of such a phenomenon as bullying in educational institutions of the Russian Federation. The author of the article substantiates the relevance of this problem, analyzes its causes and consequences, notes the shortcomings and gaps in the legislation related to this area. The purpose of the study is to develop proposals for improving the legal regulation of bullying in educational institutions of the Russian Federation that can streamline public relations in this area, stop the occurrence and spread of this phenomenon, mainly among adolescents, and in case of its commission, the application of appropriate liability measures. The research uses such methods as: comparative legal, polling method, legal forecasting.

The author of the article gives examples of the legal consolidation of the norms governing bullying in foreign countries and suggests their inclusion by analogy in the legislation of the Russian Federation.

The paper substantiates the need to adopt a separate law regulating this phenomenon, as well as local acts (regulations) at the level of educational organizations. The author proposes a number of changes to the Federal Law «On Education in the Russian Federation», family, labor, administrative, criminal legislation aimed at improving legal regulation in this area and, as a result, reducing the risks of the emergence and spread of bullying in educational organizations.

Keywords: bullying, educational organization, honor, dignity, moral injury.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. What is bullying and who will help to cope with psychological pressure? - Text: electronic. - URL: http://prk.kuzstu.ru/uni-versity/news/chto-takoe-bulling-i-kto-pomozhet-spravitsya-s-psikhologicheskim-davleniem-/ (date of access: 25.02.2023).

2. Avdalyan A. Ya., Nikonovich S.L. On the legal regulation of bullying in the Russian Federation / A. Ya. Avdalyan, S.L. Nikonovich. - Text: direct // Journal of the Russian State University of Tourism and Service (section: criminal law and criminology; penitentiary law). - 2019. - No. 8 (176). - P. 116118.

3. Novikova M.A., Rean A.A., Konovalov I.A. Bullying in Russian schools: experience in diagnosing prevalence, gender and age characteristics and connection with the school climate / M.A. Novikova, A.A. Rean, I.A. Konovalov. - Text: direct // Educational issues: collection of articles of the National Research University Higher School of Economics. - 2021. - No. 3. - S. 62-90.

4. «I'm tired of you all»: at the Shadrinsk school, a 13-year-old student shot her classmates with a pistol. - Text: electronic. - URL: https://eburg.mk.ru/articles/2018/03/21/vy-mne-vse-nadoeli-v-shkole-shadrinska-13letnyaya-uchenica-rasstrelyala-iz-pistoleta-odnoklassnikov.html (date accessed: 26.02.2023).

5. Shooting at a college near Novosibirsk: students jumped out of the windows. - Text: electronic. - URL: https://vn.ru/news-strelba-v-kolledzhe-pod-novosibirskom-studenty-prygali-iz-okon-/ (date of access: 27.02.2023).

6. A schoolgirl said that a boy who fired near Perm was subjected to bullying. - Text: electronic. - URL: https://vm.ru/ news/919676-shkolnica-rasskazala-chto-ustroivshij-strelbu-

pod-permyu-malchik-podvergalsya-bullingu (date of access: 28.02.2023).

7. The number of child suicides and their attempts has increased in Russia - Text: electronic. - URL: https://www.rbc.ru/socie-ty/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 (date of access: 01.03.2023).

8. Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 N223-FZ - Text: electronic. -ConsultantPlus: reference legal system [website] - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/(accessed 02.03.2023).

9. Federal Law «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012 N273-FZ - Text: electronic. - ConsultantPlus: reference legal system [website] - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 03.03.2023).

10. The Constitution of the Russian Federation (with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020) - Text: electronic. - ConsultantPlus: legal reference system [website] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (accessed 03.03.2023).

11. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 N63-FZ. - Text: electronic. -ConsultantPlus: reference legal system: [website] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (accessed 04.03.2023).

12. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 N197-FZ - Text: electronic. - ConsultantPlus: legal reference system [website] - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/ (accessed 05.03.2023).

13. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 N195-FZ - Text: electronic. - Consult-antPlus: legal reference system [website] - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (accessed 05.03.2023).

14. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30, 1994 N51-FZ - Text: electronic. - ConsultantPlus: reference legal system [website] - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed 05.03.2023)

15. Code of Ukraine on Administrative Offenses of December 7, 1984 No. 8073-X (as amended and supplemented as of December 01, 2022) - Text: electronic. - URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30418317&pos=2586;-55#pos=2586;-55 (date of access: 05.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.