Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования исполнения обязанностей педагогического работника'

Проблемы правового регулирования исполнения обязанностей педагогического работника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
образование / воспитание / неисполнение обязанностей по воспитанию / жестокое обращение / несовершеннолетний / насилие / неосторожность / аморальный проступок / education / upbringing / failure to fulfill responsibilities for upbringing / ill-treatment / minor / violence / carelessness / immoral misconduct

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Сергеевна Кузнецова

Статья посвящена вопросам профессионального статуса педагогического работника в аспекте реализации образовательного процесса. Проанализированы актуальные проблемы привлечения к ответственности педагогов. Сформулированы предложения по правовому совершенствованию терминов, определяющих трудовые функции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of the performance of duties of a teaching staff

The article is devoted to the issues of the professional status of a teacher in the implementation of the educational process. An analysis of topical problems of holding teachers accountable is given. Proposals have been formulated for the legal improvement of terms that determine the labor functions of a teacher.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования исполнения обязанностей педагогического работника»

Закон и право. 2024. № 10. С. 24-28. Law and legislation. 2024;(10):24-28.

Научная статья УДК 34.047

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-24-28 EDN: https://elibrary.ru/ZIWJPS

NIION: 1997-0063-10/24-494 MOSURED: 77/27-001-2024-10-694

Проблемы правового регулирования исполнения обязанностей педагогического работника

Наталья Сергеевна Кузнецова

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам профессионального статуса педагогического работника в аспекте реализации образовательного процесса. Проанализированы актуальные проблемы привлечения к ответственности педагогов. Сформулированы предложения по правовому совершенствованию терминов, определяющих трудовые функции педагога.

Ключевые слова: образование, воспитание, неисполнение обязанностей по воспитанию, жестокое обращение, несовершеннолетний, насилие, неосторожность, аморальный проступок.

Для цитирования: Кузнецова Н.С. Проблемы правового регулирования исполнения обязанностей педагогического работника // Закон и право. 2024. № 10. С. 24—28. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-24-28 ББЫ: https://elibrary.ru/ZIWJPS

Original article

Problems of legal regulation of the performance of duties of a teaching staff

Natalia S. Kuznetsova

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary

Service, Vologda, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the issues of the professional status of a teacher in the implementation of the educational process. An analysis of topical problems of holding teachers accountable is given. Proposals have been formulated for the legal improvement of terms that determine the labor functions of a teacher.

Keywords: education, upbringing, failure to fulfill responsibilities for upbringing, ill-treatment, minor, violence, carelessness, immoral misconduct.

For citation: Kuznetsova N.S. Problems of legal regulation of the performance of duties of a teaching staff // Law and legislation. 2024;(10):24—28. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-24-28 EDN: https:// elibrary.ru/ZIWJPS

|астало время глубинного переосмысле-I I ния правового статуса педагогического .А. -^работника исходя из тех реалий, которые имеют место в действительности.

Цель исследования: изучение вопросов правового регулирования профессионального статуса педагогического работника.

Исходя из целей исследования рассмотрим предмет, метод и механизм правового регулиро-

© Кузнецова Н.С. М., 2024.

вания как сложноорганизованной юридической деятельности.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) [4] защита прав несовершеннолетних обучающихся реализуется:

■ путем подачи обращения в адрес органов управления образовательной организацией;

■ путем подачи обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

■ путем подачи обращения в орган государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе в субъекте РФ;

■ применением не запрещенных законодательством РФ иных способов защиты прав и законных интересов.

Основанием увольнения является п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) [2].

Согласно пунктам 2, 3 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании на педагогических работников возложены обязанности по соблюдению ограничений при осуществлении образовательного процесса, в том числе и в отношении родителей (законных представителей) обучающихся.

В настоящее время моральное поведение преподавателя оценивается, в том числе, вне рамок реализации трудовой функции. Оценке подвергаются публикации в сети Интернет и поведение в общественных местах.

Механизм вынуждения принять решение об увольнении опробован и успешно реализуется. Работодатель наделен правом уменьшить количество часов на учебный год и таким образом может напрямую влиять на уровень дохода преподавателя, а в случае если заработная плата не является аргументом, то работодатель наделен правом сокращения должности.

В таких правовых условиях действия и даже бездействие преподавателя могут являться основанием для увольнения.

Исчерпывающий перечень оснований для увольнения педагогического работника содержится в п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Анализ правоприменительной практики оснований увольнения преподавательского состава, проведенный Н. Пластининой [14], свидетельствует об отсутствии доказывания факта телесных повреждений несовершеннолетнего.

А.М. Волков обращает внимание на то, что администрация образовательной организации не заинтересована по существу рассматривать жалобу законного представителя подростка, поскольку норма права позволяет подачу жалобы на руководителя [9].

Правоприменительная практика уточняет ответственность должностных лиц образовательной организации. Поскольку действия или бездействие, ставшие предметом разбирательства, совершены педагогическим работником при исполнении трудовых функций (в рабочее время), следовательно, ответственность перед истцом должен нести работодатель.

При отсутствии процедуры взаимодействия образовательной организации с МВД по вопросу реагирования на противоправные действия подростков и законодательной процедуры по пресечению насилия со стороны обучающихся вопрос об ответственности преподавательского состава остается открытым.

Миссия педагога заключается не только в обучении, но и в воспитании личности. Следовательно, духовная культура и нравственная этика являются одними из основных качеств.

Анализ отечественного образовательного законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о значительных проблемах правового регулирования действий преподавателей.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей рассмотрена К.Е. Антоновой [6].

С.И. Долгова обращает внимание на мониторинг агрессивного поведения обучающихся. По мнению данного автора, отсутствие доверия в семьях является причиной проявляемой подростками агрессии [10].

Получает все большее распространение ки-бербуллинг, т.е. использование сети Интернет для преследования в виде угроз, использования провокационных изображений, видео или текстовых сообщений через общедоступные платформы социальных сетей.

В правовой литературе есть точка зрения, что буллинг может выйти далеко за пределы школы.

В.А. Курбенков, А.Ю. Новосельцев считают, что установленные законодательством полномочия персонала школы не могут обеспечить профилактику правонарушений несовершеннолетних [12].

Законодательно не урегулирован вопрос об отчислении правонарушителя из учебного заведения. В образовательной организации нет правовых механизмов контроля дисциплины в момент образовательного процесса. В то же время обучающийся или его законный представитель могут подать обращение по оценке действий преподавателя в любой форме и в любой надзорный орган.

Пока сохраняется подобный законодательный пробел, вопрос об ответственности работников образования не решить.

Отсутствие реакции преподавателя на преследование одного из учеников укрепляет мнение о безнаказанности. Случаи словесного выражения по оценке и пресечению буллинга вы-

LAW & LEGISLATION • 10-2024

зывают встречную реакцию в виде подачи жалоб на действия преподавателя.

Данные социологических исследований свидетельствуют о распространенности буллинга в школах.

Процесс буллинга может остановить только взрослый — педагог или воспитатель. Однако современный педагог сам систематически подвергается нападкам не только со стороны родителей, но и со стороны должностных лиц системы образования.

В настоящее время объектом защиты становится правонарушитель. Стала возможной ситуация, при которой элементарное требование к дисциплине во время урока может превратиться в жалобу родителей, по результатам рассмотрения которой учитель может быть уволен.

Единственным правовым механизмом по профилактике буллинга могла бы стать законодательная возможность исключения обучающегося из образовательной организации за издевательства над учащимися или преподавателями.

Возрастает роль последствий публичных разбирательств увольнения преподавательского состава. Речь идет о распространении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, санкция за которые установлена статьями 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

В ходе разбирательств по выяснению обстоятельств поведения и действий преподавателя происходит вмешательство в учебный процесс, что, в свою очередь, отрицательно влияет на авторитет учреждения образования. Ухудшаются рейтинги, а это влияет на выбор родителей при подборе места обучения.

Термин «воспитание» понимается по-разному в юриспруденции и образовании и имеет несколько значений.

Квалификация ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [3] в применении насилия к несовершеннолетним носит явно узконаправленный характер.

Е.Г. Быкова, Е.З. Сидорова провели исследования статистических данных преступлений в сфере образования [8].

В соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, пунктами 8, 9 ч. 1 ст. 41, ч. 4 ст. 48 Закона об образовании ответственность за жизнь и здоровье обучающихся возложена на преподавательский состав.

Квалификация уголовной ответственности предусмотрена по видам вреда здоровью:

■ за физическое насилие установлена статьями 115 и 116 УК РФ. Отягчающими на-

казание являются обстоятельства, предусмотренные пунктами «з», «и», «п» ч. 1 ст. 63 УК РФ;

■ неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти ребенка педагогом — ч. 2 ст. 118, ч. 2 ст. 109 УК РФ. Руководитель образовательной организации привлекается по ч. 2 ст. 293 УК РФ.

Право на обжалование неоправданных оценок работы преподавателя, а также на защиту от жалоб предусмотрено в Рекомендациях о положении учителей 1966 г. (далее — Рекомендации) [5].

По мнению Е.М. Ибрагимовой, нормы права, установленные в Рекомендациях, не в полной мере реализованы в образовательном праве РФ [11]. В результате профессиональный статус педагогического работника, определяющий правовое регулирование положения преподавателей, позволяет возложить все ответственность на него.

В условиях неопределенности правового регулирования положения преподавателей H.A. Бекетовой разработаны рекомендации по включению норм права в локальные акты образовательной организации [7].

Классификацию деяний, квалифицирующих понятие «аморальный проступок» в зависимости от трудовых функций работников образования, провела Г. Мережкина [13]. Разделение понятий образование и воспитание при выполнении трудовых функций педагогических работников свидетельствует об уточнении терминов и определений в сфере образования.

Пришло время актуализировать проблемы в воспитании личности. Переосмыслить идеи отечественного образования в части баланса интересов между личностью и коллективом, а также свободой личности и социальной справедливостью.

Предлагаем внести в Закон об образовании юридически значимое определение термина «воспитание», содержащее, в том числе, сведения о деятельности педагогов по его реализации. С нашей точки зрения, следует детально прописать порядок реализации данного направления в образовательном процессе соотнеся трудовые функции персонала с квалифицирующими признаками, указанными в ст. 156 УК РФ.

Реализация данного положения позволит исключить из правового оборота понятия «жестокое обращение», «неисполнение обязанностей по воспитанию», «аморальный проступок» в части, касающейся их применения к образовательному процессу.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

В связи с этим станет возможным более детально рассматривать квалификацию деяния, разделить понятия «травля», «угрозы», «побои», полученные с привязкой к месту их совершения при реализации образовательных программ в образовательном учреждении или при иных обстоятельствах, не связанных с образованием.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5142/?ysclid=m03hb74hh5670191597

2. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34683/

3. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/?ysclid=m03hjj2da189961468

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m03h3m46d446 4915598

5. Рекомендация о положении учителей (05.10.1966) // Рекомендации ЮНЕСКО, МОТ от 05.10.1966 // URL: https://base.garant.ru/ 2540484/?ysclid=m03hp9ornw253337594

6. Антонова К.Е. Особенности правового статуса образовательных учреждений // Интерактивная наука. 2023. № 8 (84). С. 66-67.

7. Бекетова НА. Неэтичное поведение сотрудника: как справится с грубиянами и хамами // Кадровик-практик. 2023. № 1 // URL: https:// base.garant.ru/77011825/?ysclid=m03gdvigds5366 75886

8. Быкова Е.Г., Сидорова Е.З. Некоторые проблемы правовой оценки и предупреждения неосторожных преступлений в сфере образования, совершенных при ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей // Рос. следователь. 2023. № 10. С. 46-50.

9. Волков А.М. Как написать жалобу: образцы с комментариями на все случаи жизни // Сборник. 2020. С. 46-56.

10. Долгова С.И. Профилактика травли (бул-линга) в образовательных организациях и полномочия органов внутренних дел в ее осуществлении // Административное право и процесс. 2022. № 11. С. 57-60.

11. Ибрагимова Е.М. Правовое регулирование положения преподавателей в современном мире: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Международный правопорядок в современном мире и роль России в его укреплении». 2012. С. 351—354.

12. Курбенков В.А., Новосельцев А.Ю. Буллинг в российских школах: правовые проблемы профилактики // Журнал рос. права. 2020. № 3. С. 95—102.

13. Мережкина Г. Увольняем работника за аморальный проступок: алгоритм и документы // Новая бухгалтерия. 2013. № 5 // URL: https:// base.garant.ru/57739130/?ysclid=m03fffucfm 128458771

14. Пластинина Н. Учитель может уволиться только сам? // Трудовое право. 2019. № 11 // URL: https://base.garant.ru/77477353/?ysclid=m03 fjhypqf536220821

References

1. Civil Code of the Russian Federation: Federal Law of 30.11.1994 № 51-FZ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/?ysclid=m03hb74hh5670191597

2. Labor Code of the Russian Federation: Federal Law of 30.12.2001 № 197-FZ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34683/

3. Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law of 13.06.1996 № 63-FZ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/?ysclid=m03hjj2da189961468

4. On education in the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/?ysclid=m03h3m46d4464915598

5. Recommendation on the situation of teachers (October 5, 1966) // Recommendations of UNESCO, ILO of 05.10.1966 // URL: https:// base.garant.ru/2540484/?ysclid=m03hp9ornw 253337594

6. Antonova K.E. Features of the legal status of educational institutions // Interactive science. 2023. № 8 (84). Pp. 66—67.

7. Beketova N.A. Unethical behavior of an employee: how to cope with rude and boors // Personnel practitioner. 2023. № 1 // URL: https:// base.garant.ru/77011825/?ysclid=m03gdvigds53 6675886

8. Bykova E. G, Sidorova E.Z. Some problems of legal assessment and prevention of careless crimes in the field of education committed in the improper performance of professional duties / / Russian investigator. 2023. № 10. Pp. 46—50.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

9. VolkovA.M. How to write a complaint: samples with comments on all occasions // Collection. 2020. Pp. 46-56.

10. Dolgova S.I. Prevention of bullying in educational organizations and the powers of the internal affairs bodies in its implementation // Administrative law and process. 2022. № 11. Pp. 57—60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ibragimova E.M. Legal regulation of the position of teachers in the modern world: Materials of the International scientific and practical conference «International law and order in the modern world and the role of Russia in its strengthening. 2012. Pp. 351—354.

12. Kurbenkov V.A., Novoseltsev A.Yu. Bulling in Russian schools: legal problems of prevention // Journal of Russian Law. 2020. № 3. Pp. 95—102.

13. Merezhkina G. We dismiss the employee for immoral misconduct: algorithm and documents // New accounting. 2013. № 5 // URL: https:// base.garant.ru/57739130/?ysclid=m03fffucfm 128458771

14. Plastinina N. Teacher can only quit himself? // Labor law. 2019. № 11 // URL: https://base.garant. ru/77477353/?ysclid=m03fjhypqf536220821

Информация об авторе Кузнецова Н.С. — магистрант факультета психологии и права

Статья поступила в редакцию 02.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Kuznetsova N.S. — master's student of the faculty of psychology and law

The article was submitted 02.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Социальная конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / под науч. ред. И .В. Грошева, А.Н. Сухова; под общ. ред. И.И. Аминова. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 303 с.

ISBN 978-5-238-03933-6

В учебнике раскрываются понятие и структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и классификация. Особое внимание уделяется освещению истории развития как западной, так и отечественной социальной конфликтологии. Излагается социально-психологический подход к пониманию различных видов конфликта.

Содержатся не только теоретические, но и прикладные аспекты реальной практики урегулирования и разрешения социальных конфликтов. Анализируются различные технологии их превенции.

Для студентов-бакалавров и магистрантов, обучающихся по гуманитарным специальностям, в том числе психологов, социологов, политологов, социальных работников, юристов, экономистов, преподавателей, менеджеров, политиков и госслужащих.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.