Научная статья на тему 'Перспективы развития системы предупреждения организованной преступности в российской экономике'

Перспективы развития системы предупреждения организованной преступности в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
организованная преступность / коррупция / экономика / предупреждение организованной преступности / organized crime / corruption / economics / prevention of organized crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Лидия Ирековна Ларионова

Организованная преступность представляет существенную угрозу для стабильности и развития российской экономики. В последние годы эта проблема приобрела новый масштаб, требующий серьезных и системных решений. В статье рассматриваются современные методы и подходы к предупреждению организованной преступности, а также анализируются их потенциальные последствия и перспективы для экономического роста в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of the organized crime prevention system in the Russian economy

Organized crime poses a significant threat to the stability and development of the Russian economy. In recent years, this problem has acquired a new scale, requiring serious and systemic solutions. The article examines modern methods and approaches to the prevention of organized crime, as well as analyzes their potential consequences and prospects for economic growth in Russia.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы предупреждения организованной преступности в российской экономике»

Закон и право. 2024. № 10. С. 272-277. Law and legislation. 2024;(10):272-277.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-272-277 EDN: https://elibrary.ru/AOUHKO

NIION: 1997-0063-10/24-539 MOSURED: 77/27-001-2024-10-739

Перспективы развития системы предупреждения организованной преступности в российской экономике

Нодари Дарчоевич Эриашвили1, Лидия Ирековна Ларионова2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия; Государственный университет управления, Москва, Россия

2 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия

1 professor60@mail.ru

2 kazan_larionova@mail.ru

Аннотация. Организованная преступность представляет существенную угрозу для стабильности и развития российской экономики. В последние годы эта проблема приобрела новый масштаб, требующий серьезных и системных решений. В статье рассматриваются современные методы и подходы к предупреждению организованной преступности, а также анализируются их потенциальные последствия и перспективы для экономического роста в России.

Ключевые слова: организованная преступность, коррупция, экономика, предупреждение организованной преступности.

Для цитирования: Эриашвили Н.Д., Ларионова Л.И. Перспективы развития системы предупреждения организованной преступности в российской экономике // Закон и право. 2024. № 10. С. 272—277. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-272-277 ЕБЫ: https://elibrary.ru/AOUHKO

Original article

Prospects for the development of the organized crime prevention system in the Russian economy

Nodari D. Eriashvili1, Lidia I. Larionova2

1 Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow,

Russia; State University of Management, Moscow, Russia

2 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia

1 professor60@mail.ru

2 kazan_larionov@mail.ru

Abstract. Organized crime poses a significant threat to the stability and development of the Russian economy. In recent years, this problem has acquired a new scale, requiring serious and systemic solutions. The article examines modern methods and approaches to the prevention of organized crime, as well as analyzes their potential consequences and prospects for economic growth in Russia.

Keywords: organized crime, corruption, economics, prevention of organized crime.

For citation: Eriashvili N.D., Larionova L.I. Prospects for the development of the organized crime prevention system in the Russian economy // Law and legislation. 2024;(10):272—277. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-10-272-277 EDN: https://elibrary.ru/AOUHKO

© Эриашвили Н.Д., Ларионова Л.И. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Организованная преступность является одним из наиболее значительных вызовов, с которыми в настоящее время сталкивается российская экономика. Она оказывает негативное воздействие на экономические процессы, ограничивая возможности государства по обеспечению устойчивого развития, ставя под угрозу национальную безопасность и благосостояние граждан.

Если обратиться к истории, то в 1988 г. во Франции на первом Международном симпозиуме по проблемам борьбы с организованной преступностью было принято рабочее определение организованной преступной деятельности: всякое предприятие или группа лиц, занимающиеся, невзирая на государственные границы, длящейся незаконной деятельностью с преимущественной целью извлечения прибыли.

Ученые-исследователи Н.П. Яблоков, В.А Осин, С.Д. Самыгин1 подчеркивают, что организованная преступность представляет собой качественно новый уровень групповой профессиональной преступности [цит. по: 6, с. 14].

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, поскольку воздействие организованной преступности на экономику многогранно.

Во-первых, она способствует развитию теневой экономики, уменьшая налоговые поступления и сокращая финансовые ресурсы, доступные для государственных проектов и программ. Криминальные группы занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, отмыванием денег и коррупцией, что подрывает легитимные бизнесы и создает нечестные условия конкуренции.

Во-вторых, организованная преступность формирует цепочки коррупции, пронизывающие различные уровни власти и бизнеса. Коррупционеры все чаще входят в сговор с преступными элементами, способствуют принятию выгодных для преступников решений, что увеличивает их влияние на экономические и политические процессы. Это приводит к снижению доверия к государственным институтам и тормозит привлечение иностранных инвестиций, необходимых для развития экономики.

В-третъих, организованная преступность создает угрозу национальной безопасности. Реализуя свои интересы через насилие, шантаж и другие методы, преступные организации ставят под угрозу безопасность граждан и подрывают общественный порядок. Это, в свою очередь,

1 https://ego.ui.ranepa.ru/issue/2010/03/14

создает нестабильную социальную обстановку, которая разрушительно влияет на экономику страны.

Отметим, что вся организованная преступность в сфере экономики характеризуется комплексом противоправных посягательств, причиняющих ущерб экономическим интересам общественности и собственности, законодательно охраняемых вследствие совершения преступлений.

Обобщенно охарактеризовать такие преступления трудно, поскольку их схемы, методы и формы являются разнообразными и способными адаптироваться к изменению внешних условий [5].

Предупреждение организованной преступности является одним из ключевых направлений в обеспечении безопасности и стабильности общества. И, по нашему мнению, эта задача требует комплексного подхода, включающего как превентивные меры, так и репрессивные действия, так как в современных условиях организованная преступность проникает во все сферы общественной жизни, включая экономику, политику и даже государственные институты. В связи с этим борьба с ней должна быть многоуровневой и многоплановой.

На сегодняшний день в Российской Федерации создана достаточно разветвленная законодательная и нормативная база по борьбе с организованной преступностью. Основные законы и акты, регулирующие эту сферу, включают: Уголовный кодекс Российской Федерации (особенно ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)») [1]; Федеральный закон «О противодействии коррупции» [2]; Федеральный закон «О безопасности» [3], а также нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры).

Государственные органы, в том числе Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Следственный комитет и прокуратура, несут основную ответственность за противодействие организованной преступности. Однако их деятельность сталкивается с серьезными вызовами, которые значительно усложняют борьбу с этим явлением.

Одним из главных факторов, затрудняющих работу правоохранительных органов, является коррупция среди их сотрудников. В ряде случаев преступные группировки осуществляют подкуп должностных лиц, от рядовых оперативных работников до высокопоставленных чиновников, что приводит к утечке конфиденциальной информации и создает условия для безнаказанности.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

В некоторых регионах может складываться система взаимного прикрытия коррумпированных чиновников, что существенно затрудняет их разоблачение и привлечение к ответственности.

Разрозненность информационных баз данных в различных ведомствах создает препятствия для обмена информацией, что негативно сказывается на оперативности расследования преступлений. Междуведомственная конкуренция и недостаточная координация приводят к дублированию усилий и упущению возможностей. Кроме того, ограниченные ресурсы и финансирование негативно влияют на эффективность работы правоохранительных органов. Многие из них сталкиваются с дефицитом квалифицированных сотрудников, особенно в регионах. Нехватка современного оборудования также затрудняет выполнение задач.

Развитие системы противодействия организованной преступности требует, прежде всего, совершенствования законодательной базы. Необходимо проводить корректировку и дополнение действующего законодательства с учетом современных вызовов и новых форм преступной деятельности. Важно ужесточить наказание за участие в организованных преступных формированиях и усилить меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем.

Формирование квалифицированного кадрового состава в структурах правоохранительных органов играет решающую роль в противодействии организованной преступности. В связи с этим целесообразно рассмотреть ряд предложений, которые могут способствовать усилению эффективности борьбы с данной угрозой, именно:

1) разработка модульных программ обучения, охватывающих как теоретические основы, так и практические навыки сотрудников правоохранительных органов;

2) проведение тренингов, направленных на освоение современных методов расследования преступлений;

3) внедрение передовых технологий и аналитических инструментов в практику работы правоохранительных органов;

4) усиление внимания к профилактике преступности и взаимодействию с общественностью;

5) организация программ стажировок и обменов опытом с правоохранительными органами других государств, в особенности тех стран, которые продемонстрировали успехи в борьбе с организованной преступностью;

6) проведение международных семинаров и конференций, способствующих обмену знани-

ями и передовыми практиками в области противодействия организованной преступности.

Обратим внимание на то, что в настоящее время достаточно остро стоит вопрос усовершенствования социальных гарантий для сотрудников правоохранительных органов и их семей, которые охватывают медицинское страхование для тех, кто достиг соответствующего возраста, предоставляющего права на пенсию; пенсионное обеспечение на должном уровне и программы доступного жилья [4].

Большинство социальных гарантий предоставляются сотрудникам, но, к сожалению, не в полном объеме и не всем. Также необходимо рассмотреть вопрос повышения заработной платы и внедрения прозрачной системы премирования и поощрения для стимулирования сотрудников, предотвращения большого количества увольнений из органов внутребнних дел. Пока этот вопрос находится на стадии «ежемесячного обсуждения на высоком уровне», но реализации нет [7].

Ключевым аспектом является разработка и реализация программы профессионального развития, которая будет предусматривать возможность ротации сотрудников между структурными подразделениями и постоянное повышение квалификации на всех этапах карьерного пути. Руководство должно уделять внимание поддержанию баланса между рабочим временем и личной жизнью сотрудников с целью профилактики их профессионального выгорания. Требуется обеспечение сотрудников необходимыми техническими средствами и оборудованием для эффективной работы, а также модернизация рабочих мест, в том числе создание современных криминалистических учебных центров и лабораторий.

Помимо этого, считаем, что нужно уделить внимание оптимизации взаимодействия в сфере обмена данными между федеральными и региональными структурами. И не следует забывать о международных партнерах, так как современные преступные организации действуют на транснациональном уровне.

На наш взгляд, установка эффективных каналов сотрудничества и оперативного обмена информацией позволит ускорить выявление угроз, виновных лиц и пресечение преступной деятельности.

Вместе с тем существующие системы связи, с нашей точки зрения, нуждаются в постоянном совершенствовании, а методы обмена данными должны адаптироваться к динамично меняю -щимся условиям и технологическим инновациям. Также необходимо внедрение передовых тех-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

нологий и создание единой информационной системы с надежной защитой данных и контролем доступа. Такая система позволит правоохранительным органам оперативно обмениваться актуальной информацией, минимизируя бюрократические процедуры [8].

Международное сотрудничество в сфере безопасности должно строиться на принципах доверия и взаимопонимания между государствами. А для этого мы считаем необходимо создать сеть партнеров, которая будет включать международные организации (например, Интерпол и Евро-пол) и которые будут заключать соглашения по вопросам безопасности. Проведение совместных операций, а также обмен передовым опытом будут способствовать повышению эффективности борьбы с транснациональной преступностью.

При этом важно все-таки учитывать правовые аспекты обмена информацией, гарантируя защиту персональных данных и соблюдение прав человека. Государствам необходимо разработать и ратифицировать унифицированные нормы, регулирующие передачу и использование конфиденциальной информации. Наличие четкой правовой информации необходимо для эффективного сотрудничества, так как это будет способствовать укреплению доверия между участниками и минимизирует риски несанкционированного использования данных.

Обратим внимание на необходимость контроля над финансовыми потоками, которые могут быть связаны с организованной преступностью. Строгие методы финансового наблюдения, обеспечение прозрачности банковских действий и ужесточение наказаний за финансовые проступки могут существенно подорвать экономическую основу преступных группировок. А для этого нужно наладить взаимодействие с финансовыми учреждениями, обучить сотрудников методам выявления и предотвращения подозрительных транзакций.

Необходимо развитие международного сотрудничества в борьбе с финансовыми преступлениями, поскольку организованные преступные сети часто действуют за пределами Российской Федерации и требуют скоординированных действий правоохранительных органов и финансовых структур тех стран, где совершаются преступления.

Нельзя упустить такую задачу, как повышение осведомленности населения и бизнеса нашей страны о различных видах финансового мошенничества. Образовательные программы, семинары и тренинги смогут помочь предпри-

нимателям и в особенности гражданам распознавать признаки возможных преступных схем и предпринимать соответствующие меры предосторожности.

Особое внимание требуют правовые аспекты борьбы с мошенничеством. С нашей точки зрения, законы должны быть гибкими и оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям и методам, которые используют преступники. Введение строгих санкций и установление жестких контрольных механизмов могут служить сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей. Нельзя забывать и про защиту прав и интересов пострадавших, необходимо предоставлять им доступ к правовой помощи и компенсациям.

В современном мире, где стремительно развиваются технологии, необходимо внедрение инновационных решений, привлекая искусственный интеллект и блокчейн. Это также может помочь усилить контроль над финансовыми потоками, поскольку эти технологии обладают потенциалом глубокого анализа и прозрачности финансовых операций, что, в свою очередь, существенно затруднит деятельность преступных структур. Вклад ресурсов в разработку и применение передовых технологий, безусловно, станет ключевым фактором укрепления финансовой безопасности и минимизации уровня организованной преступности.

Также обратим внимание на то, что в противодействии организованной преступности немаловажную роль играют и профилактические мероприятия, и социальная работа. Разработка и реализация программ, направленных на предупреждение преступлений среди молодежи и ресо-циализацию ранее судимых лиц, способны снизить уровень рецидивов и вовлеченности в криминальные группировки.

Например, программы, которые будут направлены на содействие трудоустройству, особенно это касается бывших заключенных. Это поможет снизить риск рецидива. Рабочие места и стабильный доход помогут людям вернуться к нормальной жизни и интегрироваться в общество.

Психологическое консультирование и поддержка могут помочь молодежи и экс-заключенным справляться с трудностями и стрессами. Это особенно важно для лиц, испытывающих посттравматическое стрессовое расстройство и другие психологические проблемы.

Обеспечение доступной юридической помощи может помочь людям защитить свои права и избежать повторных нарушений закона. Важно оказывать поддержку социальным инициативам,

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

направленным на улучшение социально-экономических условий в регионах с высоким уровнем преступности (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Казань и другие города).

В заключение нашего исследования отметим, что перспективы системы профилактики организованной преступности в российской экономике внушают оптимизм. Меры по борьбе с организованной преступностью играют ключевую роль в поддержании экономической стабильности и правопорядка в России. И только эффективное противодействие таким преступлениям может значительно сократить масштабы теневой экономики, что будет способствовать экономическому росту и привлечению инвестиций.

Использование современных технологий, аналитических подходов даст новые возможности для предотвращения преступной деятельности. Внедрение передовых систем мониторинга финансовых потоков и координация усилий между государственными и частными учреждениями могут существенно повысить эффективность борьбы с экономическими преступлениями. Разработка комплексных программ для выявления и пресечения схем отмывания денег, незаконной торговли и коррупционных действий станет важным шагом для защиты экономических интересов России.

Также необходимо отметить, что развитие системы предупреждения организованной преступности требует международного сотрудничества. Глобализация экономических процессов и транснациональный характер организованной преступности диктуют необходимость обмена опытом и информацией с зарубежными партнерами. Подписание и соблюдение международных соглашений обязывают Российскую Федерацию участвовать в инициативах по борьбе с финансовыми преступлениями, что укрепит доверие международного сообщества и улучшит деловую репутацию нашей страны.

Успешное развитие системы предупреждения организованной преступности будет способствовать созданию более прозрачной и предсказуемой деловой среды в России. Снижение уровня преступности и коррупции привлечет как внутренних, так и иностранных инвесторов, что создаст новые возможности для экономического роста и стабильности.

Борьба с организованной преступностью — это долгосрочный и многоуровневый процесс, требующий скоординированных действий и постоянного совершенствования законодательных и правоприменительных механизмов.

Список источников

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.06.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 08.08.2024) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/cad87fb35 1934e731be49cb6ee1b17de00c25d46/ (Дата обращения: 10.09.2024)

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.08.2024) // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_116897/1a582777bf875ba54a6ad6ae03e cab4a5002b6bd/#dst 100040 (Дата обращения: 10.09.2024)

3. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (с изм. от 10.07.2023) // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108546/?ysclid=m0xwwliua3228 670103(Дата обращения: 07.09.2024)

4. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 247-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) //: URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121488/?ysclid=m0z0g3n07p151645160 (Дата обращения: 07.09.2024)

5. Большаков С.Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С.Н. Большаков, О.Л. Ким, М.И. Чекалев // Экономика и политика. 2020. № 1 (15). С. 16-22.

6. Виклюк A.M. Российский и зарубежный опыт противодействия организованной преступности // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2010. № 3.

7. Матвиенко В.И. Подход к оплате труда сотрудников полиции требует пересмотра // URL: https://ren.tv/news/v-rossii/1234040-matvienko-podkhod-k-oplate-truda-sotrudnikov-politsii-trebuet-peresmotra?ysclid=m0z0msb mif89575182 5матвиенко (Дата обращения: 12.09.2024)

8. Уголовно-правовые риски в условиях циф-ровизации: способы противодействия // URL: https://www.garant.ru/news/1443692/?ysclid= m0z19gmpvf122071130 (Дата обращения: 12.09.2024)

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 13.06.2024, with amendments and additions, intro effective from 08.08.2024) // URL: https://www.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ cad87fb351934e731be49cb6ee1b17de00c25d46/ (Accessed 10.09.2024)

2. Federal Law «On Combating Corruption» dated 25.12.2008 № 273-FZ (with amendments and additions, intro effective from 08.08.2024) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_116897/1a582777bf875ba54a6a d6ae03e cab4a5002b6bd/#dst100040 (Accessed 10.09.2024)

3. Federal Law «On Security» dated 28.12.2010 № 390-FZ (from 10.07.2023) // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 108546 /?ysclid=m0xwwliua3228670103 (Accessed 07.09.2024)

4. Federal Law «On Social Guarantees to Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 19.07.2011 № 247-FZ (with amendments and Additions, intro effective from 01.01.2024) // URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121488 /?ysclid=m0z0g3n07p151645160 (Accessed 07.09.2024)

5. Bolshakov S.N. Organizational structures of municipal management and their improvement / S.N. Bolshakov, O.L. Kim, M.I. Chekalev // Economics and politics. 2020. № 1 (15). Pp. 16—22.

6. Viklyuk A.M. Russian and foreign experience in countering organized crime // EGO: Economics. State. Society. 2010. № 3.

7. Matvienko V.I. The approach to remuneration of police officers requires revision // URL: https:// ren.tv/news/v-rossii/1234040-matvienko-podkhod-k-oplate-truda-sotrudnikov-politsii-trebuet-peresmotra?ysclid = m0z0msbmif895751825 (Accessed 12.09.2024)

8. Criminal law risks in the context of digitaliza-tion: methods of counteraction // URL: https:// www.garant.ru/news/1443692 /?ysclid=m0z19gm pvf122071130 (Accessed 120.09.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Эриашвили Н.Д. — доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры частного права Государственного университета управления, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, Почетный работник сферы образования РФ

Ларионова Л.И. — преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the authors

Eriashvili N.D. — doctor of economics, candidate of law, candidate of historical, professor, professor department of the civil and labor law, civil process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', professor of the department of private law of the State University of management, Laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology, Laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of education, Honorary Worker of the education sector of the Russian Federation

Larionova L.I. — lecturer at the department of administrative law, administrative activities and management of internal affairs bodies

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.